Банковские системы зарубежных стран

Выбранной темой курсовой работы является «Банковские системы зарубежных стран».

Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Основной целью работы является всестороннее изучение банковских систем различных государств.

Достижение поставленной цели требует решения некоторых задач:

  • рассмотрение понятия и структуры банковской системы
  • изучение банковской системы Англии
  • определение банковской системы США
  • рассмотрение банковской системы Швейцарии
  • изучение функционирования банков в исламских странах

Решению вышеобозначенных задач соответствует структура курсовой работы.

Банковская система: понятие и структура

Банковская система — это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.

Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:

  • обеспечения экономического роста;
  • регулирования инфляции;
  • регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других. Отсюда, с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы, с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.)

7 стр., 3426 слов

Банки, банковская система и ее функции

... курсовой работы является подробное изучение сущности банковской системы и ее функций. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие, принципы построения и структуру банковской системы; рассмотреть виды банков, их роль и функции. Глава I. Банковская система 1.1. Понятие и ...

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента кредитной системы:

  • центральный (эмиссионный банк);
  • коммерческие банки;
  • специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.) /1/.

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

Сегментированная система предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов финансовых учреждений. Подобные структуры сложились, например, в США и Японии.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Великобритании. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий «банк» и «банковская деятельность». Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин «банк» или «кредитное учреждение» ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов /5/.

Банковская статистика Великобритании делит все финансовые институты на две группы: собственно банковский сектор и небанковские финансовые учреждения.

Таблица 1 —

сектор

  • Коммерческие банки (в том числе клиринговые банки)
  • Учетные дома
  • Торговые банки
  • Иностранные и консорциальные банки

учреждения

  • Строительные общества
  • Страховые компании
  • Инвестиционные компании (и юнит-трасты)
  • Пенсионные фонды
  • Кредитные союзы

Центральный Банк

В современных экономических условиях развития многих государств в мире дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики многие банковские специалисты связывают с их полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

Остановимся подробнее на сердце британской банковской системы — Банке Англии.

Банк Англии — самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:

1. группа — прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2. группа — контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке “джентльменских соглашений” между этими учреждениями и Банком Англии.

Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них:

1 Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, — другими словами, осуществление денежной политики;

2 Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

3 Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра /2/.

Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:

1 Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии).

Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.

2 Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

3 Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета Банка Англии.

В соответствии с вышесказанным можно выделить функции Банка Англии:

1 Банк Англии служит банком для коммерческих банков

2 Банк Англии служит банком для других центральных банков

3 Банк Англии служит банком для правительства

4 Осуществление монетарной политики. Банк Англии советует по поводу методов политики и ответственен за ее выполнение.

5 Осуществление эмиссии банкнот

6 Осуществление валютных операций и контроля, управление золотовалютными резервами страны от имени Казначейства.

7 Осуществление надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками — в целом за банковской системой.

8 Банк Англии — член Европейского Валютного — это начальная стадия Европейского центрального банка, который будет утвержден в 1998 году.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от сиены правительства.

Коммерческие банки

Вторым уровнем Британской банковской системы являются коммерческие банки и финансовые компании.

Система британских коммерческих банков сильно дифференцирована. В ней действует принцип специальных банков. При этом наблюдается две тенденции. С одной стороны, специализация является попыткой приспособления банков к изменениям денежного спроса и предложения. С другой стороны, существует тенденция к расширению операций крупнейших коммерческих банков и сберегательных касс за рубежом.

Сгруппировать британские банки не так просто. Банк Англии делит оперирующие в Англии коммерческие банки на 3 группы:

1. депозитные банки (розничные (retail banks) или «банки главной улицы («high street banks»));

2. учетные дома;

3. акцептные дома, иностранные банки, прочие банки /3/.

депозитным банкам

Основные операции клиринговых банков — принятие вкладов и выдача кредитов. Клиринговые банки осуществляют платежи для крупных, средних и мелких промышленных предприятий, а также для населения. Платежный оборот между этими банками происходит в рамках клирингового соглашения, что означает зачет взаимных требований и перевод сальдо. В 70-е годы ежегодно засчитывалось около 1 млрд. фунтов стерлингов по чекам между этими банками. У клиринговых банков сильно проявляется тенденция к универсализации, и они все больше оказывают небанковские услуги. Услуги охватывают подготовку индивидуального строительства, обслуживание финансовых операций промышленности, подготовку и финансирование экспорта, сдачу в аренду предприятиям компьютеров для начисления заработной платы и т.п.

