ЭКОНОМИКА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Содержание скрыть
Расчет эксплуатационных показателей Расчет абсолютных и относительных эксплуатационных показателей
Расчет себестоимости рейса Расчет собственных затрат авиакомпании, расчет суммы затрат по оплате услуг сторонних организаций, расчет себестоимости рейса

Студент выбирает номер варианта, совпадающий с последней цифрой номера его зачетной книжки.

В расчетах полученные результаты округляются до двух цифр после запятой.

Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя.

Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным планом.

Раздел 1. Исходные данные для написания курсовой работы

1.1. Основные термины и определения, используемые в работе

1. Аэронавигационное обслуживание –

2. Амортизационный ресурс –

3. Амортизация –

4. Ближнемагистральные ВС –

5. Время рейсовое –

6. Грузооборот –

7. Дальнемагистральные ВС –

8. Затраты выраженные в денежной форме расходы предприятий на производство и реализацию продукции (услуг)

9. Кабинный экипаж –

10. Капитальный ремонт –

11. Коммерческая загрузка

12. Летный экипаж –

13. Межремонтный ресурс

14. Накладные расходы –

15. Налет часов производственный –

16. Основные летно-технические характеристики комплекс количественных показателей, определяющих возможности воздушных судов выполнять свое целевое назначение

17. Оперативное техническое обслуживание –

18. Пассажирооборот –

19. Периодическое техническое обслуживание –

20. Планер –

21. Повременная заработная плата

22. Предельные тоннокилометры –

23. Сдельная заработная плата –

24. Себестоимость –

25. Скорость рейсовая –

26. Среднемагистральные ВС –

27. Срок полезного использования –

28. Тариф на воздушные перевозки провозная плата за воздушную перевозку пассажиров, багажа (сверх нормы бесплатного провоза) и груза

29. Текущий ремонт –

30. Фонд оплаты труда (ФОТ) –

31. Эксплуатационные тоннокилометры –, Задание на курсовую работу

Таблица 1

Варианты исходных данных к выполнению курсовой работы

№ варианта Маршрут полета Перевезено коммерческой загрузки
Пассажиры, чел. Груз, т Почта, т
1. Москва – Астрахань 1,5 1,6
2. Санкт-Петербург — Казань 1,0 0,2
3. Калининград – Москва 1,0 0,5
4. Москва — Казань 0,5 0,3
5. Мурманск – Москва 0,5
6. Архангельск — Москва 0,1
7. Москва – Санкт-Петербург 0,5
8. Санкт-Петербург — Калининград
9. Архангельск — Иркутск 2,0 1,0
10. Иркутск – Петропавловск-Камчатский 1,5 1,0

Таблица 2

Данные расстояний, км

Москва Санкт-Петербург Калининград Казань Мурманск Архангельск Астрахань Иркутск Ханты-Мансийск Петропавловск-Камчатский
Москва
Санкт-Петербург
Калининград
Казань
Мурманск
Архангельск
Астрахань
Иркутск
Ханты-Мансийск
Петропавловск-Камчатский

Таблица 3

Данные по оплате труда

Тип ВС Оклад, руб. Надбавка за классность, % Вознаграждение за выслугу лет, % Премия, % Ставка за летный час
Летный экипаж Кабинный экипаж Летный экипаж Кабинный экипаж
КВС ВП БМ Штурман БП Летный экипаж Кабиный экипаж КВС ВП БМ Штурман БП
Ближнемагистральные
1. Як-40
2. Ту-134Б
3.

Boeing 737-500
Среднемагистральные
4. Boeing 737-500
5. Ту-154М
6. Ту-204
7. А320-210
8.

Ил-86
Дальнемагистральные
9. Ил-96М
10. Boeing 747-300
11. A310-300
12. А330-200

Таблица 7

Для написания работы, Исходные данные

Тип ВС___________
Маршрут полета Протяженность пути, км Коммерческая загрузка
Пассажиры Груз, т Почта, т Предельная коммерческая загрузка, т
Максимальное количество кресел Занято кресел
1.

Рассчитать эксплуатационные показатели рейса.

Таблица 2.1.2.

Расчет себестоимости рейса

В данном разделе определяется себестоимость рейса. Показатель включает в себя собственные расходы авиакомпании, которые рассчитываются путем умножения себестоимости летного часа (без НДС) на полетное время и оплату услуг сторонних организаций.

Изначально, до проведения расчетов, сведем в таблицу 2.2.1. необходимые технические характеристики рейса и ВС.

Таблица 2.2.1.

Исходные данные

Тип ВС___________
Показатель Единица измерения Данные
1. Протяженность пути км
2. Рейсовая скорость ВС км/ч
3. Время рейсовое ч
3. Количество членов экипажа
3.1. Летный экипаж чел.
3.2. Кабинный экипаж (бортпроводники) чел.
4. Стоимость планера руб.
5. Стоимость двигателя руб.
6.

