Финансовая безопасность региона

В настоящее время значительно возросла необходимость создания системы обеспечения финансовой безопасности на всех уровнях, включая макроэкономическую безопасность, безопасность организаций различных отраслей и сфер деятельности, а также финансовую безопасность отдельно взятой личности. Данная проблема является одной из важнейших и, соответственно, наиболее актуальных в последние годы при реализации инновационной экономики в Российской Федерации. Однако очень многие аспекты финансовой безопасности находятся за гранью комплексного системного понимания и, следовательно, эффективной реализации на практике. Сейчас, когда против нашей страны введены и действуют экономические санкции со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов Америки, проблема стала еще более актуальной. В сложных условиях, когда Россию стараются вычеркнуть из числа влиятельных участников глобального финансового рынка, о чем наглядно свидетельствует возврат от формата «Большой восьмерки» к формату «Большой семерки», необходимо искать пути повышения устойчивости национальной экономики, что невозможно без обеспечения финансовой безопасности.

Цель данной работы — определение основных тенденций обеспечения и перспектив укрепления финансовой безопасности России в условиях экономической нестабильности. Для достижения цели следует решить задачи:

— изучить теоретические аспекты обеспечение финансовой безопасности государства (понятие, сущность, содержание, факторы, условия, мировой опыт)

— оценить и проанализировать современное состояние обеспечения финансовой безопасности (организация системы, основные проблемы и угрозы)

— определить пути совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности (направления и мероприятия)

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации. Предметом выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе обеспечения финансовой стабильности как основополагающего элемента национальной безопасности.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды различных отечественных и зарубежных авторов в области финансовой безопасности и экономики государства, аналитические материалы Интернет-ресурсов, а также нормативно-правовые акты РФ.

3 стр., 1378 слов

Особенности финансового обеспечения организаций социальной сферы

... Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 финансовый год» и Закона СК «О бюджете края на 2012 г.». 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В соответствии с ... Конституцией Российская Федерация является социальным государством, в котором ...

В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические материалы Росстата РФ, широкий круг законодательной базы федеральных органов власти, регулирующей различные сферы экономики (банковскую, инвестиционную, страховую и т.д.) , нормативные документы ведущих министерств и служб в области регулирования финансовых отношений, материалы научных публикаций и конференций по схожим темам исследования, статьи периодических изданий с конкретными примерами из российской и мировой практики, а также официальные статистические, справочные и публицистические материалы.

1.Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства

  • Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание

События, происходящие в мире в 2014 — начале 2015 гг., показали, насколько важной является проблема обеспечении финансовой безопасности государства. От ее успешного решения зависит устойчивый экономический рост государства, а также его суверенитет и территориальная целостность. Именно проводимая денежно-кредитная политика, организация налогового и валютного контроля и регулирования составляют основу финансовой системы государства.

Для Российской Федерации вопрос обеспечения финансовой безопасности в настоящее время является одним из наиболее острых. Известно, что формирование мировой финансовой системы прошло без участия Российской империи, СССР и современной России. Следовательно, Российская федерация должна была вступить в игру глобальных финансов, не участвуя в определении ее правил. Последствия этого наша страна постоянно ощущает. Это и экономический кризис 1998 года, и угроза Д. Кэмерона об отключении банковской системы России от системы SWIFT, и оказание давления через введение экономических санкций и т.д. Все это самым отрицательным образом сказывается на всей внешнеэкономической деятельности государства.

В нынешних условиях влияние глобальных финансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно новый уровень. Учитывая ведущее положение, которое занимает финансовая составляющая в современной экономике, мы можем характеризовать её как экономику, управляемую в основном посредством финансовых механизмов и рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. Все это приводит к установлению особой финансовой власти, которая владея мировыми деньгами, распоряжаясь стоимостью, управляя финансовыми потоками воздействует на все мировое хозяйство, а также на отдельные государства.

Существует множество подходов к определению финансовой безопасности, а именно [12]:

— с ресурсно-функциональной точки зрения, финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений; обеспеченность предприятий, домохозяйств, учреждений, областей, регионов, секторов и сфер государственной экономики финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения их потребностей и выполнения обязательств;

9 стр., 4292 слов

Страхование в системе управления экономической безопасностью

... экономической безопасностью. 1. Экономическая сущность и функции страхования, его место и роль в экономике 1.1. Сущность страхования Страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую в себя совокупность форм и методов формирования фондов денежных средств, используемых для защиты ...

