Экономическое чудо Китая

Введение

Китай — государство в Центральной и Восточной Азии. Общая площадь составляет 9 596 960 кв. км, площадь суши — 9 326 410 кв. км, площадь рек и озер — 270 550 кв. км. Китай занимает первое место в мире по численности населения. Численность населения страны в настоящее время превышает 1,3 млрд. человек.

Китай — республика в составе 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения. Глава государства — президент (избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5-летний срок).

Законодательный орган — однопалатное Всекитайской собрание народных представителей (2 979 мест — депутаты избираются от муниципальных, региональных и провинциальных народных собраний на 5-летний срок).

В КНР земля, ее недра и промышленные предприятия принадлежат народу, и лишь малая часть по отношению к государственной собственности находится в руках частных владельцев, поэтому в Китае не существует крупных собственников, а основными классами являются крестьяне, рабочие, торговцы и интеллигенция.

Экономика Китая подпитывается за счет больших запасов полезных ископаемых. На севере Китая сосредоточены крупнейшие в стране месторождения каменного угля, нефти (преимущественно мезозойского и мезо-кайнозойского периода).

Месторождения цветных и редких металлов крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива, здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. Также в Китае находятся месторождения золота и других драгоценных металлов.

Важную роль в экономике Китае играет промышленность. В настоящее время в Китае развиваются как традиционные отрасли промышленности — текстильная, угольная, черная металлургия, фосфорно-фаянсовое производство, так и созданы новые отрасли — нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, химическая, авиационная, космическая, электронная, машиностроение, приборостроение. Страна занимает ведущие позиции в мире по производству угля, цемента, минеральных удобрений, стали, электроэнергии.

Рассматривая тему Экономического чуда Китая, хотелось бы в первую очередь отметить, что стремительное развитие экономики можно было наблюдать не только в Китае, но и в Японии. Поэтому следует начать с рассмотрения «Экономического чуда» с общей Азиатской модели экономики.

11 стр., 5227 слов

Экономическая география Китая

... т) - на первом месте в мире. Основные месторождения нефти находятся в Северном Китае (побережье Бохайского залива), в Северо-Восточном Китае, а также в Джунгарской и Цайдамской ... условий и ресурсов. Восточная часть страны низменная, западная - возвышенная. Около 3/4 площади страны занято горами, плоскогорьями, межгорными котловинами. Основные сельскохозяйственные земли сосредоточены на востоке. ...

1. Факторы, свойственные азиатской модели экономики

Если объяснять Азию (Китай, Японию и т.д.), нужно исходить из того, что они просто больше сберегают каждый год. Больше сбережений — больше роста. Как говорил знаменитый экономист Пол Кругман, prosperation not inspiration: это просто своим потом, своей кровью они добились таких хороших, таких солидных успехов.

Азиатской модели свойственны три фактора:

Первый — высокие доли сбережения в экономике и, тем самым, большие накопления.

Второй фактор — это ориентация на экспорт: ни одна из данных стран быстро не развивалась без очень высоких темпов экспорта. Почему экспорт? Во-первых, он позволяет нанять много людей — вытащить рабочую силу из сельского хозяйства, перераспределить в отрасли производства и услуг. Естественно, самый трудоемкий — это экспорт: тряпки, обувь, мебель, электроника и т.д. — без этого просто такое перераспределение не сделаешь. Во-вторых, высокие темпы экспорта позволяют много импортировать, а если посмотреть на эти страны, там очень много импортированного: сырье, материалы, продукция машиностроения — этого они сами пока не могли делать, они все это брали за счет экспорта. Так что экспорт — второй фактор.

Третий фактор — это отсутствие демократии в перечисленных странах, начиная с Японии. Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия — ни одна из этих стран за весь период высокого роста не имела многопартийной демократии. Там идут, конечно, бурные споры: почему это так, чем это вызвано. Это можно толковать по-разному. Первое объяснение — демократия мешает расти. Например, Индия с 60-х годов до недавнего времени не могла достичь того, что достигла Восточная Азия только потому, что политический фактор (демократические выборы) мешал. Филиппины, иногда Индонезия — то же самое.

