Типология отраслевых рынков российской экономики

Функционирование отраслевых рынков отечественной экономики находится в зависимости от состояния мирового рынка и непосредственно государственной политики. В экономике России происходят процессы дальнейшего формирования, развития и трансформации отраслевых рынков, что представляет интерес для исследования рыночных взаимосвязей. Экономика отраслевых рынков изучает способы формирования, виды и экономические последствия функционирования отраслевых рыночных структур, ставит своей целью изучение закономерностей развития отраслевых рынков – рынков реального сектора экономики. Методологическую основу экономики отраслевых рынков составляют практические исследования и теоретические модели.

актуальным

Посткризисное развитие российской экономики происходит на фоне относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, способствующей росту как потребительского, так и инвестиционного спроса. Потребительский спрос будет обеспечен ростом доходов населения и снижением склонности к сбережениям. Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан масштабными инвестиционными программами естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. При этом значительные риски связаны с сокращением государственного спроса и укреплением курса рубля, а также продолжающейся стагнацией банковского кредитования. Основными факторами роста в I полугодии 2010 г. стали: повышение доходов экспортеров, замедление темпов инфляции, оживление потребительского спроса. Во II квартале, по оценке Минэкономразвития России, выросли инвестиции в запасы, что также поддержало рост промышленности.

С целью обеспечения стабильного развития экономики страны в условиях мирового финансового кризиса 2 марта 2010 года Председателем Правительства РФ В.В. Путиным утвержден план по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год, предусматривающий ответственных исполнителей из числа федеральных органов исполнительной власти и конкретные сроки реализации указанных мероприятий. В рамках реализации государственной конкурентной политики реализуется утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. 691-р утверждена Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы и план мероприятий по ее реализации.

1 стр., 488 слов

Роль денежного рынка в экономике рыночного типа

... политике, учитывающих своеобразие денежного рынка. Цель курсовой работы – исследовать роль денежного рынка в экономике рыночного типа. Для достижения цели в процессе выполнения курсовой работы под-лежит решению ряд задач: представить теоретические аспекты функционирования денежного рынка в экономике рыночного типа; представить анализ состояния российского денежного рынка; ...

В рамках данной работы осуществлялась координационная работа, результаты которой показали, что наиболее проблемными с точки зрения развития конкуренции (значительное количество барьеров входа, избыточное государственное и муниципальное регулирование, наличие фактов недобросовестной конкуренции) являются рынки розничной реализации нефтепродуктов; лекарственных средств и медицинских товаров; пассажирских перевозок; услуг здравоохранения; жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

Объектом исследования, Теоретические основы

Целью данного исследования является анализ типологии отраслевых рынков российской экономики с точки зрения аспектов их функционирования. Для этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Охарактеризовать типологию моделей отраслевых рынков и влияние на них конкуренции.

2. Проанализировать структуру экономики России с точки зрения типологии отраслевых рынков и провести экономический анализ состояния отечественных отраслевых рынков на современном этапе;

3. В качестве конкретного отраслевого рынка проанализировать состояние финансового рынка., Информационной основой

  1. Типология моделей отраслевых рынков.

Формирование курса анализа отраслевых рынков находится под влиянием многих подходов, распространенных в последнее время в современной экономической науке. Стремление к обособлению специфической области экономического знания связано с появлением условий, когда предпосылки классических экономических моделей перестали отражать экономическую реальность. Гарвардские исследователи обратили внимание на то, что в рыночный механизм связи производителей и потребителей входят существенными составными элементами структура рынка, поведение фирм в отраслях и результативность функционирования рынков. Т.н. Гарвардская парадигма представляет собой попытку определения тех структурных и поведенческих параметров, которые оказывают стратегическое влияние на результативность функционирования отраслевого рынка (см. рис. 1).

Рынок является основой, именно на нем взаимодействуют между собой его субъекты, достигается рыночное равновесие, появляются предпосылки к его нарушению. Определение границ отраслевого рынка является довольно сложным вопросом.

Наиболее распространен подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичность становится меньше определенной величины, можно говорить о своего рода разрыве, т.е. о границе рынка. Иногда при определении границ отраслевого рынка используют показатель изменения выручки при изменении цены. Динамика выручки фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности.

17 стр., 8220 слов

Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность» ...

... являются следующие: 1) изучение теоретических основ анализа отраслевых рынков, а именно: методологии изучения отраслевых рынков; классификации рыночных структур; основных характеристик рыночных структур. 2) основанный на статистических данных практический анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан. Объектом исследования ...

Рис. 1 Схема Гарвардской парадигмы

После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, производящих для него товары. Согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиций спроса. Отрасль рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка непродуктивно: товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями или совершенно независимыми товарами. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата . Точное определение этих показателей имеет существенное значение для корректного исследования структуры отраслевого рынка и получения качественных результатов.

Отраслевые рынки бывают открытые и замкнутые: первые предполагают свободный вход на рынок новых фирм. Если же вход регулируется определенными механизмами, то говорят о закрытости рынка, о наличии барьеров входа на рынок. Иногда рынки подразделяются по степени организованности на стихийные и организованные. К последним относятся рынки, на которых имеет место механизм регулирования спроса и предложения: проводятся аукционы и т.д.

По степени локализации торговых сделок рынки делятся на глобальные, региональные и локальные (местные).

В данном случае решающую роль играет географический фактор. Отраслевые рынки также различаются по стадиям их зрелости: пионерные, растущие, зрелые, или развитые, затухающие, сжимающиеся.

При анализе отраслевой структуры рынка особое значение имеет степень концентрации на нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей).

С помощью рыночной концентрации продавцов можно определить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить объем их продаж.

совершенной конкуренции.

несовершенной конкуренцией.

Есть несколько моделей несовершенной конкуренции продавцов, наиболее важными из которых являются монополия и олигополия. Монополия – рыночная ситуация, когда единственная фирма полностью контролирует рынок выпускаемых ею товаров, единолично определяя уровень цен и объем продаж. Что касается олигополии , то в этом случае на рынке господствует малое число фирм, каждая из которых при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию сильных конкурентов. Если анализировать рынок покупателей, то здесь тоже возможны ситуации, когда покупатель один (монопсония ) или когда их число немногочисленно (олигопсония ).