— с позиции статики, финансовая безопасность — такое состояние денежно-кредитной, финансовой, банковской, валютной, налоговой, бюджетной, таможенно-тарифной, фондовой и инвестиционной систем, характеризующихся сбалансированностью, устойчивостью к внешнему и внутреннему негативному воздействию, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономическое развитие;

— в контексте нормативно-правового регулирования, финансовая безопасность подразумевает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых нет возможности направлять финансовые потоки в неурегулированные законодательством сферы их использования и максимально уменьшена вероятность злоупотреблений финансовыми ресурсами.

Следовательно, под финансовой безопасностью понимается защищенность финансовых интересов; определенный уровень стабильности и независимости финансовой системы страны в условиях воздействия различных разрушающих факторов; способность финансовой системы обеспечить эффективное функционирование и экономический рост.

Финансовая безопасность является ключевым условием способности государства самостоятельно осуществлять свою экономико-финансовую политику в соответствии с национальными интересами. Финансовая безопасность государства заключается в возможности [4]:

— обеспечивать стабильность расчетно-платежной системы и основных финансовых показателей;

— нейтрализовать воздействие глобальных экономических кризисов и целенаправленных действий мировых акторов (государств, транснациональных корпораций и др.), теневых (кланово-корпоративных, мафиозных и др.) структур на политическую, социальную и экономико-финансовую системы;

— предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;

— не допускать конфликты между различными уровнями и ветвями власти относительно распределения и использования бюджетных средств;

-привлекать и наиболее эффективно использовать иностранные заимствования;

— пресекать административные правонарушения и преступления в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию — отмывание — доходов, полученных преступным путем).

Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай чрезвычайных и непредвиденных ситуаций с целью оперативной и своевременной ликвидации угроз и факторов, которые способствуют разного рода социально-экономическим потерям.

14 стр., 6722 слов

Криминализация экономики и ее влияние на экономическую безопасность государства

... в России. Объект исследования - экономическая безопасность в системе национальной безопасность государства. Предмет исследования - криминализация экономики и теневые экономические отношения как фактор угрозы экономической безопасности государства. При выполнении курсовой работы использовались методы научного исследования: структурирование, ...

1.2Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства

Финансовая безопасность обладает собственным содержанием и позволяет выделить ее типологические особенности, скорректированные на проблематику направлений деятельности финансовой системы.

Рисунок 1- Факторы и условия финансовой безопасности [16]

На рисунке 1 представлены элементы, на основании которых должны формироваться и эффективно использоваться как централизованные, так и децентрализованные финансы.

Финансовая безопасность — чрезвычайно сложная многоуровневая система, образованная рядом подсистем, имеющих определенную структуру и закономерности развития.

Финансовая безопасность государства включает:

— бюджетную безопасность;

— налоговую безопасность;

— безопасность кредитно-банковской системы,

— безопасность финансово-денежного обращения,

— инвестиционную безопасность,

— инфляционно-ценовую безопасность,

— безопасность страхового и фондового рынка,

— валютную безопасность.

Бюджетная безопасность представляет собой состояние обеспечения платежеспособности государства, учитывая баланс доходов и расходов бюджетов всех уровней и эффективность использования бюджетных средств. Бюджетная безопасность государства характеризуется уровнем ВВП, размером дефицита или профицита бюджета, масштабами бюджетного финансирования и его методами, своевременностью принятия и степенью кассового выполнения бюджета, а также качеством бюджетной дисциплины.

Под понятием налоговая безопасность следует понимать эффективность налоговой политики государства, оптимально объединяющей фискальные интересы государства, а также личные и корпоративные интересы налогоплательщиков. Зачастую проблема налоговой безопасности заключается в обеспечении государства налоговыми поступлениями, которые необходимы для выполнения требований провозглашенной экономической доктрины. Кроме того, необходимо иметь в виду, что значительное повышение налоговых ставок приводит к увеличению теневой экономики, массовым уклонениям от уплаты налогов, а, следовательно, и к уменьшению налогооблагаемой базы [5].

Безопасность кредитно-банковской системы определяется ее финансовой и долговой безопасностью.

Под долговой безопасностью понимается некоторый уровень государственной внешней и внутренней задолженности (с учетом ее стоимости и наиболее оптимального соотношения ) , необходимый для решения важных экономических и социальных проблем, а также позволяющий сохранить устойчивость финансовой системы страны к различного рода угрозам, обеспечить возможность страны своевременно осуществлять выплаты по кредитам и займам , сохраняя при этом суверенитет и поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга.

Финансовую безопасность банковской системы следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с позиции последствий ее деятельности для отдельных клиентов, контрагентов и страны в целом. Во-вторых, с точки зрения нейтрализации угроз финансовому состоянию всей банковской системы государства. Сущность финансовой безопасности банковской системы — создание благоприятных условий для реализации экономических интересов кредитных, банковских организаций, их стабильного функционирования и эффективного использования имеющихся ресурсов, а также недопущения различных угроз.

