Актуальность работы заключается в том, что бюджетное кредитование и его регулирование — одна из наиболее сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы, а большинство современных российских специалистов в области финансов и кредита весьма скептически относятся к способности государственного кредита положительно влиять на экономику государства. Отечественная практика осуществления государственных заимствований на протяжении двух столетий показала, что если российское государство прибегает к займам, то рост государственного долга происходит в последующие годы в геометрической прогрессии. Однако, дореволюционные исследователи в области финансов и кредита, несмотря на большой долг Российской Империи, считали, что государственный кредит – важнейший источник доходов государства, но использовать его, как и другие источники доходов (налоги, государственную собственность и пр.), нужно разумно. Мировой опыт показывает, что небольшой дефицит бюджета вовсе не является признаком кризисной экономики (современный бюджет ФРГ, Франции, Испании формируется с дефицитом на уровне 3% ВВП), а осуществление государственных займов способно не только решать фискальные задачи, но и регулировать денежное обращение, снижать инфляцию, повышать жизненный уровень населения.
Для большинства субъектов Российской Федерации и муниципалитетов актуальны вопросы порядка предоставления, использования и возврата субъектами РФ и муниципальными образованиями бюджетных кредитов, которые могут предоставляться министерством финансов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов, а также на покрытие расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. А вот бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов предоставляется уже территориальным органом Федерального казначейства на основании договора, заключаемого им с муниципальным образованием, в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. В любом случае бюджетное законодательство строго регламентирует эту сферу общественных финансов, и потому, знание всех его аспектов необходимо. В первую очередь, порядка рассмотрения заявок ОМСУ на получение бюджетных кредитов или реструктуризацию задолженности по ним, перечня документов и материалов, представляемых в минфин в каждом из этих случаев. Обоснованность выделения бюджетных кредитов важна и для минфина.
Денежное обращение, финансы и кредит
... и его структура. Денежный оборот (ДО) представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. Обращение денежных ... функции создаются бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды; данные ... система и ее звенья. Финансовый контроль. Финансы (Ф) - это денежные отношения, ... в)гос кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют ...
Разработанность На современном этапе развития российской экономики наблюдается отсутствие комплексных научных исследований бюджетного кредита субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, отдельные общетеоретические вопросы бюджетного (государственного) кредита рассматривались отечественными и зарубежными авторами в дореволюционный науке, в советский период, а также исследуются современными учеными юристами и экономистами.
В дореволюционной России проблемами экономико-правовых теорий государственного кредита занимались ученые М. Алексеенко, Н.Х. Бунге, М.И. Боголепов, Н.К. Бржеский, А.Н. Гурьев, A.A. Исаев, A.C. Залшупин,
М.И. Слуцкий, М.Ф. Орлов, J1. В. Ходский. С.И. Иловайский, М.М. Сперанский.
В советский период вопросы государственного кредита рассматривались А.Т. Зверевым, Б.Н. Ивановым, ЯМ. Миркиным, М.И. Пискотиным, Т.Я. Сокольниковым, Е.А. Ровинским, В.Н. Твердохлебовым, С.Д. Цышсиным.
Среди современных ученых в области финансового права различные аспекты публичного (государственного, муниципального) кредита исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, О.Н. Горбунова, ЕЛО. Грачева, A.A. Евтеева, C.B. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, H.A. Куфакова, С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, М.М. Прошунин, А.Д. Селюков, Е.Г. Ситникова, Д.Л. Хейло, Н.И. Химичева, С.О. Шохин и другие.
Объектом работы являются бюджетные кредиты.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие при бюджетном кредитовании.
Целью — исследовать тенденцию формирования бюджетного кредита и его роль в экономике РФ.
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание и сущность бюджетного кредита;
- рассмотреть особенности законодательного регулирования бюджетного кредитования;
- охарактеризовать основные формы и виды бюджетных кредитов;
- проанализировать роль бюджетных кредитов для экономики РФ;
- проследить влияние бюджетных кредитов на экономику субъекта РФ;
- выявить значение бюджетного кредита для юридического лица.
Методы исследования: общенаучные, в частности диалектический, системный, функциональный подходы. Кроме этого, для решения поставленных задач использовались методы финансового анализа, сравнения, группировки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при изучении отдельных дисциплин экономического блока «Государственные и муниципальные финансы».
1 Общая характеристика бюджетного кредита
1.1 Понятие бюджетного кредита
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 Бюджетного кодекса РФ) [1].
Под бюджетным кредитованием понимается предоставление финансовых ресурсов юридическим лицам и бюджетам другого уровня на условиях срочности, платности и возвратности финансовых ресурсов в целях обеспечения выполнения задач и функций бюджетами различных уровней, а также предприятиями и учреждениями [20, с. 10].
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит определяется как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Предоставление бюджетного кредита осуществляется на основании заключения соответствующего гражданско-правового договора. По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, срочности, платности, возвратности и обеспеченности.
Контроль за исполнением бюджета в Российской Федерации
... контроль за исполнением бюджета Финансово-бюджетный контроль осуществляется органами государственной власти, органами государственного финансового контроля и охватывает движение финансовых потоков из бюджетной ... требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Таким образом, методы финансового контроля представляют ...
Основным условием предоставления бюджетного кредита является отсутствие у заемщика просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично- правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Кроме того, в отношении юридического лица — заемщика обязательно проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя. Проверка финансового состояния, целевого использования бюджетного кредита, а также учет основного и обеспечительных обязательств ведется в течение срока действия договора о предоставлении бюджетного кредита [21, c. 42].
В рамках управления бюджетными кредитами на основании положений закона (решения) о бюджете, соответствующих нормативных правовых актов и соглашения между кредитором и заемщиком допускается реструктуризация обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту в виде отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.
Ряд особенностей бюджетного кредитования имеют бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Так, максимальный срок предоставления бюджетного кредита бюджету субъекта Российской Федерации составляет три года, более длительный срок допускается только при предоставлении бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и в случаях реструктуризации обязательств (задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Отметим, что бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) предоставляются Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.
Роль бюджетных кредитов для бюджетов субъектов Российской Федерации
... быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. До 2001 г. Российская Федерация активно использовала бюджетные кредиты для поддержки ... с федеральным Законом «О федеральном бюджете на 1999 год». За несвоевременный возврат средств сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том ...
При неисполнении обязательств бюджетом субъекта Российской Федерации по возврату кредита сумма задолженности, проценты и штрафные санкции взыскиваются за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
В отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетные кредиты местным бюджетам могут предоставляться из бюджета субъекта Российской Федерации на срок не более трех лет, а взыскание задолженности по просроченным платежам и штрафные санкции взыскиваются за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет. В свою очередь, максимальный срок предоставления бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов также составляет три года [4, c. 85].
Во всех перечисленных случаях основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:
1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам) [6, c. 13].
Исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации в рамках предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий. Уполномоченным органом по взысканию задолженности выступает Минфин России.
1.2 Законодательное урегулирование бюджетных кредитов в РФ
Отношения, связанные с функционированием бюджетного кредита, нуждаются в государственном регулировании.
Важнейшими нормативными актами в этой сфере являются:
- Конституция РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ»;
- другие нормативные акты, включая законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на очередной год [4, c.
88].
Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов ...
... обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований". 2. Особенности бюджетных прав Российской Федерации бюджетный право российский муниципальный Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции ...