Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово — хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом и внебюджетными фондами. бухгалтерский учет предприятие
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.
Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем — на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).
Целью работы является исследование теории и практики учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также разработка предложений по его совершенствованию в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать налоги, уплачиваемые в бюджет организацией;
- показать роль внебюджетных фондов в системе социального обеспечения населения;
- исследовать нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- исследовать порядок учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.
Объектом исследования является ООО «Согласие».
Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом и внебюджетными фондами.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
... результатов проведенного исследования. Предметом исследования выступают расчеты предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами. Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения экономической теории, нормативные, инструктивные, методические и справочные материалы по аудиту, бухгалтерскому учету, работы отечественных экономистов и практиков - аудиторов ...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
1.1 Нормативно — правовое регулирование учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами
С 1 января 2010 г. ЕСН отменен, а вместо него установлено взимание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, п. 1 ст. 62 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) [11].
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) [11].
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также — страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах [30].
Помимо Закона N 212-ФЗ в сфере обязательного социального страхования действуют и иные федеральные законы. Каждый из них может затрагивать определенный аспект работы бухгалтера, связанный со страховыми взносами. Поэтому иногда необходимо в совокупности применять их нормы по одному и тому же вопросу [30].
Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» закрепляет основные права и обязанности страхователей (плательщиков взносов) и страховщиков (внебюджетных фондов).
А в Законе N 212-ФЗ уже более детально прописано то, как эти положения реализовать в конкретных ситуациях по уплате страховых взносов. Убедиться в этом можно, например, при сравнении пп. 4 п. 1 ст. 11 и пп. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ и ст. ст. 18 — 21 Закона N 212-ФЗ.
Взаимодействуют с Законом N 212-ФЗ и федеральные законы об отдельных видах обязательного социального страхования:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение страхователей, основания возникновения и порядок осуществления их прав, обязанностей и ответственность;
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» — по медицинскому страхованию. Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране [48].
Структура пенсионного фонда Российской Федерации
... гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации. Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была ...
Дополнительно к Закону N 212-ФЗ можно найти более подробные положения о постановке на учет во внебюджетных фондах в качестве страхователя, условиях добровольного участия в отношениях по социальному страхованию и требованиях по уплате добровольных страховых взносов (ст. ст. 27, 29 Закона N 167-ФЗ, ст. ст. 2.3, 4.5, 4.8 Закона N 255-ФЗ, ч. 4 ст. 17 Закона N 326-ФЗ), порядке контроля за расходами организации на выплату страхового обеспечения (ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Кроме того, Закон N 255-ФЗ необходим при выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, так как он определяет условия, размеры и порядок назначения данных видов страхового обеспечения [9].
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, изложены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 15.06.2007 N 375.
Основным источником правового регулирования страхования от производственного травматизма является Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Он определяет субъекты страхования, объект и базу для начисления взносов, порядок их расчета и уплаты и так далее.
Существуют и иные федеральные законы, касающиеся этого вида страхования. Все они принимаются в соответствии с Законом N 125-ФЗ. Один из основных — это федеральный закон, который устанавливает страховые тарифы (ставки взноса) по классам профессионального риска. Он принимается ежегодно и на плановый период (ст. 21 Закона N 125-ФЗ).
Так, на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. страховые тарифы установил Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ [45].
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает обязанности страхователей, связанные с дополнительными гарантиями прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии. Он устанавливает обязанность плательщиков пенсионных взносов представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах, определяет состав таких данных, сроки и порядок их подачи.
Правила оплаты труда, компенсации и гарантии работникам устанавливает и Трудовой кодекс РФ. Поэтому при начислении страховых взносов на ту или иную выплату в рамках трудовых отношений необходимо учитывать его положения [30].
Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой ...
... финансовой системы обязательного социального страхования; управление системой обязательного социального страхования. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования" 1.2.Характеристика и задачи Фонда социального страхования Российской Федерации правовой бюджет социальный страхование Социальное страхование одно из важнейших ...
1.2 Экономическая сущность и назначение социального страхования и обеспечения
Внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России [1], а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Далее предоставлены функции и задачи внебюджетных фондов.
Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд социального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом [46].
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации [7].
Ныне Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций [46].
Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников [46].
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России [47].
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров [47];
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализация Программы государственного со финансирования пенсии.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС [48].
Полное официальное наименование — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.
Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [48].
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок [48].
Таким образом, внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.
