Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права — подотрасли финансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что налоговый контроль является элементом государственного управления экономикой.
Управление налогообложением и налоговый контроль осуществляются аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции. Управление налогами направлено на соблюдение налоговой дисциплины, стимулирование развития производства.
Налоговый контроль осуществляется за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц. Контроль налоговых органов начинается с постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах.
Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основе закона, где четко определены полномочия налоговых органов. Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой — уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.
Целью курсовой работы является изучение налогового контроля.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и роль налогового контроля в налоговой системе государства;
- рассмотреть формы и методы налогового контроля;
- проанализировать зарубежный опыт осуществления налогового контроля;
- рассмотреть проблемы налогового контроля в российской практике;
- ознакомиться с характеристикой и видами деятельности исследуемого предприятия;
- провести оценку показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть порядок проведения выездных налоговых проверок налога на добавленную стоимость;
- разработать рекомендации по улучшению налогового контроля;
- показать сравнительную оценку экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
Предметом исследования курсовой работы являются формы и методы налогового контроля.
Оценка действующей системы взаимодействия бухгалтерского и налогового ...
... темы настоящей дипломной работы и ее основную цель: дать масштабный системный анализ проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учета в сфере определения и начисления налога на прибыль предприятий и организаций на примере конкретной ... был прав в том смысле, что в этом «колесе» контроля над потоком товаров заработная плата, прибыль и рента имеют одинаковую природу и в этом смысле действуют ...
Объект исследования — МУП «Горэлектросети».
Период исследования — 2008-2010 годы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В
СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РФ
1.1 Понятие и роль налогового контроля в налоговой системе
государства
Налоговый контроль — система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82—105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Налоговый контроль — вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами [5,76].
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов.
Субъектами налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства.
В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц [19,70].
И.И. Кучеров придерживается мнения, что нужно выделять в качестве самостоятельных институт налогового контроля институт ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Более того, он считает, что в составе институтов уже сложились субинституты, такие как, например, совокупность норм, регулирующих проведение налоговых проверок [9,66].
В научной литературе существует множество понятий налогового контроля.
У Е.В. Поролло имеется две точки зрения на налоговой контроль: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.… Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [12,6].
«Способы и порядок уплаты налога
... такой способ оплаты применяется тогда, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. В таком случае, данные Пансков, В. Г. Налоги и ...
А.В. Брызгалин считает, что «налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…» [3,82]. «Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приёмов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательствами и правильностью исчисления, полноту и своевременностью внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд» [7,351].
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.
Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основе закона, где четко определены полномочия налоговых органов.
Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой — уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику [13,22].
Для реализации налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе. Это— первооснова налогового контроля. Важно подчеркнуть, что в соответствии с Налоговым кодексом постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны самостоятельно предпринять определенные действия по постановке на учет в налоговом органе.
В настоящее время правовой инструментарий налогового контроля развивается, развиваются также и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий, появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налогового контроля (такие, например, как режим налогового склада — ст. 197 НК РФ), а также детализируется правовое регулирование налогового контроля.
1.2 Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах.
При осуществлении мероприятий налогового контроля выделяют следующие формы налогового контроля представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 — Формы налогового контроля в России
По времени осуществления условно различают:
1) Предварительный контроль;
2) Текущий контроль;
3) Последующий контроль.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:
1) государственный налоговый учет;
2) мониторинг и оперативный налоговый контроль;
3) камеральный и выездной налоговый контроль;
4) административно-налоговый контроль.
Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.
Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).
Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.
Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка |
||
1. Субъект |
Территориальные налоговые органы |
Налоговые органы всех уровней |
|
2. Объект |
Совокупность финансово- хозяйственных операций только за отчётный период |
Совокупность финансово- хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трёх лет, предшествующих году проведения проверки |
|
3. Основание для проведения |
Специального решения не требуется |
Решения руководителя налогового органа |
|
4. Периодичность |
Регулярно с периодичностью представления отчётности |
Выборочно по мере необходимости |
|
5. Место проведения |
Место нахождения налогового органа |
Место нахождения налогоплательщика |
|
6. Категория проверяемых налогопла-тельщиков |
Все налогоплательщики |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
7. Используемые мероприятия |
Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика |
Любые, установленные НК РФ мероприятия |
|
Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов [5,76].
У каждой формы налогового контроля есть своё назначение в системе налогового контроля.
Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Она может быть комплексной или тематической.
Комплексная налоговая проверка предполагает проверку правильности исчисления и уплаты всех видов налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за весь период от даты завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи последнего налогового расчета к моменту завершения данной проверки.
При тематической налоговой проверке изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов или обязательных платежей, т. е. это проверка по определенному кругу вопросов [4,42].
Необходимость проведения проверок обусловлена рядом причин:
- несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налоговому учету и правил бухгалтерского учета;
- развитием частного бизнеса без образования юридического лица, представители которого в силу своей мобильности, непостоянства местонахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;
- нестабильностью и несовершенством налогового законодательства, сложностью в понимании законодательных актов руководителями и главными бухгалтерами организаций;
- преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, имуществу организаций [17,230].
Именно с помощью налоговой проверки осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.
И именно поэтому налоговые проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место.
Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля. Причём все действия налоговых органов должны соответствовать правовым нормам. В связи с этим, глубокое изучение форм и методов осуществления налогового контроля приобретает особое значение.
Основные элементы налоговой проверки представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Сущность налоговой проверки [19,75].
Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Но можно представить и другую классификацию: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. Результат можно представить на рисунке 3.
Рисунок 3 — Способы классификации налоговых проверок [19,81].
Налоговые проверки по объёму проверяемых вопросов можно условно поделить на комплексные, выборочные и целевые.
Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Причём происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период.
Но нужно помнить, что роль других форм налогового контроля также важна, а максимальной эффективности налоговых проверок как формы налогового контроля можно достигнуть только через очень близкое взаимодействие с другими его формами. Взаимосвязь различных форм налогового контроля можно представить в виде рисунка 4.
Рисунок 4 — Взаимосвязь форм налогового контроля [19,73].
Одним из основных требований к налоговому контролю стал древний принцип налогообложения: контроль должен приносить значительно больше средств, чем затрачивается на его проведение.
В теории и практике выделяется семь основных сфер контроля, в рамках которых применяются особые кормы и правила ведения контрольных проверок:
1) реализация товаров, работ и услуг;
2) сфера обращения и система ценообразования;
3) расчетно-платежная дисциплина;
4) соблюдение воспроизводственных пропорций;
5) использование имущества, амортизация основных средств;
6) формирование оплаты труда и материального стимулирования;
7) определение прибыли и вне реализационных финансовых результатов.
В каждой из этих сфер многообразны как цели контроля, так и методы проведения.
Под методами проведения налогового контроля понимается совокупность приемов и способов осуществления контрольного мероприятия с целью установления правильности и полноты начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, соблюдения при этом налогового законодательства [4,41].
Налоговые службы используют нормативные документы по ведению налогового контроля, составленные в соответствии с положениями налогового законодательства, разрабатывают методические указания по осуществлению налоговых проверок, а также программы проверок с учетом специфики налогоплательщиков.
1.3 Зарубежный опыт осуществления налогового контроля
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.
В развитых зарубежных странах налоговый контроль, как функция и как важный участок работы налоговых органов, имеет свою законодательную базу, сложную организационную структуру и солидное технико-методическое обеспечение. Система налогового контроля включает в себя предварительный контроль (учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения), текущий контроль (общий надзор за соблюдением налоговой дисциплины в стране) и последующий контроль (проверки и ревизии отчетности налогоплательщиков и своевременности внесения ими налоговых платежей).
Основной организационно-правовой формой налогового контроля является налоговая проверка. Вместе с тем, по конкретным задачам, методам и организации контрольной работы налоговые службы разных стран заметно различаются между собой.
Например, в последнее время в ряде стран предпринимаются меры по объединению налогового, социального и иных видов учета (регистрации) граждан (Австралия, Италия, США, скандинавские страны).
