реформа перестройка горбачев
В 1985-86 гг. по инициативе М.С. Горбачёва началось проведение реформы экономической системы СССР. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции реформы, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения экономических проблем. Постепенно изменения условий развития производства и методов руководства экономикой переросли в реформирование внутриполитического устройства и внешней политики нашего государства. Преобразования в социально-экономической и общественно-политической сферах вышли за пределы, намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшего на протяжении семи с лишним десятилетий советского государства.
Актуальность данной темы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, политические и экономические преобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и его соратников сохраняет актуальность и более чем через да десятилетия после начала реформ. Хотя реформы в связи с распадом тогдашнего Советского Союза, казалось, потерпели неудачу, они, тем не менее, одержали победу. Те сложные вопросы и проблемы, которые существуют в России в настоящее время, становятся более объяснимыми и понятными при рассмотрении попыток реформирования в СССР во второй половине 1980-х гг.
В данной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логики происходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.
Конечной цели невозможно достичь не рассмотрев основные элементы жизни последнего периода существования СССР: 1) социально-экономические реформы; 2) внутриполитические преобразования; 3).
диаметральную смену внешнеполитического курса.
Поэтому при исследовании темы «Перестройка в СССР» необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины и предпосылки начала проведения реформ М.С. Горбачёва;
- изучить социально-экономические реформы, и выявить причины их неудач;
- описать политические реформы в СССР, их неподготовленность и стихийность;
проанализировать основные направления внешнеполитического курса СССР
оценить результаты и последствия «перестройки» в контексте современного развития России.
В качестве источников я использовала периодическую литературу того времени, а именно газету «Правда» материалы, ХХVII съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС, ХIХ партконференции а также книги: М.С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается», Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.
Распад СССР: причины и последствия
Причин его образования и распада можно выделить множество. Эти события не могли пройти незаметно для населения. Последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и ... и реального экономического и социального подъема. Характер "перестройки" (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, которое к началу 80-х годов вступило в затяжной социально-экономический кризис. ...
Книга Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева — это размышления о перестройке, о проблемах, которые встали перед страной, о масштабах перемен, о сложности, ответственности и неповторимости нашего времени. Значительная ее часть посвящена новому политическому мышлению, философии внешней политики. В качестве источников также были использованы воспоминания помощников и соратников Горбачёва.
Литература на которую я опиралась при написании реферата учебные пособия, монографии и справочники. В учебниках для вузов под редакцией А.Ф. Киселёва, А.М. Щагина и А.Б. Безбородова доступно и понятно изложена суть внутриполитических процессов и реформ горбачёвского шестилетнего правления. В монографиях В.В. Согрина, В.А. Печенева подробно рассматривается перестройка. На основе глубокого анализа политических и экономических процессов, протекавших в СССР во второй половине 1980-х годов, авторы пытаются ответить на два важнейших вопроса нашего времени: было ли необходимо начатое М.С. Горбачевым коренное переустройство государственной и партийной систем СССР и кто, каким образом и почему сделал процесс преобразований необратимым? Ими используется собственный обширный архив документов.
Эти источники в большей мере освещают перестройку, чем другие.
Практическая значимость заключается в том, горбачёвская перестройка начала цепь реформ нашего общества, которые не получили логического завершения и в настоящее время. Попытка реформировать авторитарное советское государство не только оказалась неудачной для самих реформаторов, но и повлекла распад самого СССР и принесла страданиям сотням миллионов людей, живших в советской империи. Для нас граждан России, живущих в начале ХХI столетия важно понимать, какой отпечаток перестройка накладывает на современную Россию.
Хронологические рамки работы охватывают период с марта 1985 по август 1991 гг. Реферат состоит из введения, основной части, которая включает три раздела, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Перестройка в социально-экономической сфере
.1 Социально-экономические реформы и их последствия
Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.
11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов — «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По склад личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.
Реформы в период перестройки
... и указ Президиума Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической ... и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и ... эти недостатки исправить. Тогда же возник и термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику ...
Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.
К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.
Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки — около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.
Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.
В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» — космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.
Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.
Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики — планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.
Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.этап (1985 — 1986 гг.) — этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.этап (1987-1989 гг.) — этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель — совместить плановую экономику с рыночной экономикой.этап (1990-1991 гг.) — неудачные попытки проведения рыночных реформ.
