Актуальность темы. Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации — субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).
Мировой экономический кризис стал внешним стимулом для давно назревших изменений и отказа от инертной политики государства в сфере решения проблем банкротства. Активизации законотворческой деятельности в данной сфере способствовали, в частности, рост кредиторской задолженности в крупнейших российских банках, кре-дитование под залог активов крупнейших предприятий и ухудшение финансовых показателей многих из них, ожидание роста числа банкротств предприятий в 2009 2010 гг.
Для оценки последних новации в сфере банкротств, имеющих «отраслевую» направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий. Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.
Глава 1. Теоретические аспекты банкротства предприятий
1.1. Понятие банкротства предприятий
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. ba№co — скамья и rotto — сломанный).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» Под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности :
- денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
- минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.
- От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:
- фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление пред-приятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;
— преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.
Нашей курсовой работы — «Анализ формирования ассортимента ...
... усилий. Тема нашей курсовой работы - «Анализ формирования ассортимента товаров на розничных предприятиях и его оптимизация на примере предприятия». В данной курсовой работе речь пойдёт о формировании ассортимента на примере сети магазинов «Магнит». Ассортимент товаров, услуг, а также ...
В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;
— временно неплатежеспособное предприятие, финансовое со-стояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства
История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:
- I стадия — допустимое банкротство — характеризует за-рождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;
- II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;
— III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.
На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:
Правовое регулирование процедуры банкротства предприятия застройщика
... строительства при банкротстве застройщика. Проанализировать проблемы определения права собственности на объект незавершенного строительства при банкротстве застройщика. Методологическая основа работы - общенаучные ... процедуры внешнего управления. Понятие банкротства делится на несколько основных видов: Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою ...
- на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества;
- изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах;
- увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование;
- снижение объемов продаж;
- необоснованная смена поставщиков;
- изменения в структуре управления;
- всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.);
- скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций;
- снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;
- на стадии II: трудности с наличностью;
- уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;
- конфликты в высшем руководстве;
- нарушение сроков выплаты заработной платы;
- рост текучести кадров;
- ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- установление нереальных цен на продукцию;
- внеочередные проверки финансово-контролирующих органов;
- затруднения в получении коммерческих кредитов;
- возникновение убытков;
- на стадии III: неудовлетворительная структура баланса;
- скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется;
- падение объема производства;
- низкая заработная плата;
- сокращенный рабочий день (неделя);
- возрастание убытков;
- недостаток оборотных средств;
- неспособность погасить срочные обязательства.
Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности — в результате антикризисного управления.
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий
В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему ОППРЧРТТРННОЙ помощи. Во Франции предпочитают Своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.
Особенности признания сделок недействительными в процессе банкротства
... сделки должника недействительной; анализ каждого специального основания недействительности сделок, предусмотренного Законом о банкротстве. Третья глава подробно рассматривают все специальные основания, установленные Законом о банкротстве, для признания сделок должника недействительными. Проанализированы проблемы, возникающие при ...
В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:
1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;
2) государственное регулирование, включающее:
- правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
- налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;
- реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа.
- приватизацию несостоятельных предприятий;
- обучение административных и арбитражных управляющих;
- финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий;
- коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности.
Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;
- социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.
- методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;
4) принципы управления банкротством, к которым относятся:
- создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
- уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
- предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
- введение системы безопасных мер при банкротстве;
- создание мер для возрождения бизнеса;
- защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;
- сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
- защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
- справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
5) меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы (рис. 1).
Основные положения концепции экономической безопасности предприятия ...
... условий: риск, опасность, угроза. Направления и элементы системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Стандарты обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Основные положения концепции экономической безопасности предприятия (организации) Экономическая безопасность предприятия как состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов ...
Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом.
- Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между- его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.
- Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.
Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Далее — требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.
- Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
- Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
- Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.
— Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, когда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
1.4. Антикризисное управление деятельностью предприятий
Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.
Организация производства
... когда труд как таковой отсутствует, а производственный процесс еще не закончен (ZVtnep). Различают регламентированные перерывы, которые определены режимом работы предприятия и организационно-технические, которые определяются особенностями организации производства на данном предприятии. ...
Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию ликвидации предприятия.
Рассмотрим диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия.
Слово диагностика произошло от греч. diag№ostikos и понимается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза.
С экономической точки зрения, технико-экономическое и финансовое диагностирование деятельности предприятия — периодическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельности в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.
С организационной точки зрения, диагностирование — это система методов, приёмов и методик проведения исследований для определения целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.
Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия:
- технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил, их использования и конечных результатов;
- финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.
Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:
- анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожидаемых изменений;
- выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и оздоровлению предприятия;
— разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Методы диагностирования предприятия — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия. Таким образом, необходимым средством профилактики банкротства предприятий является диагностика их технико-экономического и финансового состояния с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и тем самым предотвращения кризисных ситуаций.
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию.
Правовые формы реализации инвестиционной деятельности
... правовую основу. Также вполне закономерен в данном случае и вопрос, насколько важен в этом вопросе учет национальных особенностей инвестиционного ... очистки сточных вод. Пункт концессионного договора о производстве концессионером деятельности по воспроизведению или реконструкции ... определение, признаки концессионного договора (цена, срок, права и обязанности сторон, форма, совокупность условий ...
Внешние факторы:
- экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность);
- платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства;
- изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;
- социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом;
- международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни;
- демографическая ситуация.
- правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий);
- защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала;
- обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств;
- защита фирм друг от друга.
- природно-климатические и экологические: наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.
Внутренние факторы:
- материально-технические —факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением, в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования;
- ремонт действующего оборудования;
- механизация и автоматизация производства;
- электрификация производства;
- химизация производства;
- строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей;
- создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества;
- углубление специализации машин;
- экономия материальных ресурсов;
- освоение альтернативных источников энергии и т.п.
- организационные — факторы, обусловленные совершенст-вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы:
- а) организация производства: размещение предприятия по территории страны;
- организация транспортных связей;
- специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабжения и сбыта продукции;
- организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания;
- организация системы контроля за качеством;
- организационно-техническая подготовка производства;
- проведение текущего и капитального ремонта;
- организация бесперебойной работы оборудования;
- повышение сменности работы оборудования;
- организация внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;
- б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда;
- организация и обслуживание рабочих мест;
- улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных;
- устранение производственных вредностей и опасностей;
- внедрение передовых приемов и методов труда;
- организация рациональных режимов труда и отдыха;
- укрепление трудовой и производственной дисциплины;
- развитие коллективных форм труда;
- совершенствование системы стимулирования труда;
- нормирование труда;
- развитие многостаночного и много-агрегатного обслуживания;
- рациональная расстановка и , эффективное использование кадров и т.п.;
- в) организация управления: формирование организационной структуры;
- создание экономичной и действённой управленческой структуры;
- координация работы. предприятия внутри страны и за рубежом;
- привлечение высококвалифицированных специалистов;
- эффективная организационно-экономическая форма;
- совершенствование стилей и методов управления;
- финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент;
- управление ценовой политикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;
- социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность;
- уровень квалификации работников;
- уровень культуры труда;
- отношение к труду;
- изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.
В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:
Курсовая — Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
... следовательно, вопроса о банкротстве индивидуального предпринимателя не возникало. Объект и предмет исследования. Предметом данного реферата является институт банкротства в Российской Федерации, а объектом исследования – банкротство индивидуального предпринимателя. При написании реферата были использованы следующие ...
- предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансированной экономике, — это предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства по субъективным причинам;
- предприятие-банкрот, функционирующее в экономике массового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.
Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике России и США. В России в текущем периоде преобладает второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно видна разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обусловливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:
- внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность;
- недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база предприятий по причине возрождения предпринимательства на пустом месте;
- несовершенство законодательной базы из-за отсутствия собственного опыта в этой области в существующих условиях;
- отсутствие законопослушания;
- несовершенство методического обеспечения проведения мониторинга и антикризисного управления предприятий из-за несовершенства действующей системы учета и отчетности;
- убыточность производства продукции с длительным производственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфляции;
- слабая государственная поддержка;
- внутренние: слабое материально-техническое обеспечение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалистического хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ограничение допуска к высоким технологиям;
- низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства.
Следовательно, в российской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.
Роль омских предприятий в экономике страны
... Омске сосредоточены основные промышленные организации, обуславливающие специализацию экономики Омской области. Экономика Омска - это динамично развивающиеся предприятия, успешно применяющие в своей деятельности инновационные ... сегодня основу промышленности города составляют предприятия нефтехимии, созданные уже в послевоенное время. I. ГЛАВА. ЭКОНОМИКА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1.1 Отрасли производства и ...
Одна из целей финансового анализа — своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью организации.
Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предприятия неплатежеспособным, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основным таким актом является Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, признаки приближения банкротства необходимо постоянно держать под контролем финансовому менеджеру предприятия.
Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия:
- убытки от основной хозяйственной деятельности;
- недостаток оборотных средств;
- затруднения в получении коммерческих кредитов;
- уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;
- падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим пред-приятием;
- неспособность погасить срочные обязательства и др.
Для определения количественных параметров финансового со-стояния предприятия и выявления признаков банкротства следует сразу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать и проанализировать соотношения таких финансовых показателей:
- чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (внеоборотных и оборотных);
- оборотных активов к сумме всех активов;
- всех пассивов (обязательства) к сумме активов (средства);
- поступление денежной наличности от операций по основной деятельности ко всем обязательствам;
- чистой прибыли плюс проценты по кредиту к процентам по кредиту;
- размера заемных средств к сумме собственных средств;
- величины собственных оборотных средств к стоимости запасов. В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула «Z-счета» Э. Альтмана:
- Если после произведенных расчетов окажется, что «Z-счет» равен или меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высока, при значении «Z-счета» от 1,8 до 2,7 — вероятность;
- высокая;
- от 2,8 до 2,9 — банкротство возможно;
- от 3,0 и выше — вероятность банкротства очень низкая.
В Российской Федерации для выявления государственных пред-приятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков их банкротства используется методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20.05.94 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. К этому постановлению имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. В соответствии с этим приложением определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их критерии (нормативы).
Глава 2. Анализ банкротства предприятий в Росси на современном этапе
2.1. Тенденции банкротства в 2009-2011гг.
В первом полугодии 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. наблюдалось значительное, почти 20%-ное, сокращение числа обращений в суд с заявлениями о банкротстве и на 13.5% — принятых решений о несостоятельности. В 2010—2011 гг. наметилась тенденция к увеличению числа заключаемых мировых соглашений, случаев проведения финансового оздоровления предприятий и введения внешнего управления.
Общая картина в сфере банкротств в первом полугодии 2011 г. характеризовалась четырьмя ключевыми тенденциями.
1. Началом сокращения числа банкротств и обращений в суд с заявлениями о банкротстве после роста этих показателей в 2009—2010 гг. Так, за 2009-2010 гг. количество принятых решений о признании банкротом и открытии конкурсного производства возросло более чем на 15% (2008 г. — 13.9 тыс., 2009 г. — 15.5 тыс., 2010 г. — 16 тыс. решений).
В первом полугодии 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. было зафиксировано значительное, почти 20%-ное, снижение числа обращений в суд с заявлениями о банкротстве (первое полугодие 2010 г. — 21 037, первое полугодие 2011 г. — 16 853) и на 13.5% — принятых реше-ний о несостоятельности (первое полугодие 2010 г. — 8047, первое полугодие 2011 г. — 6955).
Резкие всплески числа банкротств в 2002 и 2006 гг. и их рост в 1998-2002 гг. были обусловлены активностью государства в связи с «расчисткой поля» от фактически брошенных предприятий путем банкротства отсутствующих должников и выделения соответствующих бюджетных средств для этих целей.
В 2009-2010 гг. продолжился начавшийся в 2008 г. рост как общего числа поданных заявлений о банкротстве (2008 г. — 34.4 тыс., 2009 г.- 39.6 тыс., 2010 г. — 40.2 тыс.), так и заявлений, поданных относительно «содержательных» должников (2008 г. — 26.4 тыс., 2009 г. — 35.2 тыс., 2010 г. — 36.6 тыс.).
Так, за 2009-2010 гг. количество заявлений о банкротстве «содержательных» должников увеличилось на 38.6% при общем росте количества заявлений, равном примерно 17.1%. Пик роста пришелся на 2009 г. Данных о банкротстве «содержательных» должников в 2011 г. еще нет, однако имеются все основания полагать, что этот показатель будет снижаться, следуя общей тенденции сокращения проводимых процедур банкротства.
2. Ослаблением влияния мер государственной политики на динамику банкротств, что включает и регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами5. Так, если в 2008 г. более 67% заявлений о банкротстве подавались уполномоченными органами, главным образом налоговыми, то в 2010 г. удельный вес показателей этой группы сократился до 39.2%.
На фоне как общего роста числа банкротств, так и роста числа случаев применения процедур банкротства в отдельных сегментах экономики противоположную тенденцию демонстрирует динамика банкротств сельхозпроизводителей — снижение числа банкротств с 2006 по 2010 гг. более чем в 5 раз (2006 г. — около 4 тыс., 2007 г. — 2465, 2008 г. — 1614, 2009 г.- 1036, 2010 г. — 800).
Такой результат обусловлен мерами правительства по поддержке сельского хозяйства: расширению кредитования данного сектора экономики, реструктуризации его налоговых обязательств, дотированию приобретения им горюче-сма-зочных материалов и др.
При этом, например, в сфере банкротства индивидуальных предпринимателей в 20072009 гг. наблюдалось более чем удвоение показателей банкротств по сравнению с предшествующими годами (2004-2006 гг. — 200700 банкротств в год, 2007 г. — 2478, 2008 г. — 4751, 2009 г. — 5423).
В 2010 г. здесь наметилось некоторое снижение — до 4882 дел (на 10% к уровню 2009 г.).
3. Активизацией начиная с 2009 г. кредиторов в сфере защиты их интересов в процессе проведения процедур банкротства, а в 2010 г. — и инициирования банкротств.
Так, за 2009-2010 гг. имело место удвоение числа заявлений, разногласий, жалоб и ходатайств в рамках дел о банкротстве — с 111 521 в 2008 г. до 232 845 в 2010 г. — при гораздо менее значительном росте поступивших и рассмотренных дел о банкротстве. Основной причиной такого увеличения стал значительный рост в судах числа исков, связанных с невыполнением/нарушением выполнения договорных обязательств, общеэкономической ситуацией, а также с изменением законодательства о банкротстве в части предоставления участникам процесса банкротства новых прав (можно, в частности, указать такие права, как оспаривание сделок должника, привлечение контролирующих должника лиц к субсиди-арной ответственности, право подачи заявления о намерении погасить требования по обязательным платежам и др.).
В первом полугодии 2011 г. относительно аналогичного периода 2010 г. произошла некоторая коррекция названного выше показателя — снижение его на 10.9%.
Кроме того, в 2010 г. относительно 2009 г. на 31.7% увеличилось количество заявлений, поданных от конкурсных кредиторов, составив 39.1% от общего числа заявлений. Доля заявлений, поданных должниками, сократилась с 23.1% в 2009 г. (9145 заявлений) до 21.7% в 2010 г. (8727).
2.2. Пути снижения банкротства предприятий
Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой дея-тельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При на-ступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».
Различают два вида тактики финансового оздоровления:
- Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.
В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи: установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков; определение порога рентабельности; снятие с производства убыточной продукции; анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводственных резервов; проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадёжных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда; улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности; повышение культуры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.
— Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.
В данном случае решаются следующие задачи: смена руководства (собственника); укрепление имиджа предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; обновление основных фондов; повышение оборачиваемости оборотных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения прогрессивных технологий; сокращение трудоемкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами); разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; повышение культурно-технического уровня персонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д.
Заключение
По итогам проделанной работы можно сделать следующее заключение.
Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.
Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии про-филактических мер’ по их преодолению либо ослаблению. В случае пессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации перепрофилирования ее.
Любое предприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.
Наметившейся в 2010-2011 гг. тенденцией роста числа заключаемых мировых соглашений, случаев проведения финансового оздоровления предприятий и введения внешнего управления.
Так, при традиционно низком уровне восстановления платежеспособности предприятий в процессе внешнего управления число процедур его введения в первом полугодии 2011 г. на 30.9% превысило аналогичный показатель 2010 г. (первое полугодие 2010 г. — 641, первое полугодие 2011 г. — 839).
Предыдущий период, 2002-2008 гг., характеризовался пятикратным снижением числа введенных процедур внешнего управления.
В 2011 г. ожидается максимальное за весь период 2002-2011 гг. количество заключенных мировых соглашений — около 300. Макси-мальным в 2011 г., по всей видимости, будет и число случаев применения процедур финансового оздоровления; уже в первом полугодии 2011 г. зафиксировано 76 таких случаев, что на 13.4% превысило рекордный показатель 2010 г. — 67 случаев за аналогичный период.
Продолжающийся второй год рост показателей числа заключенных мировых соглашений, применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления не в последнюю очередь обусловлен налоговыми новациями 2010 года, расширившими возможности применения рассрочки и отсрочки по уплате обязательных платежей и списанию безнадежной ко взысканию кредиторской задолженности, а также новациями, направ-ленными на предупреждение банкротства финансовых (в том числе страховых) организаций и регулирующих особый порядок банкротства негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных и паевых инвестиционных фондов.
Список использованной литературы
1. Аврашков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. и др. Экономика предприятия.: Учебник для вузов / Под ред.проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 742 с.
2. Апевалова Е. Банкротства 2009-2011 гг.: динамика и тенденции // Экономическое развитие России. — 2011. — Ноябрь-декабрь. -№ 11. — С.32-34.
3. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 2009.
4. Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество).
— 2010. — № 3. — С.39-60.
5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2010.
6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2009
7. Грузинов В.П. и др. ия. Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2011.
8. Матвийчук А.В. Диагностика банкротства предприятий в условиях трансформации экономики // Экон. наука соврем. России. — 2008. — № 4. — С.90-104.
9. Михайлов М.В. Предупреждение банкротства банков: публично-правовые аспекты // Вестник НГУ. Сер. Право. — 2011. — Т.7, вып.2. — С.139-144.
10. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для ср. спец. учеб. заведений. – М.: Экономистъ, 2009. – 251 с.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия. 2-е издание допол. и перераб. М.: «Финансы и статистика», 2009
12. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В.Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.
13. Экономика предприятия. Учебник для вузов Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля и др. 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2006; — 718С
14. Экономика предприятия. Учебник Под ред. Проф. О.И. Волкова -М., 2008-416 С.
15. Экономика предприятия. Ф.К. Беа, Э.Дихтл и др. Учебник для вузов. Перевод с немецкого. М.: ИНФРА. 2006-928С
16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.М. Семенова. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.