«Обеспечение экономической безопасности России

, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. Теория экономической безопасности

1.1 Безопасность, как экономическая категория

Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVII–XVIII вв. термин «безопасность» практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин «государственная безопасность» был применен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.

В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что индустриализация, проникшая во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой – технический прогресс таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, техникотехнологических катастроф, различного рода аварий.

Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.

В России негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.

В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.

В сфере территориальной организации производства. Сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами; с другой – между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства, России, нарушению ее федеративного устройства.

11 стр., 5038 слов

Влияние глобализации на научно-технический прогресс

... неотъемлемой частью этого процесса. В процессе глобализации важность научно-технического прогресса становится решающей. Исходя из этого, в мировой экономике произошла дифференциация стран на две группы. Первая группа — это особый, ...

В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.

На международном уровне интересы государства в различных сферах пересекаются с интересами других стран и на этой основе возникают конфликтные ситуации. Преодоление их вызывает необходимость создания системы международной безопасности.

Проанализировав множество определений экономической безопасности предприятия (ЭБП), предложенных различными авторами, можно выделить несколько подходов к определению сущности данной категории:

1. как защита против экономических преступлений. Очень часто

обеспечение ЭБП сводят к противостоянию, защите от разного рода

экономических преступлений (кражи, мошенничество, фальсификации,

промышленный шпионаж и т.д.).

Несомненно, эти угрозы очень важны

и должны постоянно анализироваться и учитываться, но сводить ЭБП

только к этому нельзя. Это понятие шире и более емкое; 2. как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз.

Предприятие — это в первую очередь — объект экономических

отношений. Владелец предприятия, в первую очередь ставит

результатом деятельности предприятия — достижение поставленной им

цели, которая, как правило, носит экономический характер. Будут ли

возникать в процессе этого достижения какие-либо угрозы, будет ли

вестись с ними борьба, как она будет вестись — владельцу, скорее всего,

все равно. Борьба с угрозами, как таковая, зачастую не является целью

создания и владения предприятием, ведения им экономической

деятельности, кроме того, ведение этой борьбы требует осуществления

расходов, а выигрыш неочевиден; 3. как состояние эффективного использования ресурсов или потенциала.

Подход, который пытается избежать употребления понятия угрозы в

определении ЭБП, базируется на экономических понятиях достижения

цели, функционирование предприятия, т.е. является ресурсно функциональным подходом; 4. как наличие конкурентных преимуществ. Подход, сторонники которого

считают, что наличие конкурентных преимуществ, обусловленных

соответствием материального, финансового, кадрового, технико технологического потенциалов и организационной структуры

предприятия его стратегическим целям и задачам обеспечат ему

определенный уровень экономической безопасности. Но сам факт

наличия преимуществ и потенциала, без их использования и

реализации, не гарантирует предприятию экономической безопасности; 5. как реализация и защита экономических интересов. Относительно

более новый подход, основанный на реализации и защите

экономических интересов предприятия, определяет ЭБП как

защищенность его жизненно важных интересов от внутренних и

внешних угроз, то есть защита предприятия, его кадрового и

интеллектуального потенциала, информации, технологий, капитала и

прибыли, которая обеспечивается системой мер специального

правового, экономического, организационного, информационно технического и социального характера».

3 стр., 1353 слов

Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы ...

... актуальность, цели и задачи исследования, строится структура курсовой работы. Первый раздел - теоретический, он раскрывает экономические проблемы выбора и функционирования организационно-правовой формы для предприятия в Российской Федерации и состоит из трех подразделов. ...

Таким образом, разные авторы используют различные определения экономической безопасности предприятия, но большинство из них едины в том, что руководство предприятия должно обеспечить эффективное использование ресурсов, задействованных для преодоления угроз, в достижении целей бизнеса.

По мнению американских специалистов, экономическая безопасность должна отвечать двум основным условиям:

 сохранение экономической самостоятельности страны и создание

возможностей в собственных интересах принимать решения,

касающиеся развития хозяйства;  недопущение снижения достигнутого уровня жизни населения и

обеспечение его дальнейшего повышения. Отсюда следует, что экономическая безопасность – это такое состояние системы хозяйствования, которое отличается стабильным и устойчивым развитием, неуклонным повышением эффективности производства и нарастанием научно-технического потенциала, обеспечивая тем самым экономическую независимость страны и ее целостность.

Экономическая безопасность опирается на такие базовые положения, как экономическая независимость; стабильность и устойчивость развития; поддержание динамики научно-технического потенциала; сохранение целостности хозяйственной системы.

Экономическая независимость. Она является относительной. На стадии широкого распространения и международного разделения труда абсолютно независимых экономик не существует. В таких условиях экономическая независимость означает достижение такого уровня и качества производства, при котором продукция становится конкурентоспособной, она на равных участвует в мировой торговле, а предприятия включаются в международные кооперационные связи.

Стабильность и устойчивость развития хозяйственной системы предполагает защиту различных форм собственности на всех уровнях; создание условий, обеспечивающих активную предпринимательскую деятельность; принятие мер, направленных на предотвращение дестабилизации, включая такие явления, как безработица, экономическая преступность, теневая экономика, чрезмерный разрыв в распределении доходов между различными слоями населения и т. д.

Динамика научно-технического потенциала. Она является базисом экономического роста и обеспечивает саморазвитие хозяйственной системы на научно-технической основе.

Это достигается путем создания благоприятных условий для обновления производственного аппарата, повышения профессионального и общеобразовательного уровня работников, сохранения и развития кадрового потенциала во всех сферах народного хозяйства. Выполнение этих условий становится необходимостью для дальнейшего поступательного развития национальной экономики.

Целостность хозяйственной системы проявляется в виде сохранения единого экономического пространства. Оно основывается на глубокой интеграции, с одной стороны, между хозяйствующими субъектами по территориальному принципу, с другой – по отраслевому. Особую актуальность в рыночных условиях приобретает интеграция между финансовым и реальным секторами экономики. Произошедшие дезиндустриализация и дезинтеграция народного хозяйства, а также углубляющийся разрыв между финансовым и производственным секторами создали угрозу целостности хозяйственной системы, ее деградации. Преодоление такой угрозы предполагает налаживание благоприятного климата для долгосрочных инвестиций. В этих целях развитие фондового рынка является основой интеграционных процессов между производственными и финансовыми секторами.

