В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на
социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она
остается в центре внимания и населения, и научной общественности. Она затрагивает почти все слои общества, начиная от студентов, заканчивая людьми пожилого возраста.
Безработица оказывает влияние на социальную, политическую и экономическую сферы жизни общества. Важнейшее направление изучения безработицы — ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Решение проблемы безработицы очень важно, в целом, как для общества, так и для государства.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую прямое воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом дискуссий.
Цель работы — исследовать проблему безработицы в современной экономике.
Основные задачи работы:
- изучить литературу по теме исследования;
- проанализировать теоретические основы безработицы;
- изучить различные теории безработицы;
- проанализировать особенности рынка труда и занятости в России на современном этапе;
- изучить особенности безработицы в Кировской области.
Объект исследования — безработица, как социально-экономическое явление. Предмет исследования — проблема безработицы в России.
Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России
... БЕЗРАБОТИЦЫ. ЕЁ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 1 Объяснение безработицы и занятости с точки зрения законов рынка труда Проблемы безработицы и занятости ... и рынка труда. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведённого аналитического исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития рынка труда в России ... бы зарабатывать на другой работе, либо в домашнем хозяйстве, ...
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и др.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, труды ученых-экономистов по рассматриваемой проблеме, статьи научных экономических журналов по теме исследования.
1. Теоретические основы безработицы
1.1 Причины возникновения безработицы
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения оказывается незанятой.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин:
— Человек — экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его, как правило, нельзя зарезервировать и «положить в холодильник до лучших времен». Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
— Даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить себя и семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или от превращения их в бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
— Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств к существованию. В результате затрудняет сбыт товаров на внутреннем рынке. Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
- Безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причина — растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
- Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Экономические причины безработицы:
1. Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
2. Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требует ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
3. Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
Воспроизводство рабочей силы в рыночной экономике
... особенности воспроизводства рабочей силы в современной экономике. 1. Теоретические основы общественного воспроизводства рабочей силы 1.1 Сущность воспроизводство на макроэкономическом уровне Общественное воспроизводство есть процесс общественного производства в постоянно, взаимно повторяющейся связии в непрерывномпотоке своего возобновления. В рыночной системе ...
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления.
Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве.
Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам.
Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.
Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления.
Из закона «О занятости населения Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней [15].
При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам» [4, С. 215 — 218].
Одним из характерных проявлений макроэкономической нестабильности является существование армии безработных. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться в разных странах.
Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Но, как правило, несколько одинаковых признаков присутствуют во всех определениях. Это:
- Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (В России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
- Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности.
Учет отчислений и удержаний по заработной плате в бюджетном учреждении
... и удержаний по заработной плате в муниципальном учреждении, а именно: удержание средств, ранее выданных под отчет и удержание по исполнительным листам. В заключении сделаны выводы по дипломной работе. Глава 1.Организация учета заработной платы 1.1 ...
Рассмотрим три категории населения старше 16 лет.
Первая категория — это занятые, или работающие. К ним относят людей, которые имеют работу, и тех, кто, имея работу, временно по каким-то причинам (болезнь, отпуск) не работают.
Вторая категория — безработные. К категории безработных относят людей, не имеющих работу, но активно занятых ее поиском.
Третья категория — лица, не включаемые в состав рабочей силы. Это студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать по каким бы то ни было причинам. Эту категорию принято считать экономически неактивной частью населения.
В сумме лица, относящиеся к первой и второй категориям, представляют собой рабочую силу страны[3, С.403].
Появление безработных обусловлено:
Во-первых, в условиях плановой экономики у нас существовало множество убыточных предприятий — заводы, фабрики, совхозы и т.д. Убыточные — это значит такие, которые не получали от продажи своей продукции того, что тратили на ее производство. Их постоянно поддерживало государство. Теперь многие предприятия попытались себя окупить. Но не у всех это получилось. Например, оборудование на заводе старое, хорошую продукцию давать не может. Цены на продукцию подняли, а она по этим ценам никому не нужна. И завод закрывается. Его бывшие рабочие — безработные.