1.3 Действующая практика организации учета расчетов с внебюджетными фондами
Все организации обязаны вести учет начисленных и уплаченных страховых взносов, выплаченных пособий и расчетов с Фондом социального страхования Российской Федерации и с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи.
Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются, к ним относятся:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы).
Пенсионные взносы перечисляются в Пенсионный фонд РФ [11].
— Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ) организации уплачивают в Фонд социального страхования РФ [11].
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее страховые взносы на ОМС).
С 2012 г. эти взносы зачисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [11].
В 2011 и 2010 гг. они уплачивались в Федеральный и территориальный [11].
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организации уплачивают в ФСС РФ.
Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами. [7, 11].
Если же организация эту обязанность не исполняет, контролирующие органы могут принудительно взыскать недоимку по взносам и привлечь к ответственности [11].
Организации перечисляют не все суммы начисленных взносов. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФCC РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения [9,11].
Исчислять страховые взносы по общим тарифам должны все организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением ограниченного числа страхователей, для которых предусмотрены пониженные тарифы.
Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Основные тарифы страховых взносов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные тарифы страховых взносов в 2013 г.
ПФР |
ФФОМС |
ФСС |
||||||
На выплату страховой части пенсии |
Накопительной части пенсии |
|||||||
для лиц 1966 г.р. и старше |
для лиц 1967 г.р. и моложе |
для лиц 1967 г.р. и моложе |
||||||
солидарная часть |
индивидуальная часть |
солидарная часть |
индивидуальная часть |
индивидуальная часть |
||||
Тариф (в пределах 512000 рублей) |
6% |
16% |
6% |
10% |
6% |
5,1% |
2,9% |
|
Тариф (свыше 512000 рублей) |
10% |
— |
10% |
— |
— |
— |
— |
|
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в 2013 г. устанавливается в сумме 512000 рублей. Для страхователей, которые не имеют права на пониженный тариф, то есть не относятся к льготникам, с 1 января 2013 г. с выплат, превышающих предельный размер базы, в ПФР нужно будет уплачивать 10%. Указанные 10% зачисляются на солидарную часть тарифа [30].
Ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам рассчитывается исходя из базы, исчисленной с начала года, с учетом ежемесячных платежей, уплаченных за предыдущие месяцы [11].
Организация рассчитывает ежемесячные платежи по страховым взносам в течение всего расчетного периода (календарного года) [11].
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений; выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа; выплаты по лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Все плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, должны отчитываться перед внебюджетными фондами. Отчетность необходимо представлять в два адреса:
- в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации — по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
- в территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по взносам на травматизм [30].
Плательщики страховых взносов в ФСС РФ представляют отчетность в территориальные органы фонда. Для этого предназначена форма 4-ФСС.
Расчет по форме 4-ФСС, организации представляют не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетность в территориальное управление ПФР представляют не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (квартал).
Отчетными периодами являются квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год [11].
Если численность персонала меньше 50 человек, организация вправе представить расчет, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
В остальном же необходимо опираться на законодательство о бухгалтерском учете [30].
Страховые взносы признаются расходами по обычным видам деятельности. Отражать соответствующие суммы на балансовых счетах необходимо в последний день месяца, за который они начисляются.
Организации ведут учет сумм, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Расходы на выплату страхового обеспечения можно зачесть только в счет уплаты страховых взносов, а не пеней и штрафов [11].
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ООО «СОГЛАСИЕ»
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Согласие» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98г. № 14 — ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «Согласие» зарегистрировано постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска от 16 июля 1997 года № 579.
Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, открывает расчетные и иные счета в финансово-кредитных учреждениях, в частности ООО «Согласие» имеет расчетный счет в ОАО ГБ «Симбирск» г. Ульяновск. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской федерации и учредительными документами.
Общество было создано на неопределенный срок.
Предметом деятельности Общества является насыщение потребительского рынка товарами и услугами с целью получения прибыли. Общество в установленном законом порядке осуществляет следующие виды деятельности:
- оптовая торговля прочими строительными материалами, в частности азботехническими изделиями и имеет код ОКВЭД 51.53.24 (приложения Л, М, Н)
- розничная торговля строительными материалами, не включенными в группировки,
в частности асботехническими изделиями и имеет код ОКВЭД 52.46.7.
В связи с тем, что на предприятии осуществляется несколько видов деятельности, в бухгалтерском учете устанавливается раздельный учет всех хозяйственных операций по видам деятельности, реализованный в рабочем плане счетов.
Общество самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития, исходя из спроса на поставляемую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития.
