Денежно-кредитная система государства

Список литературы

Введение

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

В макроэкономике важное место занимает кредитно-денежная система, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и функционирует денежно-кредитная политика.

Денежные и кредитные отношение приобрели особую роль в экономических процессах в начале двадцать первого века, когда стало вполне очевидным, что достижение оптимального уровня таких основных макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, рост цен, состояние платежного баланса, валютного курса и других, будет зависеть от равновесия денежного рынка и денежно-кредитной системы страны.

Изучение мирового опыта эволюции и современные тенденции развития денежно-кредитной системы стран с развитой экономикой позволят учесть и избежать многих ошибок, использовать их опыт для успешного развития денежно-кредитной системы нашего государства. Это необходимо и для обеспечения взаимодействия отечественной денежно-кредитной и банковской систем с зарубежными. Постоянная и неизбежная интеграция отечественных банков в международное сообщество требует от современных банковских специалистов знаний по широкому кругу вопросов, связанных с функционированием в развитых зарубежных странах разнообразных видов финансово-кредитных институтов, с историей становления и развития, практикой государственного регулирования банковской системы и денежным обращением.

1. Денежно-кредитная система государства

1.1 Понятие и типы денежно-кредитной системы

В основе денежно-кредитной системы лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на общее состояние экономики. Существуют модернизированная кейнсианская теория денег и современная количественная теория денег (монетаризм).

Количественная теория денег — теория денег, согласно которой объяснение колебаний ценности или покупательной силы денег состоит в изменении количества денежных запасов.

С точки зрения кейнсианской модели в основу денежно-кредитной политики положен определенный уровень процентной ставки; с точки зрения монетаристов — само предложение денег. Основные положения кейнсианской теории следующие:

6 стр., 2818 слов

Контрольная работа — Денежно-кредитная политика

... зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики. Цель данной работы – изучение экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее ...

1. Государство должно использовать различные инструменты регулирования экономики, в т.ч. денежно-кредитные.

2. Изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе через мультипликативный эффект (изменение в номинальном ВНП).

3. Теоретическое уравнение на котором основывается кейнсианство: Y=C+G+I+NX, где Y — номинальный объем ВНП; C — потребительские расходы; G — государственные расходы на покупку товаров и услуг; I — частные плановые инвестиции; NX — чистый экспорт.

4. Связь между предложением денег и номинальным ВНП велика, а ЦБ должен обладать значительным объемом экономической информации при проведении денежно-кредитной политики.

5. Рыночная экономика устойчивая система, роль государства должно быть сведено к минимуму.

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые, как правило, законодательно закреплены в каждом государстве. К важнейшим четырем компонентам денежной системы относятся:

1. национальная денежная единица (рубль, доллар, франк, марка, иена, крона и т.д.), в которой выражаются цены товаров и услуг;

2. система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3. система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

4. государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В процессе эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег — электронных денег.

Металлические деньги выступали в двух типах — биметаллизм, при котором государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами (золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. И монометаллизм, при котором в качестве эквивалента служит один металл (золото или серебро) при этом в обращении присутствуют и другие знаки стоимости разменные на золото (банкноты, казначейские билеты, разменные билеты).

Первый тип металлических денег просуществовал до 17 века. Появлению бумажных денег в обращении способствовали следующие причины:

1. Стирание монет, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости.

2. Сознательная порча металлических монет государственной власти, то есть снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну.

15 стр., 7294 слов

История возникновения денег. Русские деньги

... других систем: Финикийская, Абдерская, Хоисская, Родосская и др. Кроме золотых и серебряных монет в Древней Греции чеканились медные монеты халк и лепта. Римская империя. 1.2 Возникновение бумажных денег Одним ... ему более важно чтобы эти деньги пользовались общественным признанием. Переход от металлических денег к бумажным в большинстве объясняется их удобством в обращении, но для данного перехода ...

3. Выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом целью получения эмиссионного дохода.

Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это — денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и не разменные на металл, но наделенные государством принудительным курсом. Поскольку бумажные деньги выпускаются для финансирования государства, покрытия бюджетного дефицита размеры их эмиссий зависят от потребностей государства в финансовых ресурсах, а не от потребностей товарного и платежного оборота в деньгах. Потребности оборота в деньгах могут остаться неизменными или даже уменьшиться, но потребности государства в денежных средствах возрастают. Таким образом, особенностью бумажных денег является их неустойчивость и обесценение, которые могут быть вызваны следующими причинами:

1. избыточный выпуск в обращение

2. упадок доверия к правительству, которое выпустило деньги

3. неблагоприятный платежный баланс.

По мере развития обращения денежные формы заменяются кредитными деньгами. Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, акцептованный вексель, банкнота, банковские депозиты, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Кредит предполагает постоянную смену форм капитала, в ходе которой денежная форма собственности переходит в товарную, товарная — в производственную, производственная — в товарную и товарная вновь в денежную. Таким образом, кредит представляет собой экономические отношения, включающие в себя мобилизацию свободных денежных средств народного хозяйства и населения и их перераспределение на условиях возвратности, срочности, платности в целях расширенного воспроизводства.

Кредитная система — это открытая для мировых хозяйственных связей, обладающей принципом упорядочения и кредитным механизмом единое устройство элементов кредитных отношений, способная создавать средства платежа перемещать их во времени и в пространстве и, в конечном счете, влиять, во-первых, на экономический рост и продолжение бедности, во-вторых, на поддержание ликвидности и выравнивания разности между теми, кто нуждается в заемных средствах и теми, кто ими располагает.

Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики.

Общей основой необходимости кредитной системы являются долговые отношения. Общей причиной необходимости кредитной системы выступают товарно-денежные отношения. Кредитный механизм, как непосредственная причина превращения возможности в необходимость обусловлен доверием к рационализации кругооборота денег с использованием заемных средств.

Кредитный процесс и управление денежным оборотом общества строится на конкретных функциях. К ним относятся:

-перераспределительные функции, содержанием которой является аккумулирование свободных денежных ресурсов юридически и физических лиц, превращение их в судный капитал и при помощи кредитного механизма передача о временное распоряжение на платной основе различным субъектом хозяйствования и населения.

-функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения. В процессе кредитования создаются различные платежные средства для обслуживания налично-денежной и безналичной форм сферы обращения, оказывающие влияние на структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег происходит замещение действительных денег кредитными деньгами.

13 стр., 6278 слов

Кредитные деньги: их виды и роль в экономике

... кредитных денег появилась в конце XVII века. Банкнота - кредитные деньги, выпускаемые и гарантируемые центральным банком при осуществлении кредитных ... денежную ... вид кредитных денег ... кредитных денег ... денег из банка. До уплаты банком ... банки, ... банком ... центрального банка). Хотя ... денег, ... денег, ... банками, ... банка, ... банком ... банку ... денег. Но была и негативная сторона тесной связи кредитных денег ... денег и следующую опасность денежного ...

-функция ускорения концентрации и централизации капитала. Для увеличения масштабов производства зачастую недостаточными являются средства отдельных хозяйствующих субъектов, поэтому разрозненные части из прибавочной стоимости стекаются и накапливаются в кредитных учреждениях. И достигнув значительных размеров, позволяют расширить производство. Концентрации подвергаются свободные денежные средства населения. Важную роль играет кредит и в централизации капитала, так как способствует, превращению индивидуальных предприятий коллективной формы собственности то есть осуществляется централизация капитала.

-контрольная функция. Ее содержание сводится к контролированию финансового состояния заемщика, с целью предотвращения несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому на протяжении всего кредитного процесса осуществляется контроль над соблюдением всех принципов кредитования, позволяющий кредитору принимать решение о выдаче ссуд об ужесточении режима кредитования либо о досрочном возврате ссуд.

Таким образом, кредит представляет собой смену форм капитала и сопровождающуюся с одной стороны временным высвобождением денежных средств у одних хозяйствующих субъектов, с другой стороны образованием потребности в этих средствах у других. Это две неразрывные стороны единого процесса кругооборота капитала. А кредит — это любой товар, используемый в качестве посредника при обмене товаров.

1.2 Структура современной кредитно-денежной системы

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики.

Современная денежно-кредитная система характеризуется следующими особенностями:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота;

2) сохранением золотого резерва преимущественно в центральных банках, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений (тезаврация);

3) переходом к неразменным на золото кредитным деньгам;

4) национальной денежной единицей становится банкнота центрального банка.

Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.

Основой кредитной системы исторически являются банки. Выполнение отдельных банковских операций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя).

Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела — обмен денег различных городов и стран. Главными операциями банков был прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.) Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты, но недостаточно были связаны с производством. Не была развита у них и такая важная функция, как выпуск кредитных денег.

4 стр., 1771 слов

В ОАО «Московский кредитный банк»

... кредитный банк». ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (МКБ) работает на российском рынке банковских услуг с 1992 года. Банку выдана генеральная лицензия Банка России ... по размеру кредитного портфеля в рэнкинге «Топ500 банков по кредитному портфелю» на 1 января 2012 года, составленном РБК.Рейтинг (по итогам 2010 года Банк занимал 21 строчку рэнкинга). По итогам I полугодия МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК ...

В кредитной системе каждой страны выделяется три звена : Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции.

Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк (ЦБ).

Он является, как правило, государственным учреждением. К основным функциям Центрального банка относятся следующие:

1. Эмиссионная функция — старейшая и одна их наиболее важных функций ЦБ. Хотя в современных условиях безналичные деньги играют более важную роль, эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для осуществления значительной части платежей (в России наличные деньги составляют 30-37% совокупной денежной массы).

2. Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов — один из основных методов денежно-кредитной политики государства.

3. ЦБ является хранителем официальных золотовалютных резервов страны.

4. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений.

5. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов. ЦБ ведет счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулирует на этих счетах средства и проводит выплаты с них. Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами; предоставляет государству кредит в форме прямых, краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительства операции с золотом и иностранной валютой.

6. ЦБ осуществляет безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует прежде всего изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств).

Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Функции коммерческих банков — это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в. и длительное время играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако, за последние годы их роль резко возросла), а именно:

14 стр., 6555 слов

Ипотечное кредитование в России на примере банка ОАО «Сбербанк»

... 2012 год; изучить проблемы, сдерживающие развитие ипотечного кредитования и на этой основе обосновать основные направления его развития; спрогнозировать перспективы развития рынка ипотечного кредитования. Объектом исследования является ипотечное кредитование в России на примере банка ОАО «Сбербанк». ...

1. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

2. Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки).

Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет 34426 тыс. филиалов).

3. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.

4. Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками).

В России созданы также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

По своей сути они являются сберегательными институтами.

5. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.

6. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

1.3 Денежно-кредитная система Российской Федерации

Денежно-кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Денежно-кредитная политика — целенаправленное, сознательное воздействие на систему кредитных учреждений. Ее главная цель — регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Применяются три инструмента денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке — это купля-продажа ценных бумаг. При покупке ЦБ у коммерческих банков растут ресурсы, возрастает способность к кредитованию, т.е. снижается банковский процент. А это рост инвестиций. Изменение учетной ставки — влияет также на ресурсы банков. Изменение нормы обязательных резервов влияет на размер ресурсов коммерческих банков. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

В условиях падения производства и увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента.

Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов.

16 стр., 7712 слов

Россия в системе международных кредитных отношений

... является изучение положения России в системе международных кредитных отношений. Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть мировую кредитную систему и ее основные характеристики; описать международный кредитный рынок в современных условиях; дать ...

Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы — к ее сокращению.

Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» (Банке России)» (с изменениями на 19 октября 2011 года), основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей).

К выборочным методам относятся:

  • ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредита, в частности, установление размеров маржи, т.

е разницы между суммой обеспечения и размером выданной суммы.

31 стр., 15500 слов

Кредитная система и банки

... центрального банка, получаемые в виде дополнительной эмиссии денежных знаков и других платежных средств, предназначенных для расширения денежного оборота путем кредитования кредитно-финансовых учреждений. ресурсов ссудного фонда и предоставляемых кредитов, во ...

Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Процентные ставки по операциям Банка России — ставки рефинансирования. Законом предусматривается возможность установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования кредитно-денежной системы. Повышая ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.

Социально-экономические последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.

Высший уровень ставки рефинансирования был в декабре 1993г — 3101, к августу 1994г — 1401, в 1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом 1998г снова был отмечен всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002г ставка рефинансирования Банка России составляет 21% , с октября 2006г — конца 2007г ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009г установлена ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых. В 2012 году установлена ставка рефинансирования 8%.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального Банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.

30 стр., 14860 слов

Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития

... банковской системы Российской Федерации; проанализировать цели, функции и операции Банка России; охарактеризовать коммерческий банк как элемент банковской системы России; изучить историю развития банковской системы России; оценить современное состояние банковской системы России; проанализировать тенденции развития банковского сектора в регионах; выявить проблемы и перспективы развития банковской ...

Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются ЦБ РФ.

Главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.

По мнению Ященко А.И., в последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в следующих тенденциях:

  • расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки;
  • неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;
  • неэффективном управлении золотовалютными резервами.

В мировой практике к целям денежно-кредитная политика традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости — экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели денежно-кредитная политика от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.

На ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

Немаловажное значение приобретает эффективное управление международными резервами, которое должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.

В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция).

Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.

2. Денежно-кредитные системы зарубежных стран

2.1 Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой

Процесс трансформации в переходных экономиках предусматривает создание денежно-кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночной экономики, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда.

Важным направлением формирования национальной рыночной экономики в странах СНГ стало создание самостоятельных денежных систем. Национальные валюты введены в России — 1992 г., в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Туркменистане — 1993 г.; в Азербайджане, Узбекистане — 1994 г., в Грузии, Таджикистане — 1995 г., в Украине — 1996 г.

Неотъемлемой частью кредитной системы в странах СНГ являются коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они признаны решать вопросы кредитования экономики. Финансовый кризис очень ограничивает их возможности.

Чтобы обеспечить эффективность распределения ресурсов в рыночной экономике, нужны механизмы определения реальной стоимости капитала и перераспределения капиталов между сферами экономики. Формирование таких механизмов предусматривает развитие финансовых рынков. Во многих странах важным результатом мобилизации финансовых ресурсов являются фондовые биржи. Масштаб их деятельности определяется процессами приватизации в странах.

Перед денежно-кредитной системой стран Центральной и Восточной Европы в условиях перехода к рынку встала задача рыночных реформ — это создание эффективной системы кредитно-денежного регулирования, которая дает возможность ускорить решение проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В рыночной экономике финансовый сектор находится в центре мобилизации и распределения ресурсов, ценообразования и оценки риска.

Современная денежно-кредитная система Китая сформировалась в период развития экономики на основании административно-командной модели с характерной централизацией финансовых ресурсов государства и их директивным распределением соответственно плану. Финансовая система страны была с неразвитым финансовым механизмом и зависела от государственных финансов.

В Южной части Китая начался процесс реформирования кредитной системы. Задачи реформирования:

  • образование системы центрального банка;
  • образование системы кредитных институтов;
  • создание системы единого открытого кредитного рынка, который допускает конкуренцию;
  • введение единого валютного курса, который отражает рыночный спрос и предложение, преобразование Китайской юани на свободно конвертируемую валюту.

Центральный банк страны стал вводить методы регулирования денежной массы, в частности — операций на открытом рынке. Выпустил банковские активы на сумму 20 млрд. юани, они предназначались для небанковских кредитных учреждений, для помощи районам выравнивания денежного дисбаланса.

С 1986 г. создаются денежные рынки среднесрочных и краткосрочных займов (коротких денег).

Постепенно вводится плавающий курс процентных ставок.

В 1985 г. НБК создает первый в стране центр валютного обмена и регулирования (Меньгжене).

Его деятельность строго регламентировалась — обменные курсы не могли превышать установленных госграниц — продавцы и покупатели не могли контактировать между собой. В 90-х годах сложилось 40 таких центров и 60 пунктов по распределению валюты. Сейчас они открыты по всей стране.

В 1993 г. внедряется система первичной продажи госзаймов, что позволило Минфину прекратить заимствование у народного банка Китая и этим покрывать дефицит бюджета.

Политика открытости китайской экономики позволила привлечь иностранный капитал, в 1995 г. было зарегистрировано свыше 100 банков с иностранным участием.

В 1993 г. расширились масштабы операций на рынке акций. Сначала только резидентам КНР разрешалось эмитировать и торговать акциями предприятий (акции типа А), а затем выпущены специальные акции (типа В) для продажи иностранным инвесторам. Акции были выпущены в юани, но продавались только за валюту и имели оборот лишь в Китае. Такой предупредительный механизм должен был сделать невозможным манипулирование иностранными инвесторами китайским фондовым рынком [3, с.80].

За последние годы фондовый рынок Китая приобрел определенный вес в экономических процессах.

Темпы преобразования финансовой сферы Китая не так масштабны, но результаты устойчивы. Вышеуказанный механизм позволил во время финансового кризиса не препятствовать его неуязвимости к спекулятивным комбинациям на валютном и фондовом рынках азиатских стран.

2.2 Денежно-кредитные системы новых индустриальных стран

К новым индустриальным станам можно отнести: страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика), Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Таиланд).

Развитие денежно-кредитных систем латиноамериканских стран можно поделить на несколько этапов:

1 — 50-70-е гг. — можно охарактеризовать, как вмешательство государства в экономические процессы и значительное давление транснациональных компаний, которые старались сохранить свое влияние на ключевые отрасли экономики. Государство осуществляло прямое влияние на процессы экономического развития. Кредитно-денежная система формировалась как инструмент этого влияния. Национальные банки после получения независимости были национализированы, это давало правительству возможность контролировать процесс эмиссии.

2 — 80-е годы — для которых характерны инфляционные процессы. Для их сдерживания использовался механизм индексации, который позволял автоматически выравнивать соотношение цен, зарплаты, налоговых платежей, финансовых и кредитных нормативов. Индексация позволяла установить контроль за денежно-кредитными и финансовыми сферами, предотвращала долларизацию хозяйства, но прекратить инфляционные процессы не могла. В этот период страны пользовались фиксированным валютным курсом, что содействовало привлечению нелегального валютного рынка. (Бразилия, Сингапур, Перу, Аргентина).

3 -в 96-97 гг., после притока значительного объема иностранных капиталов, жесткой привязкой национальной валюты к доллару США (Аргентина) или к корзине твердых валют (Бразилия) удается стабилизировать денежное обращение.

Кредитные системы латиноамериканских стран формировались за счет государственных компаний в кредитной сфере и поэтому в 80-х годах принимаются меры по ограничению прямого влияния государства на их деятельность.

Особенностью кредитных систем ЛАС является сильная позиция иностранного капитала. Так, в Аргентине в результате предоставления финансовых прав местных и иностранных кредитных учреждений, на них приходилось 3/5 кредитных операций.

Мексике для поддержания своего «нового песо» предоставлена международная помощь на сумму свыше 50 млрд. долларов (США и МВФ), а мексиканское правительство утвердило программу, направленную на стабилизацию деловой активности.

Страны Юго-Восточной Азии развивались с помощью государственного развития экономики и вмешательства в экономическое развитие общества.

Так, южнокорейская модель — это всесторонняя роль государства в экономическом развитии, в т.ч. кредитно-финансовой монополии в финансовой сфере. Это означает национализацию коммерческих банков, жесткий контроль над %-ми ставками, кредитованием и инвестициями. В 60-е годы в этой стране банки были национализированы. Функционировало три крупных банка: «Бенк оф Сеул енд траст», «Кориа фестбенк», «Камергиел бенк».

Госбанк:

  • обеспечивал контроль за деятельностью финансовых промышленных групп;
  • создал внутренний кредитный рынок;
  • преимущество отдавалось целевым кредитам на продолжительный срок, на льготных условиях и под контролем.

На первом этапе это стабилизировало состояние экономики, но впоследствии привело к утяжелению банковского портфеля «плохими» кредитами и к банковскому кризису. В конце 80-х были начаты экономические реформы:

  • усиление поддержки малого и среднего бизнеса (коммерческие банки обязаны выделять до 35 % суммы кредитов);
  • уменьшение роли государства в регулировании учетной ставки;
  • усиление роли частного капитала [4, с.58].

Деятельность иностранных банков находилась под жестким контролем государства.

Малый бизнес поддерживается государством и на Тайване. В 1976 г. организован банк малого бизнеса и в конце 80-х стал основным кредитором (80 % всех кредитов выдается этим банком).

2.3 Денежно-кредитные системы развивающихся стран

Развивающиеся страны, или их еще называют странами 3-го мира (Фиджи, Белиз, Мальдивы, Индия, Нигерия, Филиппины, Шриланка, Гвинея, Египет, Боливия).

Денежно-кредитная система этих стран находится в зачаточном состоянии и имеет следующие элементы:

  • два сектора денежной системы и денежного рынка (организованный;
  • небольшой и неорганизованный — неконтролируемый, незаконный);
  • центральные банковские учреждения;
  • иностранные коммерческие банки;
  • местные коммерческие банки;
  • сеть неформальных кредитных учреждений.

В этих странах развивается механизм: неформального финансирования. Механизм такого кредитования предусматривает, что группа из 40-50 человек выбирает казначея, которому каждый член передает определенную сумму сбережений. Созданный фонд распределяется между членами как беспроцентная ссуда; группового кредитования, когда формируется ассоциация, которая берет кредит в коммерческих банках, потом распределяет эти средства между участниками, которые отвечают за погашение займа перед группой, а она — перед внешним кредитором. Объединяясь в группы, мелкие заемщики имеют возможность снизить стоимость больших займов. Члены группы заинтересованы в успехе кредитования, т.к. действует принцип общей ответственности за своевременное возвращение займа; процентные ставки здесь ниже, чем в официальном секторе.

Принципом программы группового кредитования является Программа в Бангладеш, которая действует с 1974 г. Для осуществления этой программы средства используются из бюджета для предоставления кредита безземельным крестьянам. Клиент банка организуется в группу из 5 человек, которая предоставляет данные о недельных сбережениях. Вначале кредит предоставляется двум членам группы, которая регулярно вносит еженедельные платежи. Программа насчитывает свыше 300 отделений в 5400 поселках, где обслуживаются 250 тыс. чел. ( в Бангладеш 75 % женщин).

Кредиты небольшие, до 100 долл., и почти все погашаются — 97 % в первый год, 99 % во второй год.

Заключение

Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

Роль денежного обращения проявляется в следующем:

1. Отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, при отсутствии которой на пути движения денег возникают препятствия, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи.

2. Способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров, для чего необходимо определить оптимальное количество денег в обращении.

3. Характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляции. Избыток денег в хозяйственном обороте приводит к росту цен, ослаблению конкуренции. Недосбыток денежной массы порождает натурализацию товарного оборота (бартер, взаимозачеты) нарушает основные пропорции, подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не «живыми» деньгами, а в натуральном эквиваленте.

4. Недостаток денежных средств у субъектов для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Кредитной системе РФ предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. За 80-летний период существования денежно-кредитная система России претерпела ряд реформ, в результате которых изменялась ее структура, формы собственности, системы управления. Периодически двухъярусная система менялась на трехъярусную. Командно-административное функционирование денежно-кредитной системы, длившееся с 30х — 90е гг. показало ее слабую эффективность, особенно в период обострения финансово-экономических проблем. Кредит, По-существу, перестал играть роль активного инструмента на научно-техническое обновление экономики.

Список литературы

1. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации» (Банке России)» (с изменениями на 19 октября 2011 года)

2. Россинская Г.М., Семина Г.Р. Экономическая теория. Учебное пособие. — Уфа: РИО БАГСУ, 2005.-207с.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. — 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2005. — 654с.

4. Экономика: учебник / Под ред.А.С. Булатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2006. — 831с.

5. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. — Спб.: Изд-во СПбГУЭФ; Питер, 2008. — 544с.

6. Экономическая теория: учебное пособие / В.М.Соколинский. — М. — КНОРУС, 2008. — 272с.

7. Ященко А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 216с.