Б.1.3.2.2 «Экономика и социология труда»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Менеджмент и логистика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

направления подготовки

38.03.06 «Торговое дело»

Профиль Б «Коммерция»

(для дисциплин, реализуемых в рамках профиля)

форма обучения – заочная курс – 2 семестр – 4 зачетных единиц – 4 часов в неделю – всего часов – 44, в том числе: лекции – 8 коллоквиумы – нет практические занятия – 2 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 24 зачет – нет экзамен – 4 семестр РГР – нет курсовая работа – нет курсовой проект – нет

. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины: Освоение студентами-экономистами экономического и социологического подходов к изучению сферы труда, различий между экономическим и социологическим аспектами изучения социально-трудовых отношений. Задачи изучения дисциплины: освоение студентами основополагающих понятий, категорий, теоретические подходов, изучение ключевых направлений развития современных социальноэкономических процессов, повышения результатов деятельности, зарубежного опыта решения социально-экономических проблем труда.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Перечень дисциплин, овладение которыми необходимо студентам для усвоения данной дисциплины: экономическая теория, история экономических учений, социология, философия. «Входные знания» включают знания основных философских, экономических, социологических категорий, необходимых при изучении данного курса, основных закономерностей исторического развития общества. Необходимые «входные» умения включают навыки поиска и работы с источниками информации (бумажными и электронными), использование ресурсов Интернет, анализ полученной информации, представление материала в форме доклада с использованием мультимедийной техники, навыки корректного поведения в аудитории и ведения дискуссии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: (указываются коды компетенций в соответствии с ФГОС ВО. Кроме того, можно включать дополнительные компетенции) Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: Компетенция Студент должен:

Знать Уметь Владеть ОК-2: способность — определение — определить — теоретическими использовать основы эффективности содержание основами оценки экономических трудовой деятельности; эффективности эффективности знаний при оценке — методику расчета трудовой трудовой эффективности эффективности деятельности, деятельности, результатов трудовой деятельности, — рассчитать — методикой деятельности в — особенности расчета эффективность расчета различных сферах экономической трудовой эффективности

22 стр., 10725 слов

Эффективность как экономическая категория

... ограниченностью ресурсов (земельных, трудовых, финансовых). Виды эффективности и факторы, влияющие на ее рост Экономическая эффективность – сложная экономическая категория, на которую влияет совокупность факторов: природные, биологические, экономические. При оценке эффективности необходим не единичный ...

эффективности труда в деятельности трудовой

сфере торговли работников торгового деятельности

предприятия ОК-4: способность — теоретические основы — организовать малую — навыками работать в команде, командообразования; группу для решения командообразовани толерантно — теоретические основы конкретной я; воспринимая культуры труда и проблемы;

  • — навыками социальные, организационной — применить знания применения знаний этнические культуры культуры труда и культуры труда и конфессиональные и организационной организационной культурные различия культуры для культуры для

функционирования функционирования

малой группы малой группы

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий

№ № №

Мо- Неде Те Наименование Часы/ из них в интерактивной

ду- ли мы Темы форме

ля

Лекц Кол- Прак Всего ии лок- тичес- СРС

виумы кие

2 3 4 5 6 7 8 9

2 семестр

I -2 Предмет и задачи курса 2 2 2

«Экономика и социология труда»

3-4 2 Трудовой потенциал и трудовые 5 2 2

ресурсы

5-6 3 Теория человеческого капитала 5 2 2

7-9 4 Мотивация и стимулирование 2 2 2

труда

2 9- 5 Рынок труда и его регулирование 8 2 2 2 2

2 — 6 Социальное партнерство 2 2 2

2 3- 7 Социальная организация 5 2 2

4 предприятия. Трудовой

коллектив.

2 5- 8 Трудовая адаптация работников 5 2 2

2 7- 9 Организация оплаты труда 8 2 2 2 2

Итого 44 4 4 8 08

5. Содержание лекционного курса

5. Содержание лекционного курса

№ Всего № Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на Учебнотемы часов/ лекции лекции методическое

обеспечение 2 3 4 5 Предмет и задачи курса «Экономика и социология ,2,5,3,,2,22,

труда» 23,24,25,26

. Труд как объект изучения экономики и

социологии труда. Основные характеристики

труда.

2. Предмет и основные понятия экономики и

социологии труда.

3. Соотношение дисциплин «Экономика труда»

и «Социология труда». 2 2 Трудовой потенциал и трудовые ресурсы ,2,5,22,23,24.25,

. Население и трудовые ресурсы. 27,30,33,34

2. Трудовой потенциал и его содержание.

