Введение
Актуальность курсовой работы. Сущность экономики таможенного дела состоит в раскрытии всех категорий и понятий таможенного законодательства РФ, раскрытии системы таможенных платежей, оказания их консультационных услуг и раскрытии особенностей таможенного регулирования РФ.
Таможенное дело — это процесс, который проявляется в сфере торговых и межэкономических связей внутри между государствами. Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития большая часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов. Таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей общества.
Я считаю, что тема моей курсовой работы актуальная в настоящее время т.к. она является основой изучения предмета «Экономика таможенного дела».
Актуальность экономики таможенного дела определяется тем, что полнота и своевременность уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет способствует стабильному исполнению доходной части федерального бюджета. При этом повышается уровень соблюдения таможенного законодательства России и таможенного администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности и полноты их взимания и принятию необходимых мер по сокращению задолженности по их уплате.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
- изучение экономических проблем и перспектив таможенной деятельности.
Глава 1.
Теоретические основы экономики таможенного дела
1.1 Понятие, сущность и цели таможенного дела
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения глубокой древности. Происходит разделение труда внутри государств, где экономика достигла такого уровня развития внутри них и в межгосударственном масштабе. Возникают определенные сборы за перевоз товаров, место продажи и т.д.
Курсовой работы выбирается из предлагаемого перечня примерных ...
... 6 месяцев, предшествующих написанию курсовой работы 8 Студент, не защитивший курсовую работу в установленные сроки, к экзамену по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» не допускается. Примерная тематика курсовых работ . Проблемы и перспективы ...
Термин «таможенное дело» (таможенная деятельность) происходит от слова «тамга», которое употреблялось в России в XIII — XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова «тамга» в дальнейшем образовался глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной.
Таможенное дело
В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. Например, под таможенным делом в РФ согласно ст.1 Таможенного Кодекса РФ понималась сама таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют Правительство РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов — за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела — гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.
Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.
Таким образом, таможенное дело охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
1.2 Назначение таможенного дела в экономике России
таможня экономика тариф
Согласно ТК ТС, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Экономический потенциал таможенного союза
... в настоящее время является экономический потенциал таможенного союза. Объектом исследования данного реферата является формирование экономического потенциала таможенного союза. Предмет исследования- основные характеристики и перспективы развития экономического потенциала таможенного союза. Целью является исследование и анализ экономического потенциала таможенного союза. В соответствии с ...
Таким образом, таможенное дело — это деятельность по обеспечению соблюдения таможенных правил.
Элементы современного таможенного дела:
- принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- таможенные режимы;
- таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
- таможенное оформление;
- таможенный контроль;
- предоставление таможенных льгот;
- ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
- правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Регулятивные, Фискальное
Социальная цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей в ввозимых товарах; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Итак, в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.
Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.
Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.
Глава 2. Таможенное дело в развитии экономики страны, Основные экономические задачи и функции таможенных органов
Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой Российской Федерации непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями, которые четко перечислены в Таможенном кодексе Таможенного Союза,, а также других нормативных актах.
Такими задачами являются:
- участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация
·обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ
·защита экономических интересов РФ
·взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей
·участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер
- ведение борьбы с контрабандой и НТП
·ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ
Сущность, значение экономической политики государства, ее проблемы ...
... и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Цель курсовой работы - раскрыть сущность, значение экономической политики государства, ее проблемы и пути совершенствования. Задачи курсовой работы: определить сущность, ...
·ведение ТНВЭД
·содействие развитию внешнеэкономических связей
·осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ — экономическими, политическими, социальными и др. В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти.
Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др.
При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.
Таможенные органы осуществляют ведение ТН ВЭД, т.е. обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров), международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствии с ее международной основой.
Таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.
К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
В ТК ТС приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения — ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени — ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование — количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения — ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.
Анализ динамики поступления в федеральный бюджет НДС и акцизов, ...
... с ввозимых товаров в части доходов федерального бюджета и системе таможенных платежей. Особенностью данной работы является параллельность освещения методологических подходов к исследованию данной темы с применением их для анализа ... 1.3 Динамика таможенных платежей за 2007 - 2009 гг., млн. руб. Год Квартал Ввозная пошлина Вывозная пошлина Таможенные сборы НДС Акциз Всего таможенных платежей 2007 ...
Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.).
Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.
Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается таможенными органами при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются.
Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.
Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.
2.2 Экономические задачи современной таможенной политики
Согласно ТК ТС в России осуществляется единая таможенная политика. Целями таможенной политики является: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка, стимулирования развития национальной экономики.
Экономические задачи:
1) участие в разработке таможенной политики (система государственных, экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач) РФ и ее реализация.
2) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны (такое состояние экономики и институтов власти, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов).