Экономика и организация производства картофеля
... в 1,5 раза, достигнутое за это время, не восполняет недобор, вызванный сокращением площадей. Целью моей работы является систематизация, углубление и закрепление знаний по теме "Экономика организации и производства картофеля", ... по возделыванию картофеля; проанализировать производство картофеля в СПК и выявить резервы повышения производства картофеля. Организационно-экономическая характеристика ...
В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».
В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.
Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва — секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.
Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни.
Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.
В феврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию — с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат — минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом — нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе — нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.
Курсовая — Инновационная экономика
... в сферу торговли. Работа Белла о постиндустриальной экономике описывает следующую трансформацию, в которой сверхприбыль создаётся не за счёт производства, а за счёт организации новых рынков. Инновационная экономика ... производительности труда в СССР составлял всего 29,4 % от американского. Именно поэтому первой инициативой Михаила Горбачева по посту генерального секретаря ЦК КПСС, стартовавшей еще ...
Ухудшению положения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.
Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов… Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта».
апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей.
К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.).
Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.
Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка — это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».
Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Представление Горбачёва об экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма». В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая из работы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формы хозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП — кооперативы, различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности».
М. С. Горбачев политика перестройки и ее основные итоги. 1985-1991 годы
... политики перестройки 1985-1991 гг. как политико-экономическое реформирование, изменение внешнеполитического курса СССР и изменения в сфере культуры и духовной жизни общества. С приходом М. С. Горбачева ... перемен был неизбежен, будучи обусловлен всеобъемлющим кризисом системы. Впрочем, с точки зрения ... общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за ...
Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня — 1 июля 1988 г.).
В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути».
Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами».
«Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. — 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этом изменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.21 Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талонная система на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНП захватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.
В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении — 9%, Грузии — 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. — 9,5 млн.22 Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.
Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена — бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике». Её разработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленный переход к рыночной экономике при господстве государственной собственности и жёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которые позволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавший частную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные и акционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности». В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе с В.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной. Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.
Кризисные явления в СССР
... годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском ... явлениях в развитии экономического знания после 20-х гг., ... в признании того, что в условиях социализма и коммунизма не существует потребности отраслей народного хозяйства в ... в руководстве КПСС разрешился ...
Справедливости ради, стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом стали действовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частные предприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословие предпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничество стало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищена даже часть золотовалютных резервов страны. Таким образом, увеличивалась безработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела, расцветал чёрный рынок. Таковы были результаты непродуманной и стихийной экономической политики.
2. Политические преобразования в обществе
.1 Демократизация политической системы
реформа перестройка горбачев
После прихода к власти в 1985 г. М. Горбачёв не планировал проводить реформирование политической системы СССР. XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г., проходил под прежним лозунгом «КПСС — руководящая сила советского общества». На съезде была принята новая редакция программы партии, в которой главной целью являлось «всестороннее и планомерное совершенствование социализма и дальнейшее продвижение советского общества к коммунизму».
Реформы свелись к перестановкам в верхних эшелонах власти. В сентябре 1985 г. председателем Совета министров стал Н. Рыжков, министром иностранных дел был назначен Э. Шеварнадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций ( в частности в 1985 г. 1-м секретарём Орловского обкома КПСС стал Е.Строев), 40% членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены представители «брежневской гвардии» — Н. Тихонов, Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986 г. на пост 1-го секретаря Московской партийной организации КПСС, которая была крупнейшей в стране, был переведён из Свердловска Б. Ельцин.
Экономические последствия распада СССР
... процесс распада СССР; Проанализировать экономические последствия распада СССР; Сделать выводы. Более того необходимо уделить особое внимание международным аспектам распада СССР, поскольку международная конъюнктура сыграла довольно важную роль в событиях, являющихся предметом исследования. Предметом реферата ...
Приход к власти М. Горбачева на фоне правления Л. Брежнева, Ю. Андропова, К. Черненко был с энтузиазмом встречен народом, и в частности интеллигенцией. Народ выразил доверие новому руководству. Ослабла цензура. Люди не боялись политических преследований, открыто выражали свои взгляды. Даже традиционные советские праздники и партийные мероприятия стали иметь иной оттенок. М Горбачёв показывал себя современным лидером. На официальных государственных приёмах он стал появляться с женой — Р. Горбачёвой, которая была его соратницей и помощницей. Последней женой советского лидера о которой знал советский народ в середине 1980-х гг. была жена В. Ленина — Н. Крупская. Глава государства стал совершать поездки по стране, во время которых проводить встречи с людьми, внезапно останавливая свой эскорт. М. Горбачёв играл совсем другую роль, чем прежние руководители СССР. Но власть по-прежнему находилась в руках номенклатуры, система управления государством оставалась командно-административной.
В январе 1987 г. состоялся пленум ЦК КПСС, после которого в политическом лексиконе появился новый термин «перестройка». На пленуме были приняты решения об увеличении роли средств массовой информации, провозглашена политика «гласности». Пресса сначала критиковало отдельные недостатки советской системы, но очень быстро осмелела и стала выражать недовольство советским строем в целом, опираясь на лозунг: «избавления от деформаций социализма», «возвращения к ленинским нормам». В сентябре 1987 г. была создана «Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий», под руководством А. Яковлева. Он стал идеологом гласности, «истинным архитектором перестройки». Одной из новых идей стала «демократизация советского общества». А. Яковлев пропагандировал «демократический социализм», многообразие его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностей над классовыми».
Огромную популярность приобретали литературно-художественные и общественно-политические журналы, например, «Новый мир» (гл.ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), Огонёк» (В. Коротич), «Наш современник» (В. Викулов).
В течение короткого времени были опубликованы многие запрещённые ранее произведения, например, М. Булгакова «Собачье сердце», А. Платонова «Котлован». А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Л .Замятина «Мы» и др. Тиражи изданий возросли в десятки раз.
М. Горбачев любил называть свою политику новой «революцией». Например, его доклад в честь 70-летия «Октябрьской социалистической революции» назывался «Октябрь и перестройка: революция продолжается». Но «демократизация» общества в целом превратилась в отстранение от власти старой бюрократии и появление новой. Вместе с тем «гласность» посеяла среди народа сомнения в социализме как в системе.
Вместо прежних идей «ускорения» и «совершенствования социализма» в общественном сознании стали укореняться мысли о необходимости радикальной рыночной реформы. Особенно популяризировали идеи совмещения рыночной и социалистической экономик публицисты и экономисты В. Селюнин, А. Нуйкин, П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелёв, О. Богомолов, Л. Абалкин. Они предлагали перейти к хозрасчётному социализму, в основе которого лежали принципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий.
Переход к строительству «хозрасчётного социализма» серьёзно повлиял на идеологию реформ. Вместо лозунга «приоритета общечеловеческих ценностей» стали вводиться понятия «парламентаризм», «правовое государство», «разделение властей», «рынок», «частная собственность».
Российско-американские отношения после окончания холодной войны
... непосредственно влияет на остальных участников международных отношений. 1. Теоретические дискуссии по проблемам международных отношений после окончания холодной войны. 1.1 История взаимоотношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки Истоки российско-американских отношений уходят ...
Новая доктрина была воплощена в решениях XIX Всесоюзной партконференции (28 июня — 1 июля 1988 г.).
М.Горбачёв связал экономические неудачи с консерватизмом партийного аппарата, командно-административной системой, бюрократией. Отсюда был сделан вывод — механизм управления государством должен быть демократизирован. Конференция завершилась победой М. Горбачёва и его сторонников. Было принято 6 резолюций: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе». Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 чел. Две трети депутатов избирались народом от территориальных и национально-территорильных округов, а одна треть — от общественных организаций (КПСС, ВЛКСМ, ПРОФСОЮЗОВ, НАУЧНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ).
Съезд должен был принимать важнейшие решения. Делегаты формировали постоянно действующий парламент — двухпалатный Верховный Совет, численностью от 450 до 540 депутатов.
В 1987-88 гг. среди реформаторов продолжала существовать вера в возможность компартии возглавить преобразования. Почти все известные реформаторы были известными партийными работниками, а другие (например, А. Собчак, С. Станкевич) вступили в КПСС.
2.2 Противоречивый характер реформ и их последствия
В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла изменения и дополнения в Конституцию СССР, которые узаконивали новую систему государственных органов власти и принцип альтернативности при выборах народных депутатов в центре и на местах.
Раскол среди сторонников реформ произошёл во время выборной кампании зимой-весной 1989 г. Во время выборов появилось и активизировалось большое количество, так называемых «неформальных» движений и групп. Они появились ещё в 1988 г. В мае1988 г. оппозиционной коммунистам партией провозгласил себя Демократический союз В. Новодворской. Тогда же был создан проект «программы социал-демократической партии», послуживший основой для возникновения весной 1990 г. Либерально-демократической партии СССР В.Жириновского. В апреле 1988 г. возникают Народные фронты Эстонии, Латвии, «Саюдис» в Литве.
Предвыборная кампания проходила по-новому, вовлекая людей в политическую деятельность. Впервые с начала 1920-х гг. проходила борьба между кандидатами в депутаты, стали проходить митинги, теледебаты, проводиться социологические опросы. Возникли политические и дискуссионные клубы, напр., «Московская трибуна». По 750 территориальным округам баллотировался 1451 кандидат в депутаты, по 750 территориально-национальным — 1419, на 750 депутатских мандатов от общественных организаций претендовал 871 кандидат. Выборы состоялись 26 марта 1989г. В них приняло участие 172 млн., или почти 90% всех избирателей. Следует признать, что если в крупных городах действительно проходила острая политическая борьба, то в провинции демократические выборы воспринимались многими как простая формальность.
I съезд народных депутатов СССР проходил в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 г.
На съезде был сформирован Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совет Союза и Совет национальностей).
В новый парламент вошло 542 депутата. Главой Президиума Верховного Совета стал М. Горбачёв, его заместителем А. Лукьянов. На съезде сформировалась первая организационная парламентская оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ).
В неё вошли Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Духовным лидером группы был академик А. Сахаров.
Во время дискуссий радикально настроенные депутаты критиковали политику М. Горбачёва. Они обвинили правительство в нерешительности, в промедлении с переходом к рынку, за ухудшение социального положения в стране (рост цен, введение карточно-талонной системы).
В политической сфере предлагали ввести институт президента, избираемого прямым голосованием и проведении референдумов по важнейшим вопросам жизни страны. А. Сахаров предложил подписать новый союзный договор между республиками, по которому СССР становился конфедерацией, а не федерацией. Демократы активно поддержали требования депутатов от прибалтийских республик о создании «Комиссии по политической и правовой оценке советско-германских договоров 1939 г. и их последствиях».
Позиции М. Горбачева становились более уязвимыми из-за ухудшения социально-экономического положения в стране и возникших межнациональных конфликтов. Одновременно он стал терять контроль над ситуацией, так как активно принимал участие в работе Верховного Совета, фактически исполняя обязанности спикера, а не управлял государством.
В декабре 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР. Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу 6-й статьи Конституции, в соответствии с которой КПСС являлась руководящей и направляющей силой в жизни общества. С призывом отменить 6-ю статью выступил А. Сахаров. А через несколько дней после выступления, 14 декабря он скоропостижно скончался. Новым лидером МДГ и всей демократической оппозиции стал Б. Ельцин. М. Горбачёву удалось отклонить на съезде обсуждение 6-й статьи Конституции. Пытаясь перехватить политическую инициативу, в начале 1990 г он сам заявил о необходимости отмены 6-й статьи Конституции по разработке новой Программы КПСС, в которой признавались политический плюрализм, многопартийность, смешанная экономика.
Зимой-весной 1990 г. радикальные демократы объединяются перед выборами в местные Советы. Они видят, что им невозможно получить большинство в союзном парламенте, поэтому своей главной задачей делают победу на выборах в России, чтобы объявив её суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти. 21-22 января 1990 г. было создано движение «Демократическая Россия». Параллельно с ней появилась и «Демократическая платформа в КПСС». Её организаторами стали ректор МВПШ В. Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В. Лысенко, но ключевые позиции в ней занимали Б. Ельцин и Н. Травкин. Создание «Демократической платформы» было направлено на превращение КПСС в партию парламентского типа.
марта 1990 г. состоялись выборы в Советы народных депутатов в РСФСР и ряде других республик. Блок «Демократическая Россия» получил около 25% голосов избирателей и сформировал в Верховном Совете РСФСР мощную фракцию.
марта 1990 г. открылся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нём было принято два важнейших решения: была отменена 6-я статья Конституции, было принято решение о введении поста Президента СССР. На съезде произошла дискуссия о том, каким способом избирать президента СССР: прямым голосованием избирателей или косвенным делегатами съезда. За избрание президента на съезде выступили представители национальных республик, которых не устраивали выборы всенародным голосованием. Избрание президента на всенародных выборах давало ему большие полномочия. Это также не устраивала и Б. Ельцина и его сторонников.