3. Использование трудового потенциала в

разных странах.

3 3 Теория человеческого капитала ,2,2,25,

. Экономические предпосылки возникновения 26,27,32,34

теории человеческого капитала.

2. Содержание теории человеческого капитала.

4 4 Мотивация и стимулирование труда ,2,3,5,7,4,7,8

. Трудовая мотивация. Потребности людей ,20,25,32,34

2. Интерес как осознанная потребность.

Виды и формы интересов.

3. Стимулирование труда. Стимулы и их

виды. 5 5 Рынок труда и его регулирование ,2,5,7,8,9.20,2,

22,23,24,26,27,28,30,

62 стр., 30993 слов

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ...

... показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии; Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов; Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»; Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»; Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии; Выявить положительные и ...

. Рынок труда: сущность, структура. 33,34

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Регулирование рынка труда: уровни , типы

политики государства на рынке труда. 6 6 Социальное партнерство ,2,3,5,7.4,7,20,2,

22.24,25.26,27,32-34

. Сущность социального партнерства.

2. Субъекты социального партнерства.

3. Опыт организации социального партнерства в

различных странах. 7 7 Социальная организация предприятия. Трудовой ,2,

коллектив 3,4,5,6,7,0,2,4,7,

8,20.22.25.27.32,34,

. Понятие социальной организации. 36.37,38

2. Трудовой коллектив как форма социальной

организации предприятия. Структура и

функции трудового коллектива.

3. Социально-психологический климат и

конфликтные ситуации в трудовом

коллективе.

9 9 Организация оплаты труда

-3,20-22,24 . Формы и системы оплаты труда. 27,30,33,34

2. Организация оплаты труда. Тарифная система

оплаты труда. Бестарифная система.

3. Социальные нормативы.

6. Содержание коллоквиумов — нет

7. Перечень практических занятий

№ Всего № Тема практического занятия. Задания, вопросы, Учебнотемы часов/ занятия отрабатываемые на практическом занятии методическое

обеспечение 2 3 4 5 Предмет и задачи курса «Экономика и ,2,5,3,,2,22,

социология труда» 23,24,25,26

. Труд как объект изучения экономики и

социологии труда. Основные характеристики

труда.

2. Предмет и основные понятия экономики и

социологии труда.

3. Соотношение дисциплин «Экономика труда»

и «Социология труда». 2 2 Трудовой потенциал и трудовые ресурсы ,2,5,22,23,24.25,

. Население и трудовые ресурсы. 27,30

2. Трудовой потенциал и его содержание.

Трудовойпотенциалчеловека,предприятия,

общества.

3. Использование трудового потенциала:

условия, пути использования. Специфика

использования в различных странах. 3 3 Теория человеческого капитала ,2,2,25,

. Экономические предпосылки возникновения 26,27,32,34

теории человеческого капитала.

3. Содержание теории человеческого капитала. 4 4 Мотивация и стимулирование труда ,2,3,5,7,4,7,8

. Трудовая мотивация. Потребности людей как ,20,25,32,34

2. Интерес как осознанная потребность. Виды и

формы интересов.

3. Стимулирование труда. Стимулы и их виды. 5 5 Рынок труда и его регулирование ,2,5,7,8,9.20,2,

22,23,24,26,27,28,30,

. Рынок труда: сущность, структура. 33,34

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Регулирование рынка труда: уровни, типы

политики государства на рынке труда. 6 2 6 Социальное партнерство ,2,5,7,8,9.20,2,

22,23,24,26,27,28,30,

. Сущность социального партнерства. 33,34

2. Субъекты социального партнерства.

Опыт организации социального партнерства в

различных странах. 7 2/2 7 Социальная организация предприятия. Трудовой ,2,5,7,8,9.20,2,

коллектив 22,23,24,26,27,28,30,

33,34

. Понятие социальной организации.

2. Трудовой коллектив как форма социальной

21 стр., 10217 слов

Учет оплаты труда в бюджетной организации

... системы оплаты труда, направленной на: максимальное использование трудового потенциала работников, точную и полную оценку количества и качества труда. Бухгалтерский учет оплаты труда в бюджетных организациях ... в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране уровень заработной платы в ...

организации предприятия. Структура и

функции трудового коллектива.

3. Социально-психологический климат и

конфликтные ситуации в трудовом

коллективе. 8 8 Трудовая адаптация работников ,2,3,5,7,4,7,20,2,

22.24,25.26,27,32-34

. Сущность и структура трудовой адаптации.

2. Факторы трудовой адаптации.

