Значение АПК в экономике Краснодарского края

Россия является индустриально — аграрной страной. Сельское хозяйство -одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических законов приобретает специфические формы. Данная специфика в значительной мере определяется включенностью в воспроизводственный процесс. Основные отрасли сельского хозяйства — растениеводство и животноводство, в которые входят более мелкие отрасли, дифференцирующиеся в свою очередь по группам сельскохозяйственных культур, видам сельскохозяйственных животных.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. Он занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием. Развитие аграрно-промышленного комплекса сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет 80 процентов товаров торговли.

В настоящее время перед агропромышленным комплексом России стоит множество важнейших проблем. Основная из них — проблема самообеспечения страны продовольствием. Другой, не менее важной, задачей сельского хозяйства является развитие различных форм собственности в селе, которое может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни россиян. Именно поэтому я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы является особо актуальной в настоящее время.

Целью написания курсовой работы является изучение динамики развития агропромышленного комплекса Краснодарского края.

Задача курсовой работы заключается в исследовании особенностей развития и размещения АПК, оценки его современного состояния и его проблем, перспективных направлений совершенствования АПК Краснодарского края.

Объектом исследования является АПК Краснодарского края.

Предметом исследования являются проблемы, возникающие в АПК Краснодарского края, определение возможных путей их преодоления и перспективы развития АПК региона.

Для решения поставленных в работе задач использовались методы: экономико-статистический и системный.

1. Производительные силы и производственные отношения в сельском хозяйстве, .1 Учение физиократов о роли АПК в национальной экономике

Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ — основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694-1774), признанный лидер и основоположник школы физиократов — специфического течения в рамках классической политической экономии. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

18 стр., 8748 слов

Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, ...

... [3] Бесперебойная работа ТЭК – один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.[10] 1. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей ...

По словам Ф.Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства.

В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей во Франции на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера).

В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.

Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию.

В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф.Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.

2 стр., 895 слов

Понятие отрасли экономики. Классификация отраслей народного хозяйства

... одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства. Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в ...

Вместе с тем, Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагал, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности и, как следствие, воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию.

О торговле Ф.Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая торговлю «бесплодным занятием», он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она становится вредной и что иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое им уплачивают за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф.Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.

Наконец, расскажем коротко о знаменитой «Экономической таблице» Ф.Кенэ, в которой выполнен первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».

Рассматривая «Экономическую таблицу» Ф.Кенэ как первую попытку макроэкономического исследования, тем не менее нетрудно заметить в ней формальные недостатки. Среди них следующие: простая иллюстрация взаимозависимости отраслей; обозначение так называемого непроизводительного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизма превращения земли в источник ценности.

агропромышленный экономика инфраструктура

1.2 Сущность и структура Агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс — это совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс — это функциональная многоотраслевая подсистема, отражающая взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Агропромышленный комплекс является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств.

11 стр., 5045 слов

Особенности ценообразования в различных отраслях народного хозяйства

... продукции добывающей промышленности. К числу особенностей формирования стоимости этой продукции относится и такой важный фактор ценообразования, ... отраслей производства требует глубокого уяснения факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции указанных отраслей производства. На уровень издержек и цен продукции добывающих отраслей ... а фондоотдача в народном хозяйстве снизилась на 36%. ...

  • Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
  • Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).

— Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративную технику, минеральные удобрения и др.).

В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.

В сельском хозяйстве выделяют две основные отрасли — растениеводство и животноводство. Внутри самих отраслей растениеводства и животноводства существуют также отраслевое деление. В растениеводстве выделяют: овощеводство, садоводство, зерновое производство, хлопководство, льноводство и др.

В составе животноводства выделяют отрасли по видам животных: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Наряду с этим выделяются животноводческие отрасли по характеру производимой продукции: молочное скотоводство, мясошерстное овцеводство и т. д

Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов, получает производственные ресурсы от 80 отраслей и само поставляет свою продукцию в 60 отраслей. Доля занятых в сельском хозяйстве составляет около 10%.

Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

Третья сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность (пищевкусовая, мясная и молочная), легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая, обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы — пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.

Одним из главных условий динамичного развития АПК является сбалансированность всех трех его сфер; по их вкладу в стоимость конечного продукта можно судить о возникающих диспропорциях. В развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создается в третьей сфере.

8 стр., 3682 слов

Курсовая работа экономика агропромышленного комплекса

... комплекс и комплекс . Конечной продукцией последнего являются текстильные товары, товары легкой промышленности, технические масла и др. Основная часть агропромышленного комплекса представлена продовольственным комплексом. Он включает в себя ряд отраслей производств, которые занимаются производством ...

В ней обеспечивается комплексная безотходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции. Так, в США в этой сфере создается до 80% розничной стоимости продукта, в Западной Европе — около 75%, тогда как России — не более 40%.

В зависимости от целевого использования конечного продукта в АПК выделяют продовольственный и непродовольственный комплексы. Наибольшая доля конечной продукции создается в продовольственном комплексе; он включает отрасли и предприятия всех сфер АПК, которые занимаются производством и доведением продуктов питания до потребителей.

По отраслевому признаку в продовольственном комплексе выделяют восемь продуктовых подкомплексов: зерно-продуктовый, картофеле-продуктовый, свекло-сахарный, плодоовощеконсервный, виноградно-винодельческий, мясной, молочный, масложировой. Все эти подкомплексы не являются едиными формированиями, поскольку производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация осуществляются в нескольких взаимосвязанных сферах, представленных самостоятельными предприятиями.

В продовольственном комплексе России можно выделить три ведущих подкомплекса: зерно-продуктовый, мясной и молочный. На их долю приходится более 75% производства всей продукции, около 85% производственных основных фондов и почти 80% численности работников.

В АПК Российской Федерации выделяют региональные агропромышленные комплексы (республиканские, краевые, областные и др.) и микрокомплексы — агропромышленные формирования (ассоциации, агрофирмы, агропромышленные предприятия и т.д.).

Таким образом, структура агропромышленного комплекса страны сложна, динамична и определяется степенью развития производительных сил и уровнем общественных потребностей в его конечном продукте.

1.3 Классификация инфраструктуры в АПК

В составе агропромышленного комплекса важное место занимает инфраструктура; ее отрасли обслуживают все сферы АПК.

Инфраструктура — это комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающих нормальные условия воспроизводства во всей экономике страны; не производя собственной продукции. Эти отрасли в немалой степени определяют конечные результаты производства.

