Экономика автотранспортного предприятия

Содержание скрыть

Введение

Транспорт, как одна из важнейших отраслей народно-хозяйственного комплекса страны, является составной частью материального производства, так как обеспечивает доставку произведенной продукции к потребителю. Транспорт является продолжением единого процесса общественного производства в сфере обращения. В процессе перевозок грузов не создается новый продукт как в добывающих, перерабатывающих и других отраслях народного хозяйства, но без четко организованной системы перевозок грузов невозможно обеспечить удовлетворение потребностей общества в товарах различных отраслей.

Особенность транспорта состоит в том, что его продукцией выступает само перемещение грузов и пассажиров. В других сферах материального производства процесс производства продукции и процесс реализации разделены между собой в пространстве и во времени, так как производят продукт на предприятиях, фирмах, кооперативах, а реализуют в местах, удобных для потребителей. Потребление готового продукта в самых разных областях жизнедеятельности возможно лишь при условии, что он будет доставлен к месту потребления.

Особенность продукта транспортной отрасли в том, что процесс его производства и потребления совпадают во времени и в пространстве, производство и потребление составляют единый процесс.

Транспорт продолжает процесс производства материальных благ в пределах процесса обращения и завершает процесс производства доставкой продукта потребителю. Поэтому транспорт выделился в особую отрасль материального производства в результате общественного разделения труда.

Единая транспортная система России представлена всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным. Из них автомобильный транспорт является самым емким, мобильным, динамичным и рыночно ориентированным. На долю автомобильного транспорта приходится свыше 70 % перевозок грузов и свыше 50 % перевозок пассажиров, при этом около 90 % всех объемов перевозок выполняется предприятиями негосударственных форм собственности.

Для осуществления перевозок нужен подвижной состав, люди, топливо и другие ресурсы, т.е. транспортный процесс — это затратный процесс, увеличивающий стоимость изготовленного продукта. Задача инженера, организатора автотранспортных перевозок обеспечить оптимизацию этих необходимых затрат, т. е. выбрать оптимальный подвижной состав для конкретного грузопотока; установить маршрут движения с учетом объема перевозок, дальности, протяженности по времени, загруженности дорог разных категорий; рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава; определить затраты на перевозочный процесс с учетом стоимости таких услуг, как погрузка, выгрузка, экспедиционные, хранение и др., установить по договоренности с заказчиком тарифы за перевозки. Развитию практических навыков по выполнению указанных работ должна помочь курсовая работа, выполняемая студентами при изучении курса «Экономика автотранспортного предприятия (АТП)». Целью курсовой работы является:

14 стр., 6569 слов

Для обеспечения бесперебойного процесса производства наря ду ...

... продукции и ускорению оборачиваемости оборотных средств. Состав оборотных фондов К оборотным производственным фондам промышленных пред- приятий относится часть средств производства (производствен- ных фондов), вещественные элементы которых в процессе труда ... материалоемкости будет оценка материальных затрат на 1 т-км/ч перевозки грузов и т.д. Для продукции таких отраслей машиностроения, где ни физи- ...

  • закрепление и углубление знаний, полученных при изучении курса «Экономика АТП»;
  • приобретение навыков выполнения инженерно-экономических расчетов при использовании средств информатики и вычислительной техники;
  • выработка умений пользоваться нормативно-справочной литературой при выполнении инженерно-экономических расчетов для составления договоров с клиентами на предоставление автотранспортных услуг и пр.

Задача курсовой работы состоит в организации перевозочного процесса для заданного объема перевозки определенного груза от поставщика до потребителя наиболее рациональным способом, рассчитать потребные ресурсы, определить текущие и капитальные затраты, тарифы за перевозку, рентабельность перевозки и др. технико-экономические показатели. Во второй части проекта необходимо рассмотреть целесообразность перехода на новую систему начисления заработной платы, обосновать полученные результаты.

Задание на курсовую работу

В АТП поступил заказ на перевозку грузов в магазины розничной торговли непосредс твенно со склада предприятия изготовителя.

Категория условий эксплуатации автомобиля — 3.

Выбрать и обосновать подвижной состав, определить потребное количество автомобилей на заданный грузопоток, рассчитать затраты АТП на реализацию заявки, установить тарифы на перевозку, определить экономическую эффективность сделки. Составить штатное расписание данного предприятия, рассчитать фонд оплаты труда двумя методами (по единой тарифной сетке и методом грейдирования), сравнить полученные результаты. Число дней работы АТП — 305 дн./год.

Часть I. Расчет экономических показателей

1.1 Обоснование выбранного подвижного состава и расчет количества, балансовой стоимости и амортизации машин

Учитывая дорожные и погодно-климатические условия, а также вид перевозок, для осуществления поставленной задачи выбираем в качестве транспортного средства среднетоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-4362, оборудованный кузовом фургоном. При этом масса и объем груза не превышают предельной вместимости данного транспортного средства.

При выборе типа транспортного средства было учтено:

  • соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, строительным нормам и правилам;
  • соответствие общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте;

— предусмотрено наличие площадок для разворота и стоянки автотранспорта в начальных и конечных пунктах маршрута, специальных площадок для заезда («карманов»), погрузочных площадок.

Выбор именно этого грузового автомобиля обусловлен:

  • функциональной пригодностью;
  • экономичностью потребления топлива;
  • более низкой стоимостью самого транспортного средства;
  • надежностью в эксплуатации;
  • высокой грузоподъемностью;
  • маневренностью;
  • минимальным воздействием на окружающую среду.

    Таблица 2.

Технические характеристики ЗИЛ-5301(Бычок)

Габаритные размеры, мм

7365х2319х2885

Колесная база, мм

4505

Дорожный просвет, мм

180

Размеры грузовой платформы, мм

4890х2215х450

Погрузочная высота, мм

1050

Размерность колес

6,5Jx16H2

Размер шин

225/75R16C

Радиус поворота, м

8,0

Грузоподъемность, кг

4500

Полная масса,кг

9000

Двигатель

Д-245.9 ММЗ

Рабочий объем, л

4,75

Мощность, л.с./мин»’

136/2400

Крутящий момент, Н.м/мин»’

460/1400

Коробка передач

механическая

Число ступеней КП

5

Максимальная скорость, км/ч

105

Тип топлива

дизельное

Расход топлива, л/100 км

13,8

Вместимость топливного бака, л

125

1.2 Расчет количества подвижного состава

Потребное количество подвижного состава для выполнения годового объема перевозок рассчитывается по формуле:

(1)

, ед,

где — годовой объем перевозок (годовой грузопоток), т;

  • годовая производительность автомобиля, т/ед.

Годовой объем перевозок, выполняемых в соответствии с заданием, определяется по формуле:

(2)

т,

  • суточный грузопоток (мощность перевозок), т/сут.;
  • количество дней работы АТП за год.

Годовая производительность автомобиля определяется по формуле:

(3)

т/год,

  • суточная производительность автомобиля, т/сут;
  • коэффициент технической готовности.

Суточная производительность автомобиля рассчитывается по формуле:

(4)

т/сут,

  • время в наряде за сутки, ч (8ч);
  • время перемещения а/м до погрузки у заказчика, ч;
  • среднетехническая скорость автомобиля, км/ч;
  • коэффициент использования пробега, [1, с.10] для развозных маршрутов;
  • номинальная грузоподъёмность машины, т;
  • коэффициент использования грузоподъёмности, устанавливается по классу груза;
  • пробег автомобиля с грузом, км, принимается по среднему расстоянию и числу пунктов разгрузки, км,
  • время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч,

(5)

ч,

  • нормативное время простоя под погрузкой, мин [1, с.28] при механизированной погрузке-разгрузке подсчетного груза;

(6)

ч,

  • расстояние от АТП до заказчика, км;

— расчётная норма пробега а/м (среднетехническая скорость), км/ч, при работе в городе независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей грузоподъёмностью до 7 т км/ч [1, с.10].

