Анализ налогообложения на примере одного из предприятий РФ

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и кантролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность целостности полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

37 стр., 18105 слов

Экономические показатели деятельности предприятия и пути их повышения

... работы является исследование основных экономических показателей деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели следует решить задачи: оценить обеспеченность предприятия ресурсами; оценить эффективность использования ресурсов; оценить экономическую эффективность сельскохозяйственной продукции предприятия; выявить пути повышения экономических показателей деятельности предприятия. ...

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом исследования — поступление налогов предприятий в бюджет РФ, анализ проблем налогообложения предприятий и направления совершенствования.

Исходя из определенной цели, были определены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогообложения;
  • дать общую характеристику налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ;
  • рассмотреть налоговое планирование на предприятии;
  • провести анализ налогообложения организации;
  • выявить проблемы предприятий по налогообложению;
  • разработать предложения по совершенствованию налогообложения предприятий и направлению снижения налогов.

При написании курсовой работы были использованы различные источники, такие как Налоговый кодекс РФ, периодические источники, учебно-методические пособия, учебники. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налогообложения предприятий. Во второй — поступление налогов предприятий в бюджет РФ, анализ налогообложения на примере одного из предприятий РФ. В третьей главе выявляются проблемы налогообложения предприятий и направления совершенствования.

Глава 1. Управление налогами на предприятии

1.1 Сущность налогообложения предприятия

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

3 стр., 1445 слов

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: ...

... уплаты налогов и сборов может предоставляться в форме отсрочек и рассрочек, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов [1]. Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и ... для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное ...

В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая система налогообложения. Стержневые законы в системе законодательных актов по налогам, разработанные в соответствии с налоговой реформой в России, устанавливают перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяют права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам (рис.1.1).

Рис.1.1 Группы затрат предприятия

налог сбор планирование

Расходы связанные c извлечением прибыли — включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. Расходы не связанные с извлечением прибыли — это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта. Принудительные затраты включают — налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Таким образом, налоговые платежи представляют для предприятия расходы, причем принудительного характера.

Для предприятия существуют три наиболее значимых элемента в налоговой системе, которые представлены на рис.1.2.

Рис.1.2. Элементы налоговой системы для предприятия

Ставка налога (налоговая ставка) — величина налога на единицу измерения, налоговой базы (мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);

  • Налоговая база — стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности;
  • выручка от реализации продукции, работ, услуг;
  • стоимость имущества и т.д.);

— Порядок и сроки уплаты налога в бюджет — законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

Любое предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять и уплачивать некоторый набор налогов и сборов. Весь спектр уплачиваемых предприятием налогов формирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначным в каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает и уплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов.

Одним из элементов финансовой политики компании является ее налоговая политика. Формирование и реализация налоговой политики компании опирается на систему налогов и сборов, взимаемых центральными, региональными и местными властями в соответствующие бюджеты.

Каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, там сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат.

Заинтересованность компаний в снижении налогов предопределяет выбор ими различных моделей налогового поведения. В современной российской практике следует выделить три основные модели налогового поведения компаний:

  • уклонение от уплаты налогов;
  • уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов их снижения;
  • разработка налоговой политики, обеспечивающей минимизацию выплаты налогов.

Наиболее перспективна модель налогового поведения компаний, проводящих налоговую политику. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость — сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики.

Налоговая политика компании как составная часть ее финансовой политики — обоснованный выбор эффективной системы уплаты налогов, обеспечивающей достижение целей компании. В налоговой политике компании необходимо выделить следующие основные направления. Они представлены на рис.1.3.

Рис.1.3. Основные направления налоговой политики компании

В реальной рыночной экономике возможны три варианта налогового учета. Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета. Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета. Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета. Наиболее перспективен третий вариант налогового учета. Он позволяет вести налоговый учет с наименьшими издержками.