Можно истолковать по-другому: тем, что слишком быстро развивались, и просто забыли про демократию, про либеральные взгляды, про политические вопросы, успокоились тем, что очень хорошо живут и экономика растет. В то же самое время в Филиппинах, в Индии очень низкие темпы роста — все озабочены другими вопросами: перераспределением ресурсов и т.д.

Следует отметить, что во всех удачных примерах высокого роста в Азии многопартийная система просто отсутствует. Она появилась намного позже, когда достигли достаточно стабильного уровня среднего класса, тогда они все начали быстро развивать демократию.

С другой стороны, стоит еще заметить, что во всех этих странах очень устойчивый и успешный политический строй, минимум коррупции (особенно так называемой произвольной), устойчивые институты, business friendly environment — то есть коммерческая среда достаточно доброжелательно относилась к новым вливаниям капиталов; достаточно хорошо развито коммерческое право, гражданское право и.т.д. Экономический рост и государство в Китае/ Лекция Джонатана Андерсона/ 03 апреля 2008г лекция в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»

2. Становление современного Китая

Начало 1990-х годов отмечено высокими темпами экономического развития. Расширение ориентированного на экспорт частнопредпринимательского сектора способствует быстрой интеграции Китая в мировую экономику.

Традиционная экономика. Древнее сельское хозяйство Китая начиналось с выращивания кормовых трав на засушливых землях в северной части страны и производства риса во влажных субтропических районах в бассейне нижнего течения р.Янцзы. Самыми распространенными и многочисленными домашними животными были свиньи. В ранний период правления династии Хань (206 до н.э. — 9 н.э.) китайцы изобрели некоторые сельскохозяйственные орудия и способы ведения сельскохозяйственных работ, которые в Европе и на Среднем Востоке стали применяться гораздо позже. Пожалуй, самым примечательным орудием был отвальный плуг из прочного металла (методы его выплавки были усовершенствованы в 3 в. до н.э.).

10 стр., 4986 слов

Уровень экономического развития страны и факторы, его определяющие

... населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). 1.3 Факторы, определяющие экономическое развитие государства Существует множество факторов влияющих на экономическое развитие страны. Факторы делятся в зависимости от характера роста (количественного ...

Среди новых орудий сельского труда была и многотрубчатая посадочная машина, которая проделывала в земле борозды и сажала семена непосредственно в почву, сокращая тем самым излишнюю потерю семян. Устройство, представлявшее собой приводимую в движение заводной рукоятью веялку с лопастями веерного типа, во много раз сокращало время очистки обмолоченного зерна. В эпоху правления династии Мин (1368-1644) и на раннем этапе маньчжурской династии Цин (1644-1912) произошло расширение площади посевных земель, осуществлялось их орошение, применялись удобрения. Там, где использовались семена лучшего качества и внедрялись новые культуры, главным образом кукуруза, удавалось получать более высокие урожаи. Несомненно, наиболее важным фактором повышения урожайности стало совершенствование, строительство и использование разветвленной сети ирригационных сооружений. Почти половина таких сооружений, действовавших до начала 20 в., была построена до 1500.

В эпоху императорского Китая в практику было введено немало технических новшеств, в том числе получил распространение процесс выплавки чугуна, началось бурение скважин для добычи природного газа. Однако оборудование вплоть до конца 19 в. изготовлялось кустарным способом. Попытки индустриализации страны по европейскому образцу почти не приводили к серьезным результатам, если не считать увеличения угледобычи и строительства железных дорог. В 1911 распалась система династического правления, а гражданская война и международные конфликты задержали экономическую модернизацию.

Экономическое развитие: 1949-1990-е годы. В течение первых трех лет своего существования КНР направляла основные усилия на ликвидацию разрушительных последствий гражданской войны. Главный акцент был сделан на развитие тяжелой индустрии и проведение коллективизации в сельском хозяйстве. В ходе выполнения первого пятилетнего плана (1953-1957) предпочтение отдавалось развитию тяжелой промышленности (выпуск ее продукции увеличился на 75%).

Однако Мао Цзэдун не был удовлетворен темпами экономического роста и повернул Китай на путь «всеобъемлющей индустриализации» (программа «большого скачка»).

Идея состояла в том, чтобы мобилизовать все население страны на интенсивный труд, чтобы за короткий срок добиться увеличения выпуска сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Ключевым элементом программы было создание «дворовых доменных печей» для производства металла из низкосортной местной руды, металлического лома и даже старой кухонной утвари. Миллионы крестьян и городских рабочих в соответствии с указаниями сверху вынуждены были бросить поля и фабрики, чтобы обслуживать «доменные печи». И хотя в результате реализации этой программы общий объем выплавки чугуна и стали в Китае всего за несколько лет превысил показатели этой отрасли металлургии в Великобритании, побочным итогом стали путаница в экономике и разбазаривание природных ресурсов, включая сплошные рубки леса для получения древесного угля, а в конечном счете — жесточайший голод. По некоторым данным, голод в 1959-1961 унес почти 30 млн. жизней.

29 стр., 14322 слов

Реферат экономика апк

... тактики проведения земельной реформы позволило к настоящему времени приостановить спад сельскохозяйственного производства, в значительной мере снять социальную напряженность в румынской деревне, где крестьянское ... порождает серьезные нарушения всего воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и системе АПК в целом. Примером этого является, в частности, негативный опыт Румынии и ...

В 1960 Советский Союз прекратил оказание помощи Китаю и отозвал из страны своих технических специалистов. Тогда же Китай получил помощь (включая пшеницу для умирающих от голода людей) из стран Запада, в том числе из Канады и Австралии. В период с 1961 по 1965 восстановление китайской экономики осуществлялось в условиях более прагматического политического курса Дэн Сяопина и Лю Шаоци. Рост валового объема промышленной продукции превысил 17% в год, нормализовалась и обстановка в сельском хозяйстве. Причинами успеха стали использование в управлении производством высокопрофессиональных кадров, применение достижений науки и введение системы оплаты по труду.

Развитие «прагматического уклона» было прервано начавшейся в 1966 и продолжавшейся ок. 10 лет т.н. «великой пролетарской культурной революцией». Все школы были закрыты, отряды молодежи и подростков, пользовавшиеся поддержкой армии и называвшие себя хунвэйбинами («красными охранниками»), поставили своей целью разгромить всех «правых» — врагов Мао Цзэдуна. Помимо разрушений, нанесенных в сфере интеллектуальной и культурной жизни Китая, «культурная революция» серьезно подорвала основы китайской экономики. Аппарат управления промышленностью, правительственные органы и сама коммунистическая партия недосчитались многих квалифицированных кадров. Резко сократился объем внешней торговли. Несмотря на то, что после 1967 армия в определенной мере восстановила контроль над ситуацией, беспорядки и хаос продолжались вплоть до неудавшегося военного переворота 1971.

Когда Мао Цзэдун отошел от активного политического руководства страной, Дэн Сяопин и Чжоу Эньлай попытались вернуть Китай к стратегии сбалансированного экономического развития. Однако эти усилия были сорваны фракционной оппозиционной деятельностью партийных лидеров, пришедших к власти в годы «культурной революции». Эпоха страха и страданий завершилась лишь со смертью Мао Цзэдуна в 1976.

В течение всего этого периода продолжалась реализация пятилетних планов с неизменным упором на развитие тяжелой промышленности и огромными расходами на армию. После 1978 власть в стране перешла к Дэн Сяопину. Достижение поставленной им цели — четырехкратного увеличения мощи китайской экономики к 2000 — требовало как резкого повышения эффективности сельскохозяйственного производства, так и комплексной перестройки промышленности.

Решение первой из этих задач было бы немыслимо без проведения реформы, которая была фактически завершена к 1984 и обеспечила значительный рост производства основных продуктов питания. Реформы в промышленности начались с поощрения малых предприятий. Их успехи позволили добиться постепенного устранения дисбаланса между объемами производства в тяжелой и легкой промышленности и привели к росту сферы услуг. В период 1979-1988 по средним ежегодным темпам экономического роста Китай уступал лишь Южной Корее.

По мере того как государство отходит от жесткой централизации управления, частное предпринимательство занимает все более прочные позиции в экономике. Доля государственных предприятий в производстве промышленной продукции сокращается (с 80% в 1978 до 34% в 1998), а доля частных предприятий продолжает возрастать и в 1998 составила более 12%.