Количество двигателей шт.
7. Среднегодовой производственный налет часов ч
8. Межремонтный ресурс:
8.1. Планер ч
8.2. Двигатель ч
9. Амортизационный ресурс:
9.1. Планер ч
9.2. Двигатель ч

Время рейсовое

L

t p = ——

V p

где:

t р – время рейсовое, ч.

L – протяженность воздушно линии, км;

V р – скорость рейсовая, км/ч.

Амортизационные отчисления

При расчете себестоимости рейса объектами для начисления амортизации являются: самолеты, вертолеты и авиационные двигатели (именуемые далее СВАД), находящиеся в авиакомпании на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таблица 2.2.1.1.

Расчет фонда оплаты труда

№ п/п Члены экипажа Составные ФОТ л.ч. Итого ФОТ Л.Ч. , руб.
Повременная часть, руб./ч. Сдельная часть, руб./ч. Вознаграждение за выслугу лет Премия К п К клс
% руб. % руб. % руб % руб
1. КВС
2. Второй пилот
3. Бортмеханик
4. Штурман
5. Старшие бортпроводники
6. Бортпроводники
7. Итого ФОТ на летный час, руб.

В целом расходы на оплату труда учитывают полную заработную плату с вознаграждением за выслугу лет, премией и коэффициентами:

ФОТл.ч. = (ЗПпв + ЗПсд + В + П) х Кп х Кклс

где:

ФОТ лч – фонд оплаты труда на летный час (заработная плата летного состава на летный час), руб./ч.;

ЗП пв – повременная заработная плата в рублях на летный час, руб./ч;

ЗП сд – сдельная заработная плата, руб./ч;

  • В – вознаграждение за выслугу лет, руб.;
  • П – премия, руб;
  • Кп – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени в связи с неявками по следующим причинам: ежегодные отпуска, дополнительные отпуска, время прохождения врачебной летной экспертной комиссии, время нахождения на курсах повышения квалификации (КПК), тренажеров, неявки по временной нетрудоспособности, выполнение государственных обязанностей и другим уважительным причинам (1,2);
  • Кклс – коэффициент учитывающий расходы на оплату труда командно-летного состава (1,1).

Вознаграждение за выслугу лет рассчитывается как процент от суммы повременной и сдельной заработной платы:

(ЗП пв + ЗПсд ) х Св

В = —————————

100

где:

  • В – вознаграждание за выслугу лет, руб. ./ч.;

ЗП пв – повременная заработная плата в рублях на летный час, руб./ч;

ЗП сд – сдельная заработная плата, руб./ч;

С в – ставка вознаграждания за выслугу лет, %.

Расчет премии происходит подобным образом:

(ЗП пв + ЗПсд ) х Сп

П = —————————

100

где:

  • П – премия, руб. ./ч.;

ЗП пв – повременная заработная плата в рублях на летный час, руб./ч;

ЗП сд – сдельная заработная плата, руб./ч;

С п – ставка премии, %.

Накладные расходы

Учитываются расходы, связанные с обслуживанием и управлением Авиакомпании в целом, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности и относятся к затратам на производство согласно Учетной политике Авиакомпании.

Таблица 2.2.1.7.

Расчет накладных расходов

№ п/п Статьи расходов Единица измерения Даннные
1. Амортизационные отчисления руб.
2. Затраты на капитальный и текущий ремонты руб.
3. Фонд оплаты труда руб.
4. Отчисления на соц нужды руб.
5. Периодическое техническое обслуживание ВС руб.
6. Расходы на обязательное страхование ВС и членов экипажа руб.
7. Итого прямые производственные затраты авиакомпании руб.
8. Накладные (внутрихозяйственные) расходы %
9. Итого руб.

Расчет накладных расходов производится в процентном соотношении к сумме прямых производственных затрат.

Зпр произв = АО + Ссвад к.р. + Ссвад т.р. + ФОТл.ч. + СВ + Спто + Сстрах

где:

З пр произв – прямые производственные затраты авиакомпании, руб.;

  • АО – амортизационные отчисления по типу ВС, в расчете на летный час, руб./ч.;

С свад к.р. – расходы на капитальный ремонт СВАД в расчете на летный час, руб./ч.;

С свад т.р. – расходы на технический ремонт СВАД в расчете на летный час, руб./ч.;

ФОТ лч – заработная плата летного состава в расчете на летный час, руб./ч.;

  • СВ – оплата страховых взносов на социальные нужды в расчете на летный час, руб./ч.;

С пто – расходы на периодический технический ремонт в расчете на летный час, руб./ч.;

С страх – расходы на страхование в расчете на летный час, руб/ч.;

Таким образом, сумма накладных расходов на летный час будет исчисляться по формуле:

С н.р. = Зпр произв х 0,1

где:

С н.р. – сумма накладных расходов в расчете на летный час, руб./ч.;

З пр произв – прямые производственные затраты авиакомпании в расчете на летный час, руб./ч.;

0,01 – уровень накладных расходов, равный 10%.