Инфраструктуру принято подразделять на две сферы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру АПК входят организации: транспорта, связи, материально — технического снабжения, станции защиты растений, вычислительные центры и т.д. Социальная инфраструктура включает жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и детские учреждения, организации общественного питания, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные зоны, места отдыха. Народнохозяйственная инфраструктура представляет систему отраслей и служб, обслуживающих эффективное функционирование народного хозяйства в целом. Так, крупными инфраструктурными комплексами являются единая энергетическая система страны, единая транспортная система, единая система связи и др. Они призваны удовлетворять потребности народного хозяйства в электроэнергии, обеспечивать нормальную почтово-телеграфную и транспортную связь.

Региональная инфраструктура связана с развитием отдельных экономических районов, формированием территориально -производственных комплексов. Например, инфраструктура Центрального экономического района, инфраструктура Московской области.

28 стр., 13625 слов

Учет выпуска готовой продукции

... описанию учета выпуска готовой продукции на ОАО «Кемеровохлеб», предложены пути увеличения выпуска готовой продукции. В конце работы сделаны выводы и предложения. В данной работе рассматриваются в качестве объекта бухгалтерского учета выпуск готовой продукции ОАО «Кемеровохлеб». В написании курсовой работы использованы ...

Локальная или производственная инфраструктура состоит из элементов и производств, обеспечивающих деятельность отдельных предприятий. Примером локальной инфраструктуры может служить предприятие по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, энергетического, складского и холодильного хозяйства, организации по строительству внутрихозяйственных дорог.

По отраслевому признаку отрасли инфраструктуры делятся на межотраслевые и внутриотраслевые. Межотраслевая инфраструктура призвана обслуживать многие отрасли народного хозяйства и в первую очередь транспорт, электроснабжение, связь. Внутриотраслевая инфраструктура способствует функционированию конкретной отрасли. Например, успешное развитие овощеводства, как отрасли сельского хозяйства, невозможно без семеноводства, научного обеспечения, создания необходимых условий для хранения продукции, организации ремонта и обслуживания техники и оборудования.

В животноводстве в производственной внутриотраслевой инфраструктуре важное место принадлежит ветеринарному обслуживанию. Необходимость такого обслуживания особенно проявляется в условиях развития специализации и концентрации производства в отрасли. Задача внутриотраслевой инфраструктуры в животноводстве заключается в надлежащем обеспечении отраслей оборудованием, препаратами, приборами и инструментами, существенно повышает экономическую эффективность производства.

По функциональному назначению в инфраструктуре агропромышленного комплекса можно видеть две главные сферы: сферу по обслуживанию непосредственно сельского хозяйства и сферу, которая обеспечивает продвижение конечной продукции до потребителя. В первую сферу включаются отрасли и предприятия по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, а также транспортные, мелиоративные, водоснабженческие организации, агрономическую, ветеринарную, информационную службу, систему материально-технического снабжения и электрификации.

Вторая сфера состоит из организаций по заготовке, транспортировке,

хранению продукции. Нормальное функционирование агропромышленного комплекса не может быть достигнуто без достаточного количества емкостей по хранению и обеспечению производства тарой, другими упаковочными материалами.

Таким образом, отрасли производственной инфраструктуры занимаются производственным обслуживанием социальной инфраструктуры — оказывают различные услуги для работников АПК и сельского населения в целом.

2. АПК Краснодарского края. Динамика развития, .1 Современное состояние АПК в РФ

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и администрациями субъектов Российской Федерации, по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства сохранялись положительные тенденции в развитии АПК, которые были продолжены и в 2010-2011 году. По предварительным данным Росстата, в 2010 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом, в том числе: продукции растениеводства — на 17,6% и продукции животноводства — на 3,4%. Росту производства продукции растениеводства способствовали меры, принятые на федеральном и региональном уровнях. Прежде всего это: увеличение на 11% от объема внесения минеральных удобрений; поставка по лизингу посевной и уборочной техники, которая позволила качественно и своевременно провести весенние полевые работы и в сжатые сроки, с минимальными потерями — уборку урожая; внедрение современных ресурсосберегающих технологий; выполнение мелиоративных мероприятий, расширение посевных площадей под зерновыми более чем на 2 млн. га за счет неиспользуемых площадей.

2 стр., 993 слов

Инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Приморского ...

... Приморский край за год возглавил рейтинг российских регионов по инвестиционной привлекательности. По сведениям пресс-службы края, в 2011 году по инвестиционному потенциалу ... (22,9% от всех организаций с иностранным капиталом), обрабатывающие производства (13,2%), транспорт и связь (11,6%). Более третьи ... моста и больше ничего — вот участь 660 млрд рублей. Также, Россия как хозяйка саммита АТЭС вынесла ...

По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерна в хозяйствах составил 108,1 млн. т., что на млн. т, или 32,6%, больше, чем в прошлом году. Урожайность зерновых в после доработки составила 23,8 ц/га, что является самой высокой продуктивностью зерновых посевов за всю историю России. Также впервые собрано 63,7 млн. т пшеницы. Продолжился рост продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024 кг.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий к предыдущему году снизилось на 1,9% и составило 21,1 млн. голов, в том числе коров — на 1,3% (9,2 млн. голов).

В хозяйствах всех категорий поголовье свиней выросло на 1% и составило 165,2 тыс. голов, овец и коз — на 2,5% (533,7 тыс. голов).

По данным, поступившим от органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2010 году производство (выращивание) продукции промышленного рыбоводства в целом по Российской Федерации увеличилось и составило 120,9 тыс. по сравнению с предыдущими показателями. Положительные результаты достигнуты в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем производства продукции сельского в 2010 году увеличился на 27,2%. Выращено 23 млн. т зерна, что составляет 21% от общего объема. В последние годы повысилась финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций. В 2010 году, по оценке хозяйств, их прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерской отчетности) составила 116,2 млрд. рублей против 105,8 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций выросла с 75% до 78%. Вместе с тем совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне 15,3% против 17,2% в 2009 году. В 2010 году номинальная среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве выросла на 36,7% при ее увеличении в среднем по экономике на 25,9%. Однако ее уровень по-прежнему остается низким — 7,8 тыс. рублей, или 45% к среднероссийскому уровню.

По данным Росстата в период с 1990 — 1997 год размеры посевных площадей неуклонно сокращались. Лишь в 2008 — 2009 годах наблюдался небольшой рост показателей, вновь сменившейся движением в 2010 году.

