Интеграционный процесс в СНГ

Курсовая работа

Вступительная часть:

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научно-производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.

Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.

Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Введение

В современном мире экономическая интеграция играет ключевую роль в развитии государств и обеспечении их благосостояния. Открытость и связанность экономических субъектов становятся все более значимыми, и невозможно представить себе функционирование какого-либо государства в изоляции от мирового сообщества. В этом контексте особое внимание заслуживает Содружество Независимых Государств (СНГ) — интеграционное объединение двенадцати бывших республик СССР.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является анализ динамики и эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявление роли международных интеграционных союзов в современном экономическом развитии.
  2. Исследование экономического развития России.
  3. Определение значения экономической интеграции для России.
  4. Анализ современного состояния интеграционных процессов в России и СНГ.
  5. Исследование перспектив экономической интеграции стран СНГ.

Информационная база и методы исследования

Для проведения исследования использовались законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства финансов, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы отечественных монографических исследований и обзорно-аналитические сведения, опубликованные в периодической печати и в глобальной сети «Интернет».

14 стр., 6679 слов

Стратегия и Концепция социально-экономического развития России ...

... выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное ... Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года ...

Глава 1. Становление интеграционных форм сотрудничества в странах СНГ

Первая глава работы посвящена историческому обзору процесса формирования интеграционных отношений в странах СНГ. Будет рассмотрена эволюция интеграционных форм и механизмов сотрудничества, а также роль СНГ в этом процессе.

Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств

Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств не возможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.

Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза – лишь 14%).

Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий.

При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.

Взаимный товарообмен и экономическая взаимозависимость

Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год десять из пятнадцати союзных республик 19,8-24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только 3-6% – за счет импорта из-за пределов СССР, девять республик вывозили в другие регионы страны 19,7-25,4% валовой продукции и лишь 2-3% экспортировали за пределы СССР.

Послераспадовая структура экономических взаимоотношений

После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.

Целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Участвующие в СНГ государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией.

102 стр., 50696 слов

Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения ...

... квартал 2013 г. к II кварталу 2012 г. Замедление темпов экономического роста в государствах - участниках СНГ в первом полугодии 2013 года происходило прежде всего под влиянием спада ... Таблица 1 Основные экономические показатели государств - участников СНГ в 2012 и 2013 годах (% к соответствующему периоду прошлого года) Показатели Первое ...

Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:

  • Координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности.
  • Развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества.
  • Устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие и рост благосостояния граждан.

Предпосылки успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в:

  • Развитии многостороннего сотрудничества, которое не противоречит процессам укрепления суверенитета государств-участников.
  • Сходстве путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковым уровнем развития производительных сил и зрелостью рынка, схожими техническими и потребительскими стандартами, однородностью товарных и финансовых рынков, а также совпадающими стандартами и техническими условиями, действовавшими в бывшем СССР.
  • Наличии колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры.

На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% природного газа и 10% мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте — 1,5%.

Глава 1: Экономическая Интеграция в Содружестве Независимых Государств**

**1.1 Факторы, способствующие интеграции в СНГ**

Политика сохранения взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик является краеугольным камнем стратегии интеграции в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Эти страны, основываясь на общем историческом и социально-экономическом развитии, сталкиваются с неравномерностью в распределении природных ресурсов. Некоторые государства обладают значительными запасами ресурсов, от которых зависит экономическое развитие других стран СНГ.

Дополнительно, выгодное географическое положение ряда стран, их значительный транзитный потенциал и развитая сеть телекоммуникаций способствуют формированию единой экономической системы. Транспортные коридоры между Европой и Азией предоставляют возможности для эффективной перевозки грузов, что становится ключевым фактором в усиленной конкурентной борьбе на мировых рынках.

Существование довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, которые могут быть менее конкурентоспособными в странах дальнего зарубежья, является еще одним стимулом для экономической интеграции. В условиях глобализации и увеличения конкуренции на мировых рынках, этот фактор приобретает особую важность, и его роль в интеграции продолжает усиливаться со временем.

Тесные социальные, гуманитарные и информационные связи между странами СНГ смягчают процесс интеграции. Отсутствие языкового барьера, обусловленное распространением русского языка в качестве родного или второго родного языка для большей части населения СНГ, обеспечивает легкость в общении и развитии экономических и гуманитарных контактов. Этот факт снижает трансакционные издержки и способствует более эффективному сотрудничеству между странами.

10 стр., 4941 слов

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

... на постсоветском пространстве 1.1 СНГ как крупнейшее интеграционное объединение на постсоветском пространстве После распада Советского союза и возникновения на его территории новых независимых государств, по сути, последовал процесс реинтеграции республик бывшего СССР, ... интеграции между странами. В итоге было создано Содружество Независимых Государств (СНГ) образованное 8 декабря 1991 года ...

**1.2 Осложнения в прединтеграционной ситуации в СНГ**

Однако, несмотря на перечисленные преимущества и потенциал интеграции в СНГ, существует ряд вызовов, которые усложняют этот процесс. Увеличение военно-политической нестабильности в мире, в том числе угроза международного терроризма, требует более тесной координации усилий в обеспечении коллективной безопасности внутри Содружества. Это требует усиленного сотрудничества на военном и политическом уровне и создание механизмов, способных предотвращать потенциальные конфликты и обеспечивать стабильность в регионе.

Таким образом, хотя межгосударственное взаимодействие в рамках СНГ является мощным инструментом для решения социально-экономических проблем, для достижения успеха необходимо не только основываться на уже существующих преимуществах, но и активно справляться с вызовами и угрозами, которые могут возникнуть на пути к экономической интеграции. Для этого необходимы огромная политическая воля, конструктивная программа интеграционных действий и соответствующая институциональная инфраструктура, способная поддерживать широкомасштабное сотрудничество в СНГ.

Рождение Содружества Независимых Государств

14 ноября 1991 года на заседании Госсовета семь республик выразили поддержку идеи создания конфедеративного государства, известного как Союз Суверенных Государств (ССГ).

