В 70-е годы впервые появился термин «экономическая безопасность». Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
В настоящее время экономическая безопасность — это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Объект исследования — национальная хозяйственная система.
Предмет исследования — социально — экономические процессы воспроизводства в экономике.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Необходимость государственного регулирования экономической безопасности
государственный экономическая безопасность российский
1.1 Экономическая безопасность и ее причины
Государство с незапамятных времён, так или иначе, вмешивалось в экономическую жизнь, но это вмешательство было не глубинным, не регулярным, больше паразитическим, поскольку с помощью него государство выполняло свою фискальную функцию — сбор налогов, платежей и т.д., чтобы сформировать свою собственную казну. В некоторых случаях государство прибегало к использованию мер защиты национального рынка с помощью протекционистских методов. Но устойчивой связи государства и экономики, постоянного, систематического, глубинного регулирования не наблюдалось. И только в конце XIX в. и особенно в XX в. наблюдается процесс глубинного вхождения государства в процесс экономического регулирования. С чем это связано и каковы причины такого усиления государственного регулирования экономики?
Саморегулирования и государственное регулирования в рыночной экономике
... этих двух систем. 1. Сущность саморегулирования и государственного регулирования в рыночной экономике 1.1 Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике Саморегулирование – это как комплексное ... связанные с функционированием рыночной экономики. Если проблема саморегулирование практически не раскрыта в учебных изданиях по экономике, экономических словарях, справочниках и монографиях. ...
Рассмотрим предпосылки:
1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;
2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей. Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.
3. Связана со второй — возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.
4. Связана с монополизацией. Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.
Социальное положение молодежи и меры по профилактике безработицы
... молодежной политики, в том числе в сфере занятости; 4) выявление профессионального самоопределения выпускников школ города Сибай; 5) уточнение наиболее эффективных методов социальной работы по организации профилактики безработицы ... (8,с.5). В России официально зарегистрировано ... неуклонно возрастает (59,с327). ... в жизнь молодое поколение, как потенциал дальнейшего развития общества и государства, ...
5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент — очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах. Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.
6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода — прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.
Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.
7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.
Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности ...
... отражением угроз экономической безопасности, существенно осложнилось. Основной целью данной курсовой является рассмотрение роли экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач: Основные методы, используемые в данной работе: сравнение, ...
8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом. Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране.
1.2 Показатели экономической безопасности
Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:
1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;
2)обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;
3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.
Следует отметить, что для построения системы экономической безопасности именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности оно выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.
Долгое время высказывались сомнения в возможности оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на убеждение большинства российского общества в том, что экономика находится в кризисном состоянии, экономическая жизнь продолжается, хотя сигналы бедствия, которые подавали индикаторы, свидетельствовали о ее коллапсе. Однако в 1998 г. взаимодействие индикаторов стало очевидным в наиболее уязвимом месте — в финансово-банковской системе. «Когда при внешнем благополучии одного из индикаторов (рост потребительских цен прогнозировался в 1998 году на 8 %) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга, часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась па плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага — объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля — рост потребительских цен — снижение реальных доходов населении — разрастание зоны бедности — сокращение золотовалютных резервов — потери населением и юридических лиц части своих доходов — банкротство банков — нарушение всей системы расчетов». В данном примере показана только часть взаимодействующих индикаторов, они повлияли на многие другие индикаторы.
В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Таким образом, пороговые значения экономической безопасности — это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны. Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся содержанием и методами расчетов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.
Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности, и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом:
- показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые значения по объему ВВП и промышленного производства и их структуре, доле новых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле затратна оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопасности характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства;
- показатели устойчивости финансовой системы: дефицит федерального бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисциплины. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения;
- показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов населения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показатели отражают пропорции потребления;
- показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме отечественного производства.
Широкое распространение получил также комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный СЮ. Глазьевым (табл. 1. и последующие таблицы настоящего раздела приведены в целях учебного процесса, как наглядно-показательные, в них изменены годы).
Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе, связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга.
Однако, по мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку:
- в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных;
- фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы;
— * полученный рейтинг России относит се к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют семи критериям из 20), т.е. ситуация в нашей стране оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира.
А.Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности).
По его мнению, при использовании официально установленных пороговых значений индикаторов необходимо сопоставление текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он считает уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден — те направления экономической политики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, и становятся определяющими
Таблица 1 Показатели экономической безопасности
Показатели |
По данным Глазьева |
|||
пороговые значения |
фактическое состояние |
соотношение фактического и порогового значений** |
||
-1- |
-2- |
-3- |
-4- |
|
1. Объем валового внутреннего продукта: |
||||
1а. в целом от среднего по «семерке» |
75% |
29% |
0,39 |
|
1б. на душу населения от среднего по «семерке» |
50% |
19% |
0,38 |
|
1в. на душу населения от среднемирового |
100% |
25% |
0,25 |
|
2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности. |
70% |
50% |
0,71 |
|
3. Доля в промышленном производстве машиностроения |
20% |
17% |
0,085 |
|
4. Объемы инвестиций в % к ВВП |
25% |
16% |
0,64 |
|
5. Расходы на научные исследования в % к ВВП |
2% |
0,7% |
0,32 |
|
6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения |
6 % |
2,6% |
0,43 |
|
7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума |
7% |
20% |
0,29 |
|
8. Продолжительность жизни населения |
70 лет |
65 лет |
||
9. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп |
8 раз |
12,8 раз |
0,63 |
|
10. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) |
5 тыс. |
6 тыс. |
0,83 |
|
11. Уровень безработицы о методологии МОТ. |
7 % |
9,3% |
0,75 |
|
12. Уровень инфляции за год |
20% |
22% |
1,10 |
|
13. Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени |
20% |
21% |
0,9 |
|
14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета |
25% |
>100% |
0,25 |
|
15. Объем внешнего долга в % к ВВП |
25% |
28% |
0,90 |
|
16. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета |
30% |
48% |
0,63 |
|
17. Дефицит бюджета в % к ВВП*** |
5% |
3,5% |
1,40 |
|
18. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте |
10% |
50% |
0,20 |
|
19. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей |
25% |
100% |
0,25 |
|
20. Денежная масса (М2) в % к ВВП |
50% |
12% |
0,24 |
|
21. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего |
30% |
53% |
0,56 |
|
в том числе продовольствие |
25% |
30% |
0,83 |
|
22. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму |
1,5 |
5 раз |
0,30 |
|
На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.
Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.
Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.
Глава 2. Механизм государственного регулирования экономической безопасности
2.1 Правовой механизм регулирования экономической безопасности
Административно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности состоит из следующих основных элементов: правовые нормы; общественные отношения; обязательный мониторинг факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России; правотворчество; правоприменение.
Определение правовой основы экономической безопасности как одной из основ общества и государства, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов российских граждан приводит в порядок экономические процессы, связанные с социальными, политическими и духовными явлениями, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития.
В Конституции Российской Федерации определен тип экономических отношений, и хотя прямого упоминания об этом нет, он прослеживается в содержании ст.ст. 8, 9, 34-37, 74, 75 и других статей Основного закона. Все эти нормы закрепляют модель организации рыночных отношений и основы экономической системы Российской Федерации. Отмечается, что значительную роль в административно-правовом обеспечении экономической безопасности также играют: указы Президента России; постановления Правительства России; конституции, законы, иные нормативные акты субъектов федерации, принятые в пределах их компетенции; нормативно правовые акты государственных органов исполнительной власти, касающиеся сферы обеспечения экономической безопасности.
Анализ всех этих правовых актов свидетельствует о том, что они не создают достаточных нормативных условий для обеспечения экономической безопасности. Основные недостатки правовой базы в данном случае можно свести к следующему:
- во-первых, значительная часть нормативных актов была сформирована при прежнем режиме и сегодня не удовлетворяет потребностям защиты объектов экономической безопасности с учетом новых рыночных реалий, закрепленных в новой Конституции и Гражданском кодексе;
- во-вторых, законодательство еще не стало целостной системой норм, обеспечивающей эффективную защиту интересов личности, общества, государства от новых видов угроз их экономической безопасности, например, от коррупции, промышленного шпионажа, финансовых махинаций;
- в-третьих, медленное устранение пробелов в законодательстве приводит к заполнению этих «пустот» актами местных органов государственной власти и управления, нередко противоречащих закону и ущемляющих права и экономические интересы граждан;
- в-четвертых, еще не завершено нормативное обеспечение организации и деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности.
Базисным нормативным документом в этой группе, регламентирующим административно-правовое обеспечение экономической безопасности, является Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». Данный закон, закрепив целостную систему обеспечения безопасности и определив ее принципы, стал основополагающим документом в сфере национальной безопасности.
Деятельность субъектов административно-правового регулирования экономической безопасности. Любая постановка перед каким-либо органом исполнительной власти задачи по прямому воздействию на причины, порождающие экономические угрозы, будет выходить за пределы его компетенции, то есть будет осуществляться или на грани закона, или с нарушением закона.
Указывается, что решение противоречий, объективно снижающих уровень экономической безопасности, является прерогативой главным образом государственных органов, занятых в сфере управления непосредственно экономикой и регулированием экономических отношений. Но, исходя из ст. 2 закона «О безопасности», субъектами обеспечения экономической безопасности могут и должны выступать как государственные, так и негосударственные структуры.
В системе государственных субъектов обеспечения экономической безопасности выделяют несколько групп органов государственной власти:
- органы законодательной власти, то есть представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание;
- институт главы государства;
- органы исполнительной власти.
Правотворческие полномочия этих органов состоят в издании ими юридически обязательных нормативных актов по вопросам, относящимся к сфере экономической безопасности.
В результате этого параллельно с государственными субъектами обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ и формирования рыночных отношений стали постепенно появляться негосударственные структуры, которые заняли свою нишу на рынке услуг и нацелены, прежде всего, на безопасность предпринимательства, собственности и личности. Их деятельность предполагает реализацию конституционного права на свободное использование человеком своих способностей, имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Наиболее распространенными организационно-правовыми формами негосударственных организаций, которые непосредственно участвуют в обеспечении экономической безопасности, называются следующие:
1. Негосударственные организации и лица, оказывающие юридические услуги физическим и юридическим лицам.
2. Различного рода союзы и ассоциации предпринимателей, создаваемые с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов.
3. Негосударственные аудиторские организации.
4. Частные охранные предприятия; индивидуальные детективные предприятия и их объединения; союзы и ассоциации сыска и охраны; обособленные подразделения юридических лиц, создаваемые для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (службы безопасности).
5. Третейские суды, основной задачей которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Система субъектов обеспечения экономической безопасности включает в себя широкий круг структур как государственной, так и негосударственной принадлежности, что неизбежно порождает частные, ведомственные интересы, взаимное соперничество. Их деятельность должна четко вписываться в русло единой, целенаправленной политики, и поэтому она нуждается в координации как на уровне федеральном, так и на местном уровне.
Действующее законодательство оставляет большой простор всем субъектам хозяйствования в решении проблемы обеспечения собственной экономической безопасности.
Здесь основным предметом правового регулирования должны стать:
- взаимная ответственность государства и негосударственных организаций перед законом за действия, наносящие ущерб национальным интересам;
- защита государством законных интересов негосударственных организаций в соответствующих сферах деятельности;
- оказание приоритетной помощи негосударственным организациям, непосредственно участвующим в обеспечении технико-экономической неуязвимости и независимости страны;
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
2.2 Финансовый механизм регулирования экономической безопасности
Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование
Механизм финансового регулирования — это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.
