Экономические ресурсы

Данная курсовая работа посвящена теме: «Экономические ресурсы: необходимость их рационального использования».

Факторы производства блага или экономические ресурсы — это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства различных видов блага ресурсы (производящие ресурсы) в виде совокупности природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В курсовой работе мы рассмотрим понятие и особенности каждого из экономических ресурсов и факторов производства.

Любая экономическая деятельность людей порождается необходимостью удовлетворения их потребностей. Потребности людей постоянно растут количественно и качественно. Основная их часть удовлетворяется экономическими (ограниченными) благами, создаваемыми в производстве. Так как для удовлетворения, основной части, потребностей людей необходимы экономические ресурсы, то проблема их рационального использования стоит наиболее остро, что обосновывает актуальность выбранной темы.

Ресурсы взаимопереплетены, мобильны и, главное, взаимозаменяемы (альтернативны), хотя и не полностью. Поэтому предприниматель (организатор производства) в условиях ограниченности ресурсов постоянно отыскивает наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится выбирать, какие блага производить и какие для этого есть производственные возможности. При этом используется понятие альтернативной (вмененной) стоимости (издержек), которое означает то, от чего приходится отказываться для производства желаемого блага.

Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема оптимального распределения ограниченных ресурсов общества, это приводит к необходимости проведения исследования данной темы.

Хотелось бы отметить, что при написании курсовой работы использовались современные источники литературы и статистические данные, что позволило оценить состояние решаемой проблемы в актуальных временных рамках.

7 стр., 3094 слов

Общественные блага как экономическая категория

... производства блага. Как следует из приведенного рисунка, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом MB = МС , ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и ...

Цель курсовой работы – доказать необходимость рационального использования экономических ресурсов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

  • Дать понятие экономических ресурсов;
  • Рассмотреть основные виды экономических ресурсов;
  • Рассмотреть рост потребностей;
  • Раскрыть проблему ограниченности ресурсов;
  • Рассмотреть в чем основная причина необходимости рационального использования ресурсов;

1. Понятие и виды экономических ресурсов

1.1 Понятие экономических ресурсов

Экономические ресурсы – запасы, источники, возможности, еще не вовлеченные в процесс производства.

Рассматривая понятие экономических ресурсов целесообразно рассмотреть понятия потребности экономического блага.

Потребности – это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. [1, c. 20] Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Можно выделить потребности:

1. первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, такие как: питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора, такие как: автомобили, развлечения, путешествия);

2. материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

3. личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

Также широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. [1, с. 21]

В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, представленной на рисунке 1.1, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека.

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

Рисунок 1.1 Пирамида потребностей

По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду.

Так как потребности людей удовлетворяются с помощью благ, далее рассмотрим понятие экономического блага.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают. [1, с. 43]

Стоит отметить, что все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.

Рассматривая понятие экономическое благо, замечу, что экономические блага ограничены – это означает, что:

1. Их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

2. Объем благ может быть увеличен, лишь путем затрат факторов производства;

3. Блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

1. потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

2. средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

По другой классификации, все блага, можно разделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

По причине ограниченности, многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

1. взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть – газ, маргарин – масло) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое, и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу; [1, с. 44]

2. взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (автомобиль и бензин).

[1, с. 44]

Степень удовлетворения потребностей людей напрямую зависит от экономических ресурсов и факторов производства, которые имеются в ограниченном количестве, т.е. редки, а использование их в одной сфере исключает возможность одновременного использования в другой.

Большинство экономических благ создается в процессе производства. Производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. [1, с. 23]

Для рассмотрения структуры общественного производства составлена таблица 1. Согласно таблице 1, все производство делиться на сферы:

1. сфера материального производства, включающая производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.);

2. непроизводственная сфера, включающая духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т.п.).

3. Сфера услуг

Таблица 1 – Сферы общественного производства

Общественное производство
Сфера материального производства Непроизводственная сфера
Производство продукта в материально –вещественной форме. Оказание услуг материального характера Оказание услуг нематериального характера Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага.
Сфера услуг

Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это потребление.

Так как для любого производства товаров, необходимы ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, то их называются факторами производства. Основные факторы производства – это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. [2, с. 83]

Рассмотрим подробнее факторы производства:

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги. [2, с. 86]

Земля – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п. [2, с. 87]

Капитал – товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе. [2, с. 87]

Предпринимательская деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. [2, с. 90]

Все факторы производства можно рассматривать как:

1. вещественные, или имущественные (земля и капитал);

2. личные (труд и предпринимательская деятельность).

Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал. Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку, повышение квалификации кадров) приобретают особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства. Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

Исходя из того, что существуют различные сферы производства, которые, в свою очередь, используют различные экономические ресурсы, рассмотрим виды экономических ресурсов.

1.2 Виды экономических ресурсов

Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные (сырьевые, географические), трудовые, материальные, финансовые и информационные.

Природные ресурсы – это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля – пространственно – географический фактор, где живут люди, — является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию. [3, c. 45]

Рассмотри классификацию природных ресурсов и их значение:

Главные виды природных ресурсов – солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло, водные, земельные, минеральные (в том числе топливно – энергетические), растительные, ресурсы животного мира (полезные ископаемые, лесные ресурсы, и т.д.).

Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые (которые в свою очередь подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые) природные ресурсы классифицируются также по характеру их использования в материальном производстве (в области энергетики, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей хозяйства) и в не производственной сфере (например, оздоровительные), а также по признаку одно- и многоцелевого использования.

Подготовленные к использованию и вовлекаемые в хозяйственный оборот природные ресурсы превращаются в важный компонент общественных производительных сил. Выявленные и ныне не используемые, но могущие быть использованными в будущем, при изменении условий техники и экономики, природные ресурсы рассматриваются как потенциальные.

Так как производство требует, все больше ресурсов, ведется постоянное их освоение. Важными этапами освоения природных ресурсов являются их выявление, изучение, составление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, водный кадастр, таксация лесов и др.) и в территориальном размере (природные ресурсы земли в целом, суши, мирового океана и его частей, крупных природных районов, отдельных стран и др.)

Следующий вид экономических ресурсов – это трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. [4] К трудовым ресурсам относят население в возрасте от 16 до 60 лет.

Рисунок 1.2 Структура трудовых ресурсов

С помощью схемы (рисунок 1.2), рассмотрим структуру трудовых ресурсов. На рисунке видно, что трудовые ресурсы делятся на: активное и пассивное население.

1. Экономически активное население – занятое в общественном производстве независимо от организационно – правовой формы хозяйствования; [5, с. 66]

2. Экономически пассивное население – часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из – за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д. [5, с. 66]

Трудовые ресурсы занимают промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит всё трудоспособное население, занятое независимо от возраста, в сферах общественного хозяйства и индивидуально трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом на производстве, на военной службе.

Для того, чтобы отнести население к трудовым ресурсам, необходимо учитывать физические и интеллектуальные способности, которые напрямую зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Важным показателем для любого вида ресурсов является количественный показатель, величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли работающих среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет (включительно), у женщин 16-54 года (включительно).

Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Трудоспособное население – это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности. [6]

На практике различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность – это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения. [6]

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, пересмотра возрастных границ трудоспособности. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

На трудовые ресурсы существенное влияние оказывает своевременное выявление тенденций демографического развития общества. Без учета демографической ситуации могут возникнуть деформации при формировании государственных планов экономического и социального развития страны.

От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамик рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного общественного и национального дохода.

Управление демографическими процессами является объективно необходимым и возможным. Учет особенностей демографической ситуации в стране, основных тенденций воспроизводства населения становится важнейшим условием правильного социально – экономического планирования. Так, изменения численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможный прирост (снижение) трудовых ресурсов, объем и структуру потребительского спроса. [6]

Важнейшими характеристиками качественного состава населения, и особенно его трудоспособной части, являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Человек приводит в действие средства производства, с их помощью создает материальные блага. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется его вещественный фактор. [6]

В процессе производства рабочей силы существенная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Подготовка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение ее развития по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства. Уровень образования определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим образованием и др. Он характеризуется таким показателям, как процент грамотности.

Потребности общества в ресурсах труда и функционирующей рабочей силе можно рассматривать в трех направлениях: производственном, воспроизводственном и личностном. Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требующих определенной профессиональной – квалификационной специализации, и фактической численностью работников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально – квалификационного профиля. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.

Следующий вид экономических ресурсов – это материальные ресурсы.

Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) – средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы, и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг.

Если природные ресурсы имеют естественное происхождение, то материальные создаются человеком и сами являются продуктом производства. [7, c. 50]

Материальные ресурсы можно назвать реальным капиталом, который включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные – в одном производственном цикле.

Финансовые ресурсы – денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. [8, c. 65]

Финансовые ресурсы являются производственными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным).

Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой – либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг. Финансовые ресурсы аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения. В странах с централизованной управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, тогда как в странах с рыночной экономикой существенная часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако и централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы могут быть значительными. К источникам финансовых ресурсов можно отнести: вновь созданный за определенный период чистый доход; часть национального богатства (ранее накопленных средств); заимствование, привлечение средств из внешних источников. [9, с. 70]

Государственные финансовые ресурсы образуются за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц. Важнейшие направления их расходования: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и другие расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств. [9, с. 83] Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно- предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений, средств от штрафных санкций. Они используются на: содержание и приобретение основных и оборотных средств; оплату труда; выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений; проведение отчислений в страховые и другие целевые фонды; осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды; выполнение природоохранных мероприятий; осуществление расходов будущих периодов; возврат долгов и выплату процентов по ним; образование резервов. Финансовые ресурсы коммерческих, предпринимательских организаций поступают и расходуются на основе самофинансирования. В особом положении находятся некоммерческие организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты в рамках соблюдения законов свободны в выборе источников поступления и способов расходования собственных финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам, понимаемым в широком смысле слова, правомерно относить также собственный капитал и привлеченные денежные средства коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, а также денежного сбережения домашних хозяйств.

Последний рассматриваемый вид экономических ресурсов, который в настоящее время является актуальным – информационные ресурсы.

Информационные ресурсы — еще один фактор производства (базы данных, электронные архивы и т.д.).

Чем больше и быстрее качественная информация внедряется в экономику, тем выше жизненный уровень народа, а также экономический потенциал страны. Увеличение доли интеллектуального капитала уменьшает сырьевую составляющую экономики, заменяя добывающие отрасли наукоемким производством.

Информационные ресурсы – самый молодой вид экономических ресурсов, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

[10, c. 51]

Информационные ресурсы можно разделить на три основные группы:

1. Информация делового характера – управленческая, социальная, статическая, финансовая, коммерческая информация; данные о продукции и т.д. [10, с. 51]

2. Информация для специалистов – экономическая, научно-техническая, производственная, технологическая, маркетинговая и т.д. [10, с. 51]

3. Информация массового характера – правовая, общественно – экономическая, учебная, справочная, словарно – энциклопедическая; сведения о культуре, досуге, здравоохранении, спорте и т.д.; [10, с. 51]

Таким образом можно сделать следующие выводы. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся природные и трудовые ресурсы, капитал (как реальный, так и денежный), предпринимательские способности, знания. На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится выбирать, какие блага производить и какие для этого есть производственные возможности. В связи с бурным развитием производительных сил, ведущими к поглощению огромных количеств ресурсов, проблемы обеспеченности, приобрели особую актуальность. Таким образом, далее рассмотрим рост потребностей и ограниченность ресурсов.

2. РОСТ ПОТРЕБНОСТЕЙ И Ограниченность ресурсов

2.1 Рост потребностей и ограниченность ресурсов, закон редкости

Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами.

Потребности общества безграничны и неудовлетворимы, они постоянно растут количественно и качественно. Закон возвышения потребностей означает, что потребности растут быстрее производственных благ и услуг. Это происходит из – за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ и услуг ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов. Рассмотрим понятие ограниченности ресурсов.

Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов. [11]

Следствием ограниченности ресурсов становится:

1. Необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

2. Появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам;

3. Необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;

4. Возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).

Редкость экономических ресурсов означает, что запасы некоторого ресурса меньше, чем его требуется для производства экономического блага.

Если бы можно было производить любой товар в неограниченных количествах или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, то тогда не имел бы большого значения тот факт, что какой-либо один товар произведен в слишком больших количествах. Тогда не имело бы значения и нерациональное соединение труда и материалов. Эту проб

и т.д……………..