Однако, несмотря на начальные согласования, 25 ноября лидеры республик отказались подписать проект договора о ССГ. Вместо этого было принято решение направить его на рассмотрение Верховных Советов каждой из республик.

События развивались стремительно, и в условиях начавшегося распада Советского Союза, 1 декабря 1991 года, на Украине прошел референдум, на котором 90,3% участников высказались в пользу независимости. Это было важным событием, поддерживающим позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество независимых государств, не имеющее общего политического центра.

Затем, 8 декабря 1991 года, в Вискулях под Брестом (Беларусь), состоялась историческая встреча лидеров трех государств: России, Украины и Беларуси – Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича. На этой встрече они подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В Заявлении было отмечено, что переговоры о подготовке нового союзного договора СССР зашли в тупик, и объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальностью. Именно поэтому было объявлено о создании СНГ.

В Соглашении учредители СНГ — Беларусь, Россия и Украина, которые ранее подписали союзный договор в 1922 году и были государствами-учредителями Союза Советских Социалистических Республик (СССР), пришли к выводу, что СССР прекратил свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Несмотря на то, что СНГ не рассматривался как субъект международного права, лидеры трех государств договорились о совместной деятельности в рамках Содружества в таких областях, как:

  • Экономическое сотрудничество
  • Безопасность и оборона
  • Культурные и гуманитарные вопросы
  • Иные сферы, требующие совместных усилий

Создание СНГ стало ключевым этапом в истории постсоветского пространства и отметило начало независимости множества государств, ранее объединенных в СССР.

14 стр., 6769 слов

Денежная политика государства с по гг

... с руководителем практики, экскурсия по подразделениям предприятия, ознакомление с уставными документами предприятия, составление плана работы во время практики совместно с руководителем практики. ... Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Студентки______________3______ ______курса_____20802________ группы ... – 1-й половине 2006 гг. кредитная организация – эмитент прошла ...

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 8 декабря 1991 года на основе Минского соглашения, подписанного лидерами 11 бывших советских республик. Основополагающими принципами организации стали сотрудничество на равноправной основе и уважение к суверенитету и территориальной целостности государств-участников.

Список ключевых направлений сотрудничества включал координацию внешнеполитической деятельности, формирование и развитие общего экономического пространства, участие в создании международной системы экологической безопасности, разработку таможенной политики, а также борьбу с организованной преступностью и миграционную политику.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы. В декабре 1991 года Верховные Советы Беларуси, Украины и РСФСР ратифицировали Минское соглашение. Однако Горбачев продолжал попытки сохранения Союза, предлагая республикам рассмотреть и возможное присоединение к Содружеству. На встрече лидеров пяти центрально-азиатских стран было обсуждено создание Конфедерации туркестанских государств, однако в конечном итоге они приветствовали формирование СНГ и выразили желание вступить в ее состав. В дальнейшем было проведено множество встреч и переговоров для обсуждения вопросов, связанных с созданием и развитием Содружества.

Встреча, состоявшаяся в Алматы 21 декабря 1991 года, была историческим событием для стран бывшего СССР. На этой встрече собрались лидеры 11 стран, включая три славянские и пять центрально-азиатских республик, а также Азербайджан, Армения и Молдова. Только страны Балтии, которые изначально не поддерживали идею создания Содружества Независимых Государств (СНГ), и Грузия не приняли участие в этой встрече.

В ходе встречи были приняты алматинский протокол и Декларация, а также другие документы. Алматинский протокол подтверждал, что все 11 государств, подписавших его, образуют Содружество Независимых Государств на равноправных началах. Протокол рассматривался как часть Соглашения о создании СНГ. В свою очередь, Алматинская Декларация констатировала, что со своим созданием СНГ Совет Союза Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Таким образом, эта встреча ознаменовала окончательное распадание СССР.

На встрече также было достигнуто соглашение о создании высшего органа СНГ — Совета глав государств (СГТ) и Совета глав правительств (СГП).

Эти органы были созданы для координации деятельности государств-участников Содружества в области общих интересов.

25 декабря Михаил Горбачев передал свои полномочия Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР президенту России Борису Ельцину и отказался от права использования ядерного оружия.

30 декабря 1991 года на встрече глав государств СНГ было подписано Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, а также ряд других соглашений, направленных на разрешение наиболее острых проблем, возникших в результате распада СССР, таких как вопрос о собственности бывшего СССР за границей, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, а также Соглашение о стратегических силах и другие.

Первоначальные учредительные документы СНГ, такие как Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 года, позднее были дополнены Уставом Содружества, который был принят в Минске 22 января 1993 года и вступил в силу в январе 1994 года.

Глава 2. Особенности экономической интеграции стран СНГ

<h

Развитие интеграционных процессов в СНГ

Дальнейшее углубление интеграционных процессов в рамках СНГ неразрывно связано с необходимостью развития их сотрудничества на региональном уровне.

Активизация хозяйственных связей

Активизации хозяйственных связей регионов России с партнерами в рамках СНГ способствует создание в апреле текущего года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России, одной из основных задач которого является содействие субъектам Российской Федерации в развитии сотрудничества.

  • с партнерами в рамках СНГ в целях решения социально-экономических проблем регионов, ускорения интеграции в рамках Содружества, укрепления двусторонних экономических и политических отношений со странами СНГ;
  • с международными, региональными и субрегиональными организациями, объединениями и ассоциациями.

Роль Совета глав субъектов России

Кроме того, важную роль Совет глав субъектов России призван играть в выработке рекомендаций по повышению эффективности международных и внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества субъектов федерации, а также по внедрению новых инструментов федеральной поддержки международного межрегионального и приграничного сотрудничества, совершенствованию его организационных форм.

Нормативная правовая база и сотрудничество со странами СНГ

Созданная Россией в этой сфере нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, международным договорам и другим направлениям позволила в свою очередь субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами СНГ. При этом субъекты Российской Федерации сегодня имеют большую, чем раньше, возможность активно участвовать в формировании внешней политики России, которая должна отражать экономические, научные, культурные и другие интересы жителей конкретных регионов и территорий.

