- Список литературы
- Приложение
Интеграционные проблемы в стратегии инновационной модернизации экономики приобретают сейчас инвестиционное обеспечение.
Во-первых, разразился финансовый кризис глобального масштаба. Наши государства уже в полной мере испытали и продолжают испытывать на себе негативные последствия кризиса мировой экономики. Сегодня уже ясно, что этот кризис рукотворный, по своей сути спекулятивный дисбаланс в развитии мировой экономики, спровоцированный рядом ведущих мировых игроков. экономический интеграционный хозяйственный
Сегодня наши государства прилагают огромные усилия по выходу из него. Уже есть определенные позитивные подвижки и в Казахстане, и в России. Да и осторожный оптимизм вызывает некоторая стабилизация на других мировых рынках. Тем не менее, кризис, судя по всему, будет затяжной. И в этой связи все очевидней становится, что ключ к решению проблемы выхода из кризиса лежит только в объединении потенциалов государств Содружества Независимых Государств и принятии скоординированных решений. Только так и никак иначе. Об этом неоднократно говорили лидеры наших государств Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин.
Во-вторых, для реализации этой задачи имеются объективные предпосылки. Прежде всего, несмотря на кризис, государства Содружества за прошедшие 20 лет достаточно хорошо реформировались и прошли основные болезненные трансформации. Мы имеем мощный человеческий и ресурсный потенциал. И самое главное — есть хорошие подвижки в самом Содружестве, в понимании выгод интеграции экономик стран. Об этом свидетельствуют последние договоренности в Астане и Бишкеке на уровне глав государств и правительств СНГ.
В этой связи интеграционные проблемы в стратегии инновационной модернизации экономики имеют все возрастающее актуальное значение на пространстве СНГ как в плане теории, так и на практике.
В ходе глобального кризиса должна сформироваться новая мировая система на основе новых подходов к регулированию глобальной экономической системы. Существующая модель несовершенна, особенно в валютно-финансовой системе и ее институтах. В этом плане, по мнению ведущих политологов и экономистов, заслуживает особого внимания предложения для дискуссии Президента Казахстана Н.А.Назарбаева по радикальному обновлению мировой валютно-финансовой системы.
Вместе с тем, уже сейчас надо думать о путях посткризисного развития. Речь идет о концепции устойчивого развития, которая сохраняет свою жизнеспособность. Важное значение имеют одобренные мировым сообществом принципы устойчивого развития под эгидой ООН на базе экономики мирового пространства, включая пространство стран СНГ. Стратегия устойчивого развития «взывает» к инновациям, к прорывным технологиям. В такой стратегии устойчивости развития переходу к инновационной экономике уделяется первостепенное внимание, что подтверждает не только опыт развитых стран, но и практика Китая, России и Казахстана. Это, прежде всего, ориентирующая на технологии, мобильность экономики и общества.
Современные тенденции в развитии взаимоотношений государства и экономики
... стабилизации экономики России. 1. Развитие теоретических взглядов на роль государства в экономике Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объём деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических ...
Цель работы — изучить эффективность и перспективы развития экономических интеграционных связей со странами СНГ. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие экономической интеграции;
- рассмотреть принципы организации общего экономического пространства;
- охарактеризовать зону свободной торговли со странами СНГ;
- проанализировать перспективы развития экономических интеграционных связей со странами СНГ.
Предмет исследования — государственное регулирование экономики. Объект исследования — экономические интеграционные связи со странами СНГ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.1 Понятие экономической интеграции
Современные процессы в развитии мирового хозяйства характеризуются глобализацией экономики, ее транснационализацией, информатизацией, технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии и другими тенденциями. Эти тенденции обусловливают острую необходимость разработки механизмов, способствующих, с одной стороны, использованию в местах проживания населения позитивных результатов и тенденций международного разделения труда, а с другой — выработке и реализации мер противостояния, имеющимся негативным явлениям, их устранению на основе экономической интеграции.
Экономическая интеграция (от лат. integer — полный, целый, ненарушенный) представляет собой форму межгосударственного взаимодействия, осуществляемого на национальном, региональном или муниципальном уровне в процессе развития и размещения производительных сил группы стран, расположенных, как правило, в одном крупном экономико-географическом регионе [1, с.84].
Интеграция — это процесс или действия, имеющие своим результатом достижение целостности, взаимосвязанности и взаимоприспособляемости национальных хозяйств, их территориальных и отраслевых подсистем, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональном масштабе. В настоящее время в региональной интеграции видят перспективы развития экономики и укрепления международных позиций не только малые страны, но и крупные мировые державы, такие, как США, Германия, Великобритания и Франция.
В декабре 1991 г. СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование, бывшие союзные республики Беларусь, Россия и Украина 8 декабря 1991 г. подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого ...
... Государственного плана экономического и социального развития СССР стал разрабатываться на пятилетие с разбивкой по годам сводный финансовый баланс государства с выделением главных источников формирова ... СССР, расчеты долгосрочного и краткосрочного кредитов, балансы доходов и расходов населения, финансовые планы министерств, объединений, предприятий. Предусмотрено было разработать новую систему ...
Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену» и «добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились еще 8 бывших союзных республик в качестве его соучредителей на абсолютно равноправных началах: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Впоследствии к СНГ присоединилась Грузия.
Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим объединенную Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско-тихоокеанского региона, страны СНГ, используя преимущества межгосударственного экономического сотрудничества, могут занять достойное место в общемировом разделении труда. Они имеют все необходимые предпосылки для формирования общих рынков товаров, услуг, труда и капитала, располагая для этого достаточным экономическим потенциалом. Так, по оценкам, промышленный потенциал государств СНГ составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25%. Транспортно-коммуникационные системы (железные дороги, аэродромы, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) государств Содружества имеют достаточно высокий уровень развития. В бывшем СССР, по оценкам экспертов, эффективность использования этих систем была в несколько раз выше, чем в США и Китае. В СССР на железные дороги приходилась половина общемирового грузооборота и пассажирооборота. По производству электроэнергии государства СНГ находятся на четвертом месте в мире, на них приходится около 10% мирового производства электроэнергии. Высок научно-технический потенциал стран СНГ. В настоящее время в СНГ сосредоточено 12% ученых от их общемировой численности.
Однако указанные преимущества стран СНГ в настоящее время недоиспользуются по разным причинам. В их числе — недостаточная унифицированность законодательной базы, различная скорость рыночных преобразований, значительная межстрановая и межрегиональная дифференциация уровней развития национальных хозяйств, несовершенство систем территориальной организации населения и управления их развитием. В последние годы положение государств СНГ в мировой экономике изменилось. Их доля в мировом валовом внутреннем продукте после распада СССР сократилась более чем в 7 раз. Одной из основных причин этого явились диспропорции в использовании некогда единых производительных сил, обусловленные нарушением взаимных производственно-экономических связей по специализации и кооперированию, введением различных ограничений, препятствующих свободному перемещению населения, трудовых ресурсов, продукции и услуг. Доля взаимных поставок стран СНГ в общей стоимости их экспорта сократилась с 72% в 1990 г. до 55% в 1995 г. и составляет примерно 30% в настоящее время (Приложение рис. 1).
Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации
... местного уровней; - показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем. Объектом настоящей курсовой работы выступает бюджетная система РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ. Структурно работа включает в себя введение, где реализуются постановка ...
[2, с.84].
Таким образом, страны СНГ на протяжении 1990-х годов недоиспользовали возможности своих производительных сил, следствием чего явился общесистемный кризис национальных экономик, ухудшение социально-экономической ситуации, сокращение торгово-экономических связей, снижение качества жизни населения, ее средней продолжительности.
Интеграция производительных сил стран СНГ предполагает Совершенствование территориальной организации населения этих стран. Ее результаты способствуют достижению общих стратегических целей государств Содружества, среди которых:
- формирование предпосылок, обеспечивающих достойные условия жизни населения и стабильное развитие экономики;
- повышение степени адаптированности национальных хозяйств и их региональных звеньев к воздействию внешних негативных факторов;
- развитие здравоохранения, образования, науки и культуры;
- обеспечение экономической и экологической безопасности, минимизация экономических и военных угроз со стороны других государств и интеграционных сообществ;
- создание условий для обеспечения высокой мобильности населения, формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
- создание стимулирующих условий для объединения инвестиционных ресурсов государств СНГ по организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, развития взаимовыгодной торговли, хозяйственной специализации, кооперирования и размещения производства, создание межгосударственных финансово-промышленных групп и совместных предприятий;
- обеспечение более высокого уровня удовлетворения потребностей населения и доступа на товарные и финансовые рынки, рынки труда, к источникам информации;
- создание системы поддержки и взаимовыгодного использования стратегических ресурсов, транспортных артерий и коридоров, портов, коммуникаций, систем связи и информации;
- рациональное использование природно-ресурсного потенциала на основе улучшения размещения производительных сил;
- осуществление структурно-технологической перестройки национальных экономик в целях повышения эффективности производства;
- сохранение и развитие трудового, научного и интеллектуального потенциала.
Возможности достижения этих стратегических целей развития государств СНГ вполне реальны и обосновываются географическим положением, историческими особенностями их развития, имеющимся социально-демографическим и ресурсным потенциалом, сложившейся специализацией национальных хозяйственных систем, кооперацией между различными секторами и отраслями экономики, культурными связями, размещением производительных сил и перспективами их развития.
1.2 Принципы организации общего экономического пространства
Достижение целей экономической интеграции территориальных систем организации населения стран СНГ предполагает формирование общего экономического пространства (ОЭП) на основе таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, взаимопомощь, правовая гарантированность, демократизм, совместимость целей и мотиваций, ответственность за принятые обязательства. Формирование общего экономического пространства предполагает гармонизацию и унификацию правил и законодательства стран-содружества, включая внешнеэкономическую деятельность, специализацию и кооперирование производства, образование и подготовку кадров, здравоохранение, обслуживание населения. [10, с.165].
Происхождение и необходимость денег. Роль государства в создании денег
... денег: роль денег роль денег роль денег Выделяют следующие подходы к определению сущности денег: 1) сущность денег раскрывается в соответствии с историей их возникновения (товарным происхождением); 2) сущность денег ... сформировалась государство. На основании результатов анализа развития отношений ... в портфеле банка). 2) в настоящее время – это кредитные деньги, выпускаемые эмиссионным банком страны ...
Необходимо также регламентировать использование механизмов, обеспечивающих активизацию кредитной и инвестиционной политики, создание системы страхования от рисков, гарантий для действия иностранных инвесторов, нерезидентов на фондовых и валютных рынках, разработать взаимосогласованные правила обеспечения мобильности населения, трудовой миграции, правовой и социальной защиты мигрантов. Развитие интеграционных процессов, ориентированных на создание целостной системы ТОН, должно осуществляться при обязательном соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств на основе общепризнанных принципов международного права.
Общее экономическое пространство можно определить как такую интегрированную структуру взаимосвязанных и взаимодействующих экономических пространств стран СНГ и их систем территориальной организации населения, которая характеризуется свободным перемещением населения, продукции, услуг, труда и капитала. Интеграция в данном случае рассматривается как форма межгосударственного экономического сотрудничества государств Содружества, как процесс осуществления согласованной экономической политики, формируемой и реализуемой в рамках ОЭП, как функция объединения и совместного взаимовыгодного использования всех составных элементов производительных сил и систем обслуживания населения стран СНГ. Межгосударственное сотрудничество в интересах реализации основных мероприятий экономического и социального развития формируется по следующим ориентирам:
- целям и интересам (повышение благосостояния граждан, повышение конкурентоспособности продукции, достижение финансовой стабилизации и т.д.);
- формам и типам систем расселения и обслуживания населения;
- формам и условиям организации производственно-хозяйственной деятельности (торгово-экономические отношения, специализация, кооперирование, размещение производства, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, совместные предприятия, целевые комплексные программы, зона свободной торговли, таможенный союз и т.п.);
- механизмам и средствам интеграции (общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы, государственная поддержка, кредитование, налогообложение, ценообразование и т.д.);
- уровням и глубине интеграции (двухуровневая, многоуровневая, межрегиональная, межотраслевая, межхозяйственная, межмуниципальная и т.п.).
[7, с.190].
Формирование ОЭП должно осуществляться на основе программно-целевой разработки и реализации совместных мероприятий исходя из их экономической целесообразности. Участие государств СНГ в совместных мероприятиях является главным условием получения гарантированного результата, которого в иных (неинтеграционных) условиях достичь невозможно или же экономически неэффективно. Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее несоизмерима с вызываемым ущербом. Ущерб окружающей среде и жизнедеятельности населения должен быть сведен к минимуму с учетом экономических и социальных факторов, а также действующих международных норм. При нарушении межгосударственных соглашений по конкретным экономическим вопросам, интеграционным мероприятиям и проектам, решение которых требует значительных затрат либо может иметь серьезные экономические последствия, включается механизм взаимной экономической ответственности государств. Его суть сводится к определению экономических санкций к государствам, которые не выполняют соглашений.
История развития экономического анализа
... в области развития анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций. Экономический анализ в торговле развивался поначалу несколько быстрее, чем в промышленности. Торговля в рассматриваемый ... дебиторами и кредиторами (в статистике и в динамике); выявление резервов укрепления финансового положения торговых предприятий и организаций. 1. Понятие и классификация основных и оборотных ...
Для управления общим экономическим пространством может использоваться система межгосударственных прямых и косвенных регуляторов, в состав которой входят комплексные программы и интеграционные проекты по наиболее важным социально-экономическим, научно-техническим и другим проблемам и направлениям развития, имеющим межгосударственный характер, а также критерии и показатели (целевые ориентиры), определяемые международными соглашениями и характеризующие качество жизни, минимальный уровень оплаты труда, прожиточный минимум, уровень экономического развития и экологического комфорта и др. Для финансирования разработки и реализации совместных мероприятий, решения организационных и других проблем межгосударственного сотрудничества создаются специальные фонды СНГ, формирование которых может осуществляться на коммерческой основе (отчисления от прибыли или повышения эффективности реализуемых совместных мероприятий, использование кредитной формы финансирования, межгосударственного лизинга и т.п.).
В последние годы наметилась тенденция к ускорению интеграционных процессов на микроуровне — между конкретными хозяйствующими субъектами рынка и на межрегиональном уровне — между отдельными городами, субъектами РФ, другими государствами СНГ. В связи с этим одним из важнейших условий ускорения интеграционных процессов является межгосударственная поддержка формирования новых транснациональных компаний, совместных предприятий и производств, зон приграничного сотрудничества, оффшорных зон и др. В качестве согласованных межгосударственных мер, способствующих развитию интеграции, в настоящее время широко практикуется принятие унифицированных законодательных актов, регламентирующих передвижение рабочей силы, признание документов об образовании, поощрение и защиту взаимных инвестиций, устранение практики двойного налогообложения, создание возможностей участия в перекрестном акционировании, льготное кредитование приоритетных проектов и др.
Для обеспечения нормального функционирования общего экономического пространства необходимо сформировать соответствующую информационно-статистическую базу стран СНГ, сопоставимую с аналогичными базами мировых интеграционных сообществ и союзов, позволяющую выявлять основные макроэкономические тенденции, отслеживать динамику и эффективность интеграционных процессов, сопоставлять конъюнктуру мировых рынков товаров и услуг с ситуацией в странах Содружества.
1.3 Механизмы интеграции территориальных систем организации населения
Выделяют формирующие и регулирующие механизмы управления развитием территориальной организации населения. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов) и ингрессия (вхождение элементов одного комплекса в другой).
Универсальные регулирующие механизмы функционируют по принципу подбора различных элементов и факторов, влияющих на состояние и динамику системы. Эти механизмы в настоящее время используются в интеграционных процессах стран СНГ. Они находят отражение в формах организации сегментов общего экономического пространства: зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, консорциумы, стратегическое планирование, общий рынок труда, создание региональных промышленно-производственных комплексов и др. [4, с.177]
Экономические связи в торговле в рамках стран АТЭС
... раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС; определить место стран АТЭС в мировой экономике; охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС; определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС. Цель и задачи курсовой ...
3она свободной торговли. Режим свободной торговли, распространяемый на определенную территорию, принято называть зоной свободной торговли. Такая зона включает таможенные территории государств — участников специального соглашения. В зоне свободной торговли отменяются таможенные пошлины при торговле товарами национального происхождения и перемещении их с одной таможенной территории на другие. Формирование этой зоны предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле, устранение других препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
Таможенный союз. Таможенный союз создается для развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, строящихся на принципах и нормах международного экономического права. Формирование таможенного союза предполагает создание благоприятных условий для приоритетного развития торговли между государствами Содружества, обеспечения их необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машин и оборудования, продовольствия и потребительских товаров. Образование таможенного союза — существенный шаг к созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Платежный союз. Для углубления интеграции стран СНГ важно формирование платежного союза на поливалютной основе. Платежный союз должен создаваться путем добровольного участия в нем государств Содружества в целях обеспечения бесперебойных расчетов между субъектами хозяйствования, внутренней конвертируемости каждой из национальных валют и формирования на этой основе платежной системы с учетом национального законодательства. Платёжная система призвана обслуживать расчеты по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сфере, по неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным (конверсионным) валютным операциям, операциям по покупке (продаже) наличной валюты через банковские системы участников платежного союза.
Общее научно-технологическое пространство. Формирование такого пространства предполагает объединение разобщенного в настоящее время научно-технологического потенциала отдельных государств, концентрацию их совместных усилий и ресурсов на представляющих взаимный интерес приоритетных направлениях развития науки и техники, перспективных новых технологиях, восстановление высокого, признанного мировым сообществом уровня научно-технических работ и предотвращение технологического отставания стран СНГ от экономически развитых государств. Формирование реального высокотехнологичного «ядра» предприятий и поддержка их на межгосударственном уровне будут способствовать ускорению структурной перестройки промышленности стран Содружества.
Общий рынок труда. Составной частью общего экономического пространства стран СНГ является формирующийся общий рынок труда. Анализ ситуации в сфере занятости населения СНГ показывает, что механизм саморегулирования складывающихся рынков труда неэффективен и требует активного государственного вмешательства. Необходимы правовые, экономические и организационные условия для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в рамках общего экономического пространства с учетом развития интеграционных процессов.
Оптовая торговля и перспективы ее развития
... и межгосударственных хозяйственных связей, в оптовом звене должны получить развитие два основных направления: 1. Формирование типового разнообразия оптовой торговли. 2. Формирование видового разнообразия оптовой торговли. Типовое разнообразие оптовых предприятий определяется масштабами и деятельности и ...
Единая инвестиционная политика. Важным направлением совершенствования инвестиционных процессов и структуры национальных экономик является также совместное финансирование приоритетных проектов (в том числе в энергетике, на транспорте и в других отраслях), создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных структур. Для этого необходима совместная разработка межгосударственных программ и механизмов их реализации, единых принципов страхования экономических рисков, защиты прав инвесторов и т.п. Большую роль в активизации инвестиционной политики стран СНГ играет развитие малого предпринимательства. Для выработки скоординированной инвестиционной политики, объединения усилий по дальнейшему развитию малого предпринимательства создан Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в странах СНГ (Приложение, рис.2-3).
Единое информационное пространство. Координация сотрудничества стран СНГ в области развития и размещения производительных сил выдвигает требования к повышению качества информационных процессов, без которых невозможно улучшить управление межгосударственными объединениями, корпорациями и фирмами, с учетом новейших достижений науки и техники, новых технологий, приоритетных отраслей и производств. Мировая практика показывает, что целенаправленная деятельность по формированию и развитию информационной среды повышает эффективность использования производительных сил, инвестиционную привлекательность их развития не только на макроэкономическом, отраслевом и региональном, но и на микроэкономическом уровне. В связи с этим формирование единого информационного пространства СНГ на современном этапе, когда повсеместно внедряются новые информационные технологии, включается в число приоритетных задач международного сотрудничества.
2.1 Зона свободной торговли со странами СНГ
В декабре 2011 года отмечалось двадцать лет со дня основания Содружества Независимых Государств, причем оно выполнило важную миссию содействия становлению суверенных государств, каждое из которых выбрало собственную модель экономических реформ и трансформации. Современный характер экономического партнерства в рамках СНГ существенно влияет на подходы к решению глобальных, региональных и национальных проблем экономического развития государств-участников Содружества.
Последнее десятилетие характеризовалось развитием национальной экономики государств-участников СНГ, ее демонополизации, улучшением условий для взаимовыгодного сотрудничества и установления новых долгосрочных экономических связей. Свидетельством этому был заметный рост объема взаимной торговли внутри СНГ, который с 2000 по 2008 год вырос почти в 5 раз. Темпы роста основных макроэкономических показателей государств-участников Содружества были одними из самых высоких в мире. При этом интеграционное сотрудничество в рамках СНГ отличается наличием новых подходов в области формирования единого экономического пространства. [3, с.29].
В конце 2008 года экономика стран Содружества ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса, особенно заметным оно было в странах с относительно высоким уровнем интеграции в мировую экономику, таких как Россия, Украина, Казахстан. Замедление экономического развития явилось следствием нарастания проблем в финансовой сфере, снижения мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращения внешнего спроса на ряд экспортируемых СНГ товаров. (Приложение рис. 4).
Реферат экономическое развитие россии в веке
... объединений. 1. Развитие экономики России в 1917-1920 гг. Особенностью экономического развития России в начале XX века было сочетание ... государств, наша страна практически сразу же после промышленного переворота 60-80 гг. XIX века вступила в стадию, когда в ... в деревне, а все хозяйственные угодья выделялись в одном месте). В-третьих, крестьянская земля теперь могла находиться в свободном ...
В первом полугодии 2009 года производство валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в среднем по странам СНГ снизилось на 9%, производство промышленной продукции — на 15%, перевозки грузов — на 20%, объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 15%, а потребительские цены выросли на 13%. Для борьбы с кризисом создано постоянно действующее совещание министров финансов, которое анализирует состояние дел и вносит предложения по совместной борьбе с последствиями мирового кризиса. Объединение антикризисных усилий стран Содружества стало стимулом разработки более эффективных совместных мер и смелых интеграционных решений. [7, с.234].
Мировой ВВП по итогам 2012 г. вырос на 3,4%. При этом развитые страны оказались в числе отстающих: Еврозона увеличила показатель на 1,4%, ВВП стран «Большой семерки» сократился на 0,4%. А страны СНГ обогнали среднемировой показатель, рост ВВП у них — 4%.[12].
По прогнозам WOC и МВФ, доля ВВП Еврозоны и стран «Большой семерки» будет падать, а в СНГ будет удерживаться на уровне 4,3%-4,4%. Рост ВВП с учетом паритета покупательской способности в СНГ достиг 12,6 тыс. долл. в пересчете на душу населения, оставив позади страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Этот результат можно назвать прорывом. [3, с. 15]. (Приложение рис. 5).
В конце 2008 года была утверждена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, реализация которой, позволит создать реальные условия для устойчивого развития экономики государств-участников СНГ, их уверенного вхождения в мировое хозяйство. Акцент сделан на инновациях, развитии современных видов производства, услуг, призванных обеспечить нашим странам конкурентные преимущества.
В соответствии с установившейся в СНГ практикой работы в формате один год — одна проблема ключевой сферой взаимодействия в 2009 году определена энергетика. 2010 год в СНГ был объявлен годом науки и инноваций. Представители государств-участников Содружества объединили усилия по созданию инвестиционно — инновационной модели экономического развития в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества СНГ. [13, с. 22]
18 октября 2011 года главами правительств 8 государств — участников СНГ (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины), на долю которых приходится свыше 90 % взаимной торговли стран Содружества, подписан Договор о зоне свободной торговли. Решено также продолжить консультации и переговоры о присоединении к Договору с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
Договор сводит до минимума количество изъятий из режима свободной торговли, в отношении которых применяются импортные и экспортные пошлины, отменяет эквивалентные им косвенные налогы. Договор о зоне свободной торговли полностью совместим с нормами и правилами Всемирной торговой организации как с точки зрения понятийного аппарата, так и тех вопросов, которые он регулирует. Это принципиально важно и для государств, которые уже являются членами ВТО, и для тех, кто находится на пути в эту организацию.
Зона свободной торговли представляет собой первый этап в построении Экономического союза стран СНГ. Основная задача формируемой зоны свободной торговли:
- устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг;
- создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
- сотрудничество в проведении торгово-экономической политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т.д.;
- содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
- гармонизация и унификация законодательства участвующих в Соглашении стран для эффективного функционирования зоны свободной торговли.
Договор о зоне свободной торговли стал надежной правовой базой для успешного развития делового партнерства на пространстве Содружества. Взаимная торговля стран СНГ только за 2011 год возросла на 48%, такие масштабы требуют новых форм сотрудничества. [14, с. 157].
2.2 Перспективы развития экономических интеграционных связей со странами СНГ
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что новый Договор о зоне свободной торговли полностью базируется на принципах и соглашениях ВТО. В нем содержатся положения о неприменении таможенных пошлин и не повышении размера ставок пошлин для товаров, находящихся в изъятии из режима свободной торговли. В Договоре определена дата отмены существующих на сегодня изъятий из режима свободной торговли по импорту и предусмотрено, что через полгода после вступления Договора в силу стороны приступят к переговорам по отмене экспортных пошлин.
В Договоре о зоне свободной торговли прописан механизм разрешения споров, основанный на международной практике, путем создания сторонами независимой комиссии экспертов. Предусмотрено прекращение действия 44 двусторонних договоров о зоне свободной торговли между государствами-участниками СНГ, которые действовали до принятия данного Договора.
Договор о зоне свободной торговли фиксирует отмену количественных ограничений во взаимной торговле государств — участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер. Стороны согласились также не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Тем самым создаются предпосылки для полной отмены нетарифных ограничений. [11, с.131].
Согласно достигнутым договоренностям в Договоре о зоне свободной обеспечивается прозрачность государственной помощи предприятиям путем ежегодного информирования других сторон об общей сумме и распределении помощи, оказываемой государством, и предоставления по требованию другой стороны информации об оказании государственной помощи в конкретных случаях и схемы предоставления такой помощи.
В Договор о зоне свободной включена основанная на правилах ВТО норма, разрешающая временно применять ограничения в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.
Необходимо отметить, что процесс формирования зоны свободной торговли стран СНГ совпал с моментом присоединения России к Всемирной торговой организации. В 2012 году был завершен процесс ратификации соглашения с ВТО, что создает принципиально новые условия для развития российской экономики.
ВТО является международной экономической организацией осуществляющей регулирование на основе многосторонних соглашений в области международной торговли товарами, услугами, инвестициями с целью либерализации глобальной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
Основные преимущества для членов ВТО состоят в следующем:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международных торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли.
[20, с.203].
Для Российской Федерации процесс присоединения к ВТО характеризовался следующими особенностями:
1. Самое длинное присоединение — 18 лет.
2. Самое большое количество стран участвующих в переговорах по присоединению — 89 стран из 153.
3. Максимальное количество обязательств — 164.
4. Самое политизированное присоединение. [6, с.173].
Одной из причин столь длительного присоединения к ВТО стало то обстоятельство, что российская сторона достаточно долго согласовывала позицию по сельскому хозяйству, поскольку данная отрасль экономики является стратегической в плане обеспечения продовольственной безопасности страны и создания социальных гарантий для жителей сельской местности.
Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами).
Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года — будет «связан» на уровне.4,4 млрд. долларов США.
Важно отметить, что переговоры по сельскому хозяйству проходили в рамках «янтарной корзины», которая затрагивает меры поддержки, отражающие объем сельского хозяйства в ВВП страны. Причем в качестве мер поддержки, в рамках переговоров фиксируются в виде агрегированных мер поддержки.
К существенному недостатку российских переговорщиков в области сельского хозяйства можно отнести, то обстоятельство, что Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.
Вместе с тем на практике для защиты российских сельхозпроизводителей необходимо более активно перестраивать систему поддержки сельского хозяйства путем перехода к зеленой корзине, разрешенных мер поддержки сельского хозяйства правилами ВТО.
Для реализации данных мер необходимо, прежде всего, повысить эффективность поддержки сельского хозяйства, которая должна быть направлена на мотивацию реализации новых проектов, а не компенсировать уже реализованное; содержать меры стимулирующие модернизацию и повышение рентабельности производства.
Кроме того, необходимо повысить предсказуемость и прозрачность системы государственной поддержки сельского хозяйства. В том числе следует предусмотреть возможность направления дополнительных средств на поддержку формирования квалифицированных кадров и развитой инфраструктуры сельского хозяйства (модернизация дорожной сети, лесозащитных полос, мелиорация земель и др.).
Учитывая международный опыт необходимо, наряду с Программой поддержки сельского хозяйства до 2020 года, принять и Программу социального развития села и сельской местности.
Важной мерой поддержки сельского хозяйства может стать подготовка мер поддержки российских производителей сельхозпродукции на основе повышения внутреннего спроса за счет государственных закупок молочной, мясной и овощной продукции для школьных и дошкольных учреждений, питания военнослужащих, реализации социальных проектов.
Следует обратить внимание, что Украина после вступления в ВТО столкнулась с проблемами сокращения объемов производства и занятости во многих сферах сельхозпроизводства, что привело в 2011 году к реализации мероприятий по повышению тарифных ставок по целому ряду сельхозпродукции. В частности, таможенная пошлина на масло кокосовое в твердой фракции в первичных упаковках, прочее масло кокосовое в первичных упаковках была поднята с 0% до 5%, на смеси масел для производства пищевых продуктов, для добавки в тесто с 0% до 5%, на прочие смеси жиров для производства пищевых продуктов с 0% до 10%.[21, с.28].
Безусловно, осуществляя процесс присоединения к ВТО, России необходимо учитывать опыт государств-участников СНГ, которые уже присоединились к данной организации. Только учитывая ошибки наших интеграционных партнеров, мы сможем минимизировать риски и угрозы от присоединения к ВТО.
Анализируя накопленный опыт интеграционного развития на пространстве СНГ, интеграционный потенциал Содружества, систему регулирования внешней торговли государств-участников СНГ и их уникальные геоэкономические преимущества, можно рассчитывать на поступательное развитие данного интеграционного объединения. Причем именно геоэкономическое сотрудничество способно вернуть данные страны в число активных участников мировых процессов глобализации. Хотелось бы рассчитывать на то, что мощный экономический потенциал, заложенный в данных странах, может быть эффективно использован посредством реализации объединительных стратегий, содействующих укреплению экономического сотрудничества государств-участников СНГ. [8, с.152].
В настоящее время растет понимание того, что интеграция государств-участников СНГ должна содействовать реальному укреплению их позиций в глобальной экономике. Это требует от стран выработки общей позиции в вопросах формирования зоны свободной торговли, общего экономического пространства и поэтапное создание единого экономического пространства на территории Содружества.
Позитивная динамика в экономическом развитии, которую демонстрируют страны СНГ в конкуренции с ведущими государствами, позволяет им выйти на более высокие уровни интеграции. Спрос на Таможенный союз появляется уже сейчас. Возможности, которые он предлагает его участникам, значительно расширяют рынки сбыта. Кроме того, членство в нем весьма выгодно: помимо единой беспошлинной таможенной территории, оно облегчает перемещение рабочей силы внутри объединения. Не исключено, что вскоре Таможенный Союз ЕврАзЭс сможет привлечь внимание стран Северной и Восточной Европы.
При этом, в рамках процесса экономической интеграции особое внимание должно уделяться поддержке и развитию малых и средних предприятий, повышению их эффективности деятельности через внедрение инноваций и модернизацию производства. С одной стороны, это связано с ростом конкуренции на российских рынках, которые рассматриваются бизнесом других стран как привлекательные и приоритетные для развития деятельности. С другой стороны, этого требуют и новые для российского бизнеса рынки, но, чтобы успешно закрепиться там, представителям бизнеса надо будет активно работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию, искать актуальную информацию о существующих возможностях, устанавливать контакты с новыми партнерами, выстраивать систему сбыта на этих рынках и т.д. [23, с.12].
Общая картина взаимных инвестиций в Содружестве свидетельствует о ведущей роли России во взаимных инвестиционных связях. Из 526 инвестиционных проектов, попавших в поле исследования, 391 проект оказался российским. На долю Казахстана пришлось 42 проекта, Беларуси — 41.Доля нашей страны особенно высока по крупным проектам. Среди 25 крупнейших проектов, по данным МВИ, лишь три реализованы без участия российских транснациональных компаний (ТНК) инвесторами из других стран СНГ.Также велика доля отечественных инвестиций в суммарном объеме взаимных ПИИ. При общем объеме прямых инвестиций в размере 55,97 млрд долл. российские компании вложили в экономики других стран Содружества 47,94 млрд долл. Аналогичный показатель Казахстана, занимающего второе место по объему инвестиций в другие страны СНГ, составляет лишь 4,86 млрд долл.
Это связано, не только с экономическим и геополитическим весом России на постсоветском пространстве, но и наличием более мощных ТНК. Они сформировались благодаря использованию емкого внутреннего рынка, квалифицированных кадров, богатых природных ресурсов, советских технологических активов и т.д.
График 1. Зависимость темпов роста стран СНГ от экономики РФ.[25]
Поскольку Россия — единственная страна СНГ, где сформировались полноценные ТНК, то отечественные компании заняли лидирующие места по накопленным на постсоветском пространстве ПИИ. Например, «Газпром» инвестировал 500 млн долл. в «Белтрансгаз», МТС — 3 млрд долл. в создание МТС Украина, «Вымпелком» — 3 млрд долл. в «Украинские радиосистемы».
Ведущей отраслью взаимного инвестирования стали телекоммуникации (главным образом мобильная телефонная связь), капвложения в которые составили 10,89 млрд долл. Также выделяются добыча сырой нефти и природного газа (6,19 млрд долл.) и отрасли по их переработке, транспортировке и сбыту (5,96 млрд долл.).
Существенные капиталовложения привлекают черная и цветная металлургия (4,27 млрд долл.), банковское дело (4,19 млрд долл.), электроэнергетика (3,17 млрд долл.).
Незначительные прямые инвестиции направляются и во многие другие сектора экономики.
Образно говоря, в рамках этого процесса экономической интеграции мир становится маленьким, а рынок — большим и сохранять свои позиции на нем бизнес может лишь двумя способами — постоянно предлагая что-то новое (новые продукты и услуги или их новые модификации), а также постоянно снижая издержки по существующей номенклатуре товаров и услуг. И то, и другое требует от предпринимателей новых идей и знаний, навыков и умений, подходов и решений. [24].
В процессе работы была изучена эффективность и перспективы развития экономических интеграционных связей со странами СНГ. В результате были решены следующие задачи:
- определено понятие экономической интеграции;
- рассмотрены принципы организации общего экономического пространства;
- охарактеризована зона свободной торговли со странами СНГ;
- проанализированы перспективы развития экономических интеграционных связей со странами СНГ.
Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы сделать некоторые выводы.
Для стран СНГ важно поднять свое производство на инновационной базе, интенсивно его инвестируя, укреплять свой внутренний рынок. Надо, чтобы отечественный товаропроизводитель был хозяином собственного рынка, без чего сложно перейти в устойчивому экономическому росту, его инновационному и инвестиционному обеспечению.
В унификации валютно-финансовых систем важная роль отводится политике государств-участников интеграционного образования. Обосновано стремление гармонизировать налоговые системы государств СНГ, унифицировать виды основных налогов, а также порядок их взимания.
Основные принципы такого взаимодействия предусматривают: обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства и оказание взаимного содействия в предотвращении нарушений, а также предоставление информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами и обмен информацией о текущих законодательных изменениях.
Выбор индикаторов и инструментария может рассматриваться в совокупности таких механизмов, как рефинансирование коммерческих банков, дифференциация норм обязательных резервов и операции на открытом рынке.
Дифференцирование норм обязательных резервов в зависимости от структуры банковских ресурсов представляет собой средство побуждения банков и консолидации денежных средств на долгосрочные проекты, а также может использоваться для нейтрализации негативных последствий движения процентных ставок при несовпадении целей внутренней и внешней денежно-кредитной политики.
Повышение ликвидности, сокращение норм обязательных резервов и увеличение рефинансирования расширяют инвестиционные возможности кредитования экономики. К аналогичным последствиям может привести требующая постоянного мониторинга и корректировки политика воздействия на функционирование открытого рынка. Для этого государства СНГ должны выпускать ценные бумаги, формируя условия последующей кредитной экспансии.
Однако в настоящее время все еще «блокируется» перелив капитала в реальный сектор экономики. Вместе с тем, процесс формирования эффективно функционирующей инфраструктуры рынка, в том числе в СНГ, создает объективные предпосылки для оптимального использования денежно-кредитного механизма стимулирования инновационного экономического роста.
Формирование инвестиционного потенциала России и стран СНГ, стратегия развития финансовых рынков взаимосвязаны со становлением рынка ценных бумаг как макроэкономического регулятора экономических процессов.
Цивилизованный фондовый рынок стран СНГ способствует росту финансовой и инвестиционной активности всех субъектов рынка, рационализируя финансово-экономические связи между участниками фондового рынка.
При этом важно оптимально задействовать механизмы перераспределения инвестиционных ресурсов для концентрации их в наиболее перспективных отраслях воспроизводства для инновационной модернизации национальных экономик.
Таким образом, межгосударственная интеграция как перспектива в инновационной модернизации национальных экономик стран СНГ является определяющей составляющей стратегии экономической динамики евразийской цивилизации.
1. Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн. — 2014. — №8.
2. Винслав Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал. — 2011. — №10.
3. Гвозденко Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ // Экономист. — 2012. — №4.
4. Козик Л.П. СНГ: реалии и перспективы. — М.: Изд. дом «Юридический дом ВК», 2011.
5. Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства: новые условия, тенденции и задачи. — М., 2010.
6. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 3.
7. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. — М.: Юристъ-Гардарика, 2011.
8. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. — М.: Анкил, 2012.
9. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста) // Российский экономический журнал. — 2014. — №7
10. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М., 2011.
11. Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве. Проблемы постсоветских стран. — М.: ИМЭПИ РАН, 2012.
12. Содружество Независимых Государств в 2012 году: Стат. ежегодник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2012
13. Торкунов А.В. Современные международные отношения. — М., 2010. -22с.
14. Соколова Т. В. Модернизация на постсоветском пространстве: // Журнал Новой экономической ассоциации : журнал. — М., 2011.№ 11. — С. 157-160.
15. Кулик С. А., Спартак А. Н., Юргенс И. Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ. М., 2011
16. Ослунд А. Постсоветское пространство: некролог // Россия после кризиса / С. Гуриев, Э. Качинс, А. Ослунд. М., 2011.
17. Воробьев В. П. Проблемы развития и реформирования СНГ. М.,
2009. С. 184.
18. Кравченко Е., Оверченко М. Триллионы для окраин // Ведомости. 2010г. 25 ноября. С. 3.
19. Кризисная экономика современной России. Тенденции и перспективы / Под ред. Е. Т. Гайдара. М., 2014. С. 26
20. ВАГИЗОВА А.Р. Вступление России в ВТО // Междунар. журн. экспериментального образования. — 2011. — № 8. — С. 203-204.
21. ГОРШЕНИНА О. В. ВТО: 18 лет переговоров // Бюджет. — 2011. № 2.С. -28.
22. Нурбек Жениш .Региональная торговля и экономический рост в регионе СНГ.- Институт государственного управления и политики Доклад №21 2013 с. 12.
23. Вардомский Л., Шурубович А. (2011) Факторы и модели модернизации экономик стран СНГ.«Мир перемен», № 3. С.12.
24. Андрианов В. Проблемы формирования ЕЭП СНГ // Экономический интернет журнал.
25. http://www.e-cis.info -Интернет портал о СНГ.
Приложение
Рисунок 1. Динамика экспорта в некоторых странах СНГ в 2008-2011 годах, $ млн
Рисунок 2. Объем накопленных инвестиций из России в экономику стран СНГ в 2012 году, $ тыс.
Рисунок 3. Объем накопленных инвестиций в Россию из стран СНГ в 2012 году, $ тыс.
Рисунок 4. Торговые партнёры стран СНГ
Рисунок 5. Прогнозируемый рост валового внутреннего продукта в странах СНГ до 2014 года.