Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. В настоящее время как аксиома воспринимается тот факт, что развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимо без разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских услуг.
В последнее время весь мир буквально сходит с ума от слова «кризис». Банковский кризис, финансовый кризис, экономический и финансовый кризис у него много имен. Современный кризис коснулся каждого из нас. В результате многое в нашей жизни поменялось. Для кого-то кризис стал крушением планов и надежд, кому-то дал старт в новую жизнь. В любом случае нас ждут перемены.
Банковский кризис 2008 года во многом повторяет дефолт 1998 год, но только в меньших масштабах. Одним из самых неприятных сюрпризов, как и тогда, стало падение курса рубля по отношению к евро и доллару. Это привело к общему снижению доходов населения при росте цен на услуги и товары.
В центре последнего мирового кризиса — финансовая система США. Причиной кризиса в стране стали инновации в ипотечном кредитовании. Низкие процентные ставки, огромное количество выданных американскими банками кредитов – все это стало настоящим «мыльным пузырем», который однажды лопнул. Как результат — кризис недвижимости, так как банки перестали кредитовать строительство домов, а далее начались и проблемы с безработицей. Похожие процессы стали происходить и во многих развитых странах, в том числе в Китае и Индии. Экономический спад сказался на стоимости нефти — спрос на «черное золото» упал, а вместе с ней и цена за баррель. Кризис на рынке подтолкнул к росту и инфляцию. На данный момент в США, Европе и Китае ее уровень достиг рекордного максимума.
Наблюдая за развитием кризиса, россияне и граждане стран пост советского пространства стали задумываться о том, в какой валюте более надежно хранить свои сбережения. Часть населения, опасаясь повторения дефолта в 98-м, начала активно покупать валюту, часть продолжает хранить деньги в рублях. Тревогу граждан также вызывает не только сворачивание выдачи банками кредитов, но и состояние банков России в целом, ведь многие из них успели обанкротиться или стать частью других, более крупных банков в период кризиса. Надо сказать, что процесс поглощений продолжается.
Банковская практика доказала отсутствие единой универсальной методики определения финансового состояния кредитных организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации.
Экономическая часть дипломного проекта. выполнение экономической ...
... написать экономическую часть дипломной работы необходимо соблюдать несколько простых правил: при написании материала для экономической части дипломной работы, нужно чтобы этот материал имел прямую связь с материалом из теоретической части дипломной работы. для основы экономической части дипломной работы следует ...
Схемы, разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами, предусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного характера, однако часто на практике санация кредитной организации осуществляется на поздней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принудительного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление.
Основной целью данной работы является изучение банковского кризиса.
Эта цель обусловливается следующими задачами: — изучение причини особенностей банковского кризиса, форм его проявления, как в зарубежных странах, так и в нашей стране, меры и пути преодоления банковского кризиса, выяснить перспективы развития банковского сектора.
Глава 1. Причины банковского кризиса.
Банковский кризис характеризуется резким увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убытков в связи с переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимости банковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов. Статистически снижение эффективности распределения ресурсов наиболее отчетливо проявляется в увеличении доли просроченных кредитов в общем объеме банковских кредитов. Основным сигналом является возникновение кризиса ликвидности, который не только может поражать ограниченное число неплатежеспособных банков, но и захватывать стабильные банки.
Банки, как правило, предусматривают определенные потери в своем портфеле активов. Однако никогда не было и не будет абсолютно безопасных кредитов, выдаваемы частному сектору, поскольку существует проблема асимметричных потоков информации. Солидные и платежеспособные банки покрывают эти убытки за счет заранее созданных рисковых резервов. Банки рассчитывают степень риска по каждой статье активов и создают соответствующие фонды для компенсации ожидаемых потерь. Определение степени риска не возврата кредитов и принятие мер является обязательным условием нормального функционирования банков.
Плохое управление и (или) негативные внешние факторы могут привести к кризису банка, который становится явным, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов.
Опыт зарубежных стран и Российской Федерации показывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Либерализация внешнеэкономических отношений и отсутствие макроэкономического регулирования банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация финансового рынка, рыночные реформы в странах с переходной экономикой — перечисленные процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики, что отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшей неустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к таким традиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики.