Имущество Общества формируется за счет вкладов участника, полученных доходов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Имущество Общества составляет основные фонды, оборотные средства, а так же иные материальные и нематериальные ценности и финансовые ресурсы.
Органом управления Общества является участник общества и директор. В Обществе имеется только один участник и он единолично принимает решение по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. В обществе создан исполнительный орган: директор, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества. Директор решает все вопросы деятельности Общества, кроме тех которые входят в исключительную компетенцию участника общества. Права и обязанности директора регламентированы контрактом.
За нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств Общество несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Для осуществления своей деятельности Общество сформировало трудовой коллектив, состоящий из пяти работников. Отношения наемных работников с Обществом оформлены трудовыми договорами и регулируются в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Общество осуществляет социальное, медицинское и пенсионное страхование своих работников.
Общество ведет бухгалтерский учет, бухгалтерскую и налоговую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общество предоставляет государственным органам информацию необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. За искажение бухгалтерской и налоговой отчетности должностные лица Общества несут установленную законодательством Российской Федерации материальную, административную и уголовную ответственность.
Балансовая и чистая прибыль Общества определяется в порядке, предусмотренном законодательством. Прибыль общества определяется к концу каждого года, она формируется из выручки от деятельности Общества после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов на оплату труда. Из балансовой прибыли Общества оплачиваются, предусмотренные законодательством налоги и другие обязательные платежи. Оставшаяся после расчетов прибыль поступает в полное распоряжение Общества, часть из нее выделяется на развитие деятельности и общие нужды, а другая часть выплачивается учредителю.
Для более подробного ознакомления с финансовым состоянием ООО «Согласие» рассмотрим таблицу 2.1 «Основные показатели финансового состояния ООО «Согласие», где представлены некоторые показатели финансового состояния предприятия за последние три года деятельности.
Таблица 2.1 Основные показатели финансового состояния ООО «Согласие»
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013г. к 2011 г., % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Исходные данные Собственный капитал и резервы, руб. |
658304 |
777261 |
971787 |
147,6 |
|
Краткосрочные пассивы всего, руб. в том числе — заемные средства -кредиторская задолженность |
169735 — 109735 |
224809 — 224809 |
216380 — 216380 |
127,5 197,2 |
|
Итого пассивов, руб. |
828039 |
1002070 |
1188167 |
143,5 |
|
Внеоборотные активы, руб. |
28119 |
23232 |
26038 |
92,6 |
|
Оборотные активы, руб. в том числе — запасы — дебиторская задолжен. — денежные средства |
799920 713711 8387 77467 |
978838 943071 1581 17315 |
1162129 1075149 20406 36657 |
145,3 150,6 243,3 47,3 |
|
Итого активов, руб. |
828039 |
1002070 |
118867 |
143,5 |
|
Выручка от продаж, руб. |
2725145 |
2259110 |
3613014 |
132,6 |
|
Себестоимость продаж, руб. |
2011676 |
1502972 |
2657115 |
132,1 |
|
Прибыль (убыток) от продаж, руб. |
198163 |
177818 |
248066 |
125,2 |
|
Текущий налог на прибыль, руб. |
37954 |
40505 |
29650 |
78,1 |
|
Чистая прибыль (убыток), руб. |
120188 |
128264 |
205982 |
171,4 |
|
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013г. к 2011г., % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Рентабельность продаж, % |
0,07 |
0,08 |
0,07 |
— |
|
Рентабельность продукции, % |
0,10 |
0,12 |
0,09 |
— 0,01 |
|
Коэффициенты, % -соотношение заемных и собственных средств -обеспеченности собственными оборотными средствами — автономии -финансовой устойчивости |
0,3 0,8 0,8 0,8 |
0,3 0,8 0,8 0,8 |
0,2 0,8 0,8 0,8 |
— 0,1 — — — |
|
Коэффициент, % — абсолютной ликвидности — критической оценки — текущей ликвидности |
0,7 0,8 7,3 |
0,1 0,1 4,3 |
0,2 0,3 5,2 |
— 0,5 — 0,5 — 2,1 |
|
На основании приведенной таблицы 2 можно сделать вывод, что предприятие на протяжении анализируемого периода работает стабильно. Хотя по отношению к 2011 году коэффициенты текущей ликвидности снизился, но все таки остается достаточно высоким и показывает, что при полной реализации оборотных активов предприятие свободно расплатится по своим обязательствам. Опасения вызывают коэффициенты абсолютной ликвидности и критической оценки. Коэффициенты автономии и финансовой независимости так же высоки, что указывает на устойчивое положение предприятия.
Чистая прибыль предприятия по сравнению с 2012 годом возросла на 6,7%, а по отношению к 2011 году на 71,4%.
2.2 Организация и анализ состояния расчетов с органами социального страхования и обеспечения
Наиболее важными обязательствами предприятия являются внешние обязательства перед фискальной системой — обязательства по налогам, штрафам, пеням перед бюджетами, платежам в различные фонды. Их значимость по сравнению с другими внешними обязательствами заключается в том, что фискальные обязательства должны выполняться в установленном порядке независимо от воли предприятия. Поэтому анализ платежей предприятия начнем с расчетов с фискальной системой. Этот вид анализа целесообразно проводить по каждому платежу в отдельности [40].
Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей — оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.
Методики проведения финансового анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей.
Горизонтальный анализ — сравнение сумм абсолютных и относительных показателей начисленных и перечисленных налогов отчетного периода с предыдущим периодом. Данный анализ помогает отследить динамику роста налоговых платежей и их оплату. Проанализировав налогооблагаемые базы, можно сделать выводы, от чего зависит эта динамика и есть ли пути дальнейшей минимизации налогов.
Вертикальный анализ — определение структуры налогов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, с выявлением влияния каждого налога или группы налогов на финансовый результат в целом.
Значение данного анализа в управленческом учете предприятия велико, так как в целом общая сумма уплачиваемых налогов представляет собой затратную часть.
Трендовый анализ — сравнение сумм начисленных налогов в отчетном периоде с налогами, начисленными в предыдущие периоды, с целью выявления тренда для дальнейшего анализа и поиска путей минимизации налоговых платежей.
Данный анализ необходимо проводить только вместе с трендовым анализом других показателей (выручка от реализации, себестоимость, прибыль), чтобы отследить динамику роста начисленных налогов по отношению к данным показателям и возможную взаимосвязь между ними [28].
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями разных форм отчетности и исчисленными налогами для определения взаимосвязи и изыскания путей минимизации налоговых платежей.
Данный анализ очень тесно связан с трендовым анализом, так как большая часть данных для анализа берется именно после его проведения. Анализ относительных показателей изучает не динамику, а текущее финансовое состояние предприятия с целью использования полученной информации в оперативном учете.
После проведения финансового анализа налоговых платежей формируются выводы и определяется стратегия предприятия, согласно которой будет проводится минимизация налогообложения налоговое планирование.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже банкротству предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок обеспечит не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Существуют значительные налоговые льготы, позволяющие снижать высокие налоговые ставки.
С точки зрения внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета [36].
При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов и выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств.
Существующая законодательная база со стороны бухгалтерского учета и со стороны налогового учета позволяет налогоплательщику самому планировать и формировать свои «вычеты» при определении финансового результата. Данный фактор может быть активно использован налогоплательщиком при минимизации налога на прибыль [37].
Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом и внебюджетными фондами путем определения уровня существенности оборотов.
Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основные этапы применения метода:
1. Определения уровня существенности ошибки;
2. Анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам;
3. Анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых суммы начисленных и уплаченных налогов наибольшие;
4. Для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств;
5. Для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их;
6. В случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу за отчетный период по соответствующим журналам — ордерам или ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период[37].
Проанализируем организацию и состояние расчетов с органами Фонда социального страхования в ООО «Согласие» на основе данных таблицы 3 «Начисление и уплата средств в Фонд социального страхования РФ ООО «Согласие» за период 2011-2013 г.г.».
Таблица 2.2 Начисление и уплата средств в Фонд социального страхования РФ ООО «Согласие» за период 2011-2013г.г.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2011 году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объект налогообложения, руб. |
230151 |
278221 |
257333 |
111,8 |
|
Размер страхового тарифа, % |
4 |
4 |
3,2 |
||
Начислено страховых взносов, руб. |
9206 |
11129 |
8235 |
89,4 |
|
Начислено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Расходы на цели обязательного социального страхования, руб. |
— |
568 |
— |
— |
|
Уплачено страховых взносов, руб. |
9221 |
10560 |
8138 |
88,2 |
|
Уплачено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Остаток задолженности за страхователем на конец года, руб. |
— |
1 |
97 |
— |
|
Переплата по страховым взносам, руб. |
15 |
— |
— |
— |
|
Из данных таблицы 2.2 «Начисление и уплата средств в Фонд социального страхования РФ ООО «Согласие» за период 2011 — 2013 г.г.» видно, что налогооблагаемая база по сравнению с 2011 годом увеличилась, это произошло за счет повышения заработной платы работников. Однако налоговая база каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года не превысила порога в 280000 рублей и соответственно ООО «Согласие» не приобрело права на применение регрессивной шкалы расчета страховых взносов на обязательное социальное страхование и за счет этого их минимизации.
По сравнению с 2011 годом сумма начисленных страховых взносов снизилась. Это произошло не только в связи с понижением в 2013 году размера страхового тарифа, а еще и за счет того, что в 2013 году ООО «Согласие» стало являться плательщиком Единого налога на вмененный доход, а, следовательно, и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование только в части доходов не облагаемых ЕНВД.
За три анализируемых года ООО «Согласие» не уплачивало пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Суммы задолженности за ООО «Согласие» перед Фондом социального страхования на конец года незначительные и связаны в основном с неточностью расчета авансовых платежей.
ООО «Согласие», помимо страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачивает в Фонд социального страхования страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Проанализируем организацию и состояние расчетов с органами Фонда социального страхования в ООО «Согласие» в разрезе страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе данных таблицы 2.4 «Начисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО «Согласие» за период 2011-2013г.г.».
Таблица 2.4 Начисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО «Согласие» за период 2011-2013г.г.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2011 году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объект налогообложения, руб. |
230151 |
278221 |
392303 |
170,5 |
|
Размер страхового тарифа, % |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
— |
|
Начислено страховых взносов, руб. |
461 |
556 |
785 |
170,5 |
|
Доначислено страховых взносов по результатам проверки, руб. |
90 |
— |
— |
— |
|
Начислено пеней, штрафов, руб. |
36 |
— |
— |
— |
|
Расходы на цели обязательного социального страхования, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Уплачено страховых взносов, руб. |
551 |
558 |
785 |
142,5 |
|
Уплачено пеней, штрафов, руб. |
36 |
— |
— |
— |
|
Остаток задолженности за страхователем на конец года, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Переплата по страховым взносам, руб. |
— |
2 |
— |
— |
|
Из данных таблицы 2.4 «Начисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО «Согласие» за период 2011 — 2013г.г.» видно, что налогооблагаемая база по сравнению с 2011 годом увеличилась, это произошло за счет повышения заработной платы работников.
По сравнению с 2011 годом сумма начисленных страховых взносов увеличилась, пропорционально увеличению налогооблагаемой базы.
В 2011 году по результатам документальной выездной проверки ООО «Согласие» было произведено доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011 год, в связи с занижением налогооблагаемой базы за 2011 год. Так же были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов [19].
В 2012 и 2013 годах начисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производилась строго в соответствии с действующим законодательством, пени и штрафы не начислялись.
Сумм задолженности ООО «Согласие» перед Фондом социального страхования по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец года не имеет.
ООО «Согласие» начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а так же взносы в Федеральный бюджет.
Таблица 2.5 Взаимоотношения ООО «Согласие» с Пенсионным фондом РФ за период 2011-2013г.г.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2011 году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объект налогообложения, руб. |
230151 |
278221 |
382303 |
166,1 |
|
Начислено страховых взносов, руб. |
32221 |
38951 |
53523 |
166,1 |
|
Начислено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Уплачено страховых взносов, руб. |
32246 |
38950 |
53547 |
166,1 |
|
Уплачено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Остаток задолженности за страхователем на конец года, руб. |
— |
1 |
— |
— |
|
Переплата по страховым взносам, руб. |
25 |
— |
24 |
96 |
|
Проанализируем организацию и состояние расчетов ООО «Согласие» с органами Пенсионного фонда РФ на основе данных таблицы 2.5 «Взаимоотношения ООО «Согласие» с Пенсионным фондом РФ за период 2011-2013 г.г.», а так же на основе данных таблицы 6 «Взаимоотношения ООО «Согласие» с Федеральным бюджетом за период 2011-2013 г.г.».
Из данных таблицы 2.5 «Взаимоотношения ООО «Согласие» с Пенсионным фондом РФ за период 2011-2013г.г.» видно, что налогооблагаемая база по сравнению с 2011 годом увеличилась, это произошло за счет повышения заработной платы работников. По сравнению с 2011 годом сумма начисленных страховых взносов увеличилась, пропорционально увеличению налогооблагаемой базы.
За три анализируемых года ООО «Согласие» не уплачивало пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
На конец года ООО «Согласие» задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не имеет.
Таблица 2.6 Взаимоотношения ООО «Согласие» с Федеральным бюджетом РФ за период 2011-2013г.г.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2011 году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объект налогообложения, руб. |
230151 |
278221 |
257333 |
111,8 |
|
Размер страхового тарифа, % |
14 |
14 |
6 |
— |
|
Начислено страховых взносов, руб. |
32221 |
38951 |
15440 |
47,9 |
|
Начислено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Уплачено страховых взносов, руб. |
32246 |
38950 |
15440 |
47,9 |
|
Уплачено пеней, штрафов, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Остаток задолженности за страхователем на конец года, руб. |
— |
— |
— |
— |
|
Переплата по страховым взносам, руб. |
— |
— |
178 |
— |
|
Из данных таблицы 2.6 «Взаимоотношения ООО «Согласие» с Федеральным бюджетом РФ за период 2011-2013г.г.» видно, что налогооблагаемая база по сравнению с 2011 годом увеличилась, это произошло за счет повышения заработной платы работников. Однако налоговая база каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года не превысила порога в 280000 рублей и соответственно ООО «Согласие» не приобрело права на применение регрессивной шкалы расчета страховых взносов по Единому социальному налогу и за счет этого его минимизации.
По сравнению с 2011 годом сумма начисленных страховых взносов значительно снизилась. Это произошло в связи с понижением в 2013 году размера страхового тарифа, а еще и за счет того, что в 2013 году ООО «Согласие» стало являться плательщиком Единого налога на вмененный доход, а, следовательно, и уплачивать страховые взносы в Федеральный бюджет РФ только в части доходов облагаемых ЕСН.
ООО «Согласие», являясь плательщиком Единого социального налога, начисляет и уплачивает страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня [26].
Грубое нарушение организацией правил учета объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика [26].
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога [3].
3. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТОВ С ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНЯ В ООО «СОГЛАСИЕ»
3.1 Учет расчетов с государственными внебюджетными фондами
По итогам каждого месяца организация исчисляет ежемесячные платежи по страховым взносам в течение всего расчетного периода (календарного года).
ООО «Согласие» ведет учет начисленных выплат, а также исчисленных с них взносов по каждому своему работнику.
Ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам рассчитывается исходя из базы, исчисленной с начала года, с учетом ежемесячных платежей, уплаченных за предыдущие месяцы. Его размер в бюджет каждого из внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ и ФФОМС) можно рассчитать по приведенной формуле:
ЕПСВ = (БСВ x СТ) — ЕПпред. (3.1)
где ЕПСВ — ежемесячный обязательный платеж, который надо уплатить по итогам истекшего календарного месяца в бюджет соответствующего внебюджетного фонда; БСВ — база по страховым взносам, исчисленная нарастающим итогом с начала года до конца месяца, за который производится расчет; СТ — установленный законом тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда; ЕПпред. — сумма ежемесячных обязательных платежей, которые были исчислены с начала года по месяц, предшествующий истекшему.
Например, в ООО «Согласие» страховые взносы с января 2013 г. по ноябрь 2013 г. составляют:
- в ПФР на страховую часть пенсии для лиц 1966 г. и старше = 28600 руб.;
- в ПФР на страховую часть пенсии для лиц 1967 г. и моложе = 60500 руб.;
- в ПФР на накопительную часть пенсии = 18150 руб.;
- в ФСС РФ = 11962,50 руб.;
- в ФФОМС = 12787,50 руб.; в ТФОМС = 8250 руб.
Рассчитаем ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам за декабрь 2013 года:
ЕПСВ в ПФР на страховую часть пенсии для лиц 1966 г. и старше = (120000 х 26: 100) — 28600 = 2600 руб.
ЕПСВ в ПФР на страховую часть пенсии для лиц 1967 г. и моложе = (330000 х 20: 100) — 60500 = 5500 руб.
ЕПСВ в ПФР на накопительную часть пенсии = (330000 х 6: 100) — 18150 = 1650 руб.
ЕПСВ в ФСС РФ = (450000 х 2,9: 100) — 11962,50 = 1087,50 руб.
ЕПСВ в ФФОМС = (450000 х 3,1: 100) — 12787,50 = 1162,50 руб.
ЕПСВ в ТФОМС = (450000 х 2,0: 100) — 8250 = 750 руб.
Страховые тарифы установлены отдельно для каждого вида взносов и различаются в зависимости от бюджета, в который они п…