В современных условиях актуальной проблемой является разработка новой стратегии и приоритетов аграрной политики, которая в ближайшее время должна обеспечить повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики страны на мировом рынке.
Следует отметить, что особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы государственного регулирования аграрного сектора.
Основной целью работы является анализ особенностей реализации аграрной политики в РФ. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные цели и задачи аграрной политики РФ;
- проанализировать основные инструменты аграрной политики РФ;
- рассмотреть особенности аграрной политики в современных условиях.
Объектом работы является государственное регулирование экономики в РФ.
Предмет работы — государственно-экономические отношения в аграрной сфере РФ.
При написании данной работы были использованы учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативно-законодательные акты РФ. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, явились работы Михайлушкина П.В., Гисс Ю.А., Жигалова О.В, Ефимова Е.А. В данных источниках подробно рассмотрена рол аграрного сектора в национальной экономике, а также цели и задачи аграрной политики РФ. На основе работ Семыкина В.А., Сафронова В.В., Терехова В.П. изучены особенности и перспективы политики импортозамещения. Влияние вступления РФ в ВТО рассмотрена на основе статьи Сергея Киселева.
1. Аграрная политика государства — теоретический аспект
1.1 Аграрный сектор и его роль в национальной экономике
Значение и роль сельского хозяйства в экономике страны трудно переоценить, поскольку именно сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а легкую и пищевую промышленность — сырьем.
Основной народнохозяйственной функцией агропродовольственного сектора экономики является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания высокого качества, в достаточном количестве и по доступным ценам. Аграрная политика должна быть « вмонтирована» в ресурсную базу других направлений экономической политики.
Аграрный сектор экономики является важнейшим звеном экономики России. Во-первых, в нем сосредоточен огромный экономический потенциал, во-вторых, производится жизненно важная для общества продукция.
Развитие агропромышленного комплекса определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Трансформация аграрной сферы экономики России
... Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес. Задачи работы: рассмотреть трансформационные процессы в экономике россии; описать приоритетный национальный проект «РАЗВИТИЕ АПК»: проблемы и перспективы; описать аграрную политику России ... проблемам формирования рыночных отношений, совершенствованию ... дел в аграрном секторе. К примеру, ...
От состояния агропромышленного комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная и продовольственная безопасность, жизненный уровень населения. В России в агропромышленном комплексе работает каждый десятый, занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 4,4%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны. [1]
Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.
Следовательно, агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
1.2 Цели и задачи АП государства
Аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса. Формируется аграрная политика в тесной связи с другими составляющими политики — внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д.
Государственным регулированием агропромышленного производства признается система законодательного, административного и экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Задачами государственного регулирования АПК (применительно к Российской Федерации) являются:
- стабилизация и развитие агропромышленного производства;
- обеспечение продовольственной безопасности страны;
- формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- улучшение продовольственного обеспечения населения;
- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;
- защита отечественных товаропроизводителей.
Стратегическими задачами аграрной политики на ближайшие 10-15 лет являются: повышение уровня жизни населения, переход АПК на инновационный путь развития, мотивация сельского труда, повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора на внутреннем и мировом рынках, активная интеграция России в мировую систему. Решение этих задач будет невозможно без национализации ведущих отраслей экономики, введение госзаказа и аграрного сектора — это необходимые условия эффективного государственного регулирования АПК. [1]
По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику (табл. 1)
Таблица 1
Критерии оценки |
Прямые |
Косвенные |
|
Содержание |
Прямое воздействие, обязывающее субъекты экономики АПК принимать решения согласно целям государства |
Субъекты экономики АПК самостоятельно принимают решения. Государство лишь создает стимулы к принятию нужных решений |
|
Достоинства |
Быстрый результат в сжатые сроки |
Не нарушает рыночной ситуации |
|
Недостатки |
Создают помехи в рыночном процессе |
Имеется временной лаг |
|
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики (в том числе предприятия АПК) вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, всевозможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.
Методы прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решения, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политики.
Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.
Выбор цели — очень ответственное дело, один из наиболее важных и сложных этапов формирования аграрной политики, поскольку она определяет, как правило, перспективы развития агропромышленного комплекса на длительный период, социально-экономическую структуру аграрного сектора и во многом будущее сельских территорий, образ жизни сельского населения. Неправильный выбор цели может привести к негативным последствиям не только для самого аграрного сектора, но и для экономики страны в целом.
Генеральная цель экономической политики государства — экономическая и социальная стабильность, совершенствование общественного строя, адаптация его к изменяющимся условиям.
В силу специфических особенностей сельского хозяйства (иммобильность земли и других средств производства, низкая оборачиваемость текущих активов, неэластичность цен на продукты питания, территориальная рассредоточенность и разрозненность товаропроизводителей, диспаритет в отношениях села и города) рыночные механизмы хозяйствования не обеспечивают стабильности его развития и нормального воспроизводства в нем.
В связи с этим целью аграрной политики является создание благоприятных условий для функционирования рыночных отношений, нейтрализация или ослабление отрицательного действия ряда механизмов, обеспечение расширенного воспроизводства в АПК, а также производство необходимых общественных благ, которые не могут быть созданы стихийными механизмами рыночной экономики, ориентирующими субъекты хозяйствования только на получение прибыли.
Общая цель аграрной политики детализируется конкретными политическими, экономическими, социальными, территориальными, отраслевыми, экологическими целями. В зависимости от естественно-исторических особенностей и этапов развития государства соотношение конкретных целей изменяется.
В экономической политике для обозначения взаимосвязанных целей используется понятие «магических многоугольников» (рис.2)
В треугольнике ставятся три внутриэкономические цели: стабильный экономический рост, высокий уровень занятости населения, стабильность цен. В четырехугольнике добавляется цель обеспечения внешнеэкономического равновесия, в пятиугольнике — социальная цель по справедливому образованию доходов и собственности, в шестиугольнике — охрана окружающей среды.
В странах ЕС главными целями считаются справедливость, безопасность, благосостояние и свобода. В России аграрная политика государства стремится обеспечивать продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность аграрного сектора, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, доходность предприятий и их расширенное воспроизводство, нормальные социальные условия и высокий уровень жизни сельского населения.
Цели аграрной политики государства выражают наиболее существенные объективные потребности общества, т.е. высокоэффективное производство, которое подразумевает прибыльность, высокую производительность труда, низкую затратность ресурсов, достаточный объем производства продукции высокого качества .
Другая важнейшая цель аграрной политики — обеспечение конкурентоспособности реализуемой продукции на отечественном и мировом рынках.
Еще одна цель аграрной политики на современном этапе — создание условий для высокой доходности сельскохозяйственного труда. Фактор доходности или оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, определяет во многом уровень их квалификации, мотивацию к труду.
Цель «экологизация агропромышленного производства» может быть связана как с улучшением среды обитания человека, так и с производством экологически чистой продукции, обеспечивающей реализацию задачи здорового питания населения.
Таким образом, общая цель состоит из комплекса целей, имеющих как функциональный, так и временной характер. Иными словами, на каждом этапе правомерно определять промежуточную цель, которая должна приводить к достижениям конечной цели. В то же время конечная цель — понятие условное, так как экономика и социальная жизнь находятся в постоянном движении, развитии или регрессе, сопровождаются кризисами, подъемами и спадами.
2. Основные инструменты аграрной политики государства
Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:
1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;
6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;
9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В рамках каждого направления аграрной политики государство должно предусматривать систему трансфертов
2.1 Субсидирование
Сельское хозяйство по праву считается одной из основополагающих сфер материального производства, играющей важную роль в жизнедеятельности всего общества. Именно продукция сельского хозяйства обеспечивает человечество продовольствием, а также служит источником сырья для других отраслей производства. В связи с этим вопросом развития отрасли должно уделяться самое пристальное внимание со стороны государства.
Основным инструментом поддержки сельхозтоваропроизводителей является предоставление бюджетных субсидий.
Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.[4]
В 2015 году внесены изменения в механизм субсидирования кредитов аграриям с целью обеспечения эффективной для заемщика ставки на уровне 10%.
Введена новая формула субсидирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам, согласно которой ставка возмещения из федерального бюджета составит 14,68%. Доля возмещения из областного бюджета не меняется. Кроме того, изменения внесены в отношении субсидирования инвестиционных кредитов и кредитов, взятых малыми формами хозяйствования в 2015 году. Доля возмещения составит 100% ставки рефинансирования Банка России (8,25%).
