Аудит расчетов по налогу на прибыль

Приложения

Начиная с 2002 г. организации – плательщики налога на прибыль обязаны параллельно с бухгалтерским вести и налоговый учет с целью исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ.

Различия в этих видах учета распространены в международной практике и обусловлены тем, что бухгалтерский учет логичен, он отражает реальную и действительную картину хозяйствования и формирования финансовых результатов. Налоговый же учет предназначен исключительно для целей налогообложения, налоговым законодательством установлен ряд ограничений и специальных правил для учета тех или иных расходов или убытков.

Актуальность методических вопросов проверки налога на прибыль связана с тем, что данный налог является одним из наиболее сложных и спорных, так как некоторые пробелы в законодательстве создают трудности при определении налогооблагаемой базы. Поэтому искажения и нарушения в данной области учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности могут повлечь за собой существенные последствия для проверяемого субъекта, в частности, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.

Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Аудит налога на прибыль позволяет привести в соответствие с законодательством расходы фирмы, выявить налоговые риски, сделать необходимые исправления документов, ликвидировать возможность возникновения ошибки в расчетах, что в дальнейшем позволит избежать штрафных санкций и разбирательств с налоговыми органами.

Главная цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты аудита налога на прибыль.

Задачами курсовой работы являются:

  1. определение целей и задач аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, источников информации, используемых для проверки выбранного участка;
  2. установление основных нормативных документов, регулирующих действия аудитора при проверке расчетов по налогу на прибыль;
  3. обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль (на примере методик Минфина РФ, Ю.Ю. Кочинева и Д.Ю. Филипьева);
  4. проведение аудита налога на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль».

1.1 Цели, задачи, информационное обеспечение аудита расчетов по налогу на прибыль

57 стр., 28324 слов

Аудит учета расчетов по налогу на прибыль

... были поставлены в дипломной работе. Структура работы отражает цель и задачи исследования. Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 1.1. Нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ...

Основными задачами аудита расчетов по налогу на прибыль является получение доказательств по вопросам:

  1. отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской отчетности;
  2. отражения сумм отложенного налога в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
  3. классификации и раскрытия в бухгалтерской отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;
  4. состояния синтетического и аналитического учета расчетов по налогам;
  5. формирования налоговой базы, применения налоговых льгот;
  6. полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль.

Две последние задачи не являются самоцелью, это непосредственные задачи налогового аудита. Однако их необходимо решать также в процессе «классического» аудита, поскольку указанные моменты, в конечном счете, влияют на достоверность бухгалтерской отчетности.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить 2 основные цели аудита налога на прибыль:

  1. формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство;
  2. формирование мнения о соответствии применяемой методики порядка формирования и отражения в налоговом учете величины налоговых обязательств по налогу на прибыль нормам, установленным законодательством.

Таким образом, специфика сегмента «Аудит расчетов с бюджетом» (в том числе по налогу на прибыль) в отличие от других сегментов аудита заключается в том, что проверка проводится не только на соответствие требованиям нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету, но и требованиям российского налогового законодательства.

Данная особенность отражается и в источниках формирования отчетной информации (бухгалтерской и налоговой), которая подвергается аудиторской проверке. Это продемонстрировано в таблице 1.

Таблица 1 – Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

1.2 Нормативное регулирование расчетов по налогу на прибыль

При планировании и проведении аудита расчетов по налогу на прибыль аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:

13 стр., 6175 слов

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

... аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть основы организации бухгалтерского учета, дать их характеристику и оценку; 2. изучить методику аудита организации бухгалтерского учета и учетной ...

  1. Налоговый кодекс РФ, в частности глава 25;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  4. Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  6. Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.
  7. Постановление Правительства РФ «O классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1;
  8. Постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 08.02.2002 г.

    № 92;

  9. Перечень иностранных и международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций-получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. № 485;
  10. Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» от 12.11.2002 г. № 814;
  11. Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» от 05.05.2008 г. № 54н;
  12. Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 07.03.2002 г. № БГ-3-23/118;
  13. Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 05.0 1.2004 г. № БГ-3-23/1;
  14. Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению» от 23.12.2003 г.

    № БГ-3-3/709@;

  15. Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 14.04.2004 г. № САЭ-3-23/286@;
  16. Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 03.06.2002 г. БГ-3-23/275;
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н;
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43н;
  19. другие нормативные акты РФ.

2.1 Методика Минфина РФ

10 стр., 4894 слов

Анализ сходства и различия Международных стандартов аудита и ...

... собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка), они выступают в качестве национальных. В странах с устоявшимся институтом аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США) положения МСА принимаются к сведению профессиональными аудиторскими организациями. ...

В 2004 г. Минфин РФ утвердил Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утверждены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25)).

Минфин предлагает проводить аудиторскую проверку в 3 этапа:

  1. планирование аудита;
  2. проведение аудита по существу;
  3. завершение аудита.

На этапе планирования проводятся:

  1. оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);
  2. анализ учетной политики;
  3. составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.

Анализ учетной политики осуществляется с целью:

  1. установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов;
  2. выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли;
  3. выявления ключевых по риску элементов;
  4. выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.

После анализа учетной политики, определяются «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке, к ним могут быть отнесены:

  1. операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
  2. операции с различиями в методах учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой;
  3. другие операции.

На заключительной стадии планирования аудиторской проверки производится составление программы аудита по существу и выбор аудиторских процедур.