Безопасность финансово-денежного обращения заключается в стабильности национальной денежной единицы, доступности кредитных ресурсов и приемлемом уровне инфляции. Все это способствует росту благосостояния населения, а также экономическому развитию государства.

Инвестиционная безопасность предполагает достижение такого уровня инвестиций, при котором государство может своевременно удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях при оптимальном соотношении иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу. Также инвестиционная безопасность подразумевает положительный национальный платежный баланс, соблюдение взвешенной антиинфляционной политики, снижение дефицита бюджета [8].

Инфляционно-ценовая безопасность проявляется в росте цен, отражающем конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние платежного, торгового и бюджетного балансов. Таким образом, общий инфляционный потенциал экономики, на который оказывают влияние перечисленные выше факторы, зачастую отражает состояние финансовой безопасности в целом.

Под финансовой безопасностью фондового рынка понимается такой объем его капитализации, который способен обеспечить устойчивое финансовое состояние участников: владельцев, эмитентов, организаторов торговли, покупателей, торговцев, посредников (брокеров), регистраторов, консультантов, депозитариев и государства. Давая оценку безопасности фондового рынка, необходимо охарактеризовать рынки государственных и корпоративных ценных бумаг как в целом, так и каждый сегмент в отдельности: рынки облигаций, акций, векселей, сберегательных сертификатов, казначейских обязательств, биржевого и внебиржевого рынков.

Финансовая безопасность страхового рынка предполагает такой уровень обеспеченности компаний-страховщиков финансовыми ресурсами, позволяющий им при наступлении страхового случая возместить оговоренные в договорах убытки их клиентов (страхователей) и обеспечить эффективное функционирование.

Валютная безопасность государства характеризует уровень обеспеченности государства иностранной валютой, которая необходима для выполнения обязательств на международной арене, поддержания стабильности национальной денежной единицы, а также создания оптимальных условий для развития отечественного экспорта, притока в страну иностранных инвестиций, интеграции к мировой экономической системе [15].

Все элементы финансовой безопасности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены друг другом, и ориентированы на обеспечение финансовой устойчивости. Очевидным является то, что финансовую безопасность можно рассматривать и как процесс, и как состояние, и как многофакторную категорию, и как разноуровневую систему.

1.3 Мировой опыт обеспечения финансовой безопасности государства

В условиях кризисных явлений и санкций основными проблемами финансовой безопасности являются сильная зависимость от западных стран, а также неспособность национальной финансовой системы своевременно реагировать на возникающие угрозы, что существенно замедляет экономический рост России.

Для решения данных проблем изучение опыта и принципов обеспечения финансовой безопасности в экономически развитых странах имеет большое практическое значение.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к централизации управления финансовыми системами во всех развитых странах, которая не зависит от государственного устройства, что находит отражение в появлении большого количества финансовых инструментов, применяемых для воздействия на финансовое состояние страны.

Для повышения уровня финансовой безопасности Российской Федерации необходимо создание таких финансовых институтов, посредством реализации задач которых до минимума снижается возможность переадресации потоков денежных средств в теневые сектора экономики, а также исключается возможность злоупотребления ресурсами.

Построение финансовой системы в каждом государстве имеет определенные особенности. Тем не менее можно выделить общие черты ее функционирования с точки зрения централизации финансовых отношений и принадлежности финансового капитала (таблица 1).

Таблица 1- Классификация финансовых систем в зарубежных странах по степени ее централизации и принадлежности [1]

В ведение ………………………………………………………………………………………………………………….

3

1

Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства …..…………………………………….…………………………………………………………….

5

1.1

Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание …………………………………………………………………………………………….

5

1.2

Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства …………………………………………………………………………………………….

8

1.3

Мировой опыт обеспечения финансовой безопасности государства… .

12

2

Анализ и оценка уровня финансовой безопасности ………………… ……………

16

2.1

Анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности государства ……………………………………………….

16

2.2

Организация системы обеспечения финансовой безопасности государства… ……………………………………………………………………………………………………………

20

2.3

Основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности …………………………………………………………

23

3

Перспективы укрепления финансовой безопасности ……………………………………

28

3.1

Направления совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности …………………………………………………………………….

28

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………

33

Список использованных источников ………………………………………………………………………………………..

35

По степени централизации

По принадлежности

Централизованные

Децентрализованные

Государственные финансы

Финансы частного сектора

Государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды.

Финансы государственных и частных компаний, финансы домохозяйств.

Государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Финансы частных компаний и финансы домохозяйств.

При наличии общих черт каждая национальная финансовая система имеет свои особенности. Но по составу субъектов, которые принимают участие в управлении финансами, в развитых странах нет принципиальных отличий. Различия состоят:

— в уровне зрелости каждого субъекта;

— в используемых методах взаимодействия между участниками финансового рынка;

— в применяемых государством механизмах регулирования и контроля финансовых отношений;

— в условиях управления и степени централизации финансовых ресурсов.

Государственные финансы занимают центральное место в финансовой системе, так как выполняют организационную роль.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ институционального построения финансовых систем зарубежных стран с целью обеспечения их безопасности.

Таблица 2 – Институциональное построение финансовой системы [7]

Страна

Уровни государственного управления финансами

Институты оперативного управления финансами

США

Трехуровневая бюджетная система и специальные фонды

Министерство финансов (казначейство) и Административно-бюджетное управление при Президенте. Контроль за сбором налогов осуществляют три службы: служба внутренних доходов (отвечает за внутренние налоги), таможенное бюро (отвечает за таможенные сборы), бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

Германия

Бюджетную система, специальные фонды, внебюджетные фонды в распоряжении центрального правительства, финансы государственных предприятий.

Федеральное министерство финансов, которому подчиняются федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, казначейская и банковская системы, высший контрольный орган по государственным финансам — федеральная счетная палата.

Велико — британия

Двухуровневая бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, финансы государственных предприятий.

Финансовый аппарат страны включает Казначейство, Управление таможенных пошлин и акцизов, Управление внутренних доходов, Тайный совет, который регулирует вопросы применения налогового законодательства, Банк Англии, который управляет государственным долгом.

Франция

Три звена: двухуровневая бюджетная система, специальные фонды, финансы государственного сектора

Министерство экономики и финансов, генеральная дирекция казначейства и экономической политики.

Япония

Включает четыре звена: двухуровневую бюджетную систему, специальные государственные фонды, почтово-сберегательные кассы и финансы государственного сектора.

Министерство финансов, экономический совет при управлении экономического планирования, Комитет по использованию капиталовложений при канцелярии премьер-министра, Ревизионная палата, Банк Японии, Федерация экономических организаций.

Необходимо отметить, что в международном рейтинге, отражающем эффективность работы государственных органов, вышеуказанные страны занимают верхние позиции. Кроме этого, по индексу скрытности в финансовой сфере данные страны также занимают лидирующие позиции (таблица 3).

Такое положение дел в финансовой сфере говорит о защищенности интересов участников национального финансового рынка.

Таблица 3 — Международные рейтинги, отражающие эффективность работы государственных органов, а также уровень скрытности в финансовой сфере, 2016 г. [9]

Эффективность работы государственных органов

Индекс финансовой скрытности

Страна

Процентный ранг (макс. — 100%)

Страна

Ранг (всего 82)

Япония

93,78

США

6

Герма

ния

91,39

Германия

8

США

90,91

Япония

10

Велико — британия

89,95

Великобритания

21

Франция

89,47

Россия

25

Россия

43,06

Франция

43

Правильное построение финансовой системы с учетом национальных условий развития позволяют сбалансировать финансовые отношения между всеми участниками финансового рынка и полностью реализовать следующие функции финансовой системы: составление и исполнение государственного бюджета; разработка бюджетной, налоговой, финансовой, кредитной и валютной политики; контроль за соблюдением, распределение финансовых ресурсов по различным уровням бюджетной системы, управление государственным долгом (внешним и внутренним) и др.

2.Анализ и оценка уровня финансовой безопасности

2.1Анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности государства

Обеспечение финансовой безопасности объективно предполагает разработку ее пороговых значений, а также системы индикаторов, позволяющих определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

Порядок использования пороговых значений является следующим. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России разрабатывают прогнозы социально — экономического развития России на предстоящий год, а Минфин России — проект государственного бюджета. В этих документах содержатся показатели, характеризующие степень экономической безопасности страны.

Рассмотрим динамику некоторых ключевых индикаторов финансовой безопасности Российской Федерации [2].

1.Сбалансированность бюджетной системы РФ.

Дефицит всей бюджетной системы Российской Федерации в 2017 году оценивается на уровне 4,6% ВВП.

Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в 2017 году во многом будет зависеть от реализации мероприятий по обеспечению сбалансированности федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Дефицит федерального бюджета в 2017 году оценивается на уровне 3,8% ВВП, а ненефтегазовый дефицит — 11,5% ВВП. В целом, несмотря на относительно высокий уровень дефицита (увеличение относительно Закона о бюджете составило 3,3% ВВП), федеральный бюджет характеризуется достаточной устойчивостью и сбалансированностью (рисунок 2).

