Экономические связи России со странами СНГ

Роль и значение экономических связей России со странами СНГ

;

  • изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;
  • проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.[16] Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

На данный момент государствами-участницами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

7 стр., 3330 слов

Анализ деятельности Содружества Независимых Государств

... экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, ...

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

России важно сотрудничать со странами СНГ. Бывший президент России Дмитрий Медведев на заседание Совбеза и Госсовета по вопросу о политике России на пространстве СНГ 26 декабря 2011 г. отметил, что сотрудничество с СНГ для России имеет исключительное, приоритетное значение. Нашей ключевой задачей является обеспечение России стабильное и дружественное окружение и использовать совместные со странами Содружества преимущества для роста национальной конкурентоспособности, интеграции в региональные и мировые процессы, а также для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав соотечественников.

Другие ключевые высказывания бывшего главы государства:

— Россия должна сотрудничать со странами СНГ в преодолении кризиса, в том числе создавая новые институты и механизмы развития, чтобы быть готовыми к реализации новых проектов. Кризис в любом случае закончится, и страны СНГ должны быть готовы к запуску новых проектов.

— Межрегиональные связи способны стать немаловажным фактором противодействия кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики стран Содружества. Речь не идёт только о совместных действиях по нейтрализации кризиса, но и о создании новых институтов и механизмов развития.

— Ещё одной задачей межрегионального взаимодействия является превращение его в инструмент долгосрочной политики на пространстве СНГ. Надо видеть стратегические перспективы этих отношений и не замыкаться на известных накатанных моделях такого рода взаимодействия.

— Третьей ключевой задачей межрегионального взаимодействия является совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов. По этому направлению заключены сотни соглашений. Но проблемой остаётся их практическая реализация и договорная дисциплина.

16 стр., 7848 слов

Роль и развитие сервиса в розничной торговле России и зарубежных стран

... роль и развитие сервиса в розничной торговле России и зарубежных стран; дана оценка качества сервиса; проведен анализ рынка компьютерной техники; исследованы виды и объем сервиса, применяемые в ООО « ... продукции и обеспечивающих постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации. Главный принцип современного сервиса заключается в том, что фирма – производитель товара берет на себя ответственность ...

— Необходимо не только расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учётом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. Это и совместное освоение природных богатств, и общая инфраструктура для стран СНГ.

— Формирование в России нового финансового центра с повестки дня не снимается, независимо от кризиса. Наоборот, в условиях кризиса, может быть, есть возможность достичь более быстрых результатов. Это может обеспечить доступ к финансовым ресурсам и стимулировать новые инвестиции [22].

Основой для успешного развития экономических связей являются рамочные соглашения о двустороннем сотрудничестве, соглашения о сотрудничестве в области медицинского обслуживания, а также многочисленные двусторонние соглашения, протоколы и договоры, определяющие конкретные предметы взаимоотношений сторон.

Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.

России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе.

Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал — Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан).

Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку — языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран.

Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии — каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

Таким образом, сложившиеся связи между странами СНГ способствует экономическому развитию стран. О состоянии экономических связей повествует вторая глава.

Государство

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

млн. долл.

Уд. вес, %

млн. долл.

Уд. вес, %

Азербайджан

1948,4

2,13

3077,2

2,51

1128,8

157,9

Армения

859,0

0,94

994,4

0,81

135,4

115,8

Белоруссия

28034,2

30,70

38607,6

31,50

10573,4

137,7

Казахстан

15139,7

16,58

19765,9

16,13

4626,2

130,6

Киргизия

1384,1

1,52

1453,1

1,19

69,0

105,0

Молдова

1529,1

1,67

1952,2

1,59

423,1

127,7

Таджикистан

887,0

0,97

810,4

0,66

-76,6

91,4

Туркмения

905,4

0,99

1302,5

1,06

397,1

143,9

Узбекистан

3446,0

3,77

3966,3

3,24

520,3

115,1

Украина

37195,5

40,73

50630,4

41,31

13434,9

136,1

Итого

91328,3

100,00

122560,0

100,00

31231,7

134,2

Год

Объем внешнеторгового оборота, млн.долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

105684,0

100

100

2009

68363,0

-37321,0

-37321,0

64,67

64,67

-35,33

-35,33

2010

91328,3

-14355,7

22965,3

86,42

133,59

-13,58

33,59

2011

122560,0

16876,0

31231,7

115,97

134,20

15,97

34,20

Государство

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

млн. долл.

Уд. вес, %

млн. долл.

Уд. вес, %

Азербайджан

1562,1

2,62

2505,5

3,20

943,4

160,4

Армения

700,5

1,18

785,1

1,00

84,6

112,1

Белоруссия

18080,6

30,33

24922,6

31,86

6842,0

137,8

Казахстан

10690,3

17,94

12906,6

16,49

2216,3

120,7

Киргизия

990,8

1,66

1160,3

1,48

169,5

117,1

Молдова

1108,1

1,86

1483,6

1,90

375,5

133,9

Таджикистан

673,3

1,13

720,4

0,92

47,1

107,0

Туркмения

757,4

1,27

1159,7

1,48

402,3

153,1

Узбекистан

1889,5

3,17

2106,6

2,69

217,1

111,5

Украина

23148,1

38,84

30509,6

38,98

7361,5

131,8

Итого

59600,7

100,00

78260,0

100,00

18659,3

131,3

Год

Объем экспорта, млн. долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

23507,4

100

100

2009

16717,1

-6790,3

-6790,3

71,11

71,11

-28,89

-28,89

2010

18080,6

-5426,8

1363,5

76,91

108,16

-23,09

8,16

2011

24922,6

1415,2

1415,2

106,02

137,84

6,02

37,84

Год

Объем экспорта, млн. долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

13298,6

100

100

2009

9146,5

-4152,1

-4152,1

68,78

68,78

-31,22

-31,22

2010

10690,3

-2608,3

1543,8

80,39

116,88

-19,61

16,88

2011

12906,6

-392,0

2216,3

97,05

120,73

-2,95

20,73

Государство

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

млн. долл.

%

млн. долл.

%

Азербайджан

386,3

1,22

571,7

1,29

184,8

148,0

Армения

158,5

0,49

209,3

0,47

50,8

132,1

Белоруссия

9953,6

31,37

13685,0

30,89

3731,4

137,5

Казахстан

4449,3

14,02

6859,3

15,48

2410,0

154,2

Киргизия

393,3

1,24

292,8

0,66

-100,5

74,5

Молдова

421,0

1,33

468,6

1,06

47,6

111,3

Таджикистан

213,7

0,67

90,0

0,20

-123,7

42,1

Туркмения

148,0

0,47

142,8

0,32

-5,2

96,5

Узбекистан

1556,5

4,91

1859,7

4,21

303,2

119,5

Украина

14047,4

44,28

20120,8

45,42

6073,4

143,2

Итого

31727,6

100,00

44300,0

100

12572,4

139,6

Год

Объем импорта, млн. долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

16254,2

100

100

2009

9120,6

-7133,6

-7133,6

56,11

56,11

-43,89

-43,89

2010

14047,4

-2206,8

4926,8

86,42

154,02

-13,58

54,02

2011

20120,8

3866,6

6073,4

123,79

143,24

23,79

43,24

Год

Объем импорта, млн. долл.

Абсолютный прирост, млн. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Базисный

Цепной

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2008

1299,9

100

100

2009

842,7

-457,2

-457,2

64,83

64,83

-35,17

-35,17

2010

1556,5

256,6

713,8

119,74

184,70

19,74

84,70

2011

1859,7

559,8

302,8

143,06

119,48

43,06

19,48

  • 1