Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе бедность населения является одним из основных объектов исследования. Целью же исследования является определение проблемы бедности в России и способы их решения.
По данным опросов общественного мнения, наш народ считает бедность главной жизненной проблемой, вызывающей постоянное беспокойство, тревогу, недовольство властью. В разных опросах она называется по-разному — нехватка средств к существованию, низкие доходы, бедственное положение семьи, дороговизна, но все это об одном — о низком уровне жизни большинства народа, о большом числе людей, живущих в бедности и нищете. Теоретики рыночных реформ предсказывали рост бедности среди части населения в первые годы перехода к рыночным отношениям, но потом прогнозировали бурный экономический рост из-за большей эффективности рынка по сравнению с “загнивающей” плановой командной экономикой и сопутствующее сокращение бедности. Ничего этого не произошло. Бедность остается главной проблемой российского общества, несмотря на непрекращающийся приток нефте- и газодолларов, численность населения, живущего в бедности, сокращается очень медленно, а социальное неравенство — разрыв между богатыми и бедными — только увеличивается, достигнув, по разным оценкам от 15 до 30 раз.
Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала ее граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Социальные теоретики Х1Х века считали, что главная причина бедности заключается исключительно в
индивидуальных качествах человека (лени, бродяжничестве, криминальности и др.).
Считалось, что государство не имеет права поддерживать бедных, так как тот, кто не желает работать, не имеет права есть (теория Спенсера, Мальтуса).
Другие многочисленные исследования доказали, что бедность не является строго индивидуальной характеристикой, а предопределяется социальными особенностями семьи, группы, общества и т.д. К бедным относят целые нации и даже континенты.
Надо понять, что означает бедность в современной России.
В данной курсовой работе используются различные статьи на эту тему, часто появляющиеся в газетах и журналах («Ведомости», «Независимая», «РФ сегодня», «Человек и труд»).
Проблемы бедности России и пути ее решения
... бедностью в России. Глава 1. Теоретические основы бедности и ее оценка бедность доход россия социальный 1.1 Сущность, концепции и определение критериев бедности Под бедностью понимается такое экономическое положение семьи ... что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности показали, что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», ...
Основными источниками показателей в курсовой работе являются статистические данные, предоставленные Федеральной Службой Государственной Статистики (Росстат), Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Независимого института социальной политики, основанного на анализе результатов национального обследования бюджетов семей (НОБУС).
Также использовались нормативные акты — Федеральный закон от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, Ф.З. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ.
Рассмотрению факторов бедности и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение причин бедности.
1 Экономическое содержание бедности
1.1 Бедность как экономическое понятие
Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения (семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.).
Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей — необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью.
Бедность населения – это одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования.
Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.
Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с практической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества.
Контрольная работа — Неравенство и бедность
... проявлений проблемы социальных неравенств выступает поляризация бедности и богатства, превращение бедности в норму жизни значительной части наших ... неравенство жизни людей приводит к значительным расслоением общества и большим социальным волнениям, и в частности сильное неравенство ... поставленных целей нашей работы были поставлены следующие задачи: Теоретической и методологической базой исследования ...
Определение бедности как — состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?
Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах — личных потребностях. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).
Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.
Социальные потребности, связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К этим проблемам относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.
Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.
1. 2 Государственный подход к измерению бедности
Анализ бедности в середине двадцатого века показал неоднозначность и сложность данной проблематики. Признание многомерности явления предопределило системный подход к изучению бедности.
В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной.
Абсолютная бедность – состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.
Субъективная бедность – базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.
Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.
Регулярно отслеживается мнение населения о необходимой величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.
Критерии прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься.
Измерить бедность непросто. Есть три основных подхода. Один состоит в оценке потребления населением основных продуктов питания, товаров первой необходимости и одежды. Он самый грубый и не учитывает различные уровни потребления. Например, если какая-то азиатская страна с 10-миллионным населением производит или ввозит 10 млн т риса в год, то это значит, что на одного гражданина приходится 2,7 кг риса в день. Это немало, о голоде говорить не приходится. То же, вероятно, и в России, если учитывать весь потребляемый картофель, хлеб и макароны. Это, конечно, похоже на показатели прошлых веков, но именно на основании реального потребления продуктов и товаров рассчитывается так называемая потребительская корзина и прожиточный минимум.
