Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды
1. Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования монополизация экономика потребитель
Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма — это прежде всего специализация и связанная с ней концентрация производства.
Монопольно высокая прибыль на товарном рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции. Монополии получают более выгодные условия реализации продукции на товарном рынке, возможность закупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах.
Монополизация рынка достигается путем концентрации производства или продаж какого-либо товара сравнительно небольшим числом крупных хозяйствующих фирм. Уровень производственной концентрации определяет положение, которое занимают на рынке крупные поставщики товаров или услуг. Это концентрация продавцов. Если значительная часть товаров приобретается незначительным числом потребителей, то это — концентрация покупателей. Наконец, можно говорить о концентрации собственности в руках определенного числа юридических или физических лиц, владеющих акциями или долями собственности акционерного общества, предприятия, фирмы. Уровень концентрации говорит о реальной и потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в стране в целом.
Развитию монополизма, как правило, способствуют:
- решения органов власти и управления, ограничивающие экономическую самостоятельность производителей;
- отсутствие у предприятий стимулов к техническому прогрессу, насыщению товарного рынка и повышению качества продукции;
- приоритет групповых интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям;
- завышение цен;
- навязывание своих условий при заключении договоров;
- поставку «с нагрузкой», когда потребитель вынужден приобретать ненужную ему продукцию, затоварившую склады поставщика;
- поставку россыпью, когда потребитель вместо поставщика должен проводить сборку на месте.
Наконец, крайней формой монопольного диктата выступает отказ поставщика заключить договор, ссылаясь на нехватку мощностей, сырья и прочие объективные причины.
Мировые товарные рынки структура, динамика развития
... поставщиков (потребителей), доли участия конкурентов на данном товарном рынке. д) классификация товарных рынков; е) итоги функционирования рынка товаров 1. Сущность мирового товарного рынка. Современные мировые товарные рынки ... ввоз из-за границы. Торговое сальдо, Торговый оборот По принятым в мире стандартам статистики мировой торговли при признании торговли мировой, продажи товара экспортом, а ...
Мировой опыт показывает, что на основе данных о ценах продукции корпорации, контролируемой доле рынка, издержках производства и других параметров разработанные математические модели и экономические критерии позволяют выявить основные признаки монополизации — ограничение конкуренции, дискриминацию потребителя, искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Этот инструментарий дает возможность практически однозначно определить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или нет, эффективна ли она в этом смысле.
Основы монопольной структуры в сфере производства и обращения существовали еще до 1917 г. В. И. Ленин в работе «Государство и революция», по существу, сформировал организационные основы структуры советского монополизма. Он отмечал преимущества картелей, трестов как базы социализма. Принцип монополии был заложен в складывавшуюся социалистическую хозяйственную систему. Но отечественные монополии отличались тем, что они создавались не за счет поглощения мелких собственников, а «в плановом порядке». Формирование монопольных структур в советский период по сути поддерживалось государственной системой. Они были созданы уже в 30-е гг. и развивались весь период советской власти.
В основе монополизации лежат и естественные факторы. Законы специализации и концентрации действуют повсеместно. Однако в условиях административной системы не они играли главную роль, как в странах рыночной экономики. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. То же самое наблюдалось и на местном уровне. Административная система с присущими ей методами регулировала процессы распределения. Советскому монополизму оказывалось противодействие в виде жесткого администрирования, централизованного планирования, охватывавшего все производство, определявшего, кто и что должен произвести, по какой цене продать, кому поставить. Покупателю было предписано оплатить продукцию и услуги по установленной цене.
Система планового производства и распределения произведенной продукции привела еще к одному присущему только социалистической системе хозяйства проявлению монополизма — возникновению дефицита как формы общественных экономических взаимоотношений. Плановое распределение ресурсов и практически всех продуктов производства не ориентировало предприятия на удовлетворение потребностей общества, не создавало стимулов к увеличению необходимого потребителям физического объема производимой продукции. Потребность в товарах (изделиях и услугах) и возможность ее удовлетворения определялись плановыми проектировками и реальными объемами ресурсного обеспечения. В результате к началу 90-х гг. экономическая система логически завершила свое существование, так как возник дефицит практически всех видов продукции как производственного, так и непроизводственного назначения. Ограничение общих объемов централизованных инвестиций и волевой порядок их распределения привели к нарушению народнохозяйственных пропорций, что в свою очередь создало базу для натурального обмена продукцией между предприятиями, а на этапе перехода к рыночным отношениям — к росту цен и гиперинфляции.
Курсовая — Аудит затрат на производство продукции растениеводства ...
... а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита. Задачами проверки учета затрат на производство являются: Целью курсовой работы является: Работа производилась ... корреспондирующие счета по хозяйственным операциям, связанным с производством продукции растениеводства. В качестве источников информации для аудита учета затрат и калькуляции продукции выступает почти ...
Таким образом, в условиях становления рыночных отношений, при ограниченных возможностях перелива капитала и отсутствии его первоначального накопления для перевооружения производства, создания и развития новых производственных мощностей и альтернативных производств любой производитель дефицитной продукции рассматривается на товарном рынке как монополист. Поэтому антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства с помощью мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующего насыщению рынка продуктами и услугами. Предполагается использовать для этого предусмотренные законом экономические и организационные возможности.
Цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы как:
- насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;
- — развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных отношений;
- ограничение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;
- борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;
- поддержка новых, прежде всего негосударственных экономических структур;
- защита прав потребителей.
Роль конкуренции заключается в ослаблении позиций государства в качестве экономического агента, прямо регулирующего хозяйствование. Целенаправленно проводя такую макроэкономическую политику, которая предполагает использование конкуренции, государство создает инфраструктуру, кадровую базу реформы. Оно поддерживает исследования и разработки, современные технологии, обеспечивает предпринимателей информацией, направляющей их на перспективные отрасли, и облегчает выход на рынки новым хозяйствующим субъектам. Государство предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях и налоговые льготы; использует компенсационные, информационные и просветительные меры, ориентированные на потребителя и создающие такую реакцию рыночного спроса, которая способствует вознаграждению или наказанию производителей.
Особое место при проведении макроэкономической политики занимает поддержка государственными антимонопольными органами новых экономических структур. Эта поддержка выражается прежде всего в финансовой помощи данным структурам, которая предполагает распределение полученных, как правило, от приватизации и поступивших в фонд демонополизации денежных средств по следующим направлениям:
- предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
- помощь малому и среднему бизнесу, создание параллельных структур в сферах производства и обращения с высоким уровнем монополизации;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- подготовка кадров предпринимателей и работников государственных органов для работы в рыночных условиях.
Таким образом, критериями выбора объектов инвестирования должны быть: уровень монополизации в соответствующей сфере производства и обращения; степень дефицитности продукта или услуги, уровень насыщенности данного товарного рынка; наличие хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок. Ранжирование объектов по этим критериям даст возможность выявить приоритеты по сферам производства и обращения товаров и услуг, очередность вновь создаваемых или планируемых хозяйствующих субъектов. Размеры сумм, поступивших в фонд демонополизации, позволят определить число инвестируемых по приоритетному списку объектов с учетом конкретных программ. Основными показателями программ инвестирования должны быть: стоимость основных фондов или объемы производства продукции и услуг, подлежащие инвестированию; себестоимость продукции с учетом индекса цен; срок окупаемости вложений в данную сферу; формы инвестирования (кредит, дотации, льготы по налогам); сроки и процентные ставки инвестирования с учетом сроков окупаемости.
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
... Рассмотрим решение подобных проблем на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, для которого характерны на рынке взаимодействуют столько продавцов и ... рынку труда. Спрос на труд со стороны отдельной фирмы, Предельная производительность труда – Абсолютно ясно, что изменения количества использованного труда на отдельной фирме должны приводить к изменению количества применяемых в производстве ...
Расчет необходимых инвестиций включает:
- выявление приоритетных направлений инвестирования на основе ранжирования по критериям;
- определение предельного объема насыщения рынка по данному направлению, исходя из потребительской корзины и количества потребителей;
- установление степени насыщенности рынка на основе статистических данных о фактическом производстве и предельном объеме насыщения;
- расчет объема, необходимого для насыщения рынка;
- исчисление размеров инвестиций в данное направление как произведение объема и себестоимости в соответствии с уровнем и индексом цен.
Для практической реализации предложенной схемы расчетов необходимо создать финансируемые из того же фонда специальные аудиторские службы.
Мировой опыт показывает, что новые экономические структуры появляются в результате дробления хозяйствующих субъектов. Чем больше дробятся предприятия, тем выше заинтересованность непосредственного производителя и значительнее общественные результаты (безотносительно к монополизму).
Поэтому важным этапом демонополизации является разделение, дробление монополистов.
2. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Доминирующее положение на рынке — положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйственных субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).
Анализ рынка парфюрмерно-косметических товаров — отчет о практике
... свидетельствует о том, что столица по-прежнему является основным распределительным пунктом движения товаров парфюрмерно-косметической категории (рисунок 9.) Рисунок 9. Региональная структура оптового рынка парфюпмерно-косметической продукции 2005 г.г. 2.4. ...
Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:
1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);
3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);
4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.
Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Разработка технологии обоснования предельных уровней тарифа на ...
... нем тарифов. Результаты дипломной работы: 1) Анализ рынка электроэнергии; 2) Технология обоснования тарифа на услугу естественной монополии 3) Анализ нормативно-правовой базы и сертификации в области электроэнергетики 4) Анализ правил безопасности при передаче ...
6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
По своим видам монополистическая деятельность делится на:
1) индивидуальную;
2) коллективную;
3) договорную;
4) внедоговорную.
Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:
1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;
2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.
Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка
... своего контрагента на рынке в повседневной жизни. Задачи курсовой работы: привести пример монополистической конкуренции на конкретном рынке. Структура курсовой ... на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного ...
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
3. Методы поддержки конкурентной среды и антимонопольное регулирование
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в том числе касающихся формирования институциональной среды инновационного развития, снижения инфляции, создания условий для улучшения качества жизни населения и повышения национальной конкурентоспособности, во многом обеспечивается конкурентной политикой.
Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
- общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
- повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
- реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях согласно приложению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Антимонопольная политика государства — экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов).
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Конкуренция на российском рынке банковских услуг
... отрасли влияет на эффективность деятельности банков. В связи с этим анализ конкуренции в банковской отрасли, ее конкурентной структуры, поведения банков в крайне агрессивной среде финансового рынка, является первым шагом на пути к развитию конкуренции в банковской отрасли, ...
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Практическая часть
1. Рассчитаем степень концентрации рынка обуви, на котором функционирует 6 предприятий, воспользуемся формулой расчет индекса Хиршмана-Херфиндаля:
HHI = S21 + S22 + … + S2n,
где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.
Индекс Хиршмана-Херфиндаля используется для оценки степени монополизации отрасли и вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
HI=52 + 102 + 152 + 302 + 152 + 252 = 2100.
Поскольку, HHI>1800, данный рынок считается высококонцентрированным, то есть новой фирме трудно войти на этот рынок.
2. При допустимом значении HHI = 2500, нас снова надо рассчитать индекс Хиршмана-Херфиндаля, учитывая следующие данные:
Первой предприятие — 5%
Второе предприятие — 25% (образуется в результате слияние второго и третьего)
Третье предприятие — 30%
Четвертое предприятие — 15%
Пятое предприятие — 25%
HHI= 52+252+302+152+252= 2400
Так как HHI=2400, а значит HHI < 2500 (допустимое значение), слияние второго и третьего предприятий разрешается.
3. Воспользуемся алгоритмом по аналогии с п.2.
Первое предприятие — 5%
Второе предприятие — 10%
Третье предприятие — 45% (образуется в результате слияние третьего и четвертого)
Четвертое предприятие — 15%
Пятое предприятие — 25%
HHI=52 +102 +452+152+252= 3000
Так как HHI=3000, а значит HHI>2500 (допустимое значение), слияние третьего и четвертого предприятий не разрешается.
4. Коэффициент концентрации (CR) — процентное соотношение продаж определенного числа фирм (в данном случае, 4) к общему отраслевому объему.
Существует трехпороговая оценочная шкала Бейна, согласно которой выделяют 4 типа рынка:
Ассортиментная политика предприятия ООО «Центральный рынок»
... учредительные, регистрационные документы предприятия, учебные и методические пособия. 1. Характеристика деятельности предприятия ООО «Центральный рынок» 1.1 Основные сведения о предприятии Юридическое название: Центральный рынок. Предприятие ООО «Центральный рынок» занимается розничной продажей посуды из ...
а) высококонцентрированные олигополии, где СR-4 выше 65%
б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<СR-4<65%
в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<СR-4<50%
г) неконцентрированный рынок при CR-4<35%.
Для расчета CR-4 возьмем доли четырех крупнейших предприятий на данном рынке. Таким образом, получим CR=15+30+15+25= 85%
Согласно предложенной оценочной шкале, данный рынок обуви будет отнесен к высококонцентрированным, так как CR-4 > 65%.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. Москва. 2010г.
2. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. 2012г.
3. Государственно-монополистическое регулирование. 2010г.
4. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1999 (в действующей редакции)
5. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Изд-во РАГС, 2010г.
6. Предпринимательское право. Схемы и комментарии. 2011г.
7. Собрание законодательства Российской Федерации от 11 февраля 2014 г.
8. Конституция Российской Федерации 1993 года в действующей редакции 5 февраля 2014 года
9. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов, 2010г.
10. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие, 2012г
11. Kpyглoвa H. Антимонопольные органы и их деятельность: 2012г
12. Липсиц И. В. Экономика без тайн. 2012г.
13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 2011г.