Причины современного долгового кризиса в европейских странах
... кризиса все европейские государства торжественно заявили, что для их экономик наступил новый период, и страны ЕС готовы вернуться на прежний уровень и улучшить жизнь своих граждан. Начало кризиса В ... сыграло роль в развитии долгового кризиса в Европе. Текущий финансовый кризис в Греции начался в октябре 2009 ... по всей стране: государственные учреждения и компании, университеты и банки были закрыты. ...
Спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину — состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет, прежде всего, о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательства обеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля. [3]
Чрезмерная кредитная экспансия
Кредитная экспансия предшествовала банковским кризисам во многих странах в последние 20 лет, включая Японию, страны Латинской Америки в 80-х годах, страны Юго-Восточной Азии в 90-х годах. Опыт этих стран свидетельствует, что рост кредита, более чем вдвое превышающий рост ВВП, может считаться сигналом потенциальной угрозы банковского кризиса.
Инфляция воздействует на банковских сектор по нескольким направлениям — через процентные ставки, бегство национальных капиталов за границу, ослабление стимулов для сбережений и сужение депозитной базы, изменение структуры активных и пассивных операций. Во время инфляции банковские активы могут быстро расти, даже в реальном выражении, может расти и прибыль банков, если им удается поддерживать на высоком уровне процентную маржу.
При этом в тяжелую ситуацию попадают финансовые институты с гораздо более долгосрочными активами по сравнению с пассивами. Вкладчики, при высоких темпах роста цен, могут негативно для банков реагировать на снижение реальных процентных ставок, особенно в случае существования альтернативных вариантов инвестирования сбережений. Для поддержания депозитной базы банки вынуждены повышать процентные ставки по вкладам. Если при этом возможности повышения доходности по активным операциям ограниченны в силу низко ликвидных или неликвидных долгосрочных активов, банки испытывают резкое падение прибылей. [13]
Резкие колебания товарных цен, цен на финансовые активы, процентных ставок
Охарактеризуем теперь внешнеэкономические факторы, которые могут повлиять на развитие кризисных явлений в банковской сфере.
В начале 80-х годов банковские кризисы во многих развивающихся странах были вызваны падением цен на нефть и других основных экспортных товаров. Кризисам предшествовал резкий рост внешнего долга развивающихся стран за счет увеличения заимствований на международном рынке капиталов. Удорожание стоимости рыночного рефинансирования и девальвации национальных валют вызвали неплатежеспособность банков, явившуюся частью кризиса внешней задолженности. Кризисы имели значительную глубину и продолжительность из-за проводившейся правительствами многих стран проинфляционной денежно-кредитной и фискальной политики и неадекватной системы банковского надзора. Подобный характер носили банковские кризисы в Аргентине (1980-1982 г.г.), Мексике (1982-1988 г.г.), на Филиппинах (1981-1987 г.г.), Таиланде (1982-1987 г.г.), Малайзии (1985-1988 г.г.), Индонезии (1983-1988 г.г.).
Характерно, что в 90-х годах банковские кризисы повторились практически в тех же самых странах, но в еще больших масштабах, несмотря на принятые в свое время меры по укреплению банковского надзора и значительные улучшения в макроэкономической политике. [14].
Фиксированный валютный курс
Одним из факторов, который может оказать значительное влияние на состояние банковской системы, являются рыночные реформы.
Несомненно, что цель рыночных реформ — способствовать оздоровлению и развитию экономики, в том числе и банковской системе. Однако в краткосрочном и среднесрочном плане реформы могут провоцировать и (или) усугублять кризисные процессы в банковской системе.
Причиной банковских кризисов могут стать последствия стабилизации экономики. В этом случае следует различать негативное влияние незавершенных стабилизационных программ и слишком резких ограничений, принятых без учета потенциальных последствий для банковской системы.
На фоне первых успехов стабилизации и заметных различий в уровне процентных ставок внутри страны и за рубежом обычно происходит приток портфельных инвестиций и рост внешних заимствований банков, покрывающий дефицит текущего платежного баланса и (или) бюджетный дефицит. В течение определенного времени такой механизм позволяет поддерживать рост внутреннего потребления и инвестиций, что само по себе служит сильным стимулом к ослаблению стабилизационной программы, свидетельствуя об ее «успехе». В конечном итоге это ослабляет доверие инвесторов, приводя к замедлению и прекращению притока капиталов. Усиливается давление на национальную валюту, внутренние процентные ставки растут, что в конечном итоге ведет к экономическому спаду, сопровождающемуся падением цен на фондовых рынках и рынке недвижимости. Девальвация вызывает резкий рост обязательств коммерческих банков, которым противостоят обесценивающиеся под влиянием кризиса и инфляции внутренние активы. По такому сценарию развивались банковские кризисы в Венесуэле в 1994 г., в Бразилии в 1995 г., в Венгрии в 1990-1993 г.г. и Польше в 1991-1992 г.г.