Средства на возмещение части процентной ставки по кредитам в 2015 году должны предоставляться в соответствии с соглашениями, заключенными между заемщиками и уполномоченным органом по каждому кредитному договору.
В конце февраля 2015г. правительство Российской Федерации также приняло официальное решение о распределении между регионами средств федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства и на строительство или реконструкцию объектов мясного скотоводства. [3.]
2.2 Налогообложение
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.[3]
Данная система налогообложения похожа на упрощенную систему налогообложения.
Основным отличием является необходимость принадлежности налогоплательщика к сельскохозяйственному сегменту экономики.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Показатели базовой доходности регламентированы Налоговым кодексом РФ.
Также этот режим распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и некоторые рыбохозяйственные организации.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговым периодом является календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
Говоря о специальных налоговых режимах, стоит отметить и беспрецедентный налоговый режим, который установлен для инновационного проекта «Сколково». Согласно законодательству для резидентов этого технопарка введены 10-летние налоговые каникулы по налогу на прибыль, по земельному и имущественному налогам, также введены льготные ставки по социальным взносам — 14% вместо 34%. Резиденты «Сколково» имеют возможность выбора — становиться ли налогоплательщиком НДС.
3. Особенности АП в РФ в современных условиях
3.1 Россия в системе ВТО
Процесс вступления дал преимущества России в виде достижения статуса рыночной экономики у членов ВТО, а также в результате приведения законодательства по различным вопросам в соответствие с требованиями ВТО, отвечающими международным стандартам. Возрос потенциал совершенствования правоприменительной практики. Улучшение законодательства при прочих равных условиях создает больше возможностей для инвестиций в российскую экономику, в том числе и иностранных. Возросла защита прав интеллектуальной собственности. Новое законодательство разрабатывается с учетом правил ВТО, то есть международно признанных требований.
Вступив в ВТО, Россия получила возможность использования системы разрешения споров, в том числе и по антидемпинговым делам против российских товаров. При изменении условий торговли в таможенных союзах (например, расширения ЕС), Российская Федерация получает право получать компенсации при ухудшении доступа товаров на эти рынки.
В определенной степени расширяются возможности для экспорта российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров на рынок Европейского союза (как основного торгового партнера России), а также других стран. С одной стороны, членство в ВТО позволяет лучше узнать правила и требования торговых партнеров-членов ВТО. С другой стороны, при наличии необоснованных торговых барьеров можно будет их устранить через использование механизма разрешения споров. Увеличение экспорта можно ожидать не только для традиционных российских экспортных товаров (например, зерно), но и продукции пищевой промышленности (пиво, мороженое, продукты птицеводческой промышленности).
Россия получает возможность использования механизмов ВТО для продвижения своих товаров в случае их дискриминации на внешних рынках.
В тоже время есть и серьезные недостатки. Прежде всего, это открытие рынков, которое может создать серьезные трудности предприятиям и отдельным отраслям. Возникает острая необходимость адаптироваться не только к другому уровню таможенно — тарифной защиты, но и новым правилам. Возникают ограничения в поддержке промышленности и сельского хозяйства. Требуется освоить разрешенные меры поддержки экспорта.
Правительство Российской Федерации разработало систему мероприятий по адаптации экономики к членству в ВТО. В аспекте сельского хозяйства проводится обсуждение вопросов влияния условий вступления на отдельные отрасли. Проводится обучение специалистов. Обязательства России в ВТО учитывались при разработке Государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы. Продолжается работа по совершенствованию системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля. В последние годы приняты технические регламенты на соковую продукцию из фруктов и овощей, на масложировую продукцию, на молоко и молочную продукцию, на табачную продукцию.
