Роль и значение экономических связей России со странами СНГ
;
- изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;
- проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.[16] Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).
Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.
На данный момент государствами-участницами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
Основными целями организации являются:
- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
- обеспечение прав и свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
Анализ деятельности Содружества Независимых Государств
... экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, ...
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.
Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).
России важно сотрудничать со странами СНГ. Бывший президент России Дмитрий Медведев на заседание Совбеза и Госсовета по вопросу о политике России на пространстве СНГ 26 декабря 2011 г. отметил, что сотрудничество с СНГ для России имеет исключительное, приоритетное значение. Нашей ключевой задачей является обеспечение России стабильное и дружественное окружение и использовать совместные со странами Содружества преимущества для роста национальной конкурентоспособности, интеграции в региональные и мировые процессы, а также для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав соотечественников.
Другие ключевые высказывания бывшего главы государства:
— Россия должна сотрудничать со странами СНГ в преодолении кризиса, в том числе создавая новые институты и механизмы развития, чтобы быть готовыми к реализации новых проектов. Кризис в любом случае закончится, и страны СНГ должны быть готовы к запуску новых проектов.
— Межрегиональные связи способны стать немаловажным фактором противодействия кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики стран Содружества. Речь не идёт только о совместных действиях по нейтрализации кризиса, но и о создании новых институтов и механизмов развития.
— Ещё одной задачей межрегионального взаимодействия является превращение его в инструмент долгосрочной политики на пространстве СНГ. Надо видеть стратегические перспективы этих отношений и не замыкаться на известных накатанных моделях такого рода взаимодействия.
— Третьей ключевой задачей межрегионального взаимодействия является совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов. По этому направлению заключены сотни соглашений. Но проблемой остаётся их практическая реализация и договорная дисциплина.
Роль и развитие сервиса в розничной торговле России и зарубежных стран
... роль и развитие сервиса в розничной торговле России и зарубежных стран; дана оценка качества сервиса; проведен анализ рынка компьютерной техники; исследованы виды и объем сервиса, применяемые в ООО « ... продукции и обеспечивающих постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации. Главный принцип современного сервиса заключается в том, что фирма – производитель товара берет на себя ответственность ...
— Необходимо не только расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учётом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. Это и совместное освоение природных богатств, и общая инфраструктура для стран СНГ.
— Формирование в России нового финансового центра с повестки дня не снимается, независимо от кризиса. Наоборот, в условиях кризиса, может быть, есть возможность достичь более быстрых результатов. Это может обеспечить доступ к финансовым ресурсам и стимулировать новые инвестиции [22].
Основой для успешного развития экономических связей являются рамочные соглашения о двустороннем сотрудничестве, соглашения о сотрудничестве в области медицинского обслуживания, а также многочисленные двусторонние соглашения, протоколы и договоры, определяющие конкретные предметы взаимоотношений сторон.
Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.
России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.
Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе.
Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал — Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан).
Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.
Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку — языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран.
Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.
Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии — каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.
Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.
Таким образом, сложившиеся связи между странами СНГ способствует экономическому развитию стран. О состоянии экономических связей повествует вторая глава.