Макроэкономическая стабилизация может оказывать воздействие и по другому сценарию. Так, чрезмерно жесткая программа способна привести к резкому изменению условий, в которых оперируют коммерческие банки, и нарастанию трудностей банков, которые не в состоянии адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса. Зачастую в такой ситуации оказывалось большинство кредитных институтов в стране, пораженной банковским кризисом [8].
В заключении целесообразно привести данные опроса, проведенного среди топ-менеджмента банков различных стран об их мнении относительно факторов банковского кризиса:
Факторы банковских кризисов | % |
Недостатки в регулировании и надзоре | 90 |
Недостатки в менеджменте банков | 69 |
Ухудшение условий торговли | 69 |
Экономический спад | 55 |
Политическое вмешательство | 40 |
Кредиты аффилированным лицам | 31 |
Спекулятивный «пузырь» | 24 |
Мошенничество | 21 |
Кредитование госпредприятий | 21 |
«Голландская болезнь» | 14 |
Отток капиталов | 7 |
Недостатки судебной системы | 7 |
Активное изъятие вкладчиками депозитов из банка | 7 |
Таблица 1. Степень влияния различных факторов на развитие кризисных явлений в банковском секторе (на базе официальных отчетов и интервью экспертов в 29 странах, где имели место банковские кризисы в последние 15 лет).
В целом, на основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Нет, и не может быть стабильной банковской системы с сильными устойчивыми банками, выполняющими весь спектр банковских услуг, в стране со слабыми предприятиями, неразвитой экономикой, мучаемой структурными диспропорциями в производстве [15].
1.2. Мероприятия по преодолению кризиса.
Банковский кризис-менеджмент — это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии.
В отличие от риск-менеджмента, кризис-менеджмент — совершенно самостоятельная сфера банковской деятельности, цель которой — снижение последствий кризиса, а не исключение его причин. Банковский риск-менеджмент — это система, использующая комплекс различных методов управления банковскими рисками: методы идентификации, оценки, управленческого воздействия и контроля.
В то же время, даже полный комплекс инструментов идентификации, оценки, коррекции, ограничения и финансирования рисков не может покрыть все возможные убытки в случае реализации рисков.
Взаимосвязанными элементами банковского кризис-менеджмента являются цели, принципы, функции, критерии, организационно-правовые, финансово-экономические и методические средства. Все они включены в обеспечивающую и функциональную части системы управления рисками. Обеспечивающая часть состоит из подсистем организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния банка, контроля и своевременного предупреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.
Особое значение в организации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.
В целях своевременной диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование).
С этой целью осуществляются сбор и обработка информации, формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы.
Стадии кризиса можно описать следующим образом:
Вариантами банковского кризиса являются: Технология быстрого реагирования в условиях нестабильности. Оценка уровня нестабильности, определение наличия и степени кризиса для принятия решений об адекватных антикризисных мерах (см. Рисунок 1 и Рисунок 2) производится следующим образом:
Рисунок.1. Этапы, предшествующие возникновению и развитию кризисных ситуаций., Рисунок 2. Мероприятия по выходу из кризиса.
Правление принимает решение: При этом непосредственная оценка параметров кризиса предусматривает:
Кризисные ситуации, в зависимости от степени риска, можно представить в виде Таблицы 2:
Таблица 2. Определение уровня риска для различных кризисных ситуаций.
В области повышенного, критического и недопустимого риска необходимо рассмотрение различных вариантов поведения системы. Наиболее удобно с этой целью использовать метод сценариев — способ декомпозиции (упрощения), предусматривающий выделение набора отдельных сценариев развития событий, в совокупности охватывающих все возможные варианты будущего. Для применения метода сценариев необходимо осуществить построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев, а также спрогнозировать в рамках каждого конкретного сценария возможную последовательность событий.
Глава 2. Причины и формы проявления банковского кризиса в зарубежных странах. Меры по преодолению последствий банковского кризиса.
2.1. Хронология кризисов в зарубежных странах начиная с XX века, их причины.
Коротко, рассмотрим хронологию и причины банковских кризисов в зарубежных странах начиная с XX века.
Кризис 1907 года имеет много признаков более ранних экономических кризисов, но по международному масштабу и жестокости он, вероятно, является сильнейшим за всю эру золотого стандарта. Этим кризисом было поражено 9 стран. Спровоцирован он был Банком Англии, который в 1906 году поднял учетную ставку с 3.5% до 6% для пополнения своих золотых резервов. Это событие вызвало отток капиталов из США. Крах фондового рынка в Нью-Йорке произошел в начале 1907 года, деловая активность пошла на убыль. В октябре кризис ликвидности трастовых компаний распространился на коммерческие банки. Резкое сокращение объема денежной массы привело к подрыву национальной платежно-расчетной системы и затяжной экономической рецессии. Из США и Англии кризис распространился на Францию, Италию и ряд других государств.
1914 год начало Первой Мировой войны ознаменовалось сильным международным финансовым кризисом. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.
Послевоенная дефляция и рецессия (1920-1922гг.) связана с банковскими и валютными кризисами в нескольких странах (Дания, Италия, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, США и Великобритания).
В отличие от кризисов девятнадцатого века здесь не было четких каналов международного распространения.
Крах фондового рынка на Уолл Стрит в октябре 1929 года перешел в величайшую в истории всемирную депрессию. Спаду мирового производства 1929-1933 гг. предшествовало падение товарных цен в развивающихся странах. Бум фондового рынка в США в 1928 году отвлек поток капиталов из Европы и Латинской Америки и спровоцировал несколько валютных кризисов в ряде стран (Австралия, Аргентина, Бразилия, Уругвай) в начале 1929 года.
Крах на Уолл Стрит, ускоренный ужесточением монетарной политики Федеральной резервной системы был немедленно отражен в виде фондовых кризисов по всему миру. История международного распространения Великой Депрессии хорошо известна. Спад в США в 1929 году перешел в депрессию в 1930 и 1931 после того, как ФРС провалила несколько попыток предотвратить банковскую панику. Из-за последующего падения цен и мирового производства некоторые страны заемщики сначала отказались платить проценты по своим долгам, а затем объявили дефолты, что привело к прекращению международного кредитования в 1931 году.
В это же время продолжающаяся в Соединенных Штатах депрессия и дефляция спровоцировала банковские и валютные кризисы в центральной Европе и отказ Великобритании от золотого стандарта. «Заражение» происходило через потоки золота, денежной массы и бегство капитала. Приверженность многих стран золотому стандарту сыграло роль «золотых кандалов», препятствуя монетарным властям увеличить предложение денег в экономике.
Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей — потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года.
Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.
Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.
Экономические кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой экономический кризис 1957-1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год — с декабря 1973 по декабрь 1974 — упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.
В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989-1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса — бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.
В 1997 году — Азиатский валютно-финансовый кризис самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Азиатский Валютно-финансовый Кризис следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина — девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на 2 трлн. долларов.
Историки в сфере финансов зафиксировали, что с конца 70-х годов ХХ века системные банковские кризисы потрясали национальные экономики более 70 стран мира. Всемирный банк в своем докладе 2003 года насчитал 117 локально-национальных кризисов.
Наиболее значительные банковские кризисы начала ХХI века выглядят следующим образом:
Турция, 2000–2001. Банкротство трех крупных государственных банков, кризис ликвидности в банковской сфере, отток спекулятивных средств с национального финансового рынка, девальвация лиры на 40% за первые три месяца.
Аргентина, 2001–2002. С начала 1990-х годов Аргентина была полигоном экономических реформ для МВФ, МБРР и других международных институтов и даже ставилась в пример прочим развивающимся странам в качестве «экономического чуда». С началом кризиса рухнул курс песо, были заморожены счета в банках, начался массовый отток капиталов за рубеж, президент и правительство были отправлены в отставку.
Бразилия, 2002. Обвал курса реала, рост инфляции, скачкообразный рост внешнего долга, который в 2003 году составил свыше 260 миллиардов долларов, причем затраты на его обслуживание поглощали 64% ВВП.
Кризисы влекут за собой и долгосрочные издержки. Институциональные характеристики, препятствующие оптимальной банковской практике, также взаимодействуют друг с другом и с внешними шоками, которым подвергается страна, и, возможно, являются одной из причин того, что некоторые страны подвержены многократным кризисам.
Как показывает практика кризисные явления в банковской сфере присуще не только развивающимся странам и странам с переходной экономикой, но и развитым странам.
Так в 2007 году разразился банковский кризис в США вызванный кризисом ипотечного кредитования.
Кризис на рынке ипотечного кредитования в США назревал давно. Участвовавшие в этом деле банки не могли о нем не знать, однако делали вид, что ничего не происходит.
Началом кризиса можно считать лето 2007 года. Еще в августе эксперты выражали опасения, что ужесточение условий кредитования в США может привести к рецессии американской экономики и замедлению темпов роста мировой экономики. Тогда к их мнению не прислушались, и время было упущено.
И вот осенью о серьезных потерях, вызванных ипотечным кризисом в США, один за другим стали объявлять крупнейшие мировые банки. Merrill Lynch потерял 8 млрд. долларов, Morgan Stanley — 3,7 млрд., HSBC — 3,4 млрд., Deutsche Bank — 3,2 млрд., Bank of America — 3 млрд., Barclays — 2,6 млрд., Royal Bank of Scotland — 2,6 млрд., BNP Paribas — 2,1 млрд., Credit Suisse — 1 млрд. долларов. А общие потери мировой банковской системы превысили 300 млрд. долларов.
Возник кризис заемных средств, наложившийся на падение курса доллара и рекордные цены на нефть. В американской и мировой экономике наметились кризисные явления. Федеральная резервная система США попыталась поправить положение снижением учетной ставки по кредитованию, но это не помогало.
Крупнейший швейцарский банк UBS заявил, что на ипотечном кредитовании в США потерял 13,5 млрд. долларов и переживает серьезнейший кризис в своей истории. UBS, Credit Suisse и другие крупные банки объявили о выводе своих капиталов с американского фондового рынка.
Кризис ипотечного кредитования в США породил банковский кризис, чреватый глобальной проблемой кредитования, рецессией американской экономики и прочими разрушительными последствиями.
Учитывая это, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, центральные банки Великобритании, Канады и Швейцарии объявили 13 декабря о намерении совместно справиться с ситуацией. Совместный проект центральных банков появился после того, как снижение процентных ставок Федеральным резервом США и Банком Англии не привело к снижению межбанковских ставок и показало, что частные банки по-прежнему не готовы давать деньги в долг.
По мнению специалистов, факт объединения центральных банков свидетельствует о глубоком кризисе мировой банковской системы. [21,23,25]
2.2. Итоги преодоления последствий банковских кризисов в зарубежных странах.
Рассмотрим конкретные сочетания мер, применявшиеся для реструктуризации банковских систем в различных случаях. Причины, которые приводят к банковским кризисам, различны, однако можно выявить связь между пропорциями применения разных методов и тем, насколько успешным является реструктуризация банковской системы. Проведенное исследование показывает (см. рис. 3), что для стран — аутсайдеров банковского оздоровления характерны следующие характерные признаки:
Наоборот, для банковских карт">стран – лидеров банковского оздоровления характерны следующие действия: Обе группы стран одинаково активно используют конверсию безнадежных долгов в облигации санирующего агентства. (Рис. 3) Рассмотрим опыт реструктуризации банковской системы и экономики в целом на примере двух стран Кореи и Мексики (за прошлое столетие).
Актуальность опыта двух стран обусловлена тем, что меры, предпринятые в Корее, стали классическим примером успешной реструктуризации банковской системы, в то время как в мексиканском опыте проявились типовые ошибки, из-за чего он рассматривается как менее удачный.
В основу реструктуризации банковского сектора в Корее были заложены следующие последовательно выполнявшиеся принципы:
1. банковская системы должна быть реструктурирована быстро и тщательно, чтобы она как можно быстрее возобновила выполнение своей основной функции финансового посредника;
2. бюджетные издержки на реструктуризацию банков должны жестко контролироваться и регламентироваться;
3. государственную поддержку могут получить только те банки, которые резко снижают текущие затраты и привлекают иностранные инвестиции для рекапитализации;
4. все действия в рамках реструктуризации должны основываться на понятных и прозрачных правилах, с тем чтобы избежать судебных споров в будущем.
Правительство Кореи начало процесс оздоровления с определения потенциальной платежеспособности отдельных банков. Одновременно с переговорами с МВФ о выделении крупного пакета помощи правительство приостановило операции многих банков и отозвало их лицензии. 2 декабря были приостановлены операции 9 неликвидных банков , 10 декабря – еще 5 банков . Всего в течение кризиса были приостановлены операции 18 банков, и у 16 из них были отозваны лицензии. В результате к концу 1998 г. из 32 банков докризисного периода в стране функционировало всего 14 банков.
В отношении банков было издано распоряжение в течение 6 месяцев представить планы их оздоровления, с указанием источников пополнения капитала. Международные аудиторские фирмы провели проверку отчетности банков, после чего правительственная комиссия постановила ликвидировать 5 банков через их поглощение 5 другими банками. Банки, которым было разрешено поглощать другие, были отобраны по критерию более чем 9% коэффициента достаточности капитала на конец 1997 г. Были приняты специальные меры по защите поглощающих банков от возможной недобросовестности менеджмента «проблемных» банков в форме неверного представления информации об активах в их отчетности. Банки, на балансы которых переходили «проблемные» активы, получили возможность продать их в течение полугода с момента приобретения в том случае, если оказывалось, что их стоимость была ниже указанной в документах при слиянии.
Банки, наименее всего пострадавшие от кризиса, получили предписания:
Реабилитация таких банков проходила путем: Таким образом, одной из основ успешной реструктуризации был метод поглощений «проблемных» банков с целью экономии от масштаба и устранения дублирующих функций, а также для повышения потенциала кредитования. Поглощающие банки получали финансовую поддержку для обеспечения нормативов достаточности капитала и налоговые льготы. В результате применения всех мер государственной инъекции средств более 75% уставного капитала банковской системы Кореи сейчас опосредовано принадлежит государству. Вторым крупнейшим акционером являются иностранные банки.
Для привлечения средств при поглощении «проблемных» банков широкое распространение получила схема «долгового моста» (Рис. 4).
В этой схеме целью стратегического инвестора является привлечение средств для поглощения «проблемного» банка. В результате сделки средства от банка-кредитора переходят к поглощаемому банку в обмен на передаваемые ему в залог материальные активы и права на приобретение пакета его акций. Стратегический инвестор приобретает права собственности на поглощаемый банк, однако окончательно они переходят к нему лишь после расчета с банком-кредитором.
В целом реструктуризация банковской системы Кореи признана успешной. Быстрый прогресс был достигнут благодаря следующим факторам:
1 . четкость и прозрачность правил реструктуризации;
2. оперативность действий властей, быстрая приостановка операций «проблемных» банков для обеспечения равного положения всех кредиторов банка;
3. отсутствие политической оппозиции для реформ;
4. строгий контроль за менеджментом реструктурируемых банков с целью недопущения «размывания» активов, усиление ответственности собственников и менеджмента банков.
Одна из основных отличительных черт мексиканского опыта состоит в том, что крупнейшие институциональные инвесторы из США к моменту кризиса 1994 г. были вовлечены в операции на мексиканском финансовом рынке в очень большой мере. Поэтому в международной помощи Мексике был очень силен момент заинтересованности США и давления администрации Президента Клинтона на Международный валютный фонд. В частности, в начале 1995 г. последовало выделение Казначейством Соединенных Штатов пакета прямой помощи Мексике в $20 млрд. и организация еще $27 млрд. поддержки из других источников, включая МВФ. Эта позиция крупнейших кредиторов страны позволила ей привлечь большие объемы относительно дешевых ресурсов и, в свою очередь, предоставить обширную помощь национальным банкам.
Это обусловило выбор наиболее активно использовавшихся методов реструктуризации. Ими стали выплаты по страхованию депозитов и поддержка ликвидности, причем на поддержку ликвидности была выделена очень значительная сумма, эквивалентная примерно $46.4 млрд. Процентные ставки по стабилизационным кредитам в Мексике составили 23% годовых в песо. Средства были предоставлены Центральным банком этой страны и полностью возвращены коммерческими банками к сентябрю 1995 г.
Мексиканское правительство провело специальную программу по временной рекапитализации банков (PROCAPTE).
