Аудиторская проверка реальности бухгалтерского баланса

Содержание скрыть

Баланс (от фр. balance весы, лат. bilanx имеющий две весовые чаши) равновесие, уравновешивание. Бухгалтерский баланс важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату.

Бухгалтерский учет обязан вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Бухгалтерский баланс способ отражения в денежной форме состояния, размещения, использования средств предприятия по их отношению к источникам финансирования. По форме баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой, поэтому важнейшим внешним признаком правильного бухгалтерского баланса является соблюдение принципа равновесия сторон.

Актуальность темы определяется тем фактом, что в рыночной экономике бухгалтерский баланс основной источник информации, с помощью которого широкий круг пользователей может: ознакомиться с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта; определить состоятельность предприятия: сумеет ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и другими; определить конечный финансовый результат работы предприятия и другое.

Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому: руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансового анализа. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Цель работы — рассмотрение сущности бухгалтерского баланса и аудита его достоверности.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические основы бухгалтерского баланса, во-вторых, охарактеризовать основы аудита достоверности бухгалтерского баланса, в-третьих, провести практическое исследование аудита достоверности бухгалтерского баланса на предприятии.

35 стр., 17192 слов

Аудит достоверности бухгалтерской отчётности

... проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности; единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицен­зий; единые и обязательные условия - аудит проводится независимы­ми субъектами. Под аудитом бухгалтерской отчетности в ...

Обследуемая организация, на чьем примере выполнена курсовая работа, занимает нишу услуг в сфере грузоперевозок, как автотранспортом, так и внутреннем водным транспортом. Услугами компании пользуются клиенты всего Красноярского края, достигая самых северных регионов.

1. Нормативно-законодательная база аудиторской проверки реальности бухгалтерского баланса

Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчётности в России. Это прежде всего связано с тем, что бухгалтерская отчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта рынка необходимой ему финансовой информацией. Начиная с 1996 года бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырёх уровней. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Система регулирования бухгалтерского учета и отчётности в РФ

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1 — законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2 — Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

3 — методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4 — организационный

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Первый и второй уровни носят обязательный характер, а третий и четвертый — имеют рекомендательный характер или действуют в отдельной отрасли или организации. Установленные этими документами состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в директивах Европейского Сообщества и международных стандартах финансовой отчетности.

Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учёте», в составе которого есть третья глава «Бухгалтерская отчётность». Закон вступил в действие 21 ноября 1996 года. Его появление связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в ведении Российской Федерации и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Иными словами, субъекты Федерации не в праве утверждать свои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учёта: на всей территории России обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всем организациям независимо от их организационно правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учёта. Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. Четвёртый уровень составляют указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов.

Далее приведен перечень нормативно-правовых актов, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы:

1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

3. «Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности» (утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)

4. Письмо Минфина РФ от 29.01.2009 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год»

5. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»

6. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

7. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 11.03.2009) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522)

8. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)

9. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996).

В заключение данного параграфа необходимо отметить, что работа над совершенствованием законодательного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности продолжается. Целью проводимых изменений является приведение национальной системы бухгалтерского учёта и отчётности к международным стандартам финансовой отчётности.

2. Объекты, источники информации и задачи аудита бухгалтерского баланса

бухгалтерский баланс отчетность оборотный сальдовый

В настоящее время наличие достоверной информации о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта является важнейшим условием успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Согласно принципу непрерывности деятельности организации, организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Однако для целей анализа, контроля, принятия решений, а также налогообложения необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Эта необходимость приводит к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобных для восприятия информации всеми пользователями.

В реальных условиях (как правило, в коммерческих организациях) функционирует единая система бухгалтерского учета, сочетающая в себе функции управленческого, финансового и налогового учета. Разделение на сферы происходит лишь при формировании выходной информации. Структура отчётности, формируемой в настоящее время на коммерческих предприятиях России, представлена на Рисунке 1 .

