Институциональная возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу — классический либерализм.
Современный институционализм возник не на пустом месте. У неоинституционалистов были предшественники — представители «старого», традиционного институционализма, которые также пытались наладить связи между экономической теорией и правом, социологией, политологией и т. д. Однако между взглядами «старых» институционалистов (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) и неоинституционалистов есть, по крайней мере, три коренных различия.
Во-первых, «старые» институционалисты (в частности, Дж. Коммонс в «Правовых основах капитализма») двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе. Неоинституционалисты идут прямо противоположным путем — изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической экономической теории и прежде всего с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.
Во-вторых, «старый» институционализм базировался, прежде всего, на индуктивном методе, шел от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась. Институты здесь анализировались без общей теории, в то время как ситуация с основным течением экономической мысли была, скорее, обратной: традиционная неоклассика была теорией без институтов. В современном институционализме положение коренным образом меняется: неоинституционализм использует дедуктивный метод — от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни. Здесь сделана попытка анализировать институты на базе единой теории и внутри нее.
В-третьих, «старый» институционализм как течение радикальной экономической мысли преимущественно обращал внимание на действия коллективов (в первую очередь профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм ставит во главу угла независимого индивида, который сам, по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.
Генезис экономической теории
... наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — "Теория нравственных чувств". Он — автор "Истории цивилизации Англии". А. Смит вошел в историю экономической мысли ... ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — ...
Общая характеристика «традиционных течений» институционализма:
- Подход к экономике с точки зрения Общего, целого: «холизм»
- Единицей анализа является государство, система, сложившиеся традиции, инстинкты, привычки
- Человек не принимает решения рационально, суверенно, а действует: по приказу;
- по инерции;
- по привычке.
- Человек подчиняется правилам, которые воспринимает как данность
- Эта система правил первична по отношению к отдельному человеку
- Этот подход критически направлен против классической и неоклассической теории. Против методологического индивидуализма[1].
Новый институционализм и неоинституционализм — два родственных направления в современной экономической науке — новая институциональная экономическая теория (new institutional economics) и неоинституциональная экономическая теория (neoinstitutional economics).
Общую концептуальную основу обоих этих направлений составляет использование категории трансакционных издержек для анализа и сопоставления различных типов контрактных соглашений и институциональных структур. Опора на достижения теории трансакционных издержек отличает данные научные направления как от «классического» институционализма (представленного в работах Т. Веблена, У. К. Митчелла, Дж. Р. Коммонса и др.), так и от традиционной неоклассической экономической теории, опирающейся на предположение о нулевом уровне трансакционных издержек.
Ключевое расхождение между новой институциональной экономической теорией, основоположником которой является О. Уильямсон, и неоинституциональной экономической теорией, идеи которой нашли наиболее полное отражение в многочисленных работах Д. С. Норта, лежит в сфере используемой методологии. Новая институциональная экономическая теория опирается на два базовых методологических постулата, расходящихся с основными положениями методологии традиционной неоклассической теории.
Во-первых, это существенное ослабление предпосылки о рациональности хозяйствующих субъектов, предполагающее невозможность заключения полных (учитывающих все возможные обстоятельства) контрактов. Соответственно, постулат об оптимизирующем поведении агентов рынка заменяется на постулат нахождения удовлетворительного результата, а в фокусе внимания оказывается категория «отношенческих контрактов», то есть контрактов, фиксирующих общие правила взаимодействия сторон сделки по адаптации структуры их взаимных отношений к меняющимся условиям.
Во-вторых, неизбежное в этих условиях расхождение между условиями контрактных соглашений на стадии их заключения и выполнения обусловливает необходимость изучения контрактации как целостного, протекающего во времени процесса. Таким образом, новая институциональная экономическая теория отличается от неоклассической не только введением в анализ категории трансакционных издержек, но и модификацией некоторых основополагающих методологических принципов при сохранении других (в частности, не подвергается сомнению неоклассический постулат о строгой ориентации индивидов на следование собственным интересам).
Место и роль специфических активов в экономической теории
... иллюстративным примером.[1] Значительное количество концептуальных исследований, подчеркивающих роль специфичности активов, рассматривает экономическую организацию как результат стремления «особым отличительным способом объединить трансакции ... 1990), которые утверждали следующее: в отличие от основных положений теории трансакционных издержек, на самом деле человеческая природа такова, что для нее ...
Напротив, неоинституциональная экономическая теория опирается на те же методологические принципы, что и традиционная неоклассическая экономическая теория — то есть на принципы рационального оптимизирующего поведения экономических субъектов в условиях заданной системы ограничений. Особенность концептуального подхода, свойственного неоинституциональной экономической теории, заключается в интеграции категории трансакционных издержек в структуру неоклассического анализа, а также в расширении категории ограничений за счет учета конкретных особенностей структуры прав собственности[2].