Во Франции налоговые органы ведут и общегосударственный кадастр недвижимости, что устраняет необходимость проведения дорогостоящих периодических переписей населения и инвентаризаций объектов недвижимости. Налоговый контроль во Франции играет особую роль, поскольку налоги и сборы являются основным источником доходов государственного и местных бюджетов. Злоупотребления, связанные с налогами и другими обязательными платежами, составляют во Франции от 29 до 40 млрд. евро, что часто равняется сумме дефицита государственного бюджета. При этом налоговые злоупотребления ежегодно снижают государственные доходы во Франции на 25 млрд. евро, именно поэтому налоговый контроль является одной из важных функций государственных финансов. Налоговый контроль необходим еще и затем, чтобы обеспечить равенство граждан и предприятий перед законом. Налоговый контроль принимает две основные формы: документальный контроль на местах и внешний контроль. Контроль на местах осуществляется на основе деклараций налогоплательщиков и документов, которые государственные власти могут получить и от третьих лиц. Этот контроль призван установить отсутствие необходимых налоговых деклараций и скорректировать ошибки в поданных декларациях. При этом налогоплательщиков ставят в известность о проверке только тогда, когда от них нужна дополнительная информация. Этот контроль осуществляется департаментскими дирекциями налоговых служб.
В феврале 2010 г. Счетная палата Франции опубликовала доклад «Методы и результаты налогового контроля», в котором отмечалось, что в 2008 г. было проведено 52 тыс. внешних налоговых проверок, в том числе 47,8 тыс. проверок предприятий (1,4% их общего числа) и 4 200 проверок физических лиц (0,01% домашних хозяйств).
Численность контроля на местах в отношении подоходного налога граждан вдвое превышала численность контроля за сбором корпорационных налогов и налогов на добавленную стоимость (НДС).
Интересен опыт организации налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков. Например, Служба внутренних доходов США заключает соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, по которому в случае обнаружения в 20% отчетности факта сокрытия налогов, предприятие обязывается выплатить сумму штрафных санкций в пропорции, как если бы это нарушение распространялось на всю сумму дохода.
Налоговый контроль может быть проведен на основании заявлений, поступающих из непосредственного окружения налогоплательщика. Так, в США, в качестве благодарности за предоставление сведений может быть сделана скидка до 10% суммы неуплаченных налогов (но не более 100 тыс. долларов).
Аналитическая составляющая является приоритетной в деятельности налоговых органов, в структуре которых созданы подразделения, отвечающие за анализ рисков (анализ вероятных налоговых правонарушений).
Выявление налогового риска ведет к контрольным мероприятиям, фиксированию информации в базе данных налоговой службы. Говоря о налоговом законодательстве России уместно отметить, что с точки зрения предприятия оно представляет так называемую «зону повышенного риска». Фактически у предприятий работающих на российском рынке существует высокая вероятность финансовых потерь в результате непреднамеренного нарушения налогового законодательства.
Следуя западным подходам в части построения эффективной системы внутреннего контроля предприятиям необходимо идентифицировать риски и составить так называемую «карту рисков» выделив наиболее критичные риски с точки зрения возможного ущерба. В данном случае речь идет о налоговых рисках, вероятности их наступления и убытках, которые понесет предприятие в случае наступления того или иного события.
Помимо оценки налоговых рисков одним из ключевых направлений внутреннего налогового контроля являются мероприятия по налоговому планированию, включая разработку и составление налоговых бюджетов. Так, налоговое планирование помимо контроля над расходами, понесенными в процессе уплаты налогов и сборов в бюджет, может предоставить информацию об исполнении налоговых обязательств.
Сегодня у России есть уникальная возможность применить накопленный зарубежный опыт, создав оптимальную систему налогового контроля. налог контроль добавленная стоимость
1.4 Проблемы налогового контроля в российской практике
При создании существующей стратегии налогового контроля в Российской Федерации использован опыт и отдельные предложения представителей налоговых органов зарубежных стран. Однако в отличие от государств, где аналогичный подход дает очень хорошие результаты, эффект его использования в российской практике недостаточен, что проявляется, в первую очередь, в низкой результативности выездных налоговых проверок.
Особое внимание необходимо уделять вопросам структурной перестройки экономики как важнейшей черте экономики Российской Федерации переходного периода, повлекшей ряд существенных изменений в хозяйственных отношениях между предприятиями.
В условиях строгих ограничений на процессы вертикальной интеграции в большинстве отраслей предприятиям оставалась для выживания единственная возможность — формирование новых объединений, внутри которых межфирменная координация выходила за рамки рыночных контрактов, но не предполагала полную консолидацию деятельности фирм, что приводило к возникновению разных способов формирования бизнес — групп и использованию особых форм контрактов между предприятиями, в том числе бартерных расчетов. Такие формы интеграции классифицируются в экономической литературе как гибридные. Особое место среди них занимают холдинги, официально зарегистрированные финансово — промышленные группы, группы фирм, объединенные использованием натуральных расчетов. Разные типы интегрированных структур в российской промышленности переплетаются и накладываются друг на друга.
Создание гибридных форм организации предприятий, вызванное объективной необходимостью, неизбежно привело к возникновению многочисленных схем ухода от налогообложения, что заставило государство пойти на ужесточение налогового режима. Однако без учета реальной платежеспособности налогоплательщика такие действия приводят, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. Ситуация усугубилась тяжелейшим экономическим кризисом, спровоцировавшим резко негативные социальные последствия, усиление политической нестабильности и криминогенной обстановки в стране. Как следствие, в России становление теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились массовые уклонения от налогов, сокращение налогооблагаемой базы.
Все это создало ряд специфических трудностей, чрезвычайно осложняющих как подготовку, так и проведение выездной проверки налогоплательщиков, а потому предъявляющих жесткие требования к предварительному всестороннему анализу информации о налогоплательщике и отбору претендентов для выездной проверки:
1) высокий процент теневой экономики свидетельствует о низкой достоверности заявляемых налогоплательщиками объектов налогообложения и о существовании двойной бухгалтерии: «белой» и «черной». Поэтому, если представители налоговых органов Дании основным недостатком контроля на рабочем месте считают поступление от налогоплательщика лишь той информации, которую он решает представить в налоговые органы, так как нет уверенности в том, что налоговый ревизор получил все материалы, имеющие интерес для осуществления контроля, то в российских условиях такой уверенности нет и после проведения налоговыми органами выездной проверки, поскольку и на территории самого налогоплательщика налоговым инспекторам представляются документы только по ведению «белой» бухгалтерии;
2) гибридные формы интеграции предприятий осложняют выявление элементов этих структур, имущественных и контрактных связей между ними, приводят к нетривиальности определения критериев крупных налогоплательщиков. Сложность анализа корпоративных структур усугубляется тенденцией отделения вертикали собственности от вертикали управления, созданием квазифирм, фирм «собственников — оппортунистов», систем рекомбинированной собственности, широким распространением модели распределенного холдинга со множественными уровнями контроля. Все это приводит к тому, что организационные структуры даже основных крупнейших российских монополий (в том числе и естественных) становятся непрозрачными, а фактические границы фирмы расширяются за пределы юридически зарегистрированного предприятия;
3) создание налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения (трансфертное ценообразование, система неплатежей между материнской и дочерней компаниями и т.д.) с использованием гибридных форм интеграции предприятий;
4) возникновение стереотипа налогоплательщика — «оппортуниста», кроме всего прочего, свидетельствует и о недостатках в формулировании цели налогового контроля. Проблема заключается в том, что этот эффект имеет тенденцию лавинообразного развития, то есть с постоянной скоростью и широтой. И если лавина придет в движение, то будет сложно как остановить ее, так и вернуться в первоначальное состояние.
Выявив причины, не позволяющие эффективно использовать существующую стратегию налоговых проверок в Российской Федерации, необходимо разработать новую, более эффективную идеологию налогового контроля и отбора налогоплательщиков для выездных проверок, адекватную реальным российским условиям.
При этом следует иметь в виду, что главным в идеологии налогового контроля является формирование у налогоплательщика понимания неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому важнейшими проблемами остаются эффективный отбор налогоплательщиков для налогового аудита и повышение качества проводимых выездных проверок, разъяснительная работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности, совершенствование нормативно — правовой базы с учетом опыта проведения налоговых проверок.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МУП «ГОРЭЛЕКТРОСЕТИ» ЗА 2008- 2010ГГ.)
2.1 Общая характеристика предприятия
Муниципальное унитарное предприятие «Городские электрические сети» г. Железногорска зарегистрировано Постановлением главы администрации № 601 от 30.06.93 года и расположено по адресу: 307170, г. Железногорск Курской области, ул. Мира, 66. Руководителем этого предприятия является главный бухгалтер Гулякина И.В. Предприятие имеет ряд учредительных документов: Устав, коллективный договор и ряд Положений.
Предприятие «Городские электрические сети» — муниципальная собственность, самостоятельное хозяйственное предприятие, действующие на основании устава. Основным видом деятельности предприятия является передача электроэнергии до потребителей города в соответствии с действующими положениями и правилами. Питание осуществляется от ПС-16 110/10/6 Кв.,
ПС-15 35/6 Кв., ПС-46 35/6 Кв., ПС-48 35/6 кВ.
Структурное предприятие подразделяется на службы:
1) подстанций;
2) кабельные сети;
3) производственно — диспетчерская;
4) воздушных линий и уличного освещения;
5) сбыта (служба КРИЭЭ);
6) механики;
7) производственно — электротехническая лаборатория;
8) строительная.
Для предприятия отпускной и покупной тариф устанавливает Региональная энергетическая комиссия Курской области.
При этом Региональная энергетическая комиссия рассматривает и утверждает прямые плановые затраты и плановую прибыль для предприятия. Данное предприятие обслуживает государственные, муниципальные, частные предприятия, учебно-образовательные учреждения города, детские сады, больницы и т.д. Структура предприятия представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 — Структура МУП «Горэлектросети» г. Железногорска.
У предприятия обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц. Налоговые вычеты:
- стандартные налоговые вычеты;
- социальные налоговые вычеты;
- имущественные налоговые вычеты;
- профессиональные налоговые вычеты;
- вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок [Ст. 218-331 НК РФ].
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.
Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
- за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
- за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового «уведомления» об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты. [Ст. 228 НК РФ]
2.2 Анализ показателей финансово — хозяйственной деятельности
предприятия
Одним из главных показателей экономической характеристики МУП «Горэлектросети» является анализ размера производства (Таблица 2).
Таблица 2 — Размер производства и основные показатели деятельности предприятия
Наименование показателя |
Годы |
Изменение показателя в тыс. руб |
Изменение показателя в % |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Выручка от реализации, тыс. р. |
80181 |
79573 |
94917 |
14736 |
118,4 |
|
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р. |
255250,5 |
263022,5 |
272020 |
16769,5 |
106,6 |
|
Стоимость товарной продукции, тыс. р. |
68966 |
71435 |
82337 |
13371 |
119,4 |
|
Среднегодовая численность работников, чел. |
158 |
152 |
161 |
3 |
102 |
|
В результате анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что в МУП «Горэлектросети» выручка от реализации продукции с каждым годом увеличивается, так в 2010году она увеличилась по сравнению с 2008 годом на 18,4% или на 14736 тыс. руб.. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 6,6% или 16769,5 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Стоимость товарной продукции так же увеличилась на 19,4% или 13371 тыс. руб.. В 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличивается численность работников на 2% или 3 человека.
В таблице 3 приведены данные об имуществе предприятия.
Таблица 3 — Состав и структура имущества предприятия
Наименование показателя |
Годы |
Изменение показателя в тыс. руб. |
Изменение показателя в % |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего имущества, тыс. руб. в том числе: |
129889 |
133320 |
136700 |
6811 |
105,2 |
|
1.Внеоборотные активы тыс. руб. В % ко всему имуществу. |
107386 82,7% |
108598 81,5% |
113623 83,1% |
6237 — |
105,8 — |
|
2. Оборотные активы, тыс. руб. В % ко всему имуществу |
22503 17,3% |
24722 18,5% |
23077 16,9% |
574 — |
102,6 — |
|
В результате анализа таблицы 3 видно, что в МУП «Горэлектросети» в 2010году по сравнению с 2008 годом структура активов предприятия существенно изменилось: увеличилась доля внеоборотных активов на 5,8% или 6237 тыс.руб., среди которых наибольший удельный вес принадлежит основным средствам. Так же увеличилась доля оборотных активов, но не намного, в 2010 году на 2,6% или 574 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.
В результате анализа таблицы 4 видно, что в МУП «Горэлектросети» в 2010 году по сравнению с 2008 годом структура пассивов предприятия изменилась: увеличилась доля собственного капитала на 2,4% или 2916 тыс. руб. и доля заёмного капитала на 48,4% или 3895 тыс.руб.
Таблица 4 — Состав и структура капиталов предприятия
Наименование показателя |
Годы |
Изменение Показателя в тыс. руб |
Изменение показателя в % |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего капитал, тыс.руб. В том числе: |
129889 |
133320 |
136700 |
6811 |
105,2 |
|
1.Собственный капитал тыс.руб. В % ко всему капиталу |
121836 93,8 |
123538 92,7 |
124752 91,3 |
2916 — |
102,4 — |
|
2.Заемный капитал, тыс.руб. В % ко всему капиталу |
8053 6,2 |
9782 7,3 |
11948 8,7 |
3895 — |
148,4 — |
|
Долгосрочные пассивы, тыс.руб. В % к заемному капиталу |
239 0,2 |
55 0,04 |
— — |
-184 — |
23,0 — |
|
Краткосрочные пассивы, тыс. руб. В % к заемному капиталу |
7814 6 |
9727 7,3 |
11948 8,7 |
4134 — |
152,9 — |
|
Таблица 5 — Финансовые результаты производственной деятельности предприятия, тыс. р.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменение +,- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг |
11215 |
8138 |
12580 |
1365 |
|
Валовая прибыль |
11215 |
8138 |
12580 |
1365 |
|
Чистая прибыль |
7979 |
6664 |
8513 |
534 |
|
С 2008 года по 2009 прибыль предприятия уменьшалась, но в 2011 году прибыль увеличилась на 1365 тыс. руб. Валовая прибыль увеличилась с 11215 тыс. р. в 2008 г. до 12580 тыс. р. в 2010 году. Чистая прибыль увеличилась на 534 тыс. р.
Для объективной оценки финансового положения предприятия необходимо от отдельных учетных данных перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов — финансовым коэффициентам.
Применение в расчетах финансовых коэффициентов (показателей) дает возможность повысить «качество» оценки и составить объективное заключение о финансовом положении предприятия, поскольку позволяет определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений, а также представляет возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения.
Однако финансовые коэффициенты дают лишь общие ориентиры, служат своего рода сигналами о тех или иных изменениях в финансовом состоянии предприятия. Они дают возможность определить направление для проведения дальнейшего, более глубокого анализа.
Расчет показателей финансово — хозяйственной деятельности представлен в приложении В.
В результате анализа показателей финансово — хозяйственной деятельности предприятия видно, что коэффициент текущей ликвидности МУП «Горэлектросети» превышает нормативы и показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Коэффициент абсолютной ликвидность показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами превышает нормативное значение, что показывает, что у предприятия достаточно собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости.
Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств (собственного оборотного капитала) является одним из главных условий его финансовой устойчивости. Отсутствие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и, возможно, часть внеоборотных активов (при отрицательном значении собственных оборотных средств) сформированы за счет заемных источников.
Коэффициент финансовой устойчивости равен нормативу, он показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала.
Проанализировав данные предприятия МУП «Горэлектросети» видно, что предприятие является платежеспособным.
Предприятие исправно плати все налоги в федеральный бюджет.