Инвестиционный процесс в экономике

Содержание скрыть

1. Теоретические аспекты инвестиционного процесса в экономике

1.1 Сущность инвестиций и их значение для хозяйственной системы

Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В бытность плановой экономики использовалось понятие «капитальные вложения».

В научной литературе эти два понятия в последние годы трактуются по-разному. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций признается преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе.

Инвестиции

При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды — доход на ценные бумаги или другие доходы. [6, с.113]

В Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие «капитальные вложения» трактуется следующим образом: «Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты». Если исходить из данного определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями.

Таким образом, понятие «реальные инвестиции» шире, чем «капитальные вложения». Согласно вышеупомянутому закону реальные инвестиции — это средства, вложенные как в основной и оборотный капитал, так и нематериальные активы. Тогда составные части инвестиций можно представить в следующем виде:

  • реальные инвестиции, которые включают инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), в оборотный капитал и в нематериальные активы;
  • портфельные инвестиции, которые включают инвестиции в ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты) и финансовые вложения в активы других коммерческих организаций.

Сущность инвестиций как экономической категории предопределяет их роль и значение на макро- и микроуровне.

На макроуровне инвестиции, и особенно капитальные вложения, служат фундаментом для развития национальной экономики и повышения эффективности общественного производства за счет:

  • систематического обновления основных производственных фондов предприятий и непроизводственной сферы;
  • ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
  • создания необходимой сырьевой базы;
  • наращивания экономического потенциала страны и обеспечения обороноспособности государства;
  • снижения издержек производства и обращения;
  • увеличения и улучшения структуры экспорта;
  • решения социальных проблем, и в том числе проблемы безработицы;
  • обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике;
  • перераспределения собственности между субъектами хозяйствования.

Таким образом, инвестиции предопределяют в конечном итоге рост экономики. Состояние экономики страны зависит от эффективности функционирования всех субъектов хозяйствования, то есть коммерческих организаций. Инвестиции, и в первую очередь капитальные вложения, служат основой для обеспечения этой эффективности на предприятии.

6 стр., 2753 слов

Источники финансирования капитальных вложений

... финансирование капитальных вложений хозяйствующего субъекта производится преимущественно за счет собственных источников: амортизации основного капитала, прибыли и резервных фондов. Амортизация является основным источником финансирования ... использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; - ...

Инвестиции на микроуровне необходимы для достижения следующих целей:

  • увеличения и расширения сферы деятельности;
  • недопущения чрезмерного морального и физического износа основных производственных фондов;
  • снижения себестоимости производства и реализации продукции;
  • повышения технического уровня производства на основе внедрения новой техники и технологий;
  • улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • повышения техники безопасности и осуществления природоохранных мероприятий;
  • обеспечения конкурентоспособности предприятия;
  • приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
  • приобретения контрольного пакета акций. [5, с.521]

В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятий в будущем, стабильного финансового состояния и получения максимальной прибыли. Все это определяет роль и значение инвестиций па микроуровне.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией, и они играют исключительно важную роль как на макро-, так и на микроуровне, и в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

1.2 Виды, источники и показатели эффективности инвестиций

Классифицирование инвестиций производится:

  • относительно объекта приложения
  • фактора времени
  • характера использования

Инвестиции относительно объекта приложения.

Инвестиции в имущество, Финансовые инвестиции, Нематериальные инвестиции

Инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида:

Портфельные, Прямые (реальные) инвестиции

а) инвестиции по фактору времени.

  • краткосрочные инвестиции;
  • долгосрочные инвестиции;

Аннуитет —

б) инвестиции по характеру использования:

  • первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
  • инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
  • реинвестиции, то есть использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
  • инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
  • инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
  • инвестиции на изменения программы выпуска продукции;
  • инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;

— Инвестиционная деятельность предприятия может финансироваться из разных источников. Разнообразие последних объясняется как нехваткой собственных ресурсов предприятия, так и различием интересов, преследуемых субъектами инвестиционной деятельности. Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные и заемные. [7, с.95].

3 стр., 1044 слов

Что такое инвестиции и инвестиционный цикл

... чем перейти к рассмотрению вопроса об инвестиционной деятельности, целесообразно остановиться на основных положениях инвестиционного цикла. Появление идеи, разработка инвестиционного проекта и претворение их в ... получает доход далеко не инвестор, просто инвестирующий. Различие между инвестициями и финансированием., Это финансирование. Например, покупка квартиры ребенку. Если эту квартиру никто ...

К собственным источникам инвестиций принято относить:

  • собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий;
  • иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок);
  • привлеченные средства в результате выпуска и продажи предприятием акций;
  • средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;
  • благотворительные и другие аналогичные взносы.

К заемным источникам инвестиций обычно относят: инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик и прочих субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, которые выделяются в основном на финансирование федеральных, региональных или отраслевых целевых программ (безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращает их в источник собственных средств); иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц (привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей); различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других институциональных инвесторов, предприятий, векселя и другие средства. инвестиция финансовый бюджет

В зависимости от того, какие источники финансирования привлекает фирма для финансирования своей инвестиционной деятельности, выделяют и следующие основные формы финансирования инвестиций:

  • самофинансирование — финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
  • обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности;
  • кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций;
  • долевое финансирование — комбинация нескольких источников финансирования; самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, которая может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов.

При выборе источников финансирования инвестиционной деятельности вопрос должен решаться фирмой с учетом многих факторов:

4 стр., 1603 слов

Инвестиционная деятельность предприятия как фактор конкурентоспособности

... долгосрочных инвестиций. Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Оно постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ...

  • стоимости привлекаемого капитала;
  • эффективности отдачи от него;
  • соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего уровень финансовой независимости фирмы;
  • риска, возникающего при использовании того или иного источника финансирования. [8, с.75]

Основные показатели эффективности инвестиций указаны в приложении 1. рисунок 1.1.

1.3 Теории инвестиций. Эффект мультипликатора-акселератора

Западная экономическая наука рассматривает теорию инвестиций в качестве центральной как с микро- , так и с макроэкономических позиций. С микроэкономических позиций в теории инвестиций основным является процесс принятия инвестиционных решений на уровне предприятий, предоставляя в распоряжение предпринимателей конкретные научно-обоснованные методы формирования оптимальной инвестиционной политики. С макроэкономических позиций (основоположник теории Дж. М. Кейнс) проблема инвестирования рассматривается с позиций государственной инвестиционной политики, политики доходов и занятости

В теории Кейнса инвестиции определялись как часть дохода, которая не была использована на потребление в текущем периоде. Инвестиции выступают здесь в качестве обратной стороны процесса сбережений. Как известно, Кейнс в своей макроэкономической теории исследовал механизм инвестиционного процесса, обращая особое внимание на взаимосвязь между инвестициями и сбережениями. [3, с.300]

Основные моменты механизма инвестиционного процесса в кейнсианской теории заключаются в следующем. В развитой экономической системе происходит отделение функций сбережения и инвестирования. Определенная часть сбережений может инвестироваться непосредственно. Это основная часть сбережений мелких и средних предприятий, фермерских и других хозяйств. Другая часть средств сберегается субъектами экономических отношений для будущих расходов (потребительских или инвестиционных).

Кроме того, в надежде на будущие сбережения могут начинаться инвестиционные проекты.

Решения о размерах сбережения и инвестиционные решения принимаются разными субъектами с учетом различных предпосылок. Сбережения осуществляются домашними хозяйствами и регулируются потребительскими предпочтениями (склонностью к потреблению по Кейнсу).

Инвестиционные решения, принимаемые предпринимателями, подвержены влиянию их субъективных оценок спроса на производимые товары и имеют нестабильный характер.

Ожидаемым величинам инвестиций и сбережений в экономической теории Кейнса придается большое значение. В то время как фактические объемы инвестиций и сбережений величины всегда определенные, ожидаемые (планируемые участниками инвестиционного процесса) значения этих величин могут различаться. Их следует рассматривать как два вида предположений относительно будущего: с точки зрения производителей и потребителей благ, совпадение которых может возникнуть случайно. При расхождении этих величин возникает две ситуации. Если планируемые сбережения больше, то равенство фактических значений этих величин восстанавливается насильственно, путем вынужденных инвестиций в запасы нереализованных благ. Происходит кризис перепроизводства. В этих условиях государственное регулирование способно расширить «эффективный спрос», например, собственными расходами.

Наращивание инвестиций ведет к росту ВНП и способствует достижению полной занятости ещё и в силу определенного эффекта, который отражается в экономической теории под названием эффекта мультипликатора.

мультипликатор

Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта, который заключается в следующем. Прежде всего происхождение эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС).

Предельная склонность к потреблению определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в такой же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций.

Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций, или, как величина, обратная предельной склонности к потреблению.

Следовательно, модель мультипликатора позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате) изменение ЧНП при том или ином изменении инвестиций.

Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где доходы одних экономических субъектов являются расходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережения сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая, хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП. [2, с.95]

Принцип акселерации

Таким образом, теория мультипликатора-акселератора используется экономистами для обоснования идеи государственного вмешательства в экономику. Аргументация такова: в результате государственного регулирования (прямого через инвестиции или косвенного — через фискальную политику) увеличивается потребительский спрос, который мультиплицирует новый спрос на товары и услуги, расширяет инфраструктуру, что, в конечном счёте, приводит к росту национального дохода. [10, с.45]

1.4 Государственная инвестиционная политика и ее инструменты

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относиться:

  • выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
  • реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса;

— С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные организации в связи с перераспределением финансовых потоков в их пользу. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы организации в ближайшей и отдаленной перспективе.

Инвестиционная политика организации должна вытекать из стратегических целей бизнес-плана, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. При отсутствии бизнес-плана ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи. [11, с. 13-14]

При разработке инвестиционной политики в организации необходимо придерживаться следующих принципов:

  • нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
  • учет инфляции и фактора риска;
  • экономическое обоснование инвестиций;
  • формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. Общий вид структуры системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью представлен в рисунке 1.

Рисунок 1

Все методы оценки инвестиций в той или иной мере базируются на сопоставлении будущих доходов от предполагаемых инвестиций и затрат на их осуществление. При этом решение проблемы максимизации дохода предполагает, с одной стороны, обеспечение минимальной стоимости ресурсов, используемых для финансирования инвестиций, а с другой — выбор наиболее эффективных вариантов их размещения. В этом плане особое значение приобретает правильность определения реальной стоимости инвестируемых средств.

Дисконтирование

Ресурсы, направляемые на инвестирование, как правило, имеют сложную структуру и формируются посредством комбинирования различных составляющих. Инвестиционные ресурсы фирмы (компании) включают обычные акции, привилегированные акции, заемные средства, прочие финансовые инструменты (облигации).

Международная практика обоснования инвестиционных проектов использует несколько показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств.

Эти показатели можно объединить в две группы:

1. Показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования:

  • чистая текущая стоимость;
  • индекс доходности дисконтированных инвестиций;
  • внутренняя норма доходности;
  • срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;
  • максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.

2. Показатели, не предполагающие использования концепции дисконтирования:

  • простой срок окупаемости инвестиций;
  • показатели простой рентабельности инвестиций;
  • чистые денежные поступления;
  • индекс доходности инвестиций;
  • максимальный денежный отток.

Классификация основных показателей эффективности инвестиционных проектов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Абсолютные показатели

Относительные показатели

Временные показатели

Метод приведенной стоимости

Метод аннуитета

Метод рентабельности

Метод ликвидности

Способы, основанные на применении концепции дисконтирования

Интегральный экономический эффект (чистая текущая стоимость, NPV)

Дисконтированный годовой экономический эффект (AN PV)

Внутренняя норма доходности (JRR).

Индекс доходности инвестиций

Срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования

Упрощенные (рутинные) способы

Приблизительный аннуитет

Показатели простой рентабельности. Индекс доходности инвестиций

Приблизительный (простой) срок окупаемости инвестиций

Источник:[11,с.53] Сроком окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущая чистая текущая стоимость ЧТС (K) становится и в дальнейшем остается неотрицательной. (рисунок 2)

Рисунок 2

Таким образом, государственная инвестиционная политика призвана создавать реальные возможности и условия для инвестирования со стороны государства, стимулировать инвестиционный рынок, соблюдать баланс между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования. Государство при этом выступает в роли организатора инвестиционно-финансового рынка, участника инвестиционно-финансового рынка, менеджера инвестиционных процессов.

2.Состояние и перспективы развития инвестиционной сферы в РФ

2.1 Динамика и текущая структура инвестиций в России

Согласно исследованиям Всемирного банка текущее состояние инвестиционного климата в России оценивается как не вполне удовлетворительное. Условия для ведения бизнеса в России недостаточно хорошие. По простоте осуществления предпринимательской деятельности страна занимает 120 место

Чистый отток капитала из страны в 2012 году составил 34,6 млрд. долларов. Этот показатель характеризует, в частности, количество инвестиции за рубеж совершенных российскими компаниями.

Минэкономразвития России выделило как самостоятельное направление деятельности Правительства РФ деятельность по улучшению инвестиционного климата. Для этого приняли новые законы, направленные на усовершенствование таможенного администрирования, создали упрощенные процедуры в сфере миграционной политики и строительства, добились повышения объема международных инвестиций институтов развития в необходимые для российской стороны отрасли экономики, существенно понизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к инженерно-коммуникационной инфраструктуре и электросетям, а также, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на региональном и федеральном уровнях, произвели либерализацию контроля за инвестициями иностранными и уголовного законодательства в сфере экономики и многое другое

За 2012 год в Россию поступило 27,0 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Для того чтобы Россия входила в число стран ведущих мировых экономик необходим переход на новый инновационный путь развития. Это и развитая инфраструктура и высокий уровень благосостояния и существенная доля высокотехнологичного сектора в ВВП страны.

Для реализации данных задач России необходимы масштабные инвестиции в производство, в обучение и в новые технологии. Ведь на сегодняшний день инвестиций в основной капитал в ВВП страны не так уж велик, всего 20,6%, а для развития и модернизации экономики ее нужно увеличивать до 25%, а в перспективе и до 30%.

При этом основными источниками инвестиций должны быть не только российские компании, но и иностранные. Для этого российскому правительству необходимо создать более комфортные условия для ведения бизнеса всех. Пока что экономические прогнозы на 2013 год не особенно благоприятны.

Иностранные инвестиции включают в себя любые виды имущества и прав на имущество, а также права на результаты интеллектуальной деятельности и прочие права не относятся к вещным, которые вкладываются иностранными инвесторами. В основном денежные средства вкладываются в объекты предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли, накопления и передачи каких-либо знаний.

К стратегическим задачам развития российской экономики относится привлечение иностранного капитала. Не маловажную роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Они обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, инновационным услугам и товарам, управленческим навыкам, а также они способствуют повышению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, обеспечивает ее стабильный рост и способствует улучшению уровня жизни наших граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание благоприятных условий для максимального увеличения притока средств от иностранных инвесторов.

По прогнозам экспертов иностранные инвестиции в России в 2013 году уменьшатся. По данным Росстата в 2012 году в экономику России за последние месяцы поступило около 115 миллиардов долларов иностранных инвестиций, что на 15% меньше, чем за аналогичный период в 2011 году.

За 2012 год прямые инвестиции в экономику России поступили в размере 13 миллиардов долларов, что на 4,6% больше, чем за такой же период 2011 года. Также увеличился объем портфельных инвестиций почти в 3 раза и составил 1,5 миллиардов долларов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Прочие инвестиции в экономику Российской Федерации понизились на 17,2% и составили 101 миллиардов долларов. Снизился на 17,2% объем погашенных инвестиций, которые поступили ранее в Россию из-за рубежа, по сравнению с таким же периодом прошлого года. Данный показатель составил 99,7 миллиардов долларов.

Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец сентября 2012 года составил 353 миллиардов долларов, что на 9,3% выше по сравнению с таким же периодом 2011 года. Самый большой удельный вес в накопленном иностранном капитале относится к прочим инвестициям, которые осуществляются на возвратной основе. Их показатель составил почти 60% (58,3% на конец сентября 2011 года), доля портфельных инвестиций составила — 2,5% (2,6%), прямых — 38,3% (39,1%).

Накопленный за рубежом объем инвестиций из России в конце сентября 2012 года составил 119,2 миллиардов долларов. В период с января по сентябрь 2012 года из Российской Федерации за рубеж было направлено 109,4 миллиардов долларов иностранных инвестиций, это на 13% больше, чем за такой же период предшествующего года.

Направленные ранее из России за рубеж объем погашенных инвестиций составил 101,3 миллиардов долларов, это на 12,9% больше, чем за этот же период 2011 года.

По данным Росстата видно, что приток прямых иностранных инвестиций в Россию значительно замедляется. В России наблюдается слабость притока иностранных прямых инвестиций. Это, прежде всего, связно с вступлением России в ВТО, что соответственно привело к увеличению объемов импорта на территорию Российской Федерации. Проведя анализ данных Росстата, экономисты прогнозируют, что иностранные инвестиции в экономике России в 2013 году будут снижаться.

Политика государственных инвестиций формируется правительством Российской Федерации и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете на предстоящий год.

На дорожное строительство уже к 2013 году до трети регионов могут получить в 3-4 раза больше финансовых средств. Но объемы финансирования, выделенных на дорожные работы федеральных автотрасс будут расти медленно. Возрожденные дорожные фонды также призваны обеспечить хороший рост бюджетных инвестиций в 2013 году. Создание фондов даст возможность увеличить региональные расходы на строительство дорог 192,3 миллиардов рублей. При помощи нового механизма финансирования транспортной отрасли ежегодный объем бюджетных инвестиций в строительство дорог увеличится с 700 миллиардов рублей до 1 триллиона рублей в год. В 2013 году ожидается ввод 334 км федеральных трасс. Одним из основных пунктов финансирования дорожных работ является обеспечение транспортной развязки крупных международных мероприятий, таких Универсиада-2013 в Казани, и Олимпиада-2014 в Сочи.

