Банковский сектор является важнейшим элементом финансовой системы в Российской Федерации. Банки по сравнению с другими финансовыми посредниками превосходят их во много раз за счет величины активов и капиталов. Современный уровень развития банковского сектора России был, достигнут за счет его реформирования.
Первый этап в реформировании банковского сектора проводился с 1998-2000гг. Основной задачей являлось преодоление последствий финансово – экономического кризиса. И было достигнуто за счет принятия Правительством Российской Федерации и Банком России в ноябре 1998 года документа “О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации”1 . В нем были указаны основные направления неотложных действий законодателей, исполнительной власти и банка России по реструктуризации и восстановлению банковского сектора.
Второй этап проводился с 2001 по 2003 гг. Создавались условия для развития банковского сектора. На этом этапе было важно восстановить способность банковского сектора по оказанию базовых финансовых услуг, увеличению капитала кредитных организаций, повышению качества активов, укрепление долгосрочной ресурсной базы. Но важнейшей задачей было восстановление доверия к банкам частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, иностранных партнеров. Эти стратегии были приняты Правительством Российской Федерации и Банком России 30 декабря 2001 года.
Сейчас банковский сектор развивается более быстрыми темпами, чем экономика в целом. В настоящий момент банковский сектор в большей мере соответствует международным стандартам, которые так же содержаться и в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.
Тема данной курсовой является актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает как имущественные, так и социальные права всех тех, кто является их кредиторами, акционерами, вкладчиками. Центральный банк является высшим органом в банковском регулировании и надзоре. Банк России должен поддерживать стабильность банковской системы в РФ, а так же он должен защищать интересы кредиторов и вкладчиков.
Целью написания данной курсовой является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ с кредитными организациями через банковское регулирование и надзор.
Для реализации данной цели необходимо решить — раскрыть сущность и функции Центрального Банка РФ;
- рассмотреть основные направления в банковском регулировании;
- определить круг проблем в банковском регулировании и сформулировать пути их решения;
- раскрыть сущность и функции банковского надзора;
- раскрыть цели инспектирования кредитных организаций;
- определить санкции, применяемые к кредитным организациям.
Предметом исследования является Центральный банк РФ как орган банковского регулирования и надзора., Объектом исследования выступают кредитные организации.
Исходя из поставленной цели и задач исследования, была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения, списка используемой литературы.
Банковская система Российской Федерации проблемы и задачи ее развития
... банковской системы Определить особенности развития и структуру современной банковской системы РФ 2. Проанализировать развитие депозитных операций; дать оценку кредитным операциям 3. Выделить перспективы развития банковской системы в России, также рассмотреть проблемы. Работа ... были учреждены с участием частного капитала два банка - Российский коммерческий банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма ...
Глава 1. Центральный банк России и регулирование деятельности банков.
В данном параграфе мы будем говорить о банковском регулировании в РФ. Рассмотрим, какую роль в банковском регулировании играет Центральный Банк РФ, какие существуют направления банковского регулирования, проблемы, а так же и пути решения данных проблем.
Главные причины существования банковского регулирования это дефекты основных рыночных механизмов. Актуальность государственного банковского регулирования в настоящее время возрастает в связи с необходимостью ослабить отрицательные последствия финансового кризиса в банковском секторе.
1.1. Регулирование банковской деятельности в РФ.
Центральный банк России (ЦБР) – главный банк страны. Его полномочия и сфера деятельности определяются:
ЦБР предоставляет всю отчетность о своей деятельности только Президенту РФ и Государственной Думе РФ.
В ЦБ высшим органом является совет директоров – председатель + 12 членов правления. Он избирается на срок в 4 года.
Основные функции у совета директоров ЦБР:
Принимаются советом директоров ЦБР следующие решения: ЦБР имеет уставной капитал в 3 млрд. рублей. А за счет своей прибыли он формирует резервы и другие фонды для различных назначений.
Основные направления в банковском регулировании., Существует несколько основных направлений у ЦБ по регулированию банковской системы:, Укрепление банковской системы.
Почти все меры, носящие долгосрочный характер согласовывались с МВФ. Это было одним из необходимых условий для дальнейшего сотрудничества. И включали в себя:
Предполагается, что положительный эффект от их применения должен проявиться в ближайшие несколько лет. Хоть ЦБ и продвинулся введение общепринятых стандартов банковской деятельности в мировой практике, но еще далек от завершения. Еще не до конца сформирована структура баланса коммерческих банков. Так ЦБ было введено несколько десятков новых балансовых счетов в течение 1998 г. На очень низком уровне остается детализация в отчетности внебалансовых операций. Хотя именно на внебалансовых счетах происходит отражение срочных операций, залоговые обеспечения и предоставление банками гарантии, т.е. все те операции, которые влияют на оценку состояния банковской системы.
Бухгалтерский учет кредитных операций банка с физическими лицами ...
... работы, были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность, значение и виды банковских кредитов; изучить нормативно-правовое регулирование, задачи и принципы бухгалтерского учета кредитных операций банка ... кредитные операции, банк формирует свой кредитный портфель. Кредитная деятельность банка имеет постоянный характер, поскольку в силу своей природы для эффективного функционирования банку ...
1.2. Проблемы банковского регулирования и пути их решения.
Существенно ослабить отрицательные последствия финансового кризиса, в банковском секторе, могли бы совместные действия ЦБ и других органов власти по совершенствованию банковского регулирования. Но, не смотря на то, какие ЦБ предпринимал действия, решить большинство проблем ему не удалось, а это в свою очередь усугубило системный кризис. На этой основе можно выделить несколько основных направлений банковской деятельности, которые требовали наиболее тщательного контроля и регулирования, меры которые были предприняты и факторы препятствовавшие проведению адекватной политики.
Меры, которые принял ЦБ в 1997г. сводились к привлечению и погашению валютных кредитов на срок более 180 дней, а так же введении норматива Н11.1 “Максимальный размер обязательств банка перед банками – нерезидентами и финансовыми организациями — нерезидентами”.
Н11.1 = (Обязательства банка перед банками и организациями — нерезидентами)*100% / Капитал банка
Максимальное значение этого норматива установлено в 400% размере.
В последние 1.5 – 2 года увеличение валютных операций было связано с ограничениями по расширению пассивных операций банковской системы внутри страны. Еще одной причиной стало падение доходности, на финансовом рынке произошедшее в 1997 г., оно привело к снижению рентабельности банковских операций.
ЦБ придерживался концепции “однородности регулирования”, т.е. поддерживал, одинаковы резервные и нормативные требования к кредитным операциям, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Эта позиция ЦБ оправдывалась тем, что большинство срочных сделок были заключены в 1997 г., в условиях стабильной политики. С помощью хеджирования валютных рисков нерезидентов происходило повышение банками привлекательности внутреннего рынка и возможности получить от арбитражных сделок прибыль. Объем срочных обязательств банков в течение 1998 г. неуклонно снижался.
При этом большинство валютных кредитов предоставлялось внутри закрытых банковско — промышленных групп. Банки, которые выступали за создание банковско – промышленных групп, в основном кредитовали предприятия. Банки в свою очередь были связанны с предприятиями через перекрестное участие в капитале, а это в теории должно было ограничить при обесценивании рубля роста кредитного риска. Однако как показала практика, многие владельцы БПГ после кризиса предпочитали отказываться от поддержки “своих” обанкротившихся банков и возврата кредитов.
Проблема не решалась. Эти банки были системообразующими и имели вложения в госбумаги и для расширения своих операций нуждались в привлечении ресурсов. Рост активов мог быть использован для проведения системы мероприятий по улучшению финансового положения проблемных банков и повышения уровня капитализации. В письме ЦБ № 96 – Т “О работе с банками, размер собственных средств (капитала) которых составляет сумму, эквивалентную менее 1млн. ЭКЮ” от 21.04.98 года, устанавливается порядок работы территориальных учреждений Банка России с проблемными банками. Рассчитывалось, что проблемные банки должны будут сами разрабатывать планы по увеличению своего капитала, а так же планы по проведению реструктуризации и реорганизации деятельности в форме слияния или разъединения или вовсе перерегистрироваться в небанковские кредитные организации. ЦБ старался наладить повышенный контроль за деятельностью ведущих кредитных организаций, с помощью созданного ОПЕРУ – 2. Так с середины лета некоторые банки обязаны были предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
Организация кредитного процесса в коммерческом банке
... организации кредитного процесса в коммерческих банках и анализ практики организации кредитования коммерческих банков России. Поставленная в дипломной работе цель определила решение следующих задач: рассмотреть понятие кредитного процесса, его условия и принципы реализации; изучить основные этапы кредитного процесса; выявить факторы, определяющие реализацию кредитного процесса в коммерческом банке; ...
Но из-за того, что ЦБ не имел полномочий по регулированию деятельности небанковских организаций, которые входили в БПГ, проблема осталась нерешенной.
Для проведения санации банковских систем ЦБ хотел использовать капитал “олигархических банков”.
Проблема оставалась нерешенной до начала финансового кризиса, потому что такого рода операции было возможно выявить лишь при выездных проверках, которые проводились крайне редко. А если рассматривать аудиторские фирмы, то они не всегда могли объективно оценить степень кредитного и операционного риска. Происходило это по разным причинам.
В самом начале развития финансового и банковского кризиса ЦБ не оказывал большого давления, на банковскую систему предполагая, что к осени разработает программу по реструктуризации и потом начнет ее реализацию.
Лишь после того как кризис в августе перешел в открытую стадию, ЦБ начал уделять больше внимания проблемам банковских и отчетных данных. В конце августа ЦБ принял решение, что 58 уполномоченных банков будут обязаны предоставлять еженедельный отчет о движении иностранной задолженности. Когда недостоверность балансовой информации стала затруднять оценку реального состояния банковской системы, ЦБ обязал свои территориальные учреждения улучшить качество проверок и ужесточить меры для банков – нарушителей.
Первоочередной проверки подлежали вопросы:
К концу года ЦБ было установлено, что теперь все возможные требования к банкам по до внесению вариационной маржи по привлеченным кредитам и сделкам “репо” должны быть покрыты ликвидными активами. А с 1 февраля 1999 г. было принято, что банки будут должны при расчете достаточности капитала учитывать и кредитные риски по срочным сделкам и внебалансовым инструментам.
Вывод: Вaжнейшим принципом организации и функционирования банковской системы в Российской Федерации является принцип государственного рeгулирования. Главной целью банковского регулирования является поддержание стабильности бaнковской системы, защитa интересов вкладчиков и кредиторов.
Банковское регулирование предполагает активное воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов.
ЦБ – высший орган в банковском регулировании. Он хоть и продвинулся введение общепринятых стандартов в банковской деятельности, но еще далек от завершения. До сих пор на очень низком уровне остается детализация в отчетности внебалансовых операций. Хотя именно в них и отражаются все те операции, которые влияют на оценку балансовой системы.
Отличительный признак банковского регулирования это невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением особых случаев, которые предусмотрены федеральными законами. Кроме того банковское регулирование основано на равном отношении государства ко всем кредитным организациям, по общему правилу, закрепленному в федеральном законодательстве.
Базельские принципы эффективного банковского надзора
... взаимоотношений Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора, а также изучение Базельских принципов эффективного банковского надзора и их реализация в России и рассмотрение методов выявления проблемных банков. ...
Глава 2. Банковский надзор в РФ.
В данном параграфе мы будем говорить о банковском надзоре в РФ. Раскроем понятие и сущность банковского надзора, рассмотрим, кто является его объектами, а так же рассмотрим функции и задачи банковского надзора, раскроем цели инспектирования кредитных организаций и определим санкции, применяемые к кредитным организациям.
Данный параграф актуален в силу того, что именно банковский надзор предупреждает о банкротстве банков путем своевременного выявления в состоянии банков негативных явлений, которые несут в себе опасность для средств, как вкладчиков, так и кредиторов. Если же банкротства избежать не удается — смягчает его последствия.
2.1. Понятие и сущность банковского надзора.
Банковский надзор – контроль со стороны центральных банков за банковской деятельностью, это также и контроль кредитных организаций за расходованием банковского кредита дебитором.
Банковский надзор возник вследствие ответственности, которые несут банки пред обществом.
Сущность его состоит в проверке решений и действий кредитных организаций в соответствии с законами, которые регулируют деятельность банков, и нормативных актов Банка России.
В общем, это надзор за реализацией нормативности. Он используется Банком России, для того что бы управлять рисками в банковской системе.
В управлении коммерческими банками и прочими кредитными организациями Банк России, ни каких административных полномочий не имеет. Он так же не имеет права вмешиваться в их деятельность, т.к. они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. На этой основе Федеральный закон не предоставил Банку России полномочий по контролю, за целесообразностью деятельности кредитных организаций. Но ему предоставлены права осуществлять надзор, а это значит, что Банк России может проверять, как кредитные организации соблюдают закон, по финансовым нормативам и нормативным актам Банка России.
Существует два вида банковского надзора:
Что бы решить эти задачи Банк России создал специальные подразделения по банковскому надзору – Департамент лицензирования кредитных организаций, Департамент пруденциального надзора и некоторые другие виды департаментов, а для территориальных учреждений – управления (отделы) регулирования банковской деятельностью. Для них Банк России создает специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций такие же структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).
Инспектирование, Дистанционный
(документальный)
Банковский надзор
Все эти два вида надзора должны быть взаимосвязанными. И его характер должен рассматриваться с точки зрения оперативности в надзоре и достоверности в его результатах.
Объекты банковского надзора.
Объекты банковского надзора – это именно та часть банковской системы и деятельности, которая должна контролироваться Банком России в соответствии с требованиями законов и в установленном порядке.
Небанковские кредитно-финансовые организации
... небанковских финансово-кредитных организаций в Республике Беларусь. Кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Конечно, основной финансовый ... оборачиваемость платежных средств в Беларуси, общее доверие к финансово-банковским институтам, стабильность платежной системы государства, что в конечном ...
Верное определение объектов банковского надзора важно для определения компетенции Банка России по проведению проверок за деятельностью кредитных организаций. Так же правильное определение проверяемых объектов позволит оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.
Банковский надзор, который у нас сегодня предусмотрен в законодательстве, не охватывает всю банковскую систему и распространяется только на кредитные организации. Другими словами он рассматривает своим объектом лишь нижний уровень банковской системы, не затрагивая верхний уровень банковской системы, так как он не является объектом надзора, со стороны какого бы там ни было органа.
За Банком России со стороны Государственной Думы предусматриваются в Федеральном законе “О Центральном Банке Российской Федерации” лишь некоторые элементы контроля.
Другие страны пользуются так называемым перекрестным контролем над функционированием банковской системы. А это означает, что банковская система будет контролироваться не только ЦБ, но и другими различными правительственными организациями. Так отчеты и вся деятельность центрального банка проверяются государством.
Однако независимость Банка России нужно дополнить тем, что он ответственен за правильность принимаемых им решений, в том числе и в банковском надзоре.
Деятельность кредитных организаций как объектов банковского надзора.
В Федеральном законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, можно выделить несколько предметов банковского надзора в деятельности кредитных организаций.
Первоначальным является соблюдение кредитной организацией банковских правил и законодательства, которые установлены Банком России.
Следующим рассматриваемым предметом банковского надзора будет выполнение кредитной организацией предусмотренным законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов.
Нормативы – технические нормы. Т.е. техника банковского дела, технология по управлению кредитной организацией, которая при правильном построении исключит риск неликвидности и неплатежеспособности по отношению, как к банковским клиентам, так и к кредиторам.
Последним предметом банковского надзора является проверка правильности ведения бухгалтерского учета и его достоверности, которые предусмотренные законами и нормативными актами Банка России, по отчетности кредитных организаций.
2.2. Банковский надзор, его задачи и функции.
и т.д……………..