2 стр., 930 слов

Предприятие в системе национальной экономики

... работы является рассмотрение таких вопросов, как экономическая сущность предприятия, его виды и цель функционирования. I Предприятие в системе национальной экономики 1.1 Предприятие - основное звено экономики 1.1.1 Предпринимательство и предприятие Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - инициативная самостоятельная ...

1.2 Показатели экономической безопасности

Реальное состояние экономической безопасности государства возможно оценить целым комплексом показателей.

Показатели экономической безопасности представляют собой инструмент оценки состояния экономики с учетом важнейших процессов, отражающих содержание экономической безопасности.

В научной экономической литературе приводятся разные классификации показателей экономической безопасности государства.

1. В зависимости от уровня объекта экономической безопасности:

  • макроэкономический уровень – экономика страны в целом;
  • мезоуровень (региональный или отраслевой) – экономика субъектов федерации и отраслей;
  • микроэкономический уровень – экономика фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков и т.д.;
  • уровень семьи и личности.

2. В зависимости от степени значимости показателей:

  • общие макроэкономические показатели;
  • базовые макроэкономические показатели;
  • частные экономические показатели.

3. В зависимости от периода действия угроз и их прогнозирования:

  • тактические (текущие и среднесрочные) показатели; – стратегические (долговременные) показатели.

4. В зависимости от направления воздействия на экономику:

  • внутренние;
  • внешние;
  • смешанные.

При этом вся совокупность показателей экономической безопасности подразделяется на количественные и качественные.

В нашей стране в 1996 г. разработана и утверждена государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы основные угрозы экономической безопасности, которые сведены в четыре основные группы.

1-я группа. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, которое ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

 расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу

бедных, не уверенных в своем будущем людей;  увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с

деревней, что создает социальную и криминальную направленность и

почву для широкого распространения относительно новых для России

негативных явлений – наркомании, организованной преступности,

проституции и т. д.;  задержки заработной платы, остановки предприятий и т. д.

2-я группа. Деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена такими факторами:

 усиление топливно-сырьевой направленности экономики, отставание

разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая

конкурентоспособность продукции большинства отечественных

предприятий;  свертывание производств в жизненно важных отраслях

обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;  снижение результативности, разрушение технологического единства

научных исследований и разработок, распад сложившихся научных

коллективов и подрыв на этой основе научно-технического потенциала

России;

 завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по

3 стр., 1370 слов

Обеспечение пожарной безопасности объекта экономики

Система обеспечения пожарной безопасности объекта экономики включает в себя системы предотвращения пожара, противопожарной защиты, организационно-распорядительных мероприятий. Обеспечение пожарной безопасности объектов осуществляется путем: ... технико-экономическим расчетом. Пожарная сигнализация с системой оповещения о пожаре Автоматические огнетушащие установки применяют для защиты пожароопасных ...

многим видам товаров народного потребления;

 приобретение иностранными фирмами российских предприятий в

целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с

внутреннего рынков;

 рост внешнего долга России и связанного с этим увеличения расходов

бюджета на его погашение.

3-я группа. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой группы являются:

 объективно существующие различия в уровне социально экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных

и отсталых в экономическом отношении регионов на фоне

структурных сдвигов в промышленном производстве,

сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих

отраслей;

 нарушение производственно-технологических связей между

предприятиями отдельных регионов России;

 увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на

душу населения между отдельными субъектами Российской

Федерации.

4-я группа. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Она характеризуется факторами, к числу которых относятся:

 рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений

совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

 сращивание части чиновников государственных органов с

организованной преступностью, возможность доступа криминальных

структур к управлению определенной частью производства и их

проникновения в различные властные структуры;

 ослабление системы государственного контроля, что привело к

расширению деятельности криминальных структур на внутреннем

финансовом рынке; в сфере приватизации; экспортно-импортных

операций и торговли.

Аналогичный перечень экономических угроз содержится в Концепции национальной безопасности. В этом документе отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиций, инновационной активности научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». В Концепции выделены ключевые угрозы, намечены социальные последствия, которые они могут вызвать и четко прослеживается снижение уровня экономической безопасности. В частности, отмечается, региональный сепаратизм и социальная поляризация населения ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России; экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социальноэкономическому укладу Российской Федерации.

6 стр., 2873 слов

Система экономической безопасности

... Так, к внешним угрозам и дестабилизирующим факторам, К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является ... развития обстановки; изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании; своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности; ...

В целом система экономической безопасности включает шесть блоков (подробнее в Приложении 1):

1. концепция национальной безопасности;

2. национальные интересы России в сфере экономики;

3. угрозы экономической безопасности;

4. индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения;

5. организационные структуры обеспечения экономической

безопасности;

6. правовое обеспечение экономической безопасности.

Важное значение для экономической безопасности имеют не сами показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение значений которых усложняет нормальную динамику развития разных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных и разрушительных процессов в сфере экономической безопасности.

Пороговые значения экономической безопасности – это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.

Таблица предельных значений представлена в приложении 2.

2. Сущностная характеристика экономической безопасности

2.1 Сущность экономической безопасности

Экономическая безопасность — многогранная концепция, охватывающая научные исследования и состояние экономики, которое раскрывает способы защиты национальных интересов и потребностей человека, общества и государства; позволяет оказывать сопротивление различным угрозам и поддерживает быстрые темпы и высокий рост экономических показателей.

Основные потребности в этом контексте рассматриваются как потребности, без которых невозможно существование и развитие личности, государства и общества в целом. Примером является предоставление конституционных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, создающих условия для эффективной работы и т.д.

Авторы разных учебников и научных статей трактуют это определение поразному, но основное внимание остаётся неизменным: экономическая безопасность является приоритетным направлением государственной защиты наряду с военно-политическими, экологическими и т.д.

Для определения национальных интересов необходимо [1]:

1) Проанализировать состояние экономики в настоящее время и определить приоритетные области и основные закономерности их развития.

2) Определение перспектив социально-экономического развития на основе реалистичных прогнозов.

3) Анализировать существующие проблемы и противоречия и адаптировать меры государственного регулирования, стратегию экономической безопасности (механизм её обеспечения).

В дополнение ко всему вышесказанному для более полного анализа экономических показателей (ценностей) необходимо разработать систему, которая постоянно обновляется в течение определённого календарного периода, что обеспечивает количественную оценку развития страны в настоящее время и выявляет наиболее серьёзные проблемы в механизме экономической безопасности.

7 стр., 3156 слов

Экономическая безопасность страны: Понятие, сущность и критерии ...

... государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности ... Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену ...

Задачи экономической безопасности включают [2]:

1) Поддержание устойчивого, непрерывного динамичного экономического роста, достижение высокого уровня финансовой стабильности и сохранение и расширение ресурсов для обеспечения защиты национальных интересов.

2) Контроль и снижение инфляции, снижение уровня безработицы в стране, обеспечение комфортных условий для эффективной работы и высокий уровень благосостояния населения.

3) Формирование эффективной экономической структуры с непрерывным взаимодействием всех её элементов и развитым рынком ценных бумаг, международной конкурентоспособностью.

4) Сокращение дефицита бюджета и минимизация государственного долга, снижение экспортной зависимости экономики и привлечение инвестиций.

5) Поддержка национальной валюты, обеспечение её стабильности и привлекательности для инвестиций; разработка инноваций.

Основной механизм для решения этих проблем и обеспечения защиты от различных угроз разработан в Стратегии Экономической Безопасности, которая чётко устанавливает и оправдывает приоритеты в решении проблем и противоречий, обеспечивает минимизацию влияния форс-мажорных обстоятельств и возможностей для защиты национальных интересов (которые также перечислены в стратегии экономической безопасности).

Вышеупомянутый документ был подписан Президентом Российской Федерации 13 мая 2017 года № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года».

В макроэкономическом анализе текущего уровня экономической безопасности исследователи обычно различают [3]:

1) Способность гарантировать и поддерживать экономическую независимость.

2) Поддержание стабильного роста и устойчивости экономики. 3) Способность к развитию и саморазвитию.

Экономическая независимость (экономический суверенитет) — способность государства контролировать определённую денежно-кредитную политику для реализации использования национальных ресурсов конкурентных преимуществ страны, которые напрямую поддерживают взаимодействие с другими международными игроками.

Стабильность экономики — надёжность каждого элемента экономической системы, сводящая к минимуму различные дестабилизирующие факторы и риски, которые защищают интересы и обеспечивают живые потребности населения, рост курса национальной валюты и ВВП и другие.

Способность развиваться и развиваться в этом случае предполагает создание благоприятных условий для иностранных инвестиций в производство, обмен и т.д. А также возможность увеличить постоянную модернизацию средств производства и уровень культуры, профессионализма и квалификации сотрудников.

Давайте теперь рассмотрим факторы, которые позволяют нам определить уровень экономической безопасности [4]:

1) экономико-географическое и геополитическое положение, расположение производства по всей стране; доступ к стратегически важным ресурсам.

2) Экономическая и военно-политическая власть страны и сохранение её конкурентных позиций на мировой арене.

3) Ориентация институциональной системы страны на поддержку различных секторов экономики.

4) Приоритеты экономической политики в отношении детерминант «национального ромба» (модель Майкла Портера), которые обеспечивают конкурентоспособность предприятий.

7 стр., 3283 слов

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

... об угрозах реальных и потенциальных. Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный. экономический безопасность политика Глава 2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран 1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран Во ...

5) Экологические и социально-экономические приоритеты, обеспечивающие достижение общепринятых стандартов качества жизни для общества (включая образовательные уровни, искусство и культуру в целом, социальную инфраструктуру и т. Д.).

6) Параметры региональной и отраслевой структуры ВВП с учётом стратегической важности каждого сектора экономики и регионов. 7) Условия, определяющие основные принципы функционирования экономики в ВТО и зависимые структуры экспорта и / или импорта, нематериальные активы.

8) Наличие запасов различных стратегически важных материальных благ в количествах, достаточных для обеспечения безопасности даже в чрезвычайной ситуации.

Все перечисленные факторы также отражают внешние и внутренние угрозы экономической безопасности (подробнее в разделе 1.3).

Следует отметить, что в области экономической безопасности пороговые значения показателей играют решающую роль (предельные значения, которые, если они превышены, неизбежно приводят к негативным тенденциям, включая препятствия для нормального развития элементов производства и воспроизводства):

A) Уровень безработицы, темпы инфляции (внутренние угрозы) по мере приближения к порогам неизбежно приводят к увеличению угроз социальной и экономической нестабильности общества. Превышение тех же пределов свидетельствует о подрыве существующей экономической безопасности.

B) Уровень государственного долга, потеря позиции на мировом рынке, зависимость от импорта — внешние угрозы. Если порог превышен, экономика неизбежно теряет способность динамично развиваться, конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках [5].

2.2 Механизмы и инструменты экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности зависит от механизма (стратегии экономической безопасности), который идентифицирует текущие проблемы и противоречия, устанавливает пороговые значения экономических ценностей, предсказывает дальнейшее развитие экономики, предлагает пути решения возникающих нестабильностей и корректирует ход экономического развития. Механизм представляет собой обобщённую систему организационных, правовых и экономических мер по выявлению, оценке, разрешению и предотвращению различных финансовых, политических и других угроз и включает [6]: 1) Подробные объективные прогнозы экономического развития, анализ проблем и противоречий, которые позволяют полностью раскрывать новые угрозы, классифицировать их и находить стратегически правильные способы их решения и предотвращения.

2) Систему (предельных) пороговых значений для экономики (обновляется в течение определённого календарного периода) для непрерывного мониторинга экономической ситуации и возможности предотвращения возникновения социально-экономической нестабильности.

3) Признание, раскрытие, классификация, поиск путей и средств разрешения внутренних и внешних, реальных и косвенных, других угроз.

4) Разработку подробного объективного прогноза социально-экономического развития с точки зрения факторов и процессов, которые угрожают экономической безопасности и нарушают целостность экономической структуры страны.

5) Поиск путей и средств преодоления возникающих проблем, разработку конкретных стратегий исполнительной власти для предотвращения новых угроз безопасности России во всех секторах и секторах экономики и их реализации.

8 стр., 3534 слов

Экономическое развитие страны

... -х годов, ускорение темпов роста экономики и промышленности). 1. Характеристика экономического развития страны Россия являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, по уровню социального и экономического развития. Главными характеристиками России конца XIX начала XXв. были: ...

6) Проведение конкретного обзора законодательных и других нормативных правовых документов с точки зрения их защиты от новых угроз и способности обеспечить стабильность национальных интересов.

Цель механизма, как было сказано выше, – обеспечение экономической безопасности, создание и поддержание нормальных условий для жизни и развития общества, социально-экономической, военно-политической и др. защищённости государства, укрепление единства и сохранение суверенитета России, а также успешное противостояние и предотвращение угроз целостности государственной экономики посредством выработки различных стратегий и постоянному анализу.

Можно выделить следующие функции стратегии экономической безопасности [7]:

1) Функция защиты.

Успешное предотвращение или разрешение возникающих проблем и противоречий, устранение или минимизация различных угроз, сохранение и расширение ресурсов, которые могут поддерживать безопасность страны в случае форс-мажорных обстоятельств.

Для её реализации необходимо и достаточно:

  • А) Наличие социально-экономических ресурсов, таких как: трудовые и образовательные ресурсы, финансовые и материальные средства, резервы управления;
  • и их успешное использование.

Б) Наличие природных ресурсов, используемых для производства материальных благ, их защиты и контроля усталости.

B) Постоянное повышение профессиональных навыков и профессионализма трудовых и кадровых ресурсов во всех секторах и на всех уровнях государственного регулирования.

Г) Постоянно следить за появлением внешних угроз вторжения и воздействия других субъектов международных отношений на экономику страны и защищать безопасность от таких рисков.

2) Регулятивная функция.

В целом её действие можно разделить на два взаимосвязанных типа регулирования:

A) Государственное регулирование, направленное на поддержание баланса между государственными и общественными сбережениями и инвестициями, обеспечение стабильности экономики страны и стабильный рост экономических показателей, поддержка экономических единиц и защита их экономической безопасности.

B) Саморегулирование рынка, которое напрямую связано с внешними и внутренними угрозами и зависит от их предотвращения и успешной ликвидации. Однако этот подход не всегда успешный, так как экономические единицы в России характеризуются слабым влиянием и неспособностью решать и определять тактику дальнейшего развития на самом высоком уровне. В конечном итоге это создаёт естественную неопределённость на рынке, зависимость от государства и его конкретные решения.

3) Превентивная функция должна обеспечивать предотвращение

различных угроз на всех уровнях жизнедеятельности страны, дальнейшие

пути и возможные превентивные меры.

4) Инновационная функция, в свою очередь, фокусируется на разработке

и дальнейшей реализации инновационных мер по преодолению

существующих угроз экономике. Успешная работа этой функции связана

с так называемым компенсационным потенциалом, то есть

взаимодействием государственного регулирования и регулирования

рынка.

5) Социальная функция предполагает обеспечение прав и свобод граждан,

улучшение благосостояния населения, удовлетворение различных

потребностей экономических единиц, общества и отдельных социальных

групп.

2.3 Виды экономических угроз

Важной частью механизма экономической безопасности должна быть классификация видов экономических угроз [9].

1) Потенциальные и реальные угрозы

Как видно из названий, реальными угрозами являются те, которые могут напрямую влиять на объект. Они работают здесь и сейчас, их нужно остановить. Потенциальные будут либо происходить в неопределённом будущем, либо они будут отброшены в пространстве и не окажут прямого влияния на систему. Потенциальная угроза может стать реальной и наоборот.

2) Местные, национальные и глобальные.

Также очевидно, что локальные угрозы распространены в небольших районах — городах, регионах и т.д. Само государство подвержено национальным угрозам. Последний вид, глобальный вид, выходит за пределы одной нации и охватывает обширные районы — страны или даже континенты (например, Великая депрессия 1929-1933 годов).

3) Прямые и косвенные.

Эта классификация похожа на реальные и потенциальные, но есть различия. Прямые угрозы немедленно влияют на систему и быстро становятся проблемой. Косвенные — менее значительны, продлены и довольно медленны, что позволяет их локализовать с помощью соответствующих указаний.

4) Первичный и вторичный.

Разница в эффектах угрозы для системы. С наибольшим негативным воздействием и реальной угрозой целостности экономики — первичная. Угрозы в меньшей степени считаются вторичными угрозами.

5) Внутренне и внешне.

Источник внешних угроз находится за пределами государства, внутри или снаружи. Мы рассмотрим эту классификацию более подробно.

Внутренние угрозы:

1. Растущая структурная деформация экономики, преобладание определённых сфер над другими. Например, крупные инвестиции в военно-промышленный комплекс: после 2017 года бюджет национальной обороны выделяется 21,19%, а национальная экономика составляет всего 15,24%. Доля бюджета на здравоохранение и образование чрезвычайно важна [10].

2. Отток инвестиций и сокращение инноваций в сочетании с разрушением научно-технического потенциала.

Кризис также характеризуется оттоком инвестиций и представляет собой больший риск, чем может показаться на первый взгляд. Здесь видны:

A) Уменьшение объёма капитального строительства.

B) Уничтожение взаимосвязи между сырьевой базой, технологической и технической поддержкой, персоналом и научной базой. C) Верховенство элитного жилья и поддержка экспортноспециализированных отраслей.

B) Консолидация денежной массы и высокой скорости обращения (до 8-8,5 раз в год).

Это связано с концентрацией в денежном, финансовом и посредническом секторах, а также с уменьшением концентрации в реальном секторе экономики.

D) Уменьшение инвестиционного капитала сбережений населения в банках.

3. Риск трансформации российской топливной и товарной периферии в

развитых странах.

В 90-е годы XX века экспорт СССР состоял из 80-90% сырья и топлива. Продолжая эту тенденцию и сегодня страна будет страдать от чрезмерной зависимости от мирового рынка земли, растраты невозобновляемых природных ресурсов. Чтобы избежать такого сценария, необходимо развивать другие отрасли промышленности [11].

4. Усиление зависимости от импорта.

Большое количество импортируемых товаров представляет опасность для завоевания внутреннего рынка иностранных производителей. Чтобы преодолеть это препятствие, государство должно применять гибкую тарифную систему, монополизировать импорт некоторых продуктов, а также поддерживать отечественных производителей.

5. Отток российского капитала за рубеж.

Частный капитал всегда чувствителен к политической и экономической нестабильности. Поэтому в этом случае у государства есть три проблемы: изучение мотивации утечки; разработка мер по возврату «беглого» капитала; разработка меры по предотвращению подобных угроз в будущем.

6. Углубление стратификации собственности общества, серьёзный разрыв

в благосостоянии богатых и бедных.

Стратификация характерна для всех стран, но когда амплитуда колебаний дохода слишком велика, общество входит в область социальной нестабильности, т.е. соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных на 10% больше, чем отношение 1:10 (в России – 1:14).

7. Сумма внешнего долга.

Государство направляет значительный бюджет для погашения внешнего долга, теряя независимость при принятии решений.

В мировой практике критерием суммы внешнего долга является сумма иностранной валюты, поддержание внешнего долга (текущие платежи по долгам, %, штрафы и т. Д.).

Безопасный уровень внешнего долга составляет не более 25% от общего объёма валютных поступлений (в начале 2018 года внешний долг России составлял около 33% [12]).

8. Чрезмерная открытость экономики.

Правильная открытость экономики повышает её эффективность, конкурентоспособность и т.д. Но, открывая границы, нужно учитывать состояние защиты отечественного производства, финансов, банковского дела, денежного обращения и т.д.

9. Опасность криминализации экономики.

Это особый тип управления, в котором относительно небольшая группа людей получает сверхприбыль от преступной деятельности, используя пробелы и недостатки в законодательстве с этой целью.

В настоящее время субъектами, которые создают внешние угрозы экономической безопасности стран, являются:

1) Международные бизнес-организации и транснациональные компании.

2) Другие страны — субъекты международных отношений.

Внешние угрозы экономической безопасности, по-видимому, связаны с ослаблением роли государства в системе международных отношений и потерей устойчивых позиций. В то же время внешние угрозы экономической безопасности являются результатом внутренних противоречий и проблем. Таким образом, экономический кризис в стране, снижение национального производства, инфляция и большой внешний государственный долг обычно вызывают экономические потери страны и её компаний на мировом рынке. К внешним угрозам относятся [13]:

1) Технологическая блокада из-за отставания страны в научно-технической области.

2) Восприимчивость к производителю в связи с зависимостью страны от импорта продовольствия.

3) Отрицательное влияние мировых, финансовых и валютных рынков на единый рынок.

4) Потеря рынков сбыта.

5) Зависимость страны от импорта многих видов продукции, включая продукты стратегического значения и продукты питания;

6) Недоразвитие современной организационной, финансовой и информационной инфраструктуры для поддержки экспортной конкурентоспособности и рационализации структуры импорта;

7) Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, которая обслуживает экспортно-импортные операции.

8) Приобретение российских компаний иностранными компаниями для последующего вывоза отечественной продукции из страны и из-за рубежа.

Продолжительность мер и расширение внешнеполитических угроз экономической безопасности помогают России отставать от стран в темпах экономического роста, конкурентоспособности и благосостояния граждан.

Сравнение внутренних и внешних угроз показало, что наиболее опасной угрозой для России являются внитренние: ориентация товара на экспорт; сокращение внешнеторгового оборота на 50% со странами ближнего зарубежья; низкая конкурентоспособность продукции; внешний долг; дезинтеграция одного экономического района; крах социальной сферы и научно-технический потенциал страны, определяющий состояние экономики и возможности её дальнейшего развития, а также поддержание обороноспособности страны на правильном уровне. А.С. Магарил после тщательного анализа истории нашей страны пришёл к выводу, что Россия всегда находила достойное сопротивление внешним угрозам, а внутренние противоречия пренебрегали и приводили к непоправимым последствиям [14].

На основе национальных интересов страны и угроз экономической безопасности национальные меры политики экономической безопасности, охватывающие научную, техническую, экономическую, социальную, политическую, военную, экологическую и информационную сферы, призваны обеспечить национальную безопасность.

3. Проблемы экономической безопасности России в рамках глобальной

нестабильности

3.1 Анализ механизмов национальной экономической безопасности на

практике европейский стран, США и России

Во Франции наиболее важным правительственным документом, касающимся определённых положений, обеспечивающих экономическую безопасность, является Закон о национальной безопасности 1964 года [15, 16].

В соответствии с этим выделяются три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные с статусом Франции как мировой державы.

Жизненно важные интересы включают: территориальную целостность, суверенитет, защиту населения. Стратегические интересы включают: поддержание мира на европейском континенте, в прилегающих районах Востока и Юга, Средиземноморье и на Ближнем Востоке; в поддержании полной экономической активности страны, свободе внешней торговли и коммуникаций и безопасности на море. Интерес к статусу Франции как мировой державы — это независимость страны, осуществление международных обязательств, укрепление демократии и верховенство закона.