Рисунок 2 – Дефицит федерального бюджета, % ВВП

В связи с напряженной геополитической обстановкой в мире, а также со сложной макроэкономической конъюнктурой в мировой экономике возможности федерального бюджета по выходу на внешние и внутренние рынки капитала будут в 2017 году сильно ограничены. Кроме того, на текущий момент велики риски по неисполнению программы приватизации федерального имущества на 2017 год. Таким образом, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году будут являться средства Резервного фонда, объем которого в текущем году снизится до 3,2% ВВП с 6,8% ВВП на начало года.

Однако суммарный объем нефтегазовых фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) на конец 2017 года оценивается в объеме 8,7% ВВП (соответствует Закону о бюджете), что позволит в 2018 и 2019 годах продолжить финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

2.Инвестиции в основной капитал.

Динамика и прогноз объема инвестиций в основной капитал РФ представлена в таблице 4.

Таблица 4 — Динамика и прогноз объема инвестиций в основной капитал Российской Федерации (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Инвестиции в основной капитал

106,8

99,8

97,5

86,3

в том числе:

Отрасли инфраструктурного сектора

95,6

84,8

100,0

84,5

Государственные капитальные вложения

98,9

105,7

99,1

96,3

Прочие

(за исключением отраслей инфраструктурного сектора и государственных капитальных вложений)

113,1

103,6

96,5

84,7

По таблице 4 видно, что со второй половины 2014 г. инвестиционная активность стала резко замедляться в связи с сокращением объема инвестиций компаний инфраструктурного сектора. При этом сохранялся рост инвестиционного спроса в конкурентном секторе частных компаний. По итогам 2015 года в результате значительного ухудшения финансовых результатов деятельности предприятий (на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и роста издержек, связанного с динамикой оплаты труда) замедлился рост инвестиционного спроса и в частном секторе, а динамика инвестиций в основной капитал в экономике в целом перешла в область отрицательных значений.

В 2016 году закрытие внешних рынков капитала и повышение стоимости заемных средств предприятий негативно сказалось на инвестиционном климате страны, что привело к сокращению объема инвестиций компаний рыночных секторов и усилило негативную тенденцию снижения инвестиций в основной капитал в целом по экономике.

3. Инфляция.

По итогам 2016 года потребительская инфляция составила 11,4%. Она стала набирать темп с августа после введения контрсанкций по ограничению продовольственного импорта, к которым в последующем присовокупился эффект от девальвации рубля, резко усилившийся в конце года на фоне падения рубля в декабре.

В результате воздействия вышеуказанных факторов во второй половине, и особенно в конце года, резко усилилась продовольственная инфляция. Введение ограничений на продовольственный импорт из ряда стран ЕС, Норвегии, США и Канады привело к сокращению предложения, ослаблению конкуренции и разбалансированности рынков. В последние два-три месяца 2016 года инфляционное давление на цены также стала оказывать девальвация рубля в условиях ориентации на цены мировых рынков на зерно и основные виды продовольствия и сохранения значительной доли импорта на продовольственных рынках. По итогам года продовольственная инфляция составила 15,4%, в том числе за октябрь — декабрь цены выросли на 6,5% (более 40% от годового роста).

Таблица 5 — Потребительская инфляция в 2016 году и вклад отдельных факторов, %

Декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.

Прирост цен дек.2015 / дек. пред. года (%)

Прирост цен, %

В том числе вклад, п.п.

курса

контр

санкций

прочих

факторов:

ипц

11,4

4,2-4,3

1,4-1,5

5,6-5,8

6,5

Продовольственные товары

15,4

6,1

3,8

5,5

7,3

Непродовольственные товары

8,1

3,7

X

4,4

4,5

Услуги

10,5

3

X

7,2

8

В 2017 году опережающими темпами продолжат расти цены на продовольственные товары, при этом основной рост будет приходиться на первое полугодие. В структуре товарооборота доля импорта остается высокой, особенно в межсезонный период до начала нового сельскохозяйственного года. Также на удорожание продуктов будут влиять цены на экспортоориентированные сельскохозяйственные товары, ориентированные на мировые цены. В связи с этим товарные рынки будут находиться в состоянии разбалансированности, в том числе из-за регулярных изменений ценовых пропорций между отдельными товарными группами.

На непродовольственные товары в начале года рост цен также будет высоким вследствие влияния предшествующего ослабления курса рубля, учитывая значительные временные лаги, в том числе из-за специфики сезонности потребления в связи с высокой импортозависимостью. Однако за 2017 год рост цен в данной группе товаров будет ниже, чем на продукты под сильным давлением снижения платежеспособности населения. При этом в течение года произойдет изменение структуры импорта в пользу дешевых товаров эконом класса.

На рыночные услуги, оказываемые населению, рост цен в 2017 году будет отставать от инфляции вследствие снижения платежеспособности населения и наиболее сильной реакции данного сектора на эти ограничения. Влияние курсовой динамики на темпы роста цен в данном секторе потребительского рынка существенно слабее, чем на товары.