Динамика снижения приведена на графике 2.1

График 2.1

В основном снижение происходило за счет сокращения площадей под кормовые культуры, которые уменьшились с 44,6 млн. га в 1990 году до 18 млн. га в 2010 году (т.е почти на 60%).

При этом размер площадей, отведенных под пшеницу колебался в пределах 22 — 29 млн. га. Сокращение посевных площадей кормовых и других зерновых культур наряду с рядом прочих факторов отрицательно сказалось на развитии отечественного животноводства.

15 стр., 7072 слов

Оценка экономической безопасности региона (на примере Краснодарского края)

... которые являются составляющими экономической безопасности Краснодарского края и определяющими его экономическое развитие (табл.1). Таблица 1 Основные социально-экономические показатели Краснодарского края за 2014-2016 гг. и их прогноз ... 385,9 416,3 450,2 Прибыль прибыльных организации, млрд. руб. 196,2 221,0 228,1 240,1 266,4 Фонд оплаты труда, млрд. руб. 443,3 450,5 468,5 505,1 552,0 Инвестиции ...

Развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения во многом зависят от состояния агропромышленного комплекса. 2009 г. стал самым тяжелым для аграрной отрасли России за последние 10 лет. Несмотря на то, что был принят ряд мер по улучшению экономических условий функционирования предприятий и организаций АПК, еще не удалось обеспечить его устойчивое и динамичное развитие. Тем не менее, в следующем году условия для работы аграрных предприятий должны стать несколько лучше. В основе таких ожиданий лежат, прежде всего, внешние факторы: постепенное обесценивание, снижение курса доллара США по отношению к валютам большинства стран, что повлечет за собой рост товарных цен, и перспектива начала роста мировой экономики, что может повлиять на восстановление спроса на мировых рынках.

2 Общая социально — экономическая характеристика Краснодарского края.

Кубань уже давно и по праву называют «жемчужиной» России, ее главной житницей и лидером в агропромышленном комплексе страны. Эту добрую славу она заслужила не только благодаря своим уникальным природно-климатическим условиям, но и за радушие и трудолюбие ее жителей, за создание их руками, умом и энергией богатства в хозяйственной и культурной жизни.

С учетом сложившихся географических условий и особенностей территория нашего края условно разделена на пять природно-экономических зон, что и определило в них специфику производственной сельскохозяйственной деятельности людей. В северной и центральной зоне выращивается и возделывается зерно, сахарная свекла, подсолнечник и соя; в западной — рис; в Анапо-Черноморской — виноградарство и виноделие; а в южно-предгорной — картофель, овощи, чай, цитрусовые культуры. В природном отношении территория края состоит из двух частей. Северная и центральная части, включающие Кубано — Приазовскую низменность, заняты степями с чернозёмными почвами, а южная включает в себя почти всё Черноморское побережье и занята преимущественно горной поверхностью.

В природном отношении территория края состоит из двух частей. Северная и центральная части, включающие Кубано — Приазовскую низменность, заняты степями с чернозёмными почвами, а южная включает в себя почти всё Черноморское побережье.

Степная Кубань очень благоприятна для ведения сельского хозяйства, поэтому практически вся её территория представляет собой одно огромное поле.

Таким образом, географическое положение и природно-климатические условия края, обусловленные границами поясов умеренного и субтропического климата, наличие хороших сельскохозяйственных угодий определили основное направление экономики края — мощный агропромышленный комплекс по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны Общая земельная площадь в крае — более 7,5 млн. гектаров, в том числе 3,9 млн. гектаров пашни.

Это один из основных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Основные показатели социально — экономического развития Краснодарского края приведены в таблице 2.1

25 стр., 12124 слов

В Торгово-Промышленной палаты Краснодарского края

... Торгово- Промышленной палаты Краснодарского края Торгово-Промышленная палата краснодарского края является юридическим лицом и зарегистрирована в г. Краснодаре по адресу 350063, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар,ул. Коммунаров, дом 8. Регион деятельности: г. Краснодар и Краснодарский край. Дата основания 1969 год ... факты из отчета за 1910 год. "Возбуждены ходатайства об открытии в Екатеринодаре ...

Таблица 2.1

Показатели2011 год2010 годзначенияТемп роста, %Темп роста по России, %значенияТемп роста, %Темп роста по России, %Экономический ростРост ВРП (оценка), в% к соответствующему периоду предыдущего года105,6104,2105,5104,0Индекс промышленного производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года104,7104,7108,1108,2Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб.246,3110,7122,1198,9103,888,7Объем строительных работ, млрд. руб.381,1115,9105,1299,6131,6103,5Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м3689102,3106,63606105,797,6Грузооборот транспорта, млрд. руб.119,1104,9103,4113,5101,0106,9Объем услуг связи, млрд. руб.45,7116,7102,742,4109,1102,3Оборот оптовой торговли, млрд. руб.723,1108,2104,6636,099,0102,7В том числе по организациям оптовой торговли, млрд. руб.567,4104,5102,9516,8102,699,5Оборот розничной торговли, млрд. руб.731,4104,2107,2646,3110,2106,3Оборот общественного питания, млрд. руб.41,9105,5105,735,5104,6102,8Объем платных услуг населению, млрд. руб.198,6106,7102,9172,5103,2101,5Объем услуг курортно-туристского комплекса, млрд. руб.30,297,1Х26,9101,0Х

2.3 Развитие АПК в Краснодарском крае

агропромышленный экономика инфраструктура

Агропромышленный комплекс — основная отрасль народного хозяйства края. Здесь занята половина трудоспособного населения.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров; край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место — по производству молока.

Крупнейшие перерабатывающие предприятия отрасли: ОАО Масложировой комбинат Краснодарский, ЗАО Мясокомбинат Тихорецкий, ОАО Сочинский мясокомбинат, ОАО Медведовский мясокомбинат и Молочный комбинат Тимашевского района, ЗАО фирма Калория, ОАО Бондюэль Кубань, ОАО Абрау-Дюрсо, филиал № 1 ЗАО Московский пивобезалкогольный комбинат Очаково.

За январь-декабрь 2011 года объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей края в действующих ценах составил 246,3 млрд. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2010 года в действующих ценах — 123,8%.

Индекс производства в сельском хозяйстве составил 110,7%, в рыболовстве и рыбоводстве — 71,4%, в пищевой промышленности, включая напитки и табак, — 102,9%.

Оборот по видам экономической деятельности крупных и средних организаций АПК Краснодарского края (658 предприятий) составил около 250,8 млрд. рублей, в том числе: сельского хозяйства (434 предприятия) — 97,4 млрд. рублей, рыболовства и рыбоводства (9 предприятий) — 407,7 млн. рублей, пищевой промышленности (без алкогольной), включая табачную, (183 предприятия) — 147,3 млрд. рублей, заготовительной отрасли (32 предприятия) — 5,7 млрд. рублей.

При этом темп роста оборота в действующих ценах в 2011 году обеспечен в целом по АПК на 118% к уровню 2010 года, из них в сельском хозяйстве — 113,4%, в рыболовстве и рыбоводстве — 114,36%, в пищевой промышленности — 119,8%, в заготовительной отрасли — 167,4%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по чистым видам экономической деятельности крупными и средними предприятиями АПК (всего 1883 предприятия) в отчетном периоде оценивается в объеме 226,5 млрд. рублей, в том числе: в сельском хозяйстве (802 предприятия) — 78,9 млрд. рублей, в рыболовстве и рыбоводстве (32 предприятия) — 203,3 млн. рублей, в пищевой промышленности, включая напитки, табак, и заготовительной отрасли (1049 предприятий) — 147,4 млрд. рублей.

Темп роста отгрузки в действующих ценах в целом по АПК составил 115,1% к уровню 2010 года, из них: в сельском хозяйстве — 114,4%, в рыболовстве и рыбоводстве — 129,9%, в пищевой промышленности, включая заготовительную отрасль, — 115,5%.

Агропромышленный комплекс края, представленный многоотраслевыми сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями с развитой инфраструктурой, является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья.

Сельское хозяйство Краснодарского края считается основным звеном агропромышленной отрасли экономики всей нашей огромной страны, нося при этом почетное звание житница России. Агропромышленный комплекс Краснодарского края с развитой сетью переработки, хранения и торговли является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. В сельском хозяйстве трудится почти четверть всех занятых в хозяйстве края.

В природном отношении территория края состоит из двух частей. Северная и центральная части, включающие Кубано — Приазовскую низменность, заняты степями с чернозёмными почвами, а южная включает в себя почти всё Черноморское побережье и занята преимущественно горной поверхностью. Степная часть Краснодарского края очень благоприятна для ведения сельского хозяйства и практически вся её территория представляет собой пашню для растениеводства.

В северной и центральной зоне выращивается и возделывается зерно, сахарная свекла, подсолнечник и соя; в западной — рис; в Анапо-Черноморской — виноградарство и виноделие; а в южно-предгорной — картофель, овощи, чай, цитрусовые культуры. Благоприятные природно-климатические условия и особенности географического положения Краснодарского края позволили ему занять ведущее место среди регионов России по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Краснодарском крае составляет 4,5 млн. га., из них 3,9 млн. га. — пашни, 77 тыс. га. — виноградники. Более 100 видов сельскохозяйственных культур выращивается на кубанской земле. Российские объемы производства винограда, чая, цитрусовых сосредоточены, в основном, на территории края. Занимая 2,2% общероссийских площадей сельскохозяйственных угодий и 3% пашни, агропромышленный комплекс региона производит свыше 5% валовой сельскохозяйственной продукции страны, в том числе зерна — 7%, сахарной свеклы — 19%, подсолнечника — 20%.

Кубань является главным производителем риса в России. Здесь создан мощный производственный потенциал, который ежегодно способен производить более 400 тыс. тонн риса. Крупнейшее на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище является сердцем водохозяйственного комплекса края. Оно вмещает 3,1 млрд. куб. м. воды и позволяет орошать около 400 тыс. га. земель.

АПК включает 767 сельхозпредприятий по производству, из них: 60 колхозов, 4 совхоза, 703 — новых формирований, 137 предприятий по обслуживанию сельского хозяйства, 18997 — крестьянских (фермерских) хозяйств.

Переработкой сельскохозяйственной продукции в крае занимаются 339 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности различных форм собственности: 54 — по производству плодоовощных консервов, 106 — по переработке мяса, свыше 70 — по выпуску молокопродуктов, сахарная промышленность представлена 16 сахарными заводами, кроме того, производится масложировая, вино-водочная и ряд других видов продукции.

В 2011 году в отрасли достигнуты высокие показатели, хотя погодные условия нельзя назвать идеальными.

Валовой сбор сельскохозяйственных культур представлен в таблице 2.2

Таблица 2.2. Валовой сбор сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (тысяч тонн)

2000200520072008200920102011Зерновые культуры (в весе после доработки) — всего 677782588104116349486994311455из них: пшеница озимая4028511350056763592865167203пшеница яровая49252529141915рожь озимая10848325ячмень озимый1123926118014171080931836ячмень яровой350252160240176132173кукуруза на зерно568131810392403144013952246овес77454362322938просо7224454гречиха410,410,20,30,0рис462477588601727828824зернобобовые89884582667496в том числе горох87854380657293Сахарная свекла (фабричная)2831406250666121446170959283Масличные культуры689139210401444137013001367из них: подсолнечник61911698651271114910291056соя54203132133182213245Картофель550506411512534525578Овощи450437474614672668760Бахчи продовольственные61414263807274Кормовые культуры:сено многолетних трав490434257398320490501сено однолетних трав60473259405259кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж4495282824823042284220032561кормовые корнеплоды 154924361423543сахарная свекла на корм скоту111074443

Средняя урожайность озимой пшеницы составила 55,0 ц/га. Урожайность риса 61 ц/га, кукурузы получено 47,7 ц/га, что на 13,9 ц/га больше 2010 года. Валовый сбор сахарной свеклы достиг рекордного показателя при средней урожайности 438,1 ц/га. В прошлом году произошло плановое сокращение площадей подсолнечника на 40 тыс. га, но несмотря на это сохранен рост валового производства за счет высокой урожайности 23,3 ц/га.

Производство продукции животноводства приведено в таблице 2.3

Таблица 2.3. Производство основных продуктов животноводства по категориям хозяйств

Хозяйства всех категорийв том числе:сельскохозяйственные организациихозяйства населениякрестьянские (фермерские) хозяйства Мясо (в убойном весе), тысяч тонн20002391151213,420052971561374,020073681951685,320083781801926,120093751761936,320103941961926,520114292251977,0Молоко , тысяч тонн2000127191434610,42005130489139616,92007137486946639,02008136885346946,42009142690546951,72010139787046760,02011137785145768,5Яйца , млн. штук2000139081955911,82005152487663215,52007170699169817,32008170898570617,420091736100871017,620101802107071418,12011168194871518,3Шерсть (в физическом весе), тонн2000269180854200519768113162007268621624420083125220159200929435193662010298401956320112623017755Мед , тонн20006593964554881200561553915677872007516442746558220084497356407269200945453544103882010424916939839720113844150359995

По состоянию на 1 января 2012 года поголовье крупного рогатого скота насчитывает 431,5 тыс. голов, из них 163,0 тыс. коров. С начала 2011 года объем валового производства молока составил 852,2 тыс. тонн. Продуктивность дойного стада в сравнении с прошлым годом увеличилась на 55 кг и достигла 5504 кг. Среднесуточный прирост живой массы на откорме и нагуле молодняка крупного рогатого скота достиг 621 г, что выше прошлогоднего показателя на 5 г.

Численность свинопоголовья на 1 января 2012 года составила 614,8 тыс. голов, в том числе 43 тыс. свиноматок. По 435 грамм получено среднесуточного привеса на выращивании и откорме молодняка свиней, что на 9 грамм выше 2010 года. За 12 месяцев 2011 года получено 860,7 тыс. поросят. Выход поросят на 100 свиноматок составил по 1701 головы, что на 43 голов поросят выше уровня 2010 года.

В крупных и средних сельскохозяйственных организациях на 1 января 2012 года содержалось 14,9 тыс. голов овец и коз.

Птицеводческими предприятиями края с начала текущего произведено 947,1 млн. штук яиц, средняя яйценоскость одной курицы-несушки составила по 294 яйца. В данных предприятиях содержится 12,7 млн. голов птицы. Производство мяса птицы на убой увеличено на 39% и с начала года достигло 144,9 тыс. тонн.

Активно развивающееся сельское хозяйство Краснодарского края играет огромную роль для всей России, выполняя стратегическую задачу поставок продовольствия. Это один из немногих регионов, являющихся гарантом продовольственной безопасности всего многочисленного населения нашей страны.

2.4 Актуальные проблемы развития отечественного АПК

Говоря об аграрно-промышленном комплексе нашей страны, нельзя не упомянуть о проблемах, по которым не происходит должно развития некоторых его отраслей. Причин, на самом деле, очень много, для каждой отрасли они индивидуальны. Простое перечисление этих проблем вряд ли поможет их полному уничтожению. Проблемы были, есть и будут в дальнейшем. Их не возможно устранить вовсе, но можно постараться решить самые главные из них, именно те, кто существенно тормозят какое-либо развитие в данной сфере.

Одна из самых главных и очевидных проблем на сегодня — это недостаточное финансирование со стороны государства.

В модернизации нуждается практически каждое второе предприятие аграрного сектора.

Модернизация должна быть проведена повсеместно, но, учитывая огромную территорию нашей страны и гигантское количество нуждающихся в неё предприятий и организаций, можно с уверенностью сказать, что не один год должен пройти, прежде чем появятся первые положительные изменения в этой сфере.

Ещё одной серьёзной проблемой, препятствующей нормальному развитию АПК, является нерасторопность и некомпетентность руководителей предприятий аграрного сектора. В частности, неправильно организована работа на всех уровнях. Для нормальной работы того или иного предприятия нужен чётко выработанный план. В этом плане должны быть прописаны следующие пункты: данные о материально-технической базе, данные по сырью, инвестициям и многое другое. Другими словами, без опытного экономиста и финансиста просто не обойтись. Должна быть составлена смета всех затрат предприятия, также ежемесячно должны выплачиваться налоги. Но когда предприятие состоит из непрофессионалов, то эти моменты подчас не соблюдены.

Одной из самых серьёзных проблем современного аграрно-промышленного комплекса страны является перестройка в этой сфере. Речь идёт, прежде всего, о проводимых мерах по приватизации различных предприятий. Если в советские времена всё было государственным, то сейчас приватизировать тот или иной объект может практически любой желающий. Безусловно, рабочие, трудящиеся на предприятии, которое вначале было государственным, а затем попало в руки частника, страдают больше всего. Новый хозяин предприятия может ужесточить условия их труда, иногда и вовсе уволить из всех подчистую. Поэтому из-за смены власти на предприятиях страдает простой народ.

Сегодня происходит реорганизация бывших совхозов и колхозов. Точнее сказать, была разрушена советская система разделение аграрных предприятий, а новой построено не было. Именно поэтому все эти некогда успешные и передовые предприятия аграрной сферы теперь приходят в упадок. Решить эту проблему можно лишь, создав новую систему классификации сельскохозяйственных предприятий.

В своем выступлении Губернатор краснодарского края А.Н. Ткачев обозначил главные проблемы развития АПК края. Прежде всего при вступлении России в ВТО АПК края придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны зарубежных поставщиков продовольствия. Нужно использовать членство ВТО, чтобы выйти на новые рынки сбыта нашей продукции, с другой стороны необходимо понимать, что далеко не все наши сельхозпредприятия готовы к этим реалиям. И задача государства — помочь им адаптироваться, сделать все, чтобы процесс перехода на мировые стандарты для них был плавным, эволюционным. И самая сложная задача в этом плане — повышение производительности труда. Необходимо ликвидировать технологическую отсталость, менять психологию и организацию труда. Главная угроза нашему АПК — это продолжающийся отток населения из села, особенно молодежи. Необходимо, в первую очередь, формирование комфортной среды проживания для людей. Речь о газификации хуторов и станиц, строительстве дорог, уличного освещения, ремонте медучреждений.

3.Перспективы развития АПК в Краснодарском крае, .1 Современная региональная поддержка АПК

Для поддержки сельскохозяйственного производства в АПК Краснодарского края Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края оказываются меры господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации краевых и ведомственных целевых программ.

— Краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы. В 2012 году предусмотрено финансирование мероприятий программы из средств федерального и краевого бюджетов в сумме 4,9 млрд. рублей.

Направления господдержки: на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам и займам; поддержка племенного животноводства; поддержка растениеводства; развитие системы страхования рисков; на компенсацию затрат на приобретение средств химизации, приобретение минеральных удобрений; поддержка малых форм хозяйствования.

  • В рамках программы в крае успешно реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Объем инвестиций на реализацию жилищных мероприятий программы за счет бюджетов всех уровней растет. В 2011 году было выделено 256 млн. рублей, в 2012 году 282 млн. рублей. Данная положительная динамика указывает на тот факт, что большее количество сельских жителей сможет воспользоваться господдержкой на улучшение жилищных условий. Приоритет при этом отдан работникам агропромышленного комплекса и социальной сферы. Аналогичная тенденция роста наблюдается и в рамках реализации мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села. В 2011 году на эти мероприятия было выделено за счет бюджетных средств 281 млн. рублей, в текущем году предусмотрено 287 млн. рублей.

В предстоящий период реализации второго этапа Программы, которая стартует с 2014 года, наряду с наращиванием производственного потенциала особый акцент, по-прежнему, будет сделан на устойчивом развитии сельских территорий. Основная цель — повышение уровня благосостояния селян на основе комплексного сбалансированного подхода к решению социально-экономических задач, сохранения природно-ресурсного и культурного потенциала села.

— Кроме того, в 2012 году продолжено оказание господдержки в виде субсидий на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев. На данное мероприятие в рамках Долгосрочной краевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае» на 2009 — 2012 годы предусмотрено в текущем году 30,0 млн. руб.

— В этом году стартовала Ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Краснодарском крае на 2012 — 2014 годы». В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород. На данное мероприятие предусмотрено в текущем году 50,0 млн. руб.

  • Ведомственная целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае на 2012 — 2014 годы»

В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидирования части затрат на приобретение и монтаж оборудования для участков орошения дождеванием. На данное мероприятие предусмотрено в текущем году 40,0 млн. рублей.

  • Ведомственная целевая программа «Развитие овощеводства защищенного грунта в Краснодарском крае» на 2012 -2014 годы.

В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидирования части затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение технологического газа и электрической энергии для выращивания в защищенном грунте овощей, рассады и семян овощных культур на период строительства теплиц. На данное мероприятие предусмотрено в текущем году 15, 5 млн. рублей.

  • Долгосрочная краевая целевая программа «Предупреждение риска заноса, распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней в Краснодарском крае на 2012 — 2015 годы».

В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидий на следующие мероприятия:

  • возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение крематоров;
  • возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за сдачу биологических отходов на ветсанутильзаводы;

предоставление субвенций органам местного самоуправления муниципальных образований на осуществление полномочий:

субсидирование части затрат на приобретение поголовья скота и птицы гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства, при ликвидации поголовья свиней с целью перепрофилирования хозяйств;

субсидирование части затрат на приобретение технологического оборудования гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства, для перехода на альтернативное животноводство при ликвидации поголовья свиней с целью перепрофилирования хозяйств;

предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований на осуществление полномочий:

по организации мероприятий по сбору и доставке биологических отходов в соответствии с действующим законодательством;

по организацию мероприятий по обустройству мест экстренного захоронения трупов животных и других биологических отходов (ямы Беккари) в соответствии с действующим законодательством.

На данное мероприятие предусмотрено в текущем году 266, 0 млн. рублей.

Приоритетным направлением в рамках вопроса государственной поддержки в краткосрочной и долгосрочной перспективе остается стимулирование развития малых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства решают важнейшие задачи по социальному контролю над территорией, сохранению сельского образа жизни, поддержанию экологической устойчивости сельского хозяйства.

На долю фермеров и личных подсобных хозяйств приходится до половины производства всей сельскохозяйственной продукции — более 20% зерна и сахарной свеклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей. Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 4,3 раза выше, чем в целом по отрасли. Именно поэтому министерство сельского хозяйства делает все возможное для системной комплексной поддержки фермерства.

Реализация мер государственной поддержки, направленных на развитие малых форм хозяйствования в АПК, осуществляется в рамках следующих краевых целевых программ:

  • «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на 2010-2012 годы.

В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидий на следующие мероприятия:

реализация финансовых мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК (личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере сельхозпроизводства), по возмещению им части затрат: за произведённую и реализованную продукцию животноводства (мясо, молоко); за приобретённых для целей воспроизводства племенных и товарных сельхозживотных; за приобретение молодняка кроликов, гусей, индейки; за приобретение материалов для строительства теплиц и систем капельного орошения, предусмотренных Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», Законом Краснодарского края от 28 января 2009 года № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае»;

организация для малых форм хозяйствования в АПК выездных обучающих семинаров в области развития сельскохозяйственного производства;

предоставление субсидий на оказание финансовых услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

предоставление субсидий на создание семейных животноводческих ферм;

организация и проведение агропромышленной выставки-ярмарки «Кубанская ярмарка — 2012».

  • «Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края на 2008-2012 годы».

В 2012 году предусмотрено оказание господдержки в виде субсидий на следующие мероприятия:

предоставление в пределах установленной компетенции земельных участков для создания культурных пастбищ в сельских поселениях Краснодарского края;

оказание организационно-методического содействия личным подобным хозяйствам в благоустройстве пастбищной территории; оказание организационно-методического содействия в области проведения агротехнических мероприятий на пастбищах;

оказание консультационно-методической помощи по созданию культурных пастбищ;

предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на субсидирование затрат по приобретению семян и минеральных удобрений, а также по проведению агротехнических мероприятий, связанных с созданием пастбищ.

  • «Развитие кролиководства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса Краснодарского края на 2011-2012 годы».
  • Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае» в 2012-2014 году.

В 2012 году в рамках указанной программы предусмотрено оказание господдержки крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, занятым в сфере сельхозпроизводства, на начальном этапе деятельности в виде субсидирования на следующие мероприятия:

  • создание, расширение, модернизация производственной базы;
  • строительство и приобретение жилья, благоустройство и бытовое обустройство жилья;
  • возмещение затрат, связанных с уплатой первоначального взноса при приобретении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования, скота.

Все вышеперечисленные программные мероприятия рассчитаны на поддержку сельскохозяйственного производства в АПК Краснодарского края, будут способствовать росту объёмов производства сельскохозяйственной продукции и социальному развитию села, тем не менее, важнейший вопрос, который тревожит сельхозтоваропроизводителей — это вопрос присоединения России к ВТО. Он принципиальный. В свете данного вопроса у нас имеется ряд предложений по реализации мер господдержки в условиях членства России в ВТО.

— При вступлении в ВТО сельхозтоваропроизводители будут вынуждены даже на внутреннем рынке закупать у своих постоянных партнеров материальные ресурсы, используемые в производстве (ГСМ, сельхозтехнику, корма и др.) по общемировым ценам (в среднем выше закупаемых ранее на 15-20%).

Данная ситуация может привести к увеличению объема заимствований у кредитных организаций, а значит и к увеличению себестоимости произведенной продукции и, как следствие, скажется на ее цене. Возникает риск того, что потребители не смогут покупать продукцию отечественного производителя по новым ценам, возникает риск банкротства предприятий АПК.

С момента вступления в ВТО наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд. долларов США. С 2013 по 2017 годы она должна снизиться до 4,4 млрд. долл. Производительность труда и себестоимость отечественной сельхозпродукции пока не соответствует показателям в развитых странах. В связи с чем необходимо проработать механизм защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, в том числе и в рамках существующих мер государственной поддержки с учетом роста затрат на производство по каждой отрасли АПК.

— Другой немаловажной задачей является государственная поддержка экспорта сельхозпродукции. Необходимо создать систему поощрения сельскохозяйственного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности.

Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. Данная мера при условии создания четких механизмов субсидирования экспорта приведет к активизации внешнеторгового обмена и, как следствие, увеличению таможенных и других сборов. Важным моментом является пересмотр системы транспортных тарифов по экспортным направлениям, сегодня доля транспортных расходов по некоторым позициям нашего экспорта составляет 25-30% от конечной стоимости продукции (например, зерно).

— Рассмотреть вопрос государственной поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Основная проблема, с которой может столкнуться отечественное сельхозмашиностроение при вступлении России в ВТО — низкие ставки таможенных пошлин на сельхозмашины и тракторы. Имеющиеся ставки пошлин, а также возможность занижения таможенной стоимости продукции, определяют неравные условия конкуренции на отечественном рынке сельскохозяйственной техники между российскими и зарубежными производителями не в пользу отечественного машиностроения. После вступления России в ВТО изменить их будет практически невозможно, что в будущем снизит конкурентоспособность отечественной сельхозтехники на российском рынке.

Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно, является положительным фактором. Кризис, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х,настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года.

Товарная структура экспорта и импорта приведена в таблицах 3.1 и 3.2

Таблица 3.1. Товарная структура экспорта

2000200520072008200920102011Миллионов долларов СШАВсе товары979142433764259320942659818в том числе: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье6427776312267289301184минеральные продукты76069119012240201627628143продукция химической промышленности, каучук306111821956129171древесина и целлюлозно-бумажные изделия37658856313531текстиль и текстильные изделия, обувь2211122металлы, драгоценные камни и изделия из них38217302323260287183машины, оборудование и транспортные средства408817117610410388прочие товары8233218131716

Таблица 3.2. Товарная структура импорта

2000200520072008200920102011Миллионов долларов СШАВсе товары572140926553511278244265026в том числе: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье14463312341337136120662631минеральные продукты41671375203332176продукция химической промышленности, каучук51163236289197262311древесина и целлюлозно-бумажные изделия 37436983689196текстиль и текстильные изделия, обувь1864908985180175металлы, драгоценные камни и изделия из них10198242245223296369машины, оборудование и транспортные средства18131652287452410281058прочие товары3676191219121171210

3.2 Зарубежный опыт государственной поддержки развития АПК

Государственное регулирование сельского хозяйства зарубежных стран — это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам.

В настоящее время в зарубежных странах существует широкий спектр программ поддержки сельского хозяйства. Их можно выделить в 4 группы:

Программы международной торговли, направленные на снятие торговых барьеров, регулирование экспортно-импортных поставок, защиту отечественных производителей от ввоза в страну сельскохозяйственной продукции (введение квот, пошлин, эмбарго).

Сюда же входят соглашения по отдельным видам продовольствия, а так же бартерная торговля.

Программы реализации способствуют развитию сбытовых кооперативов. Они направлены на увеличение спроса на тот или иной вид продукции.

Программы кредитные. Государство совершенствует кредитные соглашения, договаривается с банками о снижении ссудного процента, если фермер находится на грани банкротства. Сюда же относятся различные государственные займы через кредитные организации.

Программы ограничения производства сельскохозяйственных продуктов. К ним относятся программы вывода земель из оборота путем консервации на десять лет, сокращение посевных площадей ряда культур, изъятия из обращения отдельных видов продовольствия. Основной целью этой программы является регулирование посевных площадей основных сельскохозяйственных культур для сокращения возможного превышения предложения товаров над их спросом.

В западной рыночной аграрной политике можно выделить две основных модели государственного регулирования сельского хозяйства: североамериканская и западноевропейская. Сущность первой (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) сводится к тому, что государство устанавливает гарантированные цены на продукцию фермеров и обеспечивает, в случае необходимости, закупки продукции по этим ценам. В странах второй группы (страны ЕС, а так же Япония) выплачивают дотации фермерам на производимую ими продукцию в пределах установленных квот, а на производство сверх квот дотации не выплачивают.

Зарубежный опыт рассмотрим на примере Дании.

Сельское хозяйство — наиважнейшая индустриальная отрасль в Дании. Это подтверждается объемом и ролью сельскохозяйственного экспорта по отношению к датской экономике. Более 15 миллионов человек могут обеспечить сельхозпродуктами датские фермеры. Это при населении Дании 5 миллионов человек. Две трети сельхозпродукции идет на экспорт. В целом — в более 175 стран мира. Всего сельским трудом занято немногим более 100 тыс. человек. Датское сельское хозяйство обладает чрезвычайно высокой конкурентоспособностью.

Дания производит 21 миллион свиней в год, и 3/4 из них экспортируются.

Свинина составляет 7% от общего экспорта Дании. От каждой свиноматки в год получают в среднем 22 поросенка. Более половины земледельческой продукции составляют зерновые культуры, важнейшими среди которых являются пшеница, ячмень и рожь. Выращиваются также грубые корма, свекла и кормовые травы. Корма составляют 2/3 продукции, что позволяет Дании почти полностью удовлетворить потребности своего животноводства. Импортируются только белковые корма.

Датское законодательство по охране окружающей среды требует соблюдения гармоничного соотношения между поголовьем скота и размером фермерского земельного участка. Это обусловлено отсутствием чрезмерно крупных животноводческих ферм.

Важную роль в сельском хозяйстве играет и молочный сектор. Ежегодно в Дании производится 4,5 млн. тонн молока. У каждого фермера в среднем есть 50 коров, каждая из которых дает 7,5 тонны молока в год, однако реальный размер поголовья значительно варьируется. Всего в Дании 2 млн. голов скота, и 700 тыс. из них — молочные коровы. Значительная часть молока идет на производство сыра, масла и других молочных продуктов, 80% из которых экспортируются. Две трети коровьего поголовья — датская черно-пестрая порода, а остальные — джерсейская и красная датская молочная раса. Производство мяса достигает 200 тыс. тонн в год.

В Дании откармливается примерно 112 млн. цыплят в год, в меньших масштабах — индюки, утки и другая птица. Производство птицы составляет примерно 180 тыс. тонн в год, 2/3 из которых экспортируются. Кроме этого есть еще 4,2 млн. кур-несушек, от которых получают 88 млн. яиц в год. Это полностью удовлетворяет внутреннюю потребность в яйцах.

Страна производит значительное количество норковых и лисьих шкурок. Датские пушные аукционы — крупнейшие в мире по данной отрасли.

Животноводство является основным источником дохода в сельском хозяйстве, приносящим 77 всей совокупности сельскохозяйственных доходов Дании.

В Дании много законоположений, которые регулируют воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. В их числе можно упомянуть следующие:

Чем больше поголовье, тем больше должно быть гектаров;

65% площадей должно использоваться под озимые культуры, чтобы уменьшить смыв азота;

Регламентировано, какие опрыскиватели и в каком количестве фермер может применять на своих землях;

Фермер должен вести учет удобрений, как естественных, так и химических;

Требуется также отчетность по смене посевных культур.

Здесь полностью побороли все серьезные заразные заболевания у скота, благодаря чему были созданы ветеринарные предпосылки для большого объема экспорта продукции мясной и молочной промышленности, а также других продуктов животноводства в те страны, где предъявляются высокие требования к состоянию здоровья скота и гигиене продуктов питания.

Введены правила, гарантирующие животноводу консультации по состоянию здоровья его поголовья. Фермер заключает договор с ветеринаром о регулярных визитах-консультациях, во время которых они вместе разрабатывают план действий и обследуют все поголовье с целью облегчения решения ветеринарных проблем, если таковые возникнут в будущем.

Весь скот забивается только на авторизованных бойнях после предварительного ветеринарного контроля. Таким образом, ветеринары частично работают на фермах, и частично — на бойнях.

Все фермеры, объединяясь в кооперативы, являются собственниками закупочных предприятий. Традиция таких кооперативных обществ существует уже более ста лет. Фермер, являющийся членом кооперативного молзавода или кооперативной бойни, обязан поставлять им свою продукцию. Со своей стороны, кооперативные предприятия обязаны всю эту продукцию принимать. Таким образом, у предприятий отпадает необходимость искать сырье, а фермерам не нужно беспокоиться о сбыте продукции.

Любой фермер может стать членом кооператива, если он обязуется поставлять ему свою продукцию. Как поставщик фермер получает часть от прибыли кооператива, соответствующую объему своих поставок. Фермер может в любой момент уйти из кооператива, но он не сможет забрать с собой свою долю прибыли — на эту долю имеют право лишь те фермеры, которые являются реальными поставщиками кооператива. То есть здесь нельзя, как в акционерном обществе, продать свою «долю акций».

Профессиональная консультационная служба является одним из главных факторов, объясняющих высокую организованность датских фермеров.

По всей Дании разбросано большое количество местных консультационных центров. Консультация призвана содействовать улучшению экономического положения семьи фермера, способствовать повышению качества продукции фермы, а также направлять внимание фермера на экологические и этические аспекты его работы.

Государство субсидирует службу, оплачивая 10% ее расходов; 90% оплачиваются самими фермерами. Это означает, что получаемая фермером консультация должна быть действительно высшего качества — иначе фермер откажется платить.

Высший уровень консультационной службы — общенациональный. Должны быть «консультанты консультантов». Они призваны доводить до местных центров информацию о последних достижениях в профессиональных областях знания, развивать новые компьютерные программы, ставить опыты, проводить исследования и т.д.

На мой взгляд государственная поддержка в зарубежных странах и России отличаются скорее качественно, а не количественно.

По моему мнению, стратегическими задачами агропродовольственной политики Российского государства должны являться:

формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия;

повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Заключение

Агропромышленный комплекс является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Развитая инфраструктура является условием формирования и развития современной рыночной экономики. По мере усиления взаимосвязей между хозяйствующими субъектами в процессе обмена товарами и услугами она приобретает разные формы, обусловленные множеством функций и институтов, многоуровневой структурой и организацией, возрастающей ролью в эволюции общественного производства.

Инфраструктура обслуживает все стадии агропромышленного производства. Поэтому ее роль в повышении уровня интенсификации и эффективности АПК неуклонно растет.

Сельское хозяйство — важная отрасль промышленности нашей страны. Оно постоянно снабжает людей необходимой для жизнедеятельности продукцией — основными продуктами питания и нужным сырьем. Сельское хозяйство поставляет уже готовую продукцию шестидесяти отраслям промышленности России.

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы развития АПК Краснодарского края, его особенности и перспективы развития. Также изучен вопрос о региональной поддержке АПК края.

Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес — структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

Список использованных источников

1. Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края».

  • Закон Краснодарского края от 28 января 2009 года № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае».
  • Видяпина В.И.

«Бакалавр Экономики». Хрестоматия в 3 томах. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. — Информационно-издательская фирма «Триада», М., 1999.- 282с.

  • Гриценко Г.М. Экономические проблемы развития АПК: учебно-методическое пособие / Г.М. Гриценко, И.И. Лоор, А.В. Миненко, Н.В. Вайцель. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008.- 151с.
  • Кучер М.О., Горецкая Е.О.

Экономическая география Краснодарского края: учебное пособие.- Краснодар: РГТЭУ, 2006. -125с.

  • Лещиловский В.Г. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша;
  • под ред. П.В. Лещиловского, B.C. Тонковича, А.В. Мозоля. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2007. — 574 с
  • Минаков И.А. Экономика отраслей АПК, 2004.- 464с.
  • Морозова Т.Г.

Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, — М.:- ЮНИТИ. — 2004.- 479с.

  • АПК Краснодарского края 2009-2011г. Журнал Агробизнес.- Краснодар: 2012. Режим доступа: #»justify»>. Сельское хозяйство Краснодарского края. Краснодар: 2012. Режим доступа: #»justify»>. «Отдел информационных технологий ТПП Краснодарского края». Экономический потенциал Краснодарского края. Краснодар: 2011. Режим доступа: #»justify»>. Совет Федерации ФС РФ. Аналитический вестник Совета ФС РФ. — Краснодар: 2012. — № 14 (457) Режим доступа: #»justify»>. Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Развитие АПК. Краснодар: 2011. Режим доступа: #»justify»>. Wikipedia,Inc. (2012).

    Краснодарский край. Режим доступа: Wikipedia. Web: #»justify»>. Wikipedia,Inc. (2009).

    Краевые новости. Режим доступа: Wikipedia. Web: #»justify»>. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю 2000-2010. Режим доступа: #»justify»>. Министерство экономики Краснодарского края. 2003-2012