Получаем, что для осуществления данного объема перевозок нам понадобиться 30 автомобилей ЗИЛ-4362.

1.3 Расчет балансовой стоимости автомобилей и их амортизации

Балансовая стоимость автомобилей представляет собой денежную оценку их по первоначальной стоимости, т. е. сумму фактических затрат предприятия на приобретение подвижного состава, которая слагается из:

  • рыночной (договорной) цены автомобиля;
  • сумм, выплаченных за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением а/м;
  • регистрационных сборов, государственных пошлин и других платежей, связанных с приобретением.

В общем виде балансовая стоимость автомобиля определяется по формуле:

(7)

где — договорная (рыночная) цена, руб.;

  • сумма перечисленных выше выплат, для укрупненных расчетов по [1, с.11]

руб.

Амортизация автомобилей — это процесс перенесения их стоимости на предоставляемые услуги. Сумма амортизационных отчислений определяется на основе норм амортизации, которые представляют собой размер ежегодного возмещения стоимости автомобиля при его эксплуатации. Для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2 т с ресурсом до капитального ремонта 200..250 тыс. км норма амортизации приравнивается 14,3 % балансовой стоимости на каждые 1000 км пробега [Приложение 14 к РД 37.009.015-98 с Изменениями №1].

Таблица 3. Расчет балансовой стоимости и амортизации автомобилей

Наименование

автомобиля

Марка, модель

автомобиля

Количество а/м, шт.

Договорная цена, тыс. руб.

Коэффициент

Дополнительных выплат

Балансовая

стоимость, руб.

Норма амортизации, %

Сумма амортизации, тыс. руб.

Одного а/м

Всех а/м

Фургон

ЗИЛ-4362

30

517.650

0,1

569.415

17.082.450

14,3

2.442.790,35

1.4 Расчет численности водителей и годового фонда оплаты труда

Численность водителей на заданный объем перевозок грузов рассчитывается по формуле:

(8)

, чел.

где — число дней работы АТП за год;

  • продолжительность рабочего дня, ч;
  • коэффициент технической готовности;
  • количество автомобилей, ед.;
  • годовой фонд времени работы водителя, ч, ч [ОНТП-01-91 Росавтотранс].

Определяем численность водителей по профессиональным классам. Для укрупненных расчетов принимаем следующую структуру водительского персонала [1, с.13]:

  • водители I класса ………………..50%;
  • водители П класса ………………35%;
  • водители Ш класса ……………..15%.

Форму оплаты труда выбираем повременную за отработанное время по тарифным ставкам. Тарифная ставка для водителей III класса грузовых автомобилей общего назначения грузоподъемностью 3..5 т равна 53,9 руб./ч.

Доплаты за классность установлены в процентах к тарифным ставкам III класса:

I класс ………………25 %;

  • II класс …………….10 %.

Таблица 4. Расчет годового фонда оплаты труда водителей

Показатели

Класс водителей

Итого

Прим.

I

II

III

1.Численность водителей, чел.

16

12

5

33

2. Часовая тарифная ставка с учетом доплаты за классность, руб./ч.

67,38

59,29

53,90

3. Годовой фонд времени водителя, ч

1820,00

1820,00

1820,00

4. Годовой фонд основной зарплаты, руб.

1.962.105,60

1.294.893,60

490.490,00

3.747.489,20

п.1*п.2*п.3

5. Премии, руб

981.052,80

647.446,80

245.245,00

1.873.744,60

50% от п.4

6. Доплата за экспедирование, руб.

294.315,84

194.234,04

73.573,50

562.123,38

15% от п.4

7. Дополнительная зарплата, руб.

323.747,42

213.657,44

80.930,85

618.335,72

10% от п.4+п.5+п.6

Итого годовой фонд основной и дополнительной зарплаты, руб.

3.561.221,66

2.350.231,88

890.239,35

6.801.692,90

8. Среднемесячная зарплата водителя, руб.

18.548,03

16.321,05

14.837,32

Доплаты за экспедирование 15 %. Оплата труда за работу в праздничные и выходные дни в двойном размере. Премии за своевременное выполнение заданий (при отсутствии замечаний по трудовой дисциплине и аварий по вине водителя) 50 % от основной заработной платы. Дополнительная заработная плата составляет 10 % от основной с премией и доплатами.

Годовой фонд основной заработной платы водителя определяется по формуле:

(9)

где — часовая тарифная ставка с учетом доплат за классность, руб./ч.

1.5 Расчет годового расхода автомобильного топлива и смазочных материалов

Норма расхода топлива или смазочного материала — установленное значение меры потребления топлива или смазочного материала при работе конкретного автомобиля в конкретных условиях.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

1. Базовая норма на 100 км (временная) пробега автомобиля.

2. Норма на 100 тонно-километров (ткм) транспортной работы.

3. Норма на ездку с грузом.

Базовая норма расхода топлива автомобиля ЗИЛ-4362 составляет 13,8 литров дизельного топлива на 100 км. Данное значение корректируется в зависимости от дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов с помощью ряда поправочных коэффициентов в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы. Норма расхода топлива будет выше из-за следующих условий:

  • работа в зимнее время — 4 % в год для Ульяновской области [1, с.16];
  • работа на сложных дорогах — 10%;
  • работа в городе с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек — 15 %;
  • работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой-выгрузкой — 10 %.

Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

(10)

л

где — нормативный расход топлива, л;

  • норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

л/100км (11)

  • базовая норма расхода топлива, л/100 км;
  • общий годовой пробег автомобиля

(12)

км,

  • среднесуточный пробег автомобиля, км,

(13)

км

  • число пунктов разгрузки;
  • среднее расстояние между пунктами разгрузки;
  • количество рейсов за сутки;
  • расстояние от АТП до заказчика.
  • норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм для дизельных двигателей;
  • объем транспортной работы, т.км;

(14)

ткм,

  • масса груза;
  • пробег с грузом, км;
  • поправочный коэффициент к норме в процентах,

%.

Годовые затраты на топливо на 1 автомобиль:

(15)

руб

где — цена одного литра топлива, руб/л.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них на АТП. Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет. Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Расход масел и смазок на 1 а/м рассчитывается по формуле:

(16)

где — норма расхода масел, л.

Тогда годовой расход и годовые затраты на.

  • моторные масла:

л/100л,

руб,

  • трансмиссионные масла:

л/100л,

руб,

  • специальные масла:

л/100л,

руб,

  • пластичные смазки:

кг/100л,

руб,

[Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03]

1.6 Расчет затрат на износ и ремонт автомобильных шин

Годовой износ шин определяется по формуле:

(17)

где — общий пробег автомобиля за год, тыс. км;

  • нормативный пробег шины, тыс. км;
  • количество шин на автомобиле (без запасной).

Затраты на восстановление износа и ремонт шин:

(18)

руб.

где — цена одного комплекта шин, руб.;

Общие затраты на шины в год составляют:

руб.

1.7 Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава

Техническое обслуживание подвижного состава включает следующие виды работ: ежедневное обслуживание (ЕО), которое разделяется на Еос, выполняемое ежедневно при возвращении и выезде автомобиля, и Еог, выполняемое перед техническим обслуживанием (ТО) или текущим ремонтом (ТР); ТО-1 и ТО-2 после пробега определенного количества километров, диагностика состояния машины и отдельных агрегатов (Д), текущий ремонт (ТР) и капитальный ремонт (КР), сезонное обслуживание (СO).

Периодичность технического обслуживания для грузовых автомобилей общего пользования (I категория условий эксплуатации) составляет: ТО-1 — 2200 км, ТО-2 — 11000 км.

Количество каждого вида обслуживания за год определяется исходя из годового пробега автомобиля и откорректированных нормативов пробега.

Еос — ежедневно (составляет Д — число дней работы АТП за год),

Еот — перед ТО-1, ТО-2, ТР (составляет сумму проводимых обслуживаний за год), , Д — по мере необходимости (принимается в размере 0,5 суммы ТО-1, ТО-2, ТР), , СО — два раза в год и совмещается с ТО-1 или ТО-2.

амортизация машина автомобильный стоимость

Таблица 5. Нормативы затрат на ТО и ТР автомобиля в рублях на 1000 км пробега (данные декабрь 2007 года)

Марка а/м

ЕО

ТО-1

ТО-2

ТР

Д-1

Д-2

Итого

ЗИЛ

95,87

136,41

196,50

962,77

68,2

98,34

1558,09

Годовые затраты на ТО и ТР определяются по формуле

(19)

руб,

где — суммарная норма затрат на ТО и ТР, руб.

Общие затраты на ТО и ТР:

руб.

1.8 Калькулирование себестоимости перевозок грузов

Калькулирование — это технически обоснованное определение себестоимости единицы продукции, услуги, работы. На автомобильном транспорте применяется следующая группировка расходов по калькуляционным статьям затрат:

1. Заработная плата водителей и кондукторов.

Включает основную заработную плату, премии, все виды доплат и надбавок, дополнительную заработную плату

2. Отчисления па социальные нужды в размере 26 % от начисленной заработной платы.

3. Автомобильное топливо. , Включает затраты на все виды топлив по рыночным ценам.

4. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы.

5. Износ и ремонт авторезины.

6. Техническое обслуживание и ремонт.

7. Амортизация подвижного состава.

8. Общехозяйственные расходы.

Включают затраты на содержание аппарата управления, общепроизводственные расходы на отопление, освещение, ремонт и амортизацию помещений, воду на хозяйственные нужды; сборы и платежи.

Статьи расходов

Расходы в рублях на.

Примечание

  • годовой объем перевозок
  • одну тонну груза

1. Заработная плата

6 801 692,90

148,67

Раздел 2

2. Отчисления на социальные нужды

1 768 440,15

38,65

26 % от п. 1

3. Автомобильное топливо

9 664 293,60

211,24

Раздел 3 — ЦТ

4. Смазочные материалы

1 210 284,00

26,45

Раздел 3 — ЦСМ

5. Износ и ремонт авторезины

450 000,00

9,84

Раздел 4

6. Техническое обслуживание и ремонт

1 915 851,30

41,88

Раздел 5

7. Амортизация подвижного состава

2 442 790,35

53,39

Раздел 1.2

8. Общехозяйственные расходы

6 063 338,08

132,53

25 % от суммы расходов по ст. 17

Итого

30 316 690,38

662,66

в т. ч. переменные расходы

21 810 561,95

476,73

ст.1++ст.6

постоянные расходы

8 506 128,43

185,93

ст.7+ст.8

1.9 Расчет тарифов за перевозки и другие предоставляемые услуги

Расчет тарифов на годовой объем перевозок при развозном грузопотоке выполняется по формуле:

(20)

руб

где — тарифная стоимость перевозки годового грузопотока, руб.;

  • тариф по Прейскуранту 13-01-01 сдельный за перевозку всей массы груза в i-й пункт разгрузки на соответствующее расстояние, руб.;
  • коэффициент индексации
  • годовой объем перевозок
  • номер пункта разгрузки;
  • число пунктов разгрузки;
  • объем перевозки в i-й пункт разгрузки, т.

Наряду с тарифами за перевозки грузов учитываются тарифы за дополнительные услуги; погрузочно-разгрузочные работы, хранение и пр. Тариф за одну тонну перевезенного груза определяется по формуле:

(21)

руб/т.

Этот тариф указывается в договоре на перевозку грузов и используется при оформлении расчетных документов за фактически перевезенный груз.

1.10 Определение порога рентабельности, чистой прибыли АТП от реализации заявки

Порог рентабельности, или точка безубыточности, рассчитывается с целью установления предельной возможности снижения тарифов, чтобы привлечь клиентов более дешевыми транспортными услугами по сравнению с конкурентами. Он характеризует такой объем предоставления услуг, который можно реализовать по себестоимости и АТП при этом не понесет убытков.

Точка безубыточности определяется графическим точка или расчетным путем по формуле:

(22)

т/год,

где — точка безубыточности;

  • издержки постоянные на 1т перевезенного груза, руб./т.
  • издержки переменные на годовой объем перевозок, руб.;
  • тариф (цена) за перевозки 1т груза, руб./т.;

Строим график зависимостей тарифной и себестоимости от объема перевозок

условные обозначения:

  • точка безубыточности (порог рентабельности);
  • годовой объем перевозок; — полная себестоимость перевозок, — тарифная стоимость перевозок грузов (объем реализации услуг)

Рис.1. График определения точки безубыточности

Чистая прибыль АТП от реализации заявки представляет собой остаток после уплаты из валовой прибыли всех налогов, установленных Налоговым кодексом РФ.

Валовая прибыль представляет собой превышение доходов от реализации услуг над затратами на их производство и реализацию:

(23)

руб.

где — тарифная стоимость перевозки грузов, руб.;

  • себестоимость перевозки грузов, руб.

Из валовой прибыли выплачиваются налоги:

  • на прибыль (24 % от валовой прибыли),
  • на имущество (принимаем 2 % от стоимости автомобилей),
  • дорожный налог (1 % с выручки от реализации услуг — тарифная стоимость перевозок),
  • транспортный налог (принимаем 0,5 руб./см 3 рабочего объема).

Чистая прибыль АТП от реализации заявки определяется по формуле

(24)

руб.

где — общая сумма налогов, выплачиваемых из прибыли за год.

Определяем рентабельность по отношению к себестоимости

(25)

(26)

а также рентабельность производства по отношению к стоимости основных фондов (ОПФ) :

(27)

(28)

1.11 Технико-экономические показатели проекта

На основе выполненных расчетов по всем разделам курсовой работы составляется таблица технико-экономических показателей.

Технико-экономические показатели перевозок

№ п\п

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

Примечание

1.

Годовой объем перевозок

тонны

45750

выражение 2

2.

Количество подвижного состава

единицы

30

выражение 1

3.

Балансовая стоимость подвижного состава

тыс. руб.

17.082,450

выражение 7

4.

Численность водителей

человек

33

выражение 8

5.

Среднемесячная заработная плата водителей

руб.

14.837,32

таблица 5

6.

Производительность труда водителя

руб./год

243.269,99

7.

Суточная производительность одной машины

тонны

6,34

выражение 4

8.

Время одной ездки

часы

0,5

9.

Количество ездок за смену

4

таблица 1

10.

Общий пробег автомобиля за смену

км

226

выражение 13

11.

Среднетехническая скорость автомобиля

км/ч

25

таблица 1

12.

Эксплуатационная скорость автомобиля

км/ч

28,25

13.

Коэффициент использования среднетехнической скорости

1,13

14.

Себестоимость перевозки 1 тонны груза

руб.

662,66

таблица 5

15.

Тариф за перевозку 1 тонны груза

руб.

803,03

выражение 21

16.

Прибыль валовая

руб./год

8.027.909,62

выражение 23

17.

Прибыль чистая

руб./год

5.304.866,31

выражение 24

18.

Общая сумма налогов, выплаченных из прибыли

руб./год

2.723.043,31

п. 8

19.

Рентабельность перевозки по отношению к себестоимости

%

17,50

выражение 26

20.

