Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит).
Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую).
Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.
В случае возникновения профицита бюджета, принимаются меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета — путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.
Различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция).
Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы РФ — сбалансированность бюджетов. Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ, а бюджета субъекта Федерации — 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Государственный бюджет – профицит, дефицит и пути преодоления дефицита
... бюджета; 3) раскрыть принципы построения бюджетной системы: 4) проанализировать фискальную политику государства; 5) выявить причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти пути их преодоления; 6) оценка концепций балансирования государственного бюджета. Курсовая работа ...
В 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. — Резервный фонд и Фонд будущих поколений).
В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования — минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей.
В 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться — с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.
С учетом исследования политики снижения дефицита бюджета в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс
2. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А.М. Бабич. — М.: Финансы, 2009. — 687 с.
3. Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов/ А.В. Бликанов// Финансы и кредит. — 2008. — №5. — С. 15-17.
4. Быля, А.Б. Роль стабилизационных фондов в финансовой системе страны/ А.Б. Быля// Финансовое право. — 2008. — № 7. — С. 10-14.
5. Бюджет-2010: работы еще много, но дефицит зафиксирован // news.mail.ru
6. Бюджетная политика — важный инструмент в борьбе с кризисом// Финансы. — 2009. — №4. — С. 3-7.
Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года
... расходы имеют основополагающее значение при рассмотрении вопросов о бюджете. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы. 1. Теоретические основы функционирования федерального бюджета, .1 Сущность федерального бюджета Возникновение бюджета связано с зарождением и ... видов доходов и отношения по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на ...
7. Васильев, С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности/ С.В. Васильев// Финансовое право. — 2008. — №9. — С. 16-19.
8. Гарагозов, Д. Инструментарий в условиях бюджетного дефицита / Д. Гарагозов// Автомобильные дороги. — 2009. — №3. — С. 25-28.
9. Гетман-Павлова, И.В. Управление Стабилизационным фондом РФ: проблемы правового регулирования/ И.В. Гетман-Павлова// Банковское право. — 2007. — №4. — С. 12-18.
10. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие/ под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 303 с.
11. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ под ред. И.Д. Мацкуляк. — М.: РАГС, 2009. — 680 с.
12. Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния/ М.В. Данилина/// Финансы и кредит. — 2008. — №10. — С. 37-53.
13. Дефицит бюджета-2009 может превысить ожидания// www.vesti.ru
14. Дефицит бюджета «по Кудрину»// Вопросы социального обеспечения. — 2009. — №5. — С. 21.
15. Заявления по важнейшим вопросам: о бюджетной политике в 2010-2012 годах / Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N№11. — С. 3-4.
16. Кудрин: Дефицит бюджета в 2010 году составит до 5% ВВП // www.rosbalt.ru
17. Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. — 2007. — №7. — С. 55-62.
18. Минфин РФ: Дефицит бюджета 2009 года составит 7,4%// www.regnum.ru
19. Морозова, Е.А. Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений Российской Федерации / Е.А. Морозова// Экономические науки. — 2007. — №10. — С. 45-48.
20. Обама: нужна комиссия для оценки вариантов снижения дефицита бюджета // www.gazeta.ru
21. Правительство одобрило бюджет-2010 // www.lenta.ru
22. Скворцов, С. Дефицит бюджетного оптимизма / С. Скворцов// БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2009. — №3. — С. 9.
23. Суммарный дефицит бюджета США за 2010-2019 годы может составить 9 трлн долларов // www.banki.ru
24. Фадеев, Ю. Стабфонд без будущего / Ю. Фадеев // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2008. — №2. — С. 90-93.
25. Финансы: учебник/ под ред. А.И. Архипова. — М.: Проспект, 2009. — 640 с.
26. Финансы: учебник/ под ред. М.В. Романовского. — М.: Юрайт, 2007. — 504 с.
27. Финансы: учебник/ под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 432 с.
28. Финансы: учеб. пособие/ Под ред. В.П. Литовченко. — М.: Дашков и Ко, 2008. — 724 с.
29. Финансы: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 724 с.
30. Финансы: учебник/ под ред. С.И. Лушина. — М.: Российская экономическая академия, 2009. — 615 с.
Проблема дефицита государственного бюджета в Украине
... украинского народа. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ 1.1 Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита. Бюджетные отношения Бюджет является формой образования и расходования денежных ... и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Министерство финансов Украины как государственный орган ...