Вопросы проверки правильности исчисления и уплаты налогов являются одними из наиболее актуальных для руководства и собственников организаций. Проверка налоговой отчетности является фактором повышения достоверности всей финансовой отчетности организации. Проведение аудита расчетов с бюджетом позволяет оценить правильность исчисления и уплаты налогов, минимизировать налоговые риски и возможные санкции за нарушение налогового законодательства и получить необходимую информацию для оптимизации налогообложения организации-клиента.
В ходе аудита проверяются соответствие налогового учета экономического субъекта требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в РФ, соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета. Также оцениваются последствия искажений, обнаруженных в учете, и предлагаются пути их устранения, обсуждается необходимость внесения изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения, применяемую в организации.
Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято — поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.
Актуальность темы работы следует из того, что расчеты с бюджетом заслуживают повышенного внимания аудитора. Аудитор должен помочь бухгалтеру предприятия правильно составить расчет по налогам и рекомендовать внести соответствующие изменения в баланс предприятия.
Цель курсовой работы является раскрыть особенности и значение аудита расчетов с бюджетом.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с бюджетом;
- изучить общий план, программа и методика проверки аудита расчетов с бюджетом. аудиторский риск бюджет расчет
Объектом курсовой работы является аудит расчетов с бюджетом на предприятии.
Предметом курсовой работы является аудит расчетов с бюджетом.
Материалы для исследования использовались такие как: нормативно-законодательные акты РФ, учебные пособия, научная литература, статьи, электронные ресурсы.
Аудит бухгалтерской отчетности ООО «Сельхозтехника»
... Сельхозтехника» был проведен внешний общий аудит с целью объективной оценки достоверности бухгалтерской отчетности ООО «Сельхозтехника». Проводимая проверка ... ОКОПФ / ОКФС ¦ ¦ ¦ +------------¦ Единица измерения: тыс. руб. / млн. руб. по ОКЕИ ¦ 384/385 ¦ (ненужное зачеркнуть) L------------- Адрес __________________ ___________________________________________________ +------------+ Дата утверждения ...
1. Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с бюджетом
Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. За несвоевременные и неправильные исчисление и уплату налогов руководство организации несет административную и уголовную ответственность. Это позволяет говорить о налоговом аудите как о весьма важной и необходимой аудиторской услуге, позволяющей осуществлять своевременный контроль за соответствием совершаемых операций нормам налогового законодательства.
Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято — поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Этот счет кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов [3].
Аудит расчетов с бюджетом по сути — это экспертиза налоговых обязательств экономического субъекта. Методически налоговый аудит схож с проверкой налоговых органов. Однако цели налогового аудита и налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, различаются. Так, целью проведения налоговой проверки налоговыми органами является повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, выявление и пресечение налоговых правонарушений, а цель проведения налогового аудита — снизить вероятность привлечения к ответственности организации. Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности у экономического субъекта, но он не вправе заставить своего заказчика принимать те или иные решения. Решение о том, следовать ли рекомендациям аудитора, остается за руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта.
Аудит и учет расчетов с персоналом по прочим операциям
... работы является проведение учета и аудита расчетов с персоналом по прочим операциям. В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по прочим операциям; рассмотреть основные задачи и особенности учета расчетов с персоналом по прочим операциям; ...
После проведения налогового аудита хозяйствующий субъект может воспользоваться, в частности:
- предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;
- оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;
- предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
- возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта [16, с.237].
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
- указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства;
- практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
- разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
- рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
- расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели, например подтверждение аудитором правомерности и правильности отражения в налоговом и бухгалтерском учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой базы по конкретному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества;
- применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
- правильности исчисления налога;
- своевременности уплаты налога;
- правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации [12, с.169].
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего ...
... бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей. Понятие внутреннего контроля отнюдь ...
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
- налоговые декларации;
- данные бухгалтерской отчетности.
Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).
Аудитор, прежде всего, должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность:
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
- ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Аудит расчетов с бюджетом включает три основных этапа.
На первом этапе происходит предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:
- проводится общий анализ элементов системы налогообложения;
- определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
- проверяется правильность методики исчисления налоговых платежей;
- проводятся правовая и налоговая экспертизы существующей системы хозяйственных отношений;
- анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов [12, с.172].
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
На втором этапе происходит проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:
- проверяется представленная экономическим субъектом налоговая отчетность;
- оценивается правомерность использования налоговых льгот;
- проводится экспертиза бухгалтерского и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;
- исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем [12, с.174].
Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
На данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.
На третьем этапе происходит оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:
- формулируются результаты проведенного аудита;
— составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом. Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.
Выводы по оценке результатов проверки могут быть обобщены отдельно по налогам, по которым проверяемый экономический субъект является самостоятельным налогоплательщиком, и отдельно по налогам, уплачиваемым им в качестве налогового агента. Рекомендации аудитора, уточняющие ведение налогового учета, целесообразно предлагать по каждому конкретному налогу.
Таким образом, можно сделать вывод, что расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
2. Общий план, программа и методика проверки аудита расчетов с бюджетом
Для достижения эффективности и результативности аудита аудитор разрабатывает и обсуждает с заказчиками на проведение аудита элементы общего аудиторского плана и аудиторские процедуры. То есть аудитор разрабатывает и документально оформляет общий план аудита, определяет в нем суть ошибок, а затем осуществляет аудит, руководствуясь этим планом.
Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющий объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:
- проверка начисления и уплаты федеральных налогов;
- проверка начисления и уплаты региональных налогов;
- проверка начисления и уплаты местных налогов [13, с.208].
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый риск и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры.
Далее рассмотрим программу аудиторской проверки ООО «Стройтелеком» в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Программа аудиторской проверки ООО «Стройтелеком»
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Рабочие документы |
|
1 |
Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по налогам |
квартал |
Приказы директора |
|
2 |
Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налогооблагаемой базы и расчетов по налогам |
квартал |
Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении |
|
3 |
Определение формы и способов ведения налогового учета |
квартал |
Учетная политика в целях налогообложения |
|
4 |
Определение объекта налогообложения |
квартал |
Первичные документы бухгалтерского учета |
|
5 |
Определение состава налоговой базы |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам |
|
6 |
Проверка определения правильности налогового периода |
квартал |
Учетная политика в целях налогообложения |
|
7 |
Определение правильности применения ставок по налогам |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам |
|
8 |
Проверка правильности исчисления налогов |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам |
|
9 |
Проверка порядка уплаты налогов |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам. Платежные документы. |
|
10 |
Определение сроков уплаты налогов |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам. Учетная политика в целях налогообложения |
|
11 |
Проверка возможности применения льгот по налогам |
квартал |
Регистры налогового учета, расчеты и декларации по налогам. Учетная политика в целях налогообложения |
|
12 |
Возможность наложения штрафных санкций |
квартал |
Регистры налогового учета, декларации. |
|
13 |
Проверка правильности заполнения деклараций |
квартал |
Налоговая декларация |
|
14 |
Обобщение результатов аудиторской проверки |
квартал |
||
15 |
Формулирование выводов и предложений по совершенствованию системы учета аудируемого объекта |
квартал |
||
Итак, первым этапом планирования аудиторской проверки является установление уровня существенности. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите», аудитор в процессе проведения аудита обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.
Существенность — это вероятность того, что применяемые юридические, аудиторские, экспертные процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений её пользователями.
При проведении расчета уровня существенности на предприятии ООО «Стройтелеком», аудитор принимает во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят ли существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения в совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операциях от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор оценивает, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий — уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
При нахождении абсолютного значения уровня существенности, аудитор принимает за основу наиболее важные показатели предприятия ООО «Стройтелеком». Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может ознакомить заинтересованных лиц по их требованию, с принятым в аудиторской организации порядком нахождения уровня существенности.
В соответствии с правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.
Понятие уровня существенности и риска используются в качестве основы методики и инструмента планирования аудита.
Существует два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска: оценочный и расчетный.
Оценочный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровни существенности и аудиторского риска на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высший, средний и низший.
Расчетный метод предполагает количественный расчет величины существенности и аудиторского риска.
Указываемые методы, аудиторы используют в планировании аудита. Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности и приемлемый аудиторский риск:
- на этапе планирования при определении содержания затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур
- в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности [13, с.209].
Для нахождения уровня существенности на предприятии ООО «Стройтелеком» можно использовать таблицу 2.2.