Рентабельность производства по отношению к ОПФ

%

31,05

выражение 28

Часть II. Сравнительный анализ размера фонда оплаты труда, рассчитанного двумя способами

2.1 Составление штатного расписания

  • структура
  • должностные обязанности

генеральный директор

контроль всех сфер деятельности предприятия, связь с учредителями, выполнение плана производственного процесса АТП в целом,

начальник автотранспортного предприятия

организация производственного процесса, распределение объемов производства по бригадам, решение кадровых вопросов по водительскому персоналу,

бригадир *

распределение объемов производства по составу бригады, контроль и учет по каждому конкретному водителю, организация производственной дисциплины в бригаде,

водитель (I, II и III категорий)

выполнение установленного плана, проведение ЕО подвижного состава, своевременное предоставление транспортной единицы на ТО, содействие в проведении ТО и ремонта подответственной транспортной единицы**, соблюдение трудовой дисциплины,

заместитель по материально-техническому обеспечению

организация процесса ТО и ремонта на АТП, складского хозяйства, снабжения запчастями и агрегатами, контроль качества ТО и ремонта, выполненных сторонними предприятиями, контроль расхода запчастей, топлива и других материальных ресурсов по АТП в целом, решение вопросов по охране и обслуживанию АТП,

слесарь

выполнение процессов ТО и ремонта паркового состава, контроль качества выполненных работ, обслуживание зданий и сетей***,

кладовщик

обеспечение процесса приема, хранения и выдачи материальных ресурсов и инструмента, оформление заявок, ведение соответствующей документации,

* бригадир назначается генеральным директором и начальником АТП из числа водителей первой категории,

** участие в проведении ТО и ремонта иных транспортных единиц оговаривается с бригадиром и начальником АТП и оплачивается отдельно,

*** объем работ по обслуживанию зданий и сетей оговаривается с заместителем по МТО, весь объем данных работ может быть возложен только на наемный персонал

заместитель по внешним связям

совершенствование производственного процесса и структуры предприятий, выявление необходимости найма дополнительных рабочих, поиск заказчиков услуг АТП, поставщиков материальных ресурсов, внедрение инновационных технологий

маркетолог

организация продвижения услуг и АТП в целом на рынок, ведение рекламной компании, создание и изменение имиджа предприятия, выявление и внедрение более эффективных средств осуществление производственного процесса,

логист

оптимизация производственного процесса, установление численности исполнителей, необходимости содержания дополнительных рабочих и обслуживающего персонала, прокладка маршрутов,

главный бухгалтер

ведение бухгалтерского учета на АТП, контроль потока денежных средств по АТП в целом, решение кадровых вопросов

бухгалтер

ведение бухгалтерской и сопутствующей документации, нормирование выделений денежных средств, контроль потока денежных средств по сферам производственного процесса.

2.2 Расчет фонда оплаты труда по единой тарифной сетке

Присвоим каждой должностной единице разряд руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и Сборником материалов по оплате труда и материальному стимулированию работников автомобильных предприятий

Расчет ФОТ по единой тарифной сетке

Должность

Количество

человек

Разряд

Тарифный коэффициент

Оклад

— водитель III категории

— слесарь

— водитель II категории, кладовщик

— водитель I категории

— бригадир II

— бригадир I, маркетолог, логист, бухгалтер

— заместитель по МТО, заместитель по ВС

— начальник АТП, главный бухгалтер

— генеральный директор

5

2

13

16

1

5

2

2

1

3

5

6

7

9

10

13

14

17

1,23

1,52

1,68

1,85

2,23

2,45

3,13

3,37

4,20

10841,53

13397,66

14807,94

16306,36

19655,78

21594,91

27588,61

29704,03

37019,85

Итого, руб./год

Отношение к себестоимости, %

Отношение к прибыли, %

9.763.722,11

32,21

184,05

2.3 Расчет фонда оплаты труда методом грейдирования

Постоянная часть

Независимые эксперты провели анализ должностной структуры предприятия, оценив каждую должностную единицу в баллах. Предположим, что по результатам экспертной оценки определился интервал разброса баллов 60..150. Установим коэффициент грейдирования и разобьем данный интервал на сегменты-грейды.

