Роль сельского хозяйства в экономике развивающихся стран велика и многообразна. При общей тенденции ее снижения в мире – многие развивающиеся страны до сих пор остаются аграрными по структуре хозяйства, при этом очень высока доля занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения (50%-60%).
Сельское хозяйство не только обеспечивает трудовую занятость основной массы населения и дает ему средства к существованию, за счет экспорта сельскохозяйственной продукции происходят основные поступления валюты. Причем многие развивающиеся страны, несмотря на их сельскохозяйственную ориентацию, не обеспечивают себя необходимым продовольствием. Производство продовольствия в расчете на душу населения фактически сокращается. Основными причинами этого являются: низкий уровень производительных сил и технического оснащения сельского хозяйства в развивающихся странах, его архаичность, недостаточное использование минеральных удобрений, слабое развитие инфраструктуры. Большая внешняя задолженность и выплата процентов по внешнему долгу также лишают развивающиеся страны возможности модернизации сельского хозяйства.
В настоящее время, в век невиданного ранее научно- технического прогресса, в развивающихся странах (по оценкам экспертов ФАО) более 1 миллиарда человек систематически недоедают, а около 150 миллионов страдают от голода, и десятки миллионов ежегодно погибают от него. По последним данным ежегодно от голода умирают от 13 миллионов до 28 миллионов.
Основная причина голода кроется не в природных катаклизмах (неурожаи, засухи и другие), а в экономической отсталости развивающихся стран и неоколониальной политике Запада. Отсутствие в развивающихся странах необходимой инфраструктуры (портов, аэродромов, дорог, транспортных средств) осложняет своевременную доставку продовольствия в районы, пораженные голодом.
Отметим проблему внешнего долга, который выравнивает перед странами-кредиторами и «новые индустриальные» (НИС) и наиболее отсталые страны мира. Именно НИС возглавляют список стран-должников. Но если по объему общий внешний долг всех африканских государств в целом примерно равен задолженности двух более развитых латиноамериканских стран (Бразилии и Аргентины – 200 миллиардов долларов), то для стран Африки он составляет свыше половины ее совокупного ВВП (для Латинской Америки – 45%, стран Азии – 25% ВВП).
С 1970 по 1990 год общий внешний долг развивающихся стран увеличился с 75 миллионов до 1, 2 триллиона долларов. Ныне эта цифра лишь возросла. Большая задолженность развивающихся стран требует выплаты огромных процентов внешнего долга. [8]
Занятость и безработица в сельском хозяйстве
... занятости и снижением оплаты труда, что является особенностью российского рынка труда [10]. сельское хозяйство занятость безработица Рисунок 2.1 - Динамика занятости населения ... нестабильность цен на продукцию и доходы рабочих. Объяснить такую ситуацию ... лишь в совхозах и колхозах - на 5,6 млн. среднегодовых работников, ... того, что в нашей стране ощущается нехватка финансирования сельскохозяйственного ...
Политические деятели и ученые развивающихся стран выражают различные мнения по поводу роли помощи богатых стран.
Одни приходят к выводу, что экономическая помощь обеспечивает определенный рост ВВП развивающихся стран, но на нее нельзя полагаться как на «двигатель» прогресса. Скорее она является «смазкой» этого двигателя. Кроме того, получаемые из-за рубежа средства влияют на принятие таких стратегий развития, которые удовлетворяют тех, кто предоставляет помощь. По мнению других, займы и кредиты ничего не дают странам «третьего мира», для которых внешний долг стал непосильным бременем, сводящим на нет все усилия развивающихся стран по оживлению экономики. Рассчитанные на эту помощь экономические программы, реформы и преобразования не дают желаемых результатов, а только увеличивают сумму долга. Есть мнение, что насильственная экспроприация доходов бедных стран богатыми осуществляется путем увеличения процентных ставок. Так вся Латинская Америка ежегодно платит в виде процентов по долгу сумму, составляющую около 30 % всех их доходов от экспорта.