Второй подход — это официальная статистика доходов и расходов населения, определяемая государственным статистическим органом Росстатом на основании переписей населения, а в промежутке между ними с помощью ежегодных выборочных опросов домохозяйств страны. Последний крупный такой опрос 44,5 тыс. домохозяйств был проведен в 2003г. (“Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах” НОБУС).
Такие статистические опросы, “мини-переписи”, это не опросы общественного мнения, они касаются только фактической стороны дела — сколько получаете, сколько тратите и т.п.
Наконец, третий подход — это массовые опросы общественного мнения, которые оценивают не столько физические показатели доходов и расходов, сколько оценки людей своего материального благосостояния, материальных проблем и образа жизни.
Оценить степень неравенства в распределении доходов населения, с точки зрения критического уровня благосостояния в обществе и его количественного измерения, можно через показатели абсолютной бедности (Таблица 1).
Критерием абсолютной бедности является уровень бедности, который может быть измерен следующими показателями:
Таблица 1 — Система показателей бедности
Показатели | Характеристика |
Степень бедности | Отношение численности, имеющие среднедушевой прожиточный минимум, ко всему населению |
Порог (черта, уровень) бедности | Доход, обеспечивающий потребление на уровне прожиточного минимума |
Масштаб бедности | Численность семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума |
Порог нищеты | Доход, не превышающий 50% прожиточного минимума |
Масштаб нищеты | Численность семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50% от величины прожиточного минимума |
Степень нищеты | Отношение численности нищих к численности бедного населения |
Дефицит дохода | Суммарное значение дохода, необходимое для повышения доходов лиц, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, до величины прожиточного минимума |
Глубина бедности | Степень отклонение доходов бедных семей от величины прожиточного минимума |
Приведенные показатели можно условно разделить на две группы: первая (степень бедности, масштаб бедности, степень нищеты, масштаб нищеты) характеризует количественные и качественные изменения масштаба данного явления. Вторая — используется для того, чтобы оценить, насколько глубоко протекает в обществе процесс обнищания населения. Наиболее точными индикаторами количественного определения неравномерности в распределении доходов является так называемая система агрегированных показателей бедности: уровень бедности (в нашей системе — степень бедности), глубина бедности. Если первый показатель (степень бедности) систематически рассчитывается официальной статистикой России, то применение двух других носит эпизодический характер. Предложенная система показателей позволяет более глубоко оценить динамику изменений, происходящих в зоне бедности, как в целом по стране, так и в регионах. Такая оценка неравенства в благосостоянии населения весьма эффективна при сравнительных исследованиях во времени. Применимо к региональным условиям та или иная степень отклонения от величины прожиточного минимума позволит получить не только количественное, но и качественное представление о неравномерности в распределении дохода, а также общее представление об эффективности воздействия региональной социальной политики по сокращению дифференциации в уровне благосостояния населения.
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник сложных обществ.
Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.
1.3 Международный опыт измерения бедности
Интерес к бедности вполне объясним — она считается одной из самых глубоких социальных и экономических проблем и имеет двухсотлетнюю историю. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые — А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого века до первой половины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных подхода в изучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией бедности. Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второго подхода – лежал принцип уравнительности, бедность рассматривалась как форма и мера эксплуатации трудящихся, было выделено два типа бедности: абсолютная и относительная.
Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
Ч. Бут пытался установить реальные критерии определения бедности, как-то:
- уровень доходов и удовлетворение основных потребностей;
— нормы и стандарты, необходимые для поддержания определенного уровня работоспособности и здоровья.
Ч. Бут заложил основную теорию бедности: нищету можно предупредить.
Нередко в анализе бедности используют международные критерии оценки распространенности бедности, в частности ориентиры ООН. Программа развития ООН с 1990-х гг. для международных сравнений использует критерий Всемирного банка — шкалу паритета покупательной способности в долларах США. Так, потребление на душу населения менее 1 долл. в день означает уровень крайней бедности. Для стран Карибского бассейна принята черта бедности в 2 долл. расходов в день, для стран Восточной Европы и СНГ — 4 долл. Иногда используются уровни в 1; 2,15 и 4,3 долл. в день.
Пересчет этих расходов в российских условиях показывает, что в 2003г. на 4,3 долл. в день жили 28,3% населения, притом что уровень бедности, рассчитанный по российской методике, составлял 20,4%.
В документах ООН бедность рассматривается с позиций оценки качества человеческого развития. Именно такой подход содержится в Декларации о целях развития тысячелетия. Само же качество человеческого развития определяется как производная многих факторов, далеко не всегда связанных со способностями и внутренними мотивами людей. Нередко крайне малые доходы человека с высоким уровнем развития являются показателем низкого качества среды, в которой он оказывается, ее неспособности поддерживать талантливых интеллигентных людей. В таких условиях даже высокоразвитые личности и крепкие семьи, прежде имевшие неплохие доходы, могут на протяжении длительного времени испытывать материальные лишения, т.е. качество их жизни резко падает. В нашей стране в подобном положении оказались миллионы людей, особенно на начальном этапе рыночных преобразований.
2 Бедность в России
2.1 Особенности российской бедности
Увеличение доли бедных в стране в конце ХХ — начале XXI в., как известно, было связано с кризисным спадом производства, резким снижением трудовых доходов и возникновением массовой безработицы на фоне радикальных экономических реформ и явной неэффективности системы социальной защиты населения. Сегодня бедность обусловлена прежде всего низкими доходами занятого населения, особенно в сельской местности и малых городах. Более всего страдают многодетные и неполные семьи.
Бедные – это люди, не имеющие средств на минимальный национальный стандарт потребления (в России это – прожиточный минимум).
Бедность – это состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном обществе. Если подобный образ жизни выбран добровольно (из философских или религиозных мотивов) – то человек не относится к категории бедных. Также исключают экстремальные ситуации (войну, природные катаклизмы).
Сравнительно короткие периоды уменьшения доходов, которые человек может компенсировать имеющимися сбережениями, не позволяют отнести данного человека к числу бедных. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временным отказом от сложившегося типа потребления (приобретения дорогостоящих товаров, услуг и т.п.).
В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. В середине 90-х годов по результатам обследований среднестатистическая российская семья 80% своих доходов тратила на питание и неотложные повседневные нужды. Американская семья тратит на питание 1/3 общего дохода
Основная масса бедных в России – это семьи трудоспособных, работающих людей и в этом – особенность российской действительности (причины: низкий уровень заработной платы и ее задержки).
Таким образом, на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой зарплаты или задержек с ее выплатой. При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:
Таким образом, причины российской бедности состоят, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации.
Высокий уровень абсолютной бедности в нашей стране сочетается с усиливающейся дифференциацией в распределении денежных доходов и имущества (необычайно быстро формируется слой богатых и очень богатых людей).
Бедность всегда ассоциируется с плохим качеством жизни из-за низких денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченности людей. Причинами же низкого уровня доходов очень часто являются плохое здоровье, недостаточное образование и, соответственно, слабая конкурентоспособность на рынке труда.
Богатство, как и бедность, обусловлено и личностными особенностями, и факторами, определяемыми средой жизнедеятельности. В начале 90-х годов, когда формировался слой ”новых русских”, к вхождению в их контингент были ”допущены” люди с далеко не самыми высокими социальными и духовными качествами. Их предприимчивость во многом базировалась на полезной информации, которой не владело остальное население. Многие из них получили возможность распоряжаться природными ресурсами и предприятиями в результате, по существу, теневого передела собственности. Однако, очевидно, не все из этой когорты выдержат испытание жизнью. По-видимому, пользу себе и стране принесут другие предприниматели — те, которые идут к состоятельности и богатству, опираясь на собственный потенциал и руководствуясь высокими устремлениями. В большой степени именно с ними связываются надежды, в том числе и на преодоление бедности.
2.2 Экономические парадоксы бедности
Уровень бедности, доля бедного населения – это основной показатель, который используется в официальных оценках проблемы бедности и социальных программ, направленных на ее снижение.
Это численность или процент населения, живущего ниже официального прожиточного минимума (Таблица 2).
