Мы живем в интересное время, во время активного формирования экономики и проведения экономических реформ. Экономика неотъемлемо связана с жизнью каждого из нас, т.к. все мы трудимся — создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Но потребители — это лишь одна сторона рынка, а на другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.
Актуальность
Объектом изучения в данной работе выступает экономический закон.
Целью данной работы является исследование закона предложения и анализ факторов, влияющих на предложение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие предложение.
- Рассмотреть факторы, влияющие на величину предложения.
Проанализировать закон предложения и факторы, влияющие на него на практических примерах.
1.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1 Сущность и структура предложения
Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются на рынке. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?
Покупатели, лишь одна сторона рынка, на другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.
Предложение — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже; и наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.
1.2 Закон предложения
Каждая из ряда цен, определяющих предложение, будет называться ценой предложения. Между ценой и количеством продукта существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения, а со снижением цены предложение сокращается. Данная зависимость получила название закона предложения, который также можно представить графически. График предложения получил название кривая предложения (Рисунок 1).
Распределение налогового бремени при разной эластичности спроса ...
... эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. ... налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования, а также проблема распределения налогового бремени в обществе. Эластичность ... актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного ...
Рисунок 1- Кривая предложения
Кривая строится в системе координат предложение (S) — цена (Р): при снижении цены число производителей, продающих свой товар, уменьшается и наоборот, при её росте — увеличивается.
1.3 Факторы, влияющие на предложение
предложение неценовой рынок
Предложение — это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Существуют неценовые факторы, которые оказывают влияние на величину предложения.
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:
- цены на ресурсы;
- уровень технологии производства;
- налоги и дотации;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
- ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
- число продавцов.
Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
Налоги и субсидии
Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
Ожидания производителей
Количество производителей (степень монополизации рынка).
Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Изменение одной из указанных детерминант приводит к смещению графика предложения продукта вправо или влево в зависимости от увеличения или уменьшения предложения, тогда как изменение цены приводит к передвижению из одной точки в другую на неизменной кривой предложения (Рисунок 2).
Рисунок 2- Кривая изменения предложения
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Рассмотрим закон предложения на примере компании ТД Хладотерминал по продаже рыбы (горбуша) в период 2012-2013 года.
Таблица 1 — Изменение цен за 2011-2013 год
Цена рыбы (руб. за кг) |
Предложенное количество рыбы (млрд. кг в год) |
89 |
2,6 |
72 |
2,5 |
69 |
2,0 |
Рисунок 3 — Закон предложения на рыбу
Кривая предложения имеет положительный наклон. Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.
Объяснение первое, Объяснение второе, Объяснение третье
Проанализируем так называемые «неценовые факторы предложения».
- Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства;
- за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо.
Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
— Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличится предложение.
Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
— Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
— Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
— Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
— Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество состоит из потребителей и каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок, это заставляет фирмы учитывать коллективное мнение потребителей, когда они решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить.
Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет — фирма может и разориться (или потерять часть прибыли).
Этот механизм согласовывает объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Описанный механизм действует на рынке не только потребительских товаров, но и на рынке товаров производственного назначения, так как они применяются в производстве товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей.
Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением. Потребитель, лишенный этой свободы, не сможет своим поведением «сигналы» производителю, что и в каких количествах следует производить, а что нет.
Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других — меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, черные рынки, спекуляция и т.д.
Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества; лекарственные препараты с тяжелыми побочными действиями и т.п.).
1. Микроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2002. — 427 с.
- Экономика: Учебник /Под ред. А. С.Булатова. — М.: Юрайт, 2000. — 896с.
- Е.Ф.
Борисов. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд.,- М.: Юрайт — Издат, 2007. — 399 с.
- Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: 2000. — 253с.
- Гальперин В.М.
и др. Микроэкономика. СПб.: 2001. — 365с.
- Микроэкономика : Учебник для вузов / Под ред. М. Яковлевой. — СПб.,1998. — 367 с.