Начиная с 1991 стал увеличиваться объем внешней торговли. В 2002 прирост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 8%. К началу 1997 объем иностранных инвестиций в китайскую экономику превысил 40 млрд. долл. США. ВВП в Китае в 1980-1990 возрастал в среднем на 10,2%, с 1990 по 1997 его прирост был самым высоким в мире — 11,9%, а в 1998 составил ок. 8%.- 9% Материалы открытой лекции в Байкальском институте бизнеса и международного менеджмента \ профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лузянин

3. Экономическое чудо Китая

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая.

Теперь сделаем сравнение того, что было в начале реформенного периода (конец 70-х — 80-е гг.) с Китаем, который существует сейчас. 25 лет назад мы видели классический социалистический строй экономики и общества. Почти вся экономика государственная: колхозы, сфера услуг и производства, мануфактуры, промышленность — почти все в руках правительства (примерно 85 — 90%).

Прибыль распределялась только правительством. Все предприятия — только бюджетные. Это знакомая тема для российских экономистов. Самостоятельно не могли распределять ресурсы. Цены все назначались государством на федеральном и на местном уровне. Очень трудно было частной собственности конкурировать: свободного входа в экономику не было, не давали самостоятельно развиваться. Выхода тоже не было: убыточное предприятие охотно субсидировали, шло перераспределение, никто не закрывался в этот период; банковские займы и кредитование — только по распределению центральных или местных органов, пятилетки существовали во всех подробностях; инвестирование и новое строительство — только по распоряжению правительства. Это классический вариант, и 25 — 30 лет назад это все было. Экономический рост и государство в Китае/ Лекция Джонатана Андерсона/ 03 апреля 2008г лекция в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»

Теперь противопоставим этому то, что есть в Китае сейчас (в середине этого десятилетия).

Госпредприятий, конечно, еще очень много, их десятки тысяч, но они уже не составляют 80 — 90% экономики — они составляют 25 — 30%. Остальное — это либо приватизированные, либо псевдоприватизированные предприятия с достаточно большой долей частной собственности, либо просто это частная экономика, которая развивается в течение 20 лет. Почти все сельское хозяйство в частных руках, причем давно. Значительная часть тяжелой промышленности существует как госпредприятия. Легкая промышленность почти вся в руках либо частных владельцев, либо иностранцев. То же самое — в сфере мелких услуг (рестораны, легковой транспорт и т.д.).

Следующее: прибыль уже распределяется только предприятиями, государство уже не играет роли — оно собирает налоги, а все остальное делают самостоятельно бухгалтерии предприятий. Цены почти не назначаются в Китае государством. Энергетика — да: газ, нефть, электричество, местные городские услуги. Все остальное (если говорить об обычных товарах, обычных услугах) уже определяется рынком, а не государством.

Свободный вход в экономику Китай открыл не только для своих, но и для иностранцев. Сегодня почти в каждую отрасль не только можно вложить средства, но это охотно и делают, причем конкуренция не только со стороны частной собственности и иностранцев, но и со стороны госпредприятий. Если Вы поедете в Индонезию, на Филиппины, в Бразилию — там все по старой схеме: 1-2 больших агрегата, которые нефть перерабатывают, 1-2 большие авиалинии, единая сеть производства электричества, сталь — 3 больших завода — очень монополизированная среда, свойственная для развивающихся рынков. В Китае — ничего подобного. Там 20 авиалиний, все государственные, но жестко конкурируют друг с другом, причем без субсидий от правительства. Стальных заводов — чуть ли не тысячи. Производителей электричества — десятки. Тelecommunications — тоже большая конкуренция, множество фирм. Монополизации вообще нет в Китае. Один-единственный пример того, что еще не подлежит конкуренции — это железная дорога. В следующем году они приватизируют и ее и разобьют на части.

Что касается выхода, то в 80-е даже не смотрели на экономические результаты: если вы убыточны — пожалуйста, субсидируем, дадим, разберемся. В середине 90-х этого уже не было. Известна статистика: с 1996 по 2001год Китай закрыл — просто голо закрыл — десятки тысяч госпредприятий, уволили в течение пяти лет чуть ли не 30 000 000 государственных рабочий и отправили домой. Конечно, в процентном отношении это в Китае не половина всей рабочей силы, но все-таки 30 000 000 — это больше, чем работает во всей Корее. И они все ушли в частный сектор, их не устроило на новую работу государство. С тех пор всем предельно ясно: реально убыточное предприятие сразу подлежит закрытию и распродаже.

