Студентка 4 курса 41 группы
Юридического факультета
Очной формы обучения
Сыркина Юлия Александровна
Москва, 2013 г.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с защитой конкуренции в РФ.
Предмет исследования — нормы антимонопольного законодательства, практика антимонопольных органов.
Цель исследования — рассмотрение антимонопольных органов РФ.
Федеральным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служба Постановление Правительства РФ от 30.06.04 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
Полномочия федерального антимонопольного органа определяются Законом от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Законом от 17.08.1995 «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Глава 1. Система антимонопольных органов
1.1 Система антимонопольных ор ганов и порядок их формирования
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) Закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Конкуренция как элемент современного рыночного хозяйства
... роль конкуренции в рыночной экономике. Выявить проблемы развития конкуренции в Украине. Исследовать антимонопольною политику в Украине. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ 1 Понятие конкуренции и условия ...
Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Совершенствование механизмов межбюджетных отношений в субъектах ...
... развития субъектов Федерации и их муниципальных образований на основе финансово-экономических инструментов определяет актуальность и выбор темы дипломной работы. Цель работы - разработка теоретических предложений и практических рекомендаций по совершенствованию механизмов межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. ...
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции
1.2 Задачи и цели антимонопольных органов
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
* содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
* предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
* государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
* направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
*дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
* разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
* контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
* контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
* о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
* об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
* о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
* о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
* о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
Антимонопольное законодательство и его состав
... соч. На настоящем этапе венчает развитие антимонопольного законодательства Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ И ЕГО СОСТАВ Антимонопольное законодательство, последовательно формирующееся в России с 1991 ...
* о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
* о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
2. 1 Полномочия федерального антимонопольного органа
Полномочия антимонопольного органа (статья 23 ФЗ «О защите конкуренции»):, Федеральная антимонопольная служба имеет следующие функции и полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
- г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
- з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия;
Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
... антимонопольного законодательства 1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ... обеспечения антимонопольной деятельности в России, уделяется внимание основным направлениям антимонопольного законодательства. История Антимонопольное законодательство появилось в РФ с ...
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
- б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
- в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
- г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:
а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
- г) об изменении или о расторжении договора;
- д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
- и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;
Особенности ипотечного договора по законодательству Российской Федерации
... правоотношения по ипотеке. Цель данной работы - рассмотреть сущность ипотеки в гражданском праве Российской Федерации. В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи: показана сущность ипотеки и ипотечного кредитования; рассмотрен договор ипотеки; проанализированы вопросы ...
9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
2.2 Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа
Антимонопольные органы, учитывая особую значимость задач и функций, возложенных на них, наделены государством особым независимым статусом, а также полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений законодательства.
Полномочия по предотвращению и пресечению нарушений законодательства указанные органы реализуют в том числе и через выдачу обязательных для исполнения предписаний.
Согласно ст. 12 Закона РФ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам и федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:
— о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций; об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок; о заключении договоров с хозяйствующими субъектами; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства; об изменении или ограничении использования фирменного наименования; о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
Антимонопольное законодательство Республики Беларусь
... следующие вопросы: исторические аспекты возникновения антимонопольного законодательства; основные виды нарушений антимонопольного законодательства и меры их предупреждения; понятия и основные принципы антимонопольного регулирования; альтернативные взгляды на антимонопольное регулирование; антимонопольное законодательство в Республике Беларусь. Выводом работы ...
— об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству; о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о расторжении или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок. Указанная обязанность установлена законодателем в ст. 22 вышеуказанного Закона.
Предписания о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), антимонопольный орган направляет в соответствии с полномочиями, определенными ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Выдача предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы осуществляется антимонопольным органом в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, действующим законодательством антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс об административной ответственности Российской Федерации, который упорядочил порядок привлечения к административной ответственности юридических, физических лиц, а также должностных лиц, систематизировал материально-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, ранее включенные в различные нормативные акты: законы, указы и т.д.
Административная ответственность за неисполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, установлена статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материально-правовая норма, устанавливающая ответственность за неисполнение предписания, включает в себя три состава административного правонарушения, с установлением различных размеров административного штрафа как вида административной ответственности.
Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды
... законом экономические и организационные возможности. Цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы как: насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; -- развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных ...
Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль, об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц — от двух до пяти тысяч МРОТ. В отличие от состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ, граждане не являются субъектами правонарушения, выразившегося в невыполнении предписания антимонопольного органа. К административной ответственности могут быть привлечены только должностные лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
При рассмотрении антимонопольными органами дел об административных правонарушениях, выразившихся в невыполнении в установленный срок предписания антимонопольного органа, имеет место различная квалификация правонарушения.
Так, невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о защите прав потребителей квалифицируется в некоторых случаях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства квалифицируется по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ устанавливается ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа об устранении нарушений любого законодательства, исполнение которого контролируется антимонопольными органами, в том числе законодательства о рекламе, о защите прав потребителей. Квалифицирующим признаком части 2 ст. 19.5 КоАП РФ является именно тот факт, что предписание, не исполненное в установленный срок, выдано антимонопольным органом. Объектом данного правонарушения являются публичные правоотношения, охраняемые законом, в отношении которых правом надзора и контроля наделены антимонопольные органы.
Влияние антимонопольного регулирования на уровень конкуренции ...
... анализ влияния антимонопольного регулирования на уровень конкуренции в сфере государственных закупок в России. Данный анализ основывается на предположении о том, что при антимонопольном регулировании государственных закупок недостаточно эффективно соблюдаются конкурентные принципы в сфере государственных закупок в России. Тематика антимонопольного ...
Таким образом, при невыполнении в установленный срок предписания антимонопольного органа правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной только частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ.
Административным наказанием за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ является административный штраф.
Статьей 3.5 КоАП РФ установлены предельные размеры административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать пятьдесят МРОТ, на юридических лиц — одну тысячу МРОТ.
При этом невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц — от двух до пяти тысяч МРОТ.
3.1 Заявления юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России, территориальных органов ФАС России (далее — территориальные органы) при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации определены главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.
К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий 1 месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на 2 месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя. Конкурентное право России: учебник. Отв. ред. Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. М.: НИУ ВШЭ, 2012
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно процедуре, установленной главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
3.2 Заявления хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым
В соответствии с
Вместе с указанным заявлением в антимонопольный орган представляются документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168 «Об утверждении перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение». Конкурентное право России: учебник. Отв. ред. Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. М.: НИУ ВШЭ, 2012
При этом антимонопольный орган уполномочен проверять проекты соглашений только с определенными контрагентами при представлении всех документов и сведений, предусмотренных Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168.
Кроме того, представляемые проекты соглашений не должны содержать условий, не согласованных участниками соглашений.
3.3 Обращения о разъяснении применения антимонопольного законодательства
Физические и юридические лица вправе обратиться в ФАС России с письменным обращением о разъяснении применения антимонопольного законодательства.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы, а также порядок взаимодействия ФАС России с лицами, направляющими в ФАС России обращения, при даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, определены Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 21.12.2007 N 442.
Письменные обращения о даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства рассматриваются ФАС России в срок, не превышающий 30 дней с момента получения обращения.
В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительной информации для дачи разъяснения применения антимонопольным органом антимонопольного законодательства ФАС России может продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляет лицо, обратившееся в ФАС России. Варламова А. Н. Конкурентное право России, М., 2008
Решение по делу по признакам нарушения Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-15-14/00-18-12
о нарушении антимонопольного законодательства
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2013 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-15-14/00-18-12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Нижегородцева Т.В. — начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, Урюкиной Е.В. — заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, Дегтярёва М.А. — начальника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, Ацканова Т.А. — начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России, Прониной Е.Ю. — заместителя начальника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-15-14/00-18-12 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (308005, г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, д. 18) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В результате анализа актов органов власти Белгородской области ФАС России установлено, что Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области издан приказ от 17.10.2011 № 2494, которым утвержден устав ОГБУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» (далее — Центр контроля).
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 названного устава Центр контроля осуществляет выборочный контроль качества лекарственных средств, мониторинг качества лекарственных средств, мониторинг безопасности лекарственных средств.