Она обеспечила потенциально платежеспособные банки свободными ресурсами для того, чтобы их баланс удовлетворял требованию 8%-ной достаточности капитала. Основной задачей программы было показать населению и международным финансовым рынкам, что правительство твердо намерено поддержать банки и предоставить им достаточно времени на рекапитализацию. Выполнение этой программы предотвратило массовое изъятие вкладов частными клиентами, а мексиканские банки уже довольно скоро получили возможность вернуться на международные рынки капитала и получать кредиты по разумным ставкам.
Иначе, чем в Корее, проходило и определение потенциальной платежеспособности банков. Национальная комиссия по банкам и ценным бумагам (CNBV) обладала полной самостоятельностью в определении состоятельности банка, и ее решения не ограничивались формальными нормативами.
Поглощение «проблемных» банков крупными международными инвесторами не поощрялось правительством, и даже после кризиса Мексика сохранила серьезные ограничения на участие нерезидентов в капитале кредитных организаций. Если до кризиса верхний предел их участия был равен 30%, то впоследствии он был поднят до 49% (Корея полностью сняла ограничения на участие нерезидентов).
Существенное участие банков-нерезидентов в реструктуризации банковской системы Кореи привело к практически полной прозрачности структуры активов и пассивов банков. В Мексике ограничения, установленные Центральным банком на участие нерезидентов, не позволили добиться аналогичного результата, хотя по сравнению с докризисным периодом удалось значительно улучшить информированность потенциальных инвесторов о структуре балансов кредитных организаций.
Кроме того, комиссия рассматривала вопросы о судьбе каждого конкретного банка в отдельности и принимала решение исходя только из своей оценки того, смогут ли акционеры увеличить уставный капитал банка. В силу этого процесс рассмотрения судьбы отдельных банков затянулся на четыре года.
Наиболее распространенным способом реструктуризации «проблемных» банков было слияние с другими банками – резидентами, в результате чего количество крупных банков (совокупные активы которых превышают 85% активов всей банковской системы) сократилось с 18 до 10.
Мексиканские банки столкнулись с очень серьезными проблемами по возврату кредитов, выданных их клиентам. Из-за резкого скачка процентных ставок и ухудшения общеэкономических условий после кризиса многие клиенты предпочли нарушить кредитные договоры и не возвращать долги банкам. В Мексике была применена практика выкупа проблемных кредитов у банков государством.
Социальная напряженность заставила правительство применять косвенные меры воздействия и не требовать возврата долгов, а использовать лишь дополнительные стимулы для этого. Заемщики в Мексике оказались достаточно сильны для того, чтобы организовать сильное сопротивление принятию новых законов о банкротстве, которые позволили бы банкам активнее взыскивать свою дебиторскую задолженность.
Затянувшимся был процесс выкупа «плохих» активов банков. Если в Корее он происходил только один раз, то Мексиканское правительство провело несколько раундов выкупа «плохих» кредитов. Мексиканские власти также не проводили четкого разделения между различными типами выкупаемых активов, а цена выкупа составляла 100% номинальной стоимости за вычетом резервов на соответствующие потери. В Корее определение активов, подлежащих выкупу, было существенно более строгим, а цена выкупа составляла 45% для обеспеченных и 3% для необеспеченных кредитов.
Программы реструктуризации задолженности клиентов банкам основывались как в Мексике, так в Корее, на:
- временном переносе платежей;
- сокращении процентных ставок;
- пролонгации кредитов;
- частичном списании долга;
- конверсии долга в акции предприятий.
Важное отличие мексиканской схемы состояло в том, что правительство было готово компенсировать до 75% убытков от реструктуризации долга небольших заемщиков, в то время как Корея вообще не погашала убытки банков от реструктуризации долгов.
Эксперты сходятся во мнении, что оздоровление банковской системы Мексики было весьма противоречивым по своим результатам в силу следующих моментов:
1. низкая степень прозрачности решений о банкротстве кредитных организаций и отсутствие четких стандартов отнесения банков к той или иной группе;
2. длительные процедуры принятия решений, которые могут использоваться менеджментом банков для извлечения собственной выгоды или предоставления одним кредиторам преимуществ перед другими;
3. несовершенство законодательства о банкротстве и сложности в истребовании банками долгов, высокая организованность должников в вопросах защиты своих интересов;
4. нечеткая классификация активов для целей выкупа.
Рассмотрим стабилизацию банковской системы и экономики в целом после событий в США 2008 году.
В сентябре 2010 года исполнилось два года с момента объявления о банкротстве американского банка Lehman Broters. В условиях углубления глобальных дисбалансов, накопившихся в мировой экономике, это событие стало своего рода «спусковым крючком», положившим начало масштабной системной коррекции рынков, принципиальным изменениям регулирующих подходов, пересмотру ряда основ современной рыночной архитектуры и самой идеологии рынка.
Падение американского фондового рынка было одним из самых глубоких за всю историю наблюдений, при этом поведение других рынков было в целом аналогичным.
Острота проблем обусловила беспрецедентное по своим масштабам и скорости вмешательство регуляторов в большинстве стран. Для стабилизации экономик широко использовались денежно-кредитные инструменты, что привело к существенному увеличению балансов центральных банков ведущих государств. (Рис. 5)
Рис. 5. Динамика балансов центральных банков.
По окончании острой фазы кризиса многие банки стремяться уменьшить свою зависимость от помощи регуляторов, поскольку она нередко сопряжена с относительной утратой экономической автономности и переходом части акций под контроль регуляторов.
В условиях финансовых трудностей возрастает вероятность протекционизма. Если международные «правила игры» требуют неких заверений о недопустимости таких подходов, то на внутреннем уровне оценки не столь однозначны. Министр финансов США Т. Гейтнер заявил, что регулирование – это суверенная прерогатива: «Мы не намерены уступать ком-либо ответственность за определение баланса стабильности и эффективности, которой необходим для наших рынков». [ ]
В условиях ужесточения регулирования и роста нестабильности вопрос о прямых или опосредованных формах протекционизма будет постоянно в поле зрения регуляторов.
Поддержка, оказываемая американским регулятором финансовому сектору, может привести к выходу проблем за его пределы и к их возможной трансформации в сложности общеэкономического плана. Кроме того, в дальнейшем внутриэкономические проблемы американской экономики могут спровоцировать системные валютные проблемы уже на международном уровне.
Межстрановая координация очень важна для повышения конечного эффекта совместных антикризисных мер. Особенно следует избегать односторонних действий тем странам, чьи валюты свободно конвертируемы. А потому могут оказать сильное воздействие на мировую экономику.
Еще в марте 2009 г. ФРС приняла решение о дополнительном выкупе больших объемов ценных бумаг с рынка. Это предполагает почти 50-процентное увеличение баланса ФРС (Рис. 6), который превысит 3 трлн. Долл. Такие планы сразу вызвали существенное падение доллара по отношению к евро и ряду других валют, рост цен на золото, серебро и нефть.
Рис. 6. Денежная база доллара и баланс ФРС (млрд. долл.)
В целом валютный рынок нервозно отреагировал на принятые решения о дополнительной эмиссии ФРС, считая, что доллару будет нанесен существенный урон. По мнению экспертов «наблюдается начало обрушения мировой резервной валюты».
В условиях такой эмиссии обеспечение доллара необходимыми резервами, хотя бы для поддержания спокойствия рынков, становиться очень слабым (особенно с учетом фактора внутреннего долга).
Курс американской валюты в последнее время постоянно снижается (Рис. 7).
Рис. 7. Обесценение доллара к иностранным валютам (в %)
Еще одно из последствий кризиса в США, это резкий рост дефицита бюджета (Рис.8) и величины государственного долга США (Рис. 9).
Попытки решить эти проблемы могут привести к новым кризисам и обусловить новые риски.
Рис. 8. Дефицит бюджета США, (в % ВВП)., Рис. 9. Государственный долг США, (в % ВВП).
Чрезвычайность ситуации и накопленные в американской экономике диспропорции вынудили власти США объявить о реформе финансового регулирования. Сначала президент Б. Обама, а затем министр финансов Т. Гейтнер представил развернутую программу новых подходов (которую предстоит еще принять).
Она предполагает существенное изменение «весовых категорий» регуляторов: теперь главенствующую роль будет играть не ФРС, а Казначейство (министерство финансов) США. Так. В частности, предусматривается:
Более того, сейчас в конгрессе США рассматривается законопроект, предполагающий проведение аудита ФРС.
Многие попытки оценить перспективы развития событий на финансовом рынке не были успешными. Выступая на слушаниях в конгрессе США по проблемам кризиса, А. Гринспен признал, что на многие вещи пришлось взглянуть по-другому и переоценить их.
Глава 3.Банковский кризис в России: причины, формы проявления, пути преодоления.
3.1. Сравнительный анализ банковского кризиса в России 1998 и 2008 годов.
и т.д……………..