Внешнеторговые связи регионов России с странами СНГ

Внешнеторговые отношения между регионами России и странами СНГ имеют различную интенсивность, охватывая почти все уголки страны. Тем не менее, потенциал этих связей существенно неравномерен. Субъекты Российской Федерации проявляют гибкость в установлении взаимовыгодных отношений с партнерами из СНГ. Эта необходимость определяется влиянием исторических факторов, а также экономической целесообразностью, вытекающей из природных ресурсов, отраслевой специализации, географических и климатических особенностей и других факторов.

Можно выделить несколько групп регионов России по степени их влияния на интеграционные связи в сфере торговли со странами СНГ:

  • Субъекты федерации, действующие как посредники в развитии интеграционных связей.
  • Старопромышленные экспортно-ориентированные регионы.
  • Регионы нового освоения, ориентированные на экспорт.
  • Регионы, близкие к международным транспортным артериям и активно развивающие внешнеэкономические связи.

Развитие отношений регионов с странами СНГ включает в себя заключение соглашений и договоров о взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах. Двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-партнеров играют ключевую роль в расширении сотрудничества на уровне предприятий, организаций и муниципальных образований. Прямые связи между предприятиями и органами власти регионов становятся всё более важными для развития внешнеэкономических отношений в рамках СНГ.

К примеру, к началу октября 2008 года более 900 соглашений о сотрудничестве в разных областях были подписаны между субъектами России и административно-территориальными образованиями стран СНГ. Российские регионы поддерживают активные торговые связи со странами СНГ. Например, более 60 регионов сотрудничают с Республикой Белоруссия, 48 – с Украиной, 35 – с Казахстаном и 28 – с Узбекистаном. У 10 регионов России в 2008 году отмечался рост товарооборота с странами СНГ по сравнению с предыдущим годом.

Важным направлением развития межрегиональных связей со странами СНГ является приграничное сотрудничество. Общую границу со странами СНГ имеют 25 регионов РФ.

Большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам России. У подавляющей части приграничных субъектов РФ объем валового регионального продукта на душу населения ниже среднего по стране. Ситуация осложняется тем, что большая часть приграничных территорий стран СНГ также является менее развитыми частями этих стран. Социально-экономические показатели смежных районов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки.

Приграничное сотрудничество осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового оформления сухопутных границ между странами СНГ только начался. Особенностью последнего десятилетия стало увеличение барьерности границ с СНГ. Вместе с тем в условиях роста двусторонней торговли приграничных регионов России и СНГ увеличение барьерности границ может негативно сказаться на внешнеэкономическом сотрудничестве соседних регионов граничащих государств. Дальнейшее расширение связей возможно с реализацией новых инвестиционных проектов, созданием финансово-промышленных групп, обустройством приграничной инфраструктуры.

Сдерживающим фактором в развитии межрегионального сотрудничества, кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий и организаций, несовершенство платежно-расчетных отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.), являются и сугубо специфические причины. Это: несогласованность проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д.

Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран СНГ, поскольку в настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%.

Препятствия развития межрегионального сотрудничества в СНГ

Внешнеторговые операции между регионами Дальнего Востока и Сибири со странами СНГ, в том числе Магаданской и Сахалинской областями, Республикой Тыва сократились на значительный процент. Это связано с высокими тарифами, которые взимаются в Казахстане за железнодорожный транзит грузов, что делает нерентабельной значительную часть товаров, экспортируемых Россией в Узбекистан и Киргизию.

Также существует проблема ограничений, устанавливаемых Белоруссией в отношении российских товаров, что противоречит двусторонним соглашениям. Белорусская сторона вводит ограничения ввоза табачных изделий, пива, мыла, химических средств защиты растений, ковров и текстильных напольных покрытий, маргарина, муки, крупы, хлебобулочных изделий, дрожжей, смесей и продуктов для кормления животных, океанической рыбы и морепродуктов, жиров и масел животного и растительного происхождения, сахара белого, ячменя пивоваренного.

Одним из тормозов на пути развития межрегионального сотрудничества является несовершенство информационных процессов. Администрации субъектов России не владеют достаточной информацией о законодательстве стран СНГ, проводимых тендерах и конкурсах, производимых товаров и спросе на них в совместном рынке. Формирование общего информационного пространства, создание и развитие совместных информационно-телекоммуникационных систем является необходимым условием успешного развития Содружества в целом.

Этапы формирования информационного пространства Содружества

  1. В 1996 году Советом глав правительств СНГ была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества.
  2. В 1998 году был принят Перспективный план подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции.

Введение

Современный мир ставит перед странами СНГ новые вызовы и требования, связанные с участием в глобализации информационного пространства. Это требует разработки новых подходов к межгосударственному сотрудничеству в сфере информации и информатизации, а также укрепления систем информационной безопасности.

Проблемы межрегионального и приграничного сотрудничества

Однако, существует ряд проблем, которые мешают полному использованию потенциала межрегионального и приграничного сотрудничества в странах СНГ. Эти проблемы включают в себя следующие аспекты:

  • Снижение ресурсной экспортной базы в результате сокращения научно-технического потенциала и объемов производства в хозяйственных отраслях.
  • Необходимость согласования структурных преобразований в национальных экономиках для укрепления взаимодополняемости.
  • Различия в национальных законодательствах, затрагивающие внешнеэкономическую и хозяйственную деятельность.
  • Присутствие таможенных и налоговых барьеров, затрудняющих торговлю и сотрудничество.
  • Недостаточная реализация решений, принимаемых на правительственном и парламентском уровнях для укрепления межрегионального сотрудничества.

Глава 3. Проблемы и перспективы экономической интеграции в СНГ

В рамках главы 3 рассмотрим перспективы дальнейшего интеграционного развития стран СНГ и основные задачи, стоящие перед этим процессом.

3.1 Перспективы дальнейшего интеграционного развития

Среди ключевых задач интеграции стран СНГ и их сотрудничества можно выделить следующие аспекты:

  1. Укрепление экономической интеграции для совместного развития региона.
  2. Создание эффективных механизмов для согласования экономических и правовых норм между странами.
  3. Повышение уровня информационной безопасности для защиты интересов стран СНГ в глобальной информационной среде.