2.2Организация системы обеспечения финансовой безопасности государства

Формирование эффективной системы финансовой безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. полномасштабной и многоуровневой системы отслеживания динамики всех ключевых экономико-финансовых показателей государства. Однако сложность состоит в определении точных критериев и уровней финансовой безопасности.

На финансовую деятельность воздействует совокупность факторов, которые относятся как к внутренним, так и к внешним условиям функционирования организаций. Финансовая несостоятельность действующих предприятий в развитых странах на 1/3 обусловлена внешними факторами, а на 2/3 — внутренними (в соответствии с усредненными экспертными оценками).

В Российской Федерации переходного периода финансовое состояние в большей степени находится под влиянием внешней среды (инфляция, общеэкономический кризис, платежный кризис и др.) [9].

Понимание финансовой безопасности как объекта исследования должно основываться на осознании сущности финансовой системы, не ограничиваясь лишь ее функциями аккумуляции денежных ресурсов, распределения и перераспределения. Она состоит из определенных финансовых инструментов, которые в некоторой степени отражают характер отношений собственности, а также формирование и движение капиталов в рамках реализуемой денежно-кредитной политики.

С переходом к рыночной системе хозяйствования роль финансов значительно возросла. Перспективы экономического развития во-многом зависят от возможностей финансовой сферы Российской Федерации. Основную отечественной экономике в ближайшем будущем представляют именно внешние условия.

И если российское правительство не в состоянии воздействовать на внешние условия, то отсрочка реформы финансовой сферы выступит в качестве ключевой проблемы экономической политики в ближайшее время.

В основе поступательного развития российской экономики должен лежать рост капитальных инвестиций.

Регулирующие действия монетарных властей должны быть направлены на развитие финансового рынка, что будет способствовать достижению максимальных темпов экономического роста и развитию банковской системы.

В рамках четко очерченной государственной финансовой политики такой критерий, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, выступает в качестве основного показателя развития и эффективности функционирования отечественной финансовой системы.

Приоритетными направлениями, способствующими увеличению данного показателя являются: расширение банковского кредитования реального сектора, а также активизация посреднической деятельности банков при подготовке инвестиционных проектов и привлечении российских и иностранных инвесторов. Однако незначительное развитие данной деятельности в настоящее время приводит к снижению (недополучению) национального дохода.

Реализация указанных мероприятий возможна лишь при существовании эффективной банковской системы, финансовых рынков и наличии инструментов регулирования состояния национальных финансов денежными властями (в первую очередь эффективными процентными ставками).

Национальные интересы России (в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации) представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в социальной, экономической, международной, внутриполитической, военной, экологической, информационной, и других сферах. Они отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Национальные интересы Российской Федерации обеспечиваются институтами государственной власти, которые осуществляют свои функции, взаимодействуя с различными общественными организациями [11].

Важнейшую роль в общей финансовой системе играют государственные финансы (государственный бюджет, финансы государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственный долг и кредит), которые оказывают значительное влияние на социально-экономические процессы, обеспечивают необходимыми ресурсами реализацию основных функций государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами мобилизации необходимых денежных средств, основными из которых являются взимание налогов, осуществление займов и эмиссия.

Система государственных доходов должна выполнять не только фискальную функцию, т. е. формировать государственные финансы, но и решать экономические и социальные задачи.

Центральное место в системе госдоходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, которая выражает основные свойства финансов в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей.

Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Кроме того, механизм исчисления налогов, их размеры, виды, а также применяемые налоговые льготы могут существенно влиять на развитие производства, совершенствование его территориальной и отраслевой структуры, стимулирование различных видов деятельности, следовательно, иметь экономическое значение [13].

2.3Основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности

Высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длительное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления».

В кризисные и посткризисные 2008-2010 гг. наибольшую финансовую опасность для России представляли следующие угрозы: рост корпоративного внешнего долга;

— расчеты по внутреннему долгу;

— недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;

— низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;

— нестабильность цен.

Новый экономический кризис, разыгравшийся в свет событий вокруг Украины, привел к усугублению старых и появлению новых угроз финансовой устойчивости России.

На сегодняшний день можно выделить две основные группы угроз: внутренние и внешние.

Внутренние угрозы [3]:

— затяжной характер экономического кризиса, замедленный выход из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;

— сокращение ресурсов в финансово-кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;

— низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения;

— криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

Внешние угрозы:

— утрата внешнеэкономических позиций России, вследствие вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, а также введение экономических санкций;

— неравноправное участие России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;

— повышение внешней финансовой задолженности России, и как следствие, усиление ее зависимости от иностранных кредитов;

— высокая валютизация банковской системы;

— зависимость курса национальной валюты от цен на энергоносители и т.д.