Вообще изменилась вся система перераспределения ресурсов. Если 20 — 30 лет назад пятилетний план выглядел как книга, то на сегодняшний день это маленький документик, который излагает общие лишь параметры макроэкономики. Уже нет отраслевых балансов, уже нет обязательных планов. Даже самые крупные инвестиционные отраслевые проекты сейчас не подлежат согласованию ни на центральном, ни на местном уровне.

Хотелось бы уделить внимание цифрам, графикам, которые докажут, что Экономическое чудо — долгосрочная стратегия развития Китая.

С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф.1).

Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью — каждые 7,5 лет!

График 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) — в 3,6 раза (табл. 1).

За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России

По ППС в ценах 1993г.

Китай

Россия

Китай в % к России

Среднегодовые темпы прироста, %

1978

1997

1978

1997

1978

1997

Китай в 1978-1997

Россия в

1990-1997

ВВП, млрд дол. США

670

3827

872

614

76,8

623,3

9,6

-7,2

ВВП на душу населения, дол. США

708

3119

6436

4169

11,0

74,8

8,2

-7,1

ВВН на 1 занятого, дол. США

1656

5885

12263

9405

13,5

62,6

6,8

-5,3

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обошел Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2).

График 2. Рост общих показателей

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо. Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики 25 марта 1998г.\Институт экономического анализа Москва

4. Объяснение Китайского экономического чуда

Гипотеза 1

Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

График 3.Уровень развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2

Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики — низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2).

Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.

Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1990

1997

ВВП всего, в т.ч.:

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

28,4

20,6

15,5

6,8

Промышленность и строительство

48,6

48,4

44,3

35,8

Сфера услуг

23,0

31,1

40,2

57,4

Все занятые, в т.ч.:

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

70,5

52,9

13,2

14,4

Промышленность и строительство

17,4

22,9

42,3

34,2

Сфера услуг

12,1

24,1

44,5

51,4

Гипотеза 3

Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве

Гипотеза 4

Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.

Показатели

До начала реформ в Китае

С начала реформ в Китае

1952

1961

1970

1976

1980

1985

1990

1996

В дол. США

Мир

2529

3132

4065

4586

4884

5116

5552

5961

Россия

2629

3745

5323

6156

6245

6554

6985

4140

Китай

353

309

516

619

792

1195

1602

2897

В % с миру

Мир

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Россия

103,4

119,6

130,9

134,2

127,9

128,1

125,8

69,5

Китай

14,0

9,9

12,7

13,2

16,2

23,4

28,9

48,6

В % к России

Китай

13,4

8,3

9,7

10,1

12,7

18,2

22,9

70,0

График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5

Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики 25 марта 1998г.\Институт экономического анализа Москва

Малазийские СМИ опубликовали статью, в которой отмечается, что большинство китайцев считает, что благодаря применению курса проведения экономической реформы в стране по инициативе Дэн Сяопина, Китай творит экономические чудеса. Разнообразные экономические и системные реформы способствуют бурному экономическому росту Китая. Китай — не единственная страна, которая перешла от плановой экономики к рыночной. В конце 80-х до начала 90-х годов бывший СССР и страны Восточной Европы поменяли свое коммунистическое направление. Но ни одна из этих стран не достигла таких больших изменений, как Китай.

Во-первых, путь экономических реформ Китая идет постепенно. Впервые началась экономическая либерализация в определенных местах, и такой эксперимент длился некоторое время. При получении запланированного результата, этот эксперимент распространялся по всей стране и происходили соответствующие изменения по мере необходимости. Это способствовало реализации политики реформ и повышению вероятности успеха.

Во-вторых, начиная осуществление политики экономической реформы в Китае политическая структура сохраняется и не изменяется. Правительство полностью поддерживает введение политики реформ для обеспечения ее успешной реализации.