Выбор основных способов оптимизации налогов в рамках налогового учета включает:

  • выбор местоположения компании;
  • выбор организационно-правовой формы компании;
  • оптимизацию налогов за счет использования льгот по выплате налогов, налоговых вычетов и возвратов, устранения двойного налогообложения и других методов.

Выбор того или иного метода налоговой оптимизации основывается на тщательных расчетах изменений прямых и косвенных налогов применительно к конкретной сделке. Финансовые последствия применения различных методов выражаются в величине свободной от налогообложения прибыли.

Налоговое планирование заключается в формировании налогового поля, составлении налогового календаря, расчете последствий изменений налогового законодательства для современной корректировки финансового плана и бюджета компании.

1.2 Виды налогов, взимаемых с предприятия

Существует множество налоговых классификаций.

В зависимости от ставок налогообложения налоги подразделяются на:

  • пропорциональные;
  • прогрессивные;
  • регрессивные.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на:

  • прямые;
  • косвенные.

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

  • с организаций (налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость и т.д.);
  • с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);
  • с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций (рис.1.4.).

Рис.1.4 Группировка налогов, взимаемых с предприятий и организаций

Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в налоговом кодексе (табл.1.1.):

  • федеральные (на уровне России);
  • региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
  • местные (на уровне органа местного самоуправления).

Таблица 1.1 Перечень налогов в зависимости от уровня их установления и изъятия, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачисления

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги и сборы

Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).

Налог на имущество предприятий (РБ, МБ)

Земельный налог (ФБ, РБ, МБ)

Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ)

Налог на добавленную стоимость (ФБ)

Акцизы на минеральное сырье (ФБ)

Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ)

Налог на доходы физических лиц (РБ, МБ)

Социальный налог (ВБФ РФ)

Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ)

Водный налог (ФБ)

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды (ФБ — федеральный бюджет; РБ — региональные бюджеты; МБ — местные бюджеты; ВБФ РФ — специальный внебюджетный фонд Российской Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только один — земельный налог.

Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются гл. 31 НК РФ.

Все вышеперечисленные налоги и сборы формируют налоговое поле предприятия, под которым понимается вся совокупность налоговой ответственности налогоплательщика перед бюджетами соответствующих уровней, выраженная в количественном состоянии этих обязательств. Другими словами, налоговое поле — это набор налогов, которые налогоплательщик должен исчислить и внести в бюджет, а так же все связанные с исчислением и уплатой этой суммы обязанности налогоплательщика перед налоговым законодательством и налоговыми органами.

На практике каждое отдельно взятое предприятие исчисляет и уплачивает в бюджет далеко не все из ранее приведенных налогов и сборов — в этом заключается индивидуальность налогового поля. Это связано с тем, во-первых, налоги должны быть исчислены и уплачены предприятием только в том случае, если возникает объект налогообложении, который весьма специфичен для каждого налога. В случае отсутствия объекта у предприятия не возникает налоговой ответственности.

1.3 Налоговое планирование на предприятии

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование на уровне предприятия — это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущества, ЕСН. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

  • придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
  • свести к минимуму налоговые обязательства;
  • максимально увеличить прибыль;
  • разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
  • эффективно руководить денежными потоками;
  • избегать штрафных санкций.

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности , и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять — быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие — уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

Работы по налоговому планированию, которые осуществляют налоговые консультанты, предполагают следующие этапы работы:

  • Первый этап. Подготовка налогового плана деятельности предприятия: годового плана оптимальных налоговых платежей с точки зрения налоговой безопасности и экономической эффективности, учитывающего специфику предприятия;
  • Второй этап. Разработка и описание схем и иных мероприятий по легальной оптимизации налоговых платежей, адаптированных к специфике деятельности предприятия и существующей системе учета.

Третий этап. Осуществление юридического, бухгалтерского и налогового сопровождения при устранении выявленных налоговых проблем и реализации утвержденных заказчиком схем и иных мероприятий, направленных на легальную оптимизацию налогообложения (вплоть до разработки юридических документов, описания бухгалтерских проводок, согласования позиции предприятия с налоговыми органами и т.д.).