Во-вторых, сокращается аппарат управления, который был нужен старой плановой экономике. Многие специалисты-управленцы не нашли себе места в новых рыночных структурах — банках, биржах, фирмах, малых предприятиях и т.д. Они стали безработными.
В-третьих, многие предприятия стали освобождаться даже от работников, которые имеют хорошую специальность, являются работающими людьми. Это происходит от того, что предприятие сохранилось, а вид деятельности изменился. Эти люди тоже стали безработными.
В-четвертых, многие работники оказались «лишними», потому что прибыль предприятия стала зависеть не от числа работающих, а от усилий. И если раньше один и тот же объем работы выполнили 10 человек, то теперь с работой за высокую плату могут справляться трое. Значит семеро остальных — безработные.
1.2 Теории безработицы
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (вторая половина 19 века).
Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы.
Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж. Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, то есть вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются на существование какого-то количества безработных. Экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу[6, С.640].
Заработная плата — цена труда на рынке труда
... цены и ожидаемой (прогнозируемой) прибыли. Зависимость спроса фирмы на рабочую силу от величины и динамики заработной платы важнейший элемент рыночных отношений в сфере труда, определяющий, в конечном счете уровень и движение занятости и безработицы ...
Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге «Теория безработицы», вышедшей в 1933 г.
Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:
- а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;
- б) существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;
- в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;
- г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.
Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.
По мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица[6, С.641 — 642].
В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Занятость и безработица. Государственная политика занятости
... Данная курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена проблеме безработицы и занятости. В ней указываются общие понятия рынка труда и занятости, причины и виды безработицы, проблемы занятость населения, а также приведены функции и анализ работы ...
Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется, прежде всего, предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.
В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
- а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости;
- даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;
— б) для повышения уровня занятости, в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы[6, С.642 — 644].
В наше время также существуют разные школы экономики. Например, Лондонская школа экономики и политических наук — подразделение Лондонского университета. Школа основана в 1895 г. Девиз школы «rerum cognoscere causas», принятый в 1922 году, означает «познай причину вещей».
В 2010 году учёный из Лондонской школы экономики Кристофер Писсаридес, и Питер Даймонд и Дейл Мортенсен, представляющие США получили Нобелевскую премию по экономике. Премия была вручена за исследования рынков с моделями поиска -«трение» в макроэкономике.
Из всего этого можно сделать вывод, что со временем появляются разные школы экономики. Представители этих школ по-разному рассматривают проблему безработицы и по-разному находят решения этой проблемы.
Циклы, инфляция и безработица
... предпринимателям для расширения производства. Эволюция экономических циклов. Современные представления о типах циклов и цикличности в экономике. С того ... Увеличение спроса на рабочую силу и уменьшение безработицы способствуют повышению уровня заработной платы; 5) кредитной экспансией. ... товарного излишка, во время кризиса 1929-1933 гг. масса товаров просто уничтожалась (уничтожались хлопок, кофе ...
1.3 Виды безработицы
Безработица — такая ситуация на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него.
Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами. Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделять ее специфические виды:
- § фрикционная;
- § структурная;
- § циклическая;
- § сезонная;
- § институциональная;
- § технологическая[3, с.403-407].
Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается не сразу. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей и др.), такие «новички» тоже учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы. Фрикционная безработица, как правило, имеет добровольный и относительно кратковременный характер. Чаще всего фрикционная безработица затрагивает людей, имеющих неплохие профессиональные навыки, и эти люди обладают достаточно высокой степенью защиты от долгосрочного пребывания в рядах безработных.
Что же может вести к росту уровня фрикционной безработицы?
Следует выделить несколько основных причин:
1) Неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим их уровнем оплаты в конкретных фирмах.
2) Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки.
3) Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте. При таком образе жизни сокращается перетекание рабочей силы.
Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии и неизвестно, будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии. Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиям оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Структурная безработица имеет более продолжительный характер, чем фрикционная. И если фрикционная безработица может рассматриваться как безработица добровольная, то структурная безработица — безработица вынужденная.
Безработица и ее проблемы в переходной экономике
... производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников. Цель исследования - показать особенности безработицы в переходной экономике Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, определяющие содержание данной работы: ...
Сочетание вышеназванных типов безработицы (фрикционной и структурной) образует так называемый естественный уровень безработицы. Этот уровень нередко называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Естественный уровень безработицы определяет уровень потенциального ВВП. Сочетание слов «естественный» и «безработица» все меньше устраивает ученых-экономистов, исследующих эти сложные процессы. Поэтому в современной экономической литературе все чаще можно встретить термин NAIRU, т.е. не ускоряющий инфляцию уровень безработицы. Такое название подчеркивает существование определенного предела уровня безработицы, выйдя за который, экономика столкнется с инфляцией. Иначе говоря, если правительство будет стремиться снижать безработицу, существующую при уровне потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов), то оно неизбежно столкнется с инфляцией.
Естественный уровень безработицы, или NAIRU, определяется как усредненная величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие десять лет и последующие десять лет с учетом прогнозных оценок. Следует отметить, что любые методики подсчета естественного уровня безработицы обладают определенными погрешностями.
Выделяют следующие причины устойчивости в долгосрочном периоде естественного уровня безработицы. Во-первых, развитая система страхования по безработице. Выплаты пособий значительно снижают стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое безработные тратят на поиски нового места работы. Во-вторых, важным фактором является так называемая жесткость заработной платы, которая порождает вынужденную безработицу. На рынке труда равновесие между спросом и предложением труда устанавливается при определенных условиях.
Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной заработной платы (w1IP) превышает ее равновесное значение (w0IP).
Негибкость заработной платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос L1 на него. В таком застывшем неравновесном состоянии рынок труда может находиться довольно продолжительное время, которое определяется следующими факторами: во-первых, фиксацией уровня заработной платы в договорах с профсоюзами и в индивидуальных трудовых соглашениях; во-вторых, законодательными установлениями минимума заработной платы, ниже которого предприниматели не имеют права снижать ее; в-третьих, поведение фирм, не заинтересованных в снижении уровня заработной платы, потому что эти фирмы боятся при ее снижении потерять высококвалифицированную рабочую силу. Следует отметить, что естественный уровень безработицы не является раз и навсегда заданным.
Структурная безработица, при всей своей болезненности, может даже не сильно волновать страну, напряжение появится лишь в том случае, общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработица — циклическая.
Особенности спроса и предложения на российском рынке труда
... порождающих безработицу. Целью моей курсовой работы является изучение особенностей спроса и предложения на российском рынке труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: Дать определение рынку труда, трудовым ресурсам и занятости, ...
Циклическая безработица порождается циклическими колебаниями экономической активности. Она присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается гораздо меньше числа безработных. В условиях циклической безработицы людям не помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации. Не всегда спасает и перемена места жительства, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень.
Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979).
Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена:
(Y — Y*)/Y* = — л (U — Un) (1)
Где Y — фактический ВВП;
- Y* — потенциальный ВВП;
- U — фактический уровень безработицы;
- Un — естественный уровень безработицы;
- л (в абсолютном выражении) — эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).
Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются рабочие сельского хозяйства, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками. Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах.
Технологическая безработица — разновидность структурной, возникает в результате внедрения новых технологий и замены людей машинами.
Институциональная безработица возникает как следствие существующих в стране пособий по безработице.
Институциональная безработица вызывается:
- несовершенством налоговой системы;
- введение гарантированного минимума заработной платы
- инерционностью рынка рабочей силы;
- несовершенствоv информации о свободных рабочих местах.
1.4 Последствия безработицы
безработица рынок труд мобильность
Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Как и любое явление, безработица имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.
Она имеет не только негативное последствие, безработица — одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.
Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.
Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных, уменьшается число заключенных браков.
Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.
Положительные последствия безработицы:
- Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране.
- Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования.
- Растет активность населения, развивается производство.
- Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции.
- Растёт ценность рабочего места.
- Безработные формируют трудовой резерв в экономике, который может быть использован в условиях экономического роста.
Отрицательные последствия безработицы:
- Безработица приводит к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса.
- Снижается квалификация рабочей силы, которая долгое время находится без работы.
- Ухудшение качества жизни безработных и их семей.
- Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж.
- Безработица приводит к росту преступности в обществе.
— В условиях высокой безработицы растут расходы государства на социальное обеспечение безработных. В результате растёт налоговая нагрузка на работающих граждан.
Глава 2. Современное положение на рынке труда в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка труда в РФ
Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.
По данным Управления государственной службы занятости численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения на 2009 год, составляет 27616. Из них женщины — 14443, лица, проживающие в сельской местности — 10052.
Реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Управлением государственной службой занятости, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико — для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина — сложности при постановке на учет на бирже труда.
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать[9, С. 18 — 29].
В некоторых секторах безработица снижается. Так, даже вопреки сокращению бюджетных расходов во многих странах, вырос уровень занятости в секторе образования, здравоохранения и государственного управления. В сфере сельского хозяйства не отмечается роста, однако ситуация остается стабильной.
Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.
В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась ускорением роста большинства макроэкономических показателей. В годовом исчислении ВВП во II квартале 2010 года, по оценке Росстата, вырос на 5,2% против падения на 2,9% в IV квартале 2009 года, а за январь-июнь 2010 года ВВП увеличился на 4,2% к соответствующему периоду прошлого года.
Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.
В период кризиса государственная политика в области содействия занятости осуществлялась в рамках постоянно действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».
На осуществление социальной поддержки безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009-2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.
В дополнительных мероприятиях в 2009-2010 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест.
По сравнению с началом 2009 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза.
Принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе.
Реализация дополнительных мероприятий позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности — 2,2 млн. человек), в 2010 году (по оценке) — 1,98 млн.человек.
При этом общая численность безработных к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года — 5,0 млн. человек или 6,6%).
Реализация мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек).
При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2010 года.
Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 годов предусматривают инвариантность развития.
Консервативный вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.
Умеренно-оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 — 4,2%.
По оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.
В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).
Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.
2.2 Методы борьбы с безработицей в России
Российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика).
К пассивным методам в России можно отнести выплаты социальных пособий, таких как: пособие по безработице, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости, материальная помощь. Так в период с 2009 по 2011 гг. наблюдается тенденция к росту выплат пособий по безработице на 23,6 %, так в 2009 году было выплачено 49124 млн. руб., а в 2011 — 64341 млн. руб.
Одним из важнейших методов сокращения безработицы является увеличение количества рабочих мест. Так, в России многие крупные предприятия во время кризиса 2008 — 2009 гг. прекратили свое существование, а многие выживали только благодаря государственной поддержке. Острее ситуация с безработицей состоит в маленьких городах и населенных пунктах. Обычно на весь город есть только одно градообразующее предприятие, на котором работает больше половины работоспособного населения. Если предприятие закрывается, то большая часть населения остается без работы.
Несомненно, одним из методов борьбы с безработицей является поддержка и увеличение, прежде всего, малого бизнеса. Проблема заключается в том, что не каждый человек способен открыть и руководить собственным бизнесом. Кроме того в России создать собственное дело достаточно сложно. Для этого, нужен как минимум стартовый капитал. В России в настоящее время наблюдается поддержка со стороны государства в данном направлении.
Фрикционная безработица в России снижается за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда. В России эту функцию выполняют служба занятости. Она собирает у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным. Также содействуют трудоустройству кадровые службы и агентства, периодические издания для поиска работы.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы приводят к тому, что рабочая сила наилучшим образом соответствует имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Эти программы реализует служба занятости населения.
Одним из немаловажных методов является поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия, с целью повышения конкурентоспособности продукции. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет, в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, в рамках которой предоставляются рабочие места безработным. Так в 2009 г. в общественных работах приняли участие 1,7 млн. чел., а в 2011 — 1,2 млн. чел. Наблюдается тенденция к снижению количества безработных, участвующих в системе общественных работ в период с 2009 по 2011 год на 29,4%. (Приложение 2)
Для борьбы с иждивенцами государство ограничивает срок выплат пособий по безработице, уменьшают сумму с течением времени.
Безработица в России не дает времени последовательно идти по пути нормальной эволюции политики занятости. Поэтому разнообразные программы обеспечения занятости пытаются охватить сразу все направления работы с занятостью и безработицей, слабо согласовывая намеченное с реальными финансовыми возможностями государства. Получается одновременно все и ничего. Представляется, что в современных экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости.
Таким образом, Россия ведет активную политику занятости, то есть она направлена на создание рабочих мест и организацию переобучения безработных.
Заключение
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности. Она затрагивает почти все слои общества, начиная от студентов, заканчивая людьми пожилого возраста.
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица — постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к «естественному уровню», имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Программ сокращения числа безработных в разных странах придумано немало, но важно понимать одно: все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране. Тогда в ней начнет расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до этого на пособие по безработице. Именно такое развитие событий нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.
Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.).
Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.
Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому — ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.
Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего расширение информационной базы о безработице. Сегодня мы располагаем достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.
Оценивая деятельность государства в целом по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически направлены на ликвидацию безработицы. А это, как известно, всегда требует затрат больших, чем их предупреждение.
Библиографический список
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ)
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №46 «О занятости населения в Российской Федерации».
3. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Курс экономической теории: учебник. Киров, «АСА», 2010. -С. 403 — 407.
4. Вареничева,Т. В тупике безработицы [Текст] / Т. Вареничева // Социальная защита. — 2007. — №4. — С.16 — 19.
5. Зорин,Н. Кировская область: снижение уровня безработицы — одно из условий снижения бедности [Текст] / Н. Зорин, Р. Кудрявцева // Человек и труд. — 2009. — №3. — С.37 — 39.
6. Камаев В.Д. и колл. Авт. Экономическая теория: учебник. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 — С.640 — 644.
7. Концепция действий на рынке труда на 2008 — 2010 годы [Текст]: одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. №1193-р // Администратор образования. — 2009. — №20. — С. 36 — 48.
8. Кризис и меры [Текст] // Российская Федерация сегодня. — 2009. — №3. — С.18 — 29.
9. Макконелл, Кэмбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: пер.с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. — Брю. — 16-е изд. — М.: ИНФА-М, 2008. — 940 с.
10. Перова, И. Безработица в оценках населения [Текст]: опасения и ожидания / И. Перова // Вестник общественного мнения. — 2008. — №1. — С.71 — 77.
11. Экономическая теория [Текст]: учебно-методическое пособие / авт. кол. Ю.А. Бакулин, А.Н. Комлев, Н.Ю. Фадеева и др. — Киров: изд-во ВятГГУ,2008. — 318 с.
12. Чершина, Н.В. Социальные проблемы безработицы [Текст] /Н.В. Чершина // Cоцио — 2007 — № 1.
13. Бреев Б.Д. Безработица в современной России — М.: Наука, 2007. — 316с
14. www.gks.ru [электронный ресурс] — официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики.
15. www.rostrud.ru — Федеральная служба по труду и занятости.
Приложения
Приложение 1
Рисунок 1 — Уровень безработицы в России в 2009-2011 годах.
Приложение 2
Рисунок 2 — Динамика численности экономически активного населения.