- Приложения
бюджетная организация финансирование смета
Актуальность данной темы и определила тему курсовой работы. В курсовой работе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на примере ГУ «Школьный автобус».
Целью курсовой работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения ГУ «Школьный автобус».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
дать общую характеристику анализируемого учреждения;
проанализировать финансово-экономические показатели деятельности учреждения;
проанализировать составление и исполнение сметы доходов и расходов учреждения;
выводы по курсовой работе оформить в виде заключения.
Методологическая основа исследования — нормативные и законодательные акты, учебная литература и Интернет.
Методы исследования — наблюдение, сравнение, проведение и систематизация анализа. Объектом исследования является Государственное учреждение «Школьный автобус».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Информационной базой курсовой работы явились: формы финансовой отчетности, аналитические и иные материалы ГУ «Школьный автобус», нормативно-правовые документы, периодические издания по теме курсовой работы.
Параметр механизма управления |
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения |
|
Формирование финансовых ресурсов |
Гарантия бюджетного финансирования учреждения: в виде сметного финансирования учредитель обязан финансировать учреждение по смете |
|
Степень самостоятельности в расходовании средств |
Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменения должны быть согласованы с учредителем. При расходовании средств учреждение обязано применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд |
|
Направление и объём деятельности |
Определяется государственным или муниципальным заданием на оказание услуг |
|
Организация расчетов |
Исполнение расходов и получение доходов осуществляется через органы федерального казначейства |
|
Размер оплаты труда |
Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда |
|
Количество сотрудников |
Устанавливается в соответствии со штатным расписанием, согласованным с учредителем |
|
Привлечение заемных источников |
Нет возможности для учреждения привлекать банковские кредиты |
|
Назначение и освобождение от должности руководителя учреждения |
Осуществляется учредителем |
|
Имущество учреждения |
Является собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом |
|
Возможные санкции учредителя при неудовлетворительной работы учреждения |
Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком неправомерны |
|
Номенклатура и тарифы на платные услуги |
Согласовываются и устанавливаются учредителем |
|
Распоряжение средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества |
Регулируется учредителем |
|
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности |
Не обязательна |
|
Согласно пункту 4 статьи 161 БК РФ запрещается бюджетному учреждению получать кредиты (займы), а также предоставление субсидий и бюджетных кредитов.
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных организаций направлена на выполнение государственных (муниципальных) заданий и предоставление в соответствии с ним государственных (муниципальных) услуг. Государственное (муниципальное) задание — это документ, устанавливающий требования к объему, составу, качеству, порядку оказания государственных муниципальных услуг. Государственные и муниципальные услуги — это услуги, оказываемые физическим, юридическим лицам в соответствии с государственным муниципальным заданием бюджетными организациями безвозмездно или по ценам и тарифам, устанавливаемым в порядке, определенным органом государственной власти местного самоуправления [23, c.323].
В рамках выполнения государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение заключает и оплачивает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетные средств, со следующими ограничениями:
в пределах ЛБО, доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета;
с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Денежные обязательства — это обязанность получателя денежных средств (в том числе бюджетного учреждения) уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, защищенной в рамках его бюджетных полномочий или положениями нормативных правовых актов [11, c.13].
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд бюджетное учреждение должно в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьей 73 БК РФ бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов в случае, когда заключен гражданско-правовой договор на сумму, не превышающую 100000 руб.
В реестры закупок осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов бюджетополучатели должны включать:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цену и дату закупки [23, c.325].
Согласно пункту 14 статьи 55 Закона № 94-ФЗ заказ размещается у единственного поставщика, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. С 2007 года в соответствии с Указанием Банка России от 20 июня 2007г. № 1843 предельный размер расчетов по одной сделке составляет 100 000 руб. При этом по итогам размещения таких заказов могут заключаться государственные или муниципальные контракты, так и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Если бюджетному учреждению необходимы одноименные товары, работы, услуги, то договоры на поставку таких товаров, работ, услуг оно может заключать в течение квартала на сумму не более 100 000 руб. Одноименными считаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России) [51].
Как участники бюджетного процесса бюджетные организации имеют следующие бюджетные полномочия:
составлять и исполнять бюджетную смету;
принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением);
обеспечивать результативность и целевой характер использования предусмотренных для него бюджетных ассигнований, то есть предельных объемов денежных средств, выделенных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
вносить своему главному распорядителю (распорядителю) предложения по изменению бюджетной росписи;
вести бюджетный учет, формировать бюджетную отчетность и представлять ее главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполнять иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения [37, c.238].
На основе государственного (муниципального) задания составляются проекты бюджетов при планировании бюджетных ассигнований на оказание бюджетными учреждениями услуг физическим и юридическим лицам. Формирование государственные муниципальные задания будут главные распорядители бюджетных средств.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ (пункт 1 статьи 161 БК РФ).
Органы Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета, до распорядителей и получателей средств бюджета [48, c.52].
Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения может быть приостановлено в том случае, если бюджетное учреждение нарушит установленный финансовым органом порядок учета бюджетных обязательств.
Согласно статье 219 БК РФ бюджетное учреждение подтверждает свою обязанность уплатить денежные средства за счет бюджета платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования оплаты денежных обязательств. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в следующем порядке: делается разрешительная надпись (акцепт) после проверки и наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом.
Если бюджетное учреждение при заключении государственных (муниципальных) контрактов или иных договоров нарушит требования, установленные статьей 161 БК РФ, то главный распорядителе (распорядитель) бюджетных средств может обратиться с иском в суд о признании таких контрактов (договоров) недействительными. Если требования БК РФ действительно были нарушены, суд признает эти контракты недействительными [19, c.187].
Пунктом 3 статьи 161 БК РФ определены действия бюджетного учреждения в том случае, если главный распорядители (распорядитель) бюджетных средств уменьшит ему ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств. Если в результате уменьшения лимитов бюджетных обязательств бюджетное учреждение не сможет исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных им контрактов или договоров, то оно должно будет согласовать новые сроки исполнения этих контрактов (договоров), а если необходимо, и другие условия. Лицо, заключившее с бюджетным учреждением государственный (муниципальный) контракт или иной договор, может потребовать от учреждения возместить только фактически понесенный им ущерб непосредственно обусловленный изменением условий контракта, договора [10].
Таким образом, бюджетные учреждении, как хозяйствующие субъекты, для организации финансово-хозяйственной деятельности наделяются учредителем соответствующей материально-технической базой. Однако в отличие от коммерческих организаций, обладающих общей (неограниченной) правоспособностью, бюджетные организации имеют ограниченную правоспособность в рамках прав и обязанностей, которые предусмотрены учредительными документами. Именно данная совокупность прав и обязанностей бюджетных организаций определяет особенности механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью бюджетной организации. Среди различных организационно-правовых форм организаций и учреждений, предусмотренных законодательством, у бюджетного учреждения особый статус. Особенности правового статуса бюджетных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетное учреждение создается для выполнения возложенных на органы государственной власти (органы местного самоуправления) функций, и в силу этого должно иметь определенные ограничения по принятию обязательств, которые устанавливаются бюджетной сметой, формируемой на основе государственного (муниципального) задания [1, c.130].
Категории |
2007 год |
2008 год |
В процентах к предыдущему году |
|
персонал, всего |
239 |
261 |
109,21 |
|
администрация |
4 |
4 |
100 |
|
бухгалтерия |
7 |
8 |
114,28 |
|
водители |
163 |
178 |
109,2 |
|
обслуживающий персонал |
65 |
71 |
109,23 |
|
В процессе анализа необходимо изучить изменение структуры трудовых ресурсов. Ее изменение проиллюстрировано данными таблицы 3.
Таблица 3.
Изменение структуры трудовых ресурсов ГУ «Школьный автобус».
Категории |
2007 год |
2008 год |
Изменение |
||||
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
||
персонал, всего |
239 |
100 |
261 |
100 |
22 |
||
администрация |
4 |
1,66 |
4 |
1,52 |
0 |
-0,14 |
|
бухгалтерия |
7 |
2,93 |
8 |
3,07 |
1 |
0,14 |
|
водители |
163 |
68,21 |
178 |
68,21 |
15 |
0 |
|
обслуживающий персонал |
65 |
27, 20 |
71 |
27, 20 |
6 |
0 |
|
Как видно из данных таблиц 2 и 3 в отчетном году (2008 год) численность обслуживающего персонала ГУ «Школьный автобус»по всем категориям по сравнению с предыдущим годом (2007 год) увеличилась на 22 человека и составила 109,21%. Численность водительского персонала в 2008 году по сравнению с 2007 увеличилась на 15 человек и составила 109, 20%, это обусловлено покупкой новых микроавтобус «Семар». Одновременно с этим увеличилось численности обслуживающего персонала на 6 человек.
Из данных аналитической таблицы 3 видно, что вГУ «Школьный автобус» растет производственный потенциал — удельный вес водительского персонала в отчетном году остался неизменным. Снизился удельный вес администрации — на 0,14 %, а бухгалтерии увеличился — на 0,14%.
На анализируемом предприятии число общего водительского персонала в 2007 году составило 163 человек, а водитель — подменный — 22 человека, в 2008 году это число составило — 178 и 22 человека соответственно по категории основных и вспомогательных рабочих.
В процессе анализа изучается соотношение между основными и вспомогательными водительскими работниками, устанавливается тенденция изменения этого соотношения, и если оно не в пользу основных рабочих, то необходимо осуществить мероприятия по устранению негативной тенденции.
В ГУ «Школьный автобус»численность вспомогательного водительского персонала в 2008 году по сравнению с 2007 годом не изменилась, а ее удельный вес в общей численности основных и вспомогательных рабочих снизился с 3,85% до 3,41 %.
Сокращение численности вспомогательных рабочих достигается за счет концентрации и специализации вспомогательных работ: по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствованию труда этих рабочих.
По формуле представим данные для анализа соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ по предприятию приведены в таблице 4.
Таблица 4
Квалификационный состав рабочих ГУ «Школьный автобус
Разряд водители |
Тарифный коэффициент |
Число рабочих |
Отклонен. «+», «-» |
||
2007 год |
2008 год |
||||
5 |
1,1 |
2 |
2 |
0 |
|
10 |
1,22 |
161 |
176 |
15 |
|
Итого |
163 |
178 |
15 |
||
Из данных табл.4 видно, что структура разрядов водителей 2008 году отличается от структуры в 2007 году. Численность рабочих низших разрядов (5) как в 2008 году так в 2007 году остается неизменной, а высших (10) — выше. Изменение структуры рабочих обусловливает необходимость изучения их квалификационного уровня. Квалификационный уровень водительского персонала определяется на основе сопоставления, например, среднего тарифного коэффициента в 2008 году со средним тарифным коэффициентом в 2007 году рассчитываемый по формуле:
Косн = КiРi/ Рi, (1)
Где n — число разрядов; Кi — тарифный коэффициент рабочего i-го разряда; Рi — количество рабочих i-го разряда.
1) средний тарифный коэффициент (средний разряд работ) в 2007 году:
1,1*2+1,22*161/163=1,22
2) средний тарифный коэффициент в 2008 году:
1,1*2+1,22*176/178=1,22
Как видно из расчетов, средний тарифный коэффициент в 2008 году равняется коэффициенту в 2007 году. Это говорит о том, что квалификационный уровень в 2006 году равен квалификационного уровню (среднего разряда работ) в 2007 году, что безусловно повышает эффективность работы.
Таблица 5
Качественный состав работающих ГУ «Школьный автобус».
Категории работающих |
Имеют образование |
||||
Высшее |
Среднее специальное |
||||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
администрация |
4 |
4 |
|||
бухгалтерия |
5 |
5 |
2 |
3 |
|
водители |
163 |
178 |
|||
обслуживающий персонал |
30 |
31 |
35 |
40 |
|
Итого |
39 |
40 |
200 |
221 |
|
Как видно из таблицы 5 в категории администрация почти все имеют высшее образования, а что касается категории водители то здесь вообще наблюдается отсутствие высшего образование, это как правило среднеспециальное образования у большого числа рабочих, а высшее образование имеют только 39 человека из 239 в 2007 году и из 40 — из 261 в 2008 году, т.е. Наблюдается тенденция к снижению работников с высшим образованием, а соответственно качественный состав работающих в управлении оставляет желать лучшего.