В результате на должность президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был избран единственный реальный кандидат — М. Горбачёв . За него проголосовало более 60% делегатов съезда.
В мае — июне 1990 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов РСФСР. 12 июня была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В декларации было установлено верховенство законов России над союзными законами, одновременно предусматривалась возможность приостановления действия законов СССР на территории РСФСР. Председателем верховного Совета был избран Б. Ельцин, его заместителями — Р. Хасбулатов, Б. Исаев, С. Горячева, главой правительства — И. Силаев.
На следующий день после избрания на пост главы парламента России, 30 мая 1990 г. Ельцин на пресс-конференции заявил, что Россия станет скоро во всём самостоятельной и её законы будут выше союзных.
Вслед за Россией декларации о суверенитете в течение нескольких месяцев приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР.
Суверенизация России положила начало заключению двухсторонних договоров республик в обход союзного договора. В общественном мнении активно формируется негативное общественно мнение по отношению к союзным структурам. При этом огромную роль стали играть экономические процессы. Местным партийным элитам в процессе перехода к рыночным отношениям была крайне необходимо получить как можно больше суверенитета для перевода под свой контроль государственного имущества.
Вместе с тем 4-й съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1990 г. принял решение о проведении всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР, а 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума.
марта 1991 г. вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности».
Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) 113, 5 млн. высказалось за сохранение Союза (76,45%).
апреля 1991 г. в загородной резиденции президента в Ново-Огарёво состоялась встреча руководителей 9 республик и Горбачёва. В нём говорилось, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является подписание нового Союзного договора. В совместном заявлении говорилось, что не позднее чем через 6 месяцев после подписания договора будет принята новая Конституция СССР.
мая в Ново-Огарёве состоялось первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектом нового союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста нового договора. Республики объявлялись «полноправными членами международного сообщества», имели право свободного выхода из Союза. Они могли приостанавливать действие союзных законов, самостоятельно определять государственные языки.
Текст фактически означал распад как СССР, так и Российской Федерации, конституция которой не упоминалась в тексте союзного договора. Подписание договора планировалось на 20 августа 1991 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что М. Горбачёв утратил реальную власть и контроль над политической ситуацией в стране задолго до событий 18-22 августа 1991 г. Вряд ли демократические реформы в СССР могли закончится успешно в стране, где отсутствуют демократические традиции. Политическое устройство России, которое можно определить как «иллюзорную демократию», и политическая жизнь в России в последние несколько лет ярчайшее подтверждение этому.
3. Перестройка внешней политики
.1 Завершение «Холодной войны»
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в 1987-1990 гг. Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости — концепция «нового политического мышления».
Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;
- понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.
В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению. «Ход истории, общественного прогресса всё настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты», — говорил Горбачёв на XXVII съезде КПСС.
В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президент обещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лаборатории перед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцы первыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда: господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что не применим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные Штаты Америки. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и под водой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите? Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотря на то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.
Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980-1984. Это был последний всплеск «Холодной войны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планам Горбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьез рассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как впоследствии стало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обе стороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая и состоялась в октябре 1986 г. Рейкьявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейгана на ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «в пакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИ и даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все или почти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лице он произнес: «Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ». В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, что добиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а с помощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха — США согласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.
В 1986 г. администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей. Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступки уговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти и снизить мировые цены на нефть. В результате, экспортные доходы Советского Союза, которые зависели от цен на нефть, стали быстро сокращаться.
После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 г. два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987 г., по которому американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Мир полным ходом шел к прекращению «холодной войны».
Важнейший кризис, который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За ним последовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный — европейский.
В декабре 1988 г. Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.
В декабре 1989 г. у берегов Мальты Горбачев и президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации в некоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошла в прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главный принцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, — это право каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменить первоначально сделанный выбор. Это — очень болезненно, но это — основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».
Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях.
Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
.2 Новые отношения с социалистическими странами и их последствия
М.С. Горбачёв первым выступил за деидеологизацию внешней политики. При сохранении социализма в СССР, странах центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отказ от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимость к инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая за деидеологизацию, советское политическое руководство предполагало, что администрация США и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание «холодной войны», откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».