Дальнейшее исследование данных аспектов позволит более подробно рассмотреть перспективы развития интеграции в СНГ и выявить способы их решения.

Заключение:

Процесс укрепления межгосударственного сотрудничества и интеграции в информационной сфере представляет собой актуальную задачу для стран СНГ. Преодоление указанных проблем и реализация перспективных направлений развития могут способствовать более успешной адаптации к глобальным вызовам информационной эры.

Таблица 1: Сравнение ключевых проблем и перспектив дальнейшего развития в СНГ.

Проблемы Перспективы
Снижение ресурсной экспортной базы Укрепление экономической интеграции
Необходимость согласования структурных преобразований Создание механизмов согласования экономических норм
Различия в национальных законодательствах Повышение информационной безопасности
Таможенные и налоговые барьеры
Недостаточная реализация решений

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости активизации усилий для решения данных проблем и достижения целей интеграции в СНГ.

  • Создание механизма взаимовыгодных торгово-экономических отношений, формирование общего рыночного пространства и развитие взаимного товарообмена являются одними из основных целей формирования зоны свободной торговли и развития взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере.
  • Конвертируемость национальных валют способствует упрощению процесса расчетов и обмена товарами и услугами между странами-участниками.
  • Сближение хозяйственных законодательств, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных систем, а также вопросов внешнеэкономического регулирования, тарифной, таможенной и миграционной политики является важным аспектом интеграции государств в рамках СНГ.
  • Развитие страхования рисков внешнеторговой деятельности способствует увеличению безопасности и предсказуемости торговых операций между странами-участниками.
  • Согласованное вступление в ВТО является важным этапом в формировании зоны свободной торговли в рамках СНГ и способствует более эффективной интеграции стран-участников в мировую экономику.

Формирование зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере должно осуществляться постепенно через повышение уровня интеграции. Это предполагает синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике и совместных мер по проведению согласованной экономической политики. Также необходимо проводить гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики и торговли, исходя из общепризнанных норм и принципов международного права и опыта Европейского союза.

Для достижения этих целей необходимо осуществить следующие мероприятия в рамках развития международных связей между государствами-участниками СНГ:

  1. Создание благоприятных условий для развития экономического сотрудничества.
  2. Совместная работа по формированию общего рыночного пространства и созданию механизмов для стимулирования взаимного товарообмена.
  3. Сближение и гармонизация хозяйственного законодательства и бюджетно-налоговых систем для облегчения операций по ведению бизнеса между странами-участниками.
  4. Усиление сотрудничества в области внешнеэкономического регулирования, включая тарифы, таможенную политику и миграционные вопросы.
  5. Внедрение страхования рисков внешнеторговой деятельности для обеспечения стабильности и предсказуемости в торговых операциях.
  6. Согласованное вступление всех стран-участников в ВТО с целью установления общего рыночного доступа и соблюдения международных стандартов и правил в торговле.

1. Меры по уменьшению экологического ущерба

  • Разработка и внедрение единой системы мер по возмещению ущерба, нанесенного сопредельным государством экологии другой страны.
  • Внедрение единых санитарно-гигиенических норм на ввозимые товары народного потребления и продукты питания, а также разработка механизма применения санкций в отношении нарушителей этих норм.
  • Создание возможностей участия российских поставщиков товаров, работ и услуг в конкурсах на размещение заказов для государственных потребностей в странах – участниках СНГ.
  • Содействие межгосударственной кооперации с целью создания конкурентоспособной экспортной продукции на основе сырьевых и технологических возможностей стран СНГ.
  • Установление единых механизмов сертификации продукции и переход на европейские нормы сертификации.

Совершенствование тарифной политики: для обеспечения справедливой конкуренции на национальных рынках, необходимо снять барьеры и ограничения во взаимной торговле и перейти на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения».

2. Создание инфраструктуры экономического взаимодействия

Учитывая исторически сложившуюся специализацию и разделение труда, необходимо разработать и внедрить механизмы беспошлинной и безналоговой поставки узлов и комплектующих по технологической кооперации внутри стран СНГ, с уплатой национальных налогов после реализации конечного изделия.

Одним из первых шагов и точек роста может стать создание единого пространства малого предпринимательства. Для этого необходимо разработать и внедрить единый стандарт СНГ по малому предпринимательству, предусмотрев единый и льготный режим налогообложения и таможенного регулирования для малых предприятий и организаций.

Развитие сотрудничества в рамках СНГ

Для укрепления сотрудничества в Содружестве Независимых Государств (СНГ) предлагается реализовать ряд мероприятий:

  • Сформировать долгосрочные целевые межгосударственные программы в рамках СНГ на основе предложений субъектов Федерации с бюджетной поддержкой и государственными гарантиями.
  • Разработать механизмы более тесного сотрудничества в области производственного кооперирования, взаимной торговли, аренды и лизинга, проведение выставок и ярмарок, углубления информационных процессов.
  • Разработать системы поддержки предприятий и организаций малого и среднего бизнеса.
  • Содействовать созданию межгосударственных Союзов страховщиков, экспортеров, банковских союзов.
  • Повысить роль Торгово-промышленных палат в развитии межгосударственных хозяйственных связей.
  • Разработать механизмы поддержки организаций с участием иностранного капитала из стран СНГ, создать необходимые условия для формирования транснациональных предприятий.

Дополнительно, необходимо провести переговоры о заключении межгосударственного соглашения с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном об организации межгосударственной автотранспортной компании для грузоперевозок из среднеазиатских стран в Россию и страны Евросоюза с определением ее статуса и режима функционирования.

  • Создать межгосударственные отраслевые ассоциации и союзы в рамках стран-участниц СНГ.
  • Развивать практику заключения Соглашений о научно-техническом сотрудничестве с определением конкретных мероприятий.
  • Развивать выставочно-ярмарочную деятельность для презентации продукции хозяйствующих субъектов стран-участниц СНГ на территории СНГ, а также для совместного представления за рубежом.
  • Создать эффективный переговорно-консультационный механизм, обеспечивающий обязательность исполнения решений для всех участвующих сторон.