Учитывая многоаспектность категории финансовой безопасности, сложность взаимосвязей и взаимозависимости различных ее элементов, нельзя моментально определить все критические точки и тем более — предложить однозначный рецепт их ликвидации.

Возможности системы финансовой безопасности зависят от принципов ее построения, взаимодействия элементов, применяемых средств и способов.

К таким принципам относятся [10]:

— необходимость разработки и принятия государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности в составе соответствующих концепций и программ;

— определение приоритетов и основных направлений государственной политики в сфере финансовой безопасности;

— наличие совокупности основных критериев финансово-кредитной сферы с точки зрения соблюдения ее безопасности;

— необходимость определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности и их сравнения с текущим состоянием;

— необходимость структурного формирования и правового оформления системы финансовой безопасности;

— постоянный мониторинг основных индикаторов безопасности финансово-кредитной сферы.

Вместе с тем такая позиция, во-первых, отождествляет категории «финансовая безопасность» и «безопасность финансово-кредитной сферы», тогда как вторая является лишь составной частью первой. Во-вторых, приведенный перечень именно к принципам организации финансовой безопасности как основных, исходных положений любой теории, основных правил деятельности можно отнести весьма условно.

На мой взгляд, система обеспечения и повышения финансовой безопасности должна базироваться на принципах:

— законности (легитимности) (деятельность всех субъектов финансовой безопасности должна осуществляться исключительно на действующей правовой основе, в рамках компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами);

— обоснованности (все составляющие системы должны базироваться на четкой теоретической и методологической основе);

— управляемости (обусловленность иерархичности структуры самой системой, сложностью и важностью задач, возлагаемых на систему обеспечения финансовой безопасности, необходимостью безусловного и непрерывного контроля над их исполнением);

— справедливости и равноправия;

— многомерности (учет всех аспектов проявления финансовой безопасности);

— комплексности (ни один компонент финансовой безопасности не может полностью компенсировать отсутствие другого;

обеспечения баланса финансовых интересов на макро- и микроуровне;

— взаимоответственности всех субъектов финансовой безопасности на всех ее уровнях;

При этом следует помнить, что сочетание компонентов системы не является чем-то постоянным: роль составляющих системы финансовой безопасности меняется в зависимости от ситуации, обусловливает необходимость в непрерывном обновлении.

Исходя из вышеизложенного, могут быть сделаны выводы о том, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, образованной рядом подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития.

Повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер.

3.Перспективы укрепления финансовой безопасности

3.1Направления совершенствованию механизма обеспечения финансовой безопасности

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике Минфином России был разработан проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в следующих стратегических документах [5]:

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

— Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015-2017 гг.;

— Основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

— Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р;

— Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2015-2017 годы;

— Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г.

В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации [14]:

1.Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем:

— повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

— недопустимости увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;

— планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

— проведения систематического анализа и оценки рисков для бюджетной системы Российской Федерации;

— создания и поддержания необходимых финансовых резервов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).

2.Создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, которое реализуется путем:

— четкого и стабильного разграничения полномочий и сфер ответственности публично-правовых образований

— координации стратегического и бюджетного планирования;

— формирования государственных программ, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития, индикаторов их достижения и действующих долгосрочных бюджетных ограничений;

— развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

— повышения прозрачности бюджетной системы, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов власти, государственных (муниципальных) учреждений, результатах использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества и т. д.

3. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, государственных и муниципальных учреждений за счет:

— развития методологии финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления, а также критериев оценки (мониторинга) его качества;

— нормативного правового и методического обеспечения развития внутреннего контроля в секторе государственного и муниципального управления и т. д.

4. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля путем:

— приведения системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с международными принципами и стандартами;

— разграничения полномочий органов государственного (муниципального) внешнего и внутреннего финансового контроля;

— переориентации государственного (муниципального) финансового контроля на контроль над соблюдением участниками бюджетного процесса и их должностными лицами требований бюджетного законодательства;

— усиления контроля над эффективностью использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных и ведомственных целевых программ, выполнения государственных (муниципальных) заданий;

5. Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля. Система валютного регулирования и валютного контроля, являясь составной частью общей системы финансово-правового регулирования, направлена на сохранение и повышение устойчивости функционирования экономики, обеспечение финансовой и экономической стабильности и безопасности страны.

От результативности системы валютного регулирования и валютного контроля зависит уровень развития экономики страны, устойчивости национальной валюты, стабильности финансово-кредитной системы, состояния финансового рынка и инвестиционного климата в стране.

6. Создание эффективной системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

7. Обеспечение эффективности функционирования налоговой системы.