Новая институциональная и неоинституциональная теории представляют собой альтернативные подходы к изучению вопросов, связанных с существованием трансакционных издержек и специализированных контрактных структур, обеспечивающих их минимизацию. При этом в центре внимания обоих направлений находится проблема экономической организации.
В рамках нового институционализма получила дальнейшее развитие выдвинутая Р. Коузом идея о том, что фирмы представляют собой сеть контрактов между собственниками факторов производства, ориентированную на минимизацию трансакционных издержек взаимодействия между экономическими субъектами. Исходная позиция Коуза была реинтерпретирована с точки зрения понимания фирмы как контрактной коалиции собственников ресурсов (А. Алчян, Г. Демсец), в рамках которой принципиальное значение имеет возможность мониторинга поведения каждого индивидуального собственника с целью предотвращения оппортунистического (противоречащего условиям контракта) поведения. В центре изучения вопросов внутрифирменного управления находится так называемая проблема агентских отношений, связанная в первую очередь с конфликтом интересов между собственниками фирмы и ее менеджерами, выступающими в роли агентов, исполняющих поручения собственников (М. Дженсен, У. Меклинг, Ю. Фама).
Наличие положительных издержек контроля за поведением менеджеров обусловливает возможность оппортунистического поведения с их стороны, связанного с отклонением от стратегии максимизации прибыли в пользу стратегии максимизации личного благосостояния менеджеров, их статуса и др.
Изучение экономической организации является центральным аспектом исследований в рамках новой институциональной экономической теории (О. Уильямсон, С. Гроссман, Э. Харт, Б. Холмстром и др.).
Само понятие институтов связывается в ней в первую очередь с механизмами управления контрактными отношениями. Напротив, трактовка институтов в неоинституциональной традиции (Д. Норт, А. Алчян, Б. Вайнгаст, К. Шепсли, Э. Фуруботн) более близка к «классическому» институционализму; под институтами понимаются формальные (контрактарные, юридические) и неформальные (конвенциональные, традиционные) правила и нормы, регулирующие поведение людей как в хозяйственной сфере, так и вне ее (в новой институциональной экономической теории данные факторы рассматриваются как часть «институциональной среды» и остаются главным образом на периферии анализа).
Экономический рост. Теория переходного периода. Мировое хозяйство ...
... и качестве людских, природных ресурсов, основного капитала и существующей технологии. Рис. 1 Экономический рост Относительно необходимости экономического роста ... транснациональные корпорации международные организации и институты Объектом мирового хозяйства ... торговля кредитно-денежные отношения научно-техническая и производственная систематизация система транспорта и связи Основные предпосылки и ...
Сочетание более широкого понимания институтов и использования неоклассической методологии обусловило широкие возможности обобщения экономического подхода применительно к его использованию в новых сферах исследования. В первую очередь это относится к совместному рассмотрению экономических, юридических и политических институтов, связанных с фиксацией и регулированием прав собственности, а также к применению принципов для изучения деятельности организаций, действующих в неэкономической сфере.
Исследования при этом ведутся по трем направлениям:
1. Изучение характеристик равновесных исходов и влияния, которое оказывают на них изменения в структуре ограничений, связанных в первую очередь с изменением прав собственности и величины трансакционных издержек.
2. Анализ структуры равновесных контрактов на экономических и «неэкономических» рынках, возникающей в результате конкурентного отбора альтернативных форм контрактации в условиях системы ограничений, заданной структурой прав собственности и трансакционных издержек.
3. Изучение равновесной структуры социальных и политических институтов, возникающей в результате контрактарного взаимодействия индивидов. В отличие от двух первых направлений исследований, имеющих близкие параллели в новой институциональной экономической теории применительно к изучению проблем экономической организации, исследование равновесной структуры социальных и политических институтов является специфической чертой неоинституциональной экономической теории[3].
Другим важным направлением исследований, специфичным для неоинституциональной экономической теории, является сравнение альтернативных институциональных структур с точки зрения обеспечения экономической эффективности на макроуровне. В данном контексте традиционный для нового институционализма критерий эффективности — обеспечение минимального уровня трансакционных издержек за счет , создания условий для оптимального учета необходимой для принятия хозяйственных решений информации и т. д. — используется для оценки сравнительной эффективности хозяйственных систем[4].
В настоящее время и в рамках новой институциональной экономической теории, и в рамках неоинституциональной экономической теории разработан широкий спектр моделей, предполагающих возможность эмпирической . Проверка и совершенствование этих моделей составляет основу для дальнейшего параллельного развития двух теоретически близких направлений нового институционализма.
Институциональные изменения — это сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях в способах и эффективности принуждений к исполнению правил и ограничений. Более того, процесс институциональных изменений обычно носит инкрементный, а не дискретный характер. Объяснение того, как и почему происходят инкрементные изменения и почему даже дискретные изменения (такие, как революции и завоевания) никогда не являются абсолютно дискретными, состоит в укорененности неформальных ограничений в обществе.
Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к созидательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития[5].
Динамика экономических систем: институциональный аспект
... институты и контрактные формы, которые оказались наиболее эффективными. Целью работы является исследование изучение «Динамики экономических систем: институциональный аспект». Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: Раскрыть - модель институциональных изменений ...
Все типы институциональных изменений, которые описаны в экономической литературе можно сгруппировать так:
1. Инкрементные институциональные изменения за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижает трансакционные издержки для членов группы.
2. Эволюция институтов. Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.
3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их «импорте»[6].
Объяснение способа институционального отбора можно привести в зависимость от предельной выгоды (количество блага/ издержки) от применения того или иного института:
1. В расширенном порядке закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих в рамках их правил и ограничений, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт. Причем группа, по всей видимости, должна быть большая, следуя традиционной теории групп. Действия в рамках таких институтов будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения правил и ограничений, предписываемых институтом нет необходимости для насилия или какого-либо другого принуждения. Здесь выбор индивиды делают сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача от института индивидуализированной собственности, или системы свободной контрактации, или рыночного обмена.
Рис. 1. Возрастающая предельная отдача от института
2. Также может наблюдаться преимущественно убывающая отдача от следования правилам и ограничениям того или иного института. Хотя для узкого круга лиц предельная отдача может наблюдаться положительной, при увеличении круга лиц, входящих в сферу действия этого института, предельная отдача непременно снижается. Примером здесь могут служить институты распределения экономических благ и льгот в командной экономике. Следование таким институтам невозможно без принуждения (по крайней мере, в довольно длительном периоде).
Рис. 2. Убывающая предельная отдача от института[7]
Можно выделить два типа институциональных изменений: эндогенные и экзогенные. Эндогенными, по нашему мнению, являются такие трансформации институциональной структуры экономики, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов.
В свою очередь, экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными и чаще всего проявляются при импорте институтов. Импорт институтов возможен только тогда, когда вектор развития имеющихся “отечественных” институтов совпадает или, по крайней мере, не противоречит требованиям сознательно внедряемых институтов. Экзогенные институциональные изменения осуществляются и в том случае, когда институты конструируются на основании мыслительных конструкций, идеологий и теоретических построений, которые нигде не существовали на практике. Примером этому может служить конструирование нового общества и новой экономики после Октябрьской революции в России 1917 года[8].
«Защита прав соотечественников за рубежом: состояние законодательства ...
... российских регионов». Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в ... работы здесь, переселенцы могут пополнить московский рынок труда и т. п.). В ходе осуществления дипломного исследования ... учета мнений самих мигрантов. Руководствуясь этим принципом, ...
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.
В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам, согласно которому, институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры (прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, хозяйственного и, в частности, трудового законодательства и т. д.), в которой данное действие осуществляется. По мере того, как институты внедряют или усваивают более эффективные методы работы (оцениваемые обычно с точки зрения трансакционных издержек), их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечивать повышение благосостояния. Инженерный подход к исследованию институтов не следует отождествлять, путать с инженерным подходом в экономической теории, который реализуется в работах Курно, Эджуорта, Вальраса, пытавшихся решить проблемы, связанные с функционированием рынков. Этот подход в современной экономической науке получил отражение в теории общего равновесия Эрроу-Дебре[9].
Исследование институциональных изменений не может вестись без пересмотра ортодоксальной модели «экономического человека». В институциональной экономике как базовые поведенческие предпосылки используются понятия ограниченной рациональности и оппортунизма, тем самым значительно расширяя рамки привычной в неоклассической школе модели «экономического человека», в которой индивид рассматривается как «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек».
«Ограниченная рациональность» – познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Концепция ограниченной рациональности служит стимулом к исследованию институтов. Следовательно, принятие этой предпосылки расширяет круг проблем, входящих в предмет экономической науки.
Использование предпосылки ограниченной рациональности в экономическом анализе позволяет исследовать такой экономический феномен как ухудшающий отбор. Механизм функционирования этого явления может служить полезной аналогией при изучении институциональных изменений в экономике.
«Теория и история менеджмента», специальных журнальных изданий ...
... Список рекомендуемой кафедрой основной и дополнительной литературы по дисциплине «Теория и история менеджмента», специальных журнальных изданий и электронных ресурсов приведен в конце Методических указаний. На каждой странице эссе должны быть ссылки ...
Следствием ограниченной рациональности является наличие частичной информации у агента во время переговоров, в ходе которых вырабатываются условия контракта. Это делает невозможным функционирование рынков обычного типа в тех случаях, когда издержки оказания услуг зависят от тех характеристик покупателя услуг, которые известны лишь ему самому, или когда покупки зависит от аналогичных характеристик продавца[10].
Как уже отмечалось, институты также проходят отбор в результате действия метаконкуренции, т. е. конкуренции институтов. Только в отличие от обычных рынков, где формируются рыночные цены, которые детерминируют оптимальные пропорции производства, на институциональном рынке происходит отбор институтов в зависимости от их способности охватывать наибольшее количество взаимодействий рыночных агентов при сравнительно низком уровне трансакционных издержек. Но это верно только для «конкурентного» институционального рынка. «Неконкурентный» институциональный рынок может приводить к ухудшающему отбору институтов и консервации данной ситуации в виде устойчивого но неэффективного равновесия (или неравновесия)[11].
Такова характеристика основных видов институциональных изменений.
Вопросы:
В соответствии с подходом Уильямсона к анализу трансакций охарактеризуйте форму управления трансакциями между компанией «Стройтэкс» и подрядчиками.
- Как называется такая форма управления трансакциями?
- Выделите параметры трансакции между компанией «Стройтэкс» и подрядчиками. Аргументируйте свой ответ.
- Как параметры трансакции влияют на выбор формы управления ею?
Уильямсон выделял следующие формы управления трансакциями исходя из специфичности товара и регулярности сделки:
1) Разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке.
2) Повторяющийся обмен массовыми товарами.
3)Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы.
4) Инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.
Если подрядчик работает с компанией «Стройтэкс» на постоянной основе, то такая сделка будет относиться к типу «повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы», т. к. предоставленные услуги для «Стройтека» будут уникальными, применимыми только в сфере строительства, в случае нескольких (серийных) случаев сотрудничества характер сделки, безусловно, будет являться повторяющимся.
Если же подрядчик будет выбран для разовой сделки и больше «Стройтэкс» к их услугам прибегать не будет, то такая сделка будет относиться к типу: «разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке», либо же «инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы».
В первом случае повтора сделки не будет из-за возможности выбора более выгодных подрядчиков в будущем или же из-за неудовлетворенности качеством предоставленных услуг, благодаря которому «Стройтэкс» предпочтет избегания повторного сотрудничества.
Во втором случае характер предоставленных услуг будет уникальным не только в сфере общих экономических отношений (характерных только для строительной сферы), но и для самой строительной сферы (например, предоставление эксклюзивного материала для отделки стен).
При этом, пока сохраняется данная уникальность предоставленных товаров и услуг, даже при повторе сотрудничества управление сделками будет носить такой же характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008.
Перспективы развития электронных денег в России
... курсовой работы является раскрытие понятия об электронных деньгах, анализ современного рынка электронных денег в России и прогнозирование сценариев его развития. Исходя из цели, задачами являются: изучение теоретических основ существования явления электронных денег; ... и обращение электронных денег вне банковской системы (это может быть связано с низкой защищенностью общественных точек доступа в ...
2. М., А. Институциональная экономика. М.: Питер, 2012.
3. И. Институциональная экономика. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010.
4. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007.
5. Виды трансакционных издержек (по О. Уильямсону).
[Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. financetheory. ru/
6. Институционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. grandars. ru/
7. Институционализм старый и новый: единство и различие. Развитие старого (традиционного) институционализма. Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Коммон. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://antonyaz. do. am/
8. Институциональные изменения. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://institutional. narod. ru/
9. Институциональные изменения. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. nnre. ru/
10. Механизм институциональных изменений. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http:///
11. Неоинституционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. tinlib. ru/
12. Новый институционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. megabook. ru/
[1] Институционализм старый и новый: единство и различие. Развитие старого (традиционного) институционализма. Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Коммон. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://antonyaz. do. am/
[2] Институционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. grandars. ru/
[3] Неоинституционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. tinlib. ru/
[4] Новый институционализм. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. megabook. ru/
[5] Механизм институциональных изменений. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http:///
[6] Институциональные изменения. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://institutional. narod. ru/
[7] Институциональные изменения. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www. nnre. ru/
[8] Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007.
[9] М., А. Институциональная экономика. М.: Питер, 2012.
[10] И. Институциональная экономика. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010.
[11] А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008.