Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский контроль, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Несмотря на то, что механизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовался учеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степени изучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным и своевременным.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что банковское регулирование и банковский надзор являются залогом эффективного функционирования банковской системы. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы.
Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом — правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Государственное регулирование банковской деятельности
... Закона «О банках и банковской деятельности»). Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других ... банковской активности и, главным образом, банковских операций. Цель данной работы - исследование государственного регулирования банковской деятельности. 1. Понятие и виды банковского регулирования Банковское регулирование ...
Достижение указанных целей обусловлено постановкой и решением следующих задач:
- проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую осуществление Банком России надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций;
- определить понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации;
- раскрыть формы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации;
- определить виды надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью кредитных организаций;
- охарактеризовать механизм контрольно-надзорной деятельности Банка России;
- указать пути по совершенствованию правового регулирования надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью кредитных организаций;
- выявить пути повышения эффективности банковского надзора со стороны Банка России).
Работа основана на анализе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов и методических рекомендаций Банка России.
Методы исследования : синтез полученной информации, создание выводов по выявленной проблеме.
Структура работы : Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1.1 Доктринальная характеристика банковского контроля
Банковский контроль — осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг — трастовых, лизинговых, факторинговых и др. Банковский контроль — составная часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска. В процессе своей деятельности банки контролируют выполнение заключенных с клиентами договоров. Характер и содержание контроля определяются степенью риска. Например, при кредитовании банки оценивают финансовое состояние заемщика, определяют его рейтинг. В зависимости от этого принимаются меры по обеспечению возвратности кредитов — требования залогов, гарантий, страхования. Осуществляется банковский контроль и при других операциях — проверяется правильность оформления расчетной и иной документации, наличие соответствующих ресурсов, выполнение законов, указов, банковских правил и инструкций.
Помимо контроля за деятельностью и финансовым состоянием клиентов в процессе их обслуживания банки осуществляют внутренний контроль, ревизии, проверки. Эта работа призвана не только поддерживать состояние учетной и контрольной работы в банке, но и наметить перспективы по ее совершенствованию.
Банковский контроль имеет свою специфику, обусловленную принадлежностью к банку, к его деятельности. А это означает обусловленность всей системы банковского контроля спецификой функционирования банка как особого « денежно-кредитного института, регулирующего платежный оборот в наличной и безналичной формах».
Специфика банка и его деятельности обуславливает следующие особенности направления контроля:
Во-первых, банк является социально значимым объектом общества. В нем сосредотачиваются значительные денежные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Следовательно, обеспечение сохранности этих средств, доверия к банку, является важнейшей задачей контроля.
«Структурный анализ и оценка качества кредитного портфеля коммерческого ...
... коммерческого банка. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические основы структурного анализа ... Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. [2]; Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г. [3]; Положение ...
Во-вторых, банк является экономически целесообразным и значимым субъектом общества, выполняющим эмиссионную, регулирующую и посредническую функции. В этой связи обеспечение эффективного функционирования каждого банка, его финансовой устойчивости, также относится к важнейшим задачам управления и контроля.
В-третьих, банк относится к числу наиболее рискованных субъектов общества, на деятельности которого отражается весь воспроизводственный процесс, а, следовательно, и риски, возникающие на любой из его стадий. Данная особенность банковской деятельности предполагает нацеленность банковского контроля на своевременное выявление, достоверную оценку и обеспечение защиты, как условие долговременного и стабильного функционирования банка.
В-четвертых, банк представляет собой один из субъектов общества со своими правами и обязанностями. Поэтому соблюдение предписанных законом обязанностей перед обществом, клиентами, акционерами также является задачей контроля.
В-пятых, банк, как организационная структура, есть система, включающая два уровня:
- верхний, представленный в России Банком России;
- нижний, представленный кредитными организациями, в том числе и коммерческими банками;
Внутри этой системы существуют отношения, характеризующиеся:
- подчиненностью нижнего уровня верхнему, по соблюдению основополагающих правил и норм функционирования, определенных законодательством и нормативными требованиями Банка России;
- правовой и экономической самостоятельностью деятельности каждого элемента нижнего уровня кредитных организаций.
В этой связи контрольная среда внутри банковской системы определяется, во-первых, сферой внутриведомственного контроля, осуществляемого Банком России в целях обеспечения долговременного и эффективного функционирования банковской системы; во — вторых, внутрибанковского контроля на уровне самих кредитных организаций, в целях, обеспечения эффективности осуществляемых ими операций и защиту от потерь.
Таким образом, банковский контроль можно представить как систему взаимосвязанных мер на различных уровнях, направленную на выявление, недопущение, устранение отклонений от установленных норм и стандартов функционирования всей банковской системы и отдельных ее структурных элементов. К числу контрольных процедур, в соответствие с ранее определенной сущностью контроля, мы относим: наблюдение (сбор и обработку информации); проверку и действия по ее результатам. Как отмечалось ранее, Базельский комитет по вопросам банковского надзора внутренний контроль банка (а это можно распространить и на весь банковский контроль, включая контроль ЦБ РФ) определил, как «…не просто процедура или политика, которая выполняется в определенный момент, а постоянно осуществляемый процесс на всех уровнях банка».
