Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.
Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.
Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы — финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.
Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России .
Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.
Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой — роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) — это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.
Виды профессиональной деятельности на финансовом рынке
... два звена: кредитную систему (среднесрочных и долгосрочных кредитов банков) и рынок ценных бумаг. 2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Участники финансового рынка - это банки, валютные и фондовые биржи, брокерские фирмы, страховые и инвестиционные ...
Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.
Основные функции банковского надзора:
1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
3. анализ баланса и отчетности банка;
4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
5. проверка решений органов управления;
6. проверка работы ревизионной комиссии;
7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;
8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
9. проверка управления рисками;
10. проверка формирования резервов;
11. проверка гарантий;
12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;
13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности
Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.
Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:
1. Председатель Комитета.
2. Заместители председателя Комитета.
3. Департамент банковского регулирования и надзора.
4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.
6. Юридический департамент.
7. Главная инспекция кредитных организаций.
8. Главное управление безопасности и защиты информации.
9. Московское главное территориальное управление Банка России
Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.
Организация аудита банков цель и задачи банковского аудита
... банке РФ лицензии организациям, занимающимся банковским аудитом выдаёт банк России. Согласно положению от 23.12.1997 г. № 10-П “О порядке составления и представления в банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности ...
2.Организация и виды банковского надзора
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль, Ведомственный контроль, Независимый контроль
Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.
Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.
При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.
Система банковского надзора обычно включает:
- типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
- стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
— порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
- обязательность аудиторских проверок;
- порядок назначения временной администрации по управлению банком;
- объявление банков неплатежеспособными.
Банковский надзор осуществляется в виде
- лицензирования;
- контроля за экономическими нормативами;
- инспекции и ревизии деятельности банка.
Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.
Потребность коммерческого банка в ликвидных средствах
... потребность коммерческих банков в необходимых ликвидных средствах. Руководство банков постоянно уделяет большое внимание вопросам ликвидности, однако до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах. ... с точки зрения динамики, что предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять ...
Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.
По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.
Организация банковского надзора
В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее, чем за месяц до их введения в действие.
Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:
1 . минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
2. минимальный размер собственных средств ( капитала) для действующих банков;
3. норматив достаточности капитала;
4. нормативы ликвидности банков;
5. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
6. максимальный размер крупных кредитных рисков;
7. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
8. максимальный размер риска на одного акционера (участника);
Деятельность банка по привлечению денежных средств юридических лиц
... услуг юридическим лицам, формы привлечения денежных средств юридических лиц. Во второй главе мы рассматриваем анализ показателей привлечения ресурсов, тенденции развития форм привлечения ресурсов юридических лиц. Третья глава посвящена направления развития форм привлечения денежных средств юридических лиц, проблемы в деятельности банков ...
9. максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам;
10. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;
11. максимальный размер обязательств банка перед банками – нерезидентами и финансовыми организациями – нерезидентами;
12. норматив риска собственных вексельных обязательств банка;
13. норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
Группировка активов по степени риска, Классификация банковских активов по группам риска.
I группа
- средства на корреспондентском и депозитном счетах в Банке России
0
- обязательные резервы, перечисленные в Банк России
0
- средства банков, депонированные для расчетов чеками
0
- касса и приравненные к ней средства, драгоценные металлы в хранилищах и в пути
2
- счета расчетных центров ОРЦБ в учреждениях Банка России
0
- средства на накопительных счетах при выпуске акций
0
- счета кредитных организаций по кассовому обслуживанию филиалов
0
— вложения в облигации Центрального банка Российской Федерации (Банка России), не обремененные обязательствами
0
— вложения в государственные долговые обязательства стран из числа «группы развитых стран», не обремененные обязательствами
0
— денежные средства Уполномоченных банков, имеющих разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа С, депонируемые в Банке России
0
II группа
- ссуды, гарантированные Правительством РФ, в части, под которую получены гарантии
10
- ссуды под залог драгоценных металлов в слитках, в части, равной их рыночной стоимости
0
- средства в расчетных центрах ОРЦБ
10
— средства участников расчетных центров ОРЦБ, депонируемые для завершения расчетов, по операциям ОРЦБ
10
— вложения в государственные долговые обязательства и облигации внутреннего и внешнего валютных займов Российской Федерации, не обремененные обязательствами
10
— вложения в государственные долговые обязательства стран, не входящих в число «группы развитых стран», не обремененные обязательствами
10
- ссуды и прочие средства, предоставленные банком Министерству финансов РФ
10
- векселя, эмитированные и авалированные органами федеральной власти
10
III группа
— вложения в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления, не обремененные обязательствами
20
— требования к банкам стран из числа «группы развитых стран» в СКВ и драгоценных металлах (включая средства на корреспондентских счетах, предоставленные (размещенные) кредиты и депозиты, а также требования по срочным операциям (по поставке денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг)
Учет кредитов банка, заемных средств организации
... денежных средств. Таким образом, высокая значимость проблемы учета кредитов банка и заемных средств организации определяет несомненную актуальность данного исследования в современных условиях. Целью курсовой работы является исследование системы учета кредитов банка и заемных средств организации. ...
20
— ссуды под залог ценных бумаг субъектов Российской федерации и местных органов самоуправления, в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг
20
— ссуды клиентам, предоставленные банками со 100%-ным участием иностранных инвестиций, под гарантии, полученные от материнских банков стран из числа «группы развитых стран», в части, под которую получены гарантии
20
- средства на счетах участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях
20
— ссуды, выданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным органам самоуправления
20
— ссуды, выданные банком, по которым надлежащее исполнение обязательств заемщика обеспечено поручительствами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в части, равной ответственности указанного органа власти по поручительству
20
— синдицированные и аналогичные им ссуды в части, равной величине предоставленных банку третьими лицами средств
20
— ссуды под залог государственных ценных бумаг Российской Федерации в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг
20
IV группа
- средства на счетах в банках-резидентах РФ
70
— средства на счетах в банках-нерезидентах стран, не входящих в число «группы развитых стран», кроме средств на счетах в банках-нерезидентах стран ближнего зарубежья
70
- ценные бумаги для перепродажи
70
— средства на корреспондентских и депозитных счетах в драгоценных металлах в банках — резидентах РФ и в банках-нерезидентах стран, не входящих в число «группы развитых стран»
70
V группа
- все прочие активы банка
100
Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами коммерческого банка. В расчете некоторых нормативов используется показатель капитала банка. Понятие капитала банка значительно шире понятия его уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1 ) определяется как отношение собственных средств банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2-4 группам риска. В расчет норматива включается величина кредитного риска по инструментам, отражаемым по внебалансовым счетам бухгалтерского учета, а также величина кредитного риска по срочным сделкам. Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка:
- от 5 млн. евро и выше – 10%;
- менее 5 млн.
евро – 11% (с 1.01.2001).
В дополнение к нормативу Н-1 используется оценочный норматив мгновенной ликвидности (Н2 ).
Он определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение Н2 — 20%. Норматив ориентирует на то, чтобы постоянно поддерживать минимальную готовность вернуть деньги, т. е. выполнить свои обязательства перед клиентом. Дело в том, что деньги клиентов, числящиеся на их расчетных и текущих счетах, а также внесенные во вклады или в виде депозитов как правило, использованы банком для активных операций.
Норматив текущей ликвидности (НЗ ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение Н3 — 70%. Соблюдение норматива обеспечивает возможность выполнить свои обязательства, если деньги для этого потребуются в течение ближайшего периода, т.е. в сроки от одного-двух дней до одного месяца. В состав этих обязательств включаются не только обязательства, числящиеся на его балансе, но и гарантийные обязательства, выданные другим банком. Обязательства банки могут выдавать с таким расчетом, чтобы их сумма была в пределах суммы банковского капитала.
Норматив долгосрочной ликвидности (Н4 ) показывает степень загрузки источников, за счет которых выданы кредиты и определяется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Максимально допустимое значение Н4 — 120%.
Норматив общей ликвидности (Н5 ) ориентирует банк на формирование своих активов так, чтобы доля ликвидных активов в общей сумме активов поддерживалась на должном уровне, а именно была не ниже 20%.
Норматив Н6 ранее предусматривал, что риск на одного заемщика не может, как правило, превышать определенный процент от собственных средств банка. Он не может превышать 25% капитала банка. Если этот лимит превышен, то риск считается крупным.
До 1995 г. максимальный размер крупного риска был равен размеру капитала банка. Начиная с 1995 г., крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (норматив Н7 ) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств банка. Он не может превышать 800%.
Банк России ведет реестр крупных кредитных рисков. Однако обратной информации для коммерческих банков он не дает, что является большим недостатком при контроле за риском. Каждая выдача крупного кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или кредитного комитета банка.
Банк в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка.
Аналогично нормативу Н6 рассчитывается норматив Н9 , только в отношении тех акционеров, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% от его зарегистрированной величины (максимально допустимое значение — 20%), а также норматив Н9.1 в отношении совокупной величины крупных кредитных рисков по всем акционерам банка (максимально допустимое значение — 50%).
Выше рассмотрены крупные риски, когда банк выступает в качестве кредитоpa. Но банк также может являться заемщиком, когда кредитором выступают другие лица.
Изъятие их вкладов также может оказать существенное влияние на ликвидность коммерческого банка, поэтому Банк России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (норматив Н8).
Он устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка. Максимально допустимое значение Н8 — 25%.
В отношении инсайдеров банка рассчитывается норматив Н10 – максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Он определяется путем деления совокупной суммы требований банка в отношении инсайдера, взвешенной с учетом риска, на капитал банка. Совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу, не может превышать 3% собственных средств банка. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан (норматив Н11 ) определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение Н11 — 100%, т. е. Объем привлеченных средств не должен превышать капитал банка. Важное значение, которое придается данному нормативу, объясняется кризисом банковской системы в 98 году, в результате которого население потеряло не только свои сбережения, но и доверие к банкам.
Аналогично находится норматив Н11.1 , который определяет максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами. Значение норматива не должно превышать 400%.
Норматив Н12 определяет использование капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Максимально допустимое значение Н12 — 25%. При этом банк вправе инвестировать на приобретение акций одного юридического лица не более 5% собственных средств.
Норматив Н13 характеризует степень риска собственных вексельных обязательств банка и рассчитывается как отношение суммы выпущенных банками векселей и банковских акцептов к капиталу. Максимально допустимое значение устанавливается в размере 100%.
Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами Н14 рассчитывается путем деления суммы высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме на сумму обязательств в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение Н14 — 10%.
Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка.
В случае неоднократных нарушений применяются санкции. Ко всем банкам, допустившим неоднократные нарушения экономических нормативов, Главными управлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов .
3 .Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору.
Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявления проблемности на возможно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала;
Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал), определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций — не менее 1 млн. ЭКЮ в рублевом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего существования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом.
Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а также осуществлять операции с драгоценными металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного капитала последних.
Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Многие из этих положений в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.
Базельский комитет выработал 25 основных принципов надзора, затрагивающих все этапы «жизненного цикла» банков и всю систему взаимоотношений между ними и надзорными органами. Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно определены одна или несколько организаций, например, Центральный банк и
(или) специализированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работающие под эгидой и в тесном контакте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко определенные функции, с другой стороны, конкретные полномочия.
Законодатель обязан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицензировании банковских учреждений и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии ликвидации, а также дать критерии оценки надежности и устойчивости банков. Нормативным подкреплением обеспечиваются и санационные процедуры.
Одним из базельских принципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выдаче разрешения должен быть жесткий.
Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.
Базельский комитет считает, что органы надзора должны поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренное или непреднамеренное использование банка криминальными структурами.
Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банками., Так, органы надзора должны:
«удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, которые позволяют последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов» (п. 9);
«убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управлением)» (п. 13);
«выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельности» (п. 14).
Такая система, в частности, предусматривает четкое разделение функций по приему банковских обязательств, расходованию средств, ведению учета активов и пассивов, защите активов, строгий внутренний аудит и пр.
Заключение:
В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию стабильности функционирования всей банковской системы и защите интересов ее кредиторов, а также клиентов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.
Банковский надзор является наиболее существенным элементом из всех надзорных функций, выполняемых Банком России. Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем.
Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.
Начальной стадией полномочий Банка России в области банковского надзора считается осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности коммерческих банков. Целью этих процедур является минимизация риска появления на рынке банковских услуг «нехороших» банков.
Сосредоточение функций по надзору за деятельностью кредитных организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями .
Список используемой литературы
1.Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001
2.Лаврушин О.И. «Деньги Кредит Банки»
3.Дробозина «Финансы Денежное обращение Кредит»
4. Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: Статут. – 2004
5. Банковское дело. Учебник. Москва «Экономистъ» 2004 .
6. http: // www. cbr. Ru
7. Журнал «Банковское дело в Москве» — №2
Практическая часть, Первый этап определения кредитоспособности заемщика —
стр.260 + стр.250 (частично)
К1 = —————————— ——————————— .
Раз. V (стр.690) – (стр.640 + стр.650)
6235+0
К1 = —————————— = 0,012
503829– 0
стр.260 + стр.250 + стр.240
К2 = —————————— ———————— .
Раз.Y (стр.690) – (стр.640 + стр.650)
6235 + 28784+ 0
К2 = —————————— — = 0,069
503829 – 0
Раз.II (стр.290)
К3 = —————————— ——————————— .
Раз.V (стр.690) – (стр.640 + стр. 650)
480970
К3 = —————————— = 0,954
503829 – 0
Раз. III (стр. 490) + стр. 640 + К4 = ————————————————————————-
6415+ 0 + 0
К4 = ————————————— = 0,012
510244
III. Показатели оборачиваемости и рентабельности
Объем дневных продаж = 5391703/360 = 14977, Оборачиваемость оборотных активов= 480970/14977=32, Оборачиваемость дебиторской задолженности = 55886/14977 = 3,7, Оборачиваемость запасов = 374463/14977 =25
стр.050 (форма №2 )
К5= —————————— .
№2 )
299661
К5= ———————- = 0,055
5391703
стр.190 формы №2
К6 = —————————— .
стр. 010 формы №2
95139
К6 = ——————— = 0,017
5391703
Рентабельность вложений в предприятие:
балансовая прибыль стр.140 формы №2
—————————- —-, или —————————— .
итог баланса стр. 700 баланса
Рентабельность вложений в предприятие = 127448/510244 = 0,25, Достаточные значения показателей:
К1 — 0,1
К2 — 0,8
К3 — 1,5
К4 — 0,4 — для всех предприятий , кроме предприятий торговли и лизинговых компаний; 0,25 — для предприятий торговли и лизинговых компаний
К5 — 0,10
К6 — 0,06
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты | 1 категория | 2 категория | 3 категория |
К1 | 0,1 и выше | 0,05 — 0,1 | менее 0,05 |
К2 | 0,8 и выше | 0,5 — 0,8 | менее 0,5 |
К3 | 1,5 и выше | 1,0 — 1,5 | менее 1,0 |
К4 | |||
кроме торговли и лизинг. компаний | 0,4 и выше | 0,25 — 0,4 | менее 0,25 |
для торговли и лизинг. компаний | 0,25 и выше | 0,15 — 0,25 | менее 0,15 |
К5 | 0,10 и выше | менее 0,10 | нерентаб. |
К6 | 0,06 и выше | менее 0,06 | нерентаб. |
Таблица расчета суммы баллов:
S = 0,05 * Категория К1 + 0,10 * Категория К2 + 0,40 * Категория К3 +
+ 0,20 * Категория К4 + 0,15 * Категория К5 + 0,10 * Категория К6.
S = 2,65
Таблица 1
Группа «Качество заемщика» | |||
подгруппа | показатель | баллы | |
Характеристика заемщика — 8 | вид деятельности | непроизводственная | 6 |
производственная | 4 | ||
торгово-закупочная | 3 | ||
срок деятельности | от 1 года до 3 лет | 2 | |
свыше 3 лет | * | ||
Финансовое состояние – 33 (рейтинг заемщика по методике СБ РФ) | Количество баллов рассчитывается как произведение рейтинга за минусом единицы на коэффициент 16,5 с округлением полученного результата в большую сторону | 17 | |
обороты — 24 (к расчету принимаются среднемесячные обороты ) | доля оборотов в СБ РФ к общей величине оборотов заемщика | до 25 % | |
от 25 % до 75 % | 4 | ||
свыше 75 % | |||
доля оборотов в ссудной задолженности | до 50 % | 18 | |
от 50 % до 100 % | 4 | ||
свыше 100 % | 0 | ||
Кредитная история – 25 | своевременность выполнения прежних обязательств | просрочка свыше 30 дней | 18 |
просрочка от 10 до 30 дней | 12 | ||
Просрочка до 10 дней /не было кредитов | 6 | ||
Не было просрочки | 0* | ||
возможность погашения ссуды | Предполагается пролонгация | ||
Не требуется | 0* | ||
Маркетинг – 10 | зависимость от импортных поставок/поставщиков | сильная | 4 |
умеренная | 2 | ||
слабая/отсутствует | 0 | ||
насыщенность рынка товарами | высокая | 6 | |
средняя | 4 | ||
низкая | 0 | ||
ИТОГО | 100 ( 49) |
Определим:
1)Цель кредита – закупка нового оборудования
2)Сумма кредита 10 000 000 руб.
3)Срок кредита 365 дней
4)% ставка = 11%годовых
Группа «Качество обеспечения» | |||
Подг | Показатель | Баллы | |
Ликвидность-85 | Практически неликвидное – производственная недвижимость, объекты социальной сферы, поручительство субъектов Федерации | 85 | |
Низко ликвидное — товары в обороте, зависимые от специальных условий и сроков хранения, оборудование, не подлежащее демонтажу или требующее больших затрат на демонтаж ,Поручительство органа местного самоуправления | 55 | ||
Средне ликвидное – офисная недвижимость, оборудование, товары в обороте, в т.ч. сырье, готовая продукция, автомобили | 35 | ||
Высоко ликвидное – заклад товаров | 5 | ||
Абсолютно ликвидное – депозит, ценные бумаги СБ | 0 | ||
Поручительство-15 | Наличие поручительства платежеспособной организации | Нет | 10 |
Есть | 0 | ||
Наличие поручительства руководителей | Нет | 5 | |
Есть | 0 | ||
ИТОГО | 60 |
Определение процентной ставки по кредиту, Для определения процентной ставки с учетом премии за риск необходимо определить цену одного балла.
«Цена» одного балла определяется следующим образом:
C=(D max -D min)/ 200 ,
C=(8,25-6 )/ 200 = 0,01125
Расчетная премия за риск определяется как:
R=C х B,
R=0,01125 х 164 = 1,845
Процентная ставка будет определяться по следующей формуле:
Pr = (Dmax + R) x I,
Pr = (8,25 + 1,845) x 1,09 = 11
Приложение № 1
ЗАЯВЛЕНИЕ