Определение границ грейдов

Номер грейда

Значение,

баллов

Нижняя граница

Верхняя граница

Размер оклада

1

2

3

4

5

6

60

72

86

104

124

149

55

66

79

94

115

134

65

78

93

114

133

164

10841,53

13009,84

15611,80

18734,16

22481,00

26977,20

Далее каждый грейд делим на категории

Определение границ категорий

Номер категории

Отклонение

Размер оклада

Должность,

количество человек

Грейд №1

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

14093,99

12467,76

10841,53

9215,30

7589,07

водитель III категории, 5 чел.

Грейд №2

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

16912,79

14961,31

13009,84

11058,36

9106,89

кладовщик, 1 чел.

слесарь, 2 чел.

водитель II категории, 12 чел.

Грейд №3

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

20295,34

17953,57

15611,80

13270,03

10928,26

водитель I категории, 16 чел.

Грейд №4

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

24354,41

21544,29

18734,16

15924,04

13113,91

бухгалтер, 2 чел.

маркетолог, логист, 2 чел.

бригадир I, 1 чел.

бригадир II, 1 чел.

Грейд №5

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

29225,30

25853,15

22481,00

19108,85

15736,70

начальник АТП, гл.бухгалтер, 2 чел

зам. по МТО, зам. по ВС, 2 чел.

Грейд №6

5

4

3

2

1

+30%

+15%

0

-15%

-30%

35070,35

31023,78

26977,20

22930,62

18884,04

генеральный директор, 1 чел.

Итого постоянная часть заработной платы: 9.441.447,16 руб./год, 31,14% к с-ти, 177,99% к ч.пр.

Переменная часть

Установим цели и составим алгоритм влияния их выполнения на размер переменной части заработной платы для двух должностных единиц.

Данную премию будем начислять каждый месяц в течении срока действия установленных целей. Тогда получаем заработная плата водителя III категории — 13118,25 руб./мес., заместителя по МТО — 31799,37 руб./мес..

Для упрощения расчета заработную плату остальных должностных единиц рассчитаем по коэффициентам ЕТС, учитывая полученную зарплату водителя III категории, при этом также будем считать, что некоторые работающие не выполняют какой-либо из существенных пунктов.

Заключение

В данной работе необходимо было разработать план деятельности АТП с учетом особенностей перевозимых грузов. Основной задачей являлось обеспечить оптимизацию необходимых затрат, т. е. выбрать оптимальный подвижной состав для конкретного грузопотока; установить маршрут движения с учетом объема перевозок, дальности, протяженности по времени, загруженности дорог разных категорий; рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава; определить затраты на перевозочный процесс с учетом стоимости таких услуг, как погрузка, выгрузка, экспедиционные, хранение и др., установить по договоренности с заказчиком тарифы за перевозки.

На основании результатов проделанной работы были получены высокие показатели рентабельности, которые определяют сверхприбыльность предприятия. В дальнейшей политике руководства АТП может быть заложена программа по снижению тарифов на грузоперевозки, повышению зарплат персоналу, усовершенствование подвижного состава и средств его обслуживание, проведение различных социальных мероприятий и т.п. Что в свою очередь повысит конкурентоспособность и выживаемость в условиях рынка.

Во второй части работы был проведен сравнительный анализ фонда оплаты труда, рассчитанного двумя методами. На основании данного анализа можно сделать вывод о возможности перехода к новой системе расчета ФОТ, поскольку было выявлено его незначительное увеличение, при этом новая система способствует развитию материальной заинтересованности персонала, а следовательно увеличению производительности, улучшению качества работ.

Список литературы

1. Трусова Л.И. Экономика АТП: Учебное пособие по курсовой работе.-Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 36 с.

2. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03 (в электронном виде)

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (в электронном виде)

4. Прейскурант 13-01-01 (в электронном виде)

5. Приложение 14 к РД 37.009.015-98 с Изменениями №1 (в электронном виде)

6. Сборник материалов по оплате труда и материальному стимулированию работников автомобильных предприятий (в электронном виде)