В Германии нет закона о национальной безопасности. Основные интересы страны в области национальной безопасности, включая её экономическую составляющую, представлены в форме официальной директивы Министерства обороны. Германия верит в сохранение экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, для обеспечения своей экономической безопасности путём защиты экономического шантажа, свободы торговли и доступа к сырьевым материалам и рынкам в условиях справедливой мировой экономической системы. [17] Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших покупателей импортного сырья, этот факт не рассматривается как угроза экономической безопасности. Сохраняя достигнутое потребление энергии, ожидается, что промышленное производство возрастёт, а экспорт Германии увеличится.

Опыт малых стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) для обеспечения экономической безопасности показывает, что основная стратегическая цель защиты национальных экономических интересов соответствует условиям конкуренции на мировом рынке устойчивого экономического роста и экономической модернизации.

Эти страны не имеют возможности существенно влиять на структуру мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять существующие структуры экономики и пропорции их развития.

Это подразумевает стратегические цели гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Ранние структурные реформы должны повысить конкурентоспособность на внешних рынках и смягчить социальные последствия структурных изменений для населения этих стран. [18]

Чешская Республика, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов выбрали почти ту же модель экономической безопасности, которая включала следующие шаги:

  • оценка геополитической ситуации в регионе;
  • определение вектора и стратегии развития;
  • построение и внедрение поведенческой модели, в том числе в области экономики, в соответствии с преобладающими тенденциями в региональном и глобальном процессах развития;
  • корреляция основных количественных и качественных показателей развития с глобальными и региональными стандартами;
  • корректировка хода экономических реформ

В феврале 2015 года президент США Барак Обама представил нации новую стратегию национальной безопасности США. Акт национальной безопасности также применяется к правилам общественных отношений в области безопасности США. Он обеспечивает логическую формулу безопасности. Национальная безопасность — предпосылка для функционирования государства, является результатом защитных мер, которые усиливают неприкосновенность государства против внешних или внутренних угроз в открытой и подрывной форме [19,20].

Нынешняя американская доктрина об обеспечении экономической безопасности отличается от внутренних в её принципах, целях, формах и методах осуществления. Концептуальное представление американской национальной концепции Уолтера Липпмана сформулировано следующим образом: «Нация гарантирует свою безопасность, если она не жертвует своими законными интересами, чтобы избежать войны, и если эти интересы находятся в опасности, позволяя им через войну защищать».

На основе сравнения можно выделить ряд концептуальных различий между национальной системой и зарубежными системами национальной экономической безопасности. К таким различиям можно отнести следующее:

A) Большинство наиболее известных в мире транснациональных корпораций сосредоточены в Соединённых Штатах, поэтому стратегия экономической безопасности США реализует экономические интересы в коммерческой деятельности своих компаний практически во всем мире.

B) Американское законодательство предусматривает чётко определённую экономическую цель. Как территория, охватываемая национальными экономическими интересами, нормативная база США указывает на территорию всего мира. Для успешного осуществления экономических интересов и достижения экономических целей Соединённые Штаты активно участвуют в создании международных профсоюзов, ассоциаций и договоров. В то же время США хотят играть ведущую роль в подготовке и принятии решений этих союзов.

Б) Законом обозначены не только понятия, принципы, условия обеспечения экономической безопасности, но также приоритеты, средства, методы, цели этой деятельности.

D) В законодательстве США учитываются механизмы государственного регулирования экономики. Научно обоснованными и нормативными являются такие аспекты обеспечения экономической безопасности, как антимонопольная деятельность, защита собственности. В то же время государственный сектор экономики мал по сравнению с частным сектором, существует относительная свобода передвижения капитала, отсутствуют системы лицензирования, нет квот на производство, регулирование предприятий в значительной степени является нормативным методом. Американский опыт показывает, что даже в условиях сложившейся рыночной экономики проблемы экономической безопасности остаются актуальными и требуют постоянного совершенствования механизмов обеспечения безопасности.

3.2 Оценка эффективности экономической безопасности России:

проблемы и противоречия на современном этапе.

Чтобы определить проблемы безопасности, сначала определим уровни, на

которых эти проблемы будут рассмотрены [21-23]:

Первый уровень — глобальная экономическая безопасность — характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами мировой экономики другими странами по всему приграничному району. Иногда это называется международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.

Второй уровень — региональная безопасность — включает три или четыре пояса. По мнению некоторых экспертов, можно выделить южные, северокавказские, западные и дальневосточные пояса. Понятно, что необходимо классифицировать эти пояса и признать их особую роль на государственном уровне.

Конечно, нынешняя система районов в России достаточно эффективна. Но нам ещё нужно организовать районы и назначить эти пояса.

Третий уровень — это внутренняя безопасность всех элементов, всех тем федерации, экономических организаций, вертикальные системы (центр, вопросы федерации и бизнес-единиц) и горизонтальные соединения в целом.

Вывод первый: с самыми высокими показателями по сравнению с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, газовым, нефтяным, лесным ресурсам, ВВП в России ниже и ВВП на душу населения.

Кроме того, низкие позиции в экспорте продуктов и конкурентоспособности, снижение качества жизни. Есть все основания предполагать, что огромная территория и огромные природные ресурсы могут принести гораздо большую финансовую отдачу, но, к сожалению, несмотря на финансовые резервы, накопленные за последние годы, этого не происходит. Второй вывод: система обеспечения внутренней безопасности нарушала законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатства и доходов.

Аналитическая работа, проведённая в Центре финансовых и банковских исследований, показывает, что по финансовым показателям весь «кубок» наших достижений переполнен: значительные резервы, профицит бюджета (за исключением, возможно, некоторых кредитных индикаторов).

Что касается инноваций, инженерных разработок и социального развития, пороговые значения здесь не предусмотрены.

Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей согласования областей экономики. Одной из основных причин глобального финансового кризиса стало значительное увеличение числа финансовых инструментов. И эти инструменты в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Финансово-банковский сектор стал центром кризисных явлений, в частности процессов накопления и использования денежных остатков на счетах банков, корпораций, государства и т.д.

В этом отношении необходима новая архитектура мирового финансового рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. На мой взгляд, одним из направлений является разработка системы показателей и их пределов, характеризующих состояние реального сектора, социального и финансового банковского дела и фондового рынка.

Гармонизация — это прежде всего баланс основных сфер и секторов экономики.

Основой равновесия может быть только значительное увеличение объёма массового производства в стране. В то же время необходимо обеспечить достаточно высокие темпы роста в промышленных секторах, особенно в топливно-энергетическом секторе, при сохранении их объёма.

Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных передовых технологий.

По словам экспертов, в России добывающие отрасли имеют наибольший потенциал, и существует значительный разрыв в обработке и переработке. Правда, за последние два года здесь была установлена анимация. Однако значительный рост производства достигается за счёт коммуникации и транспорта, а основной заказчик инноваций — машиностроения — остался на низком уровне.

Профессор Российской академии наук профессор Н. Комков подчёркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста некоторых видов продукции достигают 15-20% в год, уровень их продаж на глобальном уровне, к сожалению, составляет около одного процента.

Учёные проанализировали причины этого отставания и пришли к выводу: «Россия импортирует инновации вместе с зарубежными технологиями, и они не предназначены для значительного увеличения экономического развития конкурентов».

Как говорил руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов — инвестиций и инноваций. И если инвестиционная ситуация в России постепенно улучшится, доля инноваций в них едва достигнет 10%. Следовательно, конкурентные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют одинаковую удельную весу в технологической базе страны. «Мы покупаем автомобили, у нас нет никаких лицензий, завтра мы будем без запасных частей». К сожалению, такая инновационная политика не ведёт к быстрому экономическому росту и качественной продукции», — отмечает академик.

Для России характерная проблема продовольственной безопасности. Приблизительно 10% мировых запасов пахотных земель эта земля использует богатство неэффективно: доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель заброшены и не используются. Россия с 240 миллионами гектаров пахотных земель производит только 62% продовольственных потребностей страны. В то же время Европа, имеющая 100 миллионов гектаров пахотных земель, полностью снабжена продовольствием. Япония, имеющая всего 5 миллионов гектаров земли, поставляет 75 миллионов своих продовольственных товаров 122 миллионам своих граждан. Кроме того, зависимость России от импорта увеличивается с каждым годом и уже достигла 40%. И в ряде мегаполисов импортируемые продукты составляют 80-85%.

«Если мы хотим сохранить свой статус крупнейшей агропромышленной державы, чтобы спасти деревню и страну от экономического гибели, вы должны продолжать идеологию государства всеобщего благосостояния на основе реальной стратегии экономического развития страны и, прежде всего, возрождения агроиндустриализации промышленного комплекса», — говорит член аграрной политики Председателя Совета Федерации М.Коробейников. По его мнению, такой подход требует сильного усиления роли государства, что было подтверждено мировым финансовым кризисом. Например, в США сразу забыли о так называемом свободном рынке, как только в финансовом и банковском секторах возникли серьёзные проблемы. Это было национализировано несколькими банками с отказами, так что свободный рынок в реальной жизни подтверждения должен быть социально ориентирован государством и поэтому регулироваться.

Ещё одной важной проблемой экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Согласно исследованию, проведённому исследователями Академии государственной службы наряду с другими научными организациями, к 2025 году численность населения трудоспособного возраста в стране уменьшится на 17 миллионов. А число людей пенсионного возраста, напротив, увеличиваются на 7 миллионов. Статистические данные ООН также предсказывают демографический спад. По их расчётам, к 2050 году, на 42-43%, сократится количество старых работ в России, то есть до 40 миллионов человек. В практическом плане это означает, что инновационный прорыв, о котором говорится в «Стратегии национальной безопасности», до 2020 года, мы не увидим.

По мнению экспертов, может быть только один выход — кардинальное (в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях чрезвычайно важно чётко определить приоритетные направления экономического развития, в которых можно разбить и умножить производительность труда, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Это требует разработки и реализации национальных инновационных программ и проектов. И эти программы должны быть конкретными, с реальными ресурсами, созданными профессионалами.

Б. Гусев считает, что профессиональные инженеры должны участвовать в инновационном процессе. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня ни в одной отрасли нет интеллектуального компонента, превышающего 1%, тогда как в развитых западных странах он достигает 2025%. Причина хорошо известна: за последние годы в России зарегистрировано только 20 000 патентов (из которых только 5% используются в промышленности), тогда как в СССР было 200 000 патентов в год. «Чтобы ликвидировать разрыв, исполнительной власти, в частности, Министерству образования Российской Федерации, следует подумать о производстве высококвалифицированного персонала, который может служить мостом между наукой и бизнесом», — подчёркивает Б. Гусев.

«Одной из причин нашей экономической отсталости является отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны», сказал академик А. Абалкин. Наконец, правительство решило разработать долгосрочный подход к развитию страны. Но научное сообщество отвергло его как несовершенное. С тех пор самое важное — это прогноз на три года. Но при таком подходе влияние инвестиций в новые технологии нельзя точно определить, оно проявляется только на четвёртый год и даже позже. Результат — дорогостоящая перспектива [24].

Наконец, после долгого перерыва в Минэкономразвития России основана концепция социально-экономического развития России. Если этот проект будет завершён и получит общественную поддержку, у нас будет национальная стратегия, включающая не только национальные интересы и потребности страны, механизм их работы, но и ожидаемые результаты. Для этого нам нужны далеко идущие полномочия для создания фонда, который привлечёт к стратегии представителей правительства, науки и бизнеса.

