Курсовая работа аудит коммерческих расходов

Формирование информации о финансовых результатах организации является одной из основных задач бухгалтерского учета. С развитием рыночных отношений, когда стали предъявляться новые требования со стороны внешних пользователей к процессу формирования финансовых результатов о деятельности хозяйствующих субъектов, возникла проблема повышения прозрачности финансовой отчетности.

Актуальность курсовой работы «Аудит прибыли (убытков) предприятия» обусловлена тем, что основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на коммерческой основе, является получение прибыли. Поэтому руководство организации, собственники, финансовые и налоговые органы заинтересованы в получении достоверной и оперативной информации о величине и структуре финансового результата.

Наиболее полно вопрос аудита прибыли (убытков) описан В.И. Подольским. Так, например, он предлагает, прежде всего, выяснить, как в учетной политике организации предусмотрено учитывать финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг — по предъявленным расчетным документам (метод начисления) или по оплаченным (кассовый метод).

Только затем проверяются аналитические документы, регистры учета и устанавливаются законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков. Особое внимание, по мнению Подольского В.И. аудитору необходимо уделить проверке прочих доходов и расходов. Наряду с проверкой финансового результата, также необходимо, согласно его методике, провести контроль распределения прибыли в течение отчетного года.

Цель данной курсовой работы — изучение аудита формирования и учета прибыли (убытков).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть методологические и организационные вопросы аудита прибыли (убытков); изучить нормативно-правовое регулирование аудита прибыли (убытков); изучить последовательность и порядок проведения аудита прибыли (убытков); сформулировать выводы по результатам проверки.

13 стр., 6175 слов

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

... организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть основы организации бухгалтерского учета, дать их характеристику и оценку; 2. изучить методику аудита организации бухгалтерского учета ... применяемых аудитором. При разработке плана аудитора системы бухгалтерского учета необходимо учитывать: общие экономические факторы и условия в ...

Предметом исследования является комплекс теоретических и методологических подходов к аудиту прибыли (убытков) организации.

Объектом исследования являются методы аудита прибыли (убытков).

Исследование проводится на примере компании АО «Атомэнергопром».

В работе применяются аудиторские процедуры:

на соответствие, которые имеют цель проверить соответствие содержащейся в документах информации установленным правилам, требованиям, нормативам; по существу, которые имеют цель выявить в учетных документах ошибочные суммы, которые могут оказаться существенными.

Теоретической и методологической основой проведения исследования являются нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита, источники учебной литературы и материалы периодической печати, а также фактические материалы по учету и отчетности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ПРИБЫЛИ (УБЫТКОВ)

1.1 Нормативное регулирование аудита прибыли (убытков)

Основные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность в РФ, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система нормативного регулирования аудита в Российской Федерации

Уро-вень

Виды нормативных документов

Область регулирования и использования

I

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 01.12.2014 № 307-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита

II

Постановления и приказы

Дополняет ФЗ об аудиторской деятельности

II I

Международные стандарты аудита

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита

Законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

IV

Внутренние правила (стандарты) саморегулирующие аудиторских компаний

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулирующих аудиторских организаций

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, инвестиционных институтов, банковский

V

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении обязательного аудита и сопутствующих аудиту

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности).

Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России. [4]

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. В них описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Документы, регулирующие порядок формирования и учета финансовых результатов, можно объединить в четыре уровня:

законодательный; методологический; разъяснительный; внутрихозяйственный.

Таблица 2

Нормативно-правовое регулирование порядка формирования и учета финансовых результатов

Наименование законодательного или нормативного документа

Анализ документа применительно к объекту учета

Законодательный уровень нормативного регулирования

1

2

Гражданский кодекс РФ

Регулирует порядок перехода права собственности на имущество, порядок заключения договоров купли-продажи.

Налоговый кодекс РФ

Определяет порядок налогообложения операций по приобретению и продаже имущества.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г.

Определяет основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях.

Методологический уровень нормативного регулирования

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» № 94н от 31 октября 2000 г.

Определяет счета, на которых ведется учет доходов, расходов, финансовых результатов.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» № 24н от 7 февраля 2006 г.

Определяет форму и порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008»

Устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций.

Продолжение таблицы 2

1

2

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006»

Определяет порядок учета курсовых разниц.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»

Производится классификация доходов для целей финансового и налогового учета.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99»

Содержится классификация расходов для целей финансового и налогового учета.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02».

Регламентирует правила по отражению налога на прибыль в бухгалтерской отчетности.

Разъяснительный уровень нормативного регулирования

Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» №67н от 22 июля 2003 г.

Определяет, в каких формах бухгалтерской отчетности отражаются финансовые результаты деятельности предприятия.

Внутрихозяйственный уровень нормативного регулирования

График документооборота

Отражает порядок и сроки подготовки первичных учетных документов.

Рабочий план счетов

Определяются счета, предназначенные для учета доходов, расходов и финансовых результатов.

Типовая корреспонденция

Приводятся типовые проводки по учету финансовых результатов.

Приказ об учетной политике организации

В ней закрепляются способы учета, принятые на предприятии.

Технология оформления учетной документации

Содержится порядок составления первичной учетной документации, а также порядок заполнения учетных регистров.

Кроме того, вопрос аудита прибыли (убытков) раскрывается в материалах учебной, методической и периодической литературы.

1.2 Задачи аудита и источники информации

Целью аудита прибыли (убытков) является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия.

Задачами аудита прибыл (убытков) являются анализ и установление:

правильности отражения в учете прибыли или убытков от продаж; правильности учета прочих доходов и расходов.

Основными источниками информации для проведения аудита учета прибыли (убытков) служат:

учредительные документы: устав, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения; первичная документация: накладные (акты выполненных работ), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, выписки банков и др.; регистры учета: журнал-ордер № 11, 15, ведомости по счетам 50, 51, 68,76,84, 90, 91, 96, 99; Главная книга; отчетность.

  • Организация учета прибыли (убытков)

Финансовый результат определяется как разность между доходами и осуществленными в связи с получением доходов расходами и выражается в форме прибыли или убытка.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «доход». Так, в налоговом законодательстве понятие «доход» трактуется как объект налогообложения и представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком, которая рассчитана как разница между полученными доходами и произведенными расходами. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Таким образом, определения понятия «доход» в бухгалтерском и налоговом законодательстве, несмотря на взаимосвязь, существенно различаются.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

доходы от обычных видов деятельности; прочие поступления.

Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка представляет собой сумму средств, полученную или подлежащую к получению от покупателей за реализованные им товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

Основными критериями отнесения доходов в состав доходов от обычных видов деятельности являются:

регулярность получения; суммарный размер более пяти процентов выручки за отчетный период.

Условиями признания выручки служат:

наличие у организации прав на получение экономических выгод; определенность суммы выручки; гарантированность увеличения экономических выгод организации в результате конкретной операции; переход права собственности на продукцию или товар к покупателю определенность расходов, произведенных в связи с этой операцией.

К прочим поступлениям относятся доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности.

Прочими доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если данные поступления не связаны с осуществлением основной деятельности; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.; прочие доходы.

Понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в НК РФ.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества».

Расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий, закрепленных ПБУ 10/99:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расходов может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, — по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, товаров, выполнением работ и оказанием услуг (себестоимость).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

В налоговом учете понятие «себестоимость» не используется и необходимость ее калькулирования не закреплена.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» прочими расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если это не является обычной деятельностью организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности если это не является обычной деятельностью организации; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если это не является обычной деятельностью организации; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Доходы и расходы организации от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете отражаются на счете 90 «Продажи»; не связанные с обычными видами деятельности — на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Прибыль и убыток собирается на счете 99 «Прибыли и убытки». По его дебету отражается убыток, по кредиту – прибыль. Все хозяйственные операции находят отражение на этом счете нарастающим итогом с начала отчетного периода. Сальдо счета является односторонним, т.е. если значение получается по дебету, то это значит, что в конкретном периоде фирма понесла убытки, если по кредиту – получила прибыль.

В конце периода счет 99 должен быть закрыт. Прибыль или убыток, полученная в процессе финансово-хозяйственной деятельности, списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль».

АУДИТ УЧЕТА ПРИБЫЛИ (УБЫТКОВ) В АО «АТОМЭНЕРГОПРОМ»

2.1 Общие сведения об аудируемом лице

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения. Основные сведения о клиенте представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные сведения о клиенте

Планируемые виды работ

Информация

1

2

1. Юридические реквизиты:

  • полное наименование

  • юридический адрес

  • телефоны

  • дата регистрации предприятия

  • регистрационный номер

АО «Атомэнергопром»

+7 (495) 514−56−45

19.07.2007

1077758081664

2. Ответственные лица:

  • руководитель предприятия

  • главный бухгалтер

Комаров К.Б.

Андриенко В.О.

3. Клиент нуждается в следующем:

  • аудиторская проверка

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в части учета основных средств

4. Пользовался ли клиент ранее аудиторскими услугами:

  • кто оказывал аудиторские услуги;

  • в каком объеме

  • причина смены аудитора

ООО «ИнформАудит»

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

истечение срока договора

5. Клиент подлежит обязательной аудиторской проверке в качестве

открытого акционерного общества

6. Потенциальные пользователи отчета

собственники;

партнеры;

заимодавцы;

государственные органы

7. Взаимоотношение клиента с налоговым органом:

  • когда прошла последняя проверка;

  • период проверки;

  • результаты проверки

21.06.2017

2017г.

нарушений не выявлено

Продолжение таблицы 3

1

2

8. Взаимоотношения клиента с акционерами:

  • даты собраний акционеров, проведенные за проверяемый период;

  • необходимость в проведении собрания

25.05.2017

ежегодное собрание

9. Общеэкономические факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта:

  • состояние экономики в целом (например, рост или спад производства)

Активное развитие атомной отрасли, внедрение инновационных технологий

АО «Атомэнергопром» (полное название — акционерное общество «Атомный энергопромышленный комплекс») — интегрированная компания, консолидирующая гражданские активы российской атомной отрасли.

Атомэнергопром обеспечивает полный цикл производства в сфере ядерной энергетики, от добычи урана до строительства АЭС и выработки электроэнергии, уделяя приоритетное внимание повышению качества выпускаемой продукции, внедрению инновационных технологий и экологическому менеджменту.

«Атомэнергопром» входит в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».

Цели АО «Атомэнергопром»:

интеграция организаций атомного промышленного комплекса в единый комплекс и централизованное управление этим комплексом; выработка и реализация общих стратегий атомного энергопромышленного комплекса; сохранение и развитие научно-производственного потенциала атомного энергопромышленного комплекса РФ; привлечение и концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов с целью реализации перспективных программ повышения конкурентоспособности продукции; получение прибыли, в том числе дивидендов; координация деятельности дочерних обществ, проведение соответствующей единой научно-технической, инвестиционной, производственно-технической, финансовой, ценовой, сбытовой, социальной и кадровой политики дочерних обществ в соответствии с законодательством РФ и их учредительными документами.

Учредительным документом АО «Атомэнергопром» является Устав.

Организационная структура предприятия относится к линейно-функциональной. Органами управления АО «Атомэнергопром» являются:

Общее собрание акционеров; Совет директоров; Единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

Органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества являются:

контрольно-ревизионная комиссия; служба аудита.

Организационная структура АО «Атомэнергопром» представлена на рисунке 1.

Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров, который является высшим органом управления. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом к компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором).

Единоличный исполнительный орган подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Общее собрание акционеров

Совет директоров

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Финансовый директор

Технический директор

Коммерческий директор

Гараж

ОТК

Юрист

Административный директор

Директор по персоналу

PR-директор

Рис. 1. Организационная структура АО «Атомэнергопром»

Для наиболее полной экономической характеристики деятельности АО «Атомэнергопром» далее приводится анализ его финансовой отчетности (Приложение 1) на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Анализ динамики валюты баланса АО «Атомэнергопром» позволяет сделать вывод о том, что она увеличилась на 9% в 2017 г. по сравнению с 2015 г., что свидетельствует об уменьшении хозяйственного оборота.

На основе анализа структуры и динамики актива баланса (таблица 4) можно сделать следующие выводы:

Наибольший удельный вес в структуре имущества организации в 2017г. имеют внеоборотные активы (91,57%).

Это свидетельствует о низкой мобильности структуры активов и, как следствие, низкой оборачиваемости.

Таблица 4

Анализ структуры и динамики имущества АО «Атомэнергопром»

Показатели

2017 г.

2016г.

2015г.

Удельный вес, %

Отклонения

Темп при-роста,%

2017г.

2016г.

2015г.

по ∑ (в 2017 по ср-ю с 2015г.)

по уд. весу, % (в 2017 по ср-ю с 2015г.)

Внеоборот-ные активы

1471047951

1419060161

1284529504

91,57

87,72

87,16

186518447

4,410

14,520

Запасы

165288

206043

324042

0,01

0,01

0,02

-158754

-0,012

-48,992

Дебиторская задолжен-ность

6143515

18623135

17381558

0,38

1,15

1,18

-11238043

-0,797

-64,655

Финансовые вложения

64287185

67950809

111749298

4

4,2

7,58

-47462113

-3,581

-42,472

Денежные средства и денежные эквиваленты

64838141

111692450

59815275

4,04

6,91

4,06

5022866

-0,023

8,397

Прочие оборотные активы

55259

110160

28692

0,003

0,01

0,002

26567

0,001

92,594

Баланс

1606537339

1617642758

1473828369

100

100

100

132708970

0

9,004

За анализируемый период произошло увеличение суммы имущества организации на 9%.

Таблица 5

Анализ структуры и динамики источников финансирования

Показатели

2017 г.

2016г.

2015г.

Удельный вес, %

Отклонения

Показатели

2017г.

2016г.

2015г.

по ∑ (в 2017 по ср-ю с 2015г.)

по уд. весу, % (в 2017 по ср-ю с 2015г.)

1316444003

1295399434

1219958897

81,94

80,08

82,78

96485106

-0,832

7,909

Долгосрочные обязательства

105424305

148517132

147384600

6,56

9,18

10

-41960295

-3,438

-28,470

Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства

184669031

173726192

106484872

11,5

10,74

7,23

78184159

4,270

73,423

Баланс

1606537339

1617642758

1473828369

100

100

100

132708970

0

9,004

На основе анализа структуры и динамики источников финансирования организации (таблица 5) можно сделать следующие выводы:

В источниках финансирования организации преобладают источники собственных средств, они составляют 81,94% в 2017 г. За анализируемый период произошло увеличение суммы источников финансирования на 9%.

  • Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска

Важной составляющей ознакомления аудиторов с особенностями аудируемого лица является оценка системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля — совокупность организационных мер, методик, процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Задачей аудитора при проведении аудита является получение разумной уверенности в том, что в отчетности не содержится существенных искажений, вызванных ошибками и недобросовестными действиями руководства аудируемого лица [11].

Выполнение этой задачи включает в себя:

  • Оценку рисков существенных искажений в отчетности.
  • Разработку и выполнение последующих процедур аудита в ответ на оцененные риски, которые сокращают риски существенных искажений в отчетности до приемлемо низкого уровня.
  • Формулирование аудиторского мнения, основанного на результатах аудита.

Система внутреннего контроля включает следующие элементы.

1. Контрольная среда. Она включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица. Контрольная среда аудируемого лица оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка [11].

Контрольная среда включает следующие элементы:

а) доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этических ценностей;

б) профессионализм (компетентность сотрудников);

в) компетентность и стиль работы руководства;

г) наделение ответственностью и полномочиями;

д) организационная структура;

е) кадровая политика и практика и т.д.

Оценка надежности контрольной среды в АО «Атомэнергопром» отражена в рабочем документе (Приложение 2), на основании которого можно судить о высокой надежности контрольной среды.

2. Оценка рисков аудируемым лицом представлена в Приложении 3. По результатам оценки рисков можно сделать вывод о высокой надежности системы внутреннего контроля.

3. Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях (Приложение 4).

Проводимые контрольные действия также свидетельствуют о высокой надежности системы внутреннего контроля.

4. Посредством мониторинга средств контроля оценивается эффективность функционирования системы внутреннего контроля во времени (Приложение 5).

Он включает регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля и в исследуемой организации имеет низкий уровень оценки, вследствие того, что сотрудниками не проводят самостоятельных оценок надежности средств контроля, не всегда осуществляются необходимые корректирующие мероприятия в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности и т.д.

5. Оценка надежности информационной системы представлена в Приложении 6. Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается: техническими средствами; программным обеспечением; персоналом; базами данных и т.д. Применяемые в АО «Атомэнергопром» информационные системы, программное обеспечение обладают высоким уровнем надежности.

По данным тестирования системы внутреннего контроля ее надежность можно оценить равную как:

52 вопросов — 100 %, да — 33; нет — 19.

Данные Приложения 7 характеризуют оценку системы бухгалтерского учета как среднюю.

При разработке плана аудита необходимо установить приемлемый уровень существенности. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При разработке плана проверки аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью оценки существенности искажений, которые будут обнаружены. Чем ниже уровень существенности, тем подробнее должна быть проверка, тем меньше ошибки, которые должны попасть в поле зрения аудитора, тем больше должны быть аудиторские выборки. Во внутренних стандартах аудиторской организации для нахождения единого уровня существенности применяются следующие коэффициенты и финансовые показатели (таблица 6).

Таблица 6

Базовые показатели для расчета уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности АО «Атомэнергопром», тыс. руб.

Доля, %

Значение, используемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

1

2

3

4

Балансовая прибыль предприятия

262449114

5

13122455,7

Валовой объем реализации

520890

2

10417,8

Валюта баланса

1606537339

2

32130746,78

Собственный капитал

1316444003

10

131644400,3

Общие затраты предприятия

52425002

2

1048500,04

Необходимо оценить значения, применяемые для нахождения единого уровня существенности, и рассчитать на их основе среднее:

(13122455,7 + 10417,8 + 32130746,78 + 131644400,3 + 1048500,04) : 5 = 35591304,12 тыс. руб.

Средняя величина = 35591304,12 тыс. руб.

Затем отбираются значения, сильно отклоняющиеся от среднего в ту или иную сторону. Наименьшее значение отклоняется от среднего на 99,97%:

99,97 % = ( 35591304,12 – 10417,8) : 35591304,12 * 100

Наибольшее отклоняется на 102,7%:

102,7 % = ( 35591304,12 – 131644400,3) : 35591304,12 * 100

Так как оба значения сильно отличаются от среднего (более чем на 40%), то их можно отбросить. На базе оставшихся значений рассчитываем новое среднее:

(13122455,7 + 32130746,78 + 1048500,04) : 3 = 15433901 т ыс. руб.

Для удобства дальнейшей работы среднее значение можно округлить, но так чтобы после округления оно изменилось не более чем на 20 %.

(1500000 – 15433901) : 15433901 * 100 = 90,28 %

Таким образом, уровень существенности равен 1500000 тыс. руб. Отсюда следует, что максимально допустимый уровень ошибочной суммы равен 1500000 тыс. рублей.

Затем, его нужно распределить по остаткам бухгалтерских счетов. Для этого аудитор определяет уровень существенности каждой статьи бухгалтерского баланса (таблица 7).

Далее аудитору необходимо рассчитать планируемый аудиторский риск. Аудиторский риск рассчитывается как произведение следующих составляющих:

неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск; риск системы внутреннего контроля; риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

На практике применяются две модели расчета аудиторского риска: прямая и косвенная. Косвенная модель исходит из того, что ключевая характеристика работы аудитора — риск необнаружения, и именно его следует оценивать. Поэтому задается приемлемый аудиторский риск. Общепринятым считают риск, равный 5 %.

Таблица 7

Определение уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса

Статьи бухгалтерского баланса

Сумма по статье, тыс. руб.

Удельный вес

Уровень существенности статьи, тыс. руб.

Нематериальные активы

488173

0,0003

455,80

Основные средства

140686

0,0001

131,36

Отложенные налоговые активы

1186837

0,0007

1108,13

Финансовые вложения

1463223265

0,9108

1366189,78

Прочие внеоборотные активы

6008990

0,0037

5610,51

Запасы

165288

0,0001

154,33

Дебиторская задолженность

6143515

0,0038

5736,11

Финансовые вложения

64287185

0,0400

60023,99

Денежные средства и денежные эквиваленты

64838141

0,0404

60538,41

Прочие оборотные активы

55259

0,0000

51,6

Уставный капитал

960019401

0,5976

896355,83

Полученный от акционеров взнос в уставный капитал

75853927

0,0472

70823,68

Добавочный капитал

360508

0,0002

336,6

Резервный капитал

17761053

0,0111

16583,23

Нераспределенная прибыль (непокрытый

262449114

0,1634

245044,83

Долгосрочные обязательства

105424305

0,0656

98433,1

Краткосрочные заемные средства

170080683

0,1059

158801,8

Кредиторская задолженность

14569177

0,0091

13603,02

Оценочные обязательства

19171

0,0000

17,9

Итого

1606537339

1,0000

1500000

Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск — вероятность подверженности отчетности существенным ошибкам. Для определения внутрихозяйственного риска аудитор оценивает систему бухгалтерского учета, действующую на предприятии в форме опросника, представленного в Приложении 7. По данным опросника надежность системы бухгалтерского учета является высокой.

Надежность системы бухгалтерского учета равна:

100 % — 8 вопросов, да — 5, нет — 3.

Расчета внутрихозяйственного риска:

5 × 100 % / 8 = 62,5 %

По итогам опроса можно сделать следующий вывод: организация системы бухгалтерского учета в общем отвечает требованиям оперативности и достоверности и в процентном соотношении составляет 62,5 %.

По данным тестирования системы внутреннего контроля ее надежность можно оценить равную как:

52 вопросов — 100 %, да — 33; нет — 19.

Расчет риска средств внутреннего контроля:

33 × 100 / 52 = 63,46 %

Делаем вывод: систему внутреннего контроля можно охарактеризовать как находящуюся на среднем уровне, так как надежность равна 63,46 %, следовательно, полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя. К областям повышенного риска можно отнести: существующие недостатки в системе внутреннего контроля. В особенности отрицательно на деятельности данной организации может сказаться отсутствие службы внутреннего контроля, в том числе службы внутреннего аудита. Так же существуют затруднения в области оценки организации и применения процесса оценки рисков. Важно заметить, что существуют проблемы и в области оценки надежности контрольных действий. Хотя существуют и положительные моменты, например то, что руководство понимает всю важность бухгалтерского учета и отчетности, а так же готовность руководства аудируемой организации к сотрудничеству и исправлению существующих ошибок.

Риск необнаружения — вероятность необнаружения аудитором существенных ошибок после необнаружения их системами внутреннего контроля. Он определяется по формуле:

АР = РН × ВР × РСК, (1)

где АР — аудиторский риск %; РН — риск необнаружения %; ВР — внутрихозяйственный риск %; РСК — риск средств контроля %.

Для нашего примера:

АР = 5 %;

ВХР (тест оценки системы бухгалтерского учета) = 62,5 %;

РСК (тест оценки системы внутреннего контроля) = 63,46 %.

Риск необнаружения определяется следующим образом:

РН = АР / ВХР × РСК, (2)

Расчет для нашего примера РН = (0,05 / 0,62 × 0,63)*100 = 12,62 %.

Уровень риска определяется путем суммирования баллов, выставленных за ответы на вопросы. Сумма баллов сравнивается с диапазонами значений (таблица 8).

Таблица 8

Диапазоны значений оценки рисков

Уровень риска

Диапазон значений в процентном отношении

Низкий

1 – 45

Средний

45 – 80

Высокий

80 – 100

Уровень степени оценки риска для нашего примера представлен в таблице 9.

Таблица 9

Диапазоны значений оценки рисков

Риск

Значение риска в процентном отношении

Уровень риска

ВХР

62,5

Средний

РСК

63,46

Средний

РНО

12,62

Низкий

Расчет аудиторского риска = 62,5% * 63,46 % * 12,62 % = 5.

После выявления рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществляются соответствующие действия для устранения этих рисков.

2.3 Планирование аудита

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита (Приложение 8, 9).

3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ПРИБЫЛИ (УБЫТКОВ)

3.1 Сбор доказательств и обобщение результатов проверки

Для обоснованного выражения мнения о соответствии порядка формирования и учета финансовых результатов требованиям законодательства Российской Федерации и достоверности показателей бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства.

Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения процедур:

на соответствие, которые имеют цель проверить соответствие содержащейся в документах информации установленным правилам, требованиям, нормативам; по существу, которые имеют цель выявить в учетных документах ошибочные суммы, которые могут оказаться существенными.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется в соответствии с программой проверки.

В качестве источников информации при проверке учета прибыли (убытков) используются данные аналитического и синтетического учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также информация отчета о финансовых результатах.

В соответствии с разработанным планом и программой проверки аудитор, прежде всего, выясняет, как в учетной политике предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг).

В соответствии с учетной политикой АО «Атомэнергопром» момент признания финансовых результатов для целей бухгалтерского учета и исчисления величины балансовой прибыли определяется по дате отгрузки продукции (работ, услуг).

Момент признания финансовых результатов для целей налогообложения определяется по мере отгрузки товаров.

При проверке правильности формирования и отражения на счетах бухгалтерского учета себестоимости проданной продукции (работ, услуг) проверяется сумма, отраженная на субсчете 90-2 «Себестоимость продаж». На данном субсчете отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

Проверка правильности отражения в учете выручки предусматривает проверку сумм, учтенных на субсчете 90-1 «Выручка». На данном субсчете отражается выручка от продажи продукции, товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, являющиеся доходами от обычных видов деятельности.

При проверке правильности ведения синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» аудитор проверяет законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков. К счету 90 могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;