3. Управление трудовой адаптацией. 9 2/2 9 Организация оплаты труда ,2,

3,4,5,6,7,0,2,4,7,

. Формы и системы оплаты труда. 8,20.22.25.27.32,34

2. Организация оплаты труда. Тарифная система

оплаты труда. Бестарифная система.

3. Социальные нормативы.

8. Перечень лабораторных работ — нет

9. Задания для самостоятельной работы студентов

№ Всего Задания, вопросы, для самостоятельного изучения Учебнотемы часов (задания) методическое

обеспечение 2 3 4 2 Предмет и задачи курса «Экономика и социология ,2,7,20,2ё,24,2

труда» 5,27,34

. История становления экономики и социологии

труда.

2. Предмет, основныепонятия иметоды

«Экономики и социологии труда».

3. «Экономика и социология труда» как наука и ее

место в системе наук о труде. 2 2 Трудовой потенциал и трудовые ресурсы

. Особенности формирования и использования

трудового потенциала в современных российских

условиях.

2. Опыт формирования и использования трудового

потенциала в экономически развитых странах. 3 2 Теория человеческого капитала ,2,27,32,34

. Экономические предпосылки возникновения

теории человеческого капитала.

2. Содержание теории человеческого капитала.

3. Различия в понимании человеческого капитала в

США и России. 4 2 Мотивация и стимулирование труда -5,2,23.24 . Ценности и ценностные ориентации как 27,30,32,34

регуляторы трудового поведения.

2. Различия в мотивации труда лиц наемного

труда и предпринимателей. 5 2 Рынок труда и его регулирование . Регулирование рынка труда: уровни, типы 5,23,25,27,3,346

политики государства на рынке труда.

2. Социологические аспекты спроса на труд и

предложения труда. 6 2 Социальное партнерство ,2,5,7,8,9.20,2,

22,23,24,26,27,28,30,

. Опыт организации социального партнерства в 33,34

различных странах. 7 2 Социальная организация предприятия.Трудовой ,2,2,23,24.25.2

коллектив. 6.27,30,32,33,34

.Отличия в понимании категории «трудовой

коллектив» в советский период и в настоящее время.

3.Типы и виды трудовых конфликтов.

4.Социально-психологический климат в коллективе. 8 2 Трудовая адаптация работников. ,2,3,5,7,4,7,20

. Управление трудовой адаптацией. 2,22,24,25,26,23

2. Опыт управления трудовой адаптацией в различных 32-34

странах.

3.Особенности трудовой адаптации в современных

российских условиях. 9 2 Организация оплаты труда ,2,3,4,5,8,2 . Социальные нормативы. 27,29-32,34

2. Развитие форм оплаты труда в современных

условиях.

Виды,график контроля СРС, (по решению кафедры УМКС/УМКН).

Формы контроля самостоятельной работы . Подбор классических произведений и современной литературы по проблемам, выносимым на самостоятельное изучение. Отчет на семинарском занятии. 2. Написание эссе по проблемам, выносимым на самостоятельное изучение. 3. Написание и выступление по теме реферата. 4. Подготовка и проведение деловой игры. 5. Участие в семинарском занятии в качестве лидера дискуссии (выступить в роли преподавателя).

29 стр., 14004 слов

Мотивация трудовой деятельности персонала

... полученные в процессе трудовой деятельности. Результаты работы могут быть использованы руководителями высшего звена, работающими на рынке услуг. 1. Теоретические представления о мотивации труда персонала 1.1 Теории и модели мотивации Мотивация – это процесс ...

6. Дискуссия по данным проблемам.

ГРАФИК КОНТРОЛЯ СРС

№ 2 3 4 5 6 7 8 9 2 3 4 5 8

недел 0 7

и

7 В О, О, О, О, О О О М, О О О, О, О, О, Д М Т,

семес К Д Д Д Д , , , А , , Д Д ДП Д И Эк тр П, П, П, П,

Д Д Д Д Д П, П, , П, з

ДЗ ДЗ ДЗ ДЗ

П П П П П ДЗ ДЗ ДЗ ДЗ

, , , , ,

Д Д Д Д Д

З З З З З *ВК- входной контроль, О -устный опрос, А -межсессионная аттестация, М-модуль, ДЗ домашнее задание, ДП — доклад, презентация, ДИ-деловая игра, Т-тестирование, Экз.- экзамен

0. Расчетно-графическая работа – не предусмотрена УП

. Курсовая работа – не предусмотрена УП

2. Курсовой проект – не предусмотрен УП

3. Фонд оценочных средств проведения промежуточной аттестации обучающихся по

дисциплине (модулю)