Рисунок 1. Структура отчетности, формируемой в коммерческой организации

Из

Показатели бухгалтерской отчётности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учётных данных, получаемых в результате специальных расчётов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учётом и отчётностью, которая состоит в том, что сводные учётные данные переходят в соответствующие формы отчётности в виде синтезированных итоговых показателей. Данные отчетности используются внешними пользователями. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Особая значимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственный информационный источник, который, во-первых, хорошо структурирован, во-вторых, по сути, унифицирован (с расширением значимости международных стандартов финансовой отчетности можно даже говорить об унификации в международном масштабе), в-третьих, является обязательным к регулярному появлению (в любой стране бухгалтерская отчетность обязательно составляется хотя бы раз в год) и, в четвертых, является общедоступным (по крайней мере, не полностью закрытым для пользователей).

Внешняя и внутренняя отчетность предприятий является информационной базой для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организации.

ей деятельности»

Пользователи отчетности

Одной из причин различия бухгалтерских (финансовых) отчетов разных стран является ориентация отчетности на различные группы внешних пользователей. Так, например, в Великобритании круг внешних потребителей отчетности ограничивается в основном акционерами и кредиторами. В Испании система бухгалтерского учета и отчетности предусматривает предоставление специального отчета, пользователи которого включают акционеров, кредиторов, служащих, правительство, а также конкурентов. В некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством. В таких государствах (например, Германии) основным пользователем финансовой отчетности является налоговый орган.

В России группы заинтересованных внешних пользователей финансовой отчетности определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике. Заинтересованными пользователями внешней отчетности считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

В рыночной экономике целью отчетности является предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении достоверных данных о финансовом положении и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельности организации либо консолидированной группы предприятий, эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело.

Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность как источник информации о деятельности организации используется, прежде всего, для управления ее экономикой и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение и анализ показателей отчетности дают возможность выявлять недостатки в работе и определять пути их устранения; принимать решения инвесторам по поводу целесообразности расходования средств.

В настоящее время на наш взгляд существует ряд проблем, связанных с составлением и представлением бухгалтерской отчетности организациями. В первую очередь они связаны не с законодательным регулированием данного вопроса, а скорее с контролем, осуществляемым за составителями отчетности. Несмотря на типовые формы представления отчетности, зачастую возникает ситуация, когда организации ограничиваются составлением лишь двух, трех типовых форм. Говорить о составлении внутренней отчетности не приходится. Решением этой проблемы, скорее всего, станет осознание необходимости наиболее тщательного конкретизирования информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, а также обособленное становление управленческого учета, что требует, прежде всего, большого количества времени.

3. Планирование и программа аудиторской проверки

3.1 Уровень существенности в проверяемой организации

На этапе разработки общего плана аудита необходимо определить уровень существенности объекта аудита. Уровень существенности определяется по данным бухгалтерской отчётности исследуемой организации в соответствии с требованиями правила (стандарта) № 4 «Существенность в аудите», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Необходимо оценить взаимосвязь полученного значения уровня существенности с аудиторским риском и объёмом планируемых аудиторских процедур.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Если степень точности данных измерять в процентах (абсолютная точность — 100%), то существует обратная ей величина, то есть мера допустимых искажений. Если установить, что степень точности данных должна быть 95%, то допустимым искажением будет величина в 5%.

Этой величиной пользоваться удобнее — например, значение показателя — 1000, степень допустимых искажений — 5%, следовательно, показатель будет признан достоверным, если его значение находится в диапазоне 950 — 1050 (1000 х 5% = 50).

Такая мера в аудите называется уровнем существенности и служит ориентиром для принятия решения о достоверности как бухгалтерской отчетности в целом, так и отдельных ее показателей. Если аудитор устанавливает, что сумма искажений бухгалтерской отчетности (или отдельных показателей) превышает принятый уровень существенности, он должен сделать вывод о ее недостоверности.

Поскольку Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите» не содержит строгих определений терминов «существенность» и «уровень существенности», для целей настоящей главы необходимо дать точное толкование применяемых далее терминов:

  • база принятия решения — показатель или совокупность показателей, в отношении которого принимается решение о достоверности;
  • критерий достоверности — допустимая степень искажений информации, выражаемая в процентах и применяемая для расчета уровня существенности;
  • уровень существенности — сумма искажений оцениваемого показателя в рублях, превышение которой делает его недостоверным. Расчет уровня существенности выполняется умножением величины показателя на критерий достоверности.

Так, в приведенном выше примере 1000 — база принятия решения, 5% — критерий достоверности, 50 — уровень существенности. Таким образом, если искажение показателя превышает принятый уровень существенности, он должен быть признан недостоверным.

Рассмотрим на примере, как рассчитывается уровень существенности. Результате совершения хозяйственных операций в течении 2008 года отражены в оборотно-сальдовой ведомости.

Значения перечисленных показателей и расчет уровня существенности от данных показателей приведены в Таблице 2.

Таблица 2 — Расчет общего уровня существенности

База принятия решения

Значение (руб.)

Критерий достоверности (%)

Общий уровень существенности (руб.)

Прибыль (убыток) до налогообложения

-1229936

5

-61496

Выручка (без НДС)

11186327

2

223726

Валюта баланса

2262000

2

45240

Собственный капитал

10000

10

1000

Общие затраты предприятия

3475294

2

69505

Среднее арифметическое

55595

Как видно из Таблицы 2, как база принятия решения о достоверности отчетности, так и критерий достоверности различаются весьма сильно. Существует несколько способов расчета уровня существенности, основанных на использовании показателей из Таблицы 2. Но самый оптимальный, на мой взгляд, из перечисленных показателей, основанный на средней арифметической, то есть 55 595 рублей.

Выше мы рассмотрели способы расчета общего уровня существенности. Частные уровни существенности (по счетам): принятый общий уровень существенности распределяется между статьями бухгалтерского баланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге.

Теперь сведем полученный уровень существенности в таблицу 3 и проанализируем результаты.

Таблица 3 — Расчет частного уровня существенности

№ счета

Наименование счета

Сальдо на конец периода

Доля сальдо счета в валюте баланса, %

Частный уровень существенности по счету, руб.

Дебет

Кредит

01

Основные средства

1 221758,31

0

46,99%

26124,38

02

Амортизация ОС

0

5 466,08

0,21%

116,88

08

Влож.во внеоборотн.активы

0

0

0,00%

0,00

10

Материалы

0

0

0,00%

0,00

19

НДС по приобр. ценностям

0

0

0,00%

0,00

20

Основное производство

0

0

0,00%

0,00

26

Общехозяйственные расходы

0

0

0,00%

0,00

50

Касса

815,67

0

0,03%

17,44

51

Расчетные счета

6 521,39

0

0,25%

139,44

55

Специальн. счета в банках

0

0

0,00%

0,00

60

Расчеты с поставщиками

0

245 406,53

9,44%

5247,43

62

Расч. с покупател. и зак.

997 475,07

0

38,36%

21328,62

66

Расч. по краткоср. кред.

0

2291071,38

88,12%

48989,08

68

Налоги и сборы

0

29 354,85

1,13%

627,68

69

Расч. по соц. страхованию

16 685,57

0,64%

356,78

70

Расч. по оплате труда

0

9 317,09

0,36%

199,22

71

Расч. с подотчетн. лицами

0

0

0,00%

0,00

73

Расч.с перс.по проч.опер.

0

0

0,00%

0,00

76

Разн. дебиторы, кредиторы

0

9 000,00

0,35%

192,44

80

Уставный капитал

0

10 000,00

0,38%

213,83

84

Непокрытый убыток

344 604,28

0

13,25%

7368,54

90

Продажи

0

0

0,00%

0,00

91

Прочие доходы и расходы

0

400,00

0,02%

8,55

97

Расходы будущих периодов

12 155,64

0

0,47%

259,92

99

Прибыли и убытки

0

0

0,00%

0,00

2600015,93

2600015,93

200%

111190,24

Повторю, что общий уровень существенности является критерием принятия решения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, а частный уровень существенности по счетам — критерий для принятия решения о достоверности сальдо счета.

Частный уровень существенности счета показывает на какую сумму возможно искажение остатка, эта сумма показывает максимальный размер ошибки. Так уровень существенности, т.е. максимальное искажение по счету 01 «Основные средства» по среднеарифметическому критерию достоверности составляет 26124,38 рублей. А на счете 91, 50 уровень существенности очень низок, поэтому основываясь по принятому уровню существенности он предопределят необходимость фактически сплошной проверки операций по данным счетам.

3.2 Оценка аудиторских рисков

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

Составными частями аудиторского риска являются:

1) неотъемлемый риск;

2) риск средств контроля;

3) риск не обнаружения.

Неотъемлемый риск (НР) отражает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах или групп однотипных операций при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. В результате чего искажения остатков средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций могут составить существенную величину (по отдельности или в совокупности).

Определенная величина неотъемлемого риска остается постоянной и может корректироваться только в случае выявления в ходе проверки ранее не учтенных факторов.

Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка счета или группы однотипных операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других остатков счетов или групп однотипных операций, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск средств контроля определяется надежностью системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Высокой надежности системы соответствует низкий риск, низкой — высокий риск.

Риск не обнаружения (РН) подразумевает, что применяемые проверяющими аудиторские процедуры (способы получения информации) не позволят обнаружить искажения.

Неотъемлемый риск и риск средств контроля можно условно назвать внутренним риском организации.

Риском, зависящим от аудиторской организации, является риск не обнаружения.

Аудиторский риск и уровень существенности находятся в обратной зависимости.

Если в результате оценки аудиторский риск будет определен высоким, то есть его составляющие неблагоприятны, значит, необходимо понизить уровень существенности и проверить большее количество документов и операций.

Аудиторский риск определяется двумя методами:

1) интуитивным (оценочным);

2) количественным.

При использовании количественного метода используется формула:

АР = НР * РК * РН

Аудиторский риск определяет взаимодействие всех участников информационного процесса, результат которого интересует пользователей. Поэтому АР есть некоторая заданная, приемлемая с точки зрения общественного мнения характеристика. Часто упоминается ее значение 5%. Это означает, что в 5 случаев из 100 аудиторская организация может дать ошибочное аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Если АР имеет заданное значение, то НР и РСК необходимо рассчитать. Чем более низкую оценку имеют эти показатели, тем большее значение имеет РН.

РН = АР/(НР * РСК)

В федеральном правиле (стандарте) №8 приведена зависимость между качественными оценками компонентов аудиторского риска, представленные в Таблице 4.

Таблица 4 — Зависимость между составляющими компонентами аудиторского риска

Аудиторская оценка неотъемлемого риска

Аудиторская оценка риска средств контроля

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Самая низкая оценка РН

Более низкая оценка РН

Средняя оценка РН

Средняя

Более низкая оценка РН

Средняя оценка РН

Более высокая оценка РН

Низкая

Средняя оценка РН

Более высокая оценка РН

Самая высокая оценка РН

Как видно из таблицы 4, самым неблагоприятным является левый верхний угол — самая низкая оценка допустимого РН, что требует высокой надежности планируемых аудиторских процедур.

Для оценки составляющих аудиторского риска воспользуемся обследованием в виде тестирования, приведенном в таблице 5.

Таблица 5 — Оценка неотъемлемого риска

Наименование аудируемого лица

ООО «Транзит»

Номер рабочего документа

Проверяемый период

С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г.

ФИО лица, составившего документ

Петрова М.Ю.

Дата составления документа

01.06.2009 г.

ФИО лица, проверявшего документ

Пакшина Т.П.

Дата проверки документа

01.08.2009 г.

Показатели

Критерии

Факт. число баллов

Варианты ответов

Шкала баллов

I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом

1. Операционная деятельность

оказание услуг (без использования объектов, обслуживающих производств и хозяйств)

Да

1—3

Нет

оказание услуг (с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств)

Да

3—5

5

Нет

выполнение работ (оказание услуг) (без использования объектов вспомогательных производств (кроме СМР)

Да

3—5

Нет

выполнение работ (оказание услуг) (с использованием объектов вспомогательных производств (кроме СМР)

Да

5—8

Нет

выполнение строительно-монтажных работ, в том числе для собственных нужд (без использования объектов вспомогательных производств)

Да

5—8

Нет

выполнение строительно-монтажных работ, в том числе для собственных нужд (с использованием объектов вспомогательных производств)

Да

8—10

Нет

выпуск продукции (без использования подсобных производств и хояйств)

Да

5—8

Нет

выпуск продукции (с использованием подсобных производств и хозяйств)

Да

8—10

Нет

производство сельскохозяйственной продукции

Да

8—10

Нет

реализация покупных товаров (оптовая торговля)

Да

3—5

Нет

реализация покупных товаров (розничная торговля)

Да

5—8

Нет

оказание услуг лизинга

Да

3—5

Нет

выполнение НИР

Да

8—10

Нет

2. Инвестиционная деятельность

приобретение (реализация) объектов недвижимости

Да

5—8

Нет

осуществление НИОКР

Да

3—5

Нет

осуществление финансовых вложений

Да

1—3

Нет

реализация ценных бумаг

Да

8—10

Нет

осуществление операций по уступке прав требований

Да

8—10

Нет

3. Финансовая деятельность

выпуск акций, облигаций, векселей

Да

8—10

Нет

получение (погашение) кредитов и займов

Да

3—5

Нет

4. Осуществление внешнеэкономической деятельности

Да

8—10

Нет

5. Наличие отраслевых методических рекомендации, имеющих свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов

Да

5—8

5

Нет

6. Продажа имущества

Да

3—5

Нет

7. Наличие налоговых льгот

Да

3—5

Нет

8. Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники)

Да

5—8

Нет

9. Доля расчетов денежными средствами в общем объеме расчетов

Менее 50%

8—10

1

Более 50%

1—5

10. Наличие незавершенного производства и специфика его оценки

Оценка и инвентаризация НЗП сложны и специфичны

8—10

НЗП легко поддается оценке и инвентаризации

1—5

У организации отсутствует НЗП

11. Наличие аффилированных лиц

Да

5—8

Нет

II. Структура организации

1. Соответствие организационной структуры размеру и степени сложности бизнеса клиента

Недостаточное

1—5

2

Относительное

1—4

Высокое

2. Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих отдельный баланс

Отсутствуют

Имеются обособленные подразделения

8—10

Головная организация осуществляет функции расчетного центра (расчеты между филиалами отражаются в бухучете головной организации)

5—8

3. Наличие территориально удаленных подразделений, выполняющих отдельные учетные функции либо оформляющих первичные документы

Да

5—8

Нет

4. Географическое положение обособленных подразделений

На территории одного субъекта РФ и муниципального образования как головная организация

1—2

На территории одного субъекта РФ, но иного муниципального образования, чем головная организ.

2—5

На территории иного субъекта РФ. чем головная организ.

5—8

За пределами РФ

8—10

III. Информационная обеспеченность организации

1. Наличие специальной периодической литературы в организации

Да

Нет

1—5

2. Наличие регулярно обновляемых справочно-информационных баз

Да

Нет

8—10

IV. Опыт и квалификация работников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета и составление отчетности

1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее специальное образование

Да

1—5

1

Нет

5—10

Стаж работы в данной должности

Менее 2 лет

8—10

3

От 2 до 10 лег

3—5

Свыше 10 лет

1—3

Стаж работы в проверяемой организации

Менее 1 года

5—10

3

От 1 года до 5 лет

3—5

Свыше 5 лет

1—3

2. Средний возраст работников бухгалтерии и налоговой службы

От 20 до 30 лег

5—10

5

Свыше 30

1—5

3. Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее или среднее экономическое образование

Менее 30%

8—10

1

От 30 до 65%

5—8

Более 65%

1—5

4. Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, обучавшихся за последний год на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное образование

Менее 20%

8—10

2

От 20 до 40%

5—8

Свыше 40%

1—5

5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы

Высокая (свыше 40%)

8—10

1

Средняя (от 10 до 40%)

5—8

Низкая (менее 10%)

1—5

V. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность искажения показателей финансовой и налоговой отчетности

1. Угроза непрерывности деятельности

Да

5—10

5

Нет

2. Реорганизация

Да

5—10

Нет

3. Наличие внешнего давления на руководителей и персонал (со стороны собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций)