Таблица 2.2 — Расчет уровня существенности показателей ООО «Стройтелеком»
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя |
Доля, % |
Значение, применяемое для определения уровня существенности, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Прибыль предприятия |
21040 |
5 |
1052 |
|
Выручка (нетто без НДС) |
181954 |
2 |
3639 |
|
Валюта баланса |
80806 |
2 |
1616 |
|
Собственный капитал |
47219 |
10 |
4722 |
|
Общие затраты предприятия |
148132 |
2 |
2963 |
|
По данным таблицы 2.2 составим следующий расчет.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(1052+3639+1616+4722+2963)/5 = 2798 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(2798-1052)/2798Ч100% = 62,4%
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(4722-2798)/2798Ч100% = 68,8%
Новое среднее арифметическое составит:
(3639+1616+2963)/3 = 2740 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 2800 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности.
Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(2800-2740)/2740Ч100% = 2%, что находится в пределах 20%.
После расчета уровня существенности, аудитором определяется величина аудиторского риска.
Аудиторский риск — это вероятность того, что аудитором будет выдано безоговорочно положительное аудиторское заключение, но в проверенной отчетности экономического субъекта будет содержаться существенная ошибка.
Величина аудиторского риска определяется аудитором после оценки системы внутреннего контроля.
В соответствии с ФПСАД №8, система внутреннего контроля ООО «Стройтелеком» представляет собой совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых данной организации в качестве средств для упорядоченного эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и ликвидации ошибок и искажений в информации.
На предприятии ООО «Стройтелеком» аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации расчетов с бюджетом. Для проведения такой оценки аудитор использует уже разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого. Анкета для опроса персонала аудируемой организации при проверке системы внутреннего контроля (расчетов с бюджетом) представлена в Приложении 1.
Таким образом, мы получили 15 баллов, что говорит о высокой степени эффективности системы внутреннего контроля. Шкала оценок эффективности системы внутреннего контроля приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Шкала оценок эффективности внутреннего контроля
Степень надежности, эффективности системы внутреннего контроля |
Количество баллов |
|
Высокая |
15-18 |
|
Средняя |
9-14 |
|
Низкая |
0-8 |
|
Исходя из результатов тестирования можно оценить аудиторский риск проверки, руководствуясь правилом (стандартом) аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Следует помнить, что аудиторский риск является предпринимательским риском аудитора (аудиторской фирмы) и представляет собой оценку вероятности неэффективности аудиторской проверки.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность данного предприятия может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или того, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.
Уровень аудиторского риска зависит от неэффективности системы учета (неотъемлемый риск); от неэффективности системы внутреннего контроля (риск средств контроля); от не выявления аудитором ошибок в ходе аудита (риск не обнаружения).
Задача аудитора состоит в изучении и оценке этих рисков в ходе работы, и документировании результатов оценки.
Анализ результатов тестирования системы внутреннего контроля позволяет дать общую оценку эффективности системы внутреннего контроля и составляющих аудиторского риска: неотъемлемого риска и контрольного риска.
Приемлемый аудиторский риск можно представить в виде формулы:
ПАР = ВХР х РК х РН, (2.1)
где ПАР — приемлемый аудиторский риск, который определяет меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные ошибки после того, как завершен аудит и дано положительное заключение;
- ВХР — внутрихозяйственный риск, выражающий вероятность существования ошибки, превышающий допустимую величину. До проверки системы внутрихозяйственного контроля;
- РК — риск контроля, который показывает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля.
РН — риск не обнаружения, обозначающий вероятность того, что применяемые аудиторские услуги и подлежащие сбору доказательства не позволяют обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину [12, с.213].
Оценка надежности системы внутреннего контроля была осуществлена посредством теста, составленного аудитором.
На основании указанного теста аудитор пришел к выводу о том, что системы внутреннего контроля в организации находится на высоком уровне, в связи с чем аудитором были установлены следующие величины, необходимые для нахождения приемлемого аудиторского риска:
- Риск не обнаружения (РН) составил 80%;
- риск контроля (РК) — 30%;
- внутрихозяйственный риск (ВХР) — 50%.
Отсюда: ПАР = РН*РК*ВХР ,
ПАР = 0,8*0,3*0,5 = 0,12 или 1,2%.
Аудиторский риск, равный 1,2% означает, что вероятность того, что аудитором будет выражено безоговорочно положительное мнение в отношении проверяемой отчетности, в то время, как данная отчетность будет содержать существенную ошибку равна 1,2%.
Правила выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов выборки определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Аудиторская выборка».
Выборка должна быть представительной, то есть все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть включенными в выборку. Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100% объектов проверяемой совокупности, под которой понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение обо всей проверяемой совокупности. При проведении выборки аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы, элементы каждой из которых имеют сходные характеристики. Данная процедура называется стратификацией, позволяющей снизить разброс данных, что может облегчить работу аудиторской организации.
Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходим размер выборки. Для любой выборки аудиторская организация обязана анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку; экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность; оценить риск выборки.
Формируя выборку, следует описать, для достижения каких целей она проводится. Аудиторская организация должна в обязательно порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.
Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов определения выборки:
1) случайный отбор;
2) систематический отбор. Элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа;
3) комбинированный отбор — комбинация различных методов случайного и систематического отбора.
Аудиторская организация имеет право прибегать к репрезентативной выборке только в том случае, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом.
Существует несколько методов определения выборки:
1) статистический выборочный метод. Может применяться для достижения следующих целей: обнаружение искажений, проявляющихся в совокупности с определенной частотой и в определенном количестве; оценка масштабов распространения обнаруженных искажений или отклонений;
2) нестатистический метод — анализ по качественным признакам (имеется в виду анализ структуры внутреннего управления клиента).
Основная задача проверки по качественным признакам — выяснение, сколько раз не сработали процедуры, осуществляемые структурой внутреннего управления. Основываясь на повторяемости этого явления в выборке, аудитор оценивает риск контроля.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ООО «Стройтелеком» ведется главным бухгалтером самостоятельно и единолично. В приказе директора о приеме на работу главного бухгалтера указан перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Следовательно, главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.
На следующем этапе проверки изучалась учетная политика организации. В учетной политике для целей налогового учета по вопросу налога на имущество предприятия есть только два пункта, в которых говориться, что начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом. Не оговорены форма и способы ведения налогового учета, срок полезного использования основных средств и нематериальных активов, не определен налоговый период, порядок и сроки уплаты налога на имущество в бюджет, а также существуют ли льготы по данному налогу и возможность отсрочки платежа в бюджет. Отсутствие в учетной политике многих пунктов раскрывающих налог на имущество затрудняет проведение аудиторской проверки и определения правильности расчетов с бюджетом по данному налогу.
В ходе проверки было установлено, что налоговый учет ведется, автоматизировано с применением программы 1С: Бухгалтерия 8.2.
Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Налоговые регистры заполняются на основании первичных документов налогового учета. На предприятии используются рекомендованные типовые формы учетных регистров, самостоятельно разработанных форм нет.
Объектом налогообложения на данном предприятии являются: основные средства.
При проверке была изучена следующая первичная документация: акты приемки-передачи основных средств; акты о приемке оборудования; акты о приемке оборудования в монтаж; инвентарные карточки.
Проверка состояние учета основных средств заключается в правильности организации аналитического учета; правильности л проведения последней инвентаризации, каковы её результаты и отражены ли они в учете; контроль достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
Однако на предприятии с, момента его основания, инвентаризация не производилась. ООО «Стройтелеком» относится к категории малых предприятий с общим штатом сотрудников 30 человек, по этой причине руководство самостоятельно контролирует движение основных средств на предприятии и не видит необходимости проведения инвентаризации.
Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. По причине того, что на предприятии не проводилась инвентаризация, изучение инвентарных карточек было важным моментом в определении наличия основных средств. Данные инвентарных карточек совпадают с аналитическими данными карточки счета 01 «Основные средства».
Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:
- инспектирование;
- наблюдение;
- пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);
- аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
В процессе аудиторской проверки целесообразно проанализировать общее состояние задолженности по расчетам с бюджетом и состояние задолженности по отдельным видам налогов. В ходе проверки нужно получить доказательства (путем запроса информации по погашению задолженности или проверки документов периода, следующего за отчетным, до момента завершения аудита) о реальности задолженности и сроках ее погашения.
Учитывая требования законодательства по конкретному налогу и результаты проведенного аудита по другим разделам программы, выполняется расчет налогооблагаемой базы и сравнивается с данными налоговой декларации. Проверка правильности налоговых ставок и налоговых льгот проводится на соответствие требованиям законодательных норм по соответствующим налогам.
При планировании и проведении аудиторской проверки учета расчетов по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, единого социального налога нами было проверено соблюдение положений налоговой политики предприятия и действующего законодательства по учету и формированию доходов и расходов предприятия, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Проверка по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, единого социального налога проводилась выборочным методом по участкам учета.
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, единого социального налога показала, что существенных нарушений в данной области учета обнаружено не было. Данные финансовой отчетности и налоговых деклараций можно признать достоверными.
В ходе проверки были обнаружены следующие нарушения:
— неверно заполненные накладные на отгрузку товаров, по не унифицированной форме, а так же не ведение форм первичной учетной документации по движению товаров. Данное нарушение может повлечь существенные для третьих лиц последствия. Отгруженный товар по не унифицированной форме фискальными органами может быть не принят к расходам, в результате у контрагентов ООО «Стройтелеком» возникнет занижение налогооблагаемой базы.
В результате проверки было выявлено что ООО «Стройтелеком» не применяет положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02, что не противоречит действующему законодательству, субъекты малого предпринимательства к которым предприятие относится могут не применять ПБУ 18/02.
Для полноты и правильности раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой (бухгалтерской отчетности), рекомендуется вести учет отложенных налоговых активов и налоговых обязательств.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета предприятию рекомендуется пересмотреть учетную политику для целей бухгалтерского учета по пункту оценки стоимости товара и включения в первоначальную стоимость транспортных расходов.
Заключение
Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. За несвоевременные и неправильные исчисление и уплату налогов руководство организации несет административную и уголовную ответственность. Это позволяет говорить о налоговом аудите как о весьма важной и необходимой аудиторской услуге, позволяющей осуществлять своевременный контроль за соответствием совершаемых операций нормам налогового законодательства.
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность.
Для достижения эффективности и результативности аудита аудитор разрабатывает и обсуждает с заказчиками на проведение аудита элементы общего аудиторского плана и аудиторские процедуры. То есть аудитор разрабатывает и документально оформляет общий план аудита, определяет в нем суть ошибок, а затем осуществляет аудит, руководствуясь этим планом.
Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющий объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
В ходе проверки было установлено, что налоговый учет ведется, автоматизировано с применением программы 1С: Бухгалтерия 8.2.
Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Налоговые регистры заполняются на основании первичных документов налогового учета. На предприятии используются рекомендованные типовые формы учетных регистров, самостоятельно разработанных форм нет.
Объектом налогообложения на данном предприятии являются: основные средства.
При проверке была изучена следующая первичная документация: акты приемки-передачи основных средств; акты о приемке оборудования; акты о приемке оборудования в монтаж; инвентарные карточки.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета предприятию рекомендуется пересмотреть учетную политику для целей бухгалтерского учета по пункту оценки стоимости товара и включения в первоначальную стоимость транспортных расходов.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от 15.03.2015 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от 15.03.2015 г.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от 15.03.2015 г.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 04.03.2014) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от 15.03.2015 г.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
6. Правило (стандарт) № 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
7. Правило (стандарт) № 2. «Документирование аудита» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
8. Правило (стандарт) № 3. «Планирование аудита» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
9. Правило (стандарт) № 4. «Существенность в аудите» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
10. Правило (стандарт) № 5. «Аудиторские доказательства» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
11. Правило (стандарт) № 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
12. Аудиторское дело. Учебное пособие. — М.: изд-во Академии бюджета и казначейства, 2013. — 351с.
13. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. СПб: изд-во «Лань», 2012. — 491 с.
14. Основы аудита./ Ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2013. — 400 с.
15. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2013. — 512 с.
16. Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. Ростов-н/Д. 2012. — 483 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета для опроса персонала аудируемой организации при проверке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в части расхода бюджетов)
Факторы |
Возможная оценка |
Оценка |
Примечания |
||
Критерии |
Баллы |
||||
1. Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
2. Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
Характеризует с положительной стороны |
|
3. Утверждено ли положение о бухгалтерской службе? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
4. Утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
5. Компьютеризирован ли учет по налогам и сборам? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
6. Платятся ли своевременно и в полном размере налоги? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
7. Имеются ли налоговые льготы у организации? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
8. Имеется ли налоговое освобождение у организации? |
Да Нет |
1 0 |
0 |
||
9. Утвержден ли график документооборота? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
10. Имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения налогового учета? |
Да Нет |
1 0 |
0 |
||
11. Имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия) |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
12. Имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по регистрам налогового учета? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
13. Утвержден ли график проведения инвентаризации? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
14. Проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
15. Проводятся ли обязательные инвентаризации? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
16. Проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений? |
Да Нет |
1 0 |
0 |
||
17. Определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||
18. Определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов? |
Да Нет |
1 0 |
1 |
||