Государственный бюджет и налоговая система

1. Государственный бюджет

Государственный бюджет имеет три основных вида:

  • Федеральный бюджет;
  • Региональные бюджеты (бюджеты субъектов Российской Федерации);
  • Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

На долю федерального бюджета должно приходиться не менее 50 % собранных налогов и сборов от части, полагающейся консолидированному бюджету РФ.

Под бюджетным федерализмом понимают систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления, которая функционирует на разных уровнях бюджетного процесса.

Принцип бюджетного федерализма представляет собой законодательное разграничение полномочий между органами власти различных уровней по формированию бюджета; обеспеченность законодательных органов власти всеми необходимыми ресурсами для ведения бюджетной деятельности; равенство взаимоотношений бюджетов различного уровня, а также равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; выравнивание доходов между бюджетами различных уровней, обеспеченность в ресурсах по отношению к бюджетам верхнего уровня; распределение доходов и расходов по разным уровням бюджетной системы и разделение регулирующих доходов.

В авторитарном государстве бюджет формируется в одном центре, а затем уже распределяется по регионам, а в федеральном государстве денежные средства поступают в консолидированный бюджет, который состоит из бюджетов разных уровней. При авторитарном режиме бюджетная система подвержены жесткому контролю, такое регулирование считается стабильным, так как денежные средства собранны в одном месте и их распределение и перераспределение становится более эффективным. В федеративном государстве формирование бюджета является более сложным, властью наделены бюджеты разных уровней, имеющие право принимать решения по поводу распределения и перераспределения доходов и расходов бюджета находящегося под их руководством.

2. Налоги

Налоги разных уровней, собираемые в отдельном регионе, различаются:

а) Степенью приоритетности при сборе. При установлении налогов учитывается фактическая способность экономического развития, поэтому в каждом регионе выбираются приоритетные отрасли и виды деятельность для взимания налогов.

6 стр., 2593 слов

Анализ изменений уровня инфляции в иностранных государствах

... для более более наглядного сравнения уровней инфляции в разных странах (рисунок 1). Рис. 1 «Инфляция за месяц» Из диаграммы видно, что инфляция в течении месяца в таких ... по стабилизации экономики Украины, что уже дало первые результаты: Стабилизация обменного курса, Соответствие платежного баланса условиям программы, Плавный рост депозитов в национальной валюте, Низкий уровень дефицита бюджета, ...

б) Местом сбора. Взимание налога происходит непосредственно в налоговых органах регионов субъекта и органах местного самоуправления, а затем она уже распределяются по бюджетам разных уровне.

в) тем, какой орган их собирает;

  • г) тем, какой орган их использует;
  • д) тем, какой орган их назначает.

Различают Федеральные органы власти, Региональные органы власти и Органы местного самоуправления, которые имеют право собирать, использовать и назначать (устанавливать) налоги. При установлении региональных налогов органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим НК РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

3. Задачи местных органов

Перед местными органами стоят следующие задачи:

  • а) строительство университета (выбрать принцип получаемых выгод);
  • б) реконструкция музея (выбрать принцип получаемых выгод);
  • в) сооружение теннисного корта (выбрать принцип платежеспособности);
  • г) капитальный ремонт городской больницы (выбрать принцип платежеспособности);
  • д) ремонт центральных автомагистралей города (выбрать принцип платежеспособности).

4. Внутренний долг

Внутренний долг — это долг государства своему населению. Государство в связи с выполнением государственных программ и заказов при нехватке финансирования привлекает средства населения с помощью ценных бумаг, что в свою очередь приносит дополнительный доход их владельцу и является источником дохода.

Способы измерения величины государственного долга:

  • величина нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов;
  • совокупный объем государственного долга;
  • величина расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Выплата процентов по внутреннему государственному долгу приводит к усилению неравенства в доходах среди населения, растет спрос на деньги на финансовом рынке.

Погашение внешнего госдолга приводит к увеличению эффективности экономики, нормализации доходов населения всех слоев, стабилизация налоговой системы и инфляции.

Рефинансирование госдолга отличается от погашения госдолга тем, что государство путем выпуска новых займов закрывает старую задолженность, но в итоге все равно остается в должниках.

Эффект “вытеснения” возникает из-за повышения рыночных процентных ставок, которое случается в случае финансирования бюджетного дефицита посредством выпуска государственных ценных бумаг на открытом рынке страны. При этом ставки процента возрастают, что увеличивает спрос на деньги, а центральный банк в это время ограничивает их предложение.

5. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие разных стран

федерализм государственный долг бюджет

Государства с развитой экономической системой стараются поднять величину налоговых поступлений, при этом идет возврат этих средств обратно в экономику, часть средств поступивших в бюджет идет на поддержание социально-культурной сферы. Поэтому в государствах с развитой экономикой и большой налоговой нагрузкой поступления в бюджет значительно выше, что и видно из представленного выше графика. В слабо развитых странах налоговая нагрузка невелика, соответственно и доходы бюджетов нам очень маленькие.

22 стр., 10522 слов

Государственный бюджет источники финансирования, состояние основные проблемы

... бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Тема курсовой работы: “Государственный бюджет: источники финансирования, ... государственному бюджету; проанализировать проблему дефицита государственного бюджета; изучить бюджетное устройство ...

Поступления в бюджет определяются конкретными экономическими условиями. Так, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Если у государства имеется значительный внешний долг, то финансирование дефицита бюджета лучше осуществлять с помощью кредитно-денежной эмиссии (монетизации).

Правительство может финансировать бюджетный дефицит двумя способами: продавая облигации или печатая деньги. Продажа облигаций населению не оказывает непосредственного влияния на денежную базу (а потому и на предложение денег), следовательно, явное воздействие на совокупный спрос отсутствует, и инфляционных последствий быть не должно. Эмиссия же денег, напротив, влияет на совокупный спрос и может вызвать инфляцию.

Инфляция развивается только при непрерывном увеличении денежной массы. Покрытие бюджетного дефицита с помощью эмиссии приводит к инфляции, если дефицит наблюдается в течение длительного времени. Сначала, если дефицит покрывается дополнительной денежной эмиссией, происходит увеличение предложения денег, смещающее кривую совокупного спроса вправо (при этом растет уровень цен).

Затем, если бюджетный дефицит еще не ликвидирован и требует дальнейшего финансирования, правительство вынуждено вновь увеличить предложение денег, и кривая совокупного спроса опять сместится вправо, что повлечет за собой повторный рост уровня цен. Этот процесс продолжается до тех пор, пока сохраняется бюджетный дефицит и правительство покрывает его путем выпуска денег. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег влечет за собой устойчивую инфляцию.

Если государственный внешний долг не велик, то финансирование дефицита бюджета осуществляется с помощью долгового финансирования. В результате этого способа дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании возникает внешний и внутренний долг государства. Применение долгового финансирования определяется значительно меньшими негативными последствиями для экономики страны.

б) Финансирование дефицита бюджета при высокой инфляции можно осуществить с помощью внешних источников. Происходит это за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

При низкой инфляции возможно использование двух способов одновременно — эмиссионный и долговой, то есть финансирование дефицита бюджета за счет денежно кредитной эмиссии и заимствований у населения страны.

14 стр., 6734 слов

Расходы региональных бюджетов: особенности финансирования и роль ...

... Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию ...

в) Для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы (увеличение государственных трансфертов), провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Поэтому такой метод регулирования является несостоятельным.