Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

91 245

Между тем в целях совершенствования государственного финансирования науки представляется важным преодоление ведомственной разобщенности. Сегодня программная часть ассигнований в науку формируется в Министерстве экономического развития и торговли РФ, а внепрограммная часть — через Министерство финансов РФ. В свою очередь, на Министерство образования и науки РФ возложена разработка, совместно с Российской академией наук, предложений в отношении бюджетного финансирования фундаментальной науки.

Государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в свою очередь передают гранты научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам.

Теперь, когда процесс и формы бюджетного финансирования инноваций определен, а также установлены его объекты и субъекты и определены условия получения бюджетных ассигнований, важно рассмотреть на каких основаниях и с помощью какого механизма происходит реализация денежных средств федерального бюджета.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ, .1 Федеральные целевые программы и порядок их реализации.

В проекте документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», опубликованного 04.08.2012 выделяются два этапа решения задач для достижения стратегической цели государственной политики — выход России к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок и освоение в Россией шестого технологического уклада.

На первом этапе (2011 — 2015 гг.) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участия в развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %.

На втором этапе (2016 — 2020 гг.) приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему и стимулирование коммерческого финансирования инноваций.

Непосредственным инструментом осуществления вышеназванных целей выступает широкий перечень научно-технических программ. Федеральная целевая программа — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научных исследований и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

27 стр., 13466 слов

Источники финансирования российского спорта и физической культуры

... Возросло внимание к вопросам развития физической культуры и спорта в регионах, особенно со стороны губернаторов. В последние годы Госкомспорт России установил очень тесные и деловые контакты с руководителями субъектов Российской Федерации, были проведены региональные ...

Программные средства управления инновационными проектами по существу базируются на комплексе взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем по приоритетным направлениям.

С точки зрения организации бюджетного процесса именно целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:

  • четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности;
  • сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора;
  • объединение отдельных мероприятий и достижение мультипликативного эффекта, выраженного в развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности;

— консолидация ресурсов, позволяющая более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отраслей, повысить степень координации и качество управления программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономики.

Бюджетный кодекс России определяет порядок формирования и реализации долгосрочных целевых программ. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ также определяет сроки реализации и порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.

Федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о соответствующем бюджете в представительный орган.

Реализация мер программно-целевого регулирования предполагает решение существующих проблем в различных отраслях российской экономики, в том числе и в области высокотехнологичного. Наукоемкого производства.

2.2 Федеральные целевые программы в области развития высоких технологий

В рамках пакета федеральных целевых программ представлен блок целевых научно-технических программ. На их реализацию в 2013г. будет выделено 93,1683 млрд. руб. (см. приложение 1).

Включенные в эти программы мероприятия охватывают основные направления развития науки, технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая военно-промышленный комплекс. В таблице 3 представлены цели реализации федеральных целевых программ для развития высокотехнологичного сектора экономики. Из таблицы мы видим, что главным направлением в развитии является разработка новых технологий, соответствующих мировому уровню и позволяющих России войти в число технически-передовых стран, а также создание соответствующей инфраструктуры.

Таблица 3 — Федеральные целевые программы для развития высокотехнологичного сектора

Наименование программы

Направление реализации

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического потенциала для реализации приоритетных направлений развития нуаки, техники и технологий РФ на 2007-2013 гг.

Развитие научно-технического комплекса России

Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 г.

Разработка ядерных энерготехнологий нового поколения

Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.

Развитие новых базовых технологий

Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2015г.

Модернизация существующих и создание новых конкурентноспособных образцов авиационной техники на период до 2015г.

Федеральная космическая программа на период до 2015г.

Развитие ракетно-космической промышленности России на 2006-2015 гг.

Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 гг

Развитие информационного пространства РФ

Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 гг.

Расширение внедрения отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС

Развитие электронной компонентной базы радиоэлектронники на 2008-2015 гг.

Разработка новых технологий производства и модернизации предприятий радиоэлектронного комплекса.

Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.

Разработка новых технологий в судостроении и модернизации экспериментальной базы.

Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 гг.

Создание полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков ракет космического и оборонного назначения и постоянного присутствия РФ в космосе и проведения ею независимой космической политики.

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности России на период до 2020г.

Переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2013 год.