ФАС России также установлено, что Центр контроля является хозяйствующим субъектом, поскольку, согласно пункту 3.2.1 устава Центра контроля, осуществляет деятельность, приносящую доход.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции ФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом ФАС России от 02.04.2013 № 216/13 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 1-15-14/00-18-12 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 04.04.2013 № 18/13069/13 «О назначении дела № 1-15-14/00-18-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» к участию в рассмотрении дела привлечены:
- Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области — в качестве ответчика по делу;
- Центр контроля — в качестве заинтересованного лица.
Письмом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 23.04.2013 № 10-30-10/2732 в Комиссию представлена информация о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и копия приказа Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 19.04.2013 № 953, которым утверждены изменения в устав Центра контроля в части исключения пунктов 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 устава Центра контроля.
Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в Комиссию представлено ходатайство от 15.05.2013 № 10-30-10/3168 о рассмотрении дела № 1-15-14/00-18-12 в отсутствие ответчика.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Отношения, возникающие в связи с обращением лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно пункту 3 статьи 5 которого осуществление государственного контроля и надзора при обращении лекарственных средств относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том числе функции по контролю качества и мониторингу безопасности лекарственных препаратов, является Росздравнадзор.
Таким образом положения пунктов 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 устава Центра контроля противоречат законодательству Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.
В результате утверждения устава Центра контроля, последний наделен функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Указанная норма Закона о защите конкуренции вступила в силу 25.10.2006. Таким образом, действия Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области по утверждению устава Центра контроля и изданию приказа Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 17.10.2011 № 2494 противоречат части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем представленные Комиссии документы о внесении изменений в устав Центра контроля свидетельствуют о добровольном устранении Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с добровольным устранением Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области нарушения антимонопольного законодательства дело № 1-15-14/00-18-12 подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения ОГБУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» функциями и правами органов государственного контроля и надзора в результате осуществления Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области действий по утверждению устава ОГБУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» путем издания приказа Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 17.10.2011 № 2494.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 1-15-14/00-18-12 прекратить.
3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, предписание Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области не выдавать.
Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Рассмотрев функции и полномочия ФАС можно выделить следующие:
Основные:
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
Разрешить Федеральной антимонопольной службе иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 14 управлений по основным направлениям ее деятельности.
Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы в количестве 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 1477 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Законодательные функции ФАС:
- принимает НПА в сфере защиты конкуренции
- порядок определения доминирующего положения
- контролирует и надзирает за соблюдением законодательства в сфере конкурентного права
Организационные функция ФАС:
- образовывает территориальные управления
- формирует и ведёт реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % .
Надзорные полномочия ФАС:
- контролируют создание и реорганизацию коммерческих организаций и т.п
Репрессивные полномочия ФАС:
- выдают предписания об устранении нарушений
- накладывают санкции на субъекты рынка, признанные нарушителями антимонопольного законодательства
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.10.2006).
3. Закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ
4. Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ
5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92.
6. Федеральный закон «О рекламе» от 18.07.95.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.04 №331
8. Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.)
9. Приказ ФАС РФ «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» от 13.10.04 №135
10. Бадмаев Б. Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции// «Финансовое право», 2005г. №8
11. Варламова А. Н. Конкурентное право России, М., 2008
12. Горбачева О.В. Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа// Арбитражный и гражданский процесс, 2004 г. №2
13. Даурова Т. Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы// «Законодательство и экономика», N 7, июль 2005 г.
14. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. — Изд-во Эксмо, 2005
15. Князева И. В. Антимонопольная политика в России Издатель Омега-Л, 2007г.
16. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство: учебное пособие — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003
17. Конкурентное право России: учебник. Отв. ред. Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. М.: НИУ ВШЭ, 2012
18. Мамаев А. М. Конкурентное право: Практический комментарий — Владимир, 2004
19. Прус Е. «Недобросовестная конкуренция»// «ЭЖ-Юрист», 2005, №17
20. Тотьев К. Ю. Конкурентное право: Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РДЛ, 2003
21. Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства: сборник судебной практики с комментариями. М., 2009
22. Чижова О.В. Предпринимательское право. — М.: Юрайт-Издат, 2005
23. http://www.fas.gov.ru/