При этом существенно изменилась направленность банковского контроля. Он включен в систему управления банковскими рисками. Характеристика контроля как процесс, предполагает постоянно действующий механизм контроля с участием в нем широкого круга лиц. Однако, современная российская практика свидетельствует, что контроль еще нельзя охарактеризовать как процесс. Это задача, которую еще предстоит решить.
Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня
... с.105]. Ориентированное на рынок банковское регулирование и надзор заключается в обеспечении эффективного управления банками, своевременном решении проблем, с которыми сталкиваются банки, поощрении банков к эффективной работе и ликвидации неплатежеспособных банков. Хорошая нормативно-правовая база ...
Именно поэтому важно представить всю технологию банковского контроля, что означает обращение к содержанию его составных элементов, как как вида управленческой деятельности.
1.2 Правовые основы и принципы банковского контроля
Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.
Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.
Максимов М.В., исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается.
Елизаров В.Н. определяет банковский надзор через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, что банковский надзор представляет собой общий государственный надзор в определенной области хозяйства — банковском секторе. Банковский надзор — это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.
Согласно ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального бака РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Конституция устанавливает также, что данную функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Указанные положения Конституции РФ, как указывает Симановский А.Ю., по существу обусловливают целесообразность наделения Банка России широким спектром надзорных функций.
Банковский надзор осуществляется, главным образом на основании, двух федеральных законов: ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также на основании многочисленных нормативных актах, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Реферат надзор банка россии за деятельностью коммерческих банков
... актам Банка России. Банковский надзор - это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе. Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками ...
Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.
Банковский надзор — это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.
В общем виде объекты банковского надзора закреплены в банковском законодательстве. К ним относятся кредитные организации. Однако помимо самих кредитных организаций к объектам банковского надзора следует отнести филиалы и представительства кредитных организаций в РФ и за ее пределами, а также филиалы и представительства иностранных банков в России.
Субъектом банковского надзора является Банк России. Функции банковского надзора могут осуществляться Банком России, его высшими органами управления, органом банковского надзора при Банке России, создаваемым по решению Совета директоров, а также территориальными учреждениями Банка России. Банковский надзор обеспечивается путем постоянного наблюдения и проведения проверок.
Предметом банковского надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России. Из содержания ст. 55 Закона о Банке России следует, что предмет банковского надзора не ограничен только обязательными нормативами. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
- предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
- защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
- не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
- способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Братко А.Г. выделяет три основные задачи банковского надзора:
проверка соблюдения законов и банковских правил,
проверка соблюдения экономических нормативов,
проверка бухгалтерского учета и отчетности.
Исходя из задач, Братко А.Г. определяет функции банковского надзора. Функции банковского надзора — это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.
По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
- изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
- проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
- анализ баланса и отчетности банка;
- изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
- проверка решений органов управления;
- проверка работы ревизионной комиссии;
- анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
- проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
- анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
- проверка управления рисками;
- проверка формирования резервов;
- проверка гарантий;
- проверка обоснованности и законности формирования доходов;
- изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
- выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
- выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
- выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
- выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
- проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.
Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:
Базельские принципы эффективного банковского надзора
... кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора, а также изучение Базельских принципов эффективного банковского надзора и их реализация в России и рассмотрение методов выявления проблемных банков. Предметом исследования курсовой работы - являются принципы надзора и ...
- основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций;
- осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов;
- применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее).
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
- социально-экономические приоритеты развития общества;
- совершенство законодательной базы;
- проводимая Банком России кредитная политика;
— «Банковское регулирование » можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и, главным образом, банковских операций.
Или другими словами, банковское регулирование- система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
Банковский надзор (международный опыт)
... для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах. Глава 3. Банковский надзор в России, Часть 1. Правовые основы банковского надзора в России Правовые основы организации надзора ... элемент международной системы оценки CAMEL. Поскольку этот вопрос в данной дипломной работе не может быть подробно рассмотрен, остановимся на его основных направлениях, ...
- достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
- качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
- качество менеджмента (квалификация управляющих);
- ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
- доходность;
— Существует два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задача пруденциального регулирования — в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:
- защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;
- защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.
степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в
Правовые основы организации надзора и контроля законодательно определены
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому Закону Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Содержание надзора со стороны Банка России — постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства.
Помимо банковского надзора федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственной надзорно — контрольной деятельности в банковском секторе. Объектами данной деятельности являются не только кредитные организации, но и Банк России. Так, например, финансовая отчетность Банка России подлежит внешнему аудиту по решению Национального банковского совета, за Банком России ведется прокурорский надзор и т.д.
Банки являются участниками отношений в сфере налогового, таможенного, валютного контроля. Применяются также негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит <#»783744.files/image001.gif»>