Другое мнение имеют ученые и политические деятели развитых стран. Они считают, что в проблеме отсталости виновны не только займы и кредиты, но и ошибки в экономической политике самих развивающихся стран, неумение правильно использовать эти кредиты. Можно согласиться с наличием тех и других причин существующего положения дел, в их числе колониальное прошлое, политика неоколониализма, кабальные займы, деятельность ТНК [11] в развивающихся странах, ошибки в экономической политике.
Таким образом, нельзя исключать возможность нецелесообразного расходования средств правительствами государств, что в результате приводит к увеличению внешнего долга и ухудшению экономической ситуации, но и искусственную задержку развития некоторых стран третьего мира как источников дешевого сырья тоже нельзя исключить.
ГЛАВА 3.НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН НА ПРИМЕРЕ СУДАНА
3.1 Положение Судана в мировой экономике
Суда́н полное название — Республика Судан —государство в Северо-Восточной Африке. Граничит с Египтом на севере, Ливией — на северо-западе, Чадом — на западе, Центральноафриканской Республикой — на юго-западе, Южным Суданом — на юге и Эритреей и Эфиопией — на юго-востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря. Столица — город Хартум. Входит в международную организацию стран АКТ.
Основные доходы стране приносит сельское хозяйство, а также добыча нефти. Промышленность развита слабо. Сельское хозяйство остаётся значительным сектором экономики Судана — 80 % работающих и почти треть ВВП.
Банковская система в исламских странах
... Несмотря на кризис, поразивший в августе 1998г. российскую банковскую систему, и на трудности, с которыми пришлось столкнуться в ... условиях. Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на ... темпы прироста, достигающие , по некоторым оценкам, 15% в год. Ряд английских и американских банков открыли специальные отделения, ...
Промышленность — добыча и переработка нефти, обработка хлопка, текстиль, обработка сельхозпродукции, обувь, сборка автомобилей.
Сельское хозяйство — хлопок, арахис, сорго, просо, пшеница, гуммиарабик, сахарный тростник, кассава (тапиока), манго, папайя, бананы, сладкий картофель; разводятся овцы, коровы, козы; рыболовство.
Внешняя торговля
Экспорт — 11,7 млрд долл. (в 2008 году) — нефть и нефтепродукты; хлопок, скот, арахис, гуммиарабик, сахар.
Основные покупатели — Китай 68,3 %, Япония 12,6 %, Индонезия 5,8 %.
Импорт — 8,2 млрд долл. (в 2008 году) — продовольствие, промышленные товары, транспортные средства, медикаменты и химпродукция.
Основные поставщики — Китай 21,7 %, Саудовская Аравия 7,7 %, ОАЭ 5,7 %, Египет 8 %, Индия 6,1 %.
До второй половины 2008 года экономика Судана быстро росла (рост ВВП более 10 % в 2006 и 2007 годах) — благодаря увеличению добычи нефти (при высоких ценах на нефть) и крупным иностранным инвестициям. Судан начал экспортировать нефть с конца 1999 года. Ныне, в связи с осложнившимся положением рост ВВП составил -0.2%
ВВП на душу населения в 2009 году — 2,3 тыс. долл. (181-е место в мире).
ВВП (ППС) составил в 2011 году 97.21 млрд. долл.
Внешний долг составил 100.8% от ВВП в 2011 г.
Ниже уровня бедности — 40 % населения (в 2004 году).
Уровень безработицы — 18,7 % (в 2002 году).
Инфляция — 15,8 % (в 2011 году).
[17]
Анализируя, вышеописанные показатели, можно судить, что тяжелое положение Судана, не смотря на постоянные военные конфликты внутри страны со временем выправлялось за счет экспорта нефти, который составил в 2009 году 383.900 бар. в день. Но рассмотрение проблем, присущих Судану как яркому представителю ряда развивающихся стран невозможно без освещения нынешнего политического положения, сложившегося в стране в ходе многочисленных военных конфликтов, а также их выявление истоков этих конфликтов.
В период существования англо- египетского Судана (1898—1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а в 1922 году даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 году было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.