В отношении малых и средних предприятий требуется облегчить их регистрацию, доступ к энергетическим источникам, снять барьеры для аренды помещений, доступа к государственной поддержке. В рамках вступления в ВТО Российская Федерация берет обязательства соблюдать соглашения ВТО. Это касается вопросов импортного лицензирования, технических барьеров в торговле, применения санитарных и фитосанитарных правил. При этом в Докладе Рабочей группы прописано около 40 конкретных обязательств Российской Федерации, связанных с применением санитарных и фитосанитарных мер. В области поддержки сельского хозяйства условия вступления позволяют постепенно адаптироваться к ограничению так называемого янтарного ящика. Кроме того, у России есть широкие возможности расширения зеленого ящика.
В соответствии с обязательствами снижается уровень таможенно-тарифной защиты. При этом по нечувствительным для импорта товара он сокращается в большей степени, для чувствительных — в меньшей. Отдельные товары остаются чувствительными. К ним относится, в частности, свинина. Пошлина на ввоз живых свиней на убой снижается с 40% до 5%, а внутриквотный тариф составляет 0%. Для таких отраслей необходимо предусмотреть меры по адаптации к новым условиям торговли.
В целом вступление России в ВТО усилит конкуренцию на рынке. Однако негативный эффект незначительный. Конкуренция в большей степени повлияет на пищевую промышленность, чем на сельское хозяйство. Импорт сельскохозяйственной продукции в связи с обязательствами по ВТО может увеличиться менее чем на 1%. Рост импорта пищевой продукции возможен немногим более чем на 2%. В целом рост импорта продукции АПК будет определяться не условиями вступления в ВТО, а ростом спроса и возможностями по его удовлетворению отечественными производителями.
Важное значение имеет политика государства в агропродовольственном секторе и в целом в экономике страны. Получение выгод от вступления России в ВТО в значительной степени зависит от изменений в инвестиционном климате страны. Политика государства должны быть направлена на снятие барьеров для инвестиций, отечественных и иностранных.[4]
Возможные негативные социально-экономические последствия ( при банкротстве и закрытию предприятий, при необходимости их перепрофилирования и т.п.) должны быть смягчены программами переобучения, повышения квалификации, облегчения возможностей для создания малых и средних предприятий в сельской местности. В данном направлении могут быть эффективны система грантов для открытия предприятий в сельской местности.
Социально значимыми являются возможности, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., по развитию традиционных для отдельных регионов России подотраслей сельского хозяйства, а также развитие производств, имеющих существенное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
аграрный субсидирование импортозамещение сельскохозяйственный
3.2 Политика импортозамещения
Эффективность импорта различных товаров и услуг состоит в том, что он позволяет преодолевать дефицитность экономики и рынков, организовывать новые виды производства, преодолевать диспропорции, получать продукты, которые не производятся в стране в силу неблагоприятных природных и климатических условий.. Импорт продукции и услуг позволяет ускорять интеллектуальный и экономический рост, преодолевать отставание экономики, смягчать кризисы отдельных отраслей, предприятий и регионов. Если взять экономику России за последние 10 лет, то можно наблюдать мощный рост импорта продукции по многим направлениям:
Таблица 2 .Объем импорта продукции в экономику РФ
Показатели |
2002г. |
2010г. |
2013г. |
2013г. в разах к 2002г. |
|
ВВП, трлн. руб. |
10,8 |
46,3 |
6,8 |
6,2 |
|
Импорт, трлн. руб. |
2,6 |
9,8 |
5,0 |
5,8 |
|
Импорт в % к ВВП |
24,1 |
21,2 |
2,5 |
х |
|
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что страна имеет большой объем импорта и высокие темпы его роста. Особенно заметны темпы роста импорта продукции в части сельскохозяйственного и продовольственного секторов экономики, сельскохозяйственной техники, новых технологий, тракторов, комбайнов, гербицидов, поголовья высокопродуктивных пород животных, семян, препаратов. Россия солидный импортер сельскохозяйственной продукции — говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов, плодоовощной продукции.
К этому следует добавить, что часть сельскохозяйственной продукции и продовольствия производится иностранными фирмами на российской территории и в импорт не попадает («Веселый молочник», «Домик в деревне», «Простокваш и но», «Макдоналдс» и т.д.).
Все это означает, что перед нами особый тип экономики — это экономика с большим потенциалом импортозамещения, характерная большой долей импорта в ВВП.
Российские исследователи часто считают, что быстрый рост импорта в России связан с либерализацией внешнеэкономических связей, с наличием значительных доходов от экспорта нефти, газа, древесины, электроэнергии, алмазов, удобрений, проката металлов, золота и других товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. В общем, покупать есть за что, нужно только делать это эффективно. Социально-экономическая и экологическая эффективность импорта состоит и в том, что он позволяет сокращать время на создание новых производственных мощностей, развивать перспективные виды производств, наполнять национальные и региональные рынки необходимой продукцией, снижать издержки производства, а значит и цены реализации, в том числе на продукцию, производимую на основе импортного сырья и импортного оборудования, повышать научно-технологический уровень и качество отечественных товаров, укреплять материально-техническую базу экономики, повышать квалификацию работников, углублять конкуренцию, формировать условия для создания производств, способных заняться экспортом продукции и услуг.
Чрезмерное использование импорта для экономического развития чревато, прежде всего, такими рисками как:
1) усиливается зависимость национальной экономики от международных экономических связей и от внешнеэкономической политики экспортеров;
2) возникает необходимость перехода на стандарты и требования зарубежных партнеров;
3)появляется опасность потерять собственную научно-техническую базу, научные школы по разработке новых товаров и технологий;
4) усиливается отток квалифицированной рабочей силы в страны с инновационным типом производства;
5) снижается потенциал экономики по повышению занятости населения, по получению налоговых поступлений.
Импортозамещение не означает полного отказа от импорта продукции, услуг, он объективно выгоден и необходим. Эффективность формирования импортозамещения состоит в том, что эта стратегия позволяет переходить на использование национальной продукции, избавляться от импортной, часто очень дорогой и неадаптированной, делать национальное производство стабильным и гарантированным, переходить на мировой уровень НИОКР, создавать дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, энергоносители, рабочую силу. Импортозамещение позволяет использовать новые технологии, формировать новые отрасли и производства, использовать новые модели рынков, развивать научные исследования, совершенствовать подготовку кадров, увеличивать поступления налогов в бюджет. В этом случае складывается стабильная экономическая и социально-политическая ситуация, развивается рынок и конкуренция, сокращается коррумпированность экономики.
Поскольку импортозамещение является заменой импорта новым собственным производством, то достичь этого не так просто. Необходимы определенные научно-технические и социальные условия, научная, образовательная и социальная сферы должны быть хорошо развиты, достаточно глубоко адаптированы и интегрированы в мировую экономику. Для этого важно развивать науку, сферу образования, подготовку и переподготовку кадрового потенциала. Все эти факторы должны быть конкурентоспособными, а управление инновационным.
Примером эффективности импортозамещения может быть реализуемая соответствующая программа импортозамещения в Курской области. Благодаря развитию агропромышленного комплекса здесь полностью удовлетворяются потребности в муке, гречке, пшене, хлебе из ржаной и ржано-пшеничной муки, сахаре. Достигнут высокий уровень самообеспечения мясом, в том числе, за счет развития свинокомплексов, запуска в эксплуатацию птицекомбинатов, предприятий по переработке скота и других видов животных. Импорт мяса в области составляет всего 1,2 — 1,3% от общего потребления, это в основном деликатесы и другие эксклюзивные продукты премиум-сегмента. Существенно снижен импорт молочной продукции (около 3,5%), в том числе за счет строительства комплексов. Однако это не значит, что проблемы импортозамещения в региональном АПК решены полностью: здесь недостаточно производится сыров, яблок, рыбы, овощей, особенно тепличного производства. И все же эффективность импортозамещения в областном АПК очевидна: рынок насыщен необходимыми товарами, доля импортных продуктов в их потреблении не превышает 3%, созданы условия для формирования цен на приемлемом уровне, выделена группа социально-значимых товаров, цены на которые находятся под контролем антимонопольных органов, повышается занятость населения и доходы, регион выступает крупным поставщиком продовольствия и в другие регионы страны, особенно зерна, сахара, мяса свинины и курятины. Региональная программа импортозамещения в том числе и продукции АПК продолжает успешно реализовываться, намечено восстановить курское садоводство, расширить производство овощей, в том числе за счет строительства тепличных комплексов, развивать рыбное хозяйство, хранилища.
Последние десятилетия российская наука характерна недостаточной работой ученых, компаний, органов управления в области формирования эффективного импортозамещения, в том числе и в агропромышленном комплексе. В результате серьезно возросла зависимость отраслей, регионов и предприятий в части их обеспечения многими видами промышленной и сельскохозяйственной продукции — машинами, оборудованием, сельхозпродукцией овощами, фруктами, мясом, молочной и другой продукцией. Такая пассивность науки и бизнеса связана не только с кризисом российского аграрного комплекса, особенно животноводства, но и с более высоким качеством импортной продукции, ритмичностью ее поставок.
Тормозит прогресс импортозамещения недостаточный уровень конкуренции, слабые традиции бизнеса оперативно реагировать на спрос, отсутствие опыта быстрого создания новых, самых различных отраслей и производств, работы с широким ассортиментом товаров. Отрасли, в том числе и в агропромышленном комплексе заметно отличаются рентабельностью, сроками оборачиваемости капитала и уровнями окупаемости инвестиций, состоянием научно-технического развития, требованиями к квалификации работников, а отсюда и инвестиционной привлекательностью. Часто те, производства, которые не выгодны бизнесу, попадают в разряд импортозамещаемой продукции. Наконец, слабое решение этих проблем связано и с недостатками управления экономикой импортозамещения.
Каждая страна, а тем более, такая большая, как Россия, должна иметь всесторонне развитое, эффективное сельское хозяйство, способное и экспортировать свою продукцию и полностью удовлетворять собственные потребности, иметь высокий уровень продовольственной безопасности. Общество, особенно в переходной экономике, нуждается в особом социально-экономическом механизме, который бы делал импортозамещение выгодным делом для всех, как отечественных, так и зарубежных субъектов рынка — бизнеса, государства и работника. Оптимизация экономического роста, пропорций, социальный прогресс, повышение эффективности рынка возможны только при существенной роли государства, которое располагает множеством эффективных инструментов воздействия на рынок и бизнес. Государство призвано активно участвовать в формировании всех видов безопасности общества экономической, финансовой, продовольственной, социальной, в том числе и за счет бюджетных средств.
Опыт развитых стран ЕС свидетельствует о масштабной поддержке аграрного сектора государством, путем выделения значительных субсидий, дотаций и компенсаций (от 280 до 4000 евро на гектар), широко распространенной является и практика, строительства за счет государства дорог, холодильников, возмещение более 50 % стоимости купленной техники, оборудования. Российский аграрный сектор, получая такие субсидии тоже мог бы успешно развиваться, в том числе и по пути импортозамещения и диверсификации экономики, но для этого в совершенствовании нуждаются инструменты поддержки села, налоговая система, они должны стимулировать диверсификацию производства, а также инновационные проекты по импортозамещению.
В принципиальных изменениях нуждается и общая стратегия бизнеса, если последние 20 лет российский бизнес предпочитал наращивать силы в торгово-финансовой сфере, то в условиях нового этапа, характерного острой конкурентной борьбой на мировом рынке, он должен все больше внимание уделять материальному производству, в том числе и АПК, созданию и расширению новых материальных отраслей и производств, наращиванию готовой к потреблению продукции, расширению экспорта, часто очень выгодному, переходу от преимущественно торгово-банковского капитализма к промышленному.[5]
После недавних событий, произошедших с февраля по апрель 2014 года, когда полуостров Крым вошел в состав РФ, отношения между Россией и странами ЕС и США сильно ухудшились. Правительство США и стран Европейского союза стали применять по отношению к России жесткие экономические санкции (замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, запрет на сотрудничество с различными российскими организациями).
Данные действия со стороны ЕС и США негативно отразились на их взаимоотношениях с Россией. Неутихающие события на Украине, введение различных санкций со стороны ЕС и других стран подтолкнули Москву ввести продовольственное эмбарго.
Эмбарго было принято 6 августа 2014 года; под его действие попали страны ЕС, США, Австралия, Канада и Норвегия. Общий объем запрещенного для ввоза товара оценивается в 9 млрд долл., т.е. ущерб, нанесенный импортерам, очень велик. Огромное количество аналитиков попыталось оценить последствия введенного Россией запрета на ввоз продовольственных товаров. Многие считают, что это нанесет огромный ущерб не только зарубежным странам, но и России, другие полагают, что Россия получит огромную пользу от вводимых запретов.
Так, например, по сообщению Правительства РФ, почти 85% всех товаров, которые попали под запрет, можно будет импортировать из других стран (в частности, из стран СНГ и Латинской Америки) или закупать у отечественных производителей.
Конечно, все товары заменить полностью не получится, а отечественные производители пока не могут поставить на рынок такой же качественны товар, как зарубежные аналоги (в частности, детское питание и питание для больных сахарным диабетом), но, по мнению Правительства РФ, данные отрасли выйдут на качественный уровень через 1,5-2 года. В начале сентября 2014 года начались переговоры с Сербией по налаживанию торговых отношений, которая сможет импортировать в нашу страну огромное количество молочной и плодоовощной продукции.
Таким образом, речь идет о целенаправленной государственной политике импортозамещения, которая при прочих равных условиях повысит экономическую, в т. ч. продовольственную, безопасность нашей страны, что, в свою очередь, повысит диверсификацию структуры экспорта.[6]
Цель политики импортозамещения — увеличение производства собственной сельхозпродукции. Премьер-министр Медведев А.Д. заявил «Курс по импортозамещению не сиюминутный порыв, а четкая стратегия…» [1]
В контексте импортозамещения и обеспечения продуктовой безопасности важно кредитование проектов в агропромышленном комплексе. Например, в январе 2015 года ВЭБ в рамках расширения существующего проекта выделил «Мираторгу» первый транш кредита на увеличение мощности производства на 425,8 млн долларов сроком на 15 лет. Общая стоимость проекта по расширению производства говядины составляет 871,5 млн долларов, кредит Внешэкономбанка $742 млн, предоставляемый двумя кредитными линиями в объеме $425,8 и 316,2 млн сроком на 15 лет. [2]
Заключение
В ходе написания курсовой работы мной были раскрыты основные цели и задачи аграрной политики и ее роль в национальной экономике.
На основе теоретических данных можно сделать вывод, что аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства.
В современных экономических условиях важную роль играют инструменты государственного регулирования аграрного сектора экономики. В своей работе я рассмотрела субсидирование и налогообложение, т.к. эти инструменты способствуют развитию аграрного сектора и обеспечению конкурентоспособности товаропроизводителей на рынке.
В связи с введением санкций со стороны США и ЕС, в России наиболее широко разрабатывается политика импортозамещения. Ее основной задачей является эффективное замещение импортной продукции на отечественную.
Вступление России в ВТО надо рассматривать как результат нахождения баланса между преимуществами и недостатками членства в ВТО. Необходимо совершенствовать общеэкономический климат, в том числе инвестиционный.
Также необходимо сказать о том, что вступление в ВТО не означает существенного изменения сельскохозяйственной политики.
Литература
Официальные документы
1.Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы. от 19 декабря 2014 г. № 1421
Статьи из газет и журналов
1. Михайлушкин П.В. Основные приоритеты аграрной политики России // Научный журнал КубГАУ. 2013. №90(06).
2. Семыкин В.А. , Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии . 2014. №7
3. Ефимова Е.А. Мировой опыт социального регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики // Научный журнал КубГАУ . 2011. №74. С.521-536.
4. Киселев С. Влияние вступления в ВТО на сельское хозяйство и продовольственный сектор в России // 2013.
5. Сидоренко В., Михайлушкин П., Устич А. Приоритеты аграрной политики России // Международный с.х. журнал. 2011. № 3.
6. Сидоренко В., Михайлушкин П. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики России // Международный с.-х. журнал. 2011. № 6.
7. Основные направления и механизмы адаптации российского АПК к правилам ВТО / / В.В. Сафронов, В.П. Терехов, А.В. Боев, Н.О. Шумакова. — Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014.
Ресурсы интернет
1. Http://ria.ru/politics/20141008/1027399622.html
2. Http://agromedia.ru/news.aspx?Type=7&id=22110
3. Http://finance.rambler.ru/news/economics/159102476.html
4. Https://ru.wikipedia.org/wiki/Субсидия
5. http://inosmi.ru/russia/20131114/214780815.html
6. http://www.nalog.ru/rn77/ip/ip_pay_taxes/sh_esn/