В-третьих, экономическая реформа Китая построена на основе долгосрочной работы. После 1949 года Китай создал эффективное, неподкупное и многоуровневое правительство под руководством компартии. Сформировано мирное и честное трудовое общество, которое необходимо в экономическом развитии страны.

И последнее, после проведения политики экономической реформы Китай начал осторожно осуществлять определенную макроэкономическую политику. Международное радио \ Малазийское СМИ 09:13.26/11/2008

Типы экономических реформ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (Приложение 1).

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

5. Характер экономической политики в Китае и России

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 4).

Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики 25 марта 1998г.\Институт экономического анализа Москва

Таблица 4. Политика занятости, социальная политика

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1991

1997

Удельный вес в численности занятых, %:

— занятых в государственном секторе

94,9

18,9

75,4

32,9

— занятых в аппарате государственного управления

1,2

1,7

2,3

4,4

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, %

5,6

3,4

22,9

26,5

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

4,0

0,9

6,3

12,6

Уровень безработицы, %

5,3

2,9

2,6

9,0

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет — на 40%, в России за 6 лет — на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо.

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое — с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 5)

Таблица 4. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

Показатели

Китай

Россия

1978

1996

1992

1997

Импортные пошлины в % к импорту

17,7

2,5

0,7

5,3

Темпы прироста, %

— экспорта

2,3

17,1

-20,0

0,5

— импорта

2,8

19,5

-36,0

3,8

В % к ВВП

— экспорта

5,1

17,1

25,6*

27,7

— импорта

6,3

15,2

36,7*

22,0

Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %

4,7

21,1

8,9

8,1

Иностранные инвестиции в % к ВВП

0,11

5,08

0,18

0,86

*1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта — в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994—1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%).

В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП — 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (Приложение 2).

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП — 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов — с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов —с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов — с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, приложение 3).

График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства ™ с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах — с 15,7 до 8,3% ВВП.

6. Характер экономических реформ в Китае и России

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности, проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.

По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими).

Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х — первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты — она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 5).

Таблица 5. Показатели человеческого развития

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

Изменение за 1978-1995гг.

1978

1995

Изменение за 1978-1995гг.

Средняя продолжительность жизни, лет

66,0

69,5

+3,5

67,7

64,6

-3,1

Младенческая смертность на 1000 рождений

41,0

30,5

-10,5

23,6

18,1

-5,5

Уровень грамотности населения, %

66,1

80,9

+14,8

98,0

98,7

+0,7

Число студентов в ВУЗах на 10 тыс. чел.

89

240

+151

218

171

-47

Индекс человеческого развития по определению ООН

0,475

0,626

+0,151

0,920*

0,792

-0,128

* СССР

В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (Приложение 3).

Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

7. Настоящее и будущее экономики Китая

В 2002 году исполнилось 50 лет развития экономики КНР на основе народно-хозяйственных планов. В это период выполнены девять пятилеток (в настоящее время осуществляется десятая).

В 50 — 70-е годы в Китае произошел переход к плановой экономике, в 80 — 90-е годы в условиях реформ и открытости экономическое развитие ускорилось и КНР более 20 лет является мировым лидером по устойчивости темпов роста ВВП.

В 1991 — 2001 годах ВВП Китая возрос более чем в 5 раз (в текущих ценах) и в 2002 году, по оценке, превысит 10 трлн. юаней (рост в текущих ценах в 30 раз по сравнению с 1978 годом).

Высокие темпы роста ВВП достигнуты за счет эффективного сочетания принципов планового регулирования с рыночными методами на основе социалистической плановой экономики, в том числе централизованного определения темпов и пропорций развития народного хозяйства.

В 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Согласно плану на 10-ю пятилетку (2001- 2005 гг.) среднегодовые темпы роста экономики КНР составят около 7% (в ценах 2000 г.).

Объем ВВП в 2005 г. достигнет 12,5 трлн. юаней (9,4 тыс. на душу населения).

Темпы роста экономики Китая за последние 10 лет составили в среднем более 10% в год. В 2006 году ВВП Китая, по оценке Госкомитета по развитию и реформам КНР, достиг 20 трлн. юаней ( 2,5 трлн долларов.), увеличившись на 10,5%. По данным национального статистического бюро, это самый высокий показатель с 1995 года, когда он составил 10,9%. Инвесторы в последнее время проявляют все больший интерес к Китаю. Более половины капиталовложений, направляемых в страны Азии из США и Западной Европы, приходится на долю Китая.