Механизм финансового регулирования в современной российской экономике включает в себя следующие основные блоки:
1) определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Президента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации;
2) взаимодействие с Международным валютным фондом и реализация согласованной финансовой программы (ежегодные «Заявления» Правительства и Центрального банка об экономической и финансовой политике);
3) управление параметрами денежной и кредитной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кредитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;
4) законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления);
5) регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законодательством, включая практику ежегодного внесения изменений в действующее налоговое законодательство;
6) формирование политики финансовых процедур внутренних и внешних заимствований, их погашения и обслуживания;
7) разработка механизмов финансирования бюджетного дефицита;
8) развитие инфраструктуры и механизма финансового рынка и регулирование условий и процессов первичного и вторичного обращения государственных и корпоративных ценных бумаг, установление «правил игры» для резидентов и нерезидентов (иностранного капитала);
9) формирование «финансовых технологий» в сфере операций с государственной собственностью и доходами от нее (продажа государственных компаний, акций и паев, извлечение дивидендов, доходов от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов);
10) федеральное и региональное финансовое законодательство постоянного действия (Налоговый, Бюджетный кодексы, законодательство об отдельных налогах, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.);
11) разработка и внедрение нормативно-правовой базы и соответствующих финансовых технологий по реструктуризации финансов предприятий, их дебиторской и кредиторской задолженности, банкротству, расчетным отношениям, системе амортизации и т.д.);
12) создание систем инвестиционной и финансовой поддержки предприятий (организаций), отраслей и регионов (финансовый лизинг, льготное кредитование, дотирование), форм контроля, финансовой отчетности;
13) использование механизмов межбюджетных отношений в регулировании финансовых взаимосвязей с предприятиями (организациями) и населением, включая установление федеральных финансовых норм и стандартов социальной поддержки, финансирования и дотирования объектов жилищно-коммунальной сферы, транспорта и других отраслей непроизводственной сферы;
14) использование финансовых рычагов регулирования процессов формирования доходов юридических и физических лиц, их перераспределения, а также воздействие на процессы ценообразования (тарифная политика) и сдерживание роста цен (контроль за издержками) в естественных монополиях.
В механизме финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенциал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, денежная масса и ставка процента).
Чрезвычайно важно также использование инструментов государственного регулированияфинансового положения и финансовых потоков на уровне микроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответственности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.
Решающее значение приобретают формы, методы и инструменты правового регулирования, действие правовых норм, регулирующих финансовые отношения между государством и юридическими лицами и между самими юридическими лицами.
Глава 3. Особенности экономической безопасности в Российской Федерации
3.1 Проблемы экономической безопасности
В основе повышенного внимания к проблеме экономической безопасности России лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе, следующие.
Во-первых, экономический эксперимент 90-х годов в России своей главной целью имел передел собственности и контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.
Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира. Как известно, руководством Китая, например, в качестве приоритетов реформ были выбраны цели достижения экономического роста за счет преимущественного развития производства товаров длительного пользования. Естественно, это сопровождалось структурным переделом собственности в той степени, в какой это отвечало основным целям развития без разрушения национальной системы управления.
Национальные интересы, вопросы экономической безопасности государства были и остаются определяющими в комплексе реформ, проводимых в Китае. В результате, КНР продемонстрировала рекордные темпы экономического роста, стала одной из движущих сил и стабилизирующим фактором мировой экономики. Все страны мира, практически без исключения, оказались буквально «завалены» китайскими товарами, а китайская диаспора за рубежом заняла прочные позиции в местных деловых кругах не только развивающихся, но и промышленно развитых стран. В отличие от многих именно эта страна устояла в развернувшемся в 1997-1998 гг. мировом финансовом кризисе.
Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.
В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
В-четвертых, произошло явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.
В-пятых, глобализация мировой экономики и международных производственных отношений ставит под вопрос сохранение национально-государственной формы организации экономических систем Например, Некипелов А.Д., анализируя процесс глобализации а финансовой сфере, отмечает: «…сложилась современная валютно-финансовая система, характеризующаяся высочайшей степенью интернационализации капитала при сохраняющейся национально-государственной форме организации денежно-финансовых систем». Некипелов А.Д. Последствия глобализации в финансовой сфере. В сб.: Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и российская действительность. Российское предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с отдельными конкурентными компаниями, а с государственно-монополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.
О том, что в процессе глобализации обостряется проблема национальных интересов и экономической безопасности государства, свидетельствуют такие тенденции, как осуществление в явных и скрытых формах государственной поддержки национального бизнеса на мировых рынках; расширение и увеличение числа зон национальных интересов ведущих стран мира, в первую очередь США; активное исследование проблем обеспечения безопасности национальных интересов зарубежными политологами и экономистами.
Можно было бы продолжить перечисление объективных процессов, лежащих в основе усилившегося в последнее время внимания к проблеме экономической безопасности России. Однако и перечисленные выше тенденции, и ведущиеся российскими учеными и специалистами исследования свидетельствуют о том, что сама проблема не надумана, а вполне конкретна.
3.2 Роль государства в экономической безопасности страны
Обеспечение экономической безопасности — задача по самому своему существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.
Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе.
Если говорить о высших долговременных национально-государственных интересах, на которые опирается выработка концепции экономической безопасности, то здесь Россия имеет свои особенности, диктуемые как ее федеративным устройством, так и статусом великой державы. Здесь речь идет об идентификации интересов субъектов Федерации и, естественно, их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности. С учетом этого экономическая безопасность страны может выступать как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов.
Когда же речь идет о статусе России как великой державы, возникает новый срез в понимании ее национально-государственных интересов и соответственно условий обеспечения экономической безопасности. Эти интересы, как и любой другой великой державы, не могут замыкаться пределами ее границ. Россия имеет свои особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически и от обстановки в которых зависит обеспечение ее стабильности.
Формы и методы защиты Россией своих особых жизненно важных интересов должны соответствовать нормам международного права. Однако следует подчеркнуть, что учет этих интересов — необходимое звено в разработке концепции экономической безопасности.
Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто другой, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны. Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.
Ключевая функция государства состоит в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.
Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению — таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии. Говоря об экономической безопасности страны, необходимо иметь в виду широкий спектр вопросов начиная с криминальных аспектов проблемы и кончая сложнейшими проблемами, связанными с ее геополитическим порядком. Понятие экономической безопасности применимо к различным субъектам, как-то: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом
Разработка программы первоочередных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
Таким образом, концепция экономической безопасности России должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент — рост эффективности экономики.
Исходя из этого можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.
Заключение
Основной компонент экономической безопасности — это экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция далеко не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и увеличения конкурентоспособности национальной экономики.
В ходе данной курсовой работы были изучены направления экономической политики государства и стратегия экономической политики России. Государственная экономическая политика ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Также в работе дана попытка описания части наиболее серьёзных проблем экономической безопасности страны. Для решения последних, российскому правительству необходимо создать концепцию национальной безопасности и национального развития, составной частью которой должна являться экономическая безопасность и экономическое развитие.
Не представляется возможным обойтись без создания специального органа, ответственного за выработку и реализацию долгосрочных стратегий. Для всех субъектов есть ряд общих проблем обеспечения безопасности. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры в энергетике, транспортной системе, информации, связи, финансово-банковской системе. В этих сегментах экономики сложилось много диспропорций, угрожающих долговременному устойчивому развитию России. В решении этих задач необходимы координация, кооперация и сотрудничество. В выборе экономического пути развития не стоит так слепо идти на поводу у представителей потенциального противника — ТНК, МВФ, ЕБРР, экономистов разного уровня типа Андрея Илларионова.
Пора становиться эффективными собственниками своей страны, своего народа. Времени на метания больше нет, сегодня или никогда.
Список литературы
1. Дмитриади Г.М. Безопасность России и её экономическая политика [Текст] / Г.М. Дмитриади — М.: Ленанд, 2005. — 218 с.
2. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности / А.И. Илларионов // Вопросы экономики. 2004. — № 10. — С. 34-37
3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник [Текст] / под ред. В.К. Сенчагова — М.: Дело, 2005. — 896 с
4. «Россия — АТР. Проблема валютного регулирования и экономическая безопасность», под ред. Рудько-Селиванова В.В., Владивосток «Дальнаука», 1998 г.
5. Материалы ситуационного анализа. — М.: ИМЭПИ РАН «ЭПИКОН», 2004. — С. 77..