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям освоения дисциплины «Социология труда» (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) применяются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Этап Перечень Форма Раздел Фонд оценочных формирования компетенций контроля учебной средств компетенций дисциплины этап (9 неделя) ОК-2. Модуль -4 Устный опрос,

ОК-4 (промежуточная подготовка докладов и

аттестация) презентаций,

посещаемость,

тестовые задания 2 этап (8 неделя) ОК-2. Модуль 2 5-9 Устный опрос,

ОК-4 (промежуточная подготовка докладов и

аттестация презентаций, тестовые

задания, проведение

социологического

исследования, участие

в деловой игре

3 этап ОК-2. Итоговый Все разделы Оценивается (промежуточная ОК-4 контроль посредством теста аттестация) знаний по и/или письменной

Сессия дисциплине работы или устного

(Экзамен) экзамена,

включающего 2

теоретических вопроса

Компетенции ОК-2, ОК-4 считаются сформированными в том случае, если студент выполнил все предусмотренные практические задания, самостоятельную работу, прошел промежуточную аттестацию по тестовым заданиям и сдал письменный (или устный) экзамен по дисциплине. Уровни освоения компетенции ОК-2: способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

Пороговый (базовый) уровень Знает:

(удовлетворительно) — общее определение эффективности трудовой

деятельности;

  • — методику расчета эффективности трудовой

деятельности поверхностно,

  • — некоторые особенности расчета

экономической эффективности труда в сфере

торговли.

Умеет:

  • — определить содержание эффективности

трудовой деятельности в общих чертах,

  • — рассчитать эффективность трудовой

деятельности работников торгового

4 стр., 1584 слов

Правовое регулирование привлечения иностранных граждан к трудовой ...

... на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48562.html 17. Приказ Министерства труда ...

предприятия на удовлетворительном уровне.

Владеет:

  • — теоретическими основами оценки

эффективности трудовой деятельности

поверхностно,

  • — методикой расчета эффективности трудовой

деятельности на удовлетворительном уровне. Повышенный (продвинутый) уровень Знает: (хорошо) — определение эффективности трудовой

деятельности;

  • — методику расчета эффективности трудовой

деятельности,

  • — особенности расчета экономической

эффективности труда в сфере торговли.

Умеет:

  • — определить содержание эффективности

трудовой деятельности,

  • — рассчитать эффективность трудовой

деятельности работников торгового

предприятия.

Владеет:

  • — теоретическими основами оценки

эффективности трудовой деятельности,

  • — методикой расчета эффективности трудовой

деятельности на продвинутом уровне. Высокий (превосходный) уровень Знает:

(отлично) — полное определение и систему показателей

эффективности трудовой деятельности;

  • — методику расчета эффективности трудовой

деятельности, ее различных показателей на

высоком уровне,

  • — особенности расчета экономической

эффективности труда в сфере торговли и

возможности их использования при оценке

эффективности трудовой деятельности

работников торговой организации на высоком

уровне.

Умеет:

  • — определить содержание эффективности

трудовой деятельности глубоко и полно,

  • — рассчитать эффективность трудовой

деятельности работников торгового

предприятия, предложить различные варианты

расчета.

Владеет:

  • — теоретическими основами оценки

эффективности трудовой деятельности на

высоком уровне,

  • — методикой расчета эффективности трудовой

деятельности, ее различными вариантами на

высоком уровне. Уровни освоения компетенции ОК-4: способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия

Пороговый (базовый) уровень Знает: (удовлетворительно) — некоторые теоретические основы

командообразования;

  • — теоретические основы культуры труда и

организационной культуры в общих чертах;

Умеет:

  • — организовать малую группу для решения

конкретной проблемы на удовлетворительном

уровне;

  • — применить знания культуры труда и

организационной культуры для

функционирования малой группы на

удовлетворительном уровне;

Владеет:

  • — некоторыми навыками командообразования;
  • — небольшими навыками применения знаний

культуры труда и организационной культуры

16 стр., 7888 слов

Влияние организационной культуры на эффективность деятельности компании Google

... деятельности и существование организации. Организационная культура формирует отношение к труду, влияет на степень удовлетворенности трудом, влияет на особенности организации труда. Организационная культура ... корпоративной культуры ... культуру данного предприятия. Изучение организационной культуру тесно связано с экономикой и социологией труда. Как всякое социальное явление, организационная культура ...

для функционирования малой группы.

Повышенный (продвинутый) уровень Знает: (хорошо) — теоретические основы командообразования;

  • — теоретические основы культуры труда и

организационной культуры

Умеет:

  • — организовать малую группу для решения

конкретной проблемы;

  • — применить знания культуры труда и

организационной культуры для

функционирования малой группы.

Владеет:

  • — навыками командообразования;
  • — навыками применения знаний культуры труда

и организационной культуры для

функционирования малой группы. Высокий (превосходный) уровень Знает: (отлично) — теоретические основы командообразования в

полном объеме;

  • — теоретические основы культуры труда и

организационной культуры на высоком уровне.

Умеет:

  • — организовать малую группу для решения

конкретной проблемы и возглавить ее работу;

  • — применить знания культуры труда и

организационной культуры для

функционирования малой группы, обеспечить

толерантность работы команды,

характеризующейся социокультурными

различиями.

Владеет:

  • — навыками командообразования на высоком

уровне;

  • — навыками применения знаний культуры труда

и организационной культуры для

функционирования малой группы, умениями

обеспечить толерантность работы команды,

характеризующейся социокультурными

различиями.

Вопросы для зачета – не предусмотрен учебным планом

Вопросы для экзамена

. Социология труда как специальная социологическая теория. Предмет изучения социологии труда. 2. Задачи и функции социологии труда. 3. Связь социологии труда с другими науками о труде. 4. Основные черты и этапы становления отечественной и зарубежной социологии труда. 5. Сущность конкретных социологических исследований. 6. Виды и цели конкретных социологических исследований. 7. Методология и методика проведения социологических исследований. 8. Сущность и субъекты социально-трудовых отношений. 9. Типы социально-трудовых отношений. 0. Регулирование социально-трудовых отношений. . Социальное партнерство: сущность, субъекты и объекты. 2. Трудовое поведение. Отношение работников к труду. 3. Удовлетворенность трудом. 4. Трудовая адаптация работников и ее виды. 5. Трудовая адаптация и профессиональное продвижение на предприятии. . Содержание понятия «культура труда» и его структура. 7. Организационная культура как элемент культуры труда. 8. Деловая этика как элемент культуры труда. 9. Понятие трудового коллектива. Различия в понимании трудового коллектива в отечественной и зарубежной социологии труда. 20. Факторы, влияющие на развитие трудовых коллективов. 2. Самоуправление в трудовых коллективах. 22. Основные теории мотивации. Проблемы мотивации труда в России. 23. Сущность социально-трудовой политики. 24. Основные направления проведения социально-трудовой политики. 25. Содержание понятия «трудовая мораль». 26. Социальная сущность предпринимательской деятельности. 27. Социальная роль предпринимательства в рыночной экономике. 28. Социальный контроль в сфере труда. 29. Виды стимулирования труда. Стимулирование труда в России и за рубежом. 30. Социальная роль труда в современном обществе. 3. Социология рынка труда. Социологические аспекты спроса на труд и предложения труда. 32. Справедливость как норма социально-трудовых отношений. 33. Социальные проблемы условий труда. 34. Социально-бытовые проблемы работников.

6 стр., 2762 слов

Культура и экономика: противоречия и взаимодействия

... деле япляется главным проводником влияния культуры на экономику. Это влияние в наиболее общем виде можно представить как способность содействовать или препятствовать социально-экономическому развитию. Стремление сохранить ... отпуска и в конце недели, — это все атрибуты общей связки "труд-экономика-культура". В данном взаимосвязанном конвейере отношений в западном, особенно американском обществе все ...

Тестовые задания по дисциплине

. Предметом экономики и социологии труда являются: -отношения между классами и социальными группами в обществе;

  • — семейные, религиозные и политические отношения; социально-трудовые отношения; +социально-трудовые отношения. 2. Социология труда изучает трудовые отношения: -в функциональном (экономическом) аспекте; +в социологическом аспекте;
  • — в гносеологическом аспекте;
  • — в межнациональном аспекте.

3. Социология труда включает в себя отрасли знания: +социологию организаций; +социологию профессий;

  • — социологию религии;

-социологию брака и семьи. 4. Социально-трудовые отношения могут быть классифицированы по следующим признакам: +содержанию трудовой деятельности;

  • — степени гуманности общества; +субъекту (носителю отношений); +объему власти.

5. К социальным процессам в сфере труда относятся: + сам труд как базовый социальный процесс; +интегративные процессы; +ценностно-ориентационные процессы; политические процессы. 6. К функциям социологии труда относятся: -инвестиционная; +объяснительная; +гносеологическая (познавательная); +реформаторская.

7. Важнейшими понятиями курса «Экономика и социология труда» являются: +удовлетворенность трудом; +отчуждение труда;

+ трудовая социализация;

  • — эмансипация женщин. 8. К видам социологических исследований относятся: +разведывательное; +описательное; +аналитическое;
  • — познавательное; +эксперимент.