Инвестпрограмма Газпрома в 2013 году не измениться. Компания будет придерживаться той же стратегии, что и в 2012 году. Инвестпрограмма Газпрома на текущий год предусматривает инвестирование в отрасль в объеме не менее 970 миллиарда рублей. В начале года компания запланировала инвестирование более триллиона рублей, но правление компании пересмотрела свою стратегию.

Инвестпрограмма РЖД в 2013 году может составить более 400 миллиарда рублей. Основной объем денежных средств планируется вложить в развитие инфраструктуры, закупку новых локомотивов, развитие систем управления движением и пропускных мощностей. [13, http :// www . garant . ru ]

Сегодня инвестиции в экономику России считаются весьма привлекательными. Не только российские, но и иностранные инвесторы все больше учувствуют в больших проектах.

2.2 Проблемы и особенности отечественного инвестиционного процесса

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и внешнего притока средств. На уровень внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.

Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало значительное воздействие последствия финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта — импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий.

Снижение темпов и объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось — на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

2.3 Пути совершенствования и перспективы инвестиционной политики государства

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции

Таким образом, можно отметить, что Россия, с множеством недостатков и проблем в инвестиционной сфере, имеет шанс занять достойное место в мировом сообществе при условии грамотного подхода правительства к этой проблеме.

Заключение

В своей курсовой работе я попыталась дать основные теоретические аспекты такого важного и сложного процесса как инвестиции; проанализировать инвестиционную ситуацию в России на данный момент.

Инвестиции являются важной экономической категорией и играют большую роль в экономике страны. Также инвестиции являются звеном в цепочке практически всех экономических процессов, а с помощью мультипликатора и акселератора происходит рост ВНП — решающего понятия экономики.

Одним из важнейших факторов перехода к новому этапу — периоду экономического роста и фундаментальной перестройки в период выхода из экономического кризиса экономики России является развитие как внутренних резервов, так и межгосударственной инвестиционной деятельности. Снижение удельного веса валового накопления основного капитала в ВВП стало результатом действия ряда факторов: сокращение сбережений как основного источника финансирования инвестиций и уменьшения государственных инвестиций в виде капиталовложений, а рыночный механизм инвестирования пока работает неэффективно так как невыгодно вкладывать деньги в реальный сектор экономики, а выгоднее инвестировать их финансовые инструменты — ценные бумаги. Привлечение и использование прямых иностранных инвестиций будет способствовать росту научно-технического потенциала и восстановлению экономики страны, а грамотная политика на уровне регионов поможет в наращивании ВНП, так как потенциал имеется.

России необходима активация инвестиционной сферы, например: восстановление Бюджета, формирование государственной инвестиционной программы, проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, усовершенствование законодательной базы.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.

Литература

1. Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 2010г

2. Галаева Е.В, Корсакова А.А Макроэкономика. М.: ММИЭИФП, 2009, — 267 с.

3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 2010. — 400с

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. — М.: Дело 2007 — 472с.

5. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 592 с

6. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2008. — 834 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ)

7. Мелкунов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирования инвестиционных проектов. М.: Дим, 2010

8. Несветаев Ю.П. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособие.- М.: «МГИУ» 2009г.

9. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. М.: ИНФРА-М, 2006. — 400 с. (Учебники эконом. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

10. Шагас Н.Л, Туманова Е.А. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 2006. — 427 с. (сер.: Классический университетский учебник).

11. Белоусов А.В. Механизм формирования российской инновационно-инвестиционной системы // Вестник СГСЭУ. — 2012 — №2 — с. 38 -42.

12. Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы // Вопросы экономики. — 2011 — №4. — с. 44 — 60.

13. Дасковский В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист — 2012 — №1 — с. 42 — 56.

14. Звягинцева О. Оценка инвестиционного риска региона // Экономист. 2012. №9

15. Панкратов Е.П. Экономическая оценка инвестиций // Финансы. 2010. №3.

16. Центральный Банк Российской Федерации — www . cbr . ru

17. Информационно — правовой портал: ГАРАНТ — http :// www . garant . ru

18. Министерства Финансов — www.minfin.ru .

19. Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru .

Приложение 1

Рисунок 1.1. Основные показатели эффективности инвестиций