Несмотря на внушительные темпы роста экономики, правительство Китая считает, что одной из основных проблем экономики страны является гигантский торговый профицит. Так, в 2006 году Китай продал за рубеж товаров и услуг на 177,47 миллиарда долларов больше, чем приобрел. При этом основными статьями импорта являются нефть и другое сырье, а экспортирует Китай, в основном, товары. Объем экспорта из страны в 2006 году составил немногим менее триллиона долларов. В 2005 году профицит торгового баланса страны составил 102 миллиарда долларов.

В настоящее время Китай является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и все больше интегрируется в <мировую экономику. География экспорта Китая — США 22%, Гонконг 19%, Япония 17%. География импорта Китая — Япония 20%, США 12%, Тайвань 12%, Южная Корея 10%. География импорта — Япония 20%, США 12%, Тайвань 12%, Южная Корея 10%, Германия, Гонконг, Россия и Сингапур.

В ближайшие 20 лет экономика Китаяимеет реальные шансы стать второй по величине в мире, после США. Уровень жизни достигнет зарегистрированного на современном этапе для среднестатистического жителя Республики Корея или Португалии. Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий, например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем, КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь.

Исследовательская группа «Morgan Stanley» считает, что к 2020 году ВВП КНР должен увеличиться до 10 трлн. долл. (по курсу доллара, зарегистрированному в конце 2000 года), т.е. экономика Китая по своим размерам станет примерно такой же, как и американская в настоящее время. Доходы в расчете на душу населения достигнут 6700 долл. Если преобразования в КНР будут осуществляться быстрее, чем предусматривается договоренностями с ВТО (в частности, вследствие усиления давления со стороны зарубежных партнеров), то прирост ВВП может увеличиться в 2006-2015 гг. до 10% в год, а объем ВВП достигнет отметки в 10 трлн. долл. уже к 2015 году. Заключения исследовательской группы «Morgan Stanley»

Заключение

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высоких темпах экономического роста (14,2 % в 1992 г., 7,8 % в 1998 г.) он имеет экстенсивный характер. В 1995, опасаясь перегрева экономики, руководство приняло решение о сдерживании роста в пределах 8-9 %. ВНП на душу населения в 1999 г. достиг 780 долларов. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом.

По совокупному ВВП — 4 трлн. долларов — Китай является третьей экономикой в мире после американской с 13,5 трлн. и японской с 7,2 трлн. По золотовалютным резервам страна на первой позиции — 1,7 трлн. долларов. По объёмам внешней торговли у КНР третья позиция — 2,1 трлн. долларов. США — крупнейший партнёр Китая. Товарооборот двух стран составляет 640 млрд. долларов (для сравнения: максимальный показатель российско-китайской торговли — 48,2 млрд.).

Китай задавил своим агрессивным доминирующим экспортом Америку. Положительное сальдо торговли с США — 280 млрд. долларов. Это экономический каток, который едет по Северо-Американскому континенту. И поскольку Китай входит в ВТО, американцы ничего не могут с этим поделать.

В 2010 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП (в настоящее время по некоторым оценкам экономика КНР составляет 45 % экономики США, впрочем, ряд экспертов считает эту цифру завышенной).

Приложение 1

Типы экономических реформ

Направления экономической политики

Показатели

Значение показателей в зависимости от типа экономических реформ

Реформы

Постепенные (Градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)

Либеральные (быстрые, т.н. шоковая терапия)

1.Политика занятости

Удельный вес в общей численности занятых

— занятых в государственном секторе

Высокий

Низкий

— занятых в аппарате государственном управления

Высокий

Низкий

2.Социальная политика

Социальные субсидии в % к ВВП

Высокий

Низкий

Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения

Высокий

Низкий

3.Внешнеэкономическая политика

Импортные пошлины в % к объему импорта

Высокий

Низкий

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

Высокий

Низкий

4.Денежно-кредитная политика

Среднегодовые темпы

— прироста кредитов ЦБ

Высокий

Низкий

%: — прироста денежной массы

Высокий

Низкий

5.Бюджетная политика

В % к ВВП

— Государственные налоги

Высокий

Низкий

— Государственные расходы, в т.ч.:

Высокий

Низкий

Государственные субсидии

Высокий

Низкий

Государственное потребление

Высокий

Низкий

Бюджетный дефицит

Высокий

Низкий

Государственный долг

Высокий

Низкий

Приложение 2

Характер экономической политики в Китае и России

Направление экономической политики

Показатели

Среднегодовые значения показателей в 1992-1997 гг.