Выступая в ООН в конце 1988 г., Горбачёв объявил о намерении СССР вывести части советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 1990-х гг. Это заявление, а также надежды на то, что СССР не решится на военное вмешательство, вселили надежды в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть, В течение 1989-1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции», в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), Болгарии и Румынии (декабрь 1989 г.), Начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. — разрушена Берлинская стена) и т.п.
июля 1990 г. вступил в силу договор о заключении союза между ГДР и ФРГ. СССР брал на себя обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии. А в октября 1990 г. было объявлено о присвоении М.С. Горбачёву Нобелевской премии мира.
В странах Восточной Европы начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких к западному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, без плана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этим реформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу.
Новые правительства стран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранять там свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, который напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения выводись в кратчайшие сроки на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации.
С 1991 г. СССР перешёл на расчеты со странами членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте.
Все эти обстоятельства предрешали распад военно-политических и экономических организаций, подконтрольных СССР. В июле 1991 были распущены Варшавский договор (1 июля) и СЭВ (28 июля).
Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО.
СССР ненадолго пережил созданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину и руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.
Почти точное совпадение завершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, какова связь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» является результатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако к моменту распада СССР «холодная война» уже закончилась — за несколько лет до этого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988 заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти во всех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после 1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979-1980, но и в 1946-1947. Уже в 1990 уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «Холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Д. Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б. Ельцин и Д. Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявления не снимают факта, что в 1990-1991 признаки «Холодной войны» уже исчезли. Завершение «Холодной войны» и распад СССР имеют общую причину — кризис государственного социализма в СССР.
Заключение
Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов.
Попытаюсь объяснить, что же я имела в виду в качестве исторического термина «перестройка». В широком смысле: перестройка — совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР. Перестройка — это крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева в 1985 г. По своему существу это — определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 — август 1991) и задуманных в целях «обновления социализма», придания ему «второго дыхания». Изменив общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Перестройка породила ряд общественных процессов, которые можно оценивать двояко, как антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, или как распад России и превращение её в сырьевой придаток развитых стран мира.
В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. 1985-1991 годы — конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная собственность узаконивается. Советская номенклатура открыто превращается в капиталистов-олигархов.. Политически все это идет на фоне тотального разгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.
Экономическая катастрофа «перестройки» явилась одним из важнейших факторов политической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный развал административно-командной системы управления — основы советского народного хозяйства.
Крах перестройки, приведший к ликвидации социализма в нашей стране и развалу СССР, породил длительную дискуссию на тему, можно ли было избежать катастрофы и реформировать советскую экономику. Учитывая тотальное засилье марксизма и отсутствие подготовленных экономистов-рыночников к началу перестройки (они станут появляться только в ее ходе), в вину Горбачеву, по большому счету, можно было поставить разве что некоторый идеализм и недостаточное знание реальных механизмов советской экономики. Таким образом, шанс на рыночное реформирование экономики СССР был в действительности чрезвычайно мал. В конечном счете, результаты перестройки определит история по итогам российских реформ, либеральных преобразований в экономике по западной модели развития, которым Горбачев открыл дорогу.
Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства, Горбачёв преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Он привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации.
Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом.
Наконец, Горбачев добился всего этого вопреки очень серьёзной оппозиции. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы — от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана — встречали действительное сопротивление, со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве. Роль, которую Горбачёв сыграл в истории нашей Родины, пока ещё невозможно оценить.
Библиографический список
1.Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М., 1991
.Горбачёв М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается, М.: 1987
.Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира, — М., 1989
.Грачёв А. Горбачёв. М., 2001
.История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник для вузов / Под ред. А.Б.Безбородова. — М.: АСТ, 2001
.Медведев В.А. В команде Горбачёва: взгляд изнутри. М., 1994
.Новейшая история Отечества: ХХ век, Учебник для вузов в 2-х т. Т.2. / Под ред. А.Ф. Киселёва, Э.М. Щагина. — М.: ВЛАДОС, 2002
.Печенев В.А. Взлёт и падение Горбачёва: глазами очевидца. М., 1996
.Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачёва до Путина. М., 2001
. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачёвым. М., 1993
.Шахназаров Г.Х. Цена свободы. Реформация Горбачёва глазами его помощника. М., 1993
. Шехов Н.А. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 — апрель 1995).
М., 1995
. Шехов Н.А. Тысячелетие русской истории. — М.: Вече