Механизмы оптимизации, предлагаемые налоговыми консультантами, основаны исключительно на положениях действующего законодательства и связаны с использованием тех льгот и преимуществ, которые уже предоставлены государством. При необходимости правильность применения тех или иных механизмов налоговой оптимизации может быть подтверждена соответствующими разъяснениями налоговых органов различных уровней, в том числе путем получения индивидуальных разъяснений для конкретного предприятия.

Рис.1.5 Схема налогового планирования на предприятиях

Последовательность налогового планирования (рис.1.5.):

1. Текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле).

3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.

5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.

Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:

  • финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
  • бухгалтеров — анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;

— юристов — готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию (рис.1.6.).

Рис.1.6. Организация налогового планирования

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации

юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами

бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить

специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков (рис.1.7.)

Рис.1.7. Уровни налогового планирования

Уровень первый — выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника — это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен.

Уровень второй — научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия.

Уровень третий — научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Глава 2. Анализ налогообложения

2.1 Налоговая статистика

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд.рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 1031,7 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 17,8%.

Таблица 7. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд. рублей

Январь-июль 2012г.

В % к январю-июлю 2011г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

6488,3

3025,1

3463,3

114,7

118,4

111,6

из них:

налог на прибыль организаций

1482,8

208,0

1274,9

104,3

109,0

103,6

налог на доходы физических лиц

1230,9

1230,9

114,9

114,9

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан

1190,6

1190,6

108,8

108,8

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1134,0

1134,0

108,7

108,7

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

451,9

197,9

254,0

133,9

1,5р.

121,2

налоги на имущество

482,2

482,2

115,0

115,0

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1440,8

1419,9

20,9

124,9

125,2

107,1

из них налог на добычу полезных ископаемых

1425,2

1405,7

19,5

126,2

126,4

108,5

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей, консолидированного бюджета в январе-июле 2012 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций — 22,9% , налога на добычу полезных ископаемых — 22,0%, налога на доходы физических лиц — 19,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан- 18,4%

В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд.рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 392,1 млрд.рублей (6,0%), местных — 90,2 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом — 207,7 млрд.рублей (3,2%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. составило 1482,8 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,9 процентного пункта и составила 95,5%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,9 процентного пункта и составила 3,1%. В июле 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 185,3 млрд.руб-лей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 17,5%.

Таблица 8. Поступление налога на прибыль организаций

Январь-июль 2012г.

Справочно январь-июль 2011г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Всего

1482,8

100

208,0

1274,9

1421,7

100

190,8

1230,9

из него:

зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам

1416,5

95,5

142,9

1273,5

1371,0

96,4

140,5

1230,4

с доходов, полученных в виде дивидендов

46,2

3,1

46,2

35,3

2,2

35,3

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

14,8

1,0

14,8

12,3

0,9

12,3

В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1230,9 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 14,9% больше, чем за соответствующий период 2011 года.

Таблица 9. Поступление налога на доходы физических лиц

Январь-июль 2012г.

млрд.рублей

в % к итогу

Всего

1230,9

100

из них:

с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями

227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации

1165,1

94,6

с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации

9,7

0,8

с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации

3,5

0,3

В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 451,9 млрд.рублей, что на 33,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (97,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин).

В июле 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 90,3 млрд.рублей, что на 27,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Таблица 10. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Январь-июль 2012г.

Справочно январь-июль 2011г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

Всего

451,9

100

197,9

254,0

337,5

100

127,8

209,6

из них на: табачную продукцию

108,1

23,9

108,1

75,6

22,4

75,6

автомобильный бензин

127,8

28,3

29,4

98,4

97,1

28,8

29,1

68,0

легковые автомобили и мотоциклы

7,0

1,5

7,0

4,4

1,3

4,4

дизельное топливо

73,2

16,2

16,8

56,4

51,5

15,3

15,4

36,0

моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1,5

0,3

0,4

1,2

1,3

0,4

0,4

0,9

акцизы на вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие, натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового, производимые на территории Российской Федерации

3,8

0,9

3,8

3,5

1,0

3,5

пиво

64,1

14,2

64,1

53,9

16,0

53,9

алкогольную продукцию (за исключением пива и вин)

58,4

12,9

34,2

24,2

42,1

12,5

42,1

В январе-июле 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1425,2 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,2%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 86,6% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,2 процентного пункта. В июле 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 178,0 млрд.рублей, что на 11,8% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

Таблица 11. Поступление налога на добычу полезных ископаемых млрд.рублей

Январь-июль 2012г.

Справочно январь-июль 2011г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

1425,2

1405,7

19,5

1129,7

1111,7

18,0

из него: нефть

1234,4

1234,4

1014,7

1014,7

газ горючий природный

154,2

154,2

82,3

82,3

газовый конденсат

6,5

6,5

4,8

4,8

2.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием

Можно рассмотреть налогообложение одного из предприятий РФ.

ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» создано 10 июля 2003 г. Учредителем предприятия является ООО «Промфосфат».

Основной деятельностью предприятия является производство минеральных удобрений.

Минеральные удобрения, как, впрочем, и все средства химической защиты растений, относятся к числу самых удивительных открытий в истории человечества. Не будь минеральных удобрений , вряд ли наша планета смогла бы прокормить 6,6 миллиардов человек.

На предприятии идет постоянный поиск усовершенствования технологических производств, замены сырья на более доступное или привлечения организаций-давальцев для переработки их сырья на давальческой основе на взаимовыгодных условиях.

А также другими видами деятельности предприятия являются:

  • прием и очистка сточных вод на биологических очистных сооружениях;
  • обеспечение населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением тепловой энергией от цеха паротеплоснабжения;
  • оказание санаторно-курортных услуг санаторием-профилакторием;
  • оказание различных видов услуг культурно-спортивным комплексом.

Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом.

Предприятие для выполнения целей, определенных уставом, имеет право в пределах установленных законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

  • заключать договоры с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, совместными предприятиями, зарубежными фирмами, а также гражданами, в соответствии с целями и задачами деятельности, участвовать в торгах и заключать договоры по результатам торгов;
  • по согласованию с органом управления планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на свои услуги, обеспечения социально-производственного развития предприятия, повышения доходов работников;
  • определять цены с последующим утверждением органом управления на предоставляемые предприятием услуги при выполнении уставной деятельности;
  • покупать за безналичный и наличный расчет материальные ресурсы, имущество, в том числе основные средства, у предприятий, организаций, учреждений и граждан по закупочным, розничным и договорным ценам;
  • создавать с согласия учредителя, органа управления представительства и филиалы, а территориально обособленные подразделения, необходимые для его производственной деятельности в соответствии с уставными задачами;
  • привлекать для консультирования, обучения работников предприятия и других целей специалистов на основе гражданско-правовых договоров с оплатой по соглашению сторон;
  • самостоятельно определять режим работы и отдыха работников предприятия, их социальное обеспечение и социальное страхование в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

определять порядок найма и увольнения работников, форму и системы оплаты труда, сменность работы, принимать решение о введении суммированного учета рабочего времени, устанавливать порядок предоставления выходных дней и отпусков с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации;

  • осуществлять другие права и полномочия, не противоречащие действующему законодательству и уставу.

Предприятие обязано:

  • своевременно вносить предложения учредителю и органу управления об изменениях и дополнениях в устав предприятия;
  • в полном объеме выполнять задачи и функции, возложенные на него уставом, обеспечить выполнение приказов, распоряжений, указаний, поручений и других распорядительных документов главы администрации муниципального района, учредителя, и органа управления в соответствии с уставом;
  • обеспечить для всех работающих безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
  • выполнять обязательства согласно действующему законодательству и заключенным договорам;
  • осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников предприятия;
  • своевременно представлять отчет о доходах и убытках предприятия учредителю, органу управления (другим органам в соответствии с законодательством) и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации;
  • планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из основных экономических показателей, наличие спроса на выполняемые работы и оказываемые услуги;
  • обеспечивать сохранность закрепленного за ним имущества, использовать его эффективно и строго по целевому назначению, не допускать ухудшения состояния имущества, поддерживать его в исправном состоянии;
  • осуществлять текущий и капитальный ремонт переданного собственником имущества за счет средств предприятия, привлекая на договорной основе подрядные организации;
  • производить переоценку, переданного собственником имущества в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;
  • обеспечивать своевременно и полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат;
  • соблюдать режим природопользования;
  • своевременно информировать учредителя и орган управления о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Должностные лица и сотрудники предприятия несут материальную, административную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Руководство предприятием осуществляет генеральный директор, который является единоличным исполнительным органом предприятия. Он назначается на должность и освобождается от должности учредителем предприятия. Действует на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции. Главный бухгалтер предприятия назначается на должность директором на основе трудового договора.

Предприятие осуществляет бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ответственность за который несет директор. Предприятие ведет и представляет статистическую отчетность. Предприятие представляет государственным и муниципальным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица предприятия за искажение отчетности несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Бухгалтерская отчетность предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Проверка работы предприятия осуществляется учредителем, органом управления, соответствующими налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в пределах их компетенции.

Для анализа структуры и динамики налоговых платежей предприятия, необходимо определить на каком режиме налогообложения находится предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие.

Предприятие находится на общем режиме налогообложения и в соответствии с этим исчисляет и уплачивает следующие налоги:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • водный налог;
  • земельный налог;
  • налог на доходы физических лиц.

Таблица 2.5. Структура и динамика налогов, уплачиваемых предприятием, тыс. руб.

Вид платежа

Сумма платежа, тыс. руб.

Отклонение, %

1полуг.2011

1полуг.2012

1. Единый социальный налог

23824

28411

19,25

2. Налог на имущество организаций

2720

3007

10,55

3. Водный налог

353

432

22,38

4. Транспортный налог

340

294

-86,47

5. Налог на доходы физических лиц

12845

15125

17,75

6. Налог на добавленную стоимость

22656

28320

25,00

7. Налог на прибыль организаций

0

0

8. Земельный налог

0

2

Итого

62738

75591

20,49

На основании данных, приведенных в таблице 2.1, можно сделать вывод, что налоговые платежи в бюджет в 1 полугодии 2012 года увеличились на 20,49 %. Это произошло за счет увеличения объемов производства минеральных удобрений.

Увеличение единого социального налога (на 19,25 %) и налога на доходы физических лиц (на 17,75 %) связанно с увеличением фонда оплаты труда и увеличением численности работников. Водный налог увеличился. Это объясняется тем, что предприятие увеличило объемы добычи промышленной воды. Налог на добавленную стоимость в 1 полугодии 2012 года по сравнению с соответствующим предыдущим периодом увеличился на 25 % за счет увеличения объема производства минеральных удобрений. Уменьшение транспортного налога в 1 полугодии 2012 года на 11,67 % произошло в связи со списанием и продажи пяти единиц автотранспортных средств.

В обоих периодах предприятием был получен убыток, поэтому налог на прибыль не уплачивался. Этот убыток может быть перенесен на следующие периоды, в которых предприятие будет работать прибыльно. Данный факт является положительным для предприятия с точки зрения уменьшения налоговых платежей.

Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный работниками предприятия. Этот налог удерживается с доходов работников и перечисляется в бюджет одновременно с выплатой дохода работнику, так как предприятие является его налоговым агентом. Налог может уменьшаться на различные вычеты: стандартные на работников и их детей, социальные, имущественные и профессиональные вычеты. А также имеется в налоговом кодексе перечень доходов, не подлежащих налогообложению (ст.217 гл.23 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты налога имущество определён НК РФ (ч.II, гл. 30 «Налог на имущество организаций»).

Объектом налогообложения для предприятия признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное в аренду), учитываемое на балансе в качестве объектов основных сретств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Для снижения налога на имущество можно по возможности уценить активы. Для этого необходимо провести инвентаризацию имущества. Проводят переоценку стоимости основных средств по состоянию на 1 января на основании приказа директора.

В связи с тем, что предприятие ведет деятельность, не подлежащую налогообложению НДС на основании ст. 149 гл. 21 Налогового Кодекса РФ, такие как санаторно-курортные услуги, медицинские услуги, реализация лома черных и цветных металлов необходимо для этого получение соответствующих лицензий. А также необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и выявить входной НДС по товарам, работам, услугам именно для оказания этих видов услуг, который не подлежит вычету.

В связи с тем что, имеются на предприятии изношенные транспортные средства необходимо снять их с учета в ГИБДД, для того, чтобы не платить за них транспортный налог.

Глава 3. Проблемы и совершенствование налогообложения предприятий

3.1 Проблемы налогообложения предприятий

Современная налоговая система России сложна и несовершенна: она не отвечает жизненным потребностям страны. Значительное количество налогов и сборов лишь осложняет механизм налогообложения, но не расширяет доходную часть бюджета.

Налогообложение имущества юридических лиц не является исключением. В России действует налог на имущество предприятий, предусматривающий налогообложение основных средств, находящихся на балансе плательщика. Этот налог не играл и не играет значительной роли в доходной части бюджета России. Некоторые специалисты считают, что одной из целей создания налога на имущество предприятий является повышение заинтересованности у предприятий в реализации излишнего неиспользуемого имущества. Но, ныне роль налога на имущество сведена на нет , действием налога на прибыль. Предприятиям было невыгодно реализовывать свое имущество, поскольку за его наличие они платили всего 2 % стоимостного выражения имущества. А в случае его реализации вынуждены были платить налог на прибыль, ставка которого значительно выше, составляет 24 %.

В настоящий момент существуют и другие проблемы налогообложения имущества предприятий, в частности в региональных законах «Налог на имущество» имеется значительное количество льгот по данному налогу. Но проблема состоит в том, что не определен орган, который должен согласовать перечень основных средств, не подлежащих налогообложению, такая льгота как, например, по основным средствам, используемых исключительно для охраны природы.

Таким образом, механизм налогообложения имущества юридических лиц нуждается в проведении неотложных мероприятий, направленных на повышение его эффективности.

С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его изъятия, уровне ставок, льготах и т.п.

Упорядочение механизма взимания налога на добавленную стоимость — конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для всех стран — членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему.

Естественно, что резервы совершенствования налога на добавленную стоимость существуют. Следует, прежде всего, отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюджета есть возможность снижения ставок по данному налогу, что позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские товары. Другая важная проблема — совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость, в частности упрощение механизма его изъятия в бюджет, а также возврата налогоплательщикам.

В действующей российской налоговой системе три налога (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и единый социальный налог), а также таможенная пошлина являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — юридических лиц. Для отдельных отраслей промышленности, в первую очередь нефтяной и газовой, степень налоговой нагрузки определяется, кроме того, и налогом на добычу полезных ископаемых. В условиях необходимости выбора, какому налогу следует отдать предпочтение в решении вопроса о реальном снижении налоговой нагрузки, речь должна идти о налоге на добавленную стоимость.

Дело в том, что данный налог является основным для отраслей с высокой степенью переработки сырья, а потому и с высокой долей добавленной стоимости. Так, у предприятий машиностроения доля налога на добавленную стоимость превышает 40% общей суммы налоговых платежей. Если различного рода инвестиционные льготы стимулируют развитие производства для предприятий, уже осущ…