финансовые дома

торговые банки

учетные дома

Учетные дома — это специфический тип финансового института Лондонского рынка. Они обеспечивают выгодный сбыт для банков ликвидных фондов путем гарантированных депозитов по требованию (по согласованной кредитной ставке до или в пределах установленной даты).

Кроме того, учетные дома — это рынок реализации и покупки векселей.

Учетные дома действуют как буфер между Банком Англии и остальной банковской системой, посредством них Банк Англии снабжает банковскую систему финансовыми ресурсами, изымает их. Банк Англии также оказывает влияние на процентные ставки.

Иностранные банки

консорциальные банки

B Великобритании имеется множество банкоподобных специальных кредитно-финансовых институтов. Cреди них:

Сберегательные институты, Страховые компании, Инвестиционные тресты, Доверительные паевые фонды, Финансовые корпорации, Фирмы венчурного финансирования

В Германии число кредитных институтов со­ставляет свыше 4 тыс., в том числе: более 1 тыс. средних и мел­ких банков с годовым оборотом менее 100 млн ДМ. Эти кредит­ные институты имеют почти 45 тыс. филиалов, в Германии на­считывается около 49 тыс. кредитных организаций. При числен­ности населения 80 млн человек каждое отделение банка обслуживает в среднем 1600 человек.

Двухуровневая структура банковской системы Германии вклю­чает:

  • Дойче Бундесбанк (федеральный центральный банк);
  • коммерческие (универсальные) банки;
  • сберегательные банки;
  • кооперативные центральные банки;
  • кредитные кооперативы;
  • банки специального назначения (государственные и частные ипотечные банки);
  • почтовые, коммунальные и сберегательные банки;

Специализированные банки

Центральный банк Германии — Дойче Бундесбанк, который имеет правление во Франкфурте-на-Майне, девять земельных центральных банков в качестве главных управлений и почти 200 главных отделений и филиалов. Центральный банк выступает как федеральное юридическое лицо публичного права и на 100 % принадлежит Федерации. Компетенцию и задачи Федерального банка определяет специальный закон.

Денежно-кредитная политика Дойче Бундесбанка разрабаты­вается Советом (совещательный орган), в состав которого входят члены правления Федерального банка и президенты земельных центральных банков. Члены правления назначаются Президентом страны согласно предложению федерального правительства, а президенты земельных центральных банков назначаются также Президентом согласно предложениям Бундесрата. Главой Совета Центрального банка и правления (исполнительный орган) явля­ются президент и вице-президент Немецкого федерального банка.

Федеральный банк согласно предоставленному ему законом праву не обязан выполнять указания федерального правительства, но оказывает ему поддержку в проведении общей экономической политики.

Для обеспечения как можно более тесного сотрудничества между Советом Центрального банка и федеральным правительст­вом последнее обязано при обсуждении мероприятий, имеющих большое значение для денежной политики, привлекать к этой работе президента Федерального банка. Со своей стороны феде­ральное правительство может принимать участие во всех заседа­ниях Совета банка. Правительство не имеет права голоса, но может подавать заявления или даже потребовать, чтобы какое-либо решение Совета Центрального банка не вступало в силу в течение двух недель.

Через Дойче Бундесбанк и его филиалы осуществляется ос­новная масса безналичных денежных расчетов с использованием чеков и векселей внутри страны.

Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции по приему средств в депозиты (вклады до востребования и сроч­ные); предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федераль­ным и местным органам власти; выполняют финансовые и трас­товые (в том числе фондовые) услуги, электронные и брокерские услуги, операции с дорожными чеками, расчетно-кассовое обслу­живание клиентов. Кроме того, коммерческие банки могут: вы­ступать владельцами капитала корпораций, осуществлять эмис­сию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестици­онными фондами; иметь представителей в советах компаний, в которых они имеют собственность, и т. д.

К числу крупнейших немецких универсальных банков отно­сятся: Дойче Банк (Deutsche Bank AG), Дрезднер Банк (Dresdner Bank AG) и Коммерцбанк (Commcrzbank AG).

Эти банки осу­ществляют практически все виды операций за исключением эмиссии банкнот и предоставления ипотечного кредита.

