Приложения
Начиная с 2002 г. организации – плательщики налога на прибыль обязаны параллельно с бухгалтерским вести и налоговый учет с целью исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ.
Различия в этих видах учета распространены в международной практике и обусловлены тем, что бухгалтерский учет логичен, он отражает реальную и действительную картину хозяйствования и формирования финансовых результатов. Налоговый же учет предназначен исключительно для целей налогообложения, налоговым законодательством установлен ряд ограничений и специальных правил для учета тех или иных расходов или убытков.
Актуальность методических вопросов проверки налога на прибыль связана с тем, что данный налог является одним из наиболее сложных и спорных, так как некоторые пробелы в законодательстве создают трудности при определении налогооблагаемой базы. Поэтому искажения и нарушения в данной области учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности могут повлечь за собой существенные последствия для проверяемого субъекта, в частности, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.
Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.
Аудит налога на прибыль позволяет привести в соответствие с законодательством расходы фирмы, выявить налоговые риски, сделать необходимые исправления документов, ликвидировать возможность возникновения ошибки в расчетах, что в дальнейшем позволит избежать штрафных санкций и разбирательств с налоговыми органами.
Главная цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты аудита налога на прибыль.
Задачами курсовой работы являются:
- определение целей и задач аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, источников информации, используемых для проверки выбранного участка;
- установление основных нормативных документов, регулирующих действия аудитора при проверке расчетов по налогу на прибыль;
- обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль (на примере методик Минфина РФ, Ю.Ю. Кочинева и Д.Ю. Филипьева);
- проведение аудита налога на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль».
1.1 Цели, задачи, информационное обеспечение аудита расчетов по налогу на прибыль
Аудит учета расчетов по налогу на прибыль
... были поставлены в дипломной работе. Структура работы отражает цель и задачи исследования. Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 1.1. Нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ...
Основными задачами аудита расчетов по налогу на прибыль является получение доказательств по вопросам:
- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской отчетности;
- отражения сумм отложенного налога в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
- классификации и раскрытия в бухгалтерской отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;
- состояния синтетического и аналитического учета расчетов по налогам;
- формирования налоговой базы, применения налоговых льгот;
- полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль.
Две последние задачи не являются самоцелью, это непосредственные задачи налогового аудита. Однако их необходимо решать также в процессе «классического» аудита, поскольку указанные моменты, в конечном счете, влияют на достоверность бухгалтерской отчетности.
Учитывая вышеизложенное, можно выделить 2 основные цели аудита налога на прибыль:
- формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство;
- формирование мнения о соответствии применяемой методики порядка формирования и отражения в налоговом учете величины налоговых обязательств по налогу на прибыль нормам, установленным законодательством.
Таким образом, специфика сегмента «Аудит расчетов с бюджетом» (в том числе по налогу на прибыль) в отличие от других сегментов аудита заключается в том, что проверка проводится не только на соответствие требованиям нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету, но и требованиям российского налогового законодательства.
Данная особенность отражается и в источниках формирования отчетной информации (бухгалтерской и налоговой), которая подвергается аудиторской проверке. Это продемонстрировано в таблице 1.
Таблица 1 – Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль
1.2 Нормативное регулирование расчетов по налогу на прибыль
При планировании и проведении аудита расчетов по налогу на прибыль аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
... аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть основы организации бухгалтерского учета, дать их характеристику и оценку; 2. изучить методику аудита организации бухгалтерского учета и учетной ...
- Налоговый кодекс РФ, в частности глава 25;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.
- Постановление Правительства РФ «O классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1;
- Постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 08.02.2002 г.
№ 92;
- Перечень иностранных и международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций-получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. № 485;
- Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» от 12.11.2002 г. № 814;
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» от 05.05.2008 г. № 54н;
- Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 07.03.2002 г. № БГ-3-23/118;
- Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 05.0 1.2004 г. № БГ-3-23/1;
- Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению» от 23.12.2003 г.
№ БГ-3-3/709@;
- Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 14.04.2004 г. № САЭ-3-23/286@;
- Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 03.06.2002 г. БГ-3-23/275;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43н;
- другие нормативные акты РФ.
2.1 Методика Минфина РФ
Анализ сходства и различия Международных стандартов аудита и ...
... собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка), они выступают в качестве национальных. В странах с устоявшимся институтом аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США) положения МСА принимаются к сведению профессиональными аудиторскими организациями. ...
В 2004 г. Минфин РФ утвердил Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утверждены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25)).
Минфин предлагает проводить аудиторскую проверку в 3 этапа:
- планирование аудита;
- проведение аудита по существу;
- завершение аудита.
На этапе планирования проводятся:
- оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);
- анализ учетной политики;
- составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
Анализ учетной политики осуществляется с целью:
- установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов;
- выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли;
- выявления ключевых по риску элементов;
- выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.
После анализа учетной политики, определяются «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке, к ним могут быть отнесены:
- операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
- операции с различиями в методах учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой;
- другие операции.
На заключительной стадии планирования аудиторской проверки производится составление программы аудита по существу и выбор аудиторских процедур.