Таблица 2.2.1.8.

Сводная таблица по собственным расходам авиакомпании

№ п.п. Статьи затрат Единица измерения Сумма
1. Прямые производственные затраты руб.
2. Накладные расходы руб.
3. Итого собственных расходов авиакомпании на летный час руб.
4. Время рейса ч.
5. Итого руб.

Собственные расходы авиакомпании на летный час можно рассчитать по формуле:

Р ак л.ч. = Зпр произв + Сн.р.

где:

Р ак л.ч. – собственные расходы авиакомпании на летный час, руб./ч.;

С н.р. – сумма накладных расходов, руб.;

З пр произв – прямые производственные затраты авиакомпании, руб.;

Тогда собственные расходы авиакомпании за рейс определяются следующим образом:

Р ак = Рак л.ч. х tр

где:

Р ак – собственные расходы авиакомпании за рейс, руб.;

Р ак л.ч. – собственные расходы авиакомпании на летный час, руб./ч.;

t р – время рейсовое.

Расчет расходов на ГСМ

Показатель Единица измерения Данные
1. Время рейсовое ч.
2. Часовой расход топлива т/ч.
3. Стоимость ГСМ за тонну руб./т
4. Итого руб.

С гсм = Цт гсм х Рч гсм х tр

где:

С гсм – расходы на ГСМ за рейс, руб.;

Ц т гсм

Р ч гсм

t р – время рейсовое, ч.

Аэропортовые сборы

Аэропортовые сборы учитывают сборы в аэропорту оправления и аэропорту назначения.

Таблица 2.2.2.2

Расчет аэропортовых сборов

№ п/п Наименование расходов Количество (Максимальный взлетный вес, т или Количество пассажиров, чел.) Ставка сбора, руб./т Размер сбора, руб.
Расходы в аэропорту отправления
Аэропортовые сборы:
— взлет-посадка
— авиабезопасность
— пользование аэровокзалом
Расходы в аэропорту назначения
Аэропортовые сборы:
— взлет-посадка
— авиабезопасность
— пользование аэровокзалом
Итого

Расчет суммы аэропортовых сборов проводится по формуле:

Р ас = Рвп + Раб + Рпа

где:

Р ас – сумма аэропортовых сборов, руб.;

Р вп – сбор за взлет посадку, руб.;

Р аб – сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, руб.;

Р па – сбор за пользование аэровокзалом, руб.

Сбор за взлет-посадку

Ставка сбора устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, с учетом коэффициента дифференцирования

Таблица 2.2.2.3.

Тариф за обработку грузов

Тариф устанавливается на 1 килограмм обработанного (прибывающего и убывающего) груза (почты) отдельно для внутренних и международных перевозок.

Плата определяется на основе установленного тарифа и веса обработанного (прибывающего и убывающего) груза и почты.

Р ог = ∑ Gгр.пчт х Тi ог

где:

Р ог – оплата тарифа за обработку грузов, руб.;

G гр.пчт

Т i ог

Тариф за внутреннюю уборку

Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам воздушных судов

Аэронавигационные сборы

Аэронавигационные сборы включают в себя:

  • сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах;
  • сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

Расходы на аэронавигационное обслуживание определяется на основе опубликованных сборов, которые действуют на территории России и различаются для российских и иностранных эксплуатантов.

Данные для расчета аэронавигационных сборов представлены в Приложении 2.

Расходы на питание в полете

Расходы на питание пассажиров в полете определяются в зависимости от стоимости рационов (набора продуктов) питания, от сложившегося уровня цен на продукты и на разовую посуду, продолжительности полета и числа пассажиров

Таблица 2.2.2.9

Расчет себестоимости рейса

Показатель Сумма
1. Расходы авиакомпании
2. Услуги сторонних организаций
3. Итого

Приложение 1

Выдержки из Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»

Аэронавигационные сборы

Наименование сбора Определение
1. Сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на воздушных трассах Российской Федерации и маршрутах их спрямления на высотах нижнего эшелона и выше, включая выполнение следующих работ (услуг): организацию воздушного движения; планирование и координирование использования воздушного пространства; предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи; аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания; передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России; обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах.
2. Сбор за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиаработ. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на местных воздушных линиях Российской Федерации, маршрутах их спрямления, в районах авиаработ и аэродромов на высотах ниже нижнего эшелона, включая выполнение следующих работ (услуг): организацию воздушного движения; планирование и координирование использования воздушного пространства; предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи; аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания; передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России.
3. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома. Аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до места стоянки, при вылете с аэродрома (аэроузла) на этапах руления с места стоянки, взлета и набора высоты до выхода на воздушную трассу (местную воздушную линию, маршрут спрямления воздушной трассы или местной воздушной линии, маршрут полета в район авиаработ), включая выполнение следующих работ (услуг): организацию воздушного движения; планирование и координирование использования воздушного пространства; предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи; аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания; передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России.

Аэропортовые сборы