Возникновение федеральных целевых пргорамм обуславливается наличием проблем в том или эном производственном или социально-экономическом секторе. Так например, причиной возниконовение программы развития фармацевтической и медицинской промышленности является отставание отечествнных производителей в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, но и производителям из Китая и Индии.

Проблемой может являться не только отставание в развитии технологий и производства, но и поддержание ускоренного развития в целях повышения конкурнетноспособности и удержания позиций.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

2.3 Параметры оценки эффективности федеральной целевой программы

Порядок проведения и критерии указанной оценки также устанавливаются Правительством РФ.

В общем случае предметом оценки являются отдельные ключевые параметры программы. Такими параметрами могут являться:

  • результативность программы;
  • эффективность механизма выполнения программы;
  • социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие города;
  • соответствие программы интересам общества и т.д.

Классификация видов оценки в зависимости от цели оценки:

  • оценка потребности — оценка социально-экономических условий, которые привели к необходимости в реализации программы;
  • оценка процесса реализации — анализ качества подготовки программы (состав и компетентность разработчиков, анализ методических материалов, использовавшихся при разработке, логическая схема программы, экспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы);
  • оценка влияния:
  • а) выявление причинно-следственных связей между параметрами социально-экономического развития и программными мероприятиями;
  • б) оценка степени воздействия программы на социально-экономическое развитие;
  • оценка результативности;
  • экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения программы,

сравнение полученных результатов с запланированными;

  • оценка продуктивности;
  • измерение положительных результатов и прочих благ, предоставленных программой, в расчете на одного реципиента (выгодополучателя программы);
  • оценка эффективности — сопоставление результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами. Главная задача оценки эффективности — поиск наиболее эффективных (минимальных по ресурсным затратам) вариантов решения проблемы.

Необходимо отметить, что оценка результативности реализации целевой программы является промежуточной по отношению к оценке эффективности. Результативность отражает достижение программой поставленной цели, а также выполнение задач и мероприятий, направленных на достижение цели программы. Под оценкой результативности подразумевается сравнение фактических результатов с целевыми установками. Условием реализации этого вида оценки являются четко поставленные цели и задачи программы.

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, .1 Современное состояние бюджетного финансирования инноваций

Несмотря на то что законом предусмотрено финансирование инноваций как федеральном, так и на региональном уровне, в настоящее время за финансирование научной деятельности отвечают федеральные органы власти и федеральный бюджет, регионы же не в состоянии принимать активное участие в финансировании прикладных исследований. Это связано с двоякого рода обстоятельствами:

мизерной долей средств бюджетов субъектов РФ в расходах консолидированного бюджета — на уровне 0,042% при максимальной доле участия субъекта РФ в 0,068% от расходов консолидированного бюджета субъекта РФ (по данным за 2011 г.) В Москве эта доля составляет 0.59 %.

законодательным запрещением финансирования и софинансирования регионами собственности другого уровня.

С принятием федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции № 199-ФЗ от 29.12.2004 г. и № 199-ФЗ от 31.12.2005 г. определены принципы финансирования НИОКР на региональном уровне. Статьей 26 предусмотрено финансирование организаций и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе выполняемых научными организациями субъектов РФ. В результате трудно решаются вопросы совместного финансирования научных программ и проектов. Нередко при имеющихся у региональных властей средствах они не могут оказывать поддержку инновационным проектам федерального уровня.

Подавляющее большинство регионов реально испытывает значительные трудности в финансировании научных исследований. Средства региональных бюджетов удовлетворяют примерно лишь 50% потребностей регионов в таких финансовых ресурсах. Для увеличения доли инновационной продукции в ее общем объеме до 20%, по мнению экономистов, необходимо увеличить вклад регионов в 10 и более раз с тем, чтобы их доля достигла 0,03% консолидированного бюджета. В настоящее время только 4 субъекта РФ из 81 удовлетворяют этим требованиям.

На нынешнем этапе представляется своевременным комплекс мер государственного стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологии и техники. В достаточно конкретизированном виде это нашло свое конкретное выражение в разработанной стратегии развития науки и технологий на период до 2015г. Общая сумма расходов на ее реализацию (2006-2015 гг.) составляет в текущих ценах 4053,5 млрд. руб., где из федерального бюджета будет выделено 2688,3 млрд.руб. Согласно этой стратегии в 2007г. сформированы целевые программы, направленные на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной промышленности в новых наукоемких технологиях, способных резко повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции.

