Учитель: Спицына Наталья Александровна, МАОУ СОШ № 2 п. Новоорск, Единица содержания:
Цель урока:
обучающий аспект
-
знать понятия: эссе, проблема, результат деятельности, термины обществоведческих блока «экономика»;
-
уметь работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;
-
определять проблему эссе (т.е. задачу, требующую решения);
-
формулировать проблему эссе;
-
уметь применять алгоритм для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (29) в ЕГЭ.
развивающий аспект:
-
развивать аналитическое мышление при распознавании, определении и формулировании проблемы, поставленной автором в высказывании, при написании эссе;
-
развивать грамотную речь, применяя обществоведческие термины и понятия при аргументации собственного мнения;
-
развивать логическое мышление при применении освоенного алгоритма для определения любой проблемы (личной, трудовой, государственной и др.)
воспитывающий аспект:
-
воспитывать у учащихся культуру интеллектуального общения во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;
-
воспитывать нравственные ценности личности, способной к социально-политической самоактуализации в современном обществе;
-
воспитывать ответственное отношение к собственной оценке осуществляемой деятельности.
Тип урока : урок комплексного применения знаний.
Этапы урока
-
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
-
применение знаний;
42 стр., 20711 словМетодические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона
... взаимодействия государства и регионов в целях решения проблем, стоящих перед отраслями входящих в структуру внешней экономики. 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 1.1 Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект Объективной особенностью современного ...
-
итог на рефлексивной основе.
Ход урока
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».
(Лессинг)
I этап. Организация начала занятия.
Задачи этапа:
-
Активизировать знания учащихся по написанию эссе (понятие).
-
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация прочных знаний и умений (ЕГЭ).
-
Постановка цели урока
Формы работы:
Методы работы:
Организационные.
Здравствуйте. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Экономическая сфера». Для начала я бы хотела обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока. Зачитайте его.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».
(Лессинг)
Кто такой Лессинг? Готхольд Эфраим Лессинг немецкий поэт, драматург в конце
Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе. Поэтому цель нашего урока это отработка умения написания эссе по блоку «Экономика».
У вас на партах лежат маршрутные листы на которых есть теоретический материал, задания на урок, выполнив которые, вы получите необходимый материал для написания эссе по блоку «Экономика»
II Этап. Применение знаний и способов действий.
Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
Что вы должны сделать в первую очередь, начав писать эссе?, Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, Каков ваш следующий шаг?
- Определить, какие обществоведческие термины вы будете использовать.
И следующий шаг?
— Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, исторические события, литературные ситуации, научные доказательства и т.д.
Сколько максимально первичных баллов можно получить за эссе?, Назовите критерии оценивания.
Критерии оценивания ответа на задание
Баллы
Раскрытие смысла высказывания., Смысл высказывания раскрыт., ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.
0
Тест по обществознанию Экономическая политика государства 11 класс
... иметь работу) 2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы. 1) кредитно-денежная ... отдачи» (А. Маршалл). Ответы на тест по обществознанию Экономическая политика государства Часть 1 1-4, 2- ... государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________ __________. Часть 3 (темы для эссе) ...
Характер и уровень теоретической аргументации.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения.
1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой.
0
Качество фактической аргументации.
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису.
0
Максимальный балл
5
Давайте попробуем примерить на себя роль экспертов. Но задача ваша будет проще, чем у настоящих экспертов. Сразу вам скажу, что за это эссе ученик получил 5 баллов. Ваша задача доказать, что эксперт был прав. В вашем маршрутном листе в 1 задании текст эссе на высказывание американского публициста Джона Колемана.
“ О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало” (Д. Колеман).
Проблема, затрагиваемая автором высказывания, имеет огромное значение, потому что она касается основных принципов деятельности современного государства, взаимодействия государства и общества в социально-экономической сфере. В этом высказывании речь идет о таких важных понятиях как государство, государственный бюджет, налогообложение.
Автор имеет в виду, что для реализации своих важнейших функций государство нуждается в финансовых ресурсах. Эти ресурсы являются материальной основой его деятельности, дают возможность влиять на все сферы общественной жизни. Поэтому государство создает централизованный денежный фонд, который наполняется и расходуется исполнительной властью (правительством).
Бюджет — это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства. Бюджет любого государства состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы. Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются средства. Доходная часть формируется, прежде всего, за счет налогов, которые государство собирает с физических и юридических лиц (а также за счет эмиссии и займов).
Расходная часть включает пять основных групп расходов: на содержание государственного аппарата, военные расходы, на социальную сферу, на финансирование некоторых отраслей хозяйства, на предоставление cубсидий и кредитов, на обслуживание долгов государства (внутренних и внешних).
ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛОГИСТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА
... документации, литературы, периодики на английском языке для знакомства с достижениями зарубежных исследователей в области логистики. Выпускается множество актуальных изданий по логистике, в обиход входят ... что представляет собой отдельную проблему перевода ее терминологии. Актуальность изучения способов и проблем перевода терминов в области логистики обусловлена расширением сотрудничества между ...
Таким образом, получается: для того, чтобы расходовать деньги (давать), государство сначала должно эти деньги забрать у налогоплательщиков.
Я полностью согласен с приведенным высказыванием. Иначе государство просто не может полноценно функционировать. Ведь если государство не будет собирать деньги с граждан и организаций, ему останется либо брать их в долг (займы), либо включать печатный станок (денежная эмиссия).
И тот, и другой варианты неизбежно ведут к серьезным экономическим проблемам и даже к экономическому кризису, от которого страдает все общество и конкретные люди.
Приведу пример. В нашей стране все граждане имеют право на бесплатное среднее образование. Поэтому мы ничего не платим за обучение. Но образование — это школы, которые надо строить, содержать и ремонтировать, учителя, которым надо платить заработную плату, учебники и оборудование, которое нужно покупать. Все эти расходы оплачивает государство. А деньги на все это оно берет из налогов, которые регулярно платят работающие граждане, то есть наши родители, бабушки и дедушки. Если же образование будет оплачиваться государством за счет эмиссии, в стране усилится инфляция, зарплаты наших родителей обесценятся, а, значит, все мы станем намного беднее. Или же государству придется отменить бесплатное образование, и тогда платить за него будут наши родители, что также приведет к снижению нашего благосостояния. Другой пример. Человек, достигая определенного возраста, получает от государства пенсию, то есть пособие по нетрудоспособности. Но до этого, пока он работает, он много лет платит налоги в фонд социального страхования. Если работающие не будут платить эти налоги, государству для выплаты пенсий придется брать займы или дополнительно печатать ничем не обеспеченные деньги. Это немедленно приведет к росту инфляции, а значит, пенсии обесценятся, и пенсионеры будут жить намного хуже.
Вот и получается, что Д. Колеман совершенно прав: для того, чтобы государство могло нормально функционировать, а общество жить стабильно и обеспеченно, чтобы люди могли пользоваться социально-экономическими благами, предоставляемыми государством, все должны отдавать государству часть своих доходов.
Практическая работа №1
— Молодцы. Остановимся подробнее на каждом критерии. Итак по первому критерию мы должны определить проблему высказывания. Это очень важный момент, так как при неправильном определении проблемы мы получаем 0 баллов.
В вашем маршрутном листе найдите задание 2. Ваша задача заключается в том, что вы должны найти соответствие между проблемой и высказыванием. Первых три человека, сделавших работу правильно получат оценку.
Соответствие между проблемой и высказыванием.
А
Б
В
Г
Д
Е
И
К
4
5
3
7
2
8
1
6
Итак проверяем., Практическая работа №2
Молодцы. Теперь усложним задание. Посмотрите на задание 3 в маршрутных листах. Работать будем в парах. Перед вами десять высказываний, каждая пара работает с одним высказыванием. Вы должны будете определить проблему, подобрать необходимые термины (только термины, без определения), для раскрытия проблемы и найти аргументы. 1 аргумент вы можете взять из учебника по экономике, 2 из общественной жизни, истории или литературы. Аргументы не расписывать, а кратко написать.
Инфляция реферат на английском
The result of this increase in the quantity of money was a general tendency toward an upward movement of prices in Europe. In the same way, today, whena government increases the quantity of paper money, the result is that the purchasing power of the monetary unit begins to drop, and so prices rise. This is called inflation. Unfortunately some people prefer to attribute the cause of inflation not ...
«Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей.
«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция». Л. Эрхард.
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они не знают». Ф.А. Хайек
«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». – Ф.А. Хайек.
«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги!. К. Гепперт, К. Пат.
«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого». С. Джонсон.
«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» М Фридман
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» А. Моруа
«Первая цель — качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
«Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей. – проблема рационального использования доходов.
Терминология: потребитель, доход, источники доходов, рациональное поведение потребителя, сбережения, ограниченность возможностей, уровень жизни человека, ценные бумаги.
«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция». Л. Эрхард. – проблема конкуренции.
Терминология: конкуренция, основные виды конкуренции, экономические субъекты, доход, рынки сбыта, рыночный механизм саморегулирования, монополизм, типы рыночных структур (модели рынка)
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер – проблема ограниченности ресурсов.
Терминология: экономика как хозяйство и экономика как наука, эффективность экономики, ресурсы и их виды, потребности, основные вопросы экономики, предметы первой необходимости и предметы роскоши, альтернативная стоимость.
«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они не знают». Ф.А. Хайек – проблема взаимосвязи рыночного механизма регулирования и социальной ответственности предпринимателя.
Терминология: предпринимательство, прибыль, конкуренция, социальная ответственность, деловая этика.
«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». – Ф.А. Хайек. – проблема соотношения экономической свободы и социальной справедливости.
Проблемы и перспективы малого бизнеса в России
... 1. Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России 1.1 Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе В современный период рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, ...
Терминология: социальная справедливость, социальное равновесия, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, сочетание свободы и ответственности.
«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги!. К. Гепперт, К. Пат. – проблема соотношения монетарной (денежно-кредитной) политики государства и банковской системы как проводника этой политики.
Терминология: монетарная политика, эмиссия денег, функции Центробанка, коммерческий банк, банковский резерв, учетная ставка процента.
«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого». С. Джонсон. – проблема значения налоговой системы для реализации распределительной функции государства в экономике.
Терминология: налоговая политика, налоги прямые и косвенные, государственный бюджет, социальная политика, фискальная политика.
«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» М Фридман. – проблема влияния инфляции на развитие экономики и уровень жизни населения.
Терминология: инфляция (ползучая, галопирующая, гиперинфляция), кредиторы, дебиторы, открытая инфляция, подавленная инфляция, инфляция спроса, инфляция предложения.
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» А. Моруа. – сочетание свободы предпринимательства и конкуренции.
Терминология: предпринимательство, конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция.
«Первая цель — качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
Проблема:
Терминология: пути развития экономического роста: эффективный и интенсивный, экономический рост,
III этап. Подведение итогов знаний на рефлексивной
Задача: анализ и оценка успешности достижения цели, мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности.
Беседа с учащимися., Вспомните цель нашего урока? Достигли ли мы ее? Помогут ли вам полученные знания написать эссе?
Давайте тогда для закрепления, немного поиграем. Всем вам известны пазлы? Сейчас мы из разрозненных кусочков составим эссе. Его разрезали на 8 кусочков: вступление, проблема, теория 1, аргумент к 1 теории, теория 2, аргумент ко 2 теории, вывод. И все перемешали. Ваша задача все кусочки расставить правильно. Это задание № 4 в маршрутном листе.
Элементы композиции эссе.
Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке
В
1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?
П
2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.
Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов.
Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми.
Налоги для государства то же что. «Налоги- паруса государства. ...
... и другим читателям. Спасибо за внимание., Полезный материал по теме «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не ... такое понятие, как налоги. Что же это такое? Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Однако налоги в государстве выплачиваются по ...
В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.
В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже. Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными.
Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов.
Т1
3. Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики.
Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в с овременной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов.
А1
4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая» нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей.
А2
5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги.
Т2
6.Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?
В
8. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию.
В ступление
П роблемы
Теория
1
Рационального использования капитала является актуальной в современном ...
... в Татарстане. Инвесторы заключают договоры на покупку нашей национальной продукции. Тем самым мы получаем деньги, а они товар. Их деньги идут на производство нового товара, а ... и развитие государства на данный момент и в будущем тоже. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения ... богатство хранится в сундуках и не тратится никуда, и не приносит дохода. Отсюда следует, что эти деньги в ...
Аргумент1
Теория 2
Аргумент 2
В ывод
Части текста
8
6
1
2
4
3
5
IV этап. Информация о домашнем задании 5 мин.
Задача: обеспечение содержания и способов выполнения домашнего задания., Личный выбор учащимся темы эссе для домашнего задания., В маршрутных листах задание 5, 6., Задание: проанализируй данный ниже текст с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
« Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам.)
М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. Действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство.
Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями.
Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип?
Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования.
Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя.
Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции – удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным.
Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о которых говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!
Налоги на потребителей
... и только затем оставшуюся часть облагают налогом. То же самое произойдет и со спросом на товары, которые не являются для потребителя необходимыми. Равновесная кривая сдвинется при этом ... не давая возможности перейти на уровень конкретных налогов. Известно, что способы исчисления разных налогов - различны, различны и последствия введения каждого налога. Я не буду подробно останавливаться на этом ...
Задание: проанализируй данный ниже текст с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
Тема: « Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам.)