Кроме того, необходимо создать эффективную платежную систему свободной котировки национальных валют СНГ через интегрированную биржевую систему для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов с целью сокращения издержек осуществления торговых операций и обеспечения возможности использования национальных валют стран СНГ при осуществлении платежей.

Активизация сотрудничества регионов Российской Федерации с партнерами в рамках СНГ, включая приграничное сотрудничество

С целью повышения эффективности межрегионального сотрудничества взаимодействия с МИД России и его представительствами в субъектах федерации, предлагается создание представительств регионов в странах СНГ. Это позволит обобщить и распространить имеющийся опыт взаимодействия субъектов Российской Федерации, граничащих с административно-территориальными образованиями стран СНГ.

Важным шагом будет активизация работы по определению пунктов упрощенного пропуска и режима пребывания граждан на сопредельных территориях совместно с местными пограничными и таможенными органами, а также органами внутренних дел. Это позволит выработать и заключить соответствующие двусторонние соглашения с администрациями и представителями заинтересованных ведомств приграничных государств.

Также следует создать межрегиональные рабочие группы и отраслевые ассоциации по вопросам активизации торгового сотрудничества и проработке дальнейшей экономической интеграции.

Для поддержки межрегиональных связей можно содействовать открытию представительств стран СНГ в субъектах Российской Федерации. Также предлагается создать реестр соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с другими государствами и субъектами Российской Федерации – с административно-территориальными образованиями других государств.

Необходимо разработать типовой порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Межправительственными комиссиями по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Также следует разработать типовое положение о центре приграничной торговли и программу организации центров приграничной торговли на приграничной территории Российской Федерации.

Очень важно разработать системы информационного обмена регионов и стран СНГ, включая межгосударственную систему информационного обеспечения межрегиональных связей. Также следует развивать некоммерческий обмен научно-технической информацией на федеральных, региональных и хозяйствующих субъектов уровнях.

Наконец, необходима координация и согласованность совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением во Всемирную торговую организацию.

  • Продолжение практики регулярных консультаций по проблематике ВТО со странами-партнерами по СНГ.

— Необходимо углубить отношения со странами СНГ, применяя модель явной поддержки, такую как предоставление льготных кредитов и субсидий со стороны России. Взамен партнеры должны учитывать интересы России, исключая неявные формы поддержки, включая поставку ресурсов по заниженным ценам.

  • Обеспечение соответствия подготавливаемых в рамках СНГ проектов межгосударственным договорам, соглашениям и другим решениям действующим в ВТО правилам и нормам торговых отношений.

— Необходимо продолжить сотрудничество регионов со странами СНГ, используя проверенные формы и механизмы экономического сближения. Одним из таких механизмов является формирование «секторальных» общих рынков в рамках СНГ в областях, где существует общая заинтересованность, например рынок аграрной продукции, рынок металлопродукции и рынок труда.

  • Выработка механизмов предотвращения негативного влияния усиления конкуренции и новой ценовой политики на уровень двусторонних торговых отношений России со странами СНГ.

  • Согласование реформирования системы налогообложения участников ВЭД.

  • Согласование реформирования законодательства и тарифной политики стран СНГ в отношении адаптации законодательных систем к правилам ВТО.

  • Обеспечение сохранения существующих рынков промышленной продукции в рамках СНГ и содействие созданию новых с использованием правил ВТО.

  • Согласование позиций стран СНГ на переговорах по вступлению в ВТО.

5. Формирование единого рынка труда и регулирование вопросов миграции

— Необходимо создать правовые и институциональные условия для привлечения рабочей силы разного уровня квалификации из государств Центральной Азии в российские регионы, а также для временного трудоустройства высококвалифицированных специалистов из российских регионов.

  • Создать эффективный механизм депортации незаконных мигрантов, пребывающих на сопредельных территориях сторон, совместно с другими странами СНГ.
  • Сформировать иммиграционные инспекции на территории Российской Федерации с целью контроля миграционных потоков за счет федерального бюджета.
  • Разработать системы эффективного контроля за деятельностью легальных мигрантов.
  • Организовать взаимный обмен информацией о незаконном передвижении граждан в сопредельные государства.
  • Оказывать помощь соотечественникам, проживающим в государствах Содружества, углубить гуманитарные контакты между народами СНГ.
  • Разработать положение о транзитном проезде депортированных иностранных граждан через территории государств
  • Создать на уровне стран СНГ межгосударственные биржи рабочей силы для регулирования международного рынка труда.
  • Развивать сеть предприятий и организаций, направляющих и организующих трудоустройство российских граждан за рубежом.

6. Развитие нормативно-правовой базы

  • Содействовать унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в рамках антимонопольной политики и обеспечения равноправной конкуренции.
  • Унифицировать таможенное законодательство СНГ.
  • Унифицировать и упростить таможенные процедуры при пересечении товаров между границами стран-участниц СНГ.
  • Принять Федеральный закон «О статусе приграничных территорий в РФ».
  • Ускорить разработку и принятие Закона «О свободных экономических зонах».

3.2 Основные проблемы интеграции в СНГ и путь их решения.

Одной из основных проблем существования СНГ является отсутствие полной ясности политико-правового статуса Содружества. Хотя о создании СНГ было заявлено еще в декабре 1991 г., процесс правового оформления Содружества даже в основном пока еще не завершился. В данном случае речь не о том, что жизнь идет своим чередом, интеграционное образование эволюционирует, что требует и соответственного развития правового оформления этого образования. В таком понимании любое явление постоянно развивается, становится. Однако в этом беспрерывном развитии можно зафиксировать некие моменты, и в пределах выделенных моментов описать явление как статичное, имеющее вполне четкие параметры и характеристики. Более того, можно выделить определенные стадии в процессе развития, на протяжении которых допустимо пренебречь некоторыми изменениями, рассматривая качественные скачки в начале и в конце стадии. СНГ долгое время существовало без Устава и ряда других основополагающих правовых документов. Процесс разработки, создания правовой базы функционирования СНГ затянулся. Так, например, Положения о флаге и эмблеме СНГ были одобрены Межпарламентской Ассамблеей и рекомендованы для рассмотрения Советом глав государств Содружества только в мае 1995 г. В то же время в уже существующие правовые акты вносятся изменения, уточняющие и корректирующие статус и полномочия некоторых органов Содружества. В частности, отменен пункт 3 Постановления Межпарламентской Ассамблеи “О роли Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и ее задачах по дальнейшему укреплению Содружества”, принято Постановление было 18 марта 1994 года. Одновременно с отменой указанного положения Межпарламентская Ассамблея одобрила и рекомендовала к рассмотрению Советом глав государств СНГ поправки к ст.ст. 36 и 37 Устава, регулирующим правовой статус Межпарламентской Ассамблеи, нацеленные на уточнение роли и функций этого органа. Проект Конвенции о Межпарламентской Ассамблеи был подготовлен только к середине 1995 г.

Вместе с тем даже подписанные в рамках СНГ международно-правовые договоры и соглашения довольно долго ждут ратификации. Многие соглашения не ратифицированы большинством государств, подписавших их на протяжении двух-трех лет. Примечательно, что одним из наиболее активных государств-участников с точки зрения ратификации конвенций выступает Таджикистан. Кстати, как средство гармонизации законодательства в отдельных областях правового регулирования в странах-участницах СНГ модельные правовые акты зарекомендовали себя в ряде случаев более эффективными, чем конвенции. Дело в том, что модельные правовые акты разрабатываются специалистами с учетом практики и потребностей, но не носят обязывающего характера и потому, как правило, не вызывают острых политических дискуссий. В итоге же согласованные специалистами общие принципы и подходы в отношении тех или иных правовых институтов воплощаются в законодательных актах, принимаемых в отдельных странах СНГ, приводя к определенной согласованности правового регулирования некоторых отношений без какого-либо давления или навязывания стандартов одних республик другим.

Впрочем, подписание и ратификация международных договоров и соглашений не означает, как показывает практика, что они реально претворяются в жизнь.

В чем же причина такого состояния дел? Ведь потребности в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ существуют, имеются в наличии объективные предпосылки для хозяйственной интеграции. Среди них высокий уровень специализации бывших республик СССР, единая транспортная сеть, линии связи, энергосистема и т.д. Годами отрабатывалась кооперация предприятий, находившихся в разных республиках, были выработаны сохраняющиеся поныне единые стандарты и нормативы. Русский язык остается средством межнационального общения, его знает подавляющее большинство населения СНГ. А единый язык способствует лучшему взаимопониманию. С течением времени без субъективной поддержки указанные объективные факторы ослабевают: бывшие союзные республики учатся жить в одиночку. Но в любом случае практически никто не спорит, что для успешной интеграции нужен прочный базис, а именно — объективные потребности и предпосылки. Однако достаточно ли объективно существующих условий для успешной интеграции? Жизнь показывает, что нет. Необходима еще и политическая воля к объединению.

В СНГ же разные страны-члены видят отнюдь не одно и то же. Если Беларусь и Россия считали, что СНГ — это путь к более тесному сотрудничеству и единению, то Украина с самого начала видела в СНГ способ цивилизованного “развода”. Впоследствии Молдавия поддержала эту позицию Украины. Парадоксальным кажется факт, что одна из трех основательниц СНГ — Украина — не стала ратифицировать его Устав. А один из наиболее последовательных противников дезинтеграции — Президент Казахстана — даже не был приглашен, чтобы принять участие в учреждении СНГ.

Столь принципиально отличные и даже более того — диаметрально противоположные подходы стран-членов к целям и задачам СНГ, и, следовательно, способам их достижения и решения в рамках Содружества привел к той ситуации, которая была описана выше. Тексты правовых документов составлялись таким образом, чтобы удовлетворить всех. В результате этого они получались расплывчатыми, неясными, какого-либо действенного правового регулирования от них ожидать было трудно.

Представляется, что вначале надо было определиться, создать костяк из тех, кто готов к интеграции (при наличии, естественно, объективных экономических предпосылок).

Другими словами, проблема носит политико-правовой характер. Создание более или менее тесного объединения России, Беларуси и Казахстана могло бы стать первым шагом на пути интеграции. Развивая взаимодействие указанных стран, можно было бы разработать и эффективный правовой механизм регулирования их сотрудничества. В таких условиях и процессы интеграции развивались бы более адекватным образом и скорее принесли бы ощутимые результаты. А значит, и Содружество оказалось бы привлекательным для других бывших советских республик.

Следует отметить, что право способно разрешить многие проблемы, если решены политические вопросы. В противном случае юриспруденция оказывается бессильной, а правовые акты страдают расплывчатостью, не позволяющей добиться четкого нормативного регулирования.

Вместе с тем надо сказать, что распад СССР породил проблему поисков новой геополитической системности на территории бывшего СССР. В связи с этим хотелось бы сделать следующее замечание. Общая модель взаимодействия систем включает блоки управления, которые располагают некоторыми средствами адаптации. В процессе взаимодействия систем появляются рассогласования, а взаимные интересы через обратную связь воздействуют на их блоки управления, которые должны адекватно реагировать. Кроме того, каждая из систем взаимодействует с окружающей средой и опять-таки должна адекватно реагировать на ее воздействия, оказывая в то же время на нее определенное влияние. Тщательный синергетический анализ лучше бы выявил болевые точки и перспективы рассматриваемых сложных систем, а также наметил бы пути решения насущных проблем

В СНГ можно выделить три крупных области, со своими собственными проблемами: 2

1. Это проблемы организации как таковой.

2. Проблемы взаимоотношений между государствами — бывшими республиками СССР вообще и положение России среди них.

3. Сейчас встает очень интересная теоретически и весьма важная практически проблема — соотношение обязательств России по соглашениям в рамках СНГ с обязательствами, принятыми Россией при вступлении в Совет Европы, причем надо еще учесть, что все это накладывается на очень пока неясное положение ст. 15 Конституции РФ о том, что международное право составляет часть правовой системы нашего государства.