Налоговая политика в ближайшие годы должна быть направлена, с одной стороны, на противодействие негативным эффектам мирового экономического кризиса, а с другой стороны, на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования налоговой системы будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.

8. Эффективное управление государственным долгом Российской Федерации и государственными финансовыми активами Российской Федерации, направленное на сохранение достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости и поддержание высокого уровня кредитных рейтингов Российской Федерации инвестиционной категории.

9. Развитие информационной системы управления государственными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.

В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными (муниципальными) финансами необходимо создание и развитие единой системы «Электронный бюджет», которая обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и создаст предпосылки к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований.

10. Обеспечение эффективного международного финансово-экономического сотрудничества путем:

— участия Российской Федерации в международных мероприятиях, инициативах и форумах;

— расширения взаимодействия с международными финансовыми организациями;

— формирования стратегии и обеспечения системного подхода к реализации политики в области содействия международному развитию.

11. Формирование и ведение общедоступных информационных ресурсов.

Необходимо дальнейшее повышение публичности информации об управлении государственными финансами, состоянии и тенденциях динамики бюджетной системы Российской Федерации, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов власти, государственных и муниципальных образований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Целью системы обеспечения финансовой безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз.

По моему мнению, обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан.

Анализ финансовых индикаторов в работе выявил следующие негативные тенденции:

рост инфляции; снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной; рост бюджетного дефицита снижение инвестиций в основной капитал и т.д.

Основными причинами ухудшения являются:

— несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства потребностям развития реального сектора экономики;

— грубые расхождения между прогнозом и реальным развитием экономики;

— рост уклонений от налогов из-за отсутствия контроля за доходами и роста неплатежей в народном хозяйстве;

— отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях;

— сырьевая ориентация экономики, расслоившая регионы на бедных и богатых, не желающих финансировать дотационные субъекты Федерации и компенсирующих нехватку денег выпуском собственных денежных суррогатов;

— бесконтрольность вывоза капиталов в огромных размерах.

Зарубежный опыт организации финансовой безопасности показал, что для обеспечения финансовой безопасности должны быть созданы такие финансовые институты контроля, при осуществлении функций которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами во всех сферах финансового рынка (бюджет, банковский сектор и т.д.).

Система организации финансовой безопасности должна оперативно реагировать на возникающие проблемы в финансовой сфере на любом уровне государственного устройства.

Учитывая сложность системы обеспечения финансовой безопасности, устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер в других сферах. Диспропорции в движении финансовых ресурсов обостряют критические ситуации в экономике, нарушая нормализацию жизнедеятельности общества. Перед финансовыми органами стоит задача по разработке такой стратегии управления финансовой безопасностью, которая будет способна обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдийский В.И., Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко – М.: Альфа–М, ИНФРА–М, 2012 – 496 c.

2. Богомолов В.А., Введение в специальность «Экономическая безопасность». Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / В.А. Богомолов – М: ЮНИТИ–ДАНА, 2016 – 279 c.

3. Кондрат Е.Н., Правонарушения в финансовой сфере России, Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. Издательство: ИД «Форум», 2014– 928 с.

4. Кондрат Е.Н., Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты: монография / Кондрат Е.Н. – М.: Юстицинформ, 2013. – 640 c.

5. Криворотов В.В., Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015 – 351 c.

6. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. – СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016 – 336 с.

7. Суглобов А.Е., Экономическая безопасность предприятия: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015 –271 c.

8. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 295 c.

9. Афанасьева Л. В. Оценка Бюджетно-налоговой безопасности с использованием метода анализа иерархий// Известия Юго-Западного Государственного университета № 3 2014.

10. Афанасьева Л.В., Ткачева Т.Ю., Вишнякова А.Л. Влияние коррупции на экономический рост в условиях глобализации// Современные аспекты экономики №10. 2014 г.

11. Буневич К.Г., Ефимов В.С., Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление Выпуск № 3 (14) / 2015.

12. Ефимов В.С., Бушуева Н.В., Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности, Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление Выпуск № 2 (8) / 2014.

13. Гельвановский М.И., Роль фундаментальной науки в обеспечении финансово-экономической безопасности / М.И. Гельвановский, Н.Н. Каурова // Экон. стратегии. – 2014. – N 8. – С.22–31; N 9. –С.6–13.

14. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Рос. экон. журнал. – 2015. – N 5. – С.3–62.

15 . Финансовое право.: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.– 5–e изд., перераб. и доп., Норма, НИЦ Инфра–М , 2016 –751 с.

16. Федорова А.Ю.Финансовая безопасность и факторы, влияющие на нее Текст научной статьи. Социально-экономические явления и процессы Выпуск № 8 / том 11 / 2016.

Под

мой базы.