Все коммерческие банки Германии можно условно разделить на три основные группы:

  • около 350 частных банков (кредитные банки), в число кото­рых входят три крупных, региональные и прочие кредитные банки, частные банки, а также филиалы иностранных банков (данная группа банков выполняет 1/3 операций всех банков страны);
  • свыше 70 публично-правовых сберегательных касс и земель­ных банков (жироцентралей), которые выполняют 1/2 операций всех банков;
  • приблизительно 3 тыс. кооперативных банков (системы Фольксбанка и Райфейзенбанка) с их центральными банками, производящих около 1/5 операций банков /6/.

Несмотря на то, что частные банки, кооперативные кредитные учреждения и публично-правовые сберегательные кассы имеют различия в проводимой ими политике, специализации и связан­ного с этим банковского “разделения труда” не существует.

Основное преимущество универсальной немецкой банковской системы по сравнению с англосаксонской банковской системой с разделением функций заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Банк, действующий на универ­сальной основе, в состоянии предоставить клиенту широкий круг операций и услуг, и за счет этого он может перераспределить до­ходы и потери от банковской деятельности.

Наряду с универсальными коммерческими банками в Герма­нии существует ряд специализированных банков. Ипотечные банки и другие кредитные учреждения выдают ссуды под залог недвижимости, банки специального назначения предоставляют ссуды с рассрочкой платежа, кредитные кооперативы выдают ссуды для индивидуального жилищного строительства. Разнооб­разие банковских институтов в Германии проявляется в том, что свыше ‘/4 кредитных организаций — это специализированные банки и приблизительно каждый третий крупный банк с оборо­том свыше 5 млрд ДМ представляет собой специализированный банк.

Для представления своих интересов в законодательном, на­блюдательном и прочих государственных органах все группы бан­ков объединены в союзы. Действующие на уровне Федерации банковские центральные союзы частных банков, сберегательных касс и кооперативных банков располагают региональными и не­редко местными организациями. В состав союзов входят также ревизионные объединения.

Параллельно с экономико-политическими банковскими со­юзами на уровне Федерации существуют социально-политичес­кие союзы больших групп кредитных организаций. Основная за­дача таких союзов заключается в установлении совместно с проф­союзами тарифного повышения заработной платы сотрудников банковской сферы, которое проводится, как правило, 1 раз в год. Кроме того, эти союзы совместно с государственными учрежде­ниями принимают участие в разработке новых программ для про­фессионального обучения банковских работников и входят в со­став организации по повышению их профессиональной квалифи­кации /8/.

Деятельность кредитных организаций регламентируется жест­кими правовыми нормами. Параллельно с общими предписания­ми гражданского, общественного права и специальными закона­ми для отдельных банковских групп существует также закон о банковском деле.

Федеральное ведомство по надзору за банковским делом в Берлине осуществляет государственный надзор за всеми кредит­ными организациями. Ведомство является самостоятельным фе­деральным верховным органом, который подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Прези­дент ведомства назначается федеральным Президентом по пред­ложению федерального правительства, которое должно предвари­тельно выслушать и мнение представителя Дойчс Бундссбанка.

В конце 90х годов в Японии действовало около 6200 ком­мерческих финансово-кредитных организаций. Банковский биз­нес возведен в Японии в ранг первейшей государственной важ­ности. За послевоенный период в Японии не было отмечено ни одного случая несостоятельности или банкротства банка, как ре­зультат политики государства в области банковского контроля и надзора, а также поддержки слабых банков. Следует подчеркнуть, что получить государственную лицензию на право осуществления банковских операций в Японии крайне сложно. Тем не менее, де­фицита банков в стране нет.

Главные элементы банковской системы Японии — 11 крупных частных банков, которые здесь называют “городскими”, 64 част­ных местных банка, функционирующих в масштабе одной пре­фектуры, и три могущественных частных банка долгосрочного кредитования. Городские банки обслуживают в основном круп­ный бизнес, корпорации страны.

Неотъемлемая часть кредитной системы Японии — 47 страхо­вых компаний, которые аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в цен­ные бумаги, а также 220 фондовых компаний. Наличие компа­ний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами — одна из главных особенностей банковской системы Японии, ко­торая была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира, действующие в Японии законы четко разделя­ют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга.

Японские специалисты обычно используют следующую клас­сификацию кредитных организаций страны: а) Банк Японии (центральный банк); б) коммерческие банки; в) специализиро­ванные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса, для сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслей, прочие частные финансовые компании; прави­тельственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.

Особую роль в банковской системе играет Банк Японии, кото­рый был учрежден в 1882 г. как центральный банк. С момента создания Банка Японии единственное изменение его статуса про­изошло в 1942 г., когда был создан Совет по политике — высший орган для принятия управленческих решений. Членами Совета являются: управляющий банка, представители министерства фи­нансов, агентства по экономическому планированию частного банковского бизнеса и промышленности.

Банк Японии, 55 % уставного капитала которого (примерно 1 млн. долл.) принадлежит правительству, а 45 % — частным ком­паниям, обладает эмиссионным правом, т. е. правом выпуска де­нежных знаков; устанавливает официальную учетную процентную ставку, служит “банком банков” и банкиром правительства. Он формирует денежную политику и обеспечивает средства для ее реализации, определяет потребности в резервах для депозитных институтов, осуществляет контроль (надзор) за деятельностью банков и других кредитных институтов.

Роль центрального банка закреплена законодательно в Законе о Банке Японии. Последний руководит банковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии их насчи­тывается 11, точнее два банка и девять банковских корпораций.

Следует также отметить особый статус государственных спец­банков и государственных финансовых корпораций. Спецбанки — Импортный банк Японии и Японский банк развития, финансо­вые корпорации — Народная финансовая корпорация, Финансо­вая корпорация малого бизнеса и др.

Государственные финансовые компании отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназна­ченных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, приоритетных регионов страны.

Фактически государственные функции выполняет и один из крупнейших коммерческих банков страны — Банк Токио, поддер­живающий корреспондентские отношения с 2 тыс. банков в раз­ных странах мира. На Банк Токио в соответствии с японским за­конодательством возложено ведение валютных операций.

Коммерческие банки в Японии — основные банки (городские, региональные и иностранные) — выполняют широкий круг опера­ций и услуг для своих клиентов (свыше 300 видов).

В их числе:

  • прием средств в депозиты (вклады до востребования и срочные);
  • предоставление кратко-, средне- и долгосрочных ссуд малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и мест­ным органам власти;
  • финансовые и трастовые услуги, элек­тронные услуги, брокерские услуги, операции с дорожными че­ками и пр.

Представление о кредитной системе Японии будет неполным, если не отметить почтово-сберегательные кассы, которые призва­ны аккумулировать мелкие сбережения населения. Этой же сфе­рой деятельности занимаются и гигантские городские банки, местные банки и др. Однако японские сберкассы при почтовых отделениях, как ни парадоксально, предоставляют индивидуаль­ным клиентам гораздо больший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условиях человеку среднего достат­ка получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому го­сударственные почтово-сберегательные кассы, административно подчиняющиеся почтовому ведомству, смогли аккумулировать крупные финансовые ресурсы /10/.

Швейцария — страна банков. На 1,5 тыс. жи­телей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиа­лов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская бан­ковская система объединяет более 500 банковских организаций.

Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные группы:

  • крупнейшие национальные банки — Юнион бэнк оф Свит-целэнд (Union Bank of Switzerland), Суисс бэнк корпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit Bank);
  • кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;
  • частные банки, основной вид деятельности которых — управ­ление инвестиционными портфелями.

Рассмотрение лишь банковской системы Швейцарии не дает полного представления о своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швей­царии органично входят также финансовые компании. Они де­лятся на:

  • компании, рекламирующие себя для приема депозитов, ко­торые обязаны отвечать всем требованиям федерального банков­ского законодательства;
  • компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Они подпадают под регулирование лишь некоторых статей данного законодательства /7/.

Отличительной чертой швейцарской банковской системы яв­ляется строгий контроль за деятельностью банков и инвестици­онных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной бан­ковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской бан­ковской ассоциацией.

Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона — защита интересов клиента.

Банковская лицензия выдается Федеральной банковской ко­миссией только в том случае, если банк отвечает всем требовани­ям Закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнару­живаются нарушения Закона, выданная лицензия может быть не­медленно отозвана.

Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой инфор­мации грозит тюремное заключение на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская инфор­мация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства (не подозрения!) причаст­ности клиента к уголовному преступлению. При этом уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. На­рушение валютного регулирования других стран также не подпа­дает по швейцарскому уголовному праву в разряд преступлений.

К особенностям банковской системы Швейцарии следует от­нести также функционирование Банковского комитета.

Банковский комитет — это независимый орган, не подчиняю­щийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятель­ности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые нахо­дятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие бан­ковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятель­ности этого органа придают большое значение. Решения банков­ского комитета обязательны для выполнения /11/.

Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Так, Банк Англии существует с конца 17 столетия, Банк Франции был организован Наполеоном 1 в 1800 году, Банк Канады начал свою деятельность в 1935 году. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства.

Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президента с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как «независимую внутри правительства».

ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам. По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год он представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также комитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политике, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса. Время от времени председатель периодически встречается с президентом США, проводит регулярные совещания с министром финансов и председателем Совета экономических консультантов. Председателя часто приглашают поработать в общеправительственных органов, таких как Комитет по отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений /1/.

Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

Другие члены Совета управляющих также участвуют в дискуссиях на правительственном уровне при обсуждении широкого спектра вопросов внутренней и внешней политики, начиная от реформы международной валютной системы и кончая проблемам обновления финансового законодательства США. Члены Совета часто выступают перед Конгрессом по ряду вопросов, касающихся Федеральной резервной системы. Член Совета, назначенный председателем, работает в Федеральном совете по проверке финансовых учреждений, где представлены также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Федеральное правление банков по кредитованию жилищного строительства, аппарат контролера денежного обращения и Национальная администрация кредитных союзов. Конгресс возлагает на эту группу разработку единых правил ревизии всех учреждений, принимающих вклады. Регулярно члены Совета встречаются с членами совета экономических консультантов. Обычно раз в неделю проводится обед, на котором присутствуют представители Министерства финансов, а также по возможности и председатель или вице-председатель Совета управляющих и еще один член Cовета, равно как и заместитель министра финансов по проблемам денежного обращения, ответственные работники обоих учреждений /3/.

Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в правительстве. Они имеют частые неофициальные встречи со служащими таких учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов, Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета — 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год. Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом.

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению «дисконтным окном» в этих банках Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах

Совет выполняет широкую контролирующую функцию над операциями 12 Федеральных резервных банков. Эта функция включает контроль за их деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений, а также проверку и контроль некоторых банковских учреждений. Каждый банк обязан представить Совету свой бюджет для утверждения. Некоторые статьи расходов (например, на строительство или реконструкцию зданий банка, выплату заработной платы президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со стороны Совета. Назначение президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет.

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам — членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским объединениям международным банковским образованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.

Совет выполняет основные Федеральные законы, регулирующие деятельность по кредитованию потребителя (Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам

Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и дважды в год — доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту денежной массы и кредитов Ежемесячный Бюллетень ФРС публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Материалы, относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в другом печатном органе — Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского — контрольного управления.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом, используемым ФРС осуществлении национальной кредитно-денежной политики. Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют.

В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного года на условиях ротации. Комитет избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице-председателем президента ФРБ Нью-Йорка /6/.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане – банковская система целиком функциониру­ет на основе принципов шариа­та. Однако сообщество ислам­ских банков является наиболее быстро растущим сегментом фи­нансового сектора всего Ближ­него Востока. По данным Меж­дународной ассоциации ислам­ских банков, сегодня в 35 стра­нах (включая Россию) функцио­нируют приблизительно 200 та­ких кредитных учреждений. В последние два года наблюдает­ся стремительный рост ислам­ских банков в странах Персид­ского залива, стабильное разви­тие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сум­ма активов, управляемых на ос­нове принципов шариата, сос­тавляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд. долларов. По ми­ровым меркам это немного — значительно меньше, чем акти­вы одного крупного японского или американского банка. Одна­ко динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегод­ные темпы роста в этом секторе составляют 10—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в ислам­ских банках размещено от чет­верти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия /5/.

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако, в ко­нечном счете, отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Вместо процента исламские банки могут предложить вклад­чику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязатель­ном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, ус­ловия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачи­ваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в лю­бой момент.

Второй тип счета — сберега­тельный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, од­нако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачи­вать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберега­тельный вклад не является сроч­ным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегатель­ным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финан­сирование торговых сделок.

И, наконец, третий вид сче­та — инвестиционный. Его вла­делец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shar ­ ing ( PLS ). Вкладчики получают доход по своим вкладам, кото­рый, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантиру­ется, не гарантирован и сам ка­питал, так как убытки банк ком­пенсирует за счет средств на ин­вестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился сред­ствами клиента не вполне про­фессионально, тот в судебном порядке может потребовать ком­пенсации.

Таким образом, рекомендован­ным исламской доктриной мето­дом мобилизации денежных ре­сурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирова­ние ( equity finance ) — привлече­ние средств за счет участия ин­вестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны ле­жать сделки, касающиеся реаль­но существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капи­тал должен использоваться в про­изводительных целях /6/.

Многие экономисты указыва­ют, что в долевом финансирова­нии кроются значительные пре­имущества. В западной экономи­ке размер ссудного процента, за­висящего в свою очередь от уста­новленной Центробанком учет­ной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой систе­ме доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, ди­намика развития реального сек­тора способствует установлению благоприятного инвестиционно­го климата и эффективному рас­пределению финансовых ресур­сов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

Конкретная история исламско­го банковского дела берет нача­ло в 60-е годы. Первый ислам­ский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась прак­тическая работа по созданию ис­ламских финансовых институтов. В 1974 году Организация ислам­ских государств приняла реше­ние о создании межгосудар­ственного Исламского банка раз­вития, для того чтобы финанси­ровать экономические и социаль­ные программы на основе прин­ципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королев­ской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне ис­ламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского воз­рождения», то есть усиление при­верженности традиционному ис­ламу среди широких слоев насе­ления Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране).

Мате­риальные предпосылки для воз­никновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 го­да, когда на Ближний Восток в ре­зультате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедол­ларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил исламским банкам соз­дать значительные пассивы, од­нако эмбриональное состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью задей­ствовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление опыта пассивных операций, стандартизация мето­дов финансирования и инвести­рования.

В начале 80-х годов начинает­ся активный рост исламского банковского дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Ма­лайзии был основан благотвори­тельный фонд, который привле­кал сбережения мусульман, со­биравшихся совершить паломни­чество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из круп­нейших в мире исламских инвес­тиционных фондов Tabung Haji. Бурный рост исламского банков­ского сектора в Малайзии начал­ся после 1983 года в рамках по­литики властей по повышению уровня жизни мусульманского большинства. Кроме сугубо эко­номических эта политика имела и внутриполитические причи­ны — хотя мусульмане составля­ют 75 процентов населения Ма­лайзии, большую часть капита­лов частного сектора контроли­руют этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не только правильными с точки зре­ния религии, но и приносили до­ход. Идет активное создание ис­ламских инвестиционных банков и фондов нового типа, занима­ющихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Исламские ин­вестиционные банки действуют на рынке лизинговых операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конку­рентами, которые активно открывают исламские подразделения /9/.

Современная банковская система — это сфера многообразных услуг своим клиентам — от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).

Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

В данной курсовой работе была рассмотрена следующая тема: «Банковские системы зарубежных стран».

Нами были рассмотрены такие страны и их банковские системы, как Великобритания, США, Германия, Швейцария, Япония, исламские страны.

Таким образом, рассмотрев функционирование банков в данных странах, сделаем вывод, что задачи, поставленные вначале работы, решены.

Цель курсовой работы достигнута.

1. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков. // Банковское дело. – 2002 — №5. — с. 28

2. Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятельностью банков за рубежом // Банковское дело. – 2003. — №6. — с. 28

3. Алан Бадов. Деньги – дар аллаха // Эксперт №4, 31 января 2000

4. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 1999 — №1. — с.26

5. Банковское дело в России. Глоссарий банковских терминов, Т. 9 / Под ред. С. И. Кумон – МФО, 2004 – c. 31

6. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы // Банковское дело – 2001 — №8. — с. 37

7. Кредитные карточки: практика банков США. // Бизнес и банки – 1998 — №18. — с. 7

8. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом // Банковское дело – 2005 — №3. — с. 28; №4. — с. 34

9. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2000.

10. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры, 2000. — с. 70

11. Москвин В.А Банковская система — послекризисное развитие // Банковское дело, №11, 2006.