Безработица курсовая работа по экономике

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике появились проблемы занятости населения, некоторые из них связаны с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, препятствует эффективной борьбе с безработицей, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Высокий уровень занятости в стране – один из главных аспектов макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительные рабочие места, ставит перед собой задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая пределов своих производственных возможностей. Также безработица причиняет урон и жизненным интересам людей. Не позволяя им воплотить свои умения в том поле деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди подвергаются серьезным психологическим потрясениям. Из вышесказанного можно заключить, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из главных показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

Целью моей работы является изучение сущности безработицы, каковы причины, ее вызвавшие, и какие надо принять меры, по борьбе с безработицей.

Основными задачами моей работы являются:

  • Дать понятие безработицы
  • Определить ее виды и уровень
  • Объяснить причины возникновения безработицы
  • Определить способы регулирования занятости населения
  • Проанализировать ситуацию безработицы в России

Глава 1. Общие сведения о безработице. виды безработицы

1.1. Понятие безработицы.

В экономической теории используется два показателя, которые могут отразить объективную картину экономической нестабиль­ности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее про­должительность.

4 стр., 1877 слов

Центр занятости населения

... их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая ... сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих ...

Показатель уровня безработицы используется для измерения масшта­бов безработицы и измеряется как доля официально зареги­стрированных безработных к численности занятых в производстве. Понятие “безработица” и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно . Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья).

Трудоспособные, по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на бирже труда, не попадают в статистику безработицы.

Безработица

В практике изучения безработицы сложилось три основных подхода к пониманию этого явления.

Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. В этом случае она рассматривается как ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения становится относительно избыточно по отношению к спросу на рабочую силу, т.е. резервной армией труда.

Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроится по независящим от него обстоятельствам. Таким образом, безработица – это положение на рынке труда, когда квалифицированные работники согласны работать при существующей ставке заработной платы, но не имеют возможности получить работу из-за ограниченного количества рабочих мест.

Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

а) трудоспособный возраст , т.е. человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

16 стр., 7855 слов

Биржа труда и её роль в регулировании рыночной экономики

... работы : Цель работы – рассмотреть биржу труда и ее роль в регулировании рыночных отношений. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать историю создания, понятие, устройство и сущность биржи труда. 2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о роли биржи труда в регулировании рыночных отношений. ...

б) отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

в) доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, т.е. доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:

Уровень безработицы = Число безработных / Численность рабочей силы

Исходя из этого, мы можем дать более точное определение термина «рабочая сила».

Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти для себя работу не могут.

1.2. Виды безработицы

Качественно безработица характеризуется своими видами. В трудах одних экономистов выделяются три блока видов безработицы:

Вынужденная. Обуславливается происходящими изменениями в социально – хозяйственной жизни общества, приводящих к сокращению рабочих мест, проявляется в трех формах:

Циклическая

  • Структурная

Изменения в структуре спроса сегодня оказываются все более существенными. Например, в России долго создавались преимущественно вузы для подготовки инженеров, а рынок труда требует сегодня все больше специалистов совсем других профессий. Например, в апреле 2005г. на московском и санкт-петербургском рынках труда, по данным газеты «Форум карьер», требовались специалисты таких профессий, как:

1)старший координатор региональных маркетинговых исследований;

2)менеджер торговой марки;

3)менеджер по рекламе и маркетингу;

4)налоговый аналитик;

5)главный бухгалтер;

6)инженер-проектировщик со знанием систем компьютерного проектирования;

7)торговый представитель фармацевтической компании;

8)консультант по развитию бизнеса;

9)менеджер проекта;

10)старший финансовый аналитик;

11)аналитик телекоммуникационных систем;

12)менеджер по управлению сбором маркетинговой информации.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, может не волновать страну лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

  • Технологическая – вызвана изменениями структуры производства в масштабах одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочих мест.
  • Естественная – характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. Естественная безработица – наиболее экономически ориентированный блок социального поведения индивида, проявляется в трех формах:
  • Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет; связана с периодом, необходимым для поиска новой работы, по причине получения образования, перемене места жительства. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшего его по своему желанию, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. В какой-то мере эта безработица является желательной, т.к. многие рабочие переходят с низко­продуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооп­лачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высо­кие доходы для рабо­чих и более рациональное распределение трудо­вых ресурсов, а, следова­тельно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.) Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.

28 стр., 13503 слов

Доходы населения. Уровень и качество жизни

... задач, которые необходимо решить в курсовой работе: Определить экономическую сущность уровня и качества жизни населения; Исследовать понятие феноменов «уровень жизни» и «качество жизни» населения; Провести анализ основных показателей уровня и качества жизни населения РФ; Выявить необходимость повышения уровня жизни населения; Предложить совершенствование институциональных механизмов преодоления ...

Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер).

Что может вести к росту уровня фрикционной безработицы?

Следует выделить несколько основных причин:

  • Неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
  • Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы;
  • Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, т.е. отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.