Организация уплаты таможенных платежей
... любой страны, как правило, основывается на двух источниках - системе налогов и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Уплата таможенных платежей ...
3) обеспечение в пределах свой компетенции единства таможенной территории (сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними) страны.
4) организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях.
5) организация и совершенствование таможенного дела (там. политика РФ, а также порядок и условия перемещения через там. границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь) в РФ.
6) обеспечение участия России и в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (на уровне СНГ и ВТО).
7) взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.
8) создание условий, способствующих интенсификации товарооборота.
9) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики (отрасль экономической статистики, предусматривает сбор, обработку информации и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Её объектами являются все товары ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны) РФ.
10) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
11)содействие развитию внешнеэкономических связей республик и регионов в составе РФ, а также предприятий, учреждений и граждан.
12) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
2.3 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны
Тарифное регулирование в таможенном деле — это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.
Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара с этой территории.
Основные цели таможенного тарифа:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ,
поддержание рационального соотношения вывоза товаров и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику и др.
К числу таможенных платежей отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ.
Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов, а на уровне ГТК — Управление федеральных таможенных доходов.
Дипломной работы ТЕХНОЛОГИИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В
... являются одной из основных функций таможенных органов РФ2. Таможенные платежи – совокупность таможенной пошлины, акциза, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов, взимаемых таможенными органами при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы3. Виды таможенных платежей можно разделить как с юридической, ...
Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина взимается без встречного удовлетворения, т.е. не представляет собой плату за услуги.
Основной принцип регулирования таможенно-тарифных отношений — принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.
В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Допускается установление тарифных льгот и преференций по таможенному тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление преференций в отношении товаров: происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций РФ, например Албания, Алжир, Куба, Монголия и др.
Таможенные привилегии — это преимущества, предоставляемые определенным физическим, должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или других платежей, либо упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур.
Таможенные пошлины классифицируются по разным критериям. По объекту взимания различают: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в РФ не взимаются.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике. Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов. Вывозные пошлины выполняют фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров устанавливаются сезонные пошлины. Отдельную графу образуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Дипломной работы УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И КОНТРОЛЬ
... следующие положения дипломной работы: 1) сформулировано определение понятия уплата таможенных платежей при перемещении через таможенную границу ТС; 2) рассмотреть порядок и условия уплаты таможенных платежей в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу ...
Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.
Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим законодательством предусматривается уплата не только таможенных пошлин, но и иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер регулирования: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.
Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иными лицами в соответствии с ТК РФ до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т.д.
Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.
Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке. [18, с.16]
Итак, таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:
1) Регулирующая функция — позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.
2) Фискальная функция — эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т.е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов: основания и порядок применения
... таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерация. Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает. : при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; - при вывозе товаров ... порядок, условия предоставления и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, однако, на практике ... стран известно, что эффективная система таможенных ...
3) Контролирующая функция — состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. Итак, в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.
Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.
Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности
Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов.
В 2006 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 436,1 млрд. долларов и по сравнению с 2005 годом вырос на 28,3%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья вырос на 28,7% — до 371,4 млрд. долларов, со странами СНГ — на 25,4%, до 64,7 млрд. долларов. Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2006 году пришлось 53,2% российского товарооборота (в 2005 году — 52,1%), на страны СНГ — 14,8% (15,3%), на страны ЕврАзЭС — 7,8% (7,8%), на страны АТЭС — 16,9% (16,1%).
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в 2006 году перечислила в федеральный бюджет 2 трлн.863 млрд.990 млн. рублей. В структуре платежей порядка 85% занимают экспортные пошлины, 15% — импортные пошлины. ФТС в 2005 году обеспечила 42% поступлений в федеральный бюджет.
В 2007 г. ФТС также справилась с плановым заданием по сбору платежей, несмотря на возникшие в начале года сложности с его выполнением. Годовой план составлял 3,1 триллиона рублей. В первом квартале 2007 года ФТС перечислила в федеральный бюджет 678,51 миллиарда рублей, за шесть месяцев — 1,4 триллиона рублей. За год Федеральная таможенная служба (ФТС) России перечислила в федеральный бюджет 3 трлн.253,82 млрд. рублей, что на 2,1% превышает годовое плановое задание.
За январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей, что на 5,05 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 101,87%.
ФТС России сообщает, что за август 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 429,51 млрд. рублей, что на 26,09 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 106,47%.
На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.
Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.
Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:
*отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.
*импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.
Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.
Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф.
Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.
Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин.
Третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.
В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.
Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика — сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения.
Главным в таможенной политике является:
*установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин
*своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках
*определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров
*более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.
Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:
- постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ
- увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны
- усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.
Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни — фискальной, регулирующей и защитной.
Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.
Основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Еще одной задачей является сокращение времени таможенных процедур на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу.
Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.
Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.
Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.
Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.
Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.