3.3 Инструменты решения проблем экономической безопасности

России

Неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских компаний требует неотложных мер для обеспечения выживания российской экономики в условиях растущей глобальной рыночной конкуренции [25]:

1) развитие государственной политики науки, связанной с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политики в отношении малого бизнеса;

2) ускорить научно-технический прогресс и повысить конкурентоспособность, ключ к свободной торговле и рыночным механизмам;

3) последовательное осуществление мер по укреплению российской науки на основе укрепления основ реального сектора российской экономики, особенно в области сельского хозяйства и промышленного производства товаров народного потребления;

4) передача российского производства на инновационный путь развития:

  • создание мощного комплекса инновационных отраслей, работающих в условиях развитой рыночной инфраструктуры;
  • строго придерживаться политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ для тех компаний, которые привержены выпуску новых технологических продуктов и созданию своих собственных брендов, будучи освобождёнными от неконкурентных банкротских компаний;
  • осуществлять антимонополистическую политику, запрещая любую искусственную поддержку и лоббируя интересы отдельных, особенно неэффективных производителей;
  • завершить реформу естественных монополий с целью формирования конкурентных блоков отечественных производителей;
  • разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции с целью стимулирования отечественной инновационной экономики, укрепления связей между академическими институтами и университетами, промышленными научноисследовательскими институтами и лабораториями и промышленными предприятиями;
  • изменить налоговый режим для инновационных компаний и ведомств;
  • разработка надёжного законодательства об интеллектуальной собственности.
  • увеличение уровня инвестиций с 20% до 30% ВВП, основным приоритетом экономической политики является инвестиционный климат, который привлекает частные инвестиции.

Факторами и условиями для реализации вышеупомянутых мер по созданию интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут быть:

1. Реформа российской науки, включающая следующие этапы:

  • коммерциализация исследований и разработок: интеграция в рыночный механизм учёных, прикладное использование их услуг;
  • согласовать исследования (включая базовые исследования) с конкретными целевыми программами, увеличить финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационных предприятий;
  • развитие сетей «Наука — Эксперимент — Производство» и увеличение этой доли частного финансирования исследований и разработок с уменьшением доли государственной поддержки.

2. Обеспечение достаточных ресурсов для научно-технической области. К сожалению, расходы на исследования и разработки в стране составляют около 12 миллиардов долларов по сравнению с 264 миллиардами долларов США, 150 долларов в Европейском союзе и 130 миллиардов долларов в Японии. Следует также помнить, что значительная часть наших расходов на НИОКР продолжает поступать в военно-промышленный комплекс и почти не затрагивается проблемой массовых гражданских товаров

3. Установить тесную связь между НИОКР и промышленностью:

  • создание государственной системы поощрения предпринимателей к использованию новейших достижений российской науки и техники в производстве;
  • целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;
  • налоговые льготы, специальные займы, лизинг новых видов машин и оборудования под государственные гарантии.

4. Открытое признание государством превосходства научнотехнического прогресса и инновационного развития над ростом производства. Государство должно иметь специальные программы для ускорения научно-технического прогресса и инновационного развития российской промышленности. Такие программы доступны практически во всех развитых странах мира.

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

6. Активная борьба с внутренними угрозами.

В рамках борьбы с коррупцией Владимир Путин подписал Указ «О Национальном антикоррупционном плане 2014-2015».

Утверждённый Национальный план направлен на выполнение следующих основных задач:

  • совершенствование организационной основы борьбы с коррупцией в субъектах Российской Федерации;
  • активизация антикоррупционного образования граждан;
  • обеспечить осуществление правовых актов и управленческих решений в области борьбы с коррупцией в соответствии с Национальной антикоррупционной стратегией.

Кроме того, были внесены поправки к указу от 21.09.2009 № 1065 «Об аутентичности и полноте требований, поданных гражданами, записи, рассмотренные государственной службой федеральных и федеральных служащих, и соблюдение федеральных правительственных чиновников для выполнения требований официального поведения» [26].

В интересах реального социально-экономического роста в России необходимо провести обзор государственной политики и реформ в структурных, промышленных, валютных и внешнеторговых отношениях.

Заключение

Экономическая безопасность — многогранная концепция, охватывающая научные исследования и состояние экономики, которое раскрывает способы защиты национальных интересов и потребностей человека, общества и государства; позволяет оказывать сопротивление различным угрозам и поддерживает быстрые темпы и высокий рост экономических показателей.

Важнейшим механизмом для решения этих проблем и обеспечения защиты от различных угроз является стратегия экономической безопасности, которая чётко определяет приоритеты в решении проблем и устраняет противоречия, сводит к минимуму возникающие ситуации форс-мажорных обстоятельств и возможности удовлетворения национальных интересов. Вышеупомянутый документ был подписан Президентом Российской Федерации 13 мая 2017 года № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года». Можно выделить следующие функции стратегии экономической безопасности: защита; регулятивная, превентивная, инновационная, социальная.

Важной частью механизма экономической безопасности должна быть классификация типов экономических угроз: потенциальных и реальных; первичный и вторичный; косвенных и прямых; внешних и внутренних. Сравнение внутренних и внешних угроз показало, что наибольшей угрозой для России являются внутренние угрозы.

На основе основных национальных интересов страны и угроз экономической безопасности национальные меры политики экономической безопасности, охватывающие научную, техническую, экономическую, социальную, политическую, военную, экологическую и информационную сферы, призваны обеспечить национальную безопасность.

Американский опыт показывает, что даже в условиях сложившейся рыночной экономики проблемы экономической безопасности остаются актуальными и требуют постоянного совершенствования механизмов обеспечения безопасности.

Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей согласования областей экономики. Одной из основных причин глобального финансового кризиса стало значительное увеличение числа финансовых инструментов. И эти инструменты в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Финансово-банковский сектор стал центром кризисных явлений, в частности процессов накопления и использования денежных остатков на счетах банков, корпораций, государства и т.д.

Наконец, после долгого перерыва в Минэкономразвития России основана концепция социально-экономического развития России на период до 2030 года. Если этот проект будет завершён и получит общественную поддержку, у нас будет национальная стратегия, включающая не только национальные интересы и потребности страны, механизм их работы, но и ожидаемые результаты. Для этого нам нужны далеко идущие полномочия для создания фонда, который привлечёт к стратегии представителей правительства, науки и бизнеса.

В интересах реального социально-экономического роста в России необходимо провести обзор государственной политики и реформ в структурных, промышленных, валютных и внешнеторговых отношениях.

Список использованной литературы: