Безработица как фактор дестабилизации национальной экономики

Содержание скрыть
  • рассмотреть понятие, экономическую сущность и формы безработицы;
  • описать причины и социально-экономические последствия безработицы;
  • провести анализ показателей и дестабилизирующего влияния безработицы на национальную экономику России;
  • раскрыть меры по регулированию безработицы в России и определить пути снижения ее дестабилизирующего влияния на национальную экономику России.

Объект исследования — безработица населения.

Предмет исследования — формы, уровень и комплекс мер по регулированию безработицы в Российской Федерации.

Применявшиеся методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, изучение документов, обработка статистических данных и другие.

Информационная база: учебная и специальная литература, а также статьи периодических изданий и информационные Интернет-ресурсы, содержащие информацию о безработице в Российской Федерации.

Структура работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком источников литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы безработицы, описываются ее сущность, формы и социально-экономические последствия. Во второй главе проводится анализ уровня безработицы в Российской Федерации, выявляются причины и ее дестабилизирующего влияния на национальную экономику России. В третьей главе определяются меры правительства, способствующие снижению безработицы и разрабатываются рекомендации по улучшению ситуации в данной сфере.

Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление

1.1 Понятие, экономическая сущность и формы безработицы

Безработица является одной из центральных проблем макроэкономики, которая требует особого внимания со стороны государства и общества. Согласно Б.Д. Брееву, «Безработица — это ситуация в экономике, когда часть трудоспособного населения хочет найти работу, но не может её найти» [3, c. 9]. Согласно мнению данного автора, безработным является человек, который занимается поиском работы.

Похожего мнения придерживается и Гобсон Дж., который характеризует безработицу как «социально-экономическое явление в обществе, при котором активное и трудоспособное население не имеет возможности найти подходящую работу, которую оно может выполнить и которая бы устраивала бы человека» [4, c. 15].

46 стр., 22996 слов

Безработица в России виды, формы, социально-экономические последствия

... вмешательство в экономику и проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно. В качестве регулятора рынка труда, а также метода борьбы с безработицей в классической концепции используются цена и заработная ... на труд сократиться до N2 . В результате возникает безработица в размере (N1 –N2 ). Конкуренция за рабочие места заставит ищущих работу согласиться на более низкую оплату труда, и ставка ...

Таким образом, все исследователи данной проблемы определяют безработицы как отсутствие возможности найти оплачиваемую работу для трудоспособного населения.

Для того, чтобы показать настоящее положение на рынке труда, используется два показателя: уровень безработицы и ее средняя продолжительность. Первый показатель измеряется отношением официально зарегистрированных безработных к числу занятых в производстве.

По мнению большинства специалистов по экономике, безработица является необходимым явлением для рынка труда. Она воздействует на повышение производительности труда граждан, вызывает интерес в качественном труде и дальнейшем повышении квалификации. Изучение данного вопроса необходимо для государства: выявленные проблемы помогают сформировать правильную политику для совершенствования трудовой системы. Одно из направлений таких мер ? создание соответствующих законов. Для России таким законом стал ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно ст. 1, п. 1 Закона занятость населения представляет собой «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1].

Во второй статье этого же закона дается уточнение, вследствие которого граждане, отсутствующие на рабочем месте в связи с повышением квалификации, отпуском, нетрудоспособностью, переподготовкой и забастовкой, также относятся к занятому населению.

К безработным относятся те граждане, которые могут и хотят работать, самостоятельно искали работу, однако им не хватило свободного рабочего места или профессиональной подготовки. В эту категорию не могут относиться лица, не способные трудиться в силу возраста и по состоянию здоровья, не претендующие на рабочее место. Остальные граждане попадают в общую статистику по безработице [2, c. 10].

Существует также понятие частично безработные ? это лица, занятость которых составляет неполный рабочий день или неделю.

В настоящее время принято выделять следующие формы безработицы:

1. Фрикционная ? временная незанятость в связи с переходом с одной работы на другую. Данный вид существует постоянно, что означает мотивацию граждан иметь более высокие доходы.

2. Структурная ? возникает при изменении структуры спроса и технологии производства. В связи с нововведениями сотрудники вынуждены переучиваться или искать новое место работы. По сравнению с фрикционной имеет более длительный период.

3. Циклическая ? возникает в связи снижения спроса на рабочую силу во всех отраслях и структурах. Как правило, возникает при спаде и промышленном кризисе. Имеет затяжной характер и ведет к застойной безработице.

4. Застойная ? происходит тогда, когда лица, долгое время находящиеся без работы, теряют квалификацию и не в силах конкурировать на рынке труда. Длительность ? не менее года.

5. Сезонная ? возникает в связи с наличием отраслей, которые выполняют разные объемы в производства в разные периоды времени. Например, сельское хозяйство и строительство, производство и функционирование которых тормозится зимой или не в благоприятные периоды.

6. Институциональная — вызвана диспропорциями устройства рынка рабочей силы, а именно факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы.

14 стр., 6661 слов

Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия

... работы - исследовать проблему безработицы в современной экономике. Основные задачи работы: изучить литературу по теме исследования; проанализировать теоретические основы безработицы; изучить различные теории безработицы; проанализировать особенности рынка труда и занятости в России на современном этапе; изучить особенности безработицы в ...

7. Добровольная ? связана с отсутствием у некоторых граждан желания работать.

8. Технологическая — вызвана переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда и, как следствие, высвобождением трудовых ресурсов.

9. Экономическая — основывается на изменении конъюнктуры рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе и, как следствие, банкротством предприятием.

10. Маргинальная — безработица среди слабо защищенных слоев населения, требующих психологическую и социальную помощь от государства [3, c. 178].

Полная занятость не означает полного отсутствия безработицы. Безработица находится на естественном уровне, и является производственным потенциалом экономики. Естественный уровень безработицы (u*) можно рассчитать по формуле:

u*= U фрикц + U структ = (( U фрикц + U структ)/ L)*100% (1)

Естественный уровень безработицы меняется с течением времени. Он зависит от изменения продолжительности времени на поиск работы, что ведет к увеличению периода выплат пособий по безработице. Такой ученый как М. Фридмен предложил динамическую модель устойчивого уровня безработицы «модель динамики рабочей силы» для расчета естественного уровня безработицы. Показатель уровня безработицы рассчитывается по следующей формуле:

u (показатель уровня безработицы) = s(количество безработных)/

s+f ( количество нашедших работу) (2)

Фактический уровень безработицы может превышать естественный уровень. Это происходит при спаде экономики и связано с циклической безработицей. Это означает, что в экономике неполная занятость ресурсов. Его можно рассчитать по формуле:

U факт= (U/L) *100% или U факт= U фрикц + U структ+ U цикл (3)

Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5 % [7, c. 402]. Описанная в законе Оукена рассчитывается по следующей формуле:

(Y ? Y * ) / Y * = ? Buc (4)

где, Y — фактический ВНП;

  • Y* — потенциальный ВНП;
  • uc — уровень циклической безработицы;
  • Кривая Филлипса — графическое отображение предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы (см.

рис. 1).

Рисунок 1 — Простая или ранняя кривая Филлипса [5, c. 32]

Согласно кривой Филлипсы безработица и инфляция являются взаимозависимыми явлениями, которые несут деструктивное влияние на состояние экономики государства.

Таким образом, безработица — это сложная макроэкономическая проблема, которая несет в себе наибольшую угрозу социально-экономическому строю и благополучию страны. Возникновение безработицы может быть обусловлено множеством причин и каждую из них необходимо учитывать при формировании эффективные мер по регулированию.

1.2 Причины и социально-экономические последствия безработицы

В экономической науке к настоящему времени так и не существует единого подхода к пониманию причин безработицы. И если четверть века назад многими авторами феномен безработицы в России связывался с переходом от плановой экономики к рыночной, то к настоящему времени всё больше исследователей в качестве основной причины безработицы называют экономический кризис [15, c. 31].

4 стр., 1672 слов

Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы

... и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы. Теоретические аспекты скрытой безработицы в России. Безработица - это явление, органически ... или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица. Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой ...

К примеру, Томас Мальтус, английский экономист, причиной безработицы считал чрезмерно быстрый рост населения. Известный экономист Франции Ж.Б. Сэй считал, что главная причина безработицы это чрезмерно высокий уровень зарплаты.

Марксистами, в соответствии с законом народонаселения Карла Маркса, причиной безработицы считали избыточности рабочего населении.

Джоном Кейнсом была выработана теория, согласно которой причина безработицы заключалась в склонности населения к накоплению сбережений [5, c. 29].

Ряд авторов, в частности А.И. Безуглова, считает, что «экономические и политические санкции негативным образом сказались на российских производителях. Это привело к росту цен на сырье, оставляемое из-за рубежа. Происходит сокращение объёмов производства и, как следствие, сокращение рабочих мест, то есть рост безработицы» [9, c. 36].

Вторая глобальная причина безработицы состоит в структурных сдвигах в экономике, то есть в научно-техническом прогрессе. С развитием быстрыми темпами науки, часто люди оказываются «жертвами» внедрения новых технологий, а также автоматизации производства.

В качестве важной причины роста безработицы выступают миграционные процессы. Переезд человека на другое место жительства часто приводит к временной безработице.

В качестве следующей причины следует выделить политику в области оплаты труда. Повышение уровня минимального развития оплаты труда (МРОТ) ведет к увеличению расходов, затрачиваемых на производство, в связи с чем интерес работодателей к привлечению новой рабочей силы снижается.

Безработица выступает показателем макроэкономической нестабильности и оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономические последствия безработицы состоят:

  • в недопроизводстве валового национального продукта;
  • в снижении уровня жизни безработных, так как работа является единственным источником дохода;
  • в снижении заработных плат работающего населения и увеличении налоговой нагрузки на них.

Помимо негативных экономических последствий, результатом превышения уровня безработицы, являются социальные, психологические и политические последствия. Эти последствия, зачастую менее очевидны, но более серьезны, чем экономические. Наиболее важным считаю влияние безработицы на личность. У вынужденно безработного происходит деформация личности, потеря квалификации и практических навыков, появление жизненной депрессии. Это ведет к обострению семейных отношений, распаду семей, сокращению социальных связей. И как следствие стрессы, заболевания (на лечение которых у безработных не хватает денег), психозы, алкоголизм, повышение криминогенной ситуации в стране, социальная напряженность и политическая нестабильность.

Таким образом, формы, причины и последствия безработицы разнообразны, однако все они связаны негативными факторами в экономике и ведут к сокращению рабочих мест и высвобождению трудовых ресурсов. Безработица представляет собой серьёзную проблему, препятствующую экономическому развитию современного общества. Задача государства заключается в регулировании этого социально-экономического явления на макроэкономическом уровне.

41 стр., 20302 слов

Изучение работы Центров занятости населения в области занятости ...

... Объект исследования - государственная политика занятости населения в России. Предмет исследования - эффективность государственной политики занятости населения. Целью дипломной работы является изучение работы Центров занятости населения в области занятости населения на материалах КГКУ «Центр занятости населения г. Заринска». Для достижения ...

Глава 2. Анализ показателей и дестабилизирующего влияния безработицы на национальную экономику России

2.1 Анализ уровня безработицы в России

Подсчетом уровня безработицы в России занимаются следующие государственные ведомства:

  • Федеральная служба государственной статистики;
  • Федеральная служба по труду и занятости;

— Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [13, c. 328].

Динамика уровня безработицы в РФ с 2011 по 2019 год представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Динамика уровня безработицы в РФ с 2011 по 2019 год [17]

В процентном отношении безработица в Российской Федерации в течение 2018 г. находилась на уровне примерно 5,2% и все последние годы, начиная с 2012 года, колеблется между 5 и 6 процентами. Во многих странах, считающихся «развитыми» безработица держится на таком же или даже более высоком уровне. Например, в Испании этот уровень — 16,55%; во Франции — 8,9%; в Германии — 5,7%.

Данные об уровне безработицы в зависимости от возраста отображены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Уровень безработицы в Российской Федерации в зависимости от возраста в 2018 г. [17]

Согласно данным рисунка 3 безработица в России преобладает преимущественно среди людей пред пенсионного возраста, при этом среди мужчин безработных больше, чем среди женщин.

Следует отметить, что России перспективная и хорошо оплачиваемая работа есть только в крупных городах (и то нормально оплачиваемая — это по сравнению с глубинкой) [16, c. 108].

Для сравнения представим данные о безработице в целом по всему миру (см. рис. 4).

Рисунок 4 — Безработица в мире [21]

Итак, по сравнению с другими странами в России относительно низкая безработица. Этого удалось добиться за последние году с помощью ряда последовательных мер правительства Российской Федерации. Однако по сравнению с развитыми странами, на которые принято равняться во всем мире, в России все еще необходимо продолжать работы по регулированию инфляционный процессов. При это негативным фактором является тежелое положение российской экономики, что вызывает негативные ожидания как у населения, так и у зарубежных инвесторов.

Но есть в нашей стране и позитивные факторы. Так, например, удельный вес трудовых ресурсов, имеющих высшее образование, достигает в России 23 %. Только в Нидерландах, США и Норвегии данный показатель имеет значение выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых западных странах, например, в Испании, Японии, Канаде и Великобритании высшее образование имеет значительный меньший процент населения. Сложности с адаптацией после окончания ВУЗов вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или выезжать из страны [16, c. 110].

Кроме того, работники, не имеющие предшествующего опыт мало где нужны. Работодатели хотят видеть специалиста, готового с первых же дней оправдывать трудовыми достижениями получаемую заплату и траться на обучение никто не хочет.

Особо следует упомянуть о людях, работающих по гражданско-правовым договорам, которые официально не относятся к числу занятых, и это напрямую влияет на фактический уровень безработицы, иными словами люди работают, а государство их не видит, не учитывает. И согласно статистическим данным, с каждым годом число таких работников снижается, что также необходимо рассматривать как проблему, которую в перспективе российским властям необходимо решать [12, c. 74].

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 — Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях [18]

Исходя из отображенных на рисунке 5 данных в 2018г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях доля рабочих мест внешних совместителей составлял 1,6%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, — 2,5%. Это свидетельствует о наличии высокого уровня скрытой занятости и отсутствия у значительной части трудоспособного населения возможности осуществлять работу на постоянной основе в течение длительного времени.

2.2 Причины и последствия безработицы для российской экономики

Основными причинами безработицы в России являются следующие факторы:

  • негативные изменения в российской экономике обуславливают спад производства и сокращение рабочих мест;
  • неспособность большей части населения приспособиться под текущие тенденции и освоить более востребованную на рынке труда профессию;
  • ухудшение экономической ситуации, в том числе, снижении потребительского спроса, а это ведет к тому, что предприниматели, не имея роста продаж, вынуждены для сокращения расходов увольнять часть персонала;
  • диспропорции в размещении экономических мощностей в стране. Большая часть предприятий осуществляют свою деятельность в московской области;
  • бюрократизация и коррупция, препятствующие развитию предпринимательской инициативы [6, c. 144].

В России в основном преобладает скрытая безработица, которая в наибольшей степени имеет место на северо-востоке и Дальнем Востоке страны. Много людей из этих регионов задействованы в теневой сфере и поэтому данная статистика может в значительной мере отличаться от реальной ситуации.

К тому же для РФ характерна ситуация, когда люди совмещают свою основную деятельность с дополнительной и это приводит к тому что все рабочие места заняты одними и теми же лицами, что в значительной степени искажает полноту и объективности статистических данных. Кроме того, это провоцирует отсутствие рабочих мест для других людей и как следствие рост уровня безработицы [10, c. 52].

Кроме этого, на рост безработицы в России в ближайшие годы повлияют принятые законы об увеличении пенсионного возраста некоторым категориям граждан, о порядке начисления и индексации пенсий работающим пенсионерам. С каждым годом на рынке труда все больше укрепляется стремление к вариативности графика работы: удаленная, фриланс и т.д. Этому способствует продолжение развития инфотехнологий и выход на рынок труда нового поколения. По прогнозам специалистов, до 2020 года 20% рабочих мест станут виртуальными [8, c. 28].

При этом основными проблемами в вопросе безработицы на данный момент времени являются:

  • нежелание брать на работу молодежь без трех или пятилетнего опыта работы;
  • возрастная дискриминация;
  • устаревают рабочие места, должности совмещают;
  • централизация рабочих мест в Москве и областных центрах;
  • автоматизация производств и дополнительное высвобождение трудовых ресурсов.

Основными социальными и экономическими последствиями безработицы для РФ является:

1) безработицы в РФ в первую очередь проявляются в потере гражданами средств к существованию;

2) замещение ЗП пособием, что приводит к ухудшению материального состояния и к обеднению населения страны;

3) снижение уровня жизни населения, ввиду отсутствия доходов, люди лишаются средств к существованию и из-за этого снижаются демографические показатели и растет число преступлений;

4) снижение ВВП (не работают — не производят, это влечет за собой снижение налогов, уплачиваемых в бюджет и т.д.;

5) Безработица увеличивает расходы государства по мере её роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости.

6) потеря людьми знаний и навыков, квалификацию.

Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Иметься в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией.

Особо следует упомянуть о влиянии безработица на рост теневого сектора. Динамика занятости в неформальном секторе рынка труда РФ изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 — Доля занятых в неформальном секторе в общей численности занятых по видам экономической деятельности в РФ на начало 2018 г., % [18]

Согласно представленным на рисунке 6 данным видно, что лидером теневой занятости стабильно являются такие сферы деятельности как сельское хозяйство, торговля, строительство и транспорт, что обусловлено низким уровнем контроля в этих отраслях. Соответственно, никаких отчислений от работающих неформально в бюджет не производится, а иногда эти же люди получают еще и выплаты по безработице и социальную помочь. При этом по мере снижения заработной платы доля нигде не зарегистрированной занятости возрастает, что свидетельствует о прямой зависимости между данными категориями.

Таким образом, можно сказать, что российское государство достигло определенных успехов в борьбе с безработицей, но успехи эти большей частью мнимые, если проанализировать ситуацию чуть глубже. Госсектор искусственно создал рабочие места, чтобы подстегнуть внутренний спрос. Но если экономика ничего не производит — получается, в нашей стране просто «размазывается нефтяная рента тонким слоем» по массе населения.

Дестабилизирующее влияние безработицы на национальную экономику России велико и многоаспектно. Помимо прямого вреда в виде роста расходов на безработных и недополучение отчислений с заработка, безработица несет еще и скрытый вред в виде снижение квалификации среди неработающих, оттока профессионалов за рубеж и роста социальной напряженности среди всех слоев населения.

Глава 3. Пути снижения дестабилизирующего влияния безработицы на национальную экономику России

3.1 Государственное регулирование безработицы в Российской Федерации

Регулирование отношений в сфере безработицы в Российской Федерации определяется Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) «О занятости населения в Российской Федерации». На основе данного закона меры государства для регулирования безработицы осуществляются по следующим направлениям:

  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения нашей страны;
  • поддержка усилий всех российских регионов при проведении ими специализированных мероприятий по решению имеющихся проблем в сфере занятости;
  • всестороння поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, которая способствует росту самозанятости или созданию новых рабочих мест;
  • поддержка предпринимателей в их усилиях по развитию бизнеса и, как следствие, созданию новых рабочих мест;

— осуществление кооперации и международного сотрудничества, применение ведущего международного опыта в решении актуальных проблем занятости [11, с. 7].

Цели государственного регулирования рынка труда в России заключается в следующем:

1. обеспечение полной занятости как можно большего трудоспособного населения;

2. создание «гибкого рынка труда». При этом «гибкость» проявляется в ведении различных режимов рабочего дня, видов занятости, набора рабочих функций [14, с. 64].

Если обращаться к методическим основам, то следует отметить, что регулирование рынка занятости в России происходит в форме государственной политики, которая осуществляется в двух формах. Это активная и пассивная форма государственной политики.

К основным мерам активной политики по решению проблем безработицы следует отнести:

1. стимулирование представителей бизнеса в создании новых рабочих мест;

2. способствование высвободившимся работникам в переобучении и переквалификации;

3. комплексное поддержание и развитие государственных служб занятости, бирж труда;

4. содействие мелкому и семейному предпринимательству, создание условий для развития самозанятости.

Пассивная политика в нашей стране находит проявление в следующих формах:

1. обеспечение социальной поддержки в виде пособий материальной помощи и прочих социальных выплат;

2. бесплатное медицинское обслуживание;

3. формирование нетерпимости к асоциальному поведению, выражающемуся в отсутствии постоянного занятия, приносящего доход гражданам.

В рамках реализации политики занятости в России реализуется государственная программа «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года.

Затраты государства на реализацию программа «Содействие занятости населения» представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Затраты государства на реализацию программа «Содействие занятости населения», тыс. руб. [20]

Подпрограмма

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Подпрограмма 1. “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем”

41596124,3

45287297,4

45394161,3

45394161,3

41017799,5

42435270,2

43826991,4

45212568,9

Подпрограмма 2. “Внешняя трудовая миграция”

27114192,6

27077191,4

27482773

27552759,4

23953081,7

24780839,3

25593559,6

26402692,6

Подпрограмма 3. “Развитие институтов рынка труда”

2938878,8

3391856,5

3042900,5

2712647,4

1621335,2

1677364,4

1732376,1

1787144,5

ИТОГО:

71649195,7

75756345,3

75919834,8

75659568,1

66592216,4

68893473,9

71152927,1

73402406

Согласно представленным в таблице 1 данным общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. руб.

В настоящее время минимальное пособие по безработице — 1500 рублей, максимальное — 8000 рублей.

Раньше пособие платили в течение года, теперь — только шесть месяцев или даже три. Размер пособия зависит от того, сколько безработный получал раньше. Для этого считают среднемесячный заработок за последние три месяца. Какой бы ни была зарплата на последнем месте работы, больше максимального пособия денег не дадут. Но минимум заплатят всем.

У безработных, которым осталось пять лет до пенсии, максимальное пособие составит 11280 рублей. Платить его будут год или два — в зависимости от стажа. Кроме того, безработный предпенсионер может получить пенсию по старости на два года раньше, если так решит служба занятости.

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимают центры занятости, которые осуществляют следующие направления деятельности:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных мест;

3. трудоустройство безработных;

4. анализ конъюнктуры рынка труда;

5. тестирование лиц, желающих получить работу;

6. профориентация и переподготовка безработных;

7. выплата пособий по безработице.

Таким образом, государством прилагается немало усилий в сфере снижения безработицы, однако эффективность реализуемых программ в силу ряда причин остается крайне низкой. В связи с этим крайне важным является вопрос совершенствования мер финансирования перспективных отраслей экономики и контроля ха эффективностью реализации разработанных программ.

3.2 Рекомендуемые меры по снижению безработицы в России

Как показал анализ во второй главе ситуация с безработицей является неоднозначной и применяемые правительством меры должны постоянно совершенствоваться и подстраиваться под новые тенденции. Чтобы снизить уровень безработицы необходимо разработать и принять антикризисную программу мер преодоления негативных явлений в экономике. Для преодоления безработицы необходимо прежде всего:

1. Нужно увеличить государственное финансирование программ профессионального обучения.

2. Увеличить финансирования мероприятий по оказанию эффективной поддержки поиска рабочих мест безработным.

3. Уменьшению безработицы будет способствовать такой фактор как переквалификация и дополнительные курсы для работников. Поскольку именно это позволит работникам быть более конкурентоспособными на рынке труда, а также это приносит немалые навыки и предоставляет перспективу карьерного роста. Поэтому, государство должно выделять средства работодателям, которые будут тратиться на переквалификацию персонала и расширение и углубление профессиональных навыков и умений. Именно это приведет к увеличению конкуренции на внутреннем рынке труда;

4. Создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и малого бизнеса. Поэтому, прежде всего, нужно существенно активизировать инвестиционные процессы.

5. Кроме того, к сожалению, в России существуют проблемы, связанные с производительностью занятых с инвалидностью. Количество работающих инвалидов в нашей стране очень мала, поскольку в Российской Федерации не созданы надлежащие условия для данной категории людей. Поэтому нужно принять такие меры, чтобы уменьшить уровень безработицы населения с инвалидностью, а именно:

  • установить соответствующие приборы к объектам производственной инфраструктуры для лиц с инвалидностью.
  • работодателям нужно обеспечить лиц с инвалидностью соответствующими средствами, всесторонне помогать им адаптироваться в обществе;
  • работодателям необходимо предоставить соответствующую профессиональную подготовку для инвалидов.

6. Необходимо создание условий для роста и выхода из «тени» самозанятости. Это проблеме в последнее время уделяется особое внимание. При имеющих место трансформациях в экономике и сфере занятости, в последующие годы в России численность самозанятых будет только увеличиваться.

7. Осуществлять системную поддержку развития молодежного предприятия и ее институциональное обеспечение. Необходимо уходить от возрастных ограничений в приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов.

Таким образом, введение выше предложенных мероприятий значительно улучшит ситуацию с безработицей на национальном рынке труда, что будет способствовать улучшению как экономического, так и социального уровня развития общества. Необходимо переходить на страховые принципы борьбы с безработицей. Только в этом случае общество будет видеть, что государство имеет заинтересованность в рациональном функционировании рынка труда.

Подводя итог проделанной работы, необходимо отметить следующее.

Безработица — это ситуация в экономике, когда часть трудоспособного населения хочет найти работу, но не может её найти. Безработным является человек, который занимается поиском работы. Основным показателем безработицы является уровень безработицы и- отношение численности безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в %.

Безработица выступает показателем макроэкономической нестабильности и оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни. Безработица, как макроэкономическая проблема, несет в себе наибольшую угрозу социально-экономическому строю и благополучию страны. Государство должно регулировать уровень безработицы, поддерживать баланс экономических приоритетов и приоритетов занятости населения. Экономические законодательные и организационные преобразования государства должны быть направлены на поддержание этого баланса.

Регулирование отношений в сфере занятости в Российской Федерации определяется Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) «О занятости населения в Российской Федерации».

Проведенный во второй главе анализ уровня безработицы в Российской Федерации позволил сделать вывод, что меры государственной поддержки пока что не дают нужного эффекта. При этом основными проблемами являются:

  • нежелание брать на работу молодежь без трех или пятилетнего опыта работы;
  • возрастная дискриминация;
  • устаревают рабочие места, должности совмещают;
  • централизация рабочих мест в Москве и областных центрах;
  • автоматизация производств и дополнительное высвобождение трудовых ресурсов.

Дестабилизирующее влияние безработицы на национальную экономику России велико и многоаспектно. Помимо прямого вреда в виде роста расходов на безработных и недополучение отчислений с заработка, безработица несет еще и скрытый вред в виде снижение квалификации среди неработающих, оттока профессионалов за рубеж и роста социальной напряженности среди всех слоев населения.

Чтобы снизить уровень безработицы необходимо разработать и принять антикризисную программу мер преодоления негативных явлений в экономике. Для преодоления безработицы необходимо прежде всего:

1. Нужно увеличить государственное финансирование программ профессионального обучения.

2. Увеличить финансирования мероприятий по оказанию эффективной поддержки поиска рабочих мест безработным.

3. Уменьшению безработицы будет способствовать такой фактор как переквалификация и дополнительные курсы для работников. .

4. Создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и малого бизнеса. Поэтому, прежде всего, нужно существенно активизировать инвестиционные процессы.

5. Решение проблем, связанных с производительностью занятых с инвалидностью. Количество работающих инвалидов в нашей стране очень мала, поскольку в РФ не созданы надлежащие условия для данных людей.

6. Необходимо создание условий для роста и выхода из «тени» самозанятости.

7. Осуществлять системную поддержку развития молодежного предприятия и ее институциональное обеспечение.

Таким образом, решать проблему безработицы в России необходимо только комплексным путем, беря в учет особенности национальной экономики и разницу в структурном развитии регионов нашей огромной страны.