После примерно десятилетнего затишья после первой гражданской войны захвативший власть в результате военного переворота 1969 года Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренныеисламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.
По оценкам экспертов, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны — Эфиопию, Кению, а также в Египет и Израиль. Беженцы лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.
Колониальная политика Великобритании на территории Южной и центральной ...
... экономический процесс, меркантилизм ставил перед собой цель получить как можно больше прибыли с проданного товара, поэтому он всесторонне поощрял работорговлю, которая процветала в странах Африки, ... Всё это было заложено в период европейского господства. Глава 1. История колонизации Южной Африки колониальный политика ведикобритания Колонизация Южной Африки началась в 1652 году, когда на мысе Доброй ...
Переговоры между повстанцами и правительством в 2003—2004 формально завершили 22-летнюю вторую гражданскую войну, хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже. 9 января 2005 года в Кении было подписано Найвашское соглашение, предоставившее региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.
Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение следующего 6-летнего временного периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения. В июне 2010 года США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума.. В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 года. 11 июля Совет безопасности ООН принял решение завершить миротворческую миссию в Судане. [4]
10 апреля 2012 г. Армия Южного Судана захватила город Хеглиг, в котором находится значительная часть нефтяной инфраструктуры Судана (месторождение Хеглиг, часть Большого Хеглига).
Южный Судан объяснил захват города необходимостью предотвратить нападения со стороны Судана. В ответ Судан объявил всеобщую мобилизацию и пообещал сделать все возможное, чтобы отбить город.
Глава Народных сил обороны Уганды (УПДФ) Аронда Някайрима заявил, что страна поддержит Южный Судан, если между ним и Суданом начнется война.
Парламент Судана принял в понедельник, 16 апреля 2012 г., заявление, в котором соседний Южный Судан назван вражеским государством.
22 апреля 2012 г. Южный Судан завершил вывод своих войск из Хеглига и раскритиковал действия Судана, который не прекращал наносить удары по жилым кварталам все то время, что южносуданские войска находились в городе. Президент Судана Омар аль-Башир 23 апреля 2012 г. Заявил в городе Хеглиг: «Мы не собираемся говорить с правительством Южного Судана, поскольку они понимают только язык автоматов и патронов».[13].
Около 1,2 тысячи граждан Южного Судана погибли в результате военного конфликта с соседним Суданом из-за региона Хеглиг (заявление командующего южносуданской армией Камала Маруфа от 23 апреля 2012 г.).
Финансовая система Южной Кореи
... по рекомендации Национальной Ассамблеи и главы суда). 2) Финансовая система Южной Кореи 2.1. Государственные финансы Кореи. Система государственного регулирования остается решающим фактором становления и развития финансовой ... представительства, на четыре года). Выборы : последние состоявшиеся 9 апреля 2008 года (следующие, в апреле 2012 года) Судебная власть: Верховный суд (судьи назначаются ...
Постоянные военные конфликты, последствия разделения страны на две части, в совокупности с отсталостью экономики и сложной социально- экономической ситуацией негативно отразились для экономического развития Судана в целом. Все эти проблемы требует скорейшего решения, пока страна не оказалась в катастрофическом положении.
3.2 Методы по преодолению экономической отсталости для Судана
В главе 2.3 мы проанализировали основные проблемы, препятствующие эффективному экономическому развитию развивающихся стран. В ходе анализа ситуации, сложившейся в республике Судан, была выявлена еще одна проблема, которая является первоочередной для решения – конфликтные отношения с республикой Южный Судан (бывшей частью республики Судан).
В первую очередь для этого нужно урегулировать политические отношения с республикой Южный Судан и прийти к консенсусу по вопросу о совместной разработке месторождения Хеглиг. Это обеспечит обеим странам бесконфликтный доступ к важнейшему экспортному ресурсу, прибыль от продажи которого позволит улучшить экономическое положение. К примеру, облегчить выплату внешнего долга, который у республики Судан в 2011 году составил 100.8% от объема ВВП. Без устойчивой экономической базы невозможно решение остальных проблем, таких как: