Финансовая система Российской Федерации на современном этапе

, три главы, заключение, приложение.

Во введении отражена актуальность исследования выбранной темы, объект и предмет исследования, цель, задачи, методы и теоретическая база.

В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты изучения сущности функции финансов: понятие финансов, функции финансов.

Во второй главе изучается финансовая система и ее звенья, рассматривается финансовая система России.

В третьей главе проводится анализ финансовой системы России на современном этапе, рассматриваются проблемы и перспективы развития.

Теоретической базой при написании курсовой работы послужили научные труды отечественных авторов в области финансов, таких как Романовский М. В., Поляк Г. Б., Мысляева И. М. и др., также были изучены статьи журнала «Вопросы экономики», проанализирована информация с Интернет-серверов.

Глава 1. Теоретические основы изучения сущности функции финансов

.1 Анализ понятия «финансы»

Финансы (в широком смысле) — это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий.

Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.

Эти экономические отношения осуществляются:

по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;

для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

15 стр., 7049 слов

Сущность и функции финансов в современной экономике

... акционерные общества и др. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения ...

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций или фирм и корпораций.

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступают хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), в качестве центра — государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке. Таким образом, финансы — это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого. Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, являясь денежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к финансовым.

Поскольку современные финансовые рынки на три четверти опосредуют спекулятивные операции, то слово «финансовые» в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших.

Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что в случае государства отношения по поводу выплаты налогов являются императивными, а в случае спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно. Другими словами, финансы являются механизмом неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечения возможности выполнения им его функций, в которых общество нуждается. Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономической системе (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими субъектами, включая государство) или механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

102 стр., 50696 слов

Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения ...

... квартал 2013 г. к II кварталу 2012 г. Замедление темпов экономического роста в государствах - участниках СНГ в первом полугодии 2013 года происходило прежде всего под влиянием спада ... Таблица 1 Основные экономические показатели государств - участников СНГ в 2012 и 2013 годах (% к соответствующему периоду прошлого года) Показатели Первое ...

. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит).

Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

основой их существования и формирования является сфера материального производства;

они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1.2 Основные функции финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

4 стр., 1965 слов

Сущность, назначение и функции бухгалтерской финансовой отчетности

... Для написания данной курсовой работы были использованы: 1.Сущность, назначение и функции бухгалтерской финансовой отчетности 1.1. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности Законодательные и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в РФ, по степени значимости группируются по ...

наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);

дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия — дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

)налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

)государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

)регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

)установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства.

Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования.

Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний.

Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

6 стр., 2571 слов

Современные информационные технологии в управлении системами электроснабжения

... -коммуникационных технологий, связи, внедрения систем современной автоматизации управления. Одновременно в "SmartGrid" интегрируются источники распределенной децентрализованной генерации, системы хранения электроэнергии, распределенные системы автоматики, контроля и мониторинга, разрабатываются и внедряются автоматизированные системы управления подстанциями, системы управления ...

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной.

Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной части бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены понятие финансов, сущность функции финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

8 стр., 3617 слов

Финансовая система Германии

... является рассмотрение денежной системы Федеративной Республики Германии. Для этого рассматриваются все звенья денежный системы. 1. Федеральный бюджет как основное звено денежной системы Финансовая система - это ... -экономической формации; в узком смысле - система денежных учреждений страны. Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, особые правительственные и ...

финансовый система функционирование формирование

Глава 2. Исследование финансовой системы

.1 Финансовая система и ее звенья

Финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения. В некоторых случаях рынок для работы с конкретными финансовыми инструментами расположен в определенном месте. Это относится, например, к Нью-йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange) или к Осакской бирже фьючерсов и опционов (Osaka Options and Futures Exchange), которые находятся соответственно в Нью-Йорке (США) и Осаке (Япония).

Но так бывает не всегда. Например, внебиржевые рынки (over the counter markets) акций, облигаций и валюты в основном представлены глобальными компьютерными и телекоммуникационными сетями, объединяющими торговцев ценными бумагами всего мира и их клиентов в единую структуру.

Современная финансовая система имеет глобальный характер. Финансовые рынки и посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть, благодаря которой переводы платежей и торговля ценными бумагами производятся практически круглосуточно. Таким образом, если крупная корпорация, расположенная, скажем, в Германии, решает финансировать новый проект, то она рассматривает любые инвестиционные возможности, включая, например, выпуск и продажу акций на Лондонской или Нью-йоркской фондовых биржах или получение займа в каком-либо японском пенсионном фонде. Причем в последнем случае заем может быть представлен как в немецких марках, так и в японских иенах или в долларах США.

Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками.

Финансовая система в развитых странах включает следующие звенья. Централизованные финансы — это государственные бюджеты, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды; децентрализованные финансы финансы государственных и частных корпораций (предприятий) и финансов домохозяйств. Это группировка по степени централизации.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики.

Государственные финансы — это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий; финансы частного сектора экономики — финансы частных корпораций и финансы домохозяйств.

Государственные и муниципальные финансы призваны обеспечивать финансовыми ресурсами и способствовать решению общегосударственных (муниципальных) задач, поэтому они занимают центральное место в финансовой системе. С точки зрения управления финансовая система представляет собой систему финансовых органов. Управление государственными финансами осуществляют специальные органы, которые делятся на органы общего управления финансами (законодательные) и органы оперативного управления финансами (исполнительные).

7 стр., 3476 слов

Место финансов домохозяйств в финансовой системе Российской Федерации

... отношений; раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций; выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств; обобщить полученный материал и выявить роль финансов домохозяйств в финансовой системе РФ Впервые ... которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домашнее хозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких ...

В экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется законодательными органами путем разработки и применения финансового законодательства, которое регулирует бюджетный процесс, налоговый механизм, управление государственным долгом. К высшим органам власти относятся парламенты в Великобритании и Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, структура которого определяется государственным устройством. В США такими органами являются Министерство финансов (Казначейство) и Административно-бюджетное управление при Президенте США; в Великобритании — Казначейство, Управление таможенных пошлин и акцизов, Управление внутренних доходов, Банк Англии, который управляет государственным долгом; в ФРГ — Федеральное министерство финансов, которому подчиняются федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом; во Франции — Министерство экономики, финансов и бюджета; в Италии — Казначейство, Министерство финансов, Министерство бюджета и планирования, Министерство внутренних дел. Их функциями являются:

разработка финансовой, налоговой, бюджетной, валютной и кредитной политики;

составление и исполнение государственного бюджета;

финансовый контроль за соблюдением финансового, налогового и бюджетного законодательства, распределение финансовых ресурсов по звеньям бюджетной системы, управление госдолгом, кассовое обслуживание бюджета, управление местными финансами и другие.

2.2 Характеристика финансовой системы РФ

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

14 стр., 6621 слов

Современное состояние финансовой системы в России

... современного состояния финансовой системы в России. В рамках указанной цели поставлены следующие задачи: 1. рассмотрение социально – экономической сущности и функций финансовой системы; 2. определение проблем функционирования финансовой системы России; 3. выявление перспектив развития финансовой системы. Основа финансовой системы ...

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

)перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

)регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

)стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

)контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, районные бюджеты в городах. Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

10 стр., 4623 слов

Финансово-кредитная система России

... курсовой работы является исследование сущности финансово - кредитной системы России., Объектом исследования является финансово-кредитная система в РФ на современном этапе., Предметом исследования является действующий механизм финансово-кредитных отношений в РФ., ... воспроизводственные процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения. Финансы являются классической ...

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц. Финансовая система — это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Таким образом, во второй главе курсовой работы были изучены понятие финансовой системы и ее звенья.

Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств. Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Проблемы развития российской финансовой системы

В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием бюджета страны. Рассмотрим их.

Инфляция. Как известно, прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Однако уже сегодня она выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5- 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.

Между тем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно может начать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров — как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидим. Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП — с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста нефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 %.

Объем расходов в законе предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.

Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году — на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году — на 923,2 млрд. рублей.

Во второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.

Следующей проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%.

В Бюджетном послании четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок…».

Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остается инерционной.

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.

Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 — 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния — в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета.

Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

Первичный дефицит федерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.

До осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивый экономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.

Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.

Президент России Д. Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей.

Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон о повышении той части ставки налога на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.

Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внести необходимые изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в 41доллар за баррель», — заявил Путин 19 января на заседании Президиума правительства.

Кроме того, по словам Кудрина, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в феврале рассмотрит параметры федерального бюджета на 2010-2012 годы. Он пояснил, что формировать трехлетний бюджет Минфин будет после того, как определится окончательный объем бюджета на 2009 год. При наибольших расходах дефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном — 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы — в размере 9,025 триллиона рублей.

По прогнозам Минэкономразвития доходы бюджета в 2009 году составят 6,5 триллиона рублей. Что касается расходов, то на совещании у вице-премьера, состоявшемся 26 января 2009 года, было представлено два варианта: 9,6 триллиона рублей и 9,4 триллиона рублей.

По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель. Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит станет только в 2010 году и составит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м — три процента ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 %.

Сейчас перед Россией остро стоят проблема финансовой стабилизации. Финансовый кризис также выявил слабую прогностическую ориентированность федеральных органов власти в секторе управления финансами, в предвидении финансового кризиса, оценке влияния внешних и внутренних факторов и угроз на финансово-экономическую систему России.

3.2Перспективы развития финансовой системы

Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

Совершенствование финансовой системы должно проводиться не в отдельных ее составных частях, а систематически, т.е. всех элементов: банковского сектора, фондового рынка, госбюджета и т.д. рассмотрим основные направления изменения финансовой системы.

Изменение финансовой политики в аспекте инновационного развития страны обусловливает решение ряда задач: повышение в течение среднесрочного периода (к 2011 г.) потенциала расходов бюджетной системы России до 50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное инновационное развитие уже в предстоящем среднесрочном отрезке; переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных (инновационных) ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, инновационного рынка отдельных развитых стран Запада и Востока.

Основные факторы подавления инфляции лежат в сфере инновационной деятельности предприятий и ускорения развития отечественного производства. Именно они обеспечивают достижение баланса между ростом денежного предложения и ростом товарного предложения.

Следует оперативно пересмотреть политику использования нефтегазовых доходов, преодолеть уклон в сторону их «стерилизации» и вымышленные, необоснованные опасения «перегрева» российской экономики и «голландской болезни». Нефтегазовые доходы — это главные конкурентные преимущества России в мировом развитии, поэтому политика их «стерилизации» под «лозунгом» антиинфляционной борьбы означает на деле «стерилизацию» наших преимуществ и блокирование ускоренного инновационного развития.

Чтобы не допустить развертывания нового платежного кризиса с неизбежным бартером и взаимозачетами, следует изменить федеральный закон о Центральном банке РФ и вменить ему функцию прямого кредитования коммерческих банков и предприятий по ставке рефинансирование ЦБ РФ бюджетного дефицита, федерального бюджета и бюджетов регионов-доноров.

Учитывая опыт реализации национальных проектов, позволивших синтезировать бюджетные и материальные потоки, считать целесообразным многократное увеличение финансирования приоритетных национальных проектов (программ), как эффективного инструмента инвестиционно-социальной государственной политики.

Повысить качественность бюджетных проектировок и прогнозов правительственных ведомств, поскольку опыт показывает, что фактические параметры бюджетных доходов и расходов, бюджетного профицита, инфляции существенно не совпадают с законодательными или прогнозными, причем нередко сознательно заниженными, при этом оценка работы ведомств и применение мер ответственности к их руководству в этом аспекте не осуществляется.

Не следует рассматривать как основательные аргументы финансовых властей против снижения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 10-12%: уменьшение ставки НДС до 10% не привело бы к снижению доходов и расходов федерального бюджета, а только сократило бы бюджетный профицит в 2008 г. до 1184 млрд. руб. вместо 1796,1 млрд. руб., который был направлен в стабилизационный фонд.

Сокращение бюджетного профицита для целей инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России и при правильной финансовой политике не несет никакой угрозы инфляции.

Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах.

В современной финансовой системе России большую роль играет банковский сектор. Он является основным источником денежных ресурсов для частных предприятий, одним из основных игроков на фондовом рынке. В этой связи хотелось бы выделить основные направления совершенствования банковского сектора в финансовой системе.

. Необходимо увеличение как совокупного капитала и реальных активов банковской системы, так и отдельных коммерческих банков. Активы российской банковской системы в 2008 г. чуть превысили 342 млрд долл. Соотношение капитала банковского сектора и ВВП в России составляет всего 6,7%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%: доля активов банковского сектора-45% ВВП, в странах Еврозоны-265%, Японии — 550% (максимальный уровень достигнут в Швейцарии -910%).

Что касается уровня концентрации российского банковского сектора, то он сопоставим с зарубежными странами: на долю пяти крупнейших российских банков приходится 43,6% совокупных активов банковской сферы, тогда как в странах Еврозоны этот показатель равен 41%, а в отдельных странах Восточной Европы — от 25% в Германии, до 75% во Франции и 80% в Нидерландах. Однако в области регулирования сделок по слияниям и поглощениям в банковской сфере должна использоваться более осторожная политика. Можно ориентироваться на методы, используемые развитыми странами, в которых действуют ограничения как по максимальной величине рыночной доли создаваемого в результате слияния банка (не более 30-35% рынка), так и по совокупной доле четырех-пяти крупнейших банков страны (60-70%).

. Сохранение ограничения доли участия иностранного капитала. Согласно условиям вступления России в ВТО, доля средств нерезидентов повышена с 25 до 50% (в 1990-е гг. этот показатель составлял 12%), а затем планируется полностью отменить такое ограничение. Для большинства развитых европейских стран характерна незначительная доля средств нерезидентов в банковском секторе (около 20%), при этом иностранным банкам разрешается осуществлять все виды банковских операций, но при выполнении требований по минимальной величине депозитов клиентов — физических лиц (например, не менее 100 тыс. долл.).

Вместе с тем, следует признать позитивным решение о внесении в законодательство норм, определяющих уведомительный порядок приобретения одного процента акций кредитных организаций и разрешительный порядок приобретения более десяти процентов акций кредитных организаций как для резидентов, так и для нерезидентов.

. Необходимо создать условия для долгосрочного долгового внешнего финансирования организаций, в том числе за счет расширения используемых инструментов лизинга, проектного финансирования и прочее.

. Сохранение присутствия государства в нескольких банках, осуществляющих кредитование реального сектора и физических лиц.

. Содействие созданию в стране специализированных кредитных организаций: инвестиционных и ипотечных банков, кредитных союзов, функционирующих в том числе на рынке микрокредитования. В развитых странах для этих целей созданы специализированные инвестиционные банки, деятельность которых подпадает под особый режим законодательного регулирования, в том числе и в области налогообложения.

. Усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны регулирующих органов, а также разработка и внедрение системы оценки и предотвращения рисков банковской системы и др. Определенные подвижки в этом направлении имеются: с 1 января 2008 года каждый коммерческий банк курируется представителем Центрального Банка России.

. Наладить систему рефинансирования коммерческих банков, с предоставлением им возможности привлечения необходимых денежных средств на долгосрочной основе на внутреннем рынке, а не за рубежом.

В отношении фондового рынка большую роль играет программа совершенствования и и регулирования развития фондового рынка на 2008-2012 гг.

В данном документе в качестве основной цели развития фондового рынка на период до 2012 г. определены консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры. Действительно, без обладающих высокой устойчивостью, развитыми технологиями и достаточным собственным капиталом бирж, расчетно-депозитарных, клиринговых и учетных институтов, управляющих компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, банков невозможно обеспечить аккумулирование, быстрое и эффективное распределение финансовых средств и активов, обеспечить их сохранность и рост, особенно в условиях быстро разворачивающихся и глубоких потрясений на ведущих зарубежных финансовых рынках, в мировой финансовой системе в целом.

Программа предполагает значительное повышение качества работы, внутренней эффективности перечисленных выше институтов финансовой инфраструктуры. В частности, это подразумевает значительное улучшение систем внутреннего контроля и управления рисками, обеспечение способности своевременно выявлять мошенничества, злоупотребления, конфликты интересов и обеспечивать соответствующие действия по предотвращению или ликвидации их негативных последствий. В мире накоплен достаточно разработанный арсенал рекомендаций в отношении того, как организуется такая работа. Для того чтобы этот арсенал активно внедрялся и постоянно совершенствовался в российских институтах финансовой инфраструктуры, необходимы два фактора: во-первых, ужесточение контроля со стороны регулирующих органов за соблюдением этими организациями соответствующих стандартов и применение серьезных санкций за допущенные нарушения; во-вторых, значительное повышение прозрачности работы этих организаций, прежде всего управляющих компаний и банков.

Мерами, которые приведут к общему повышению прозрачности, должны стать как достижение организациями прозрачности информации о своей структуре собственности, о главных управленческих процессах и решениях, составе ключевого управленческого персонала, так и своевременное публичное раскрытие результатов проверок деятельности этих организаций органами регулирования по основным параметрам. На наш взгляд, ни существующие в настоящее время санкции за нарушения, чреватые потерей этими организациями своей устойчивости и банкротством, ни раскрытие ими информации о важнейших аспектах своей деятельности, ни обнародование органами регулирования результатов проверок, прежде всего в случаях выявления серьезных нарушений, не обладают достаточно дисциплинирующей силой.

Раскрытие соответствующей информации позволит инвесторам учитывать политику того или иного инвестиционного института в отношении рисков, в том числе рисков корпоративного управления эмитентов, и принять взвешенное решение в отношении передачи в управление своих средств, а инвестиционные институты это стимулировало бы к продуманному осуществлению управления принятых ими средств.

Консолидация институтов финансовой инфраструктуры необходима. Однако она должна сопровождаться резким повышением эффективности работы антимонопольных органов и других органов государственного регулирования — как фондового рынка (ФСФР), так и банковского сообщества (Банк России).

До сих пор в России всякая консолидация на любом рынке сопровождалась резким повышением цен, которые потребители были вынуждены платить за товары или услуги, предлагаемые такими укрупненными структурами. И это с учетом того, что тарифы на многие финансовые услуги и сейчас являются завышенными (достаточно вспомнить ставки по потребительскому кредитованию, размер вознаграждения некоторых управляющих компаний, штрафы за досрочный вывод средств и т. п.).

Очевидно, что продолжение такой негативной традиции в условиях консолидации институтов финансовой инфраструктуры приведет не к расширению масштаба финансового рынка, а к концентрации вокруг небольшого числа богатых клиентов. В свою очередь это не будет способствовать устойчивости рынка и направлению средств рядовых граждан на инвестирование и накопление.

Таким образом, в третьей главе мы выделили основные направления совершенствования развития национальной финансовой системы России.

Так к числу основных мер можно отнести переход к инновационной политике развития, снижение налоговых ставок, финансирование проектов, связанных с развитием интеллектуальных способностей человека, совершенствование законодательства, усилить контроль за ввозом и вывозом финансовых средств.

В целом можно сказать, что реформы, проводимые в последнее время, позволили России в кратчайшие сроки быть вовлеченной в мировые финансовые потоки и мировую финансовую систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

В первой главе курсовой работы были рассмотрены понятие финансов, сущность функции финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Во второй главе курсовой работы были изучены понятие финансовой системы и ее звенья. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств. Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

В третьей главе курсовой работы были обозначены основные проблемы развития финансовой системы России на современном этапе, а также перспективы ее развития.

К основным факторам риска развития финансовой системы можно отнести: нехватку ресурсов в банковской системе, высокую инфляцию, рост долгового бремени госкомпаний и банков, повышение потенциала расходов бюджетной системы России, переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, К перспективам развития относятся: переход к инновационной политике развития, снижение налоговых ставок, финансирование проектов, связанных с развитием интеллектуальных способностей человека, совершенствование законодательства, усиление контроля за ввозом и вывозом финансовых средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — С. 54

2.Поляк Г. Б. Финансы. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 17

3.Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. — М: ИНФРА-М, 2007. — С. 12,13

.Ковалева А. М. Финансы и кредит.- М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 11

5.Дробозина Л. А. Финансы. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. — С. 23

6.Боди З., Мертон Р. Финансы. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. С. 48

7.Поляк Г. Б. Финансы. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 642

8.Химичева Н.И. Финансовое право. — М.: Юристъ, 2004. — С..95

.О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

10.Литовских А. М. Финансы, денежное обращение, кредит. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — С. 9

.Гришанков, Д. Российская финансовая система неадекватна ни текущим потребностям экономики, ни амбициозным целям модернизации страны/ Д. Гришанков, П. Самиев. // Эксперт. — 2011. — № 16 (605).

.Беликов И. О некоторых проблемах развития российской финансовой системы // РЦБ. — 2011. — № 14. — С.61

.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2011 годах. 23 июня 2011г

.Беликов И. О некоторых проблемах развития российской финансовой системы // РЦБ. — 2008. — № 14. — С.61-66.

.Белова, А. Г. Экономический кризис в России: экспертный взгляд/ А. Г.