Да

5—10

Нет

VI. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности

1.Применяемая система компьютерной обработки данных

Универсальная

5—8

7

Адаптированная к условиям данной организации

1—5

Разработанная специально для данной организации

1—5

Не применяется

8—10

Итоговая оценка (фактическое количество баллов)

Х

Х

42

Максимальное число баллов

370

Фактическое число баллов

42

Фактическая оценка неотъемлемого риска, %

11,35

Качественная оценка неотъемлемого риска

Неотъемлемый риск, %

Фактическая оценка неотъемлемого риска

Низкий

До 30%

11,35

Средний

От 31 до 60%

Высокий

От 61 до 100%

Таблица 6 — Оценка системы учета и внутреннего контроля

Наименование аудируемого лица

ООО «Транзит»

Номер рабочего документа

Проверяемый период

С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г.

ФИО лица, составившего документ

Петрова М.Ю.

Дата составления документа

01.06.2009 г.

ФИО лица, проверявшего документ

Пакшина Т.П.

Дата проверки документа

01.08.2009 г.

Показатели

Критерии

Факт. число баллов

Варианты ответов

Шкала баллов

I. Оценка контрольной среды

1. Уровень профессиональной компетенции главного бухгалтера предприятия

Высокий

8—10

8

Средний

5—8

Низкий

1—3

2. Наличие и функционирование службы внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации

Да

5—10

Частично

1—5

Нет

3. Наличие ответственного исполнителя за подготовку налоговой отчетности

Да

8—10

8

Нет

4. Работа с аудиторскими материалами, внесение изменении в учет согласно рекомендациям аудиторов

Да

8—10

Нет

Не всегда

3—5

5. Наличие и соблюдение единой методики учета в головном предприятии и его филиалах, структурных подразделениях (в том числе консолидированной отчетности)

Да

8—10

Нет

2. Оценка системы учета

2.1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета

1. Наличие учетной политики

Да, с обобщен. данными

5—8

8

Да, с раскрытием сведений об учете и налогообложении

8—10

Нет

2. Учетная политика применяется

Последовательно от одного отчетного периода к другому

8—10

8

Непоследовател.

1—5

3. Изменения в учетную политику

Вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету

5—10

5

С несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету

1—5

4. Учетная политика применяется

Всеми структурными подразделениями организации

5—10

Не всеми структурными подразделениями организации

1—5

Не применяется структурными подразделениями организации

5. В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета

Раскрыты достаточно полно

5—10

Раскрыты частично

3—5

Не раскрыты

6. Наличие в учетной политике противоречивых положений

Да

1—5

6

Нет

5—10

7. Наличие в учетной политике методов учета, отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством

Да

1—5

10

Нет

5—10

2.2. Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб

1. Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности

Да

5—10

Нет

2. Наличие графика документооборота

Да

1—5

3

Нет

3. Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской и налоговой службы

Да

1—5

5

Нет

2.3. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете

1. Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в том числе всеми филиалами и структурными подразделениями)

Да

5—10

9

Нет

Частично

1—5

2. Система налогового учета организована на основании

Только регистров бухгалтерского учета

1—5

9

Самостоятельно разработанных регистров налогового учета

5—8

Регистров бухгалтерского учета и самостоятельно разработанных регистров налогового учета по отдельным операциям

5—10

3. Финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете

Только на основании первичных документов

5—10

8

Без подтверждающих первичных документов

4. В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации основных средств, ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым налоговым законодательством определен особый порядок учета

Да

5—10

9

Нет

Частично

1—5

5. Финансово-хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий

Да

5—10

8

Нет

Не всегда

1—5

6. При наличии на предприятии нескольких видов деятельности ведение раздельного учета выручки и затрат

Да

1—5

5

Нет

7. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета

Да

5—10

9

Нет

8.Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации

Да

5—10

9

Нет

9. Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Да

5—10

9

Нет

Не всегда

1—5

10. Соответствие данных остатков по счетам синтетического учета, данным форм бухгалтерской отчетности

Да

5—10

7

Нет

Не всегда

1—5

11. Порядок и сроки хранения документации

Соответствуют требованиям нормативных актов полностью

5—10

9

Соответствуют требованиям нормативных актов частично

1—5

Не соответствует требованиям нормативных актов

2.4. Компьютерная обработка данных (КОД)

1. Способ ведения учета и подготовки отчетности

Полностью компьютеризированный учет

5—10

7

Смешанный

5—8

Ручной

1—5

2.Тип используемой компьютерной программы

Использование лицензированной программы

5—10

5

Программа разработана самим предприятием

5—8

Использование нелицензированной программы

1—5

3. Система компьютерной обработки данных

Охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений

1—5

7

Охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет

5—8

Охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система)

5—10

2.5 Составление бухгалтерской и налоговой отчетности

1. Наличие ответственного исполнителя за подготовку налоговой отчетности

Да

1—5

Нет

2. Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется

С соблюдением требований законодательства

5—10

8

С нарушением требований законодательства

1—5

3. Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчетности

Да

5—10

10

Нет

Не всегда

1—5

3. Оценка контрольных процедур

1. Служба внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля

Действует

5—10

Отсутствует

2. Проведение проверок своих филиалов, структурных подразделений либо собственными силами (внутренний аудит, ревизионная комиссия), либо при помощи аудиторских фирм

Да

5—10

Нет

Не всегда

1—5

3. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел)

Действует

1—5

Отсутствует

4. Инвентаризационная комиссия

Утверждена руководителем и действует

1—5

Отсутствует

5. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств

Утверждена руководителем и действует

1—5

Отсутствует

6. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям

Утверждена руководителем и действует

1—5

Отсутствует

7. Наличие приказа о проведении плановых инвентаризаций денежных средств, имущества и финансовых обязательств

Да

1—5

Нет

8. Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов

Да

1—5

Нет

9. Проведение сверок расчетов с партнерами (ежегодное, ежеквартальное)

Да

5—10

8

Нет

При необходимости

1—5

10. Отслеживание своевременности погашения дебиторской и кредиторской задолженностей

Да

5—10

9

Нет

Нерегулярно

1—5

11. Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы

Да

5—10

6

Нет

Иногда

1—5

12. Наличие договоров с материально ответственными лицами

Да

5—10

9

Нет

Не полностью

1—5

Итоговая оценка (фактическое количество баллов)

Х

Максимальное число баллов

400

Фактическое число баллов

221

Фактическая надежность системы внутреннего контроля, %

55,25

Оценка надежности системы внутреннего контроля

Надежность системы внутреннего контроля, %

Оценка надежности системы внутреннего контроля, %

Высокая

От 81 до 100

Средняя

От 41 до 80

55,25

Низкая

От 11 до 40

Внутренний контроль отсутствует

От 0 до 10

Проанализировав зависимость между компонентами аудиторского риска, по результатам таблицы Оценки неотъемлемого риска и Оценки системы учета и внутреннего контроля Риск не обнаружения (РН) получает статус «Более высокий», что говорит высокой надежности заключения аудитора.

3.3 План аудиторской проверки

При Планировании аудита необходимо руководствоваться требованиями правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696

Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторской проверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано выше составлении программы аудита.

Для планирования характерны определённые принципы:

  • комплексность — обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования;
  • непрерывность — установление сопряжённых заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям);
  • оптимальность — обеспечение вариантности планирования для возможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита.

План аудита

Проверяемая организацияООО «Транзит»

Период аудита, Руководитель аудиторской группы, Планируемый уровень существенности, Таблица 7 — План уадита

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1

2

3

4

1.

Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности

с 01.03.09 по 10.03.09 гг.

Петровакая М. Ю.

2.

Аудит составления и содержания бухгалтерского баланса

с 11.03.09 по 20.03.09 гг.

Петровакая М. Ю.

3.

Формирование аудиторского заключения

с 21.03.09 по 30.03.09 гг.

Петровакая М. Ю.

3.4 Программа аудиторской проверки

Программа аудита — это совокупность методов и приёмов аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей.

Разработанная программа учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита».

Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам.

В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:

  • Гражданскому кодексу РФ;
  • Налоговому кодексу РФ;
  • Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;
  • Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;
  • Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 22.07.2003г.

№67н.

В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

  • проверить состав и содержание форм отчётности;
  • подтвердить достоверность показателей отчётности;
  • по объектная проверка статей бухгалтерского баланса;
  • проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

  • отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;
  • оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;
  • зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;
  • методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

По объектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Проведение по объектной проверки предполагается осуществить по направлениям выявленным в вопросе об частным уровне существенности, на основании Таблицы 3 «Расчет частного уровня существенности» взяв только те счета, которые имеют наибольшее сальдо в доле валюты баланса.

Программа аудита построена в виде таблицы, где перечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.

Программа аудита, Проверяемая организация, Период аудита, Руководитель аудиторской группы, Планируемый уровень существенности, Таблица 8 — Программа аудита

№ п/п

Перечень аудиторских мероприятий

Период

Методы получения доказательств

1

2

3

4

5

1.

Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности

1.1

Проверка результатов проведенной инвентаризации имущества и обязательств

Декабрь 2008 г.

Опрос, проверка документов

1.2

Проверка закрытия операционных счетов

Декабрь 2008 г.

Проверка закрытия операционных счетов

Опрос, арифметический расчет

1.3

Проверка закрытия результативных счетов

Декабрь 2008 г.

Проверка правильности отражения оборот по счету 90 «Продажи»

Опрос, арифметический расчет, прослеживание

2.

Аудит составления бухгалтерской отчетности

2.1

Проверка правильности составления бухгалтерского баланса, состав и содержание

2008 г.

Альтернативный баланс

Прослеживание, опрос, арифметический расчет, составление альтернативного баланса

2.2

Аудит соответствия данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерского баланса

Тест тождественности оборотно-сальдовой ведомости строкам бухгалтерского баланса

составление сравнительной таблицы

2.2

Аудит достоверности показателей во всех существенных отношениях

2008

Опрос, проверка документов, арифметические расчеты

2.2.1

Аудит ОС (наличие, движение, начисление амортизации)

2008

Договоры купли-продажи, расчеты, регистры

Опрос, проверка документов, арифметические расчеты

2.2.2

Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

2008

Первичные документы (договоры, акты сверки, расчетные документы, акты взаимозачетов)

Опрос, проверка документов, арифметические расчеты

2.2.3

Аудит расчетов по кредитам

2008

Кредитные договоры, договоры займа, залога, дополнительные соглашения

Опрос, проверка документов, арифметические расчеты

3.

Формирование аудиторского мнения о достоверности бухгалтерского баланса

формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского отчета

Март 2009

представление рабочей документации руководителю группы

Сбор итоговых данных

4. Выполнение запланированных аудиторских процедур

4.1 Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности

Аудиторскую проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с арифметического подсчета итогов по группам статей, разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации.

В ходе аудита проверяется сопоставимость данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год.

Таблица 9 — Вопросник для обследования аудита проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерского баланса

Вопрос

Вариант ответа

Прим.

отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств в рублях

да

оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

да

зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

соблюдается

соответствуют ли данные синтетического и аналитического учета

да

нематериальные активы и основные средства — в нетто-оценке

да

материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие, запасные части, тара и др.) — по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов

да

материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражены на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

резерв не создан

затраты на незавершенное производство (издержки обращения) — в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету;

нет незавершенного производства

отгруженные продукция, товары, оказанные услуги — в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету;

да

дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, — за минусом образованного резерва;

резерв не создан

дебиторская и кредиторская задолженность — с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочную, если срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочную, если срок обращения (погашения) более 12 месяцев после отчетной даты;

да

уставный капитал — в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;

да

займы и кредиты — с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода. Не допускается представление информации по счетам расчетов в «свернутом» виде. Данные по этим счетам в балансе приводятся развернуто по счетам аналитического учета: по которым имеется дебетовое сальдо — в активе; по которым имеется кредитовое сальдо — в пассиве.