Олигополия. Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике

Эссе на тему:

«Олигополия. Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике»

МО-31 Негодова А. Н.

(Лысикова А. Н.)

Рынок — в любом его понимании — есть модель, которая в чистом виде не может быть реализована, «выстроена» на практике в системе хозяйствования какой-либо страны. Фактически все «рыночные модели» — олигополия, монополия, монопсония, чистая конкуренция — есть именно модели, условные построения, которые не могут существовать в неком «идеальном» построении на практике.

Что есть олигополия? Отмечу тот факт, что научная экономическая литература содержит некоторый комплекс определений данного понятия. Подведя их к некоторому «общему знаменателю», сформулирую следующее (подчеркну, что следуя логике рассматриваемой проблематики целесообразным представляется осуществить некоторый теоретико-исторический — в контексте экономической науки — экскурс).

С позиций экономической теории имеет место следующее определение.

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — определенным образом организованная рыночная структура, в рамках существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Олигополия — есть определенны образом организованный тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Следуя логике рассматриваемой проблематики, определим наиболее важные черты и свойства олигополии.

  • Определяющим условием является безусловное и решающее доминирование и преобладание на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов.
  • Имею место жесткие — финансовые, экономические, административные — барьеры для вступления в отрасль, где реализован олигопольный рынок.
  • Фирма -олигополист в долгосрочном временном разрезе не связана необходимостью производства исключительно дифференцированной продукции.
  • Олигопольная модель — есть сложное многофакторное образование: поведение каждого субъекта хозяйствования непосредственно инспирирует конкретные изменения на общем рынке; от решения каждой олигопольной фирмы зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист непременного ориентируется на обязательно возникающую реакцию других участников рынка. Дынный факт становится в большинстве случаев почвой для неблагоприятных явлений: на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
  • Олигопольная фирма производит специфический — и по объему, и по характеристикам — продукт: на рынке олигопольной фирмы имеет место небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.
  • Олигополист может выступать как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке.

— Экономическая теория предлагает некоторые «количественные» показатели при определении олигопольной рыночной структуры: в качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

11 стр., 5263 слов

Рыночные отношения. Модели рынка

... предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Стоит отметить, что фундаментальные задачи экономического развития решаются через цены и рынок. Предприниматели стремятся получать все большую прибыль, ... путем пойти, какую модель выбрать? И от того, каким будет путь, зависит в большей степени благосостояние общества. Мною были поставлены следующие задачи. Во-первых, ...

Как уже отмечалось выше, олигополия — равно как и монополия, конкуренция, монопсония — есть идеальная модель, «построение», реализация которой на практике в чистом виде невозможна.

Развитие и трансформация субъектов хозяйствования на олигопольном рынке, диверсификация их деятельности ведут к тому, что залогом их успешной — в средне — и долгосрочном разрезе — деятельности является некоторая дифференциация по уровню значимости, состоятельности, по тому значению, которое оказывает тот или иной субъект хозяйствования на общую ситуацию и тренды олигопольного рынка.

Вместе с тем, в качестве примеров олигополистических образования могут быть названы следующие такие компании как, Боинг» или «Эйрбас» — производители пассажирских самолетов, «Мерседес», «БМВ» — производители высококлассных автомобилей.

Подчеркну то значение, которое в данном случае играет субъективный фактор — характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом, как мне думается, состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. экономический рынок олигополия конкуренция

Товарные рынки с ограниченной конкуренцией: благо это или зло? С моей точки зрения, ответ не данный вопрос не может быть однозначным.

Любая рыночная модель — есть именно модель, упрощение; вместе с тем имеют место ситуации, когда возникновение олигопольных образования — консорциумов, картелей и пр. — продиктовано самим рыночным механизмом, экономической целесообразностью. С моей точки зрения, следует избегать проявления некоторых «крайних форм» — тогда из ситуации олигопольного рынка можно будет извлечь качественные ощутимые финансовые и социальные выгоды и результаты.

Методологические и практические аспекты функционирования рынка несовершенной конкуренции. Теории чистой монополии и олигополии. Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции. Важнейшие задачи политики защиты и развития конкуренции в России.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 24.12.2014

Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукции. Определение цены и объема производства. Тенденция выравнивания прибылей. Преимущества и недостатки монополистической конкуренции. Формы поведения фирм при олигополии. Ценовая координация на рынке.

9 стр., 4321 слов

Конкуренция и модели рынка

... конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка: совершенная (чистая) конкуренция чистая монополия олигополия монополистическая конкуренция На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции ... г. Моршанска. Практическая значимость работы заключается в изучении конкуренции и моделей рыночных структур. Материалы данного ...

презентация [161,2 K], добавлен 31.10.2016

Особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры. Типы олигополистического взаимодействия фирм: картель, синдикат, трест, холдинг, концерн. Способы координации фирм-олигополистов. Модель Штакельберга и модель Курно в теории олигополии.

контрольная работа [72,2 K], добавлен 18.02.2010

Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Дифференциация продукта на рынке. Характерные черты олигополии. Последствия несовершенной конкуренции для экономики страны. Сущность антимонопольного регулирования.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 18.03.2013

Олигополия — особая структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм: понятие, сущность, особенности; характеристики и эффективность. Направления поведения олигополиста, черты несовершенной конкуренции. Ценообразование в условиях олигополии.

курсовая работа [1017,5 K], добавлен 14.03.2011

Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, ее общая характеристика и отличительные особенности, направления и этапы развития в современных условиях. Описание рынков олигополии и монополистической конкуренции.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 09.05.2011

Олигополия-ситуация, когда несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Модель чистой монополи. Модель олигополии в контексте теории игр. Равновесие Нэша. Модель тайного соглашения в ценах (картель).

Модель олигополии Курно. Конкурентное окружение.

реферат [1,3 M], добавлен 05.06.2008

Олигополия — рыночная структура несовершенной конкуренции, в которой доминирует малое число продавцов. Основные черты и типология моделей олигополии. Конкуренция объемов производства. Проблема устойчивости цен и уровня прибыли. Использование теории игр.

презентация [260,6 K], добавлен 04.11.2015

Изучение олигополии и ее места в современной экономике. Отличительные черты дифференцированной олигополии – ситуации, когда несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции. Особенности и анализ закона Оукена. Сущность потенциального ВВП.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 30.05.2010

Краткая характеристика монополистической конкуренции. Дифференциация продукции как основа монополизма. Понятие олигополии и характерные черты олигополистического рынка. Монополистическая конкуренция и олигополия на рынках России: различия и сходства.

курсовая работа [386,2 K], добавлен 17.08.2015