Государство |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
||||
млн. долл. |
Уд. вес, % |
млн. долл. |
Уд. вес, % |
|||||
Азербайджан |
1948,4 |
2,13 |
3077,2 |
2,51 |
1128,8 |
157,9 |
||
Армения |
859,0 |
0,94 |
994,4 |
0,81 |
135,4 |
115,8 |
||
Белоруссия |
28034,2 |
30,70 |
38607,6 |
31,50 |
10573,4 |
137,7 |
||
Казахстан |
15139,7 |
16,58 |
19765,9 |
16,13 |
4626,2 |
130,6 |
||
Киргизия |
1384,1 |
1,52 |
1453,1 |
1,19 |
69,0 |
105,0 |
||
Молдова |
1529,1 |
1,67 |
1952,2 |
1,59 |
423,1 |
127,7 |
||
Таджикистан |
887,0 |
0,97 |
810,4 |
0,66 |
-76,6 |
91,4 |
||
Туркмения |
905,4 |
0,99 |
1302,5 |
1,06 |
397,1 |
143,9 |
||
Узбекистан |
3446,0 |
3,77 |
3966,3 |
3,24 |
520,3 |
115,1 |
||
Украина |
37195,5 |
40,73 |
50630,4 |
41,31 |
13434,9 |
136,1 |
||
Итого |
91328,3 |
100,00 |
122560,0 |
100,00 |
31231,7 |
134,2 |
||
Год |
Объем внешнеторгового оборота, млн.долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
||||
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
|||
2008 |
105684,0 |
— |
— |
100 |
100 |
— |
— |
|
2009 |
68363,0 |
-37321,0 |
-37321,0 |
64,67 |
64,67 |
-35,33 |
-35,33 |
|
2010 |
91328,3 |
-14355,7 |
22965,3 |
86,42 |
133,59 |
-13,58 |
33,59 |
|
2011 |
122560,0 |
16876,0 |
31231,7 |
115,97 |
134,20 |
15,97 |
34,20 |
|
Государство |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
|||
млн. долл. |
Уд. вес, % |
млн. долл. |
Уд. вес, % |
||||
Азербайджан |
1562,1 |
2,62 |
2505,5 |
3,20 |
943,4 |
160,4 |
|
Армения |
700,5 |
1,18 |
785,1 |
1,00 |
84,6 |
112,1 |
|
Белоруссия |
18080,6 |
30,33 |
24922,6 |
31,86 |
6842,0 |
137,8 |
|
Казахстан |
10690,3 |
17,94 |
12906,6 |
16,49 |
2216,3 |
120,7 |
|
Киргизия |
990,8 |
1,66 |
1160,3 |
1,48 |
169,5 |
117,1 |
|
Молдова |
1108,1 |
1,86 |
1483,6 |
1,90 |
375,5 |
133,9 |
|
Таджикистан |
673,3 |
1,13 |
720,4 |
0,92 |
47,1 |
107,0 |
|
Туркмения |
757,4 |
1,27 |
1159,7 |
1,48 |
402,3 |
153,1 |
|
Узбекистан |
1889,5 |
3,17 |
2106,6 |
2,69 |
217,1 |
111,5 |
|
Украина |
23148,1 |
38,84 |
30509,6 |
38,98 |
7361,5 |
131,8 |
|
Итого |
59600,7 |
100,00 |
78260,0 |
100,00 |
18659,3 |
131,3 |
|
Год |
Объем экспорта, млн. долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
||||
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
|||
2008 |
23507,4 |
— |
— |
100 |
100 |
— |
— |
|
2009 |
16717,1 |
-6790,3 |
-6790,3 |
71,11 |
71,11 |
-28,89 |
-28,89 |
|
2010 |
18080,6 |
-5426,8 |
1363,5 |
76,91 |
108,16 |
-23,09 |
8,16 |
|
2011 |
24922,6 |
1415,2 |
1415,2 |
106,02 |
137,84 |
6,02 |
37,84 |
|
Год |
Объем экспорта, млн. долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
||||
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
|||
2008 |
13298,6 |
— |
— |
100 |
100 |
— |
— |
|
2009 |
9146,5 |
-4152,1 |
-4152,1 |
68,78 |
68,78 |
-31,22 |
-31,22 |
|
2010 |
10690,3 |
-2608,3 |
1543,8 |
80,39 |
116,88 |
-19,61 |
16,88 |
|
2011 |
12906,6 |
-392,0 |
2216,3 |
97,05 |
120,73 |
-2,95 |
20,73 |
|
Государство |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
|||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
||||
Азербайджан |
386,3 |
1,22 |
571,7 |
1,29 |
184,8 |
148,0 |
|
Армения |
158,5 |
0,49 |
209,3 |
0,47 |
50,8 |
132,1 |
|
Белоруссия |
9953,6 |
31,37 |
13685,0 |
30,89 |
3731,4 |
137,5 |
|
Казахстан |
4449,3 |
14,02 |
6859,3 |
15,48 |
2410,0 |
154,2 |
|
Киргизия |
393,3 |
1,24 |
292,8 |
0,66 |
-100,5 |
74,5 |
|
Молдова |
421,0 |
1,33 |
468,6 |
1,06 |
47,6 |
111,3 |
|
Таджикистан |
213,7 |
0,67 |
90,0 |
0,20 |
-123,7 |
42,1 |
|
Туркмения |
148,0 |
0,47 |
142,8 |
0,32 |
-5,2 |
96,5 |
|
Узбекистан |
1556,5 |
4,91 |
1859,7 |
4,21 |
303,2 |
119,5 |
|
Украина |
14047,4 |
44,28 |
20120,8 |
45,42 |
6073,4 |
143,2 |
|
Итого |
31727,6 |
100,00 |
44300,0 |
100 |
12572,4 |
139,6 |
|
Год |
Объем импорта, млн. долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
||||
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
|||
2008 |
16254,2 |
— |
— |
100 |
100 |
— |
— |
|
2009 |
9120,6 |
-7133,6 |
-7133,6 |
56,11 |
56,11 |
-43,89 |
-43,89 |
|
2010 |
14047,4 |
-2206,8 |
4926,8 |
86,42 |
154,02 |
-13,58 |
54,02 |
|
2011 |
20120,8 |
3866,6 |
6073,4 |
123,79 |
143,24 |
23,79 |
43,24 |
|
Год |
Объем импорта, млн. долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
||||
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
|||
2008 |
1299,9 |
— |
— |
100 |
100 |
— |
— |
|
2009 |
842,7 |
-457,2 |
-457,2 |
64,83 |
64,83 |
-35,17 |
-35,17 |
|
2010 |
1556,5 |
256,6 |
713,8 |
119,74 |
184,70 |
19,74 |
84,70 |
|
2011 |
1859,7 |
559,8 |
302,8 |
143,06 |
119,48 |
43,06 |
19,48 |
|
- 1