Отличительной чертой фрикционной безработицы является ее непродолжительность.

  • Институциональная – появляется, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных. Порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Например, чрезмерная социальная защита порождает снижение трудовой активности населения, высокие ставки налогов также снижают стимулы к труду.
  • Добровольная – связана с наличием группы лиц, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать.

Маргинальная объединяет представления о различных формах не занятости. Таких как:

  • Застойная безработица – охватывает то трудоспособное население, которое потеряло работу, утратило право на получение пособия по безработице, отчаялось найти рабочие места, приспособилось жить на социальные подачки общества и утратило интерес к активной трудовой деятельности.
  • Сезонная безработица – имеет колебательный характер, схожа с циклической, но эти колебания можно регулярно прогнозировать. Сезонные работники остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания ее получить и т. д.
  • Скрытая безработица – возникает вследствие концентрации излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. Данный вид безработицы трудно выявить. Характеризуется неполной занятостью в течение установленного рабочего времени. В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.

региональная

16 стр., 7656 слов

Миграция рабочей силы

... миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня ... странами, находящимися на «одно-порядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не ...

Ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, т.е. от того, как изменяется численность населения и его возрастная структура. В России эти процессы носят весьма тревожный характер, так как общая численность населения сокращается, и оно стареет. За 1993-2000гг. численность населения России сократилась на 3,5млн. человек, и этот процесс продолжиться в будущем из-за низкой рождаемости и высокой смертности (особенно среди мужчин).

Прогнозы демографов говорят о том, что к 2050г. численность населения России (при существующей иммиграционной политике) снизится в оптимистическом варианте примерно до 115млн чел., а в пессимистическом-до 90 млн. человек против 145млн на начало XXIв.

Казалось бы, снижение численности населения должно улучшить ситуацию на рынке труда. И для людей, ищущих работу, так оно и есть. Но с точки зрения страны в целом картина выглядит совсем не радостно. Сокращение численности российского населения сопровождается его старением: к 2008г. доля населения в возрасте моложе трудоспособного сократилась до 15,4% против 23,7% в 1993г. А это приведет к увеличению среднего возраста работающих и снижению их мобильности, что очень нежелательно. Между тем уже сейчас в ряде районов центральной и западной части страны доля пожилых людей среди работающих превышает 30-40% и в перспективе станет только расти.

В результате не только будет труднее найти работников для вновь создаваемых предприятий, но и придется отчислять все большую часть заработков людей трудоспособного возраста на пополнение пенсионных фондов, а возможности повышения заработной платы уменьшается.

неполная занятость.

Неполная занятость –

Наиболее распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:

  • Предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
  • Введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели.

Люди, находящиеся в таком положении, формально не состоят на учете в службе занятости и не получают пособие по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.

Корни нынешней российской неполной занятости уходят во времена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление, которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Поскольку коммунистическая идеология не допускала возможности существования в социалистическом государстве безработицы, численность рабочих мест планировалась так, чтобы возникал даже некоторый их избыток.

13 стр., 6044 слов

Влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы

... безработицы. Для ее преодоления, как государством, так и частными фирмами создается сеть центров по переподготовке кадров. Цель курсовой работы - изучить влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы. Задачи курсовой работы: ... уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. В широком смысле под инновациями ...

искусственно низкая

классическая

«естественная безработица»

Уровню безработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица – явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозможно.

Под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной.

Глава 2. Уровень безработицы, структура его изменения

Безработица – одна из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран.

Безработица – явление мирового масштаба: по данным Организации Объединенных Наций, безработными являются 800 млн. человек.

Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый).

Естественный уровень безработицы – сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Так определяется доля естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Этот показатель время от времени уточняется с учетом изменений состава трудящихся. Циклические же факторы поднимают уровень безработицы выше «естественного».

Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы – это сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости, или естественный уровень безработицы, устанавливается тогда, когда рынки рабочей силы пребывают в равновесии в том смысле, что количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы – это некая положительная величина, поскольку «фрикционным» безработным требуется время, что бы приобрести квалификацию или переехать в другое место для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом возникают дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается “нехватка” рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Подробный необычный «дефицит» на рынках рабочей силы сопровождается инфляцией. Понятие «естественный уровень безработицы» требует двух уточнений.

14 стр., 6553 слов

Рынок труда (рабочей силы) и человеческий капитал

... триаде `труд - земля - капитал' является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Вложения средств в человеческие ресурсы и ... активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают ...

Отсутствие автоматизма, Изменчивость

Определение уровня безработицы при полной занятости осложняется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделяется на три большие группы.

Первая группа включает в себя тех, кто не достиг 16 лет, а также тех, кто содержится в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. Эта категория людей не рассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы.

Вторую группу , которая называется «не входящие в состав рабочей силы», составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по тем или иным причинам – надомная занятость, учеба, выход на пенсию – не работающие и не ищущие работу.

Третья группа – это собственно рабочая сила. Эта категория охватывает всех тех, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силы входят как работающие (занятые), так и безработные, но активно ищущие работу. Уровень безработицы – это доля безработных в общей численности трудоспособного населения (рабочей силы):

Уровень безработицы = 100%.

Формула для вычисления безработных:

Рабочая сила – Число занятых = Безработные.

Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного населения, которое в свою очередь является частью всего населения страны.

Частичная занятость . Официальная статистика относит всех занятых неполный рабочий день в категорию полной занятости. Кто-то по собственному желанию работает неполный рабочий день, кто-то хочет работать полный рабочий день, но не может найти подходящую работу, либо работает неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы состоят из частично занятых и частично безработных. Рассматривая их как полностью занятых, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Работники, потерявшие надежду на трудоустройство . Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Безработных, которые не занимаются активными поисками работы, относят в категорию «не входящих в состав рабочей силы». Проблема заключается в том, что многие работники, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, постепенно теряют надежду на ее получение и выпадают из состава рабочей силы. В периоды спада таких работников, потерявших надежду на трудоустройство, становится больше, чем в периоды процветания. Не включая таких работников в число безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

12 стр., 5833 слов

Безработица: экономические и социальные издержки

... виды и причины; рассмотреть и проанализировать социально-экономические последствия безработицы и методы их нейтрализации; выявить и обобщить основные особенности безработицы в России и рассмотреть понятие «социальная защита» безработных. ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: ЕЁ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ 1.1. Сущность безработицы, Безработица Безработица ...

Ложная информация . С другой стороны, уровень безработицы может оказаться завышенным. Некоторые неработающие респонденты утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся в группу «безработных», а не в группу «не входящих в состав рабочей силы». Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия по безработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимых поисков работы. Теневая экономика также может способствовать завышению официального уровня безработицы.

Хотя уровень безработицы служит базовым фактором для выработки экономической политики, он обладает определенными недостатками. И, несмотря на то, что уровень безработицы является одним из лучших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром.

Глава 3. Причины возникновения безработицы и ее последствия

3.1. Причины возникновения безработицы

Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы. Рассмотрим эту проблему конкретнее на примере России.

Причины возникновения безработицы в РФ:

Первая причина, Вторая причина., Третья причина . , Четвертая причина., Пятая причина.

Проблему безработицы также усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин:

Во-первых, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых

В-пятых , рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

3.2. Последствия безработицы

Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

13 стр., 6370 слов

Труд как фактор производства: спрос и предложение

... труд, земля и капитал. Они соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. ... занятости. Однако, чем выше платежеспособный спрос на товары и услуги, тем выше спрос на наёмный труд (рабочую силу) и ниже безработица. ... рынке труда только двух типов экономических субъектов: ...

I.Социальные последствия безработицы.

Отрицательные:

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные:

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
  5. Экономические последствия безработицы

Отрицательные:

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

Глава 4. Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления

4.1. Общие меры по борьбе с безработицей

Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Общие меры по борьбе с безработицей.

  1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
  2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
  3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
  4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
  5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
  6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

4.2. Борьба с безработицей в России

При разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально – трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально – страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформатора». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.).

При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И, наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово – промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально – профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально – трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников).

Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально – экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально – трудовой сферы.

Заключение

Важнейшим социально-демографическим и экономическим показателем страны является уровень безработицы. Безработица возникает вследствие развития рыночных отношений, прежде всего, рынка труда, а также из-за кризисных явлений. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

Одной из самых важных задач государства является достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, которая будет удовлетворять социальные потребности людей. Механизм формирования рынка труда является одним из главных аспектов для государства. Этот механизм должен изменяться и совершенствоваться относительно новых условий развития рыночной экономики, структурных изменений производства, эффективного формирования социальной политики.

Список использованных источников

1. Иохин И.Я.,Экономическая теория, учебник,/под редакцией ЮРИСТЪ, Москва-2002.

2. Гусаров В.Н.,Статистика: учебное пособие для Вузов,/под редакцией ИНИТИ-ДАНА, Москва-2005.

3. Буланова В.С.,Рынок труда, учебник для студентов,/под редакцией БЕК, Москва-2003.

4. Рональд Д ж. Эренберг, Роберт С.Смит, Современная экономика труда, МГУ-1996.

5. Старовойтова Л.И.,Золотарева Т.Ф.,Занятость населения и его регулирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений,/под редакцией Академия-2008.

6. Борвихин В.Н.,Пороховщиков В.Г.,Социально-экономические аспекты занятости в России, Москва-2002.

7. Семенов А.,Кузнецов С.,Модели прогнозирования спроса на рабочую силу. Человек и труд, издание №11-2005.

8. Камаев В.Д.,Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений,/под редакцией ВЛАДОС-1999.

9. Липсиц И.В.,Экономика(2-ое издание, учебник для ВУЗов),/под издательством Омега-л, Москва-2007.