3.2. Эффективность федеральных целевых программ

Как было сказано выше, одним из параметров оценки эффективности федеральных целевых программ является результативность программы. Поэтому в данной работе было произведено сравнение предусмотренных федеральным бюджетом и фактически произведенных финансовых вложений (приложение 2).

Анализ показал, что в большинстве случаев наблюдается недофинансирование проектов, в особенности программы «Национальной технической базы», где разрыв в плановом и фактическом выделении средств составляет 9884,995 млн. руб. В полном объеме были произведены финансовые вложения только по двум из одиннадцати программ, а именно: «Ядерные энерготехнологии нового поколения» и «Развитие гражданской авиации». Также незначительным является недофинансирование программы «Развитие телерадиовещания в РФ» — 0,0347 млн. руб.

Недофинансирование может объясняться рядом причин:

  • перенос срока создания целевых индикаторов, в связи с отставанием (например, затягивание поискового процесса, затягивание экспертизы инвестиционных проектов, промедление в подготовке и заключении соглашений, необходимых для реализации программы);
  • невозможность в полной мере использовать аналоговые объекты;
  • недостаточно развитая инфраструктура (например, недостаточность ресурсного обеспечения объектов строительства);
  • низкий уровень контроля и мониторинга выполнения ключевых программных мероприятий;
  • несоблюдение условий соглашений, необходимых для реализации программы;
  • неоправданные инфляционные ожидания.

Данные исследования говорят о том, что федеральные целевые программы не стали еще эффективным инструментом управления государственными расходами при финансировании инновационного развития нашей страны. Сегодня возможно проследить только первые результаты реализации таких программ. Можно сказать, что их выполнение находятся на начальном этапе своего формировании, когда остаются нерешенными многие аспекты финансирования. Это касается, прежде всего, их непосредственной направленности. Пока же федеральные целевые программы решают скорее задачи, стоящие перед государственной властью федерального и регионального уровня, чем стратегические задачи долгосрочного экономического развития страны.

Крайне важно на основе программно-целевых методов планирования перейти к концепции управления бюджетными затратами по результатам, то есть наладить систему контроля и мониторинга за выполнением программ и своевременно принимать комплексы мер по решению возникших проблем.

Представляется также необходимым совершенствование процесса создания и исполнения программ и максимальное использование заложенных в них преимуществ. Это касается:

  • организации и участия в финансировании частного капитала в процессе реализации таких программ;
  • обеспечения количественных и в стоимостном выражении целей и результатов, назначение государством единого государственного заказчика;
  • достижения максимальной отраслевой и территориальной интеграции в процессе в осуществления программы.

Несмотря на все недостатки, сегодня можно видеть и конкретные результаты действия федеральных целевых программ, начиная с увеличения числа квалифицированных работников и закачивания строительством крупных научных центров. Поэтому отсутствие ФЦП могло бы привести к еще большему отставанию российской науки и технологий от уровня научных достижений ведущих стран и, как следствие, к снижению в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентоспособности в указанной сфере деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность. По результатам экспертизы принимается решение о предоставлении бюджетных ассигнований.

Непосредственным механизмом осуществления бюджетных финансовых вложений выступает федеральная целевая программа. Сущностью федеральных целевых программ является консолидация и программно-целевое использование финансовых ресурсов. Наряду с региональными и внебюджетными фондами федеральный бюджет является главным источником финансирования ФЦП, что объясняется необходимыми крупными финансовыми вложениями и законодательным запрещением финансирования и софинансирования регионами собственности другого уровня.

В настоящий момент действуют 11 федеральных целевых программ в области развития высоких технологий, направленных на достижение как и стратегических государственных целей, так и на повышение социально-экономического уровня. Эффективность их выполнения является недостаточно высокой, в основном из-за проблем в организации и мониторинге.

Важно законодательно предусмотреть, чтобы государственные расходы на финансирование инновационной деятельности составляли не менее одного процента от расходной части федерального бюджета и осуществлялись по статье “Инновационная деятельность”. Это — минимальный уровень выделяемых средств, он учитывает возможность активизации в стране инновационной деятельности и реальное экономическое состояние страны.

Помимо прямого бюджетного финансирования, важно стимулировать активность частных организаций, так как в основном она определяет общий уровень финансирования инновационной деятельности в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2010г.

2. Федеральный закон N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23. 08.1996 г.

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции № 199-ФЗ от 31.12.2005 г.

— Приложение № 3 к письму Министерства финансов РФ от 2.08. 2010 г. № 16-01-05/53, Методические указания по распределению бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.

  • Дубровская Ю.В. «Бюджетная система РФ», учеб. пособие — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011. — 224 с.
  • Поляк Г.Б., «Бюджетная система России», учебник, 3-е изд., перераб.

и доп. — М.: Юнити, 2010. — 135 с.

— Белопольская Л.Ю., Кургузова Е.Я., Титков А.А. «Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике», Сборник научных статей «Россия на пути выхода из экономического кризиса», № 8, СПб.: Институт бизнеса и права, 2010.

  • Белоусов А.Р. Экономическая стратегия России: переход к управлению долгосрочным развитием // Проблемы теории и практики управления, №9, 2008.
  • Веселовский В.И.

«Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России», журнал «Экономика инноваций», №3, 2008.

— Лебедева Е.И. «О проблемах государственных приоритетов в финансировании научных исследований в Российской Федерации» // Инновационное развитие экономики России: Ресурсное обеспечение. Вторая Междунар. науч. конф. — Москва. 22-24 апреля 2009 г.: Сб. тр. МГУ. Экон. фак-т. / Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. — М.: МАКС Пресс, 2009. — С. 217.

  • Шопенко В.Д. «Государственное финансирование и программирование инновационной деятельности» журнал «Проблемы современной экономики», №2 (34), 2010.
  • Юрин С.В.

«Роль государства в финансовом обеспечении инновационной деятельности», журнал «Проблемы современной экономики», №3 (35), 2010.

  • http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2013 — Федеральные Целевые программы.
  • http://www.dist-cons.ru/ Портал дистанционного консультирования предпринимателей, пособие «Инновационная деятельность МП».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наименования разделов, программ, подпрограмм

Государственные капитальные вложения

Текущие расходы

Общий объем финансирования

НИОКР

Прочие нужды

Развитие высоких технологий <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/View/2013/19>93168,3201032,738921,4333122,5

1.

Федеральная космическая программа России на 2006 — 2015 годы <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/196/> 29948,383894,719808,3133651,3

2.

Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 годы» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/228/> 3621,819483,1195,023300,0

3.

Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/124/> 4050,039290,6200,043540,6

4.

Программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/297/> 12337,0 4253,316590,3

5.

Программа «Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 годы» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/198/> 19693,130,0136,919860,0

подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/355/>12839,030,0131,013000,0

6.

Программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 годы <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/260/> 4065,014875,0753,019693,0

7.

Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015 годы <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/246/> 9400,010020,0 19420,0

8.

Программа «Национальная технологическая база» на 2007 — 2011 годы <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/395/>685,03598,0 4283,0

подпрограмма «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 — 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/351/> 1480,0 1480,0

подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 -2016 годы <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/352/>685,02118,0 2803,0000

9.

Программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 — 2015 годов и на перспективу до 2020 года» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/298/> 4057,811347,6 15405,4

10.

Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/350/>3640,011829,0315,015784,0

11.

Программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы» <http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/396/>1670,36664,513259,921594,8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Результативность ФЦП по бюджетным назначениям в 2011 г.

Наименование программы

Предусмотренные финансовые вложения, млн. руб.

Фактические финансовые вложения, млн. руб.

Величина недофинансирования, млн. руб.

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического потенциала для реализации приоритетных направлений развития нуаки, техники и технологий РФ

21601,00

17107,5573

4493,443

Ядерные энерготехнологии нового поколения

6218,40

6218,4000

0

Национальная технологическая база

11602,80

1717,8054

9884,995

Развитие гражданской авиационной техники РФ

32141,00

32141,0000

0

Федеральная космическая программа

75813,40

75290,1017

523,2983

Развитие телерадиовещания в РФ

11665,00

11664,9653

0,0347

Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС

Развитие электронной компонентной базы радиоэлектронники

13000,00

12945,9949

54,0051

Развитие гражданской морской техники

12543,00

10620,9350

1922,065

Развитие российских космодромов

9890,45

9715,8207

174,6293

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ

3131,00

2657,6401

473,3599