9. Трудовой коллектив в экономике и социологии труда рассматривается как: -производитель товаров и услуг;

  • — место трудоустройства населения; +социальная организация;
  • — объединение избирателей.

0. Какие из перечисленных ниже статусов относятся к обозначению субъектов трудовых отношений: +работодатель;

  • — покупатель; потребитель; избиратель. . Какое из приведенных ниже выражений является характеристикой формальных трудовых отношений: +социальное партнерство;
  • — дружба и взаимопонимание;
  • — независимость. 2. Что такое формальная структура коллектива? -структура межличностных отношений;
  • — структура трудовых мотивов; +должностная структура;
  • — структура цехов и отделов. 3. Неформальные отношения в коллективе основаны на: +симпатиях и антипатиях;
  • — должностных статусах; случайных связях.

4. К субъектам социально-трудовых отношений относятся: +Работники и работодатели; +Наемный работник, предприниматель (работодатель) и государство; +объединения наемных работников и работодателей;

  • — объединения наемных работников, работодателей и политических партий. 5. В развитие теории предпринимательства существенный вклад внесли следующие ученые: +Й. Шумпетер; +Ф. Найт; +Н. Кондратьев;
  • — К.

Маркс; +Ф. Хайек;

32 стр., 15837 слов

Информационного общества была развита Мануэлем Кастельсом в труде ...

... потребительские предпочтения Предмет: влияние интернета на потребительские предпочтения Цель работы – изучить механизмы и оценить влияние интернета на потребительские предпочтения ... влияния в рамках данного государства. Изучение влияния интернета на общество прослеживается в трудах ... формы социальной организации, в которой, ... в труде «Информационная эпоха: экономика, общество, ... как ресурс, доступ к которому ...

-С.Г. Струмилин. . Существуют следующие виды адаптации работников на производстве: +профессиональная; +психо-физиологическая; +социально-психологическая;

  • — социально-классовая. 7. Понятие «культура труда» включает: +рациональную организацию труда; +комфортность условий труда;
  • — принадлежность работников к политическим партиям; +партнерские отношения между участниками совместного труда; +социокультурные особенности различных народов.

8. Структуру трудового коллектива составляют следующие социальные группы: +производственно-функциональные; +общественно-организационные; +социально-психологические;

  • — социально-классовые; +социальнодемографические.

9. Социально-психологический климат в коллективе связан с особенностями взаимоотношений: +по горизонтали; +по вертикали; +с вышестоящей организацией;

  • — с политическими партиями. 20. Основанием для конфликтной ситуации в трудовом коллективе могут быть: +расхождения в оценках производственной ситуации работниками; +несовпадение интересов различных подразделений организации; +индивидуальные особенности, личные качества работников;
  • — формальная и неформальная структура организации.

2. Основными направлениями социальной политики в сфере труда являются: +содействие продуктивной занятости и защите от безработицы; +политика в области охраны труда и формирования доходов трудящихся; +гуманизация условий труда;

  • — стирание классовых различий.

22. Понятие «условия труда» включает следующие группы факторов, воздействующих на организм человека: +социально-экономические; +психофизиологические; социально-классовые; +санитарно-гигиенические; +социально-психологические; +эстетические. 23. Структуру творческого потенциала работников составляют: +знания; +уровень интеллектуальных способностей;

  • — приверженность конформизму; +уровень мотивационного развития;
  • — нежелание обременять себя новыми проблемами;
  • — невосприимчивость к критике; +профессионально-важные личностные качества.

24. К элементам социальной инфраструктуры предприятия относятся: +жилищные условия; +детские учреждения;

+ведомственная медицинская помощь; принцип социальной справедливости; +оздоровительная физкультурная работа; +пассажирский транспорт. 25. Интеллектуальный капитал фирмы включает: +человеческий капитал; +структурный капитал; В) технологический капитал; 26. Экономика знаний характеризуется следующими чертами: +высокая доля сферы услуг; +расширение системы образования и научных исследований; +формирование «сетевой экономики». +формирование национальной инновационной системы (НИС).

-прекращением действия рынка труда. 27. Какое определение наилучшим образом характеризует сплоченность трудового коллектива: -высокая степень эмоционального удовлетворения друг другом;

  • — высокая степень удовлетворенности результатами труда; +высокая степень интегрированности работников в коллектив. 28. Какой стиль управления наиболее приемлем для сплоченного трудового коллектива: -директивный; +демократический;
  • — либерально-попустительский.

29. Ориентация персонала на основные ценности в системе трудовых отношений является функцией: +организационной культуры; организационной структуры; политики найма персонала;

  • — деятельности организации на фондовом рынке. 30. Какие методы применяются при сборе социологической информации: -фотография рабочего дня;
  • — замеры предельно-допустимых норм и концентраций; +анкетирование; +социальный эксперимент.

3. История становления социологии труда включает следующие этапы: +донаучный этап; +классический этап;

+современный этап;

-промежуточный этап. 32. Донаучный этап социологии труда связан с именами

ученых: +Платон; +Ксенофонт; +Аристотель;

  • — Маркс; Струмилин.

33. Классический этап социологии труда связан с именами

ученых: +У. Петти; +А. Смит; +Д. Рикардо; +О. Конт;

-Т. Заславская. 34. Автором книги «Протестантская этика и дух капитализма»

является: -Г. Зиммель; +М. Вебер;

  • — О. Конт;
  • — К. Маркс.

35. Хоторнские эксперименты под руководством Э. Мэйо проводились

в: -Великобритании; +США;

  • — Франции;
  • — Германии.

36. Трудовое поведение – это:

+комплекс индивидуальных и групповых действий работников;

-отношение работников к руководству;

-социально-психологический климат в коллективе. 37. Субъектами социального контроля в сфере труда

являются: +администрация, +работники, +трудовые

коллективы,

+общественные организации;

-политические партии. 38. Различают следующие виды социального контроля в сфере

труда: +административный социальный контроль;

+контроль общественных организаций; +групповой

социальный контроль; +самоконтроль работника; политический контроль.

4. Образовательные технологии

Лекции в форме диалога со студентами с использованием слайд-шоу; семинарские занятия, предусматривающие обязательную дискуссию по обсуждаемым проблемам, слайд-шоу, подготовленное студентами, интерактивные формы занятий – деловые игры, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций по обсуждаемой проблеме, выполнение студентами роли лидера дискуссии или капитана команды в деловой игре.

Интерактивные формы обучения

Вид занятия Вид интерактивного метода обучения Часы Лекция . Предмет и задачи курса Проблемная лекция – диалог, слайд-шоу. 2 «Экономика и социология труда». Практическое занятие 4. Эвристическая беседа: «Эффективные формы 2 Мотивация и стимулирование стимулированиятрудавсовременных труда. российских условиях». Практическое занятие 7. Эвристическая беседа: «Факторы сплочения 2 Социальная организация труда. трудового коллектива». Трудовой коллектив. Практическое занятие 9. Деловая игра: «Выбор эффективной формы Организация оплаты труда. организации оплаты труда на предприятии (в

организации)»

Всего 4ч.

Методические указания по организации и проведению интерактивных методов обучения

. Лекция . Предмет и задачи курса «Экономика и социология труда». Предполагает чтение лекции в форме диалога со студентами, когда преподаватель формулирует проблему, предлагая студентам дать ответ или предложить пути решения проблемы. 2. Практическое занятие 4. Эвристическая беседа: «Эффективные формы стимулирования труда в современных российских условиях». Эвристическая беседа подразумевает вопросно-ответную форму обучения, побуждающую студентов прийти к определенным выводам. В результате применения данной формы обучения студенты должны прийти к самостоятельным выводам о том, какие формы стимулирования труда наиболее эффективны в современных российских условиях. 3. Практическое занятие 7. Эвристическая беседа: «Факторы сплочения трудового коллектива». В результате применения данной формы обучения студенты должны прийти к самостоятельным выводам и сформулировать, какие факторы способствуют сплочению трудового коллектива в современной российской экономике. 4. Практическое занятие Деловая игра: «Выбор эффективной формы организации труда на предприятии (в организации)». Предполагает формирование двух команд студентов группы, представляющих собственный проект организации оплаты труда на предприятии (в организации), выработку критериев оценки проектов и оценку результатов.

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (позиции раздела нумеруются сквозной нумерацией и на них осуществляются ссылки из 5 3 разделов)

Основная литература

. Горшков А.В. Социология труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 202.— 65 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8223.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Тощенко Ж.Т. Социология труда [Электронный ресурс]: учебник/ Тощенко Ж.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 202.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/443.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Соколова Г.Н. Экономическая социология [Электронный ресурс]: учебник/ Соколова Г.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 203.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24087.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федосеев В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 202.— 7 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5390.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература:

5. Жулина Е.Г. Экономика и социология труда [Электронный ресурс]: курс лекций/ Жулина Е.Г., Иванова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2009.— 5 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/774.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 6. Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] : пер. с нем. / М. Вебер. — М.: Юрист, 994. 704 с. ISBN 5735700480. (2 экз) 7. Карпова, Н. В. Экономика и социология труда: социально-трудовые процессы в системе рыночного хозяйства : учеб. пособие / Н. В. Карпова, А. Г. Схиртладзе, В. Б. Крахт. — Старый Оскол : ООО «ТНТ», 2008. — 368 с. (3 экз) 8. Мраморнова, О.В. Экономика и социология труда: учеб. пособие / О.В. Мраморнова, Е.И. Пыжова. – Саратов: СГТУ, 2003. (36 экз) 9. Мумладзе, Р.Г. Экономика и социология труда: учебник / Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина – М.: Кнорус, 2007. – 28 с. (0 экз) 0. Практикум по экономике и социологии труда: учебное пособие / Б.Н. Генкин, Д.Н. Десятко, И.А. Никитина и др. – СПб., 2006. – 30 с.( экз) . Симоненко, Н. Н. Экономика и социология труда [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Симоненко ; Комсомольск-на-Амуре : Комс.-на-Амуре гос. техн. ун-т, 200. — 20 с. ; ISBN 5-7765-0244-6 ( экз) 2. Егорова Е.А. Экономика и социология труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Егорова Е.А., Золотарева О.А., Кучмаева О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 200.— 38 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Экономические проблемы труда в России : сб. науч. тр. / Сарат. гос. техн. ун-т (Саратов) ; отв. ред. С. Г. Землянухина. — Саратов : СГТУ, 2009. – 5 с. (0 экз) 4. Масленников П.В. Экономика и социология труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Масленников П.В., Латков Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2006.— 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4403.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Периодические издания: 5. Вопросы экономики: теоретич. и научно-практич. журнал общеэкономического содержания. — М.: Изд-во «Некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Вопросы экономики»». – (архив 200-205 г.), № — 2. ISSN 0042-8736 . Социологические исследования (СОЦИС): ежемесячный журнал РАН по социологии. – М.: ФГУП «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук «Издательство «Наука» (архив 202-205 г.).

№ -2. ISSN 032-25 7. Справочник специалиста по охране труда: справочное профессиональное издание для руководителей предприятий, инженеров и специалистов охраны труда. – М.: Издательский дом МЦФЭР. — (архив 200-205 г.), № -2. ISSN 727-6608 8. Управление персоналом: деловой журнал. – М.: Издательский дом «Управление персоналом» — (архив 200-205 г.), № -6. ISSN 9. Экономист: ежемесячный научно-практический журнал. – М.: АНО «Редакция журнала „Экономист“» (архив 200-205 г.), № -2. ISSN 0869-4672

Интернет-ресурсы: 20. Федеральный образовательный портал — экономика, социология, менеджмент // http://ecsocman.edu.ru/ 2. Международная организация труда (региональное отделение в России и СНГ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 22. Грандарс // Трудовая деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/trudovaya-deyatelnost.html

Источники ИОС: 23. Режим доступа: https://portal3.sstu.ru/Facult/FEM/EID/TORG_Kom/TORG_b_b322_2/default.aspx

Профессиональные Базы Данных: 28. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru Рынок труда, занятость и заработная плата 29. Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом // http://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=078 30. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .

. Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий по дисциплине Б..3.2.2 «Экономика и социология труда» используются учебные аудитории для проведения занятий лекционного и семинарского, групповых и индивидуальных консультаций и самостоятельной работы, доступ к сети Интернет и электронно-информационной среде. Информационное и учебно-методическое обеспечение. Информационное и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по дисциплине включает электронную информационно-образовательную среду СГТУ имени Гагарина Ю.А., электронно-библиотечную систему, электронную библиотеку вуза; лицензионное программное обеспечение; использование наглядных учебных пособий, множительную и вычислительную технику; компьютерные программы. Перечень оборудования информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю):

  • — ноутбук, — проектор, — звуковое оборудование, — экран, — стационарный компьютер. Материал оформлен в виде презентаций. Используется лицензионное программное обеспечение Microsoft Office Профессиональный плюс 2007, Kaspersky Endpoint Security для Windows. Используется подключение к сети Internet с помощью WiFi и сетевого кабеля. Для организации самостоятельной работы студентов открыт доступ в компьютерные аудитории в свободное от занятий время, имеется оборудование и программное обеспечение для реализации интерактивного доступа студентов к электронным учебно-методическим материалам в информационно-образовательной среде СГТУ имени Гагарина Ю.А. (http:// /ios), в сети Интернет, электронной библиотеки технического вуза ЭБС «IPRBooks».