*) расчетные данные
**) утверждены Росстатом 01.04.2008 года
По официальным статистическим данным, уровень бедности — процент людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, за годы реформ выглядит следующим образом (Рисунок 1):
Хорошо видно, что уровень бедности прогрессирующе снижается. Это то, чем оперируют официальные органы при оценке бедности в России, еще немного, и мы догоним передовые страны по уровню бедности.
Очевидно, что оценка доли населения, чьи доходы ниже прожиточного минимума, зависит от того, как считать доходы и что такое прожиточный минимум. Тем не менее это достаточно удобный показатель для практических целей — в одной и той же стране он позволяет в какой-то степени оценить динамику жизненного уровня и эффективность государственной политики по снижению бедности.
Надо сказать, что Россия первой на постсоветском пространстве в 1992г. ввела официальную методику расчета уровня бедности на основе минимальной потребительской корзины. C 2000г. ее размер и величина прожиточного минимума рассчитываются нормативным путем по единой методологии, что закреплено законом [1], и размер потребительской корзины пересматривается ежеквартально. Многие аналитики полагают, что уже в этом кроется некий подвох — прожиточный минимум для народа устанавливается чиновниками, хотя в действительности на основании различных экспертных оценок. Так, в начале 2009г. Правительство РФ установило общероссийский прожиточный минимум за II квартал минувшего года в размере 4646 р. на душу населения, что должно включать квартплату, услуги ЖКХ, питание, одежду, транспорт и не включает оплату высшего образования детей, платные медицинские услуги “бесплатного” здравоохранения и всего прочего, включая отпуск, развлечения и т.п.
Для работающих прожиточный минимум установлен в 5024 р., для пенсионеров — в 3694 р. и для детей — 4448 р. в месяц (Приложение 1).
Во II квартале 2008г. по сравнению с предыдущим кварталом величина прожиточного минимума возросла (Таблица 4) в среднем на 5,5% (в I квартале — на 9,9%).
При этом прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины во II квартале (Рисунок 2) составил 9,6% (в I квартале — 10,4%), непродовольственных товаров — 2,1% (в I квартале — 3,6%), услуг — 2,3% (в I квартале — 12%).
Все население | В том числе | |||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
I квартал 2008г. | ||||
Величина прожиточного минимума |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
в том числе: стоимость потребительской корзины |
4107 |
4275 |
3508 |
4218 |
II квартал 2008г. | ||||
Величина прожиточного минимума |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
в том числе: стоимость потребительской корзины |
4333 |
4512 |
3694 |
4448 |
В Курганской области был установлен прожиточный минимум (Приложение 1) за II квартал 2008г — 4229 р., что примерно на 10 % ниже федерального. А в Уральском округе мы чуть-чуть отстаем от Челябинска.
Хотя речь идет об измерении абсолютной бедности, основывается оно на двух, достаточно относительных, оценочных показателях. Эти два ключевых показателя — прожиточный минимум и уровень доходов семьи. Если доходы меньше прожиточного минимума, то семья в бедности и ей положены какие-то социальные льготы и выплаты; если семейные доходы выше прожиточного минимума, то она уже не бедная, скорее переходит в “средний класс” и должна сама решать свои финансовые проблемы.
С принятием в 1997г. Федерального закона о прожиточном минимуме [1] установлено, что этот прожиточный минимум определяется на основании потребительской корзины, которая рассчитывается ежеквартально и включает затраты на основные, минимально необходимые населению продукты питания и непродовольственные товары и услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.
Это официальный уровень бедности. Если доходы ниже стоимости потребительской корзины, то данная семья или слой населения живут в бедности.
Сама идея — это отклик на международные нормы. Они есть во всех развитых странах: в США потребительская корзина включает 300 продуктов и услуг, во Франции — 250, в Великобритании — 250, в Германии — 475. В смысле детализации мы не хуже других — с 1997г. в нашу “корзину” вошло 407 наименований товаров и услуг. Последний закон “О потребительской корзине” [2]был принят в 2006г., и в нем устанавливаются эти минимальные нормы потребления, которые несколько выше предыдущих норм 2004г. Исходя из международных норм, бедным рекомендуется есть больше мяса, рыбы, овощей и фруктов и меньше — картошки и макарон.
По поводу содержания самой корзины набора минимальных и “достойных” норм потребления (Приложение 2) у народа много нареканий. Люди говорят — а где реальная оплата жилья, помимо платы за услуги ЖКХ, почему так мало заложено потребления мяса, рыбы и овощей, как может мужчина носить одну пару ботинок 5 лет, и где такие колготки, которые служат 4 мес. Однако основная проблема в другом — до этой нормы потребления не дотягивает значительная часть населения.
Главная задача власти, в том числе и перед мировым сообществом, Всемирным банком, ставящим снижение бедности условием предоставления займов, и нашего вступления в ВТО, постепенно подтянуть доходы большей части населения до этого постоянно убегающего прожиточного минимума. Есть рост ВВП, заработной платы, даже опережающей рост производительности труда, но медленно уменьшается число людей, не дотягивающих в своих доходах до прожиточного минимума, живущих в бедности.
Второй важный фактор при оценке бедности — определение доходов населения, с которыми можно было бы сравнить этот прожиточный минимум. Доходы населения измеряются двумя основными методами. Один — это данные официальной статистики — по ним известно, сколько выплачено зарплаты частными и государственными фирмами и предприятиями, (ни для кого не секрет, что “теневая” зарплата, хотя и снижается, составляет больше 40% декларируемой), сколько выплачено пенсий и различных социальных выплат и льгот. Другой метод — это социологические опросы самих граждан, домохозяйств. Такие опросы проводятся регулярно всероссийскими и региональными службами общественного мнения и в виде выборочных исследований Росстата, например Независимого института социальной политики, основанный на анализе результатов национального обследования бюджетов семей (НОБУС) в 2003г. На основании этих данных определяется индекс численности бедного населения как разница между доходами и прожиточным уровнем народа.
Результаты замеров этими двумя методами существенно различаются (Таблица 5).
Например, в 2003г. исследования показали следующие расхождения в оценках между статистической и полученной при обследовании жизни семей, домохозяйств (НОБУС).
В официальной статистике используется еще один показатель бедности — дефицит дохода. Это сумма денег в процентах от доходов всего населения, которую надо доплатить всем бедным людям, чтобы вывести их из состояния бедности. Другими словами, как надо перераспределить доходы, чтобы исчезла бедность, т.е. доходы всех людей достигли прожиточного минимума. В 2006г. эта величина составила 1,6%, что предполагало перераспределение беднейшим слоям около 276,4 млрд.р., а в 2007г – 1,3% или 273,2 млрд.р. (Приложение 3).
Важная характеристика бедности это ее глубина, т.е. оценка того, насколько бедны люди, живущие ниже черты бедности. Она измеряется как дефицит доходов бедных семей по отношению к прожиточному минимуму. Понятно, что если большинство бедных лишь немного недобирают до величины прожиточного минимума, то их нуждаемость не столь велика по сравнению с ситуацией, когда доходы людей составляют лишь половину прожиточного минимума и меньше — что характеризуется как нищета. По этому показателю следует, что российская бедность неглубока. В среднем для всех бедных дефицит доходов составляет около 30% от величины прожиточного минимума. Для двух третей бедных дефицит доходов составляет менее 40% от прожиточного минимума и дефицит свыше 60% — лишь у одной десятой бедных (Рисунок 3).
Для государственной социальной политики это означает, что для большинства бедных нужна не столь значительная социальная поддержка, чтобы они вышли за границы бедности.
С другой стороны, выход за черту официальной бедности не означает, что люди переходят в средний класс. Они останутся в слое малообеспеченных людей, чей доход составляет не более двух прожиточных минимумов и кто скатывается обратно в бедность при любом изменении экономического положения — при рождении ребенка в семье или всплеске инфляции в стране.
Главная проблема российской бедности остается — низкий уровень зарплат в большинстве секторов экономики за исключением топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей. В легкой промышленности треть работников получают зарплату ниже прожиточного уровня, в сельском хозяйстве — две трети, в здравоохранении, образовании и культуре — от четверти до половины.
В целом по экономике 24% зарплат ниже прожиточного минимума. Половина общей численности бедных в стране — это работающие бедные. Неудивительно, если, по данным Международной организации труда, средняя месячная зарплата в России составляет 300 долл. (сейчас, по российским данным, около 430 долл.), в Бразилии — 450 долл., в Германии — 2770, США — 2800 и Японии — 3100 долл. Понятно, что к нам идут инвестиции — с такими зарплатами и прибыли могут быть в десять раз выше.
В настоящее время в России третий месяц подряд падают зарплаты и четвертый месяц сокращаются общие, Углубляющийся
В то же время реальная зарплата, скорректированная на инфляцию, упала на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизилась на 26,7% к минувшему декабрю.
Отметим, что январь – не первый месяц, когда заработки россиян упали. В декабре прошлого года реальная зарплата также сократилась, хотя и значительно меньше – на 2%.
Впрочем, зарплата – это всего лишь один, пусть и самый существенный, источник доходов граждан. С доходами дела обстоят еще хуже. Реальные располагаемые доходы населения, которые зависят от размера зарплат, пенсий, пособий и других доходов населения, начали сокращаться на месяц раньше – в ноябре 2008г года. Тогда они впервые упали на 6,2%. В декабре реальные располагаемые доходы сократились на 11,6%, а в январе – на 6,7% по сравнению с теми же периодами 2008 года. Впрочем, в номинальном выражении доходы повысились в январе на 7,3% – до 11 тыс. 430 руб.
Падение доходов – не единственная угроза благосостоянию россиян. В последние месяцы в стране резко растет безработица . В конце января, по оценке Росстата [26], около 6,1 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда. В службах занятости в качестве безработных зарегистрированы более 1,7 млн. человек, в том числе 1,4 млн. человек получают пособие по безработице . Выходит, что с середины прошлого года численность безработных подскочила с 4 до 6 млн. человек, то есть почти в полтора раза.
Впрочем, до рекордных уровней безработицы прошлого десятилетия России еще далеко. Так, в первом квартале постдефолтного 1999 года численность безработных по методологии МОТ достигала 10,2 млн. человек. Позже максимальные по году показатели безработицы первого квартала стабильно снижались – с 8,6 млн. человек в 2000 году до 6,6–6 млн. в 2003–2005 годах и до 5,7–5 млн. человек в 2006–2008 годах. По отношению к общей численности экономически активного населения среднегодовой показатель безработицы снижается с 10–11% в период дефолта до 8,5% в 2002 году и до 5,6% в 2007 году.
Судя по динамике спада производства в январе,
За последние годы многие экономисты выдвигают концепцию, по которой политика снижения масштабов бедности неэффективна, поскольку основывается исключительно на оценке бедности через прожиточный минимум. При таком подходе средства социальной помощи идут на повышение МРОТ, зарплаты бюджетникам и пенсий, но в силу огромной дифференциации доходов наибольшие выгоды получают наиболее богатые слои, а действительно бедным достается очень мало — около 12…15% увеличения выплат.
Для реальной оценки уровня бедности предлагается использовать европейский опыт определения относительной бедности — не на основе прожиточного минимума, а определяя уровень бедности в 60% медианного, среднего, дохода в стране. В нынешних российских условиях этот уровень составит порядка 6,5 тыс. руб., что вдвое выше прожиточного минимума, и, соответственно, к бедным будут причислены около половины населения. Использование абсолютных показателей бедности на основе прожиточного минимума означает фактически лишь обеспечение выживания бедных слоев, в то время как использование в качестве базы медианного дохода может привести к реальному подъему жизненного уровня до нормального, позволяющего сохранять здоровье, обеспечивать необходимыми материальными условиями семьи с детьми, способствовать росту рождаемости.
Важно отметить, что вне зависимости от используемой концепции, уровень бедности на селе выше, чем в городе. Очевидно, при разработке социальных программ необходимо в первую очередь обращать внимание на сельские территории. Если использовать ”региональный прожиточный минимум” для этих поселений, то в числе нуждающихся окажется более трети всего сельского населения. В этой связи целесообразно разрабатывать прожиточный минимум отдельно для города и села с учетом специфических стандартов жизни, размеров семьи и числа иждивенцев. Надо иметь в виду, что в сельской местности существенными источниками доходов являются личное подсобное хозяйство и натуральная оплата труда. Именно за счет таких поступлений во многом формируется совокупный доход сельских жителей. Домохозяйство может реально быть весьма зажиточным, имея (официально) низкий денежный доход.
2.3 Субъективные оценки бедности
Важный подход к изучению бедности — это выяснение, как ее оценивают сами люди, различные слои населения. Эта концепция называется субъективным измерением бедности, однако кто более объективно может оценить, например, возможности инвалида, которому раньше полагался автомобиль “Ока” почти задаром, а теперь он якобы может сам его купить на выплаты в результате происшедшей монетизации льгот; или насколько реально выигрывают пенсионеры от увеличения пенсий в условиях роста цен. Основной источник этих оценок — опросы общественного мнения, и родоначальником этого подхода, как и многого другого в прикладной социологии, был Дж. Гэллап, чей институт уже полвека задает людям одни и те же вопросы по оценке жизненного уровня, например — “сколько нужно денег, чтобы семье из четырех человек нормально жить в нашей стране”. Достаточно стабильно люди отвечают, что это должен быть доход в три четверти от среднего дохода в стране на такую семью. Это несколько выше, чем европейские 60% медианного дохода, но Америка и богаче Европы. Аналогичные вопросы задают и в Европе. Сходные вопросы стал задавать и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) с момента его создания в 1987г.
Сейчас большинство опросных центров регулярно задают вопросы о доходах, расходах, оценке бедности и богатства людей, в том числе в региональных социологических исследованиях. Например, опрос 2007г. в Челябинской области показал, что 33% семей имеют душевой месячный доход менее 3000 руб., притом что в Челябинске прожиточный минимум составил в это время 3300 руб. При этом 56% из них сказали, что “денег хватает только на питание” (где все эти куртки, брюки, колготки, запланированные в официальной потребительской корзине?).
И ещё 24% ответили, что “живем за гранью бедности”, т.е. в полной нищете.
Как показал мониторинг, проведенный Курганоблстатом в конце 2007 года, 0,3% курганцев относят себя к категории «богатые»; 1,3% — «состоятельные»; 25,3% — обеспеченные; 61,0% — малообеспеченные, 10,3% — бедные; 1,7% — нищие. Методика мониторинга предусматривала субъективную оценку населением своего уровня жизни.
Для сравнения, в Шадринске эти показатель выглядят следующим образом. «Богатые» — 0%; «состоятельные» — 0%; обеспеченные – 15%; малообеспеченные – 79,5%; бедные – 3,0%; нищие – 2,5%.
Классификация по уровню среднедушевого дохода дает следующую картину. В Кургане наибольшее количество из опрошенных (59,9%) указывает на то, что их среднедушевой доход находится в пределах от 3000 до 7500 рублей. 11,7% имеет среднедушевой доход свыше 7500 рублей. 1% респондентов указал на среднедушевой доход ниже 1500 рублей и 23,1% — от 1500 до 3000 рублей. Как отмечают специалисты, более высокие уровни профессионального образования и занятости населения в городе обеспечивают более высокие уровни доходов. Также очень значим уровень заработной платы на предприятиях и в организациях. Как показывают результаты опроса, большинство респондентов, проживающих в Кургане, основным источником доходов называют заработную плату. Поэтому от того, насколько динамично будет развиваться экономика и социальная сфера города, какими темпами будет расти заработная работников, во многом зависит и уровень жизни горожан, и сокращение количества бедных.
Данные опросов по оценке своего жизненного уровня, проведенные среди жителей трех бывших советских республик, свидетельствуют, что 14% населения России считает, “денег не хватает даже на продукты”. Того же мнения придерживаются 16,3% жителей Украины и 5,0% Казахстана. “Денег хватает только на продукты питания, но на одежду уже не хватает”, сообщили 38,5% жителей России, 36,3% на Украине и 31,1% в Казахстане. Т.е. фактически свое материальное положение как весьма бедное расценивает половина населения России и Украины и 40% в Казахстане.
В то же время, когда в опросах намеренно акцентируется принадлежность людей к бедным, средним или богатым слоям, то здесь люди дают оценки, противоречащие их же собственному описанию своего материального положения. Как и в других культурах, русским не нравится считать себя неудачниками, бедными, изгоями. Так, по опросу ВЦИОМ в октябре 2007г., лишь 14% считают себя бедными и 3% — нищими. Что соответствует официальной оценке доли людей, живущих в бедности, ниже прожиточного уровня. Фактически, последние два десятилетия лишений в эпоху реформ, да и небогатая жизнь в советское время, с периодами жесточайших лишений во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны и послевоенного периода приучили людей к ограничению запросов и притязаний, к философии “не было бы хуже”. Так, в том же опросе, отвечая на вопрос, “с какого дохода (имеется в виду душевой доход в месяц) вы будете считать, что семья живет за чертой бедности, 13% назвали “до 1500 руб.”, что даже по официальным оценкам считается уровнем ниже половины прожиточного минимума, крайней нищетой, “экстремальной бедностью”, и таких сейчас, по официальным данным, менее 4%. Ещё 35% считают уровнем бедности душевой доход в 1500…3000 руб. Т.е. оценки людей еще скромнее, чем официальные нормы бедности. Наконец, еще 23% относят к бедным людей, живущих на 3000…5000 руб. в месяц. При таких заниженных оценках государство может не торопиться выполнять наказы ООН об ускоренной ликвидации бедности.
Со сходной скромностью люди оценивают и уровень дохода, после которого людей можно считать “богатыми”. Для 6% это люди, имеющие доход около 10000 руб. (400 долл.) в месяц. Еще 10% относят к богатым людей с доходом в 10000…20000 руб. в месяц. “Достойный уровень жизни” для 5% — это 5000 рублей на душу и для 23% “желаемый уровень” — 5000…10000 руб. в месяц (200…400 долл.).
Так что расхожий стереотип, что русские исключительно неприхотливы в быту, долготерпеливы, что духовное для них выше материального и они привыкли к бедности, глубоко вбит в сознание самих носителей этих уникальных черт национального характера. При таком положении дел наш народ — подарок для бизнесмена, инвестора, олигарха, государственного чиновника.
Существует еще много критериев измерения бедности. Однако их выбор зависит, прежде всего, от подхода — ставится ли цель устранить истинные причины, питающие эту проблему, и добиться реального и значительного снижения бедности, нуждаемости и несправедливости в обществе, или главное — показать успешность тех или иных официальных программ.
3 Пути экономического решения проблемы бедности
3.1 Проблемы борьбы с бедностью в России
В ежегодном президентском послании Федеральному Собранию преодоление бедности названо одной из важнейших задач государства. Это повысило внимание к данной проблеме, инициировало множество предложений, отражающих различные подходы к ее решению. Приоритеты отдаются то увеличению МРОТ и пенсий, то прямой материальной поддержке бедных, то экономическому росту как условию достижения благополучия граждан.
Действительно, выплата социальных пособий трудоспособным и работающим гражданам в настоящее время — объективная российская реальность. Многие бедные — это работающие граждане, а также члены их семей. Довести заработок до прожиточного минимума значило бы вывести их из категории претендентов на государственную помощь и снизить в этой части прямую нагрузку на бюджет. Увеличение доходов работающих позволит повысить минимальный размер пенсии нетрудоспособным (пенсионерам), что опять-таки должно сократить бюджетные расходы на пособия по социальной помощи и вывести эту категорию из числа малоимущих. Можно предположить, что такой путь окажется весьма эффективным, поскольку желаемый социальный результат будет достигнут при значительной экономии бюджетных средств.
Но не все так просто. Как известно, низкая заработная плата в основном у работников бюджетной сферы. Повысить ее хотя бы до прожиточного минимума можно только из государственных средств…
Попытки в ряде субъектов РФ воздействовать на негосударственные хозяйствующие субъекты, например, посредством региональных трехсторонних соглашений, рекомендующих поднять МРОТ до 60-70% прожиточного минимума, желаемого результата не приносят. Законодательное установление МРОТ даже на уровне 50% прожиточного минимума чревато массовыми высвобождениями, которые коснутся в основном низкооплачиваемых работников, молодежи и пожилых, работающих инвалидов (так, например, произошло в Екатеринбурге: только концерн ”Калина” одномоментно уволил более 4 тыс. инвалидов после принятия нового Налогового кодекса РФ, отменяющего соответствующие льготы по налогу на прибыль).
Естественно, возникнет дополнительная нагрузка на бюджеты — пособия по безработице, финансирование программ по переобучению, адресной социальной помощи и т.д.
и т.д……………..