В самом общем виде путь, пройденный Содружеством за 4 года, можно оценить, перефразируя известное выражение: хотели как лучше, а получилось так, как не могло не получиться. Это применимо к любой международной организации. Возьмем хотя бы Совет Европы. Начинался он с намерения Гаагского Конгресса устроить Федерацию, а из Статута Совета Европы 1949 г. видно, что получилась организация чистого межгосударственного сотрудничества.

У нас получилось наоборот. Учредительные документы СНГ проникнуты духом абсолютизации суверенитета, что хочу, то и делаю. Например, в Соглашении о создании СНГ было положение о том, что любой его участник может заявить о недействительности для себя любого из его положений. А приходим, хотя и очень медленно, к вполне цивилизованным формам интеграции, которые давно известны и только ждут применения.

В учредительных документах СНГ были и очень много обещавшие положения об интеграции. Они не были убедительными, носили чисто декларативный характер. Дальнейшие события показали, что действительной воли к интеграции у участников СНГ не было. Что мы имеем сейчас в отношении структуры Содружества? Происходит, по-видимому, кристаллизация нескольких организаций, если можно так выразиться, организаций отраслевого сотрудничества.

Однако, сколько ни говорят о полном разрыве хозяйственных связей, на самом деле это не так, во многом сохранились даже так называемые технологические цепочки. Эта производственная кооперация отнюдь не носит рыночного характера и имеет под собой командно-административную основу. Созданные во множестве отраслевые советы и комитеты состоят из руководителей отраслей, так министерства всех стран могли объединяться.

Таким образом, ситуация в СНГ, и в том числе в Экономическом Союзе, сильно напоминает СЭВ. Но в СЭВе был реальный хозяин — КПСС, а сейчас его нет. Хотя в документах Экономического союза записано, что Россия имеет в МЭК 50% голосов, на самом деле так: плати, а мы будем слушаться. Сравнивая ситуацию в СЭВ и в СНГ и раздумывая над опытом СЭВ, раз уж мы обречены его повторять, я пришла к выводу, что в СЭВ были реальные потенции к превращению в эффективно работающую экономическую организацию и зачатки этого появились с созданием правовой комиссии.

Между тем, в отличие от западноевропейской интеграции, основанной прежде всего на общих ценностях европейской цивилизации, ценностях демократии и принципах правового государства, на постсоветском пространстве существует некая “историческая общность” — советский народ, которая вряд ли может быть интегрирующим фактором: слишком велики различия между народами (экономические, культурные, политические).

Однако мощным интегрирующим фактором выступает “человеческий фактор”: 60 из 300 млн. бывших советских граждан живут за пределами своих республик, каждый пятый брак — смешанный брак. Существует и такой мощный фактор объединения как русский язык, хотя с каждым годом он ослабевает.

В Европейском Союзе “локомотивы” интеграции, Франция и Германия, не обладали подавляющей мощью и не стремились к доминированию. Этого не скажешь о России.

Все это усиливает элемент разносистемности СНГ, о котором справедливо говорил А.С.Автономов.

3.3 Россия и Беларусь: особенности интеграции на современном этапе.

ПАРЛАМЕНТСКОЕ СОБРАНИЕ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Парламентское Собрание образовано в соответствии с подписанным 2 апреля 1996 года Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии было подписано 29 апреля 1996 года.

2 апреля 1997 года состоялось подписание Договора о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России. В нем были определены компетенция и порядок функционирования Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства 3 . Парламентское Собрание выполняет следующие функции:4

  • решает вопросы развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
  • одобряет проект Конституционного Акта Союзного государства;
  • принимает законы Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  • принимает Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
  • вносит предложения по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
  • содействует унификации законодательства государств-участников и вносит соответствующие предложения в органы государств-участников, обладающие правом законодательной инициативы;
  • обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников;
  • заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
  • заслушивает доклады и информации о деятельности Совета Министров Союзного государства;
  • принимает бюджет Союзного государства, заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;
  • ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;
  • содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союзного государства;
  • заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями;
  • рассматривает предложения по вопросам присоединения к Союзному государству третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;
  • устанавливает символику Союзного государства;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Договором и Регламентом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание 5 для осуществления своих полномочий образует из числа своих депутатов комиссии, временные комиссии и рабочие группы, взаимодействующие с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Комиссии, временные комиссии и рабочие группы формируются, как правило, на основе принципа равного представительства Сторон. Каждый депутат Парламентского Собрания имеет право состоять в одной комиссии. Члены комиссий имеют равные права.

В настоящее время в Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:

1) по законодательству и Регламенту;

2) по экономической политике;

3) по бюджету и финансам;

4) по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам

5) по вопросам внешней политики;

6) по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;

7) по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий;

8) по информационной политике.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.

Взаимоотношения Беларуси и России за последние два года характеризовались наличием следующих отличительных моментов и обстоятельств:

  • оптимистических прогнозов в отношении того, что смена власти в Российской Федерации не приведет к снижению темпов межгосударственной интеграции. Этой точки зрения придерживаются многие государственные и общественные деятели и в Беларуси, и в России. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Б.В. Грызлов, в частности, заявил, что «в российской законодательной власти будет сохранена преемственность, и задача углубления российско-белорусской интеграции останется в числе приоритетов». А известный депутат Госдумы А. Н. Чилингаров выразил уверенность в том, «что избрание нового Президента России будет способствовать строительству Союзного государства». Подобные высказывания содержались в публичных выступлениях В.А. Попова – Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • активизации законодательной власти Российской Федерации по введению в действие заключенных ранее межправительственных российско-белорусских соглашений. В указанный период Государственная Дума ратифицировала Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг и Соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
  • активных разносторонних усилий союзных органов, министерств и ведомств двух государств по реализации установок и решений Высшего Государственного Совета Союзного государства (декабрь 2007 года), направленных прежде всего на ускорение интеграции в экономической сфере.

Максимальное использование преимуществ межгосударственной интеграции при этом рассматривалось как эффективное средство сохранения устойчивости национальных экономик в условиях мировой финансовой нестабильности. В связи с этим интеграционные меры были приняты по окончательному введению в действие заключенного в марте 2007 года известного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларуси о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. В ходе подготовки и проведения заседания Совета Министров Союзного государства (март 2008 года) Премьер-министром Республики Беларусь С.С. Сидорским и Председателем Правительства Российской Федерации В.А. Зубковым заинтересованно обсуждались базовые интеграционные проблемы, такие, как проведение общей экономической, финансовой и таможенной политики, унификация налоговых принципов, совершенствование механизма принятия союзных программ. Впервые глубоко и предметно были проанализированы состояние сотрудничества агропромышленных комплексов Беларуси и России, условия проведения скоординированной аграрной политики, разработка балансов сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства;

  • усиления внимания органов исполнительной власти государств –участников Союзного государства к вопросам сотрудничества на региональном уровне. В марте текущего года Витебская и Смоленская области подписали Протокол о сотрудничестве в сфере АПК. В нем предусмотрены меры, выходящие за рамки традиционных торговых отношений, взаимных поставок продукции. Протокол предусматривает совместное использование партнерами временно не обрабатываемых земель в некоторых российских хозяйствах, обмен семенными фондами, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и расширение рынков сбыта. Все это можно отнести к элементам будущей региональной политики Союзного государства;
  • усиления взаимодействия государств-союзников на внешнеполитическом направлении. Россия решительно и открыто заявила о поддержке Беларуси в ее противодействии откровенно дискриминационным мерам со стороны Запада. В ходе заседания союзного Совмина Председатель Правительства Российской Федерации В.А. Зубков заявил, что Россия рассматривает введенные США в ноябре прошлого года экономические санкции в отношении Беларуси как «политизированный шаг, который трудно вписывается в международный правовой контекст международных отношений»;
  • продолжения активных действий Беларуси и России по углублению военно-технического сотрудничества, обеспечению безопасности Союзного государства. Отдельные вопросы, касающиеся совершенствования объектов военной инфраструктуры, совместных действий в борьбе с преступностью, были подготовлены для рассмотрения на заседании союзного Совмина;

— систематически появляющихся в СМИ вопросов политического устройства будущего единого государства, подготовки и проведения референдума по Конституционному Акту Союзного государства. Примечательно, что в выступлениях государственных лиц и общественных деятелей (Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Государственного секретаря Союзного государства, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Беларусь и других) содержится уверенность в том, что решение этих вопросов не приведет к сужению параметров суверенности государств-союзников.

Многие из указанных выше вопросов уже решены в ходе прошедшего заседания Совета Министров Союзного государства, в частности:

  • в экономической сфере – были подведены предварительные итоги исполнения бюджета Союзного государства и торгово-экономического сотрудничества в 2007 году, проанализировано межправительственное Соглашение о правилах и принципах предоставления промышленных субсидий и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства. На заседании был также рассмотрен энергетический баланс Союза Беларуси и России на текущий год. Следуя союзным договоренностям, Россия определила для Беларуси цены на природный газ на второй и последующие кварталы 2008 года исходя из согласованной ранее формулы расчета цен на энергоносители. Эти цены будут не только устойчивыми и прогнозируемыми, но и самыми низкими (во втором квартале – 128 долларов за тысячу кубометров) в СНГ;

в сфере военно-технического сотрудничества – утверждены следующие проекты программ, призванных обеспечить безопасность Союзного государства в новых экономических и геополитических условиях:

  • «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации»;
  • «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на период 2008 – 2010 годов»;

— в сфере внешней политики – Совмином одобрена Программа согласованных действий в области внешней политики на 2008 – 2009 годы. Этой программой определяется стратегия взаимодействия. Она направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического и социального развития государств – участников Союзного государства.

Многие депутаты Парламентского Собрания, политологи и аналитики сходятся во мнении, что с окончанием формирования на нынешнем этапе органов исполнительной власти в Российской Федерации будет придан новый импульс процессам межгосударственной российско-белорусской интеграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшились опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров стал возможным в основном за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших капиталовложений и времени.

Мировой финансовый кризис ухудшил перспективы для экспорта стран – членов СНГ, повлек за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития сотрудничества в рамках СНГ.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ в свое время оказал и финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений стран – членов СНГ в Россию. Почти все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности. Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран – членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России – естественного интеграционного ядра СНГ.

Главные препятствия интеграции – опасения в странах – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

Список литературы.

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.

2 Аяцков Д. Для интеграции нет альтернативы // Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза. Информационный бюллетень. – М. – Январь 2004.

3 Белоусов Р.Экономика России в обозримом будущем.//Экономист 2007,№7.

4 Бородин П. Торможение интеграции неплохо проплачивается. // Российская Федерация сегодня. — № 8. 2005.

5 В. Мау. Биржа СНГ – инструмент влияния на запад.// Российская Федерация сегодня.-№ 5. 2006

6 Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007

7 Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;

8 Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.

9 Зверев А., Глисен Ф. — Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.

10 Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества).

– М. РИЦ ИСПИ РАН. – 2002.

11 Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М. – 1998.

12 Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 26.04.2007

13 Куков Р., Савка А. — Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.

14 Либман А.М., Хейфец Б.А. — Экспансия российского капитала в станы СНГ//Вопросы экономики 2007,№ 8.

15. Лохматов. Е. Евразийское экономическое сообщество: этапы становления // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 24.12.2006

16 Львов И. — О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11.

17 Львов Д.С. Путь в 21 век. — М.Экономика 2005; Инновационный путь развития для новой России

18. Отношения России со странами СНГ//Российский экономический журнал 2007,№9-11,49.

19 Плышевский Б. — Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19

20 Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 02.08.2007

21 Хейфец Б. — Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005, №8, 55-60

22 Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе//Экономист 2008 №1,93

23 Щербанин Ю. Что нужно для общей транспортной политики в СНГ..// Российская Федерация сегодня. — № 22. 2006

24 Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. – Июнь 2007

25 www.kremlin.ru/

26 www.glossary.ru/

27 www.belrus.ru/

Приложение.

ПЛАН международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2009 год