Я полностью согласна с точкой зрения М. Амстердама, о том, что бизнес есть искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. Автор затрагивает актуальную проблему: как бизнесмену заставить потребителя покупать именно его товар.
Действительно, на современном рынке между товаропроизводителями идёт борьба за «кошелёк потребителя». Что же делают бизнесмены, чтобы расположить потребителя к себе?
Потребитель хочет всегда одного: приобрести товар лучшего качества и по наименьшей цене. А какие методы для этого использует производитель? Многие производители с целью завоевания «кошелька потребителя» используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, предлагают товары, которых нет у конкурентов.
На первый взгляд, ничего предосудительного в этих методах нет. Но на самом деле та же самая реклама может принести большой вред обществу и государству. Поэтому государство приняло закон о рекламе, в котором говорится о многих тонкостях рекламы, в том числе и о том, к каким методам не следует прибегать рекламодателю. В рекламных роликах, например, запрещено популяризировать культ насилия, жестокости. Сейчас при рекламе спиртных напитков и табачных изделий запрещено использовать образы людей. Многие помнят рекламу пива, героями которой были молодые люди. В своё время она сыграла пагубную роль. Трудно было устоять перед соблазном, когда со всех экранов призывали пить пиво и быть такими же крутыми, как герои донного ролика. Результат — массовое увлечение молодёжи привело к росту алкоголизма. Эта реклама есть не что иное как насилие над сознанием потребителя с целью завладения его «кошельком».
Другим методом завоевания кошелька потребителя является создание внешней привлекательности товара. Хорошо, если внешняя привлекательность соответствует внутреннему содержанию. А то случается и так, что товар какой-либо фирмы не раскупается из-за низкого качества. И на какие уловки идут недобросовестные производители? Они улучшают внешний вид товара, а качество остаётся плохим. Потребитель покупает эту хитрость и оказывается обманутым. Это также насилие над сознанием потребителя
Прочитайте эссе, и выполните здания после него., Тема: « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»., С. Джонсон
Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*
В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке
1. Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
2. Зачитай проблему.
3.Зачитай теорию (Т)
4. Зачитай первый аргумент (А1).
5.Зачитай второй аргумент (А2).
6. Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.
7. Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.
8. Назови обществоведческие термины, данного эссе., Маршрутный лист, Задание 29: блок «Экономика»
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».
(Лессинг)
Критерии оценивания ответа на задание
Баллы
Раскрытие смысла высказывания., Смысл высказывания раскрыт., ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.
0
Характер и уровень теоретической аргументации.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения.
1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой.
0
Качество фактической аргументации.
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису.
0
Максимальный балл
5
Задание № 1. Оцените эссе по критериям.
“ О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало” (Д. Колеман).
Проблема, затрагиваемая автором высказывания, имеет огромное значение, потому что она касается основных принципов деятельности современного государства, взаимодействия государства и общества в социально-экономической сфере. В этом высказывании речь идет о таких важных понятиях как государство, государственный бюджет, налогообложение.
Автор имеет в виду, что для реализации своих важнейших функций государство нуждается в финансовых ресурсах. Эти ресурсы являются материальной основой его деятельности, дают возможность влиять на все сферы общественной жизни. Поэтому государство создает централизованный денежный фонд, который наполняется и расходуется исполнительной властью (правительством).
Бюджет — это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства. Бюджет любого государства состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы. Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются средства. Доходная часть формируется, прежде всего, за счет налогов, которые государство собирает с физических и юридических лиц (а также за счет эмиссии и займов).
Расходная часть включает пять основных групп расходов: на содержание государственного аппарата, военные расходы, на социальную сферу, на финансирование некоторых отраслей хозяйства, на предоставление cубсидий и кредитов, на обслуживание долгов государства (внутренних и внешних).
Таким образом, получается: для того, чтобы расходовать деньги (давать), государство сначала должно эти деньги забрать у налогоплательщиков.
Я полностью согласен с приведенным высказыванием. Иначе государство просто не может полноценно функционировать. Ведь если государство не будет собирать деньги с граждан и организаций, ему останется либо брать их в долг (займы), либо включать печатный станок (денежная эмиссия).
И тот, и другой варианты неизбежно ведут к серьезным экономическим проблемам и даже к экономическому кризису, от которого страдает все общество и конкретные люди.
Приведу пример. В нашей стране все граждане имеют право на бесплатное среднее образование. Поэтому мы ничего не платим за обучение. Но образование — это школы, которые надо строить, содержать и ремонтировать, учителя, которым надо платить заработную плату, учебники и оборудование, которое нужно покупать. Все эти расходы оплачивает государство. А деньги на все это оно берет из налогов, которые регулярно платят работающие граждане, то есть наши родители, бабушки и дедушки. Если же образование будет оплачиваться государством за счет эмиссии, в стране усилится инфляция, зарплаты наших родителей обесценятся, а, значит, все мы станем намного беднее. Или же государству придется отменить бесплатное образование, и тогда платить за него будут наши родители, что также приведет к снижению нашего благосостояния. Другой пример. Человек, достигая определенного возраста, получает от государства пенсию, то есть пособие по нетрудоспособности. Но до этого, пока он работает, он много лет платит налоги в фонд социального страхования. Если работающие не будут платить эти налоги, государству для выплаты пенсий придется брать займы или дополнительно печатать ничем не обеспеченные деньги. Это немедленно приведет к росту инфляции, а значит, пенсии обесценятся, и пенсионеры будут жить намного хуже.
Вот и получается, что Д. Колеман совершенно прав: для того, чтобы государство могло нормально функционировать, а общество жить стабильно и обеспеченно, чтобы люди могли пользоваться социально-экономическими благами, предоставляемыми государством, все должны отдавать государству часть своих доходов.
Задание № 2. Установи соответствие между проблемой и высказыванием.
А
Б
В
Г
Д
Е
И
К
Задание №3
«Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей.
«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция». Л. Эрхард.
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они не знают». Ф.А. Хайек
«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». – Ф.А. Хайек.
«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги!. К. Гепперт, К. Пат.
«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого». С. Джонсон.
«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» М Фридман
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» А. Моруа
«Первая цель — качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
Задание № 4. Соедини части текста в правильном порядке.
Элементы композиции эссе.
Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке
В
1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?
П
2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.
Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов.
Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми.
В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.
В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже. Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными.
Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов.
Т1
3. Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики.
Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в с овременной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов.
А1
4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая» нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей.
А2
5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги.
Т2
6.Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?
В
8. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию.
В ступление
П роблемы
Теория
1
Аргумент1
Теория 2
Аргумент 2
В ывод
Части текста
Домашнее задание: Написать эссе на любую тему и выполнить задания № 5, 6, Задание № 5. Проанализируй данный ниже текст с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
1 текст
« Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам.)
М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. Действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство.
Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями.
Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип?
Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования.
Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя.
Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции – удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным.
Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о которых говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!
Текст 2. Тема: « Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам.)
Я полностью согласна с точкой зрения М. Амстердама, о том, что бизнес есть искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. Автор затрагивает актуальную проблему: как бизнесмену заставить потребителя покупать именно его товар.
Действительно, на современном рынке между товаропроизводителями идёт борьба за «кошелёк потребителя». Что же делают бизнесмены, чтобы расположить потребителя к себе?
Потребитель хочет всегда одного: приобрести товар лучшего качества и по наименьшей цене. А какие методы для этого использует производитель? Многие производители с целью завоевания «кошелька потребителя» используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, предлагают товары, которых нет у конкурентов.
На первый взгляд, ничего предосудительного в этих методах нет. Но на самом деле та же самая реклама может принести большой вред обществу и государству. Поэтому государство приняло закон о рекламе, в котором говорится о многих тонкостях рекламы, в том числе и о том, к каким методам не следует прибегать рекламодателю. В рекламных роликах, например, запрещено популяризировать культ насилия, жестокости. Сейчас при рекламе спиртных напитков и табачных изделий запрещено использовать образы людей. Многие помнят рекламу пива, героями которой были молодые люди. В своё время она сыграла пагубную роль. Трудно было устоять перед соблазном, когда со всех экранов призывали пить пиво и быть такими же крутыми, как герои донного ролика. Результат — массовое увлечение молодёжи привело к росту алкоголизма. Эта реклама есть не что иное как насилие над сознанием потребителя с целью завладения его «кошельком».
Другим методом завоевания кошелька потребителя является создание внешней привлекательности товара. Хорошо, если внешняя привлекательность соответствует внутреннему содержанию. А то случается и так, что товар какой-либо фирмы не раскупается из-за низкого качества. И на какие уловки идут недобросовестные производители? Они улучшают внешний вид товара, а качество остаётся плохим. Потребитель покупает эту хитрость и оказывается обманутым. Это также насилие над сознанием потребителя
Задание № 6. Прочитайте эссе, и выполните здания после него., Тема: « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»., С. Джонсон
Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*
В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке
1. Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
2. Зачитай проблему.
3.Зачитай теорию (Т)
4. Зачитай первый аргумент (А1).
5.Зачитай второй аргумент (А2).