1 Роль государства р рыночной экономике.
2 Производительные силы и производственные отношения.
3 Неоклассическое направление экономической мысли.
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но всё же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.
Государство и рыночные структуры
... рыночных структур. Тем не менее, он остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции. ... к продавцу (производителю). 2. Индекс концентрации. Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ...
Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику в различных странах неодинакова.
Функции государственного регулирования.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.
Можно выделить следующие функции государства:
- Стимулирование сбалансированного экономического роста
- Обеспечение занятости
- Регулирование цен
- Создание правовой основы
- Распределение ресурсов
- Регулирование рынка труда
- Обеспечение социальной защиты
- Сохранение и улучшение окружающей среды
- Региональная политика
- Реализация национальных интересов
Государство выполняет свои функции, применяя методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:
Во-первых , исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.
Во-вторых , влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
Совершенствование форм и систем оплаты труда персонала (на примере ...
... предприятия. Произведен анализ форм и систем оплаты труда работникам комбината школьного питания. В третьей главе предложны мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда и произведен расчет их социально-экономической эффективности. Структура и объем работы. Работа ...
В-третьих , экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
В-четвёртых , государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
В-пятых , необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
1) свои расходы,
2) налогообложение,
3) регулирование,
4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы
налогообложение.
Государственное регулирование, Государственное предпринимательство
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
2 Производительные силы и производственные отношения
В любой экономической системе существует два вида отношений: людей к природе и людей друг к другу. В соответствии с этим подходом можно выделить две крупные подсистемы: производственные силы и производственные отношения. Каждая из них является ложной системой, со своими частями, элементами, связями и отношениями.
Производительные силы
В качестве элементов производственных сил выступают люди и средства производства. Производственные силы изучают различные науки. Экономическая теория рассматривает общественную природу производственных сил, уровень и характер их развития, структуру и функции.
Уровень производительных сил –, Характер производительных сил
Структуру производительных сил образуют:
- материальные производительные силы. Они представляют собой совокупность личного и вещественного и вещественного факторов производства в их взаимосвязи и взаимодействии;
— духовные производительные силы. Поскольку средства производства могут быть включены в общественное производство только тогда, когда к ним приложен живой труд, то главной производительной силой являются люди с их знаниями, опытом, навыками к труду.
- общественные производительные силы. К ним относится производительная сила совместного труда, обусловленная разделением и кооперацией труда. Этот вид производительных сил отражает их общественную природу.
В процессе труда, на основе отношений людей к природе, складываются и определённые взаимоотношения людей, которые обусловлены производством материальных и духовных благ, услуг, а потому называются производственными.
Производственные отношения
Трансформация экономических систем: моделирование состояний равновесия
... состояний равновесия альтернативных экономических систем Сравнение идеальных состояний равновесия в рыночной экономике и в командном хозяйстве ... субъект снова начнет движение к равновесной точке Р, но опять из- ... состоянии равновесия указанная противоречивость исчезает. Тогда действие экономического рычага можно назвать экономическим стимулом, или экономической силой. В рыночной экономике экономические ...
Субъектами
В экономической системе в качестве субъектов производственных отношений выступают ассоциированные субъекты хозяйствования и субъекты собственности: государство, фирмы, домашние хозяйства. Поэтому можно выделить следующие виды производственных отношений:
- между отдельными государствами (международные производственные отношения);
- между государством и фирмами;
- между отдельными предприятиями;
- внутри предприятия между его подразделениями;
- между государством и домашними хозяйствами и др.
Причиной возникновения отношений между экономическими субъектами являются присущие им потребности и интересы (Интересы — объективная направленность деятельности людей по удовлетворению своих потребностей).
Благодаря наличию интересов люди вступают в совместную производственную деятельность и обмениваются результатами этой деятельности, т.е. вступают в производственные отношения.
Производственным отношениям присущи такие качества, как объективность, материальность, историчность.
Объективность означает независимость от воли и желания людей. Однако особенность производственных отношений заключается в том, что они могут существовать только в субъективных действиях участников производства.
Материальность проявляется в производственном (зависимом) характере отношений от разделения и организации труда в обществе.
Историчность есть принадлежность производственных отношений к конкретной экономической системе, их развитие во времени.
В системе производственных отношений можно выделить два крупных блока: организационно-экономические и социально-экономические отношения. Оба вида отношений тесно переплетены.
Организационно-экономические отношения, Социально-экономические отношения
Историческим предшественником этого направления явилась классическая политическая экономия ХVII – XVIII вв., которая исследовала производство, искала “естественные законы ” развития общества, отстаивала экономическую свободу и выступала за ограничение вмешательства государства в экономику. Само же неоклассическое направление в экономической науке обозначилось в последней трети XIX в.
Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из её субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики – прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики, выдвигая на первый план частную инициативу и свободу частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с позиции неоклассиков, есть главные условия динамизма и эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории отдельная фирма, отдельный потребитель, проблемы максимизации прибыли и минимизации затрат, т.е. то, что принято называть “макроэкономикой”. Основу неоклассической теории составили разработки трёх научных школ:
Экономическая неоклассическая теория
... эволюцию и ценность в экономической теории. 2. Соотношение предмета и метода в неоклассике. 3. Анализ отношения неоклассического подхода к производственной мысли. 4. Уточнение понятия «экономического человека» в неоклассическом подходе. Методологической и ...
- австрийская (теория предельной полезности) во главе с К. Менгером, О. Бём-Баверком и Ф. Визером;
- кембриджская (теория частичного равновесия) во главе с А. Маршаллом;
- лозаннская, она ещё называется математической (теория общего равновесия) во главе с Л.
Вальрасом, В. Парето.
неоклассическое направление экономической мысли
Отличительными чертами «неоклассической» школы являются:
- преимущественное внимание к вопросам организации денежного обращения и чисто рыночных отношений в экономике;
- максимальное ограничение «вмешательства» государства в управление хозяйственной деятельностью.
Для представителей школы «Хайека-Фридмена» фундаментальным «постулатом» служит тезис о том, что частное предпринимательство при любых условиях, якобы, более эффективно, чем государственный менеджмент. Поэтому максимальная приватизация объектов экономической жизни выступает для «неоклассицистов» как наиболее необходимая предпосылка успеха в экономике.
Эту школу экономической мысли можно было бы с полным основанием охарактеризовать как проявление типичного «монетарно-рыночного фетишизма», поскольку главным критерием экономической эффективности здесь выступает обеспечение максимально быстрого оборота денежных средств и достижение таким путем наибольшей прибыльности во всех сферах экономики.
ИИТ “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ”.
по экономической теории
заочное отделение
факультет – ИСиТэ