Китай

Россия

1.Социальная политика

Социальные субсидии в % к ВВП

1,0

10,5

2.Внешнеэкономическая политика

Импортные пошлины в % к объему импорта

0,6

2,6

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

6,7

98,8

3.Денежно-кредитная политика

Темпы, %:

— прироста кредитов ЦБ

14,8

199,9

— прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП

17,3

255,0

4.Бюджетная политика

В % к ВВП:

— государственные налоги

11,6

31,8

— государственные расходы

14,5

49,6

В т.ч. расходы центрального правительства

3,8

27,6

— государственные расходы на экономику и субсидии

3,9

17,1

— государственное потребление

12,4

19,5

— бюджетный дефицит

1,8

14,5

— государственный долг

10,6

23,6

Результаты экономической политики

Темпы инфляции, %

10,3

434,6

Уровень безработицы, %

2,7

7,0

Темпы прироста, %

Экспорта

15,3

-3,0

Импорта

17,4

-8,0

Иностранные инвестиции в % к ВВП

4,6

0,4

Темпы прироста реального ВВП, %

11,6

-7,4

Приложение 3

Показатели государственных финансов в %к ВВП

Показатели

Начало реформ

Последний год, по которому имеются данные

Китай 1979

Россия 1992

Разница между Китаем и Россией

Китай 1996

Россия 1997

Разница между Китаем и Россией

Бюджетный дефицит

5,1

40,3

-35,2

1,6

7,5

-5,9

Государственные доходы

31,3

35,6

-4,3

11,5

35,9

-24,4

В т.ч. налоговые доходы

30,4

32,2

-1,8

10,3

31,7

-21,4

Государственные расходы всего, в т.ч.:

36,4

75,9

-39,5

13,1

43,4

-30,3

Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность

1,4

9,6

-8,2

1,6

3,8

-2,2

Оборона

5,5

4,5

+1,0

1,1

3,2

-2,1

Образование, здравоохранение,наука,культура,в т.ч.:

3,3

6,6

-3,3

2,5

8,4

-5,9

Образование

1,8

3,6

-1,8

1,5

4,4

-2,9

Здравоохранение

1,0

2,5

-1,5

0,6

3,0

-2,4

Наука

1,5

0,6

0,9

0,4

0,4

0,0

Экономика и субсидии

20,5

43,5

-23,0

1,4

8,5

-7,1

Социальное обеспечение

4,0

7,1

-3,1

0,9

12,6

-11,7

Обслуживание государственного долга

0,1

0,4

-0,3

0,7

3,4

-2,7

Другие

1,7

4,1

-2,4

2,7

3,5

-0,8

Расходы центрального правительства

16,4

57,5

-41,1

3,8

17,5

-13,7

Расходы региональных правительств

15,7

11,9

+3,8

8,3

16,7

-8,4

Государственное потребление

15,2

13,9

+1,3

10,6

22,2

-11,6

Государственный долг

2,1

14,4

-12,3

11,6

31,9

-20,3

Справочно: Среднегодовые темпы прироста ВВП, %

5,8

-14,5

+20,3

9,7

0,4

+9,3

Список литературы

экономика китай азиатская модель

1. Экономический рост и государство в Китае/ Лекция Джонатана Андерсона/ 03 апреля 2008г лекция в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»

2. Материалы открытой лекции в Байкальском институте бизнеса и международного менеджмента \ профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лузянин

3. Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики 25 марта 1998г.\Институт экономического анализа Москва

4. Международное радио \ Малазийское СМИ 09:13.26/11/2008

5. Заключения исследовательской группы «Morgan Stanley»

6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. — М.: Юристь, 2002.