Таким образом, можно сделать вывод о том, что в XX веке развитие экономической мысли двигалось в основном между двумя крайностями: практическое отсутствие государственного вмешательства в экономику и достаточно сильное государственное вмешательство в экономику, причём в разное время приверженцы той или иной макроэкономической теории приближались к той или иной крайности в большей или меньшей мере. Что касается более современных макроэкономических школ и концепций, то они, сочетая в себе элементы неоклассицизма и кейнсианства, добавляют новый элемент – изучение поведения конкретного индивида и влияние на его социальную составляющую. То есть, государство через определённые социально-экономические институты способствует социальному развитию личности, её переходу из низших общественных слоёв в более высокие, что стимулирует спрос на товары народного потребления и способствует экономическому процветанию общества в целом.
На мой взгляд, наиболее эффективна позиция умеренного государственного регулирования, которая принадлежит экономистам-неоклассикам. Слишком глубокое вмешательство государства, которое близко кейнсианцам, может, как я думаю, нарушить естественные процессы на рынке, что точно не приведет экономику к положительным результатам. Но в то же время я считаю, что абсолютное невмешательство государства в экономику еще более неэффективно.
3.Особенности государственной экономической политики России.
3.1.Экономическая политика РФ в настоящее время.
После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.
Особенностями экономической политики Правительства характеризуются разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей (например, в ключевом министерстве — Министерстве финансов), невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.
Когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность, исходя из следующих приоритетов:
Финансово-экономические программы. Российский рынок финансово-экономических ...
... предлагаемые на российском рынке различными фирмами-разработчиками. Мини-бухгалтерия. К классу «мини-бухгалтерия» относятся программы, предназначенные ... компания «Инфин»), «ФинЭко» (АО «Авэр»), «Комплексная планово-экономическая и бухгалтерская система» (фирма «Комтех+»), «Бухгалтерия без проблем» ... предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет, а на ведение управленческого учета ...
Первый приоритет — выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.
Предпринимаются меры, направленные на поддержку граждан и семей, наиболее пострадавших в период экономического кризиса, на усиление социальной защиты населения, обеспечение необходимых объемов и качества социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Расширяются масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развиваются программы переподготовки работников, оказывается адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. Началась модернизация пенсионной системы.
Второй приоритет — сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.
Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.
Третий приоритет — активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпринимает усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.
Важную роль играет внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Принимаются меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.
Социальная политика и экономическая безопасность
... Общество, раздираемое социальными проблемами, представляет угрозу экономической безопасности. Социальный аспект экономической безопасности являясь внутренним фактором ее обеспечения, особенно актуализируется в условиях переходного периода, когда патронаж государства в вопросах проведения активной социальной политики значительно ослабляется, ...
Четвертый приоритет — стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государство поддерживает инновационные проекты, в том числе направленные на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность.
Пятый приоритет — создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.
Осуществляются мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.
В рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период, Минфином России разработаны Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в кризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Особой составной частью финансовой политики является государственная инвестиционная политика, выражающая отношение государства к инвестиционной деятельности, определяющая цели, направления и формы государственного управления инвестиционной деятельностью в РФ. Ее задачи определяются в мобилизации необходимых финансовых ресурсов, поддержании инвестиционной активности, внедрении государственных комплексных программ строительства, повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятия в современных условиях
... как зависит от огромного множества факторов, начиная от самых незначительных, и заканчивая условиями экономической среды в конкретном городе, области, стране. Таким образом, все исследования и работы ... Раскрыта роль инвестиций в развитии предприятия. Во втором разделе раскрыты методы оценки финансового состояния предприятия и сущность ключевых показателей, характеризующих это состояние. В третьей ...
Таким образом, современная экономическая политика РФ нацелена на:
1) совершенствование налоговой системы; 2) изменение структуры Расходов федерального бюджета; 3) защиту и обеспечение устойчивости рубля; 4) рациональные заимствования на международных финансовых рынках; 5) укрепление платежного баланса за счет роста экспорта. Проводятся реформы предприятий, жилищно-коммунальной сферы, и др.
3.2. Перспективы развития.
Реализация экономической стратегии развития России будущих периодов (2011-2015гг) предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.
В качестве предложений по проведению государственной экономической политики России можно предложить следующие меры и направления действий:
1) передача предприятиям новых технологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержке государства. С помощью государственной поддержки возможно и создание инновационных центров и агентств по распространению новых технологий; улучшение инфраструктурного обеспечения размещения высокотехнологичных предприятий; стимулирование малых, высокотехнологичных фирм, налоговые и административные меры поощрения инноваций;
2) реализация совместных международных проектов, в том числе направленных на создание научно-исследовательских парков при университетах, международной кооперации производства, научно-технического сотрудничества и обмена технологиями, совместное осуществление инвестиционных проектов и т.д.;
3) развитие законодательной базы, регулирующей венчурное инвестирование;
4) разработка программы поддержки экспорта образовательных услуг. Российские вузы (в особенности технического и медицинского профиля) могут предоставлять вполне качественные и конкурентоспособные по цене образовательные услуги для иностранных студентов. Государственная помощь может быть направлена на содействие в создании инфраструктуры экспорта образовательных услуг через конкурсное финансирование проектов внедрения современных технологий обучения и развития социальной инфраструктуры для приема студентов.
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством , направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.
Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы , повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции — поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Особенности развития Российской экономики в условиях формирования ...
... актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развитиями, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики. Объектом исследования является российская экономика. Предметом исследования является развитие экономических отношений, их изменения и трансформации в экономике страны ...
В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами :
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества,
снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции.
формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
прекращение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики посредством прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов власти